Каким термином обозначается способность создавать что то новое
12 психологических терминов, значение которых ты должен знать
«Амбивалентность», «ригидность», «катарсис». Если ты хочешь выражать свои мысли и чувства не на уровне школьника, то придется разобраться в значении некоторых психологических терминов. К тому же это отличный способ расширить свой словарный запас и при удобном случае блеснуть умом в разговоре.
1. Эмпатия
Что ж, начнем с самого очевидного. Эмпатия — это способность осознанно сопереживать эмоциональному состоянию другого человека. Если говорить проще, эмпаты — люди, которые умеют ставить себя на место другого человека, понимают чувства окружающих и проявляют готовность оказать им необходимую поддержку. Допустим, если ты переживаешь вместе с другом, который рассказывает тебе неприятный случай из своей жизни, эмоционально поддерживаешь свою подругу, которую бросил парень, и часто ловишь себя на том, что проживаешь чувства даже малознакомого человека вместе с ним самим, — ты эмпат.
2. Прокрастинация
«Сделаю это завтра — никуда не денется», «доделаю тогда, когда у меня будет на это настроение», «это нужно мне не срочно, так что можно и подождать» — вот она, прокрастинация, или откладывание дел на потом. То самое состояние, когда ты понимаешь, что тебе обязательно нужно сделать что-то, но браться за работу ты не хочешь. И заставить себя практически невозможно.
При этом ты начинаешь испытывать вину за то, что не успел переделать дела, — вот главное отличие от обыкновенной лени. Когда ты ленишься, тебя не терзает совесть, а когда ты прокрастинируешь — ты начинаешь переживать.
3. Фрустрация
Хотя бы однажды ты наверняка испытывал чувство нереализованности, которое становилось причиной отсутствия мотивации и желания что-либо делать. Это и называется фрустрацией. Когда кажется, что ты в жизненном тупике: тебе всё осточертело, и ничего не получается.
Больше всего к фрустрации склонны люди, которые имеют точное представление о способе достижения поставленной цели и стараются придерживаться этого плана. Любое отклонение от намеченного курса может привести их к замешательству.
4. Амбивалентность
Амбивалентность — это особенность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же предмет (или ситуация) вызывает у человека одновременно два противоположных чувства (к примеру, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, дружелюбие и враждебность). Швейцарский психиатр Э. Блейлер считал амбивалентность одним из признаков шизофрении. На самом же деле амбивалентность абсолютно нормальна в отношении объекта, который играет в жизни человека неоднозначную роль.
5. Инсайт
Если переводить напрямую с английского языка, insight — это способность постигать суть, внезапное озарение, нахождение верного решения. Обычно в сложных задачах приходит инсайт, то есть озарение. После нескольких часов или дней, потраченных на поиск оптимального решения, ты вдруг четко понимаешь, что тебе нужно делать дальше.
6. Конформизм/нонконформизм
Прежде всего стоит разобраться в том, что такое конформность. Конформность — это склонность человека менять свое первоначальное мнение об объекте под влиянием окружающих. Чаще всего это происходит из-за боязни быть не как все, не понравиться другим людям, выглядеть глупо. Но погоди с негативной оценкой — конформность является еще и элементом социализации человека. Одно из полезных ее проявлений — это способность усвоения норм и правил поведения, установленных в обществе.
Нонконформизм — это противоположное понятие, выражающее отстаивание человеком своего мнения, даже если оно отличается от мнения большинства.
7. Катарсис
По сути катарсис — это эмоциональная разрядка, которая наступает в процессе долгого переживания, волнений. Как только эмоции выплеснуты — настает облегчение. К примеру, у человека есть проблема, которая в какой-то момент достигает своего пика, и он начинает страдать. Но страдать вечно оказывается невозможным — проблема постепенно отходит на второй план или теряет свою актуальность. Злость стихает, и наступает момент, когда человек высвобождается от всех отрицательных эмоций.
8. Ригидность
Под термином «ригидность» понимают неспособность человека изменить свои устои и привычки, даже если этого требует сложившаяся ситуация. Новое просто не воспринимается индивидом. Самый распространенный пример — отказ поменять свою точку зрения, даже ввиду появления новых фактов, опровергающих ее. В общем, ригидный человек — это своего рода заложник стереотипов и штампов.
9. Ассертивность
В современном мире это одно из самых важных качеств человека. Ассертивность — сдержанное и уважительное отстаивание своих интересов без ущемления при этом прав окружающих. К примеру, продавец-консультант подходит к человеку в магазине и предлагает свои услуги, в которых тот не нуждается. Грубо будет ответить: «Я разберусь сам! Оставьте меня». Ассертивный ответ: «Спасибо за предложение, но мне не нужна ваша помощь».
10. Обсессия
Обсессия — это навязчивые мысли и идеи, которые спонтанно возникают в голове у человека и не поддаются контролю. Самостоятельно избавиться от обсессии не получается, переключить внимание на что-то другое попросту невозможно. Наглядный пример обсессии — возвращение домой, чтобы проверить, перекрыт ли газ и не оставлен ли включенным утюг.
11. Локус контроля
Термин обозначает приписывание своих успехов и провалов влиянию внешних факторов или собственным способностям. То есть человек либо валит всё на неудачное стечение обстоятельств, либо полностью берет на себя ответственность за свои действия.
12. Интроспекция
Интроспекция — это самонаблюдение. С помощью этого метода человек может познавать себя, свои мысли, чувства, переживания. Главный плюс такого метода в том, что человек может самостоятельно заняться исследованием себя. Но тут же стоит упомянуть и о главном минусе: исследование может получиться необъективным.
Сила воображения: на что она способна и почему важно ее развивать
Что такое воображение
Согласно классическому учебнику Роберта Немова по общей психологии, воображение — это психологическая особенность человека, которая позволяет ему действовать не только в реальном, но и в придуманном им самим мире, придумывать нечто новое и воплощать его в реальность.
В философии воображение рассматривают как составную часть творческого процесса. В учебнике «Общая психология» доктор психологических наук Артур Петровский отмечает, что для выполнения повседневных задач нужно не меньше воображения, чем для творческих: например, чтобы смастерить стул, нужно сначала представить себе его назначение, высоту, форму, размер и изготовить детали в соответствии с этим образом.
В быту термин «воображение» часто используют как синоним чего-то нереального, несуществующего. Выражение «Ну ты воображаешь» в разговорной речи — мягкая форма фразы «Ты врешь», то есть, сознательно искажаешь действительность. Психологи с этим не согласны: по «Словарю Выготского» воображение и действительность связывают четыре процесса.
Виды воображения
Чтобы правильно пользоваться воображением, нужно знать, какие виды существуют и за что они отвечают. Согласно учебнику по психологии доктора психологических наук Анатолия Маклакова, воображение бывает активным и пассивным.
Активное воображение
Активное воображение — способность человека по собственной воле вызывать в воображении образы, чтобы воплотить их в жизнь. Этот тип воображения используется при любой творческой деятельности: когда ученый ставит перед собой цель изобрести новое устройство или когда ребенок решает, как ему нарисовать маму. Если художник придумывает дракона, чтобы потом сделать его макет или 3D-анимацию — это активное воображение.Активное воображение бывает:
Карл Юнг использовал активное воображение в аналитической терапии как метод выявления бессознательного: пациент задает исходную точку (например, фрагмент сна) и позволяет воображению развить его в целые сюжеты. Бессознательное обретает смысл, воплощается в материальную форму — рисунок, танец, игру, — и человек начинает лучше понимать себя и других людей.
Пассивное воображение
Пассивным воображением называют мечты и образы, которые возникают в голове человека, но не воплощаются в жизнь. Если активное воображение ставит цели, то пассивное погружает в другую реальность: человек мечтает попасть в другое время, или познакомиться с героем фильма. Если офисный сотрудник погружается в грезы о мире огнедышащих драконов, чтобы пережить скучное совещание на работе — это пассивное воображение.
Пассивное воображение бывает:
Преобладание пассивного воображения в жизни человека может привести к отрыву от действительности и торможению психического и социального развития. В крайних случаях может развиться синдром патологического фантазирования. Люди с таким расстройством живут в выдуманной однотипной реальности, воспринимают происходящие там события как более важные и теряют интерес к действительности.
Роль воображения в жизни
Воображение нужно не только детям и художникам. Оно необходимо для мышления, памяти, эффективной работы и многого другого. Отвечаем на самые популярные вопросы о роли воображения в жизни человека.
Почему воображение важно
Согласно исследованию медицинского журнала Американской академии неврологии, у людей среднего и пожилого возраста, которые занимаются творческой деятельностью, на 73% меньше риск проблем с памятью и мышлением, легких когнитивных нарушений, которые приводят к деменции.
Воображение необходимо для важных психических процессов:
Помогает ли воображение достигать успехов в работе
Эксперты Harvard Business Review считают, что именно воображение позволяет бороться с кризисными ситуациями. По данным исследования Института Брюса Хендерсона, 14% компаний смогли пережить экономические спады и выдержать конкуренцию за счет инвестиций в новые точки роста в бизнесе — чтобы увидеть эти точки, нужно обладать воображением и представлять, какие пути развития могут быть успешными.
Правда ли, что у детей воображение лучше
У детей воображение действительно работает активнее: для взрослых мир знаком, а ребенок только начинает в нем осваиваться. Воображение необходимо ему для наблюдения, создания и осмысления новых образов.
Во время конференции TEDxTucson доктор Джордж Лэнд рассказал о длительном исследовании NASA в области креативности: 1 600 дошкольникам в возрасте 4–5 лет предложили решить некую проблему новым способом. По результатам теста 98% детей набрали количество баллов на уровне «творческих гениев». Пять лет спустя только 30% той же группы остались на таком же уровне, еще через пять лет — 12%. Когда тест провели среди более 1 млн взрослых в возрасте около 31 года, выяснилось, что только у 2% такой же уровень креативной гениальности.
Кандидат психологических наук Александр Веракса отмечает, что отсутствие воображения у ребенка — признак патологических процессов, часто — синдрома раннего детского аутизма: без воображения невозможна игра, с помощью которой ребенок примеряет на себя «взрослые» обязанности — готовку, вождение автомобиля, воспитание малышей.
Как понять, что у человека нет воображения
Людей без воображения не бывает: хочет человек того или нет, но его мозг создает образы. Однако некоторые не могут мысленно воспроизводить звуки и визуализировать. Такую особенность ученые называют афантазией. Согласно исследованию специалиста по когнитивной и поведенческой неврологии Адама Земана, люди с афантазией видят сны, но не могут создавать визуальные образы наяву, а еще часто страдают нарушениями памяти.
Есть люди с противоположным феноменом — гиперфантазией: им достаточно услышать слово «дракон», чтобы представить форму его хвоста, текстуру чешуи и цвет пламени из пасти. У большинства людей воображение развито средне, но существуют способы его улучшить.
Как развить воображение: шесть способов
Ищите новые хобби
Согласно исследованию Калифорнийского университета в Сан-Франциско, занятия творческими хобби в нерабочее время увеличивают работоспособность сотрудников. Самый надежный способ пробудить воображение — попробовать себя в деле, в котором у вас нет никакого опыта. Изучение нового требует, чтобы мозг думал (а нейроны соединялись) иначе. Это открывает новые перспективы и создает почву для творчества.
Мечтайте
Согласно отчету креативного агентства We Are Social, среднестатистический пользователь интернета в возрасте от 16 до 64 лет каждый день проводит в Сети 6 часов 43 минуты — это 100 дней в год, более четверти своей жизни. Постоянное поглощение информации не оставляет времени, чтобы помечтать. По данным исследования научного издания Behavioral Scientist, люди, которые погружаются в грезы в течение дня, чаще принимают творческие решения и испытывают приливы вдохновения. Постарайтесь помечтать, а не скроллить ленту соцсетей, пока ждете очереди в магазине, едете в автобусе или перекусываете на скамейке в парке.
Гуляйте
Ходьба погружает в креативное, вдохновленное состояние. Исследование Стэнфордского университета 2014 года показало, что при ходьбе креативность в среднем на 60% выше. Постарайтесь отправиться на прогулку без телефона и не по проторенному маршруту.
Окружайте себя креативными людьми
Согласно исследованию научного журнала Child Development, дети из творческих семей растут более креативными. Этот лайфхак работает и со взрослыми: творческое окружение вдохновляет думать нестандартно.
Играйте
Согласно исследованию психологического журнала Journal of Play, игры в детском возрасте влияют на развитие креативности в будущем. Позвольте себе отказаться от рациональных аспектов взрослой жизни и принять другую реальность: пусть коробка станет ракетой, а телефон — космическим бластером. Пригласите друзей или семью присоединиться к вам, а еще лучше попросите детей принять вас в их игру и учитесь у мастеров.
Если поначалу задание покажется сложным, стоит попробовать дать волю воображению в медитации, установить контакт с внутренним ребенком, начать вести дневник и вспомнить свои детские фантазии.
Окружайте себя синим цветом
Исследование Университета Британской Колумбии в Ванкувере показало, что синий цвет повышает производительность при выполнении творческих задач, потому что ассоциируется с открытостью и умиротворением. Добавьте синие предметы в интерьер или просто создайте обстановку, которая вдохновляет.
Основные подходы и понятия в психологии творчества
Основная задача психологии творчества состоит в раскрытии психических механизмов и закономерностей творческого процесса, определении компонентов творческих способностей и изучении креативности человека. Творчество рассматривается как основа и механизм развития психики (А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов и др.), а его исследование связывается с закономерностями мышления (В. Н. Пушкин, О. К. Тихомиров, Э. Г. Юдин). Однако, как отмечают авторы Н. Т. Алексеев, С. М. Бернштейн, А. Н. Лук. Я. А. Пономарев, для исследования креативности поиск ее связи с закономерностями мышления оказывается недостаточным. Так, согласно точке зрения С. Ариети, Г. Дэвис, X. Литтон, творческая, не стимулируемая извне поисковая и преобразующая активность, или креативность, базируется на особых творческих способностях, которые имеют свои задатки и могут проявляться в любых видах деятельности.
Опираясь на теоретические принципы и эмпирические исследования рассмотренных авторов, определим основные понятия психологии творчества.
Психология творчества — область знания, изучающая созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве (Я. А. Пономарев). Определение, данное С. Л. Рубинштейном наиболее распространенное в нашей отечественной литературе: «Творчество— деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью».
Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Психологические аспекты творчества и его компоненты
Т В О Р Ч Е С Т В О | ||
Личностный аспект творчества | Процессуальный аспект творчества | |
1. | Творческие способности | Инсайт |
2. | Мотивы творчества | Вдохновение |
3. | Система ЗУН | Стимуляция творчества – «мозговая атака» |
4. | Воображение | Формирование замысла |
5. | Интуиция | |
6. | Умственная активность | |
7. | Потребность в самоактуализации | |
8. | Созидательные возможности (креативность) |
Творческие способности, в отличие от специальных способностей, определяющих успешность в конкретных видах деятельности, проявляются в любой деятельности в том специфическом стиле ее выполнения, который может быть назван творческим.
Творческие способности делятся на три основные группы:
1. Способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности);
2. Способности, связанные с темпераментом (эмоциональность);
3. Умственные способности (интеллектуальная одаренность).
В общем виде интеллектуальная одаренность — это такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, то есть деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д.
На данный момент можно выделить как минимум шесть типов интеллектуального поведения, которые в рамках разных исследовательских подходов соотносятся с проявлением интеллектуальной одаренности:
1) лица с высоким уровнем развития «общего интеллекта» в виде показателей IQ > 135-140 единиц; выявляются с помощью психометрических тестов интеллекта («сообразительные»);
2) лица с высоким уровнем академической успешности в виде показателей учебных достижений; выявляются с использованием критериально-ориентированных тестов («блестящие ученики»);
3) лица с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей в виде показателей беглости и оригинальности порождаемых идей; выявляются на основе тестов креативности («креативы»);
4) лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных реальных видов деятельности, имеющие большой объем предметно-специфических знаний, а также значительный практический опыт работы в соответствующей области («компетентные»);
5) лица с экстраординарными интеллектуальными достижениями, которые нашли свое воплощение в объективно значимых, в той или иной мере общепризнанных формах («талантливые»);
6) лица с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей («мудрые»).
Творческое мышление. Более подробно можно выделить следующие основные характеристики творческого мышления:
1. Зоркость в поисках. В потоке внешних раздражителей большинство людей обычно воспринимают лишь то, что укладывается в «координатную сетку» уже имеющихся знаний и представлений, а остальную информацию бессознательно отбрасывают. На восприятие влияют привычные структурные установки, оценки, чувства, а также комфортность по отношению к общепринятым взглядам и мнениям. Для творческого мышления характерна способность увидеть, то, что не укладывается в рамки ранее «усвоенного» — это нечто большее, чем наблюдательность.
3. Способность к переносу. Весьма существенна способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, т.е. умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области. Это, по сути, способность к выработке обобщающих стратегий. Поиски аналогий — это и есть выработка обобщающей стратегии, необходимое условие переноса навыка или идеи.
4. Латеральное мышление. Широко распределенное внимание повышает шансы на решение проблемы. Французский психолог Сурье писал: «Чтобы творить — надо думать скоро». По аналогии с боковым зрением врач де Боно назвал боковым мышлением эту способность увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию.
5. Цельность восприятия. Этим термином обозначается способность воспринимать действительность целиком, не дробя (в отличие от восприятия информации мелкими независимыми «порциями»). В процессе творческой работы необходимо умение оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы вписать их в более широкие картины.
6. Готовность памяти. Когда человек ищет решение проблемы, он может рассчитывать лишь на ту информацию, которую в данный момент воспринимает, и которую может извлечь из памяти, в таких случаях говорят о сообразительности, то есть о готовности памяти «выдать» нужную информацию в нужную минуту. Готовность памяти — это одно из важнейших условий продуктивного мышления.
7. Гибкость мышления. Гибкость мышления означает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию, отсутствие гибкости называют инертностью, ригидностью.
8. Гибкость интеллекта. Существует также такая гибкость, как способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы. Здесь нужно подчеркнуть слово «вовремя». Если слишком долго упорствовать, исходя из заманчивой, но ложной идеи, будет упущено время. А слишком ранний отказ от гипотезы мешает привести к тому, что будет упущена возможность решения. Особенно трудно отвергнуть гипотезу, если она своя, придумана самостоятельно, усилиями собственной мысли. Способность перешагнуть через такие невидимые, но прочные шлагбаумы и есть гибкость интеллекта.
9. Способность к оценочным действиям. Чрезвычайно важна способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки. Оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и по ее ходу; они служат вехами на пути творческих исканий, отделяющих различные этапы и стадии творческого процесса.
11. Способность к доведению дела до конца.
12. Профессиональные способности. Существуют сочетания способностей и психофизиологических характеристик, которые позволяют их обладателю успешно заниматься каким-либо процессом, деятельностью. Термин «способность к данной профессии» относится не только к психогенетическим задаткам, но и к тому, как они реализованы.
Термин «креативность» происходит от лат. сгеаtive — созидание и означает творческие возможности (способности) человека. которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.
Автор Торшина К. А. проанализировала определения креативности, и предлагает разделить их на 6 типов:
1) гештальтисткие (описывающие креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего);
2) инновационные (ориентированные на оценку креативности по новизне конечного продукта);
3) эстетические или экспрессивные (делающие упор на самовыражении творца);
4) психоаналитические или динамические (описывающие креативность в терминах взаимоотношений Оно, Я и сверх-Я);
5) проблемные (определяющие креативность через ряд процессов решения задач). К этому разряду было отнесено и определение Дж. Гилфорда: Креативность — это процесс дивергентного мышления;
6) в шестой тип вошли определения, не попавшие ни в один из перечисленных выше — разные, и в том числе весьма расплывчатые (например, «добавление к запасу общечеловеческих знаний»).
Творческий процесс— это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. По сути дела, творчество — это «способность создавать любую принципиально новую возможность» (Г. С. Батищев). Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению, инсайтам и подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.
Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным и творческим моментом считалось озарение – интуитивное схватывание искомого результата.
1. Дайте определения следующим понятиям: инсайт, воображение, интуиция, дивергентное и конвергентное мышление
2. Дайте характеристику функций правополушарного и левополушарного мышления.