Какими сюжетами вы заинтересовались о чем уже знаете история 6 класс
История России
Дорогие ребята!
Вам предстоит познакомиться с одним из важнейших и интереснейших периодов истории человечества, пришедшим на смену древности, — Средними веками. В этом вам поможет учебник, который мы постарались сделать интересным и удобным. Его текст делится на разделы, главы и параграфы. Каждый параграф тоже делится на части — пункты.
В начале глав помещены ключевые вопросы. Ответить на них вы сможете, если усвоите содержание главы. В этом вам помогут вопросы как к пунктам, так и к параграфу. С их помощью вы проверите свои знания, оцените важные события и выделите самое основное в тексте. Лучше представить изучаемую эпоху вам помогут отрывки из подлинных документов, данных в рубрике «Документ». В рубрике «Это интересно» приводятся любопытные факты и подробности.
Ориентироваться во времени и пространстве при изучении истории вам помогут основные даты, данные в конце учебника, и карты. Все новые слова и понятия в тексте параграфа выделены курсивом и объясняются в словаре основных понятий в конце учебника.
Пусть ваша работа будет увлекательной и успешной!
Что такое Средние века
1. Эпоха Средневековья. На смену эпохе Древнего мира пришла эпоха Средних веков (или Средневековья). Она началась с падения Римской империи и завершилась в конце XV в. Само Средневековье обычно делят на три периода: раннее (V—X вв.), зрелое (X— XIII вв.) и позднее (XIV—XV вв.).
Средневековье называется так потому, что ему было отведено место посередине между древностью и Новым временем. Историки усматривали большую разницу между тремя этими эпохами, но в чём именно она состояла, спорят до сих пор. Сначала большинство считало Средневековье периодом упадка культуры, когда царили жестокость и невежество. Но учёные уже давно отказались от такого мнения, и у них были для этого все основания. Действительно, Средние века нельзя назвать спокойным временем — в кровопролитных войнах гибли люди, уничтожались древние рукописи и произведения искусства, нередкими были неурожаи и эпидемии. Но при этом Средневековье — период, в который человечество поднялось на новую ступень развития.
За Средние века изменился весь мир, но особенно — Европа. Собственно говоря, именно в Средние века Европа стала Европой: тогда в ней появились те страны, народы и языки, которые существуют и сегодня.
К концу Средневековья Европа накопила в себе столько сил, что приступила к подчинению всего мира. На исходе этой эпохи Европа оказалась для европейцев слишком тесной: тысячи людей стали разъезжаться по всему свету, чтобы разнести по нему, где даря, а где и навязывая силой его обитателям, многое из того, что было создано на их общей родине.
Этой родиной была не слишком обширная, но очень разнообразная по пейзажам, условиям жизни и обычаям обитателей часть Евразийского материка, зажатая между Атлантическим океаном, Средиземным и Балтийским морями.
Кто только не населял эти земли! Одно время на юге Европы господствовали римляне, а на лесистом и холодном севере — варвары-германцы. Порой из азиатских степей в Европу врывались орды кочевых племён. Уничтожив всё на своём пути, они затем сами исчезали с лица земли. Было время, когда казалось, что вся Европа— во власти суровых северных мореходов — викингов. А иногда уже можно было подумать, что всем европейцам предстоит принять ислам — так решительно продвигались вперёд армии мусульман.
1. Объясните, как вы поняли, что такое Средние века. Чем эта эпоха может быть интересна для современного человека?
2. Рассмотрите карту на с. Л—5 учебника и определите, как изменились границы и названия государств в Средние века. Какие новые государства возникли?
2. Откуда наши знания о Средневековье? Средние века намного ближе к нам, чем древность. Поэтому, разумеется, от них сохранилось куда больше исторических памятников. К некоторым из них может прикоснуться буквально каждый. Ведь во многих средневековых домах живут ещё и сегодня, люди любуются средневековыми соборами, развалинами рыцарских замков и гуляют по узким улочкам средневековых городов.
Но большинство исторических источников доступно лишь специалистам. Ведь чтобы прочитать средневековые документы, сохранившиеся в библиотеках и архивах, необходима особая подготовка. Область исторической науки, посвящённая истории Средних веков, называют медиевистикой (от лат. medius — средний и лат. aevum — век, эпоха.), а историков Средневековья — медиевистами. Они должны уметь прочитать хроники, грамоты, трактаты и другие средневековые тексты, разбираться в монетах, печатях, гербах, картах и многих других вещах.
Средневековье оставило нам множество не только самых разных предметов и текстов, но и изображений: красочных миниатюр в рукописях, статуй и рельефов под сводами соборов, фресок на стенах церквей и дворцов. Впрочем, многое, исчезнувшее за долгие времена, предстоит ещё найти — ив архивах, и в раскопах. Для истории Средних веков археология очень важна, хотя тут её роль скромнее, чем при изучении Древнего мира. Зато значение этнографии, напротив, больше, поскольку много своеобразных обычаев, родившихся в Средние века, дожило до наших дней или же исчезло лишь совсем недавно. Историки сотрудничают и с учёными других специальностей.
Все те сведения, которые дают исторические источники, служат главной цели исследователя — на основании отрывочных свидетельств создать образ целой эпохи. Начнём и мы наше путешествие в Средние века.
С какими видами исторических источников работают медиевисты? На основании приведённых в учебнике иллюстраций и выдержек из документов составьте примерный список источников по истории Средних веков. Распределите источники по разным группам.
Каковы продолжительность Средних веков и их периодизация?
По названиям глав и параграфов определите, с историей каких стран и народов вам предстоит познакомиться в курсе истории Средних веков. Какими сюжетами вы заинтересовались? О чём уже знаете?
Сколько на самом деле сюжетов в мировой литературе?
«Нет ничего нового под Солнцем» — провозгласил Ветхий Завет еще за несколько веков до начала нашей эры. Потом Николай Карамзин переделал цитату в известное нам: «Ничто не ново под Луной», а теоретики литературы начали разговор о неких «вечных», «бродячих» сюжетах, на основе которых строятся абсолютно все литературные произведения. В конце XIX века специалисты насчитывали 36 универсальных драматических ситуаций, а во второй половине XX столетия великий писатель Хорхе Луис Борхес и вовсе сократил количество мировых сюжетов до четырех, каждый из которых действительно появился задолго до написания Ветхого Завета (так что царь Соломон был прав, когда утверждал, будто на Земле ничего не меняется). Так сколько же сюжетов существует в мировой литературе и что это за вечные истории?
«Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их – в том или ином виде», — так заканчивает свое емкое эссе писатель Хорхе Луис Борхес. Всего половина страницы понадобилась одному из самых образованных людей своего времени, чтобы обобщить все необъятные литературные знания, которые он накопил за 70 лет жизни. Тысячи книг на десятке доступных ему языков (и еще столько же — в переводах) открыли Борхесу неожиданную истину — за всю историю своего существования человечество придумало всего 4 истории, и все 4 — задолго до начала нашей эры. Все остальные сочинения, устные рассказы, фантазии — всего лишь вариации на одну из четырех смыслообразующих, по-настоящему вечных историй. Что же это были за сюжеты?
Снова обратимся к эссе (или микрорассказу — как кому угодно) «4 цикла»: «Одна, самая старая [история] – об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои». Борхес отсылает читателей к легенде о Троянской войне, отмечая, что Гомер был не первым, кто ее рассказал, а значит, сюжету этому около 3 тысяч лет. Актуальна ли эта история сейчас? Конечно, и речь идет не только о военных фильмах и книгах. Вспомните любое произведение, где молодой человек завоевывает внимание девушки или главный герой борется, чтобы получить работу мечты, — чем не завоевание? Так что по Борхесу, «Иллиада», «Гордость и предубеждение» и фильм «Социальная сеть» будут в одной группе, хотя по смыслу и сюжету эти произведения разительно отличаются друг от друга.
«Вторая, связанная с первой, – о возвращении». Очевидно, что это история об Одиссее, который 20 лет скитался по опасным морям и землям, чтобы наконец вернуться домой. Вариацию этого сюжета — историю о поиске (легенда о золотом руне) — мастер вынес отдельным пунктом. В древности истории о поиске заканчивались счастливо: герои получали заслуженную награду и благополучно возвращались домой, а писатели нового времени чаще всего приводили своих героев к поражению: капитан Ахав гибнет из-за кита, которого пытался поймать всю жизнь, а персонажам Кафки не суждено найти выход из лабиринта абсурда и моральных терзаний. Фильм «Титаник» о любви — скажете вы. Фильм «Титаник» о неудачном поиске себя — сказал бы Борхес.
И наконец последний, самый неожиданный, сюжет — история о самоубийстве Бога. Обитатели Олимпа жертвуют собой ради возлюбленных, Один пригвождает себя к дереву, чтобы получить мудрость, а Иисус позволяет римским солдатам распять себя на кресте. Самоубийство Бога глубоко въелось в наш культурный код — отсюда и любовь к комиксам, в которых тоже есть место божественной жертве.
6 вечных сюжетов: выбор ученых
Действительно, приложив немного умственных усилий, мы сможем поместить любое произведение мировой культуры в одну из четырех борхесовских групп, но иногда полезнее посмотреть на предмет с другой точки зрения, например проследить, по каким схемам может меняться динамика произведения. Американские ученые проанализировали тысячи текстов, чтобы узнать, как меняется их настроение от завязки до кульминации и развязки. 6 получившихся схем они назвали самыми глубокими литературными архетипами — или шестью смыслообразующими, вечными историями, как сказал бы Борхес. Исследование проходило так: книги загружались в компьютер и машина определяла процентное соотношения слов с отрицательной и положительной коннотацией в разных частях произведения. Затем все данные сводились в графики.
Первый сюжет — о герое, который выбрался «из грязи в князи». В произведениях, построенных по этой схеме, слова в первой части повествования будут носить более отрицательный характер, чем слова из второй части. Самый яркий, буквальный пример — «Божественная комедия» Данте. Сюжетная линия в таком виде историй предельно пряма: со дна к вершине, без всяких отклонений, взлетов и падений.
Второй тип истории прямо противоположен первому — это трагедия, в которой герой теряет все. Пример, который приводят ученые, — роман Гюстава Флобера «Госпожа Бовари». Начинается повествование с картин роскошной жизни героини, а заканчивается ее постыдным самоубийством и несчастной судьбой ее дочери. Этот сюжет тоже не подразумевает сложных сюжетных поворотов: мастерство автора раскрывается в психологии персонажей.
Третий сюжет исследователи назвали «историей Икара», поскольку его герои так же быстро взлетают и затем стремглав падают вниз. Пример — «Ромео и Джульетта». Главная интрига пьесы закручивается на удивление быстро: герои, едва встретившись, влюбляются друг в друга без памяти. Но они понимают, что вражда между их семьями не позволит им быть вместе, потому так же стремительно совершают самоубийство, хотя читатель понимает, что этой развязки можно было избежать. Размеренности и неизбежности первых двух историй тут нет и в помине.
Всеми любимый роман «Гордость и предубеждение» исследователи посчитали отличным представителем сразу двух схем: истории Золушки (взлет, падение, снова взлет) и сюжета о человеке в беде (падение, взлет). Главная героиня на протяжении всего повествования находится в самых разных положениях: иногда она выходит победителем из сложных ситуаций благодаря своему характеру, а иногда становится беспомощной жертвой обстоятельств и человеческих пороков, но в итоге все заканчивается благополучно. С точки зрения интриги это самые интересные сюжеты.
Последняя схема — история Эдипа — во многом похожа на вторую. По сути она представляет собой бесконечное падение героя, которое лишь один раз за повествование сменяется коротким счастливым эпизодом, чтобы затем окончательно рухнуть вниз. По такой схеме построен «Франкенштейн» Мэри Шелли. Мы понимаем, что чудовищного героя не ждет ничего хорошего в конце романа, но писательница дает ему мнимую надежду в середине повествования, чтобы затем уничтожить окончательно. Примерно то же самое любят делать все русские классики.
36 драматических ситуаций
Схемы Борхеса и американских исследователей имеют философский, но не практический интерес. Если вы писатель или сценарист, то вряд ли вам поможет информация, что любая придуманная вами история в конце концов сведется к Одиссею или Ахиллу. Гораздо полезнее окажется система 36 драматических ситуаций, придуманная французским театроведом Жаном Польти. Он без помощи компьютеров проанализировал 1200 книг, проследил за судьбами 8000 героев и пришел к выводу, что двигателем сюжета всегда выступала одна из 36 выделенных им драматических ситуаций. Вот их полный список:
§30. Научные открытия и изобретения
Проверьте себя
1. Какова роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний? 2. Почему изобретение книгопечатания считается одним из величайших открытий в истории человечества? 3. Перечислите, что способствовало началу Великих географических открытий. 4. Заполните таблицу «Технические открытия и изобретения Средневековья».
Подумайте
1. Можно ли сказать, что технический прогресс в Средние века происходил медленно? Аргументируйте своё мнение 2. Какое значение имело изобретение книгопечатания? Как вы считаете, является ли в настоящее время книга основным носителем информации? Свой ответ поясните. 3. Опираясь на известные вам факты, напишите рассуждение о том, как торговля, военные походы, завоевания территорий и культурные контакты людей в пери од Средневековья влияли на развитие европейской науки и техники. 4. Представьте, что вы средневековый мастер-изобретатель или купец, обладающий секретом какой-либо технической новинки (астролябии, механических часов и пр ). Вам нужно привлечь внимание людей, которые могут найти применение этому изобретению, пустить его в производство и обогатить как себя, так и вас. Опишите все достоинства и преимущества вашей новинки, возможные сферы её использования, ожидаемые выгоды. 5. Какими техническими изобретениями и научными открытиями, сделанными людьми в Средневековье, вы пользуетесь в повседневной жизни?
Интересные исторические факты, которых нет в школьной программе (20 фото)
Исторические факты, которым нас учат в школе, конечно, интересны, но известны всем. Факты, про которые знают немногие, делают историю по-настоящему интересной!
Например, знали ли вы, что самый продолжительный год в истории длился более 400 дней? Вы удивитесь, как много вещей о мировой истории вы на самом деле не знаете!
В этой статье вы узнаете некоторые малоизвестные исторические факты, про которые в школе не рассказывают.
1. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август был самым богатым человеком во всей истории
Чистый капитал римского императора, внучатого племянника и наследника Гая Юлия Цезаря, оценивается в 0,46 триллиона долларов с учётом инфляции.
Некоторые говорят, что самым богатым человеком в мире был король Тимбукту Манса Муса, поскольку его состояние было слишком велико, чтобы его можно было сосчитать. Однако ошеломляющее богатство Августа оценить всё-таки было можно.
2. Александра Македонского похоронили заживо. случайно
Когда Александр Македонский умер в 32 года, он уже завоевал и создал крупнейшую империю, которую когда-либо видел мир. Она простиралась от Балкан до Пакистана.
В 323 г. до н.э. Александр Македонский заболел и после 12 дней мучительной боли, казалось, умер. Однако его тело не подавало никаких признаков разложения в течение целых 6 дней.
Современные учёные полагают, что Александр Македонский страдал от неврологического расстройства, известного как Синдром Гийена-Барре.
Они считают, что, когда он «умер», то на самом деле был просто парализован и находился в сознании. По сути, его похоронили заживо.
3. Самым успешным пиратом в истории была женщина
Её звали Чин Ши (Ching Shih), и она была китайской проституткой. Так было до тех пор, пока командующий Флотом Красного знамени не выкупил её и не женился на ней.
Но вместо того, чтобы видеть в ней просто жену, он считал её равной себе, поэтому она стала командовать пиратами флота. Вскоре Чин Ши заслужила уважение и авторитет среди пиратов. Причём настолько, что после смерти мужа командующим флотом стала она.
Под командованием Чин Ши Флот Красного знамени насчитывал более 300 боевых кораблей с возможностью увеличить его ещё на 1200 в случае необходимой поддержки. Под её руководством находилось 40-80 тысяч мужчин, женщин и детей.
Они промышляли грабежом в водах китайского побережья. Флот Красного знамени был настолько устрашающей бандой налётчиков, что китайское правительство в итоге помиловало Чин Ши и весь её флот только для того, чтобы дать им уйти в открытое море.
4. На Олимпийских играх в древности спортсмены выступали обнажёнными
Спортсмены делали это для того, чтобы подражать богам, а также для того, чтобы токсинам было проще выделяться через кожу во время потоотделения каждый раз, когда они соревновались.
На самом деле слово «гимнастика» происходит от древнегреческих слов: «gumnasía» («тренирую, упражняю») и «gumnós» («обнажённый»). Его можно перевести как «тренироваться обнажённым».
5. Колизей изначально был полностью облицован мрамором
Если вы посетите Колизей сегодня, то заметите, что каменный фасад кажется покрытым ямочками по всей поверхности. Хотя можно предположить, что это просто эрозия материала из-за его возраста, на самом деле это связано с тем, что изначально он был почти полностью облицован мрамором.
Причина появления этих щербин заключается в том, что после падения Рима город был подвергнут мародёрству и разграблен готами. Да-да, готами!
Они содрали весь мрамор с Колизея и обнажили его (преимущественно) до голого камня. Отверстия в камне — это места, откуда были вырваны железные зажимы и шесты, прикреплявшие к нему мраморную облицовку.
6. Существовали женщины-гладиаторы
Женщин-гладиаторов называли «гладиатрикс». Их было гораздо меньше, чем гладиаторов-мужчин.
Женщины-гладиаторы служили той же цели: казнили преступников, сражались друг с другом, сражались с животными на различных боевых площадках Рима.
7. Первыми, кто открыл Америку, были викинги
В 1000 году, за пять веков до того, как Христофор Колумб «открыл» Америку, на остров Ньюфаундленд высадился скандинавский мореплаватель Лейф Эрикссон (Leif Eriksson) из Гренландии.
Под руководством Лейфа Эрикссона викинги заселили Ньюфаундленд, а также открыли и заселили полуостров Лабрадор, расположенный на территории нынешней Канады.
8. В Древней Греции ношение юбок было, главным образом, привилегией мужчин
Фактически, древние греки считали брюки женственными и высмеивали любого мужчину, который их носил.
9. Во время Первой мировой войны французы построили «фальшивый Париж»
Этот «фальшивый Париж» с точными копиями Елисейских полей и Северным вокзалом был построен французами в конце Первой мировой войны для того, чтобы сбивать с толку пилотов немецких бомбардировщиков и истребителей, летавших во французском небе.
Они даже построили фальшивую железную дорогу, которая освещалась в определённых местах, чтобы сверху создавалась иллюзии поезда, движущегося по рельсам.
10. Древняя рукопись под названием «Манускрипт Войнича» до сих пор сбивает с толку учёных
Написанная вручную на неизвестном языке «Рукопись Войнича» была датирована по радиоуглероду примерно 1404-1438 гг.
Одни страницы отсутствуют, другие представляют собой складные вынимающиеся вкладки, в то время как на большинстве страниц есть иллюстрации.
Сотни криптографов и специалистов по дешифровке пытались расшифровать рукопись на протяжении многих лет, но никому пока не удалось понять значение текста или происхождение манускрипта.
11. «Метание лис» когда-то было популярным видом спорта
«Метание лис», популярное среди европейской аристократии XVII и XVIII веков, это когда один человек (или пара) должен бросить лису как можно дальше и как можно выше, как только сможет.
12. Томас Эдисон не изобретал большую часть запатентованных изобретений
Справедливо сказать, что американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон был одним из самых знаменитых воров интеллектуальной собственности в мире.
Из 1093 изобретений, на которые он получил патент, почти все он украл у настоящих гениев, таких как Никола Тесла, Вильгельм Рентген и Джозеф Суон, последний из которых изначально изобрёл лампочку.
13. Римский император Калигула сделал одну из своих любимых лошадей сенатором
Если вы ничего не знаете про Калигулу, то это довольно хороший способ составить о нём впечатление.
Он был печально знаменит своей яростью и жестокостью. Калигула скармливал преступников животным и разговаривал в Луной.
Он любил своего коня (которого звали Инцитат) настолько сильно, что подарил ему мраморное стойло, ясли из слоновой кости, ошейник с драгоценными камнями и даже дом!
А ещё Калигула сделал своего коня сенатором и якобы планировал сделать его консулом (но, увы, не успел, так как римского императора убили).
14. Папа Григорий IX объявил войну кошкам
Он объявил кошек агентами дьяволопоклонников. Правда, не всех кошек, а только чёрных. Папа заявил, что они должны быть истреблены.
15. Пизанская башня никогда не была ровной
Знаменитая на весь мир своим наклоном, эта отдельно стоящая колокольня была возведена в XII веке.
Когда началось строительство второго этажа, башня начала наклоняться из-за неустойчивого грунта.
По мере продолжения строительства наклон только увеличивался, и впоследствии стал более знаковым, чем сама башня.
16. 46 год до нашей эры длился 445 дней и является самым длинным годом в истории человечества
Получивший название annus confusionis, или «год смятения», этот год имел два дополнительных високосных месяца, введённых Юлием Цезарем.
Это было сделано для того, чтобы его новосформированный юлианский календарь совпадал с сезонным годом.
Этот календарь является вариантом, который до сих пор используется в большинстве мест по всему миру.
17. 100 миллионов лет назад в пустыне Сахара обитали быстрые крокодилы
В то время пустыня Сахара была долиной с пышной растительностью, полной жизни, а также хищников.
В 2009 году охотники за окаменелостями обнаружили останки крокодилов.
Этими останками были большие опорные ноги, позволявшие животным мчаться по земле на головокружительной скорости. Они запросто могли схватить в пасть незадачливых динозавров!
18. Самая короткая война в истории длилась 38 минут
Война между Великобританией и Занзибаром, известная как англо-занзибарская война, произошла 27 августа 1896 года.
Она началась из-за восхождения на трон следующего султана Занзибара и закончилась победой британцев.
19. Самая первая в истории лотерея была проведена во время империи Хань (между 205 и 187 гг. до н.э.)
Хотя точно не известно, какими именно были призы, считается, что китайские граждане той эпохи за символическую плату вытягивали кено (так же, как вытягивают соломинки).
Эта лотерея была создана для помощи финансирования крупных государственных проектов, включая строительство Великой Китайской стены.
20. Оксфордский университет старше империи ацтеков
Это может показаться ошеломляющим, но Оксфордский университет впервые открыл свои двери для студентов ещё в 1096 году.
К 1249 году он стал полноценным университетом: имел студенческое общежитие и специальный учебный план.
Для сравнения: считается, что Ацтекская империя возникла с момента основания города Теночтитлан на озере Тескоко в 1325 году на территории современной Мексики.