Какими сюжетами вы заинтересовались о чем уже знаете
Какой сюжет вас больше заинтересует
Глава I. Жанры журналистики и место в них портретного очерка
1.1 Система жанров журналистики
1.2 Очерк и его разновидности
1.3 Особенности портретного очерка
Глава II. Особенности портретного очерка в журнале «Биография»
2.1 Характеристика журнала «Биография»
2.2 Типические художественные элементы портретного очерка в журнале «Биография»
2.3 Специфические художественные элементы портретного очерка в журнале «Биография»
Портретный очерк очень интересный и благодатный жанр в современной журналистике.
Объектом исследования данной курсовой работы будут являться жанры.
Целью данной курсовой работы будет являться выявление особенностей портретного очерка в журнале «Биография».
Изучить структуру портретного очерка и его место в системе жанров.
Проанализировать журнал «Биография» по содержанию, отбору персоналий, рубрикам.
Анализ стилистических средств используемых в журнале «Биография».
1. Какой сюжет вас больше заинтересует
2. О ком вам было бы интереснее прочитать
Используемые методы: анкетирование, лингвистический анализ.
Сегодня, в дни массовой культуры, данная проблема является актуальной. В то, что материальные ценности для современного человека важнее, чем духовные, не хочется верить. Люди, на которых мы хотим быть похожими, чьей судьбе мы завидуем, должны указать степень нашей «массовости». Так кто же Перис Хилтон или Клара Цеткин?
Глава I. Жанры журналистики и место в них портретного очерка
1.1 Система жанров журналистики
Общая характеристика понятия «жанр» и групп жанров.
Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов.
Из фактов компонуется информация.
Существует три ступени стереотипа восприятия информации:
В современной науке жанры принято классифицировать по ряду признаков. Прежде всего, по предмету познания и отображению объекта публицистом. Вторым признаком выделяют конкретное назначение материала. Третий признак связан с широтой освещения действительности и масштабами выводов и сообщений. Немаловажное значение в классификационных признаках занимает и определение характера литературно-стилистических средств, используемых в материале [3]. (Сюда же можно отнести и степень восприятия информации.) И, наконец, размеры материала на газетной полосе. Для того чтобы не ошибиться в определении жанра, нужно обратиться ко всем этим признакам в совокупности, а не рассматривать каждый из них в отдельности.
Если все публицистические материалы разобрать по этим признакам, то можно выделить три основных родовых группы.
Аналитические представляют собой глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании этих материалов журналист проводит анализ-синтез социальной действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации.
Художественно-публицистическим жанрам свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением, над фактом.
По сравнению с информационными жанрами, аналитические шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений. Аналитические жанры за последнее десятилетие, наряду с информационными жанрами, стали занимать основную нишу журналистских выступлений в информационно пространстве. Появились газеты, в которых присутствуют в основном только аналитические жанры.
Сегодня исследователи журналистики расширяют диапазон аналитических жанров, вводя в их число беседу, журналистское расследование, эксперимент, версию, консультацию, социологическое резюме, аналитический пресс-релиз, рейтинг [2, с.213].
Структуры жанров по их признакам. Не смотря на то, что существуют характерные признаки, о которых говорит С.И. Ожегов, исследователи вопроса о систематизации в жанрах журналистики разнятся в своих мнениях.
Композиционными структурами являются:
a) Экспозиция, или ввод в проблему
b) Постановка проблемы, предусматривающая сопоставление по крайней мере двух противоположных точек зрения на описываемое событие (аналог завязки сюжета)
c) Аргументация, доказывающая истинность тезиса и опровергающая антитезис (эквивалент развития действия)
d) Рекомендация, своего рода синтез, производное отсопоставления тезиса и антитезиса (как эквивалент кульминации)
e) Обобщенная оценка (как эквивалент развязки) [1, с.236].
Но как мы уже выяснили, композиция материала тоже является жанрообразующим критерием, поэтому будет естественным, если композиционная структура будет меняться, исключать некоторые пункты или включать дополнительные, что лишний раз подтверждает неустойчивость жанровой структуры.
Из типологических систем Л.Е. Кройчика, М.И. Шостака, А.А. Тертычного и В.В. Ворошилова мы видим, что система жанров имеет большой разброс. Это нормально для сегодняшней журналистики, ведь границы не размываются, тексты не приобретают общую форму; просто журналисты ищут новые пути, решения, ведь все старое постепенно уходит, на смену ему приходит новое. Чтобы найти оптимальную форму для сегодняшней подачи информации нужно экспериментировать, поэтому мы наблюдаем в современной прессе смешение жанров.
Постоянной остается (единственно) предметно-функциональная природа жанра, то есть зависимость «порядка осмотра мира» от предмета нашего внимания и цели нашей работы с информацией.
Каждый жанр постоянно связан с определенным типом жизненного материала.
Каждый жанр предназначен для решения определенной информационной задачи [6].
1.2 Очерк и его разновидности
Прежде всего то, что очеркист художественно воплощает в слове реальные исторические лица и события, составляя о них мнение на основании системного исследования объекта. Суждение достигается путем анализа, а заключение и вывод являются логическим его завершением.
В российской журналистике очерк появился благодаря В.Г. Короленко, А.П. Чехову, Г. И. Успенскому и др.
В советской журналистике понятие очерк связывают с такими фамилиями как А.М. Горький, М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г.Н. Бочаров и т.д.
Толковый словарь С.И. Ожегова дает двоякое понимание данного слова:
Очерк 1. Небольшое литературное произведение, краткое описание
2. Общее изложение какого-н. вопроса.
Из этого определения мы видим, что С.И. Ожегов разделяет понятие очерка на два подвида, а в современной журналистике как мы уже сказали происходит смешивание этих трактовок.
Что касается разновидности очерков, то их большое многообразие, например Д.В. Туманов выделяет проблемный, портретный и путевой очерк [3].
Портретный очерк, в центре которого стоит личность либо группа лиц, характер человека.
Очерк-расследование. Данный вид очерка нацелен на исследование скрытых сторон различных явлений действительности и человеческой деятельности. В очерке-расследовании используется социологическая методика по сбору первичной информации, предполагающая выработку целей и задач исследования, выдвижение различных гипотез и версий, проверку исходных данных и т.п. Журналистское расследование, по определению американских ученых, представляет собой основанный, как правило, на собственной работе и инициативе журналистский материал на важную тему, которую отдельные лица или организации хотели бы сохранить в тайне. Журналистское расследование требует от очеркиста определенной квалификации не только по сбору первичной информации. В отличие от аналитика, который, разработав ту или иную тему, дает развернутую характеристику вскрытого им явления, очеркисту помимо этого необходимо создать определенный образ человека.
Существует вопрос: о каждом ли человеке можно написать очерк?
Портретный очерк разрабатывает определенный аспект концепции человека, раскрывает внутренний мир героя, социально-психологическую мотивацию его поступков, индивидуальное и типическое в характере. Очеркист ищет в реальной жизни такую личность, которая воплощала бы в себе основные типические черты своей социальной среды и одновременно отличалась своеобразием черт характера, оригинальностью мысли (так считает Д.В. Туманов). И уже затем создает не фотографическое изображение, а художественно-публицистическое отображение индивидуального образа.
Это не простая биографическая справка. Жизнь человека нельзя раскрыть в ее нравственной красоте, в богатстве ее творческого проявления, подменяя рассказ о ней изложением анкетных данных или описанием технологии труда героя [3].
Чтобы портретный очерк занял целую газетную страницу, нужна такая личность, которая была бы очень значительной. Ведь журналист лишь в деталях, штрихами намечает портрет своего героя. Однако и менее, чем в 300-400 строк очеркист вряд ли уложится: относительный лаконизм жанра сочетается здесь с публицистической разработкой актуальной проблемы, анализом психологии героя [3].
Мы разобрались в том, как следует писать портретный очерк, теперь рассмотрим виды портретного очерка и более подробные характеристики по данному поводу.
Журналисты обращают внимание на наиболее важные вехи в судьбе героя (имеются в виду биографические сведения), на его духовные искания, жизненный опыт, наконец, на особенности его профессиональной деятельности. Конкретная человеческая жизнь представляет многоуровневое образование, поэтому перед автором стоит сверхзадача показать героя не просто как носителя определенных социальных ролей или функций, а в тесной взаимосвязи с общественно-политическими, экономическими и социально-психологическими процессами в обществе. Учитываются такие понятия, как среда и обстоятельства, воспитание, характер и т.п., влияние которых на жизнь человека имеет исключительное значение. Но, согласитесь, что показать всю «многоэтажность» человеческой натуры в очерке невозможно в силу его малого объема. Многоплановость в изображении человека обусловила видовое многообразие портретного очерка. Среди них можно выделить: биографический портретный очерк, портретно-проблемный, психологический и политический портрет. У каждой разновидности портретного очерка есть конкретные задачи, свои формы публицистического жизнеописания, специфические возможности в показе героя произведения, способы психологической и социальной характеристики, типизации человеческих натур, наконец, приемы композиционного построения произведения. Рассмотрим, что же лежит в основе той или иной разновидности портретного очерка.
Биографический портретный очерк. Здесь ведущее место занимает биография. Обратившись к ней, журналист может получить разнородные сведения о наиболее значимых для человека этапах жизни, о его жизненном опыте, о смене социальных статусов, о жизненных приоритетах и целях и т.п. Посредством этого субъективного материала и воссоздается в конечном итоге история жизни одного человека. Чтобы она не напоминала развернутую биографическую справку, журналисты стараются отобрать наиболее типичные и характерные для героя произведения факты, раскрывающие внутреннюю динамику духовного роста человека, его нравственные поиски, социальные ориентации и взаимоотношения с окружающим миром. Кроме этого, в очерке показывается взаимосвязь индивидуальной истории жизни человека и истории общества, соотносится социальный опыт индивида с опытом его поколения, выявляются специфические особенности индивидуальной жизни героя.
Используя биографические сведения, очеркист может описать сложные процессы социализации личности в меняющемся мире, объяснить природу психологического и социального поведения человека, рассказать о генеалогии героя, реконструировать через жизнь одного человека некие исторические события и т.п. Здесь, как видим, четко проглядывается связь между биографией как субъективной конструкцией и биографией как социальной действительностью. Когда биографический портретный очерк создается именно в этой взаимосвязи, он, как правило, вызывает наибольший интерес, побуждая читателей к соразмышлению.
Как показывает практика, особой популярностью пользуются у читателей очерки о писателях, деятелях культуры, искусства и науки. И это понятно. О людях творческих профессий читать всегда интересно, потому что их жизнь представляет постоянный творческий поиск. Но в данном случае интерес для читателей представляет не анализ художественных, искусствоведческих или научных произведений, а личность творца, его индивидуальный портрет. Диапазон обрисовки героя может быть самым широким, начиная от характеристики его художественной или научной деятельности и кончая сведениями о творческих замыслах и фактах биографии. В юбилейном портретном очерке речь может идти как об уже сложившемся мировосприятии героя, так и о его новых творческих устремлениях и планах. Очеркисты в подобного рода произведениях, как правило, сосредоточивают внимание на различных аспектах творческой деятельности человека, выявляют наиболее значимые моменты духовного становления личности, оценивают его творческий путь, наконец, рассматривают труды человека в контексте духовной жизни общества.
Теперь рассмотрим художественные элементы портретного очерка, которые помогают наиболее полно создать образ героя.
Пейзаж. Наличие развернутых пейзажных зарисовок в портретных очерках скорее исключение, чем правило. Ведь внимание очеркиста в большей степени направлено на биографические аспекты жизни человека, на раскрытие его характера, на показ его душевных особенностей и т.д. Поэтому пейзажные компоненты если и присутствуют в произведении, то обычно выступают в качестве фона, характеризующего место действия. Введение пейзажных элементов в портретный очерк необходимо только в тех случаях, когда без этих выразительных средств невозможно передать атмосферу происходящего, проникнуть в суть человеческого мировосприятия, выяснить отношение человека к окружающему миру и т.д. В этом случае пейзаж становится смыслообразующим элементом.
В портретных очерках пейзаж применяется:
? в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой;
? как средство в раскрытии человеческого характера;
? в качестве фона для портрета героя;
? как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т.д.
Деталь. Деталь служит также эффективным средством типизации очерковых образов. Чтобы деталь заняла в произведении достойное место, стала «ключевой», способствовала созданию художественного образа, характеристике героев и художественно-эстетическому осмыслению действительности, журналист должен овладеть различными методами обыгрывания детали.
В портретных характеристиках журналисты активно используют достижения современной психологии. Например, выяснив, к какому психологическому типу относится тот или иной человек: сангвиник, флегматик, холерик или меланхолик, они могут определить, как те или иные качества проявляются в облике и поведении личности. Вот так, исходя из определенных психологических характеристик, воссоздается портрет человека. В описании облика используются также различные портретные штрихи. Они необходимы, когда журналисту нужно подчеркнуть какое-либо психологическое состояние героя, его привычные жесты и мимические реакции, наконец, манеру одеваться и держаться с людьми.
Художественные средства изображения необходимы не только для обрисовки внешней среды, но и внутреннего состояния человека. В современной публицистике усиливаются психологические начала в показе духовного мира личности [8, с.128].
2.1 Характеристика журнала «Биография»
Журнал «Биография», это глянцевый журнал; его размеры 17 на 25, содержит 78 страниц, цена около пятидесяти рублей.
Папы римского для слов).
Какие страны и почему заинтересовались далекими морскими путешествиями?
Какие страны и почему заинтересовались далекими морскими путешествиями.
Умоляю?
Кто заинтересовался античным искуством в 16 веке?
Кто заинтересовался античным искуством в 16 веке?
Какие категории российского населения могли быть заинтересованы в осуществлении планировавшихся мер люди помогите?
Какие категории российского населения могли быть заинтересованы в осуществлении планировавшихся мер люди помогите!
Докажите что монархи были заинтересованы в идеях философов?
Докажите что монархи были заинтересованы в идеях философов.
Какие произведения древнерусского искусства заинтересовали вас больше всего?
Какие произведения древнерусского искусства заинтересовали вас больше всего?
Для чего вожди племен были заинтересованы в военных походах?
Для чего вожди племен были заинтересованы в военных походах.
Чем меня заинтересовал древний Египет?
Чем меня заинтересовал древний Египет?
Какие страны больше всего заинтересован в обьеденение?
Какие страны больше всего заинтересован в обьеденение.
О каких отношениях между Русью и византией, помимо военных столкновений, говорится в тексте?
О каких отношениях между Русью и византией, помимо военных столкновений, говорится в тексте?
Кто был в них заинтересован?
Какими сюжетами вы заинтересовались о чем уже знаете
Нет.
Помимо сюжета много и других составляющих, от которых складывается впечатление от фильма.
А описание я всегда перед просмотром читаю
Прям такой филЬма интересный, что почитав о чОм, сраз понимаешь, а не стану я его смареть, а потому-шТ шляпа.
Это про современные, а вот старое кино мы смотрим не из за сюжета, а на игру актеров,поэтому и пересматриваем знакомые фильмы
Нет, отзывы и описание, это хорошо. Не каждую тему хочется смотреть в данный момент..
Если фильм заинтересовал, то обязательно посмотрю, даже если есть описание.
Бывает, сейчас вообще фильмы выбираешь дольше, чем смотришь
Описание как правило не полное, поэтому лучше посмотреть
Сколько на самом деле сюжетов в мировой литературе?
«Нет ничего нового под Солнцем» — провозгласил Ветхий Завет еще за несколько веков до начала нашей эры. Потом Николай Карамзин переделал цитату в известное нам: «Ничто не ново под Луной», а теоретики литературы начали разговор о неких «вечных», «бродячих» сюжетах, на основе которых строятся абсолютно все литературные произведения. В конце XIX века специалисты насчитывали 36 универсальных драматических ситуаций, а во второй половине XX столетия великий писатель Хорхе Луис Борхес и вовсе сократил количество мировых сюжетов до четырех, каждый из которых действительно появился задолго до написания Ветхого Завета (так что царь Соломон был прав, когда утверждал, будто на Земле ничего не меняется). Так сколько же сюжетов существует в мировой литературе и что это за вечные истории?
«Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их – в том или ином виде», — так заканчивает свое емкое эссе писатель Хорхе Луис Борхес. Всего половина страницы понадобилась одному из самых образованных людей своего времени, чтобы обобщить все необъятные литературные знания, которые он накопил за 70 лет жизни. Тысячи книг на десятке доступных ему языков (и еще столько же — в переводах) открыли Борхесу неожиданную истину — за всю историю своего существования человечество придумало всего 4 истории, и все 4 — задолго до начала нашей эры. Все остальные сочинения, устные рассказы, фантазии — всего лишь вариации на одну из четырех смыслообразующих, по-настоящему вечных историй. Что же это были за сюжеты?
Снова обратимся к эссе (или микрорассказу — как кому угодно) «4 цикла»: «Одна, самая старая [история] – об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои». Борхес отсылает читателей к легенде о Троянской войне, отмечая, что Гомер был не первым, кто ее рассказал, а значит, сюжету этому около 3 тысяч лет. Актуальна ли эта история сейчас? Конечно, и речь идет не только о военных фильмах и книгах. Вспомните любое произведение, где молодой человек завоевывает внимание девушки или главный герой борется, чтобы получить работу мечты, — чем не завоевание? Так что по Борхесу, «Иллиада», «Гордость и предубеждение» и фильм «Социальная сеть» будут в одной группе, хотя по смыслу и сюжету эти произведения разительно отличаются друг от друга.
«Вторая, связанная с первой, – о возвращении». Очевидно, что это история об Одиссее, который 20 лет скитался по опасным морям и землям, чтобы наконец вернуться домой. Вариацию этого сюжета — историю о поиске (легенда о золотом руне) — мастер вынес отдельным пунктом. В древности истории о поиске заканчивались счастливо: герои получали заслуженную награду и благополучно возвращались домой, а писатели нового времени чаще всего приводили своих героев к поражению: капитан Ахав гибнет из-за кита, которого пытался поймать всю жизнь, а персонажам Кафки не суждено найти выход из лабиринта абсурда и моральных терзаний. Фильм «Титаник» о любви — скажете вы. Фильм «Титаник» о неудачном поиске себя — сказал бы Борхес.
И наконец последний, самый неожиданный, сюжет — история о самоубийстве Бога. Обитатели Олимпа жертвуют собой ради возлюбленных, Один пригвождает себя к дереву, чтобы получить мудрость, а Иисус позволяет римским солдатам распять себя на кресте. Самоубийство Бога глубоко въелось в наш культурный код — отсюда и любовь к комиксам, в которых тоже есть место божественной жертве.
6 вечных сюжетов: выбор ученых
Действительно, приложив немного умственных усилий, мы сможем поместить любое произведение мировой культуры в одну из четырех борхесовских групп, но иногда полезнее посмотреть на предмет с другой точки зрения, например проследить, по каким схемам может меняться динамика произведения. Американские ученые проанализировали тысячи текстов, чтобы узнать, как меняется их настроение от завязки до кульминации и развязки. 6 получившихся схем они назвали самыми глубокими литературными архетипами — или шестью смыслообразующими, вечными историями, как сказал бы Борхес. Исследование проходило так: книги загружались в компьютер и машина определяла процентное соотношения слов с отрицательной и положительной коннотацией в разных частях произведения. Затем все данные сводились в графики.
Первый сюжет — о герое, который выбрался «из грязи в князи». В произведениях, построенных по этой схеме, слова в первой части повествования будут носить более отрицательный характер, чем слова из второй части. Самый яркий, буквальный пример — «Божественная комедия» Данте. Сюжетная линия в таком виде историй предельно пряма: со дна к вершине, без всяких отклонений, взлетов и падений.
Второй тип истории прямо противоположен первому — это трагедия, в которой герой теряет все. Пример, который приводят ученые, — роман Гюстава Флобера «Госпожа Бовари». Начинается повествование с картин роскошной жизни героини, а заканчивается ее постыдным самоубийством и несчастной судьбой ее дочери. Этот сюжет тоже не подразумевает сложных сюжетных поворотов: мастерство автора раскрывается в психологии персонажей.
Третий сюжет исследователи назвали «историей Икара», поскольку его герои так же быстро взлетают и затем стремглав падают вниз. Пример — «Ромео и Джульетта». Главная интрига пьесы закручивается на удивление быстро: герои, едва встретившись, влюбляются друг в друга без памяти. Но они понимают, что вражда между их семьями не позволит им быть вместе, потому так же стремительно совершают самоубийство, хотя читатель понимает, что этой развязки можно было избежать. Размеренности и неизбежности первых двух историй тут нет и в помине.
Всеми любимый роман «Гордость и предубеждение» исследователи посчитали отличным представителем сразу двух схем: истории Золушки (взлет, падение, снова взлет) и сюжета о человеке в беде (падение, взлет). Главная героиня на протяжении всего повествования находится в самых разных положениях: иногда она выходит победителем из сложных ситуаций благодаря своему характеру, а иногда становится беспомощной жертвой обстоятельств и человеческих пороков, но в итоге все заканчивается благополучно. С точки зрения интриги это самые интересные сюжеты.
Последняя схема — история Эдипа — во многом похожа на вторую. По сути она представляет собой бесконечное падение героя, которое лишь один раз за повествование сменяется коротким счастливым эпизодом, чтобы затем окончательно рухнуть вниз. По такой схеме построен «Франкенштейн» Мэри Шелли. Мы понимаем, что чудовищного героя не ждет ничего хорошего в конце романа, но писательница дает ему мнимую надежду в середине повествования, чтобы затем уничтожить окончательно. Примерно то же самое любят делать все русские классики.
36 драматических ситуаций
Схемы Борхеса и американских исследователей имеют философский, но не практический интерес. Если вы писатель или сценарист, то вряд ли вам поможет информация, что любая придуманная вами история в конце концов сведется к Одиссею или Ахиллу. Гораздо полезнее окажется система 36 драматических ситуаций, придуманная французским театроведом Жаном Польти. Он без помощи компьютеров проанализировал 1200 книг, проследил за судьбами 8000 героев и пришел к выводу, что двигателем сюжета всегда выступала одна из 36 выделенных им драматических ситуаций. Вот их полный список: