Какое значение имело то что хлодвиг принял христианство краткий ответ
Крещение Хлодвига – правителя франков
Хлодвиг I – это легендарный правитель франков, принадлежавший к знаменитой династии Меровингов (длинноволосых королей). Период его властвования приходится на 481–511 гг. Хлодвиг прославился тем, что отказался от язычества, искоренил его на территории Европы и официально принял христианскую веру. Также он поспособствовал существенному расширению границ Франкского государства.
Биографические сведения
Основные сведения о жизни Хлодвига I имеются в трудах епископа Григория Турского, жившего спустя несколько десятилетий после этого короля. Будущий правитель франков появился на свет около 466 г. Он был сыном короля Хильдерика I и королевы Базины Тюрингской. После смерти своего отца 15-летний наследник сразу вступил на трон.
Политика молодого короля
В период властвования Хлодвига франки не были единым народом и разделялись на две группы – рипуарских, живших на побережье реки Маас, и салических, расположившихся рядом с морем. Поначалу новый король правил небольшой территорией, расположенной рядом с современной Бельгией. Вскоре он стал вести завоевательную политику, захватив Суассон и всю Северную Галлию, подчинив алеманнов на востоке и присоединив Аквитанию. Благодаря такой тактике уже в начале VI века королевство франков стало занимать большую часть Галлии. При Хлодвиге город Париж был выбран столицей.
Жены и наследники
В молодости Холдвиг жил с гражданской супругой по имени Эвохильда, которая происходила из кельтских франков. Скорее всего, эта женщина была дочерью короля рипуаров Сигиберта Хромого. Эвохильда родила своему супругу сына Теодориха, который впоследствии получил немалую часть владений отца.
У Хлодвига и его молодой жены родилось несколько сыновей. По просьбе супруги короля первый из них, Ингомер, был окрещен в христианской вере, которую Клотильда еще ранее приняла под влиянием своей матери Каретены. Вскоре малыш умер, в чем его отец обвинил крестильный обряд. Через небольшой период времени королева родила второго наследника – Хлодомира. Младенца также крестили, после чего он начал серьезно болеть. Отец связывал это с христианским обрядом, однако Клотильде удалось отстоять свою веру и спасти жизнь малыша усердными молитвами.
Крещение Хлодвига
После смерти первенца Клотильды правитель франков еще долгое время настороженно относился к христианству. Несмотря на это, молодая королева постоянно просила его принять учение Спасителя. Язычник Хлодвиг долго колебался и не поддавался на уговоры, поскольку был решительно настроен против чуждой ему религии и считал своих богов самыми сильными помощниками.
Причины принятия христианства
Со временем Хлодвиг изменил свое предвзятое отношение к христианству. Будучи талантливым правителем, он понимал, что для укрепления власти и объединения франков должна существовать единая вера со строгими правилами. Также он желал получить могущественную поддержку галло-римской аристократии и христианского духовенства.
Решение креститься во Христе имело под собой и другие основания. По легенде, во время очередного боя с алеманнами (древнегерманским племенем) войско Хлодвига стало терпеть поражение. Молитвы к языческим богам не оказали никакого воздействия, и тогда правитель франков, вспомнивший наставления своей супруги, обратился с горячей просьбой к Иисусу Христу.
Епископ Григорий Турский описывает, как происходили эти события. Во время молитвы Спасителю воинственный король поклялся, что примет новую веру, если Он поможет ему победить врагов. Сразу после этого воины Хлодвига ощутили серьезный перевес и в итоге одержали победу. После правитель франков решил как можно скорее исполнить данный обет и стать христианином.
Проведение священного ритуала
Хлолвиг принял обряд крещения и стал христианином ортодоксального католического образца вместе со своей шеститысячной военной дружиной. Выражая солидарность с королем, в новой вере покрестились обе его сестры – Альбофледа и Лантехильда.
Точная дата этого исторического события неизвестна. Существует два предположения относительно того, когда проходило крещение Хлодвига. По мнению историков, оно могло состояться как в 496 г., так и в 507 г. Основная версия говорит о том, что крещение проводилось на католическое Рождество (25 декабря). Фредегар, франкский летописец середины VII века, считает, что крестильный обряд мог проходить на Пасху.
Крещение правителя франков состоялось в Реймсе при участии епископа Ремигия. В дальнейшем при проведении раскопок под Реймским собором обнаружили баптистерий, относимый к V столетию. Именно здесь, по мнению историков, имело место крещение франков.
Согласно старинной легенде, незадолго до этого священного ритуала Ремигию явился ангел в виде голубя и принес сосуд с ароматным миром. Этим маслом крестили Хлодвига, его подданных и родных. Утверждается, что в дальнейшем многие французские короли были помазаны таким миром, бережно передающимся представителями духовенства из поколения в поколение.
С крещением Хлодвига связана и другая легенда, которая рассказывает о том, откуда произошла геральдическая лилия – знаменитый символ французских королей. По преданию, ее принес Хлодвигу ангел Господень, явившийся ему во время одной из битв. Посланник небес велел правителю франков сделать ее королевским знаком и завещать потомкам.
Последствия крещения Хлодвига для королевства франков
Приняв крещение, правитель франков получил многие преимущества:
Немаловажное значение имело то, что Хлодвиг принял христианство в ортодоксальной форме, по византийскому образцу. Это подразумевало почитание учения Спасителя как единственно верного, утверждение веры, требующей неукоснительного соблюдения всех заповедей и канонов. Галло-римские епископы считали такой выбор короля огромным достижением и настоящей победой. Также на этой почве возникли благоприятные условия для романо-германского единства, дальнейшего развития европейской культуры.
Принятие Хлодвигом христианства называют «крещением всей Франции». Осенью 1996 г. Папа Римский Иоанн Павел II и около 200 000 человек собрались в Реймсе, чтобы провести торжественную церемонию в честь 1500-летия со дня обращения короля франков в христианство.
Смерть короля франков
В последние годы жизни Хлодвиг продолжал расширять территории франкского государства, захватывая мелкие королевства и области. В результате этого на левом побережье Рейна постепенно не осталось ни одного независимого владения.
Кроме этого, Хлодвиг создал первый сборник законов для франков. Этот документ получил название «Салической правды». За несколько месяцев до своей кончины правитель инициировал проведение первого церковного собора в городе Орлеане. В нем приняли участие несколько десятков епископов, среди которых большая часть происходила из франков.
Правление Хлодвига длилось на протяжении 30 лет. Умер король в возрасте 46 лет в Париже. Датой его смерти принято считать ноябрь 511 года. Правителя похоронили по христианскому обычаю в построенной им церкви Апостолов Петра и Павла. В XVIII веке на этом месте был воздвигнут Пантеон.
Королева Клотильда пережила своего супруга на 32 года. После смерти Хлодвига она приняла решение навсегда оставить королевские чертоги и посвятить себя служению Богу. Когда Клотильда скончалась, ее похоронили рядом с могилой Хлодвига.
Наследники короля приступили к разделу власти сразу после его смерти. Это привело к затяжным междоусобным войнам и постепенному развалу франкского государства.
Причины, по которым Хлодвига не причислили к лику святых
Супруга Хлодвига и мать его детей была канонизирована, однако сам он, несмотря на свои значительные заслуги перед католической церковью, не оказался среди французских святых. После подведения итогов правления короля стало очевидно, что он принимал крещение с прагматичными целями. Именно поэтому христианская вера не привела к изменению личности правителя в лучшую сторону и к покаянию в совершенных грехах.
Епископ Григорий Турский описал следующие события: «Собрав однажды своих, Хлодвиг с сожалением стал вспоминать о погубленных родных, начал жаловаться на то, что остался один и никто не поможет ему в случае беды». В дальнейшем оказалось, что король говорил так вовсе не из сожаления или раскаяния. На самом деле Хлодвиг хитрил и пытался узнать, не осталось ли еще кого-нибудь в живых, чтобы умертвить всех своих потенциальных конкурентов без исключения.
ГДЗ история средних веков 6 класс Бойцов, Шукуров Русское Слово Задание: §6 Рождение королевства франков
Стр. 51. Вспомните
Как на месте римской Галлии появилось королевство германцев-франков?
В 486 г. германские племена франков, возглавляемые вождем Хлодвигом, вторглись на территорию Галлии и очень быстро покорили народы, её заселявшие. В том же году Хлодвиг и его окружение приняли христианство, и в получили от церкви поддержку и благословение. Так возникло очередное варварское государство – королевство франков.
Стр. 51. Вопросы к иллюстрации
Можно ли сделать какие-либо предположения о хозяине этого топорика?
Стр. 52. Документ №1
1. Какие обычаи франков отражены в рассказе?
В данном рассказе, прежде всего, показан принцип разделения добычи франками. Он был очень демократичным, поскольку победители получали свою долю по жребию, а не по должности или происхождению. Тем самым, король находился в одинаковых условиях с простыми воинами. Это лишний раз подчеркивает слабость королевской власти во времена Хлодвига.
2. Как вы оцените действия Хлодвига в двух ситуациях: а) при разделе добычи, захваченной в Суассоне; б) спустя год?
а) действия, а точнее бездействие, Хлодвига вызывает некоторое осуждение. Но тем не менее следует признать, что на тот момент иного выхода у него не было. Просьба короля о суассонской чаше была нарушением существующих порядков и традиций. И он это прекрасно понимал.
б) в данной ситуации Хлодвиг перед лицом своих воинов продемонстрировал свою силу и авторитет, наглядно показав каждому то, что будет с тем, кто выступает против воли короля. Такой поступок демонстрирует то, что власть Хлодвига в определенной степени укрепилась.
3. Что можно сказать о характере Хлодвига на основе информации параграфа и приведённого источника?
Стр. 53. Документ №2
1. Являлись ли требования закона и наказания за схожие проступки одинаковыми для всех групп населения?
Согласно тексту «Саллической правды» требования закона и наказания за аналогичные поступки не были одинаковыми для всех групп населения. К примеру, убийство человека, состоявшего на королевской службе, и того, кто не состоял на ней, наказывалось по-разному.
2. Какая группа населения поставлена в приведённых статьях в особое положение? Чему это должно было способствовать?
Данный документ подчеркивал привилегированное положение тех людей, которые состояли на королевской службе. Это видно и по размеру штрафа, который оплачивался в случае убийства такого человека, а также по тому, что он не мог быть вызван в суд, если был занят на службе. Такой подход должен был способствовать привлечению новых воинов на королевскую службу и продемонстрировать всем остальным соплеменникам, что франкский король всегда защищает тех, кто его поддерживает.
Стр. 53. Вопросы к иллюстрации
Какие предметы сопровождают умершего после смерти и почему именно они?
Стр. 56. Вопросы в конце параграфа
1. Объясните, как вождь франков Хлодвиг сумел стать королём. Какими мерами он стремился укрепить свою власть?
Хлодвиг стал королем благодаря завоеванию территории Галлии в 486 г., которая ранее была провинцией Западной Римской империи. На захваченных землях он основал новое варварское государство – Королевство франков. Поскольку местное население по численности превосходило самих завоевателей, Хлодвиг сделал все необходимое для того, чтобы контролировать жителей своего королевства и не допустить возможных неповиновений и восстаний. Прежде всего он понял, что в Галлии ранее власть принадлежала не столько римским наместникам, сколько христианским епископам. Поэтому он в первую очередь установил хорошие отношения с церковью, а впоследствии сам крестился и заставил креститься всех франков. Именно так Хлодвиг получил поддержку местного духовенства и населения, что укрепило его власть на завоеванных землях.
2. Какое значение имело то, что Хлодвиг принял христианство?
Хлодвиг принял христианскую веру исключительно для того, что бы заручиться поддержкой галльских епископов, которые, имели огромное влияние на местное население. В свою очередь духовенство поддержало нового монарха и его политику. Таким образом, союз между королем и христианской церковью способствовал укреплению власти франков на завоеванных территориях.
3. Обсудите, почему в королевстве франков произошла смена династии. Какую роль в этом играли личные качества первых представителей династии Каролингов?
Смена во Франкском королевстве династии Меровингов на династию Каролингов, прежде всего, произошло из-за взаимоотношений между королями и майордомами (управляющими королевским дворцом). Короли с династии Меровингов перестали заниматься государственными делами, а только и делали, что пировали и развлекались (поэтому их называли «ленивыми королями»). В свою очередь, майордомы из династии Каролингов фактически управляли королевством, командовали войсками и принимали все важнейшие решения.
Первые представители династии Каролингов отличались инициативностью, хитростью и мудростью. Поэтому в критический момент они принимали наиболее правильные и рациональные решения. Например, Карл Мартелл перед лицом внешней угрозы, сумел создать войско из тяжеловооруженных всадников, и в 732 г. в ходе битвы при Пуатье разгромил арабское вторжение. Тем самым, этот майордом сыграл огромную роль в истории, поскольку спас Европу от дальнейшей исламизации.
4. Объясните, с какой целью и на каких условиях майордом Карл Мартелл стал раздавать бенефиции — земельные пожалования. Каковы были следствия этой политики?
Карл Мартелл начал раздавать земельные наделы в форме бенефиций в связи с необходимостью противостоять арабскому вторжению со стороны Пиренейского полуострова. Мусульманские завоеватели все чаще начали нападать на южные границы Франкского королевства. Поскольку арабы намного превосходили тогдашнее войско в сфере военной организации, майордом принял решение о создании принципиально нового типа армии, которая была основана на тяжеловооруженной коннице (позже её начали называть рыцарской). В те времена полное боевое снаряжение, вместе с конем, стояли очень дорого. Поэтому Карл Мартелл придумал нашел оптимальный выход: он начал раздавать воинам, состоящих на королевской службе бенефиции – земельные владения с крестьянами, которые обрабатывали эту землю. Взамен с полученных доходов воины приобретали необходимое им снаряжение и лошадей, и по первому зову короля, вместе со слугами и оруженосцами, выступали в поход.
Политика раздачи бенефиций принесла положительные результаты. Карлу Мартеллу удалось сформировать тяжеловооруженную конницу, которая смогла успешно противостоять арабскому войску в битве при Пуатье в 732 г. В дальнейшем эта система раздачи земельных пожалований получила свое продолжение и стала основой для формирования феодальной системы.
5. Какие интересы короля франков и римских пап способствовали заключению союза между ними? К чему привёл этот союз?
Союз между королевством франков и римскими папами, который сформировался в середине VIII в. стал возможен потому, что обе стороны нуждались друг в друге. В первую очередь, майордомам с династии Каролингов нужна была поддержка со стороны церкви для того, чтобы стать полноправными королями. Для папы дружба с франками была важна потому, что в Италию вторглись племена лангобардов, а византийский император не смог оказать ему военную помощь. Также церкви была необходима поддержка франков для дальнейшего распространения христианской веры среди других германских племен (прежде всего на правом берегу Рейна).
Союз папы римского и королевства франков принес большую пользу для обоих сторон и сыграл решающую роль в дальнейшей истории Западной Европы. Майордом Пипин в 751 г. сверг с престола последнего монарха с династии Меровингов и получил корону с благословления церкви (папа впервые лично благословил правителя с помощью обряда помазания миром). Новоиспеченный король не остался в долгу, и разгромив лангобардов, в 756 г. подарил часть отвоеванных земель в Средней Италии папе римскому. Фактически это означало создание независимого Папского государства, которое просуществовало до XIX в. Также Пипин способствовал миссионерской работе папского посланника Бонифация. В результате, многие германские племена, которые ранее исповедовали язычество, приняли христианство, а франкский король присоединил ряд земель на восток от Рейна.