Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение

Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение

Подробное решение параграф § 42 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016

Какие реформы политической системы в годы перестройки были связаны с формированием правового государства?

Введение альтернативных выборов партийных секретарей, выборы руководителей предприятий и учреждений. Провозглашение курса на создание социалистического правового государства с системой разделения властей. Изменилось избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать из общественных организаций.

Перераспределение властных функций от партийных структур к советским.

Что вам известно о сущности либерализма как политического учения?

Что такое альтернативные выборы? Почему предложение о проведении альтернативных выборов было воспринято как решительный шаг к демократии?

Альтернативные выборы — выборы, в которых участвует несколько равноправных кандидатов или списков кандидатов. Предложение о проведении альтернативных выборов было воспринято как решительный шаг к демократии, потому что Принцип альтернативности выборов является одним из основных демократических стандартов и гарантируется законодательством демократических государств. При этом гарантии могут заключаться не только в обеспечении равенства кандидатов, но и в прямом требовании их множества, наличия альтернативы у избирателя.

Какие партии сформировались в России в начале ХХ века? Каких взглядов они придерживались?

Лидеры: Ленин (большевики) и Мартов (меньшевики)

Требования: социалистическая революция, построить социализм

Требования: превратить Россию в ограниченную монархию, продать помещичьи земли крестьянам по справедливым ценам.

Требование: поддерживали правительство, идущее по пути спасительных реформ

Монархисты: Союз русского народа (лидер Дубровин), Союз Михаила Архангела (Пурешкевич)

Требования: сохранить самодержавие.

1. Раскройте сущность конституционной реформы 1988-1991 гг.

В декабре 1988 г. в Конституцию были внесены изменения. Высшим органом власти становился Съезд народных депутатов, заседания которого проводились раз в год. Изменилось избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать из общественных организаций.

Перераспределение властных функций от партийных структур к советским.

На втором этапе реформы (1990-1991 гг.) был введен пост президента СССР, однако сохранялось положение о полновластии Советов. Была отменена 6 статья Конституции, закреплявшая руководящее положение КПСС в обществе.

2. Какие задачи был призван решить I Съезд народных депутатов?

I Съезд народных депутатов был призван был обеспечить более широкую представительность всех слоев населения СССР в органах государственной власти. Благодаря Съезду народных депутатов СССР к участию в руководстве государственными и общественно-политическими делами должны были прийти новые люди, демократически мыслящие, в своем большинстве не связанные с партийной номенклатурой, сторонники перестройки общественной жизни, политических и экономических реформ.

Также задачи политического реформирования страны и определения роли КПСС.

3. Охарактеризуйте процесс становления многопартийности в конце 1980-х – начале 1990-х гг.

Формирование многопартийности проходило на фоне утраты политической инициативы КПСС. На первых выборах народных депутатов СССР ряд кандидатов от КПСС потерпел поражение. Начали складываться новые политические силы. На I Съезде народных депутатов возникла Межрегиональная депутатская группа, стремившаяся к созданию многопартийности. В результате на III Съезде народных депутатов отменена 6 статья Конституции, закреплявшая руководящее положение КПСС в обществе.

Первой оппозиционной партией стал образованный в 1988 г. «Демократический союз». В этом же году возникают народные фронты в Прибалтике. Позже начали возникать партии, отражавшие все основные направление политической мысли. Либеральное направление было представлено Демократическим союзом, а также возникшими в 1990 г. Демократической партией России и Республиканская партия Российской Федерации. Социалистическое направление представлено Социал-демократической ассоциацией, Социал-демократической партией России, Социалистической партией.

Начинают формироваться националистические партии, прежде всего в Прибалтике. При всем многообразии партий основных направлений было два – либеральное и коммунистическое.

4. Поясните идеи Межрегиональной депутатской группы «МДГ) о 5 «де»: децентрализация, демонополизация, департизация, деидеологизация, демократизация.

МДГ являлась объединением депутатов либерального направления, что отражается в их идеях. Ключевыми идеями были демократические принципы: многопартийность, частная собственность на средства производства (что противоречило фундаментальным принципам марксизма-ленинизма), установление демократического политического режима и построение правового государства, защита прав человека.

Децентрализация и демонополизация обозначали ликвидацию прежде всего руководящей роли КПСС. Деидеологизация – отмена коммунистической идеологии, плюрализм.

5. Как отразились преобразования политической системы в годы перестройки на реформирование экономики СССР?

Изменения политической системы существенно отразились на экономике СССР. Идеи демократизации воплощались не только в политике, но и в экономике. В январе 1987 г. ЦК КПСС принял меры по развитию элементов демократии в партии и на производстве, вводились выборы руководителей предприятий и учреждений. 13 января 1987 г. Совет Министров СССР принял Постановление № 48, разрешившее создание совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран. Одним из основных решений было созданий кооперативов, т.е. по сути частных предприятий. Это означало переход к рыночной экономике, и это не только чисто экономическое, но и во многом политическое решение.

1. Чем объяснял М.С. Горбачев причины негативных явлений в жизни советского общества в середине 1960-х – начале 1980-х гг.?

Причиной негативных явлений стала сама политическая система, сосредоточение хозяйственной жизни в руках партийного руководства. Также негативную роль играла гипертрофированность исполнительного аппарата.

На партийное руководство и гипертрофированный исполнительный аппарат.

1. Охарактеризуйте основное содержание предвыборной программы одного из признанных лидеров демократического движения.

Основное содержание – либерально-демократические идеи. Плюрализм, переход к рыночной экономике, многопартийность, свобода слова.

2. Что, по вашему мнению, во взглядах А.Д. Сахарова вызывало наибольшее раздражение консерваторов.

Радикальность и быстрота предлагаемых реформ, полный разрыв с прошлым, однозначно негативная оценка прошлого

1. Как вы понимаете выражение «традиционалистское направление в КПСС»?

Это направление, выступавшее против радикальных реформ, против внедрения рыночной экономики, против однозначного очернения прошлого. Выступали за реформы в рамках социализма.

2. Согласны ли Вы с характеристикой взглядов автора как «традиционалистских»?

Да, потому что автор негативно оценивает реформаторов, утверждает, что у данного пути нет будущего.

1. Согласны ли вы с мнением, что отмена 6 статьи Конституции СССР – главный результат общественных изменений второй половины 1980-х гг.?

Да, потому что отмена 6 статьи Конституции СССР разрушала существовавшую прежде систему, открыла путь к многопартийности. Также вместе с отменой главенства КПСС отменялась и господствовавшая роль коммунистической идеологии в обществе.

Деятельность Сахарова была связана с его либерально-демократическими идеями. В связи с этим оценки его деятельности полярны в обществе. Резко отрицательная оценка Сахарова встречается в коммунистической, национал-патриотической и евразийской печати. Некоторые публицисты (например, А.Г. Дугин) считают А.Д. Сахарова врагом СССР и помощником США в геополитической конфронтации

В демократической публицистике оценка Сахарова сугубо положительная. Так, распространено мнение, что на депутатском посту он проявлял себя как истинный борец за право и справедливость. Выступал в защиту репрессированных, за отмену смертной казни, за реабилитацию депортированных народов. Результатом деятельности стало начало возрождения общества, он показывал своим примером, что нужно бороться за свои права, законность, истинную демократию. «Сахаров А.Д. будил сердца людей, десятилетия живших сначала в тоталитарном, потом в авторитарном обществе.»

Им было написано много работ по магнитной гидродинамике, физике плазмы, элементарным частицам, астрофизике, гравитации и т.д.

Сахаров вёл активную борьбу против «лысенковщины» (то есть запрета на развитие генетики), считал, что необходимо заниматься проблемами наследственности, особенно влиянием излучения на последующие поколения.

Другим направлением деятельности Сахарова А.Д. была правозащитная деятельность. В 1975 году он был удостоен Нобелевской премии мира.

3. Охарактеризуйте последствия реформы политической системы в СССР для государства и общества.

Последствия крайне неоднозначны. С одной стороны, демократические элементы были необходимы на сложившемся этапе развития, они были прогрессивны. С другой стороны, перестройка закончилась развалом страны, и это было огромной гуманитарной катастрофой для населения. СССР перестал существовать, на его обломках возникли независимые государства, уровень жизни которых ещё в течение многих десятилетий после развала не достиг уровня жизни в СССР.

4. В 1989 г. М.С. Горбачев определяет перестройку как «целостный революционный процесс, осуществляемый демократическими методами, народом и для народа, по отношению к которому партия выступает как политический авангард». Можно ли данные слова отнести к середине 1991 г.?

Слова Горбачева, сказанные в 1989 году неприменимы для ситуации 1991 года, потому что после отмены 6 статьи Конституции СССР ликвидировалась главенствующая роль КПСС, начала формироваться многопартийная система поэтому партия уже совершенно не могла выступать в качестве политического авангарда.

5. Подготовьте презентацию на тему «Работа I Съезда народных депутатов», используя фотодокументы.

— В марте 1989 г. состоялись выборы Съезда народных депутатов СССР, первые выборы высшего органа власти СССР, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами. Впервые в СССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах).

Получив свободу выбора, граждане страны зачастую отказывали в доверии правящей партии. Так в Ленинграде не был избран ни один партийный и советский руководитель города и области, ни один член бюро обкома, включая первого секретаря и даже командующего военным округом.

Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть картинку Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Картинка про Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение

— Съезд открылся 25 мая 1989 года. В первый же день работы Съезда он избрал Горбачёва Председателем Верховного Совета СССР. Заседания съезда транслировались по телевидению в прямом эфире, и множество граждан СССР внимательно следили за ними.

Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть картинку Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Картинка про Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение

Съезд был отмечен противостоянием, выразившемся в активной полемике действующего Генерального Секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва с академиком-диссидентом Андреем Сахаровым, члена ЦК КПСС Егора Лигачёва с опальным в то время, будущим первым президентом России Борисом Ельциным.

Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть картинку Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Картинка про Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение

Среди депутатов было немало ярких личностей, ставших, благодаря съезду известными на всю страну, некоторые из них из преподавателей, служащих и научных сотрудников переквалифицировались в публичные политики, в последующие годы были избраны на руководящие посты страны, возглавили оппозиционные движения. Среди них — Гавриил Попов (позднее стал мэром Москвы), Сажи Умалатова (стала впоследствии политиком-радикальным коммунистом), Анатолий Собчак (избран мэром Санкт-Петербурга), Юрий Афанасьев (возглавил движение «Демократическая Россия», затем — ректор РГГУ), Алексей Казанник (стал Генеральным Прокурором России)

Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть картинку Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Картинка про Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение

— В последний день Съезда в относительном меньшинстве, радикально настроенные депутаты сформировали Межрегиональную группу народных депутатов (сопредседатели группы: А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин, Ю.Н. Афанасьев, Г.Х. Попов, В. Пальм). Они выступали за политические и экономические преобразования в СССР, за радикальное реформирование советского общества.

6. Организуйте в классе мини-дебаты на тему «КПСС была единственной общесоюзной силой или пережитком прошлого».

Аргументы за единственную общесоюзную силу

— на протяжении десятилетий КПСС была единственной партией в стране

— в руках КПСС было сконцентрировано управление всеми сферами жизни

— в КПСС входили люди со всей страны, это было связывающим фактором

Аргументы за пережиток прошлого

— КПСС не могла отвечать вызовам времени

— идеологический контроль был пережитком в современных условиях

— необходимость многопартийности и плюрализма

Источник

Новое в блогах

Советская идеология

Если мы хотим как следует понять и осмыслить историю СССР, ее начало, середину и бесславный конец, то мы, прежде всего, должны совершенно четко представлять себе СОВЕТСКУЮ ИДЕОЛОГИЮ. Но хорошо ли мы её представляли теперь уже в далеком (по меркам одной человеческой жизни) прошлом, представляем себе её в настоящем и будем ли мы правильно себе представлять её в ближайшем будущем? Этот вопрос сегодняшним утром внезапно показался автору настоящей публикации интересным и заслуживающим специального разговора. Вы, возможно, спросите, с чего бы это какому-то технарю вдруг спустя 20 лет после начала горбачевской «перестройки», когда вокруг него давным-давно уже наличествует множество всевозможных буржуев и капиталистов, вдруг вспомнилась эта самая «советская идеология»? Казалось бы, ответ на этот вопрос тоже давным-давно должны были бы дать ученые-марксисты, которых в период развитого социализма (который «победил полностью и окончательно», как писала когда-то Программа КПСС) было, как говорится, пруд-пруди, но как только Советский Союз, как государство, канул в лету, так всех этих ученых-марксистов словно корова языком слизала. Вместо них возникло великое множество доморощенных горе-теоретиков, среди которых можно насчитать достаточное количество самых настоящих дебилов, которые не смогли сделать ничего более умного, как навесить на всех бывших советских, в том числе и на самих себя, мерзопакостный ярлычок «совки» и тем самым сделать вид, что весь вопрос, таким образом, как бы решен сам собой. Однако на самом деле всё обстоит гораздо сложнее, и анализ данного вопроса, возникший в сегодняшней утренней голове автора, вдруг показался ему заслуживающим самого пристального внимания.

Но что такое идеология вообще, спросим себя? На этот вопрос ученые-обществоведы, казалось бы, должны были ответить еще в 19-м веке. И они как бы ответили.

Источник

История России

§ 12. Культура и духовная жизнь в «эпоху развитого социализма»

Давайте вспомним

Какие сферы художественного творчества были в центре общественного внимания в этот период

Область научных интересов и общественной деятельности академика Д.С. Лихачева

Что такое бардовская песня

Попробуйте

Назвать несколько самых популярных кинорежиссеров этого времени Перечислить популярные советские рок-группы этого периода

Финал «оттепели»

Со второй половины 1960-х гг. наметились перемены в духовном климате советского общества. Стремление к свободе творчества рождало потребность в развитии свободной личности.

Настроения «оттепели» в среде интеллигенции постепенно перерастали в настороженное и критическое отношение к существующему режиму. Власть проявляла неспособность и нежелание вести диалог со своими гражданами о путях дальнейшего развития страны. Появились признаки возврата к прошлому, тема преодоления последствий культа личности Сталина исчезла из печати. В 1970 г. редакцию «Нового мира» был вынужден покинуть А.Т. Твардовский. Непосредственным поводом нажима на главного редактора журнала стали публикация в журнале ряда работ, вызвавших недовольство властей, и ходившие в самиздате списки его поэмы «По праву памяти», опубликованной на Западе. После ухода Твардовского «Новый мир» потерял репутацию носителя демократических настроений. Журнал «Октябрь», вокруг которого группировались сторонники пересмотра сложившегося в период «оттепели» отношения к Сталину, также подвергся критике за «крайности» в издательской политике и низкое качество публикуемых произведений. Ликвидируя такие «крайности», власть стремилась возродить единомыслие. «Толстые» литературные журналы имели огромную читательскую аудиторию, и контроль за их издательской деятельностью был действенным средством влияния на умы людей.

Продолжала расширяться сфера самиздата, ставшего для некоторых представителей творческой интеллигенции единственной возможностью контакта с читателями. Ряд известных советских писателей, чьи произведения не печатались в СССР, были вынуждены уехать за границу. В 1974 г. из Советского Союза был выслан выступавший с открытой критикой власти А.И. Солженицын, лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 г.

Пересекавшиеся в годы «оттепели» «официальная» и «неофициальная» сферы культурной жизни стали все заметнее расходиться друг с другом. В художественной среде обозначился водораздел между работавшими в рамках привычных идейных установок и теми, кто искал иные пути и формы творческого самовыражения. Выражение внутренней свободы стало тем камертоном, по которому настраивалось «настоящее» (т. е. свободное) искусство.

Время новых героев. Зарождение общественных движений

Художественная жизнь 70—80-х гг. была, несмотря на цензурные ограничения, яркой и насыщенной. Продолжая традиции «оттепельной» литературы и кино, на экран вышли фильмы о духовном мире и гражданской позиции современника («Доживем до понедельника», 1969, реж. С.И. Ростоцкий, «Начало», 1970, и «Прошу слова», 1975, реж. Г.А. Панфилов, «Премия», 1974, реж. С.Г. Микаэлян). Были созданы первые отечественные телесериалы («Адъютант его превосходительства», 1970, реж. Е.И. Ташков, «Семнадцать мгновений весны», 1973, реж. Т.М. Лиознова, «Место встречи изменить нельзя», 1979, реж. С.С. Говорухин), их герои снискали колоссальную популярность у зрителей.

Неотъемлемой частью культурного багажа интеллигенции стало так называемое интеллектуальное (авторское) кино. Его появление связано с именами режиссеров, следовавших авторскому видению и работавших вне устоявшихся в советской кинематографии тем, канонов, привычного кинематографического языка. Фильмы А.А. Тарковского, К.Г. Муратовой, А.Ю. Германа выходили с цензурными купюрами и в небольшом количестве копий, но у них была своя преданная аудитория. Режиссерский дебют Тарковского «Иваново детство» (1962) стал одним из лучших фильмов о войне. Мятущееся сознание и нравственные поиски героев картин Тарковского («Андрей Рублев», 1966, «Солярис», 1972, «Зеркало», 1974, «Сталкер», 1979) отражали настроения последнего поколения советской интеллигенции. Многие такие фильмы не шли в широком прокате или вовсе не попадали на экран («Проверка на дорогах» А.Ю. Германа, «Комиссар» А.Я. Аскольдова).

Настоящий взлет переживало театральное искусство. На сцене зачастую удавалось расставить понятные зрителю акценты и в подцензурном тексте, установить духовный контакт с аудиторией. На спектакли московской Таганки, Театра им. Ленинского комсомола, ленинградского Большого драматического театра и многих других театров было очень трудно попасть.

Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть картинку Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Картинка про Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение

Кадр из фильма «Доживем до понедельника»

Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть картинку Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Картинка про Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение

Н. Караченцов в спектакле «Юнона и Авось» на сцене Театра им. Ленинского комсомола

Круг чтения и характер читательских предпочтений — яркая иллюстрация потребности в общественной дискуссии. Художественной, учебной и детской литературы катастрофически не хватало. Быстро рос спрос на книги, и любое вызывавшее читательский интерес издание становилось дефицитным, несмотря на подчас огромные, многотысячные тиражи. Подавляющее большинство граждан СССР — и взрослых, и детей — пользовались быстро расширявшейся сетью библиотек и читальных залов. Домашние библиотеки были в каждой семье. На дом выписывались по нескольку газет и журналов, оформить подписку на самые популярные издания (журналы «Новый мир», «Иностранная литература», «Юность» и другие, печатавшие произведения современных авторов) было очень трудно, спрос на них многократно превышал предложение. Чтобы утолить читательский голод, в конце 60-х гг. предпринимается грандиозное издательское начинание: в течение десяти лет тиражом 300 тыс. экземпляров издаются 200 томов «Библиотеки всемирной литературы» — лучших произведений мировой классики. Огромным спросом пользовались и издания недоступных ранее широкому читателю произведений мировой литературы. Они выходили стотысячными тиражами в серии «Литературные памятники», первоначально предназначавшейся специалистам. Эти и другие начинания поддерживали репутацию СССР как «самой читающей страны мира»

Ежедневно (!) в стране выходило 4,3 млн экземпляров книг и брошюр (более 1,5 млрд в год, данные 1971 г.), число наименований к концу десятилетия достигло 85 тыс. Но значительную часть этой продукции составляла общественно-политическая литература — произведения Маркса, Энгельса, Ленина, программные выступления руководителей КПСС, документы съездов и пропагандистские материалы. Их изучение входило в обязательную программу старших классов школ, вузов и специально организованной системы повышения общественно-политической подготовки, в которую была вовлечена значительная часть взрослого населения. Открыто критиковать партийные установки и саму систему идеологического воспитания мало кто решался, но на протяжении 1970—1980-х гг. наблюдался стойкий рост скептического отношения к этим пропагандистским усилиям при внешнем соблюдении «правил игры». Именно в эти годы в среде интеллигенции укореняется «двоемыслие» — состояние внутреннего несогласия с идеологическими установками и укладом жизни, который они порождали, при внешнем одобрении (или примирении) действительности. Для некоторых уход в частную жизнь (означавший добровольное лишение возможности быстрого продвижения по службе и повышения уровня жизни), а иногда и занятие малооплачиваемым физическим трудом (работа дворниками, кочегарами, грузчиками и т. п.) были выражением отношения к существующей системе и нравственным выбором.

Участие в набиравшем силу движении в защиту памятников истории и культуры стало в эти годы одной из возможностей выразить свою гражданскую позицию. Многие памятники были разрушены по распоряжению властей уже в хрущевскую эпоху. Всесоюзное общество охраны памятников истории и культуры, созданное в 1966 г., быстро стало массовой общественной организацией. Его члены безвозмездно работали на восстановлении памятников, и благодаря их усилиям многое удалось сохранить. Бурно развивались краеведение и культурно-исторический туризм. Нравственному значению культурной среды для современного человека и ее влиянию на него были посвящены обращенные к молодежи труды выдающегося исследователя культуры Древней Руси Д.С. Лихачева («Заметки о русском», 1980, «Письма о добром и прекрасном», 1985). Сам ученый отдал много сил просветительской деятельности и делу сохранения исторического и культурного наследия.

В начале 70-х гг. на страницах «Литературной газеты» — рупора советской интеллигенции — стали появляться многочисленные публикации о необходимости бережного отношения к природе. Дискуссия велась вокруг проблем эрозии почв в Казахстане в ходе освоения целинных земель, экологического бедствия в районе Аральского моря, губительных для природной среды последствий строительства каскадов ГЭС на Волге. Опасности загрязнения Байкала был посвящен вызвавший широкий общественный резонанс фильм «У озера» (1970, реж. С.А. Герасимов). Одним из эпицентров столкновения мнений вокруг проблем защиты окружающей среды стал проект «поворота северных рек». Представители интеллигенции, такие, как известный писатель С.П. Залыгин, вступили в открытую полемику с авторами грандиозных планов «преобразования природы» для решения текущих экономических задач. Эти планы продвигались на государственном уровне, и только в годы перестройки они были наконец пересмотрены. На волне роста озабоченности природоохранными проблемами все больше молодежи вливалось в движение дружин по охране природы (первая такая дружина появилась на биофаке МГУ еще в 1960 г.). Его члены занимались борьбой с браконьерством, защитой леса от хищнической вырубки, охраной памятников природы и выступали с другими инициативами, не носившими явно политического характера.

Сатира в художественном творчестве. «Другое искусство»

Ясность и оптимизм относительно возможностей, которые открываются перед человеком «нового общества», во второй половине 70-х гг. постепенно сменились настроениями иной тональности. Юмор, бывший непременным участником дружеского общения в 60-е гг., стала быстро теснить разрушительная ирония, а затем откровенное издевательство над неэффективностью системы, пусть и высказанное эзоповым языком, как в репризах А.И. Райкина. Выступления писателей-сатириков — неизменная составляющая концертных программ этих лет. В повседневном общении прочное место занял бытовой и политический анекдот.

Не случайно любимым жанром советского кинозрителя являлась комедия с социальным подтекстом. Комедия фиксировала людские недостатки и социальные пороки, но постепенно менялись тональность показа действительности и характер изобразительных средств. Красноречивый пример — эволюция творчества одного из самых известных и любимых советских кинорежиссеров Г.Н. Данелия: от фильма, ставшего символом «оттепели» («Я шагаю по Москве», 1963), и комедии «Не горюй!» (1969), которые отличает мягкая авторская ирония, через усиление элементов социальной сатиры («Афоня», 1975, «Мимино», 1977) до сарказма («Осенний марафон», 1979) и разоблачительного социального пафоса («Кин-дза-дза», 1986).

Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть картинку Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Картинка про Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение

В. Высоцкий

Образ «эпохи развитого социализма» прочно ассоциируется с творчеством поэта, артиста театра и кино, автора и исполнителя песен В.С. Высоцкого. Значение наследия поэта выходит далеко за рамки явления культурной жизни. Глубоко демократичное творчество Высоцкого было популярно в разных социальных слоях, в его героях советское общество узнавало себя. Высоцкий работал одновременно в поле подцензурной культуры (он был артистом Театра на Таганке, снимался в кино и писал тексты песен для кинофильмов и спектаклей) и культуры «неофициальной». В 70-е гг. эти две сферы все дальше расходятся и в темах, и в формах творческого самовыражения. Особенно ярко такое расхождение проявилось в изобразительном искусстве, в творчестве нового поколения композиторов — представителей музыкального авангарда (А.Г. Шнитке, С.А. Губайдулина, Э.В. Денисов) и в молодежной музыкальной культуре.

Массовым увлечением советской молодежи стал рок — самое заметное направление «неофициального» искусства последних советских десятилетий. Популярные советские рок-группы («Машина времени», «Цветы», «Аквариум») появляются в начале 70-х гг. В отличие от западного рока, где основную роль играл ритм, в молодой советской рок-культуре большую смысловую нагрузку несли тексты. Попытки власти поставить рок под контроль через систему официально зарегистрированных клубов не увенчались успехом: и музыканты, и зрители не готовы были поступиться обретенной свободой.

В условиях запретов на альтернативные формы художественного творчества общественно-политическое звучание приобрело творчество художников «другого искусства», хотя прямое противостояние официальной идеологии отнюдь не было целью их деятельности. В сентябре 1974 г. по распоряжению властей при помощи бульдозеров была разогнана выставка картин, организованная на московском пустыре. Бурное обсуждение проблем свободы творчества в СССР, развернутое в западных средствах Macсовой информации, поддерживало повышенный интерес к альтернативной культуре внутри страны, через иностранное радиовещание («радиоголоса») отголоски дискуссии доходили до советской аудитории и подпитывали критические настроения. Власти сочли целесообразным разрешить небольшие экспозиции художников-неформалов (О. Рабин, В. Немухин, Л. и В. Кропивницкие, Л. Мастеркова и др.)· Первые такие выставки состоялись в Москве и Ленинграде после разгона «бульдозерной выставки».

Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть картинку Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Картинка про Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение

Картина И. Кабакова «Вокноглядящий Архипов»

В среде «другого искусства» родилось новое направление, получившее название московского концептуализма (И. Кабаков, Э. Булатов, Д. Пригов, И. Чуйков и др.). Московские художники стремились воспроизвести на плоскости холста и в концептуальных инсталляциях мир идей, а не мир вещей, и главной была идея свободы. Создавая пространство свободы, они широко использовали текст и узнаваемые символы времени, отражавшие пространство «несвободы», за пределы которого стремился вырваться человек. Лозунги, портреты вождей и другие пропагандистские материалы широко использовались в качестве изобразительных средств представителями соц-арта (В. Комар, А. Меламид), превращавшего привычное в объект иронии.

Советское общество в 70-е гг.

К середине 60-х гг. стало ясно, что планы «догнать и перегнать» США по важнейшим экономическим показателям и в короткий исторический срок «жить при коммунизме» реализовать невозможно. Об этой перспективе продолжали напоминать размещенные в общественных местах лозунги, доставшиеся в наследство от хрущевской эпохи: «Вперед, к победе коммунизма!», «Мы придем к победе коммунистического труда!», «Наша цель — коммунизм!». Для идеологического обеспечения развития страны необходимо было сделать провозглашаемые приоритеты более реальными и при этом не потерять привлекательной исторической перспективы. Поэтому обеспечение роста жизненного уровня людей стало важной политической задачей.

Согласно свидетельствам современников, 70-е годы действительно вошли в историю страны как самый благополучный период ее развития. Люди стали лучше одеваться и питаться, потребление хлебопродуктов и картофеля сократилось, а мяса, молока и фруктов постепенно увеличивалось. Выросло производство товаров широкого потребления. К 1980 г. более 100 млн человек смогли улучшить свои жилищные условия. Качество типового строительства по сравнению с привычными пятиэтажками стало расти.

Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть картинку Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Картинка про Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение

Советский плакат 70-х гг.

Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть картинку Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Картинка про Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение

Микрорайон в Москве. 1980 г.

Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть картинку Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Картинка про Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение

У телефона в коммунальной квартире

Отдельная бесплатная квартира перестала быть привилегией. Наконец пошел процесс расселения коммуналок, это привело к индивидуализации повседневной жизни. Двор как пространство общения теряет свое значение, и вместе с исчезновением каждодневных контактов с соседями по коммуналке из быта горожан начинают исчезать перенесенные из деревни черты патриархального уклада. Круг общения постепенно сужается до собраний «по интересам». В этом узком кругу люди говорят то, что думают. «Интеллектуальные сборища» на кухне становятся частью повседневного общения. Обстановка квартир была в основном узнаваемой, поскольку промышленность выпускала одинаковые образцы мебели, бытовой техники. Популярный в начале 60-х гг. минимализм стала вытеснять более удобная для жизни обстановка.

Большое внимание уделялось развитию массового спорта, которое связывалось с воспитанием здорового поколения, готового трудиться на благо страны и защищать ее. Спортивная подготовка рассматривалась как часть воспитания «гармонично развитой личности» — гражданина «самой передовой страны мира». В 70-е гг. в спортивных клубах, секциях, школах занималось свыше четверти населения. Особенно популярными были те виды, в которых советские спортсмены показывали выдающиеся результаты, — фигурное катание, лыжный спорт, шахматы. Миллионы поклонников были у хоккейной «команды звезд», в ней играли выдающиеся спортсмены (В. Харламов, А. Мальцев, Б. Михайлов, А. Якушев, А. Рагулин, В. Третьяк и др.). Сборная СССР завоевала все самые высокие титулы в мировом хоккее.

Спортивные достижения становились все более важной составляющей международного авторитета страны, и подготовка будущих чемпионов рассматривалась как важнейшая государственная задача. Летом 1980 г. СССР впервые принимал Олимпийские игры. Решение МОК о проведении летних Олимпийских игр в Москве стало признанием заслуг советского спорта. Хотя их подготовка была омрачена началом войны в Афганистане и последовавшим бойкотом команд ряда стран, в частности США, но для миллионов людей Игры стали настоящим спортивным праздником, а Москва заняла место в ряду олимпийских столиц мира.

Повседневная жизнь

Летом многие покидали квартиры, чтобы отправиться на дачу. В 70-е гг. массовая раздача садово-огородных участков стала рассматриваться как доступный и быстрый способ повысить благосостояние людей. На бесплатно полученных 6 сотках «садовод» должен был выращивать овощи и фрукты для личного потребления. Раздавая участки, власти надеялись не только обеспечить «весомую добавку к столу трудящихся», но и организовать досуг в доступных для всех формах. Дачник-садовод стал знаковой фигурой времени, оттеснив туриста-походника.

Для все большего числа семей доступным средством транспорта становится личный автомобиль. Вплоть до второй половины 60-х гг. личный автотранспорт был большой редкостью (к 1967 г. на тысячу семей приходилось всего 12 личных автомашин). С начала 70-х гг. происходит настоящий скачок в автомобилестроении, к 1971 г. общее число ежегодно выпускаемых в СССР машин впервые в отечественной истории перевалило за миллионную отметку. Настоящим прорывом стало выведение на полную мощность в начале 70-х гг. автогиганта в Тольятти. Здесь трудились над созданием «народного» автомобиля. В короткие сроки Волжский автозавод (ВАЗ) освоил производство модели ВАЗ-2101 — знаменитой «копейки», советского аналога модели итальянского ФИАТ- 124. Эта машина стала самой популярной в стране. В последующее десятилетие выпуск легковых автомобилей вырос в 4 раза.

Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть картинку Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Картинка про Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение

Конвейер Волжского автозавода

Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть картинку Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Картинка про Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение

Студенты на «картошке». 70-е гг.

Инженерные специальности получали миллионы людей, и конструкторская мысль активно искала новые возможности развития. Правда, далеко не всегда новинки внедрялись в производство. Путь бюрократических согласований был долгим, и разрыв между разработкой и внедрением опытных образцов в производство не только не сокращался, но и продолжал расти. Огромные средства вкладывались в подготовку кадров для промышленности, по ряду популярных специальностей, в первую очередь инженерных, наметилось перепроизводство кадров.

4,5 млн человек работали в сфере науки и научного обслуживания, в том числе более 1,5 млн занимались непосредственно научной деятельностью. Это свидетельствовало о превращении научной работы в массовую профессию. Доля затрат на научные исследования достигла 3,74% ВВП (1985).

Постепенно поднимался уровень заработной платы: в 1970 г. средняя зарплата составляла 122 рубля, к концу десятилетия — 169 рублей. Особенно заметно выросли доходы занятых менее квалифицированным трудом, это было связано с катастрофической нехваткой рабочих рук на производстве. В результате зарплата дипломированных специалистов, возраставшая гораздо медленнее, стала стремительно приближаться к уровню оплаты неквалифицированных работников. Возникшая в результате уравниловка снижала мотивацию труда представителей таких массовых профессий, как инженер, учитель или врач. При этом престиж неквалифицированного труда оставался низким. Предприятия получили право набирать «по лимиту» рабочих из сельской местности и прописывать их в заводских общежитиях. Работа была в основном тяжелой, а уровень автоматизации заметно отставал от потребностей современного производства, особенно в сельском хозяйстве.

Низкая эффективность труда в этой отрасли, постоянный отток кадров в город и огромные потери во время транспортировки и хранения урожая (до 40% от объема собранного) не позволяли наладить бесперебойное снабжение качественными продуктами питания. Чтобы как-то справиться с трудностями, широко использовалась «шефская помощь»: работавшие в городах (на заводах, в научных институтах) и особенно студенты вузов регулярно и в обязательном порядке привлекались к уборке урожая и работе в овощехранилищах. Такой неэффективный труд был близкой и понятной всем темой многочисленных анекдотов и сатирических произведений.

Обычные продукты — мясо, молоко, масло — в конце 1970-х гг. стали исчезать с прилавков, особенно в небольших городах и в сельской местности. Цены на них с 1961 г. оставались стабильными: белый хлеб стоил от 13 до 25 копеек за батон (в зависимости от качества муки), буханка черного обходилась в 18—22 копейки, литр молока стоил 32 копейки, 1 кг мяса — 2 рубля. Люди вынуждены были часами стоять в очередях, чтобы «достать» необходимые продукты, одежду, обувь. Автомобили и импортные товары длительного пользования (мебель, холодильники, ковры) можно было приобрести после многолетних очередей, в них записывали работников крупных предприятий и госучреждений.

Рост денежной массы к началу 80-х гг. оказался непропорциональным росту ее товарного покрытия. В результате стали быстро пополняться и денежные сбережения на счетах в сберкассах, люди откладывали деньги, чтобы потратить их в случае, если представится возможность. Неотъемлемой чертой повседневной жизни 70—80-х гг. стала острая нехватка услуг. Это привело к бурному росту не учтенной государством и не облагаемой налогом сферы «теневой экономики». В городах на долю «теневой экономики» приходилось до 40% ремонта автомобилей и 30% ремонта бытовой техники, значительная доля услуг по ремонту квартир, пошиву одежды.

Повседневная жизнь заметно расходилась с идеологическими установками, представлявшими советский народ как единую социально-политическую общность, а политику государства как последовательное воплощение марксистских идей о социальной справедливости. Заметной становилась разница в качестве жизни разных групп населения, она определялась различиями не только в уровне доходов, но и в возможностях доступа к социальным благам. «Развитой социализм», особенно на позднем его этапе (конец 70-х — начало 80-х гг.), оказался мало похож на переходную фазу к коммунизму. Уровень жизни заметно вырос, но распространявшиеся в советском обществе ценности и стандарты потребления не соответствовали задаче «воспитания нового человека». Установки официальной идеологии присутствовали на поверхности повседневной жизни, но они уже не могли диктовать образ мысли и поведения людей.

Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Смотреть картинку Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Картинка про Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение. Фото Какого было отношение общества к насаждаемой идеологии в чем проявлялось это отношение

Народным праздником всей страны стал День Победы 9 мая

Проверяем себя

1. Какие перемены в духовном климате советского общества произошли во второй половине 60-х гг.? С чем связаны эти перемены?

2. Почему во второй половине 60-х — начале 80-х гг. ряд известных деятелей культуры покинули СССР?

3. Какие меры принимались властями для формирования «правильного» мировоззрения у советских граждан? Что включало в себя это понятие?

4. Каково было отношение общества к насаждаемой идеологии? В чем проявлялось это отношение?

5. Можно ли говорить об особом общественном призвании литературы в этот период? В чем оно заключалось?

6. Почему любимым жанром советского кинозрителя стала комедия с социальным подтекстом? Что такое социальный подтекст?

7. Почему во второй половине 60-х — начале 80-х гг. все сильнее намечается разрыв между «официальной» и «неофициальной» культурой? С чем связано существование этих двух типов культуры? Чем они отличались друг от друга в художественном и содержательном плане?

8. Как вы думаете, почему существовало отставание в уровне жизни населения в СССР от уровня жизни в ведущих странах Запада?

9. Какие профессии пользовались популярностью в эти годы и почему?

Думаем, обсуждаем

1. Напишите учебно-исследовательскую работу, сравнивающую структуру телевещания в СССР в 70 — 80-е гг. и современную структуру российского телевещания (не более 3 страниц). Обоснуйте критерии сравнения.

2. Используя дополнительные источники информации, проведите исследование и напишите работу о диссидентском движении в СССР в 60-х — начале 80-х гг. В чем причины этого движения? Чем были недовольны диссиденты? Каковы были их цели? Какие течения существовали в диссидентском движении? Каковы были последствия деятельности диссидентов?

3. Составьте аннотацию к книге автора, произведения которого были запрещены в этот период.

4. Проведите поиск и исследование важной проблемы в культуре и науке этой эпохи, не рассмотренной в данном параграфе. Составьте тезисы устного доклада.

5. Сделайте подборку копий фотографий из семейного архива, иллюстрирующих эту эпоху.

6. Найдите данные о расходах СССР на образование и науку в этот период. Сопоставьте их с данными об аналогичных расходах США, крупных западноевропейских стран, крупных промышленных азиатских стран и Китая за этот же период. Представьте информацию в виде графика. Проанализируйте данные. Обоснуйте выводы.

7. Составьте сводную таблицу советских (российских) лауреатов Нобелевской премии. Отразите в таблице год присуждения премии, область деятельности, достижения, за которые присуждена премия.

Работаем с источниками, выполняем задания

1. Порассуждайте о призвании литературы вместе с автором документа. Определите роль и место литературы в советском обществе. В чем причины подобной ситуации?

Из письма А. Солженицына IV Всесоюзному съезду советских писателей. 1967 г.

. Литература, которая не есть воздух современного ей общества, которая не смеет передать обществу свою боль и тревогу, в нужную пору предупредить о грозящих нравственных и социальных опасностях, не заслуживает даже названия литературы, а всего лишь — косметика.

2. Раскройте секрет творческого успеха Высоцкого именно в годы «застоя».

Из письма В.С. Высоцкого кандидату в члены Политбюро, секретарю ЦК КПСС П.Н. Демичеву

Десять лет я не могу пробиться к узаконенному официальному общению со слушателями моих песен. Все мои попытки решить это на уровне концертных организаций и Министерства культуры ни к чему не привели. Поэтому я обращаюсь к Вам, дело касается судьбы моего творчества, а значит, и моей судьбы.

3. Опишите «магнитофонную революцию» как уникальное явление в СССР.

4. На основании документа определите, в чем заключается противоречивость духовной атмосферы общества в последние советские десятилетия.

Из Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. 1 августа 1975 г.

VII. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.

Государства-участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Они будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.

В этих рамках государства-участники будут признавать и уважать свободу личности, исповедовать, единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению собственной совести.

5. В чем автор документа видит положительные завоевания социализма? Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свою точку зрения.

Американский корреспондент о советской стране в 70—80-е гг. XX в.

С 1969 по 1974 год. жизнь в СССР постоянно улучшалась. Происходило медленное, но постепенное улучшение, хотя не везде и не во всем это происходило равномерно. То, что я видел. привело меня к выводу, что при всех слабостях советская жизнь — это более человечный образ жизни, потому что вы устранили главное человеческое проклятие — эксплуатацию человека человеком. И я до сих пор в этом твердо убежден.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *