Каков возраст ночлежников о чем это говорит
Как оказались в ночлежке герои на дне. М. Горький «На дне»: описание, герои, анализ пьесы
Драма «На дне» является этапным произведением в творческой биографии Горького. Описание героев будет представлено в этой статье.
Произведение это было написано в переломное время для страны. В России в 90-х годах XIX века разразился серьезный Массы обнищавших, разорившихся крестьян после каждого неурожая уходили в поисках заработка из деревень. Закрывались заводы и фабрики. Без средств к существованию и крова оказались тысячи людей. Это привело к тому, что появилось большое число «босяков», опустившихся на дно жизни.
Кто жил в ночлежках?
Предприимчивые владельцы трущоб, пользуясь тем, что люди оказались в безвыходном положении, нашли, как извлечь из зловонных подвалов пользу. Они превратили их в ночлежки, в которых жили нищие, безработные, воры, бродяги и другие представители «дна». Это произведение было написано в 1902 году. Герои пьесы «На дне» — именно такие люди.
Максима Горького на протяжении всего творческого пути интересовала личность, человек, тайны его Чувства и мысли, мечты и надежды, слабость и сила — это все находит отражение в произведении. Герои пьесы «На дне» — люди, жившие в начале XX века, когда рушился старый мир, и возникала новая жизнь. Однако они от остальных отличаются тем, что отвержены обществом. Это люди «дна», изгои. Неприглядно и страшно место, в котором живут Васька Пепел, Бубнов, Актер, Сатин и другие. По описанию Горького, это подвал, похожий на пещеру. Потолок его — каменные своды с обвалившейся штукатуркой, закопченные. Почему же «на дне» жизни оказались обитатели ночлежки, что их сюда привело?
Образы персонажей пьесы
Писатель ввел в отечественную классику необыкновенно символичный облик босяка, рассказав о нем по-своему. Своды подземного обиталища приютили множество людей с разными характерами и социальным положением. В диалогах отображается индивидуальность каждого человека «на дне». Ночлежники стараются руководствоваться своими мечтами, которые делают их образы еще более трагичными.
Все обитатели имеют отдельные личностные качества, из-за которых у читателя возникает к ним сочувствие. Эти люди верят в идеализированное будущее, но поменять свое место в мире не способны. Именно здесь появляется тот самый персонаж, который полностью переворачивает устройство ночлежки — Лука.
Герой характеризует утешительную силу, это образ, который пытается поменять жизнь людей. Он предлагает Пеплу заоблачную мечту о свободе и воле в Сибири, Актеру — подходящую лечебницу, Анне — награду на небесах за терпение. Практически каждый герой получает от него утешительные слова, но все они строятся на обмане.
Лука считает, что правда только ранит людей, мешает им двигаться дальше, поэтому нужно тешиться надеждами и искренне верить, что будет лучше, даже если это не так. Сам писатель подобные мысли отвергает и ставит напротив странника другого героя — Сатина, который готов спорить с Лукой и говорит словами самого Горького: ложь во спасение не способна помочь людям, она делает человека бессильным и слабым. Сатин предстает символом невероятного ума, но и сам по жизни не может вылезти «со дна».
Один из малочисленных женских персонажей — Настя, девушка, занимающаяся проституцией. Несмотря на все тяготы собственной жизни, она не впала в отчаянье, не ожесточилась на мир, не стала бездушной. Наоборот, она искренне мечтает, что встретит своего любимого. Однако в реальной действительности нет места светлым чувствам, все оценивается только бумажками, имеющими определенный номинал. Отказываясь трезво воспринимать происходящее, она выдумала себе времена, в которых у нее была большая и светлая любовь.
Барон тоже живет прошлым, как и Настя, но отличается оно тем, что имело место быть. Временами, вспоминая свое былое положение, герой не в силах сражаться с действительностью. Спасение от всего этого он нашел на дне стакана. Горький такими словами показал свое отношение к Барону: «В карете прошлого далеко не уедешь». И, действительно: стоит и не двигается «карета» персонажа, да и сам он не стремится что-либо сделать для изменения своей жизни.
Настоящее имя Актера читателю не известно. Когда-то он относился к творческой интеллигенции, а в настоящее время является просто кем-то. Безымянный человек. Каждое новое воспоминание о былой славе ярче предыдущего. Спасение от горькой действительности он также находит на дне стакана.
Анна — самый несчастный и трагичный персонаж. Она страдает больше всех: больна, и с каждым днем огонек ее жизни угасает. Эта героиня являет собой собирательный образ простой женщины начала ХХ века. Ее облик можно отнести к нейтральным, который характеризует общую массу ничем не примечательных людей: не приносящих зла, но и не олицетворяющих собой ничего светлого. Она абсолютно примирилась с действительностью, надеясь лишь, что обретет счастье в загробном мире.
Единственный, у кого еще не иссякла надежда вырваться со дна — это Клещ. Да, он разгневан на всех людей, иногда жестоко обходится со своей супругой Анной. Однако только он видит, что спасение от нынешней жизни кроется в утомительном, каторжном, но честном труде.
Герои пьесы «На дне»: таблица
герой | как оказался на «дне» | характеристика героя | мечты |
Бубнов | Владел в прошлом красильной мастерской. Однако уйти его заставили обстоятельства. Жена Бубнова сошлась с мастером. | Считает, что человек не в силах изменить судьбу. Поэтому Бубнов лишь плывет по течению. Проявляет часто скептицизм, жестокость, отсутствие положительных качеств. | Трудно определить, учитывая негативное отношение ко всему миру этого героя. |
Настя | Жизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно. | Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами. | Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией. |
Барон | Был в прошлом настоящим бароном, но утратил богатство. | Насмешки обитателей ночлежки не воспринимает, продолжая жить прошлым. | Хочет вернуть свое прежнее положение, вновь став состоятельным человеком. |
Алешка | Веселый и вечно пьяный сапожник, не пытавшийся никогда подняться со дна, куда его привела легкомысленность. | Как сам говорит, ничего не хочет. О себе сообщает, что он «хороший» и «веселый». | Всем всегда доволен, сложно сказать о его нуждах. Мечтает, скорее всего, о «теплом ветерке» и «вечном солнце». |
Васька Пепел | Это потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме. | Слабохарактерный, влюбленный человек. | Мечтает уехать в Сибирь с Натальей и стать добропорядочным гражданином, начав новую жизнь. |
Актер | Опустился на дно из-за пьянства. | Цитирует часто | Мечтает найти работу, вылечиться от алкоголизма и выбраться из ночлежки. |
Лука | Это загадочный странник. О нем известно не много. | Учит сочувствию, доброте, утешает героев, направляет их. | Мечтает помочь всем нуждающимся. |
Сатин | Убил человека, в результате чего попал на 5 лет в тюрьму. | Считает, что человеку необходимо не утешение, а уважение. | Мечтает донести до людей свою философию. |
Анализ произведения
Писатель долго думал над названием своей пьесы, постоянно меняя его. Одно время это была «Ночлежка». Однако в итоге придумал новое: «На дне». Название полностью отражает суть пьесы. История о людях, которые упали на самый низ и не в силах подняться обратно, униженные и оскорбленные жизнью образы русской литературы.
Благодаря невероятному таланту, Горький сумел создать страшную из-за своей реалистичности картину мира того времени, людей, отверженных обществом. Беспощадная, но правдивая реальность показывает ночлежку, которой заведуют супружеская пара — Костылев и Василиса Карповна. В этом пристанище собраны разные типы личности, каждый наделен отдельной историей, своими характерами и социальным положением в прошлом, например:
Таких персонажей в пьесе очень много, каждый искренне старается верить, что когда-нибудь получится вернуть свою жизнь в прежнее русло. Их существование крутится сейчас вокруг подвала, той самой ночлежки, где люди перестают быть собой и постепенно сдаются.
Максим Горький старается особо сильно не расписывать своих персонажей, не затрагивает биографию, а просто приводит минимум черт, которые отлично раскрывают всю атмосферу произведения.
Человек, обитающий «на дне», выброшен из жизненного устройства и социального порядка. Общество того времени автор описывает, как сломанный механизм, способный погубить жизни. Одна ошибка может стоить человеку погружения «на дно». Изуродованные условиями своего обитания, люди теряют надежду на спасение.
Страшное существование жителей ночлежки становится символом обездоленности. Однако некоторые до сих пор стараются биться за личностную стойкость. Темнота и угрюмость обиталища наполнена болью, но даже здесь звучат гордые слова о человеческом достоинстве, о невероятной силе человека.
Что погубило жизни этих людей?
Пристрастие к алкоголю погубило Актера. По его собственному признанию, раньше у него была хорошая память. Сейчас Актер считает, что все для него кончено. Васька Пепел — представитель «воровской династии». Этому герою не оставалось ничего другого, как продолжить отцовское дело. Он говорит, что даже когда был маленьким, уже тогда его звали вором. Бывший скорняк Бубнов мастерскую оставил из-за измены жены, а также из страха перед любовником своей супруги. Он разорился, после чего отправился служить в одну «казенную палату», в которой совершил растрату. Одна из наиболее колоритных фигур в произведении — это Сатин. Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.
Кого винят обитатели ночлежки?
Практически все герои пьесы «На дне» склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.
Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: «А почему погиб? Веры у меня не было…»
Существовал ли шанс жить другой жизнью?
Создавая образы героев пьесы «На дне», автор предоставил каждому из них возможность жить другой жизнью. То есть выбор у них был. Однако у каждого первое испытание закончилось крахом жизни. Барон, например, мог свои дела поправить не с помощью кражи казенных средств, а вкладывая деньги в выгодные дела, имеющиеся у него.
Сатин проучить обидчика мог бы другим способом. Что касается Васьки Пепла, неужели на земле нашлось бы мало мест, где о нем самом и о его прошлом никто бы ничего не знал? То же самое можно сказать о многих обитателях ночлежки. Будущего у них нет, но в прошлом у них имелся шанс сюда не попасть. Однако герои пьесы «На дне» не воспользовались им.
Бывшие люди
Максим Горький часто наблюдал за людьми. Когда писатель был ребенком, ему удалось погрузиться в мир, наполненный всевозможными личностями. Также он видел и «дно» жизни, людей брошенных на произвол судьбы. Именно эти первые впечатления особенно сильно повлияли на его творчество. Поначалу автор хотел идеализировать «бывших людей», но в итоге переделал свою работу, перестав романтизировать образы персонажей, а показывая всю жестокость их обитания.
Пьеса Горького изображает ночлежку Костылева и лишенных всего жителей этого мрачного места. Общество сформировало официальную пропаганду о существовании ночлежки. Было решено, что туда попадают те, кто обязательно обладает какими-то пороками, люди, неспособные приспособиться к социальному устою. Автор же пытался доказать обратное: что даже в таком злачном месте, человек старается сохранить достоинство и то хорошее, что у него осталось:
Уже на основе таких фактов, читатель формирует вывод, что многие из этих людей не способны были сами провалиться «на дно». Если бы обстоятельства повернулись по-другому, каждый мог стать достойным членом общества. Судьба несчастных кроется только в неправильном отношении мира к людям тех времен.
Чем утешают себя герои?
Ночлежка и ее жители по пьесе М. Горького «На дне»
В драме «На дне» М. Горький показал нам некую модель общества, где находятся люди, попавшие на самое «дно» жизни. Каждый из них по-разному переживает свое положение и свое будущее. Писатель стремился найти выход из тупиковой ситуации, пытался провозгласить идею свободного выбора человеком своего будущего. Проблемы, поднятые автором пьесы «На дне», носят общечеловеческий характер. Самое главное — это верить в себя, в свои силы. Активное, жизнеутверждающее начало заключено в самом человеке. И только движение по пути может привести к счастливой жизни. Пьеса «На дне» показала сложный этап в судьбе самого писателя. Герои пьесы демонстрируют противоречивость мятежной натуры и самого М. Горького. Главные проблемы, которые решал драматург на страницах этого произведения — проблемы духовной отчужденности людей, реального и иллюзорного преодоления кошмарного положения вещей, утопических мыслей и пробуждения души. Но самая главная мысль этой пьесы — вера писателя в Человека.
Роль Луки в произведении
Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя. Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг «еще немножко… пожить». Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот «сказки говорит» приятно, ведь так мало на свете хорошего.
Мнение Сатина
Искренней жалости к обитателям ночлежки полон Лука, однако не может ничего изменить, помочь людям зажить другой жизнью. В своем монологе Сатин отвергает такое отношение, поскольку считает его унизительным, предполагающим несостоятельность и убогость тех, на кого направлена эта жалость. Главные герои пьесы «На дне» Сатин и Лука выражают противоположные мнения. Сатин говорит о том, что необходимо уважать человека и не унижать его жалостью. В этих словах, вероятно, выражается позиция автора: «Человек. Это звучит… гордо!»
Действующие лица и экспозиция в пьесе “На дне”
Цели урока. Развивать умение внимательного прочтения списка действующих лиц в драматическом произведении; развивать творческое мышление, умение сопоставлять, делать выводы; воспитывать внимание к слову.
Домашнее задание при подготовке к уроку.
Своеобразие драматических произведений (индивидуальное задание).
“Исследование” афиши (название пьесы, значение имен, профессий, возрастов героев).
Выразительное чтение 1-го акта по ролям (выбор героя – индивидуальные задания).
Словарь: драма, пьеса, конфликт, полилог.
Повторение. Драматические произведения.
Учитель. В чем состоит своеобразие драмы? Почему это самый сложный для восприятия род искусства?
Драма ( Греч. – “действие”) – самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию – исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актера, но которых не увидит зритель.
Драматург еще и ограничен в объеме произведения (спектакль может идти два-три часа) и
Учитель. Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт – острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объеме драмы и сценического пространства.
Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев – все герои должны быть включены в конфликт.
Прежде чем приступить к изучению пьесы, задержимся на названии пьесы, афише к ней, познакомимся с действующими лицами. Наличие конфликта обозначено уже в названии пьесы и афише.
Обратимся к афише. Поговорим об именах, фамилиях. Сила имени огромна.
В одной из старинных песен поется: “Ты скажи, молодец, каким именем зовут. А по имени тебе можно место дать”.
– Чем могло привлечь зрителей – современников М. Горького – название пьесы “На дне?
– “Дном” называли Хитров рынок. Каждый интеллигентный человек должен быть с этим знаком, считал Горький. Конфликт, несомненно, уже обозначен в названии.
Ведь сам факт существования “дна” жизни предполагает и наличие “верхнего течения”, к которому стремятся персонажи.
– Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилиями Пепел, Клещ, Бубнов, Сатин, именем Лука? Есть ли в них намек на черты их личности, род занятий, судьбу?
– Лука – один из евангелистов, Горький дает ему имя, которое ему дорого. (Газета “Московские ведомости”, 23.12.1902 г.: “Этот странник вошел в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нем все дурное… и… пробудив к жизни ростки добра”.)
– Имя Лука происходит от слова “лукавый”. Именно таким видят старика и современники Горького (Д. Мережковский: “Религия старца лукавого есть религия лжи”).
– В Красноярске жил современник М. Горького архиепископ Лука (1877-1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провел двенадцать лет в сталинских лагерях.
В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник. Священник и хирург в ватнике – таким увидел его скульптор. (Учитель подчеркивает неоднозначное отношение к имени так же, как и к самому герою.)
– Сатин – в этом имени звучание слова “сатана”. Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?
– О чем говорит род занятий действующих лиц?
– Клещ – слесарь, Квашня – торговка пельменями, Алешка – сапожник, Кривой Зоб и Татарин – ключники. Все это нужные Профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. В этом тоже угадывается социальный конфликт. Почему эти люди не работают?
Кто в этом виноват? И будет ли дан ответ на вопрос самой пьесой?
– Каков возраст ночлежников? О чем это говорит?
Клещу и Квашне по 40 лет, Анне – 30, Бубнову – 45. Это самый работоспособный возраст.
А еще это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди – в ночлежке, они не имеют ничего.
– Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) дает возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон?
Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.
– Родство супругов Костылевых и полицейского подчеркивает социальный конфликт между ними и обитателями ночлежки.
– Почему одни действующие лица названы только по фамилии, другие – по имени, третьи – полностью, с указанием рода занятий?
Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на “дне” жизни, в ночлежке.
Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылевых, присутствием девушки с нежным именем Наташа).
Понятно, что здесь, в условиях “дна”, самые возвышенные чувства не принесут счастья.
Следующий этап урока – Чтение по ролям 1-го акта (в драме важно появление героев, их первые реплики).
Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру.
Но это Дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. От другого мира веет холодом. “Озяб”, – говорит Бубнов, холодно Алешке, Клещу.
Перед учащимися поставлена задача: при чтении передать интонацией характер своего героя; после прочтения 1-го акта дать ему характеристику.
Сатин Появился не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница. Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком.
Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает “орудие”, “орган знания”, “разум”. (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр – это древнегерманское племя, означает “темный человек”. В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками.
Актер – пьяница, постоянно вспоминающий свое актерское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет ее. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя.
Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: “помолчав”, “вдруг как бы проснувшись”.
У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но “никто этого не знает”). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создает иллюзию этого имени, индивидуальности. “Мой организм отравлен алкоголем”. Ремарка “с гордостью” многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.
Бубнов. С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие. С. Лужский, исполнявший в МХАТе роль Бубнова, вспоминает беседу с Горьким: “Меня он просил в 3-м акте быть еще тупее”.
Клещ. В 1-м акте – два раза ремарка “угрюмо”. Это самая мрачная фигура.
Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой.
Она уже нашла “возвышающий обман” до прихода Луки.
Лука появляется со словами: “Доброго здоровья, народ честной”. На вопрос Василисы: “Ты кто такой?” отвечает: “Проходящий… странствующий”.
(В дальнейшем один из учащихся выступит с сообщением “Странничество на Руси. Отношение Горького к странникам”.)
Выводы после чтения.
В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своем равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый почти не слушая других, – о своем.
Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылева, атмосферу духовного разобщения людей автор передает в оригинальной форме полилога. (Полилог – форма речевой организации в драме, совмещение реплик всех участников сцены.) Герои сознательно разрознены Горьким – каждый говорит о своем. О чем бы ни начал говорить герой пьесы, он все равно заговорит о том, что болит. В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение. (Бубнов: “А ниточки-то гнилые…”; Бубнов – Насте: “Ты везде лишняя”.) Этими словами раскрывается “подтекстовый смысл”: мнимость связей, ненужность этих людей.
Несмотря на обилие реплик, действие 1-го акта замедленное, “сонное”. Развитие конфликта начинается с появления Луки.
Литература Для справок:
1. Юзовский Ю. “На дне” М. Горького. Идеи и образы. М., 1968.
2. Горький М. Статья “О пьесах”.
3. Кузьмичев И. “На дне” М. Горького. Судьба пьесы в жизни, на сцене, в критике. М., 1981.
Related posts:
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
«КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
( о номинации действующих лиц в пьесе М.Горького « НА ДНЕ»)
Подготовила: Ревунова Н.А.
Специальность: «Фармация», «Лабораторная диагностика»
Семинарское занятие №2
Тема: «Без имени – нет человека!» (о номинации действующих лиц в пьесе М.Горького «На дне»)
— образовательные : способствовать развитию познавательного интереса к творчеству Горького; развивать умение внимательного прочтения списка действующих лиц в драматическом произведении; при знакомстве с героями пьесы воспитывать внимание к слову; способствовать освоению новых форм поиска обработки и анализа информации через синквейны;
— развивающие : способствовать формированию у студентов коммуникативной компетентности; создать условия для развития креативности на занятии; использовать приёмы педагогической техники для повышения мотивации с последующим развитием познавательной деятельности в создании схем, опорных конспектов; закрепить умение анализировать, исследовать и оценивать художественное произведение и его героев;
воспитательные : приобщить студентов к нравственным ценностям; развивать умение самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия; способствовать формированию личности гибко реагировать на изменение потребностей общества, уметь трудиться и уважать труд других людей, заботиться о своём духовном и физическом здоровье.
1. Познакомить с историей создания пьесы «На дне».
2. Формировать представление о действующих лицах пьесы.
3. Выяснить цель горьковских номинаций.
4. Развивать умение анализировать драматическое произведение.
Оборудование урока: презентация к занятию, таблица, кроссворд, иллюстрации к пьесе «На дне», пьеса М.Горького «На дне».
— Экономическое развитие России в начале 20 века. Ночлежные заведения.
— История создания пьесы.
-Номинация действующих лиц в пьесе.
— Драма, пьеса, конфликт, ремарки, реплика(и), авторская позиция.
— Значение имен в пьесе.
— Образы отверженных в пьесе.
— Отношение автора к обитателям ночлежки.
— Дать общую характеристику героя.
— Дать речевую характеристику героя.
Вид семинара : контрольно-обобщающий.
Метод обучения: исследовательский.
МПС: к. «Истории», «Психологии».
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И РЕЖИМ ВРЕМЕНИ:
1.Организационный момент. Мобилизация аудитории 2 мин.
2.Сообщение темы, постановка цели, мотивация 3 мин.
3.Контроль и обобщение знаний. 70 мин.
4. Подведение итогов, задание на дом. 5 мин.
— исследование афиши (значение имён, профессий, возраст героев);
— осмысление названия произведения «На дне», работа со словом;
— заполнение таблицы: выписка цитат о героях, особенности языка;
1.Организационный момент: рапорт дежурного о готовности аудитории.
2.Объявление темы семинара: «Без имени – нет человека!» (о номинации действующих лиц в пьесе М.Горького «На дне»).
Постановка целей занятия:
– формирование у студентов представления о цели номинации героев в драматических произведениях на примере драмы М.Горького «На дне».
Словарь: драма, пьеса, конфликт, ремарки, реплика(и), авторская позиция.
В одном из писем к М.Пришвину М.Горький заметил:
Наименованию своих героев Горький уделял особое внимание. Как правило, имена его персонажей не только называют, но и обозначают, раскрывают в них нечто существенное. Исходная цель его номинации – выделить героя, индивидуализировать его, показать, о ком идет речь.
Группу разделить на две подгруппы (по 6 человек).
Для того чтобы эта работа была эффективной, процесс формирования групп должен быть контролируемым. При формировании групп нужно учитывать уровень коммуникативной компетентности студентов.
словарная работа (преподаватель задаёт вопросы каждой группе по словарным словам; студенты должны дать правильный ответ) – по 3 вопроса- 0,2 б. за каждый правильный ответ ( всего 0,6б.)- 5 мин.
Пьеса- пьеса – это произведение драматургического характера, предназначенное для театральных постановок, а также телевизионнных и радиоспектаклей.
Авторская позиция — понимание и оценка писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем, поставленных в литературном произведении.
Итак, мы вспомнили основные литературоведческие понятия, дали толкование словам, которые встретятся нам на протяжении всей работы на семинаре.
Вид формирования коммуникативной компетенции : вербальный (умение слушать и слышать собеседника; умение адекватно реагировать на вопросы и давать ответы; умение допускать разные точки зрения; установка на совместную деятельность; групповая форма работы).
На этом этапе обращаю внимание на то, что и как говорят студенты, умеют ли выражать правильно мысли.
2 этап-опорный ряд (Цель: помощь при воспроизведении материала)
Из общего ряда слов составить опорный ряд, а затем подготовить связный текст
« М.Горький. Жизнь и творчествов» (работа по группам).- 1,0 балл –7мин.
( представить в виде сообщения 2-3, 5 мин.)- всего 10 мин.
На этом этапе работе студенты с высоким уровнем успеваемости выполняют обязанности консультанта в подгруппе. Студенты, испытывающие трудности в обучении учатся составлять по опорным словам связный текст.
На лекции мы с вами познакомились с основными этапами жизни и творчества М.Горького. А теперь проверим как вы это усвоили.
Можно предложить викторину ( для сильных и средних групп) см. приложение
За каждый правильный ответ начисляется команде 0,1 б. – всего по 10 вопросов.
Из истории создания пьесы М.Горького «На дне».
Пьесу «На дне» Горький писал в течение 1901-1902 годов. 18 декабря 1902 года она была поставлена в Художественном театре в Москве и сразу же вызвала яростные споры. Для одних она была «буревестником», и они встретили ее с восторгом. Другие тоже расслышали в ней «приговор обществу», тоже были свидетелями ее успеха на сцене, но выводы делали совершенно противоположные: «Какой вредный писатель! Какие жалкие, слепые поклонники, читатели и зрители!»
Причины столь обостренной реакции – в историческом и социальном контексте, в котором создавалась и в который вмешивалась пьеса «На дне». Во – первых, экономический и промышленный кризис начала века, голодный 1900-й год. Потоки обездоленных людей, шедших из города в город в поисках заработка и хлеба. Во – вторых, резкий всплеск философских и религиозных исканий, вызванный тотальным кризисом всей системы ценностей минувшего века.
Первым постановку пьесы «На дне» осуществил Московский художественный общедоступный театр, который возглавляли К.С.Станиславский и В.И.Немирович – Данченко. Премьера состоялась 18 декабря 1902 года. Этот спектакль вошел в число тех постановок, которые вывели МХТ в лидеры русского театра.
Сразу же после первых постановок Леонид Андреев писал Горькому: «Ни одна статья, ни один разговор не мог охватить драмы во всей ширине и глубине; всякий раз остается что – то неуловленное, какой – то остаток, в котором и заключена самая суть».
«Ночлежные заведения в конце 19века и в 1 половине 20 века»
В девяностые годы в России разразился жестокий экономический кризис. Заводы и фабрики закрывались. Массы разорившихся крестьян в поисках заработка бродили по стране. Тысячи рабочих и крестьян оказались без средств к существованию. Появляется огромное количество босяков, которые опускаются на «дно» жизни. Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы тёмных трущоб нашли возможность извлекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют бездомные, нищие, безработные, бродяги и воры.
На данном этапе формируется устная (читательская) компетенция.
Подводим итог 3 эапу.
4. этап ( преподаватель задаёт каждой группе вопросы). – по 0,1 б. за каждый правильный ответ ( 5 мин.)
В) О чём говорит род занятий действующих лиц?
Всё это нужные профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. Но они не работают. В этом тоже угадывается социальный конфликт.
4. Таблица-исследование судьбы героев в пьесе Горького «На дне».
В качестве домашнего задания студентам было необходимо заполнить таблицу ( по 5 персонажей-0,2б.)
Дифференцированный подход позволяет каждому студенту работать в своем оптимальном темпе. На этом этапе самостоятельной работы у студентов формируется письменная коммуникативная компетенция.
Он всего лишь полгода прожил в ночлежке и еще не свыкся со своим положением, надеется выбраться отсюда и откровенно презирает своих товарищей по несчастью: «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена». Эгоистичный, озлобленный Клещ с нетерпением ожидает смерти жены, которую, по словам Квашни, «заездил до полусмерти».Он лишен к умирающей спутнице жизни малейшего сочувствия. А она, несмотря на муки, мечтает еще пожить: «Ну … еще немножко … пожить бы … немножко! Коли там муки не будет … здесь можно потерпеть … можно!»
Об этом, обращаясь к Клещу, говорит Костылев: «Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства…никто тебя не любит, не уважает».
Отсюда и фамилия персонажа: клещ – насекомое, впивающееся в кожу, кровосос.
Актёр ( В прошлом интеллигентный человек, артист. Он добр, отзывчив.
Поэтическая натура Актёра сталкивается с грубостью, пошлостью ночлежников. Тяжело воспринимает своё падение. В данное время пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя. Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: «помолчав», «вдруг как бы проснувшись». У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но «никто этого не знает»). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. «Мой организм отравлен алкоголем». Ремарка «с гордостью» многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.
Назван по своей прошлой профессии, так как действительно потерял имя: «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…»
Даже здесь в ночлежке, населенной самыми пестрыми, колоритными обитателями, он выглядит не от мира сего.
Актер воспринимает жизнь как мираж: он поверил в существование бесплатных лечебниц, поверил в «праведный город».
Персонаж драмы М.Горького – это бывший актер, но он служитель Мельпомены. Он пришел в ночлежку из какого-то особого, иного мира и в определенном смысле стоит выше других босяков. Он одарен и, несомненно, самый образованный, культурный среди всех ночлежников, включая и Сатина. К тому же он добр, отзывчив, обладает хорошим вкусом.
С одной стороны, Бубнов – промотавшийся человек, а с другой – он еще и забубенный, бесшабашный босяк, для которого нет в жизни ничего святого. По словам сапожника Алешки, Бубнов «только пьяный и похож на человека» (VII). Понятия чести и совести для него значения не имеют.
Кроме того, «бубном» называется человек, проигравший в карты. В данном случае произошел перенос на основе названия карточной масти. Игра в карты – любимое занятие ночлежников, и порой они называют Бубнова просто Бубен. Также слово «бубен» имеет значение «лентяй», «тунеядец». Сам о себе Бубнов заявляет: «Ленив я. Страсть как работать не люблю!» (VII)
По своему прошлому социальному положению назван и Барон, который «нет-нет, да и покажет из себя барина». Самый безвольный из ночлежников, он всю жизнь занимался переодеванием. Он даже не помнит, как оказался среди босяков.
Все ночлежники отзываются о Бароне отрицательно. Но он единственный знает генеалогию своего рода.
Лука называет его «испорченным бароном», а Настя – «ничтожеством». За полбутылки водки, предложенной Пеплом, Барон готов встать на четвереньки и лаять собакой.
Вместе с тем нельзя не заметить, что именно Барону пришла в голову мысль о бесцельно промотанной жизни. Именно он задается вопросом: «А…ведь зачем – нибудь я родился…а?» Хочется и ему, пусть на мгновение, узнать свое предназначение.
Согласно учению богомилов, Бог, чтобы спасти мир от Сатаны, послал на землю Христа. В пьесе М.Горького учение Христа представляет Лука, имя которого явно восходит к имени апостола Луки. Перед нами человек бывалый, готовый к долгим дорогам, к превратностям судьбы. От внешнего облика странника веет добротой, приветливостью.
Для Луки все люди одинаковы: « А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» Для Луки ценна любая человеческая жизнь: «Человек – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»
Во втором действии Лука еще активнее проповедует определенную философию жизни. Всех утешает.
Во всем этом он близок своему евангельскому тезке, его можно назвать достойным учеником Христа. «Вера твоя спасла тебя, иди с миром,»- важнейшая сентенция Христа.
Но есть и другое толкование его имени. По В.И.Далю, «лукавый» значит хитрый, скрытный, противоречивый, двуличный. «Лукавый» – это бес, нечистый дух. В четвертом действии обитатели ночлежки, обсуждая Луку, прямо связывают его с лукавым: «Исчез от полиции… яко дым от лица огня!»
Однако так или иначе, но «добрый старикашка» изменил ночлежников.
Квашня дает действию первый эмоциональный толчок, вызывает в подвале эмоциональное брожение. Ее имя образовано от глагола «квасить», что значит подвергать брожению.
Квашня добра, отзывчива, не лишена чувства сострадания. Но самое главное, она практична. Именно она становится новой хозяйкой ночлежки.
Но слово «квашня» имеет еще одно значение: забродившее тесто, опара. Забродившее тесто быстро всходит, его не удержишь: «Квашни крышкой не удержать» (В.Даль).
Оказавшись в ночлежке, Квашня почувствовала себя не «на дне», а на «вершине». Она быстро приспосабливается к обстоятельствам, «растет» С вершины своего нового положения Квашня начинает уже тиранить окружающих: «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…»
Еще одна героиня восклицает: «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!»
В этом отношении особенно показательно поведение Насти в финале драмы. Услышав известие о смерти Актера, она «медленно, широко раскрыв глаза, идет к столу». На столе стоит единственная лампа, освещающая ночлежку. Настя идет к свету. Она поражена новыми, открывшимися ей чувствами, мыслями, окончательно осознает необходимость иной жизни.
Не случайно своей героине автор дал имя Анастасия, которое в переводе с греческого означает «воскресшая», «возрожденная».
Содержатель ночлежки Костылев – существо никчемное. Это явный ханжа, не столько утешает, сколько духовно усыпляет своих постояльцев, говоря, что «на том свете…всякое деяние наше усчитывают».
Все обитатели подвала относятся к Костылеву с нескрываемой, откровенной брезгливостью. Стоит хозяину появиться в ночлежке, как вокруг него создается своеобразная пустота, некий моральный вакуум.
Костылев как бы представляет иной, низший мир. Его религиозность есть прикрытие пустой, холодной души, поэтому так нелеп и жалок его конец.
5- этап (преподавать вызывает представителей от каждой группы; студенты подбрасывают куб с вопросами и возвращаются к команде для подготовки ответов)- 10 мин.-1 б. ( по 2 вопроса, по0,5б. за 1 вопрос)
1. Что считает нужным сообщить автор о своих героях в начале пьесы?
2. Как имена действующих лиц помогают охарактеризовать их?
3. Почему, по мнению М.Горького, без имени нет человека?
4. Какова же цель номинации действующих лиц?
Или заполнение кроссворда
Кому из героев принадлежат слова?
1 . «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…» (Актер)
2. «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!» (Настя)
4. «А…ведь зачем – нибудь я родился…а?» (Барон)
6. «Не обижай человека. А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому» (Сатин)
7. «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…» (Квашня)
8. 10. «Ну…еще немножко…пожить бы…немножко! Коли там муки не будет…здесь можно потерпеть…можно!» (Анна)
1. « А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» (Лука)
2. «Вот и я…когда-нибудь так же…в подвале…забитая…» (Наташа)
3. «на том свете…всякое деяние наше усчитывают» (Костылев)
4. «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена» (Клещ)
В образах ночлежников автор нарисовал особый тип людей, выброшенных на «дно» жизни, но сохранивших начала человечности. И объединяет этих людей – ночлежка.
6 этап ( составление синквейна тема « Обитатели ночлежки»- можно рассмотретьодного героя ), для сильных групп ( тема «Ночлежка»)-1 б.
Студенты зачитывают синквейны к героям.
Не выбраться, обитают, страдают.
Находят приют бездомные, нищие, безработные, бродяги и воры.
Чтобы ярче представить характеры действующих лиц, Горький и обратился к сложной системе наименований. Имена изображаемых им ночлежников и их хозяев не только называют, но и раскрывают в них нечто важное, существенное, они позволяют создать многогранные характеры, отражают различные взгляды на одного и того же обитателя ночлежки, выявляют их отношение друг к другу.
Рефлексия:
-Какой этап работы был для вас сложным?
— Что понравилось на семинаре?
Домашнее задание: подготовиться к семинару №3