Какова политическая позиция автора в чем ее отличие
Какова политическая позиция автора в чем ее отличие
Подробное решение параграф § 4 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016
В чём состояли основные политические итоги событий октября 1917 г.
Основными политическими итогами событий октября 1917 года стало свержение Временного правительства, за которым последовал разгон Учредительного собрания и захват власти большевиками с последующей гражданской войной.
Вспомните из курса всеобщей истории, какие события в странах Западной Европы питали надежды большевиков на близость мировой революции.
Надежды большевиков на близость мировой революции питались за счет нараставшей усталости европейского общества от войны, экономический трудностей и распространением социалистических идей о послевоенном переустройстве
Докажите, что лозунг «Вся власть Советам!» приобрёл новый смысл, стал лозунгом вооружённого захвата власти.
После того как большевики захватили власть в Советах различного уровня, что у историков получило название «большевизация советов», требование «вся власть Советам» могло означать лишь передачу власти большевикам. Однако никто из тогдашней политической элиты не желал этого, а значит требуя передать власть Советами большевики имели непосредственный вооруженный зхват и свержение Временного правительство, посредством чего вся полнота власти должна была перейти к Советам.
1. Каково было отношение Русской православной церкви к революционным событиям в России?
Отношение Русской православной церкви к революционным событиям в России было неоднозначным. С одной стороны церковь уже в первые дни февральской революции признала падение монархии, встретив это событие нейтрально-благожелательно. Духовенству предписывалось во время богослужения вместо поминовения царствовавшего дома возносить моление «о богохранимой державе Российской и благоверном Временном правительстве её». Синод рекомендовал изъять из приходских храмов и монастырей всю монархическую литературу. Также Церковь получила право провести Поместный Собор и избрать патриарха, против чего выступал Николай II, из-за чего между императором и церковью были непростые отношения. С другой стороны церковь осуждала любые акты насилия, падение нравов и другие негативные стороны революционного процесса. К Временному правительству Церковь относилась сначала доброжелательно, но ряд мер новой власти (в частности, изъятие церковно-приходских школ) привел к недовольству духовенства Керенским и его сторонниками. Потому высшее православное духовенство в целом равнодушно встретило свержение Временного правительства, однако не приняли власти большевиков.
2. Чем был обусловлен рост влияния большевиков летом—осенью 1917 г.?
Рост влияния большевиков был обусловлен падением авторитета Временного правительства, которые откладывало решение наиболее актуальных вопросов и проведения, и наоборот лозунги большевиков с требованием немедленного мира, передачи земли и фабрик соответственно крестьянам и рабочим привлекало к ним растущее внимание общества. Также рост обуславливался возрастающим недовольством общества тяготами войны: закрытие предприятий, введение продовольственных карточек, рост цен и обесценивание денег и т.д.
3. Что такое коалиционное правительство? Каковы были его задачи?
Коалиционное правительство – правительство при многопартийной парламентской системе управления, образованное несколькими политическими партиями. коалиции могут создаваться также в период чрезвычайных обстоятельств (экономических или внешнеполитических, таких, как война) для большей координации управления
4. Выпишите в тетрадь сокращённые названия, встречающиеся в тексте параграфа. Дайте их расшифровку, используя словари, Интернет.
ВЦИК – Всероссийский центральный исполнительный комитет
ЦК РСДРП(б) – Центральный комитет Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков)
ВРК – Военно-революционный комитет
ПЛСР – Партия левых социалистов-революционеров
СНК – Совет народных комиссаров
1. Проследите по карте движение войск JI. Г. Корнилова в августе 1917 г.
Войска Корнилова двигались от Ревеля через Нарву, от Пскова через Лугу и от станции Дно на Петроград
2. Найдите и изучите схему «Октябрьское вооружённое восстание в Петрограде». Определите главные направления движения восставших.
Главными направлениями движения восставших были мосты через Неву, а также ключевые пункты столицы: Адмиралтейство, Зимний дворец, телефонная и телеграфная станции, почтамт, Военное министерство, Главный штаб и штаб Петроградского военного округа, государственный банк, Городская дума.
1. Кого Л.Г. Корнилов обвинял в бедственном положении страны?
Временное правительство, которое под давлением большинства Советов действует в полном согласии с планами германского генерального штаба
2. Какие цели он преследовал?
Довести войну до победного конца, Провести Учредительное собрание
3. Почему А.Ф. Керенский назвал его выступление мятежом?
Потому что Корнилов выступал против Временного правительства. Керенский испугался, что военные предпочтут увидеть на посту диктатора не его.
1. Какова политическая позиция автора?
Г.В. Плеханов выступает за поддержку Временного правительств, отмечая нецелесообразность захвата власти большевиками для проведения социальной революции. Поэтому Плеханов больше стоит на позициях кадетов и меньшевиков, которые выступали за сотрудничество всех политических сил
2. В чём её отличие от позиции большевиков?
Отличие в том, что Плеханов считал захват власти пролетариатом несвоевременным и ненужным, т.к. это не даст социальной революции и лишь приведет к гражданкой войне.
1. Проследите историю использования большевиками лозунга «Вся власть Советам!». Как в ней отражалось изменение целевых установок большевиков?
Первоначально, сразу после Февральской революции, большевики поддержали этот лозунг. Однако вскоре его сняли, т.к. в советах большинство имели меньшевики и эсеры. Лишь захватив доминирующие позиции летом 1917 г. после т.н. «большевизации» Советов, большевики вернулись к этому лозунгу.
2. Сравните революционные события февраля и октября 1917 г. Что в них общего, а что различного? Составьте сравнительную таблицу.
5. Существует мнение, что событие октября 1917 г. в Петрограде — величайшее событие в мировой истории. Приведите аргументы в поддержку и в опровержение данной точки зрения. Обоснуйте свою позицию.
Аргументы в поддержку: действия большевиков привели к выходу России из войны, что означало ее затягивание и большие жертвы со стороны Англии и Франции и других бывших союзников. Революционные преобразования большевиков в социальной сфере стимулировали послевоенные социально-экономические реформы в странах Запада, а также антиколониальное движение в странах Востока.
Аргументы в опровержение: Выход России из войны не изменил баланса сил воющих сторон, Германия не могла выдержать затяжной характер войны, в то время как союзники обладали значительно большими ресурсами. Действия большевиков не стали главным фактором социально-экономических преобразований на Западе, т.к. они шли постепенно уже с конца XIX века и были ускорены Первой мировой войной. Антиколониальные движения также имели более давнюю историю, и лишь общее ослабление мировых империй после войны привело к активизации освободительных движений в этих странах.
4. Великая российская революция: Октябрь 1917 г.
ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ история России 10 кл. Горинов ◄
В чём состояли основные политические итоги событий октября 1917 г.
Основными политическими итогами событий октября 1917 года стало свержение Временного правительства, за которым последовал разгон Учредительного собрания и захват власти большевиками с последующей гражданской войной.
Вспомните из курса всеобщей истории, какие события в странах Западной Европы питали надежды большевиков на близость мировой революции.
Надежды большевиков на близость мировой революции питались за счет нараставшей усталости европейского общества от войны, экономический трудностей и распространением социалистических идей о послевоенном переустройстве
Докажите, что лозунг «Вся власть Советам!» приобрёл новый смысл, стал лозунгом вооружённого захвата власти.
После того как большевики захватили власть в Советах различного уровня, что у историков получило название «большевизация советов», требование «вся власть Советам» могло означать лишь передачу власти большевикам. Однако никто из тогдашней политической элиты не желал этого, а значит требуя передать власть Советами большевики имели непосредственный вооруженный зхват и свержение Временного правительство, посредством чего вся полнота власти должна была перейти к Советам.
1. Каково было отношение Русской православной церкви к революционным событиям в России?
Отношение Русской православной церкви к революционным событиям в России было неоднозначным. С одной стороны церковь уже в первые дни февральской революции признала падение монархии, встретив это событие нейтрально-благожелательно. Духовенству предписывалось во время богослужения вместо поминовения царствовавшего дома возносить моление «о богохранимой державе Российской и благоверном Временном правительстве её».
Синод рекомендовал изъять из приходских храмов и монастырей всю монархическую литературу. Также Церковь получила право провести Поместный Собор и избрать патриарха, против чего выступал Николай II, из-за чего между императором и церковью были непростые отношения. С другой стороны церковь осуждала любые акты насилия, падение нравов и другие негативные стороны революционного процесса.
К Временному правительству Церковь относилась сначала доброжелательно, но ряд мер новой власти (в частности, изъятие церковно-приходских школ) привел к недовольству духовенства Керенским и его сторонниками. Потому высшее православное духовенство в целом равнодушно встретило свержение Временного правительства, однако не приняли власти большевиков.
2. Чем был обусловлен рост влияния большевиков летом—осенью 1917 г.?
Рост влияния большевиков был обусловлен падением авторитета Временного правительства, которые откладывало решение наиболее актуальных вопросов и проведения, и наоборот лозунги большевиков с требованием немедленного мира, передачи земли и фабрик соответственно крестьянам и рабочим привлекало к ним растущее внимание общества.
Также рост обуславливался возрастающим недовольством общества тяготами войны: закрытие предприятий, введение продовольственных карточек, рост цен и обесценивание денег и т.д.
3. Что такое коалиционное правительство? Каковы были его задачи?
Коалиционное правительство – правительство при многопартийной парламентской системе управления, образованное несколькими политическими партиями. коалиции могут создаваться также в период чрезвычайных обстоятельств (экономических или внешнеполитических, таких, как война) для большей координации управления
4. Выпишите в тетрадь сокращённые названия, встречающиеся в тексте параграфа. Дайте их расшифровку, используя словари, Интернет.
1. Проследите по карте движение войск JI. Г. Корнилова в августе 1917 г.
Войска Корнилова двигались от Ревеля через Нарву, от Пскова через Лугу и от станции Дно на Петроград
2. Найдите и изучите схему «Октябрьское вооружённое восстание в Петрограде». Определите главные направления движения восставших.
Главными направлениями движения восставших были мосты через Неву, а также ключевые пункты столицы: Адмиралтейство, Зимний дворец, телефонная и телеграфная станции, почтамт, Военное министерство, Главный штаб и штаб Петроградского военного округа, государственный банк, Городская дума.
1. Кого Л.Г. Корнилов обвинял в бедственном положении страны?
Временное правительство, которое под давлением большинства Советов действует в полном согласии с планами германского генерального штаба
2. Какие цели он преследовал?
Довести войну до победного конца, Провести Учредительное собрание
3. Почему А.Ф. Керенский назвал его выступление мятежом?
Потому что Корнилов выступал против Временного правительства. Керенский испугался, что военные предпочтут увидеть на посту диктатора не его.
1. Какова политическая позиция автора?
Г.В. Плеханов выступает за поддержку Временного правительств, отмечая нецелесообразность захвата власти большевиками для проведения социальной революции. Поэтому Плеханов больше стоит на позициях кадетов и меньшевиков, которые выступали за сотрудничество всех политических сил
2. В чём её отличие от позиции большевиков?
Отличие в том, что Плеханов считал захват власти пролетариатом несвоевременным и ненужным, т.к. это не даст социальной революции и лишь приведет к гражданкой войне.
1. Проследите историю использования большевиками лозунга «Вся власть Советам!». Как в ней отражалось изменение целевых установок большевиков?
Первоначально, сразу после Февральской революции, большевики поддержали этот лозунг. Однако вскоре его сняли, т.к. в советах большинство имели меньшевики и эсеры. Лишь захватив доминирующие позиции летом 1917 г. после т.н. «большевизации» Советов, большевики вернулись к этому лозунгу.
2. Сравните революционные события февраля и октября 1917 г. Что в них общего, а что различного? Составьте сравнительную таблицу.
Критерии сравнения | Февральская революция | Октябрьская революция |
Характер революции | Буржуазно-демократическая | Социалистическая |
Причины революции | 1. рост цен 2. спекуляции 3. поражения на фронтах ПМВ 4. просчеты власти 5. нерешенность внутренних проблем 6. падение авторитета монархии | 1. Кризисы Временного правительства, потеря авторитета 2. Желание большевиков перевести революцию на социалистический этап |
Ход революции (не менее 5-7 событий) | 18 февраля – забастовка на Путиловском заводе в Петрограде, увольнение 30 тысяч рабочих. 23 февраля – всеобщая забастовка женщин Петрограда с лозунгами: «Хлеба!», «Верните наших мужей!» 24 февраля – забастовка становится всеобщей 25 февраля – демонстрации пытаются разогнать правительственными войсками, но они переходят на сторону восставших! 28 февраля – победа революции В ночь с 1 на 2 марта – царь Николай II написал отречение от престола за себя и своего сына Алексея в пользу брата Михаила. | 18 октября – Публикация в газете «Новая жизнь» интервью Каменева и Зиновьева, где было заявлено о подготовке к вооруженному восстанию 24 октября – распоряжение ВРК о взятии под контроль всех стратегических пунктов города, захват 25 октября – Воззвание ВРК «К гражданам России», весь город за исключением Зимнего дворца под контролем большевиков В ночь с 25 на 26 октября (7 ноября) – взятие Зимнего дворца большевиками и арест Временного правительства |
Итоги и последствия революции | 1. Складывается двоевластие: 28 февраля сформировалось 2 органа власти: 1) Временный комитет Государственной думы (офиц. вл.) М. В. Родзянко. 2) Советы рабочих и солдатских депутатов (реальная вл.) меньшевик Чхеидзе. Падение самодержавия в России. Открыт путь демократической перспективе развития России | 1. Переход власти в руки большевиков. 2. 26 октября – открытие II Всероссийского съезда Советов, где большевики опубликовали 3 декрета: Декрет о мире «без аннексий и контрибуций» Декрет о земле (национализация земли) Декрет о власти (формирование большевистских органов власти) |
5. Существует мнение, что событие октября 1917 г. в Петрограде — величайшее событие в мировой истории. Приведите аргументы в поддержку и в опровержение данной точки зрения. Обоснуйте свою позицию.
Аргументы в поддержку: действия большевиков привели к выходу России из войны, что означало ее затягивание и большие жертвы со стороны Англии и Франции и других бывших союзников. Революционные преобразования большевиков в социальной сфере стимулировали послевоенные социально-экономические реформы в странах Запада, а также антиколониальное движение в странах Востока.
Аргументы в опровержение: Выход России из войны не изменил баланса сил воющих сторон, Германия не могла выдержать затяжной характер войны, в то время как союзники обладали значительно большими ресурсами.
Действия большевиков не стали главным фактором социально-экономических преобразований на Западе, т.к. они шли постепенно уже с конца XIX века и были ускорены Первой мировой войной. Антиколониальные движения также имели более давнюю историю, и лишь общее ослабление мировых империй после войны привело к активизации освободительных движений в этих странах.
4. Великая российская революция: Октябрь 1917 г.
§ 5. Первые революционные преобразования большевиков►
Какова политическая позиция автора в чем ее отличие
Подробное решение параграф § 5 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016
Каковы основные итоги политики, проводившейся большевиками в первый послереволюционный период?
Основными итогами политики большевиков в первый послевоенный период стало формирование новых органов власти, принятие декретов, которые закладывали социальные, политические, экономический основы нового общества и государства, и конституции РСФСР, создание новой армии.
Вспомните из курса новой истории или найдите в справочниках, когда был принят григорианский календарь?
Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года
Как комплектовалась армия Российской империи?
Армия Российской империи комплектовалась на основе воинской повинности, которой подлежало всё мужское население без различия состояний с 21-летнего возраста. Срок службы в сухопутных войсках составлял 15 лет — 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе (на флоте срок действительной службы составлял 7 лет). Призыв не распространялся на казаков, народы Закавказья, Средней Азии и Сибири
Как вы думаете, какие причины заставляли царских офицеров служить в Красной Армии?
Царские офицеры могли идти служить в Красную Армию по долгу сердца, желая служить своей Родине. Так генерал Бонч-Бруевич вспоминал ««Скорее инстинктом, чем разумом, я тянулся к большевикам, видя в них единственную силу, способную спасти Россию от развала и полного уничтожения». Многие шли от необходимости и нужды – служба в Красной Армии позволялал обеспеичивать себя и семью. Также многие служили по принуждению, при первой же возможности перебегая к антибольшевистским силам, но у многих семьи находились в положении заложников у большевиков.
1. Назовите первые декреты, постановления советской власти, укажите их основные задачи.
Декрет о мире – провозгласил выход России из войны, призывал все воюющие сторону к демократическому миру без аннексий и контрибуций.
Декрет о земле – отменил частную собственность на землю, установления уравнительного землепользования с периодическими переделами земли
Декрет об образовании Рабочего и Крестьянского правительства – образовал первый состав Совнаркома во главе с Лениным
Декрет о введении восьмичасового рабочего дня
право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного
государства, отмену национальных и религиозных привилегий, свободное развитие национальных меньшинств
Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов – ликвидировано сословное деление общества, упразднены все чины и звания. Были уравнены в гражданских правах мужчины и женщины.
Декрет о суде – инициировал слом старой судебной системы
Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви – закрепил светский характер Российской республики, провозглашал свободу совести и вероисповедания, лишал религиозные организации каких-либо прав собственности
Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря
2. Как строилась Красная Армия? В чём было её основное отличие от армии Российской империи?
Красная Армия в отличие от Российской императорский армии строилась не на принципе всеобщей воинской повинности, а на добровольческой основе. Однако с началом гражданской войны, в июле 1918 г. был опубликован декрет о всеобщей воинской повинности мужского населения в возрасте от 18 до 40 лет. Основным отличием стал институт комиссаров, которые следили и контролировали деятельность командиров, особенно из бывших царских офицеров.
3. Почему большевики согласились на созыв Учредительного собрания?
Идея Учредительного собрания была очень популярна в народе, и большевики не могли просто отменить выборы. К тому же они надеялись получить большинство на выборах и добиться от Учредительного собрания признания своих декретов для их большей легитимности.
4. Объясните термины «демократический мир», «сепаратный мир».
Демократический мир – мир «без аннексий и контрибуций», то есть без захватов чужих территорий и без насильственного взыскания с побеждённых материальных или денежных возмещений.
Сепаратный мир – мирный договор, заключённый одним из участников воюющей коалиции без ведома и согласия союзников
5. Перечислите условия Брестского мира.
От России отторгались Западные районы Белоруссии,Украина, Эстония, Латвия и Литва,ВФинляндия.
На Кавказе Россия уступала Карсскую и Батумскую области Турции.
Советское правительство прекращало войну с Украинской Центральной Радой УНР, обязывалось признать независимость Украины в лице правительства УНР и заключало с ней мир.
Армия и флот демобилизовывались.
Балтийский флот выводился из своих баз в Финляндии и Прибалтике.
Черноморский флот со всей инфраструктурой передавался Центральным державам.
Россия выплачивала 6 миллиардов марок репараций плюс уплата убытков, понесенных Германией в ходе русской революции — 500 млн золотых рублей.
Советское правительство обязывалось прекратить революционную пропаганду в Центральных державах и союзных им государствах, образованных на территории Российской империи.
6. В чём заключались особенности Конституции РСФСР 1918 г.?
Особенности Конституции РСФСР 1918 г. заключались в законодательном установлении диктатуры пролетариата в форме советской власти, в федеративном характере устройства государства. За рабочими закреплялись преимущественные избирательные права, которых лишались те, кто использовал наемный труд.
Покажите на карте территории, которые отходили от России по условиям Брестского мира.
Финляндия, Польша, Эстония, Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, Закавказье
1. Какие аргументы приводил В.И. Ленин в защиту заключения сепаратного мира с Германией?
Ленин считал, что страна не может более продолжать войны с Германией, т.к. этого не позволяли социальный, экономический и политический кризисы. Кроме того старая царская армия была деморализована и фактически перестала существовать, а новая Красная армия лишь начинала свое формирование. Также Ленин был уверен, что мир с Германией будет заключен лишь на время, и после ее неизбежного поражения его можно будет отменить.
2. Оцените их с точки зрения теории мировой революции, интересов Советского государства.
Ленин надеялся на мировую революцию, которая охватит все воюющие страны, и прежде всего Германию. А значит временное перемирие с Германией приведет лишь к затягиванию войны, что обеспечит лучшие условия для революции. Также заключение мира отвечало интересам Советского государства, т.к. позволяло направить все усилия на борьбу с политическим противниками в начинавшейся Гражданской войне.
1. Как изменялась позиция большевиков по отношению к Учредительному собранию? Почему? Напишите от имени сторонника В.И. Ленина статью по этому вопросу для газеты.
Большевики всегда скептически относились к Учредительному собрание. Товарищ Ленин верно указал в своих знаменитых «апрельских тезисах», что только пролетариат, только рабочий класс, только трудовой народ может и должен взять всю власть в свои руки. Это должна быть советская власть. Никто иной, никакие дискредитировавшие себя политический партии и движения, кадеты, монархисты или меньшивики-оборонцы, не имеют права говорить от имени народа в учредительном собрании. Но такая позиция разделялась в партии до захвата власти в октябре 1917 г. Взяв власть в свои руки, большевистская партия приняла на себя ответственность за судьбу не только российского народа, но и мирового пролетариата. И эта ответственность потребовала от большевиков пересмотреть свою позицию по отношению к Учредительному собранию. Население с февраля 1917 г. готовилось к выборам новой государственности, а значит большевики не могли просто отмахнуться от требования народа. Товарищ Ленин верно рассудил, что Учредительное собрание, которое примет и одобрит принятые II Всероссийским Съездом Советов большевистские декреты, укрепит власть большевиков и позволит избежать борьбы с другими партиями, которые показали свою некомпетентность. Однако эта надежда не оправдалась. Обманутый народ в большинстве голосовал за партии меньшевиков и эсеров, но не за большевиков. Следовательно, Учредительное собрание из помощника в деле социалистического строительства превращалось в противника. Потеряв надежду использовать этот авторитетный орган для создания первого в мире социалистического государства рабочих и крестьян, и видя в нем лишь препятствие на этом пути, большевики приняли решение об упразднении этого органа власти. Прав ли был товарищ Ленина? Мы большевики отвечаем – конечно. Однако, мы не можем не понимать, что изгнанные из Учредительного собрания партии не сдадутся без боя. А значит нас, большевиков, ждет настоящая война за удержание у власти.
2. Какие шаги, предпринятые большевиками в политической сфере, демонстрируют их стремление к установлению однопартийной диктатуры?
Большевики продемонстрировали свое стремление к установлению однопартийной диктатуры, разогнав Учредительное собрание, а также исключив из ВЦИК представителей меньшевиков и эсеров, которые первоначально поддержали большевиков.
3. Почему В.И. Ленин называл Брестский мир «позорным», «чудовищным», но тем не менее настаивал на его подписании?
Ланин называл Брестиский мир «позорным» и «чудовищным», потому что он был крайне неблагоприятен и тяжел для России, и подписав его большевики навлекали на себя возмущение и гнев российского общества. Тем не менее он настоял на его подписании, т.к. страна не могла продолжать боевые действия с Германии в силу окончательного развала армии и экономики.
4. Какие действия и решения советского правительства способствовали развязыванию Гражданской войны в России? Всегда ли эти действия были вынужденными? Проведите дискуссию по данной теме.
Развязыванию Гражданской войны способствовали такие решения советского правительства: роспуск Учредительного собрания, заключение непопулярного Брестского мира, кардинальные преобразования в социальной и политической сферах. Последние действия не всегда были вынужденными, т.к. соответствовало общим взглядами и замыслам большевиков, которые намеривались построить социалистическое общество.
5. Составьте схему системы центральных органов власти в РСФСР.
6. Дайте описание изображений герба и флага РСФСР Объясните смысл каждого из компонентов советских символов.
Государственный флаг РСФСР – красный прямоугольник с отношением ширины к длине 5:8, в верхнем левом которого были изображены расположенные крестообразно буквы Р, С, Ф, С и Р.