Какова связь общества и природы в чем выражается специфика общественных
ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов параграф 1
1. Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова?
Общество в широком смысле означает отдельную от природы часть материального мира, представляющую жизнь индивидов, а также способы взаимодействия их меж собой.
Общество в узком смысле означает круг людей, которые имеют общий признак, такой как территория, культура, язык и прочее.
2. Какова взаимосвязь общества и природы? В чём выражается специфика общественных явлений?
Взаимосвязь общества и природы представляет собой единство человека и среды, которая его окружает. К примеру, проследить взаимосвязь можно так: общество является высокоразвитым, это свидетельствует о слабой зависимости общества от природы, и наоборот.
3. В чём заключается особенность человеческой деятельности?
Особенность человеческой деятельности заключается в преобразовательном характере этой самой деятельности, направленности на удовлетворение своих потребностей. Деятельность носит сознательный характер, что выражается в целенаправленности всех человеческих действий. Также человеческая деятельность сопровождается общественными отношения между людьми (контактом, общением, взаимодействием друг с другом).
4. Какова связь между совместной деятельностью людей и формами их объединения?
формы объединения это то как осуществляется совместная деятельность, это определение ее структуры, порядка управления объединением, способы принятия совместных решений, форма участия ее членов их права и обязанности.
5. Какие отношения можно считать общественными?
Общественными отношениями можно считать отношения и взаимодействия между субъектами общества, т.е. между людьми, возникающие в процессе их деятельности в обществе.
6. Раскройте разные смыслы понятия «культура».
7. Что исследователи относят к культурным универсалиям?
Культурными универсалиями исследователи называют те культурные особенности, которые присущи не каким-либо отдельным странам, а всему человечеству в целом. Культурные универсалии не зависят от места, времени и общественной формации. Примером культурной универсалии может считаться такой социальный институт, как семья. Она может быть различаться в разных культурах и странах, однако сам факт ее существования во всех странах позволяет отнести ее к культурной универсалии.
8. Какие науки изучают общество?
Можно утверждать, что Ольга неверно мыслит. Но это еще с какой точки зрения посмотреть. Если мы рассматриваем этот вопрос с биологической точки зрения, то действительно, сначала появился человек, а потом множество человек организовали некое общество. Если посмотреть с другой точки зрения, то человек действительно стал человеком только благодаря жизни в обществе и благодаря взаимодействию с ним.
Я считаю, что современное общество устроено не справедливо. Например, взять тот факт, что у нас есть законы, подчиняться которым должны все без исключения. Но это только в теории. По факту люди часто уклоняются от ответственности пользуясь своим служебным положением, связями или деньгами. Все зависимости от степени тяжести преступления люди не получают должного наказания. Наказать могут совершенно не связанного с преступлением человека, причем только потому, что у него не хватило денег на адвоката. Справедливость должна торжествовать вне зависимости от того, какой социальный уровень у человека.
Учитель всех предметов
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
Какова взаимосвязь общества и природы? В чём выражается специфика общественных явлений?
Какова взаимосвязь общества и природы? В чём выражается специфика общественных явлений?
Ответ
Общество — это обособленная от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Однако, несмотря на обособленность, нельзя исключать взаимодействия природы и общества.
Дело в том, что человек обитает в природной среде.
Также, использует природные ресурсы для обеспечения жизнедеятельности.
Самое главное, необходимо помнить о том, что человек, как часть общества, существо не только социальное, но и биологическое.
Все вышеперечисленное отражает связь природы и человека, как части общества.
Специфика общественных явлений заключается в том, что существует три фактора:
• общественное сознание, движение;
• пропаганда;
• кризис и инфляция.
Каждый из них отражает специфику общественных явлений.
Общественное сознание — совокупность коллективных представлений о современном развитии общества.
Пропаганда — распространение идеологии Кризис — переворот, переходное состояние. Инфляция — обесценивание
Какова связь общества и природы в чем выражается специфика общественных
Подробное решение параграф § 1 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова?
Понятию «общество» мы можем дать несколько определений.
Общество в широком значении слова включает в себя все способы взаимодействия людей в разных сферах общественной жизни: политической, экономической, правовой, духовной. С этой точки зрения обществом можно считать человечество в целом, население Земли во всем его культурном многообразии.
2. Какова взаимосвязь общества и природы? В чём выражается специфика общественных явлений?
Взаимосвязь общества и природы очень значительная. Во-первых, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественный прогресс, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда. Во-вторых, и общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует и о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, и о пагубных её последствиях. Так, в своё время были осушены болота вокруг Флоренции, ставшие затем цветущими землями.
Специфика общественных явлений заключается в том, что в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и ещё одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры.
3. В чём заключается особенность человеческой деятельности?
4. Какова связь между совместной деятельностью людей и формами их объединения?
Формы объединения образуются за счёт совместной деятельности людей. В любом обществе люди взаимодействуют, по крайней мере, должны это делать, чтобы обеспечивать для себя определённые условия. В результате таких взаимодействий настраивается связь, которая перетекает в формы объединения. Так между ними образуется прочная связь. Одно обеспечивает дорогу другому.
5. Какие отношения можно считать общественными?
К общественным отношениям относятся многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
Но не все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: кто-то интересуется, когда будет нужная ему остановка, кто-то просит уступить место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям.
6. Раскройте разные смыслы понятия «культура».
Она подразделяется на материальную и духовную.
7. Что исследователи относят к культурным универсалиям?
Исследователи относят к культурным универсалиям ценности или способы поведения, характерные для всех человеческих культур.
8. Какие науки изучают общество?
К наукам, изучающим общество относятся: философия, психология, обществоведение, история, биология, социология, культурология, экономика, правоведение, антропология и др.
Я считаю, что человек и общество зародилось одновременно, ещё с древних пор нашим предкам свойственно было жить совместно, общинами. Человеку необходимо было выживать в тяжёлых условиях, где одному просто не под силу было справиться.
Человек становится человеком только в обществе. А если человек уходит от людей, то как человек он «умирает».
Да, отрицательные ценности также относятся к явлениям культуры, т.к. это признаки нашей сегодняшней культуры, то что создаётся в обществе нынешнем, в общественном сознании людей.
Чаще всего справедливое общество описывается россиянами как общество, где реализован принцип равенства всех людей перед законом, а также нет экономического неравенства. Но на сегодняшний день по данным параметрам наблюдается несоответствие, т.к. не все граждане равны перед законом и материальное неравенство очень заметно. Из вышесказанного следует сделать вывод, что российское общество на сегодняшний день «несправедливо».
Взаимосвязь природы и общества — актуальная проблема нынешнего тысячелетия. Причинно-следственные связи социально-экологических явлений могут заинтересовать людей с научным складом ума. Другие люди просто знают и не сомневаются, что эта связь есть, иногда достаточно явно ощущается и воздействует.
Философы предлагают свой взгляд на это, антропологи – свой. Их труды представляют собой описания форм и структур, группировки и классификации, а также теоретизирования, где общественные взаимосвязи преобладают, а природа является лишь фоном, или это слово употребляется для подчёркивания основного свойства явления, предмета, объекта или субъекта.
Интересна точка зрения социологов и историков. Социологи предложили прагматический подход в виде инструментальных исследований взаимосвязи природы и общества. Возникла наука «экологическая социология», которая стала частью новой научной области – социальной экологии и экологии человека.
Исторический подход при анализе различных обществ и цивилизаций дал более чёткое представление об этом фундаментальном взаимодействии по сравнению с натурфилософским и описательным подходом.
Потом свою лепту внесли экономисты и инженеры, в том числе программисты. На основе большого количества собранной и обработанной на компьютерах информации появились социально-экологические модели прошедших событий, настоящих феноменов и футурологические прогнозы.
Политики оформили это в декларации и соглашения, а население испытало на себе последствия принятых национальных экологических политик и стратегий, законов природопользования, запретов и наказаний.
Что такое природа
Природа это материальная физическая Вселенная, которая существует объективно. Тела людей, как физические объекты, являются её частью.
Человек способен воспринимать, изучать, практически использовать, передавать полученное знание и навыки другим людям. При этом инструментальное и экспериментальное научное познание даёт возможность проникнуть за пределы обычного восприятия.
Если кратко обрисовать структуру науки, то физическую Вселенную изучает естествознание, а общество – обществознание. Отдельно выделяют гуманитарные науки, которые используют конструкцию «человек – природа».
Специфика технических наук выделяет их в отдельную научную область, хотя зарождались они на стыке естественных и общественных наук. Науки играют важную роль в использовании ресурсов.
Под природой обыденно понимают то место, которое вне дома и населённого пункта. В значении «окружающая среда» она противопоставляется человеку и обществу. Позиции, где люди занимают центральное место во Вселенной, дали название «антропоцентризм».
Этому противопоставлена позиция экоцентризма, где преобладают экологические ценности и практики бережного отношения к ресурсам.
Природные ресурсы
К природным ресурсам относят:
А также представляют жизненно важный интерес озоновый слой, редкие ископаемые, заповедники, ледники, океан, глобальный климат, космос. К этому списку можно добавить фундаментальный ресурс – сбалансированный круговорот веществ и энергии.
Есть оптимисты, которые верят, что мировые ресурсы при правильном использовании неистощимы, потому что из природы ничто не исчезает. В будущем новые технологии позволят произвести материалы и предметы лучше предыдущих.
Пессимисты уверены, что невозобновимые ресурсы будут исчерпаны, наступит сначала глобальный экономический кризис, потом голод и эпидемии, затем войны и гибель мировой цивилизации.
В обеих позициях проявляется сильное и слабое воздействие. Однако, эта картина сконструирована и не отражает действительности, в которой каждый человек, живший и ныне живущий, в разные моменты по-разному взаимодействовал с обществом и природой.
Исторические формы взаимодействия природы и общества
Каждая из форм общества по-своему взаимодействовала с природой.
Согласно экономической концепции труда и капитала, первобытное общество занималось собирательством и охотой, рабовладельческое – земледелием и скотоводством, феодальное – военным захватом территорий и разработкой ископаемых, капиталистическое – эксплуатацией ресурсов.
Другие исследователи больше склонны видеть множество обществ или цивилизаций, привязанных к ландшафтам и крупным рекам.
В 20-м веке появились индустриальные теории, где многочисленные авторы делили человеческую историю на доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпоху, фазу, период, этап, эру или волну.
Основной акцент делался на историческом, кардинальном изменении взаимодействия общества и природы. За основу бралось соотношение валового продукта к численности людей и другие экономические и демографические показатели.
В доиндустриальном обществе преобладал первичный сектор экономики – сельское хозяйство, лесоводство, животноводство, рыболовство, охота, немеханизированная добыча угля и руды, кустарное производство. Воздействие на природу было минимальным, кроме критикуемого поджигания сухой травы в саваннах для охоты и подсечно-огневого земледелия.
Потом, в начале 19-го века, в индустриальном обществе произошла научно-техническая революция, и появились механизмы, в том числе работающие на топливе и частично автоматизированные. Возник вторичный сектор экономики – обрабатывающая промышленность, строительство зданий и механизмов.
Дальнейшее улучшение технологий привело к промышленному освоению новых территорий и недр, особенно месторождений нефти. Нагрузка на окружающую среду увеличилась. Этот период продлился до 1950-х годов.
Затем в Америке и Европе возникло постиндустриальное общество, где над первичным и вторичным секторами экономики стал преобладать третичный сектор услуг. Однако взаимовлияние между обществом и природой снова возросло, так как продолжался экономический рост, и с ним повышался уровень потребления.
Только в настоящее время с внедрением интернета и возрастанием мобильности есть основания говорить о глобальном обществе, которое пытается понять, как лучше и правильнее взаимодействовать с природой, чтобы избежать глобальных экологических угроз.
Его называют обществом риска, где глобальные связи обеспечивают быстрое распространение эпидемий, радиации, вредных веществ.
Примеры взаимосвязи человека и природы в современном мире
Проблема состоит в том, что нет единого понимания: использовать или беречь природу? Этим характеризуется современная реальность. Действие тех, кто за использование без ограничений, выражается во всё большем повышении нагрузки на окружающую среду для обогащения.
Смысл ухода людей в небольшие экопоселения, неучастия в индустриальном производстве и городской жизни заключается в том, что нагрузка на окружающую среду должна не превышать биологической ёмкости локального ландшафта.
Определение, сколько можно взять из природы, какие практики экологические, а какие нет, даёт методика экологического следа, имеющая много сторонников на уровне личностей, сообществ, муниципалитетов, региональных правительств.
Другое направление усилий – глобальный план действий городских экологических групп, которые регулярно встречаются и советуются, как в быту снизить нагрузку на окружающую среду. Экономия электричества, воды, тепла, разумные покупки и поездки, вторая жизнь вещей, бережное отношение к природным объектам, сбор и утилизация мусора дают им надежду на будущее.
Большинство людей на планете уже живут в городах. Поэтому самое перспективное направление – это зелёные муниципалитеты, где новые здания строят с газонами и садами на крыше, а также используют только экологичный транспорт, природосберегающие технологии, натуральные местные продукты, раздельный сбор и утилизацию мусора, энергию ветра и солнца. Среди любителей сельской жизни популярны органическое земледелие, пермакультура, лесосады.
Общество и природа. Особенности взаимовлияния человека и природы
Природа – это вся Вселенная (в широком смысле) и окружающая людей среда, биосфера (в узком смысле).
Человек, общество и природа являются не тождественными, а специфическими частями материального мира. Природа и общество являются двумя составляющими элементами жизненной среды. Но в отличие от других природных существ, человек – не просто природное существо, а человеческое природное существо, т.е. существо, которое существует для себя самого.
Чтобы понять и исследовать материальную систему «общество – природа», необходимо учитывать всю совокупность связей, взаимовлияний и взаимоотношений, что образовались и существуют в географической оболочке Земли. Её компоненты образуют единое и неразрывное целое и являются особым явлением природы.
Биосфера – это оболочка Земли, населённая жизнью.
Ноосфера – это область наличия разумных существ.
Ойкумена – это заселённая людьми часть Земли.
Социосфера – это околоземное пространство, которое охватывает человечество и изменяемую им природную среду.
Географическая оболочка Земли
Земная географическая оболочка состоит из:
В этой географической оболочке происходят разнообразные процессы с неорганическими и органическими веществами. Материя испытала сложную эволюцию, в результате чего появились разнообразные формы жизни, высшей из которых является человеческое общество.
С появлением жизни на Земле между органическим миром и неорганической материей установилась тесная взаимосвязь, основу которой составляло получение организмами питательных веществ из неживого вещества. Живые организмы производили активное влияние на все оболочки планеты, состав атмосферы, гидросферы и литосферы, что способствовало накоплению органического материала и созданию плодородного поверхностного слоя. Таким образом, биосфера формировалась и видоизменялась под влиянием живого вещества.
Сейчас насчитывается до 500 тыс. видов растений и 1,5 млн. видов животных. Жизнь зародилась в океане, но сейчас большинство организмов живёт на суше. В мировом океане насчитывается 160 тыс. видов животных и растений.
Сходства и различия природы и общества
Сходства:
Различия:
История соотношения природы и культуры
Культура называется Natura (от лат. nat – порождать). Под этим словом понимается материальный мир, совокупность органических и неорганических материалов. В славянских языках с XVIII в. употребляется слово «природа» (корень – «род»).
Широко распространённым является определение культуры как второй природы (пространства, которое образовано людьми с целью самосохранения). Соответственно природой называют всё, что не является результатом человеческой деятельности.
Человек преобразует, трансформирует природные объекты, например, выведение новых видов злаков, приручение животных.
Природа стала первым предметом сакрализации (об этом свидетельствуют все древние верования):
В древние времена культура не отделялась от природы, человек существовал с окружающей средой в гармонии. Лао Цзы (VI-V вв. до н.э.) утвердил правило, согласно которому человек должен следовать своему естественному пути и не нарушать изначальных законов природы.
Однако соотношение культуры и природы сопряжено с глубокими конфликтами, которые начались ещё при существовании древних цивилизаций. Так, существует версия о том, что самая большая пустыня Земли, Сахара, возникла в результате пагубной человеческой деятельности – вырубки лесов и иссушении озёр (примерно 3000 л. до н. э.).
В эпоху Средневековья в Европе природа становится для человека источником греховности, искушения. Человек не распространяет гармонию, а пытается преодолеть собственное несовершенство.
Противопоставление природы и культуры начало остро восприниматься в XVIII веке. Жан Жак Руссо писал о негативном влиянии цивилизации. Развитие наук привело к деградации морали.
Однако в целом в эпоху Просвещения и в Новое время господствовала точка зрения о покорении человеком природы.
Питирим Сорокин проявлял связь между природными условиями и социальным государственным устройством. По его мнению, демократия утверждается быстрее в странах, где для того существуют природные преграды (северные страны – Швейцария, Нидерланды), чем там, где таких преград не существует и царит монархия.
Немецкий биолог Е. Геккель ввёл термин «экология» – наука об отношении живых организмов и окружающей среды.
Д. С. Лихачев – автор термина «экология культуры».
В начале XX века возникает движение «космизма», представители которого (К. Циолковский, В. Вернадский) рассматривают Вселенную как взаимосвязанную систему, а человечество – как её элемент.
В начале XX века З. Фрейд приходит к выводу, что культура – механизм репрессий, в человеке органически не могут сосуществовать социальное и естественное.
Отношение природы и общества в древнегреческой культуре
Вся древнегреческая мифология была проникнута восхищением мира и рисовала прекраснейшие его картины. Исстари сложилось и распространилось по всему свету сказание о птице Феникс, воплотившей в себе представление о вечном обновлении природы, воскрешающей из пепла и олицетворяющей непреходящую молодость природы, её вечную красоту. Мифы о богах в греческой мифологии, олицетворявших времена года, цветение и плодородие природы, энергию земли, солнца, воды, соседствовали в ней с многочисленными преданиями о совершенной физической красоте богов, прообразом которых был сам человек. Это представление о красоте греки воплощали в своей скульптуре, ставшей на все времена совершенным образцом и эталоном в мировом искусстве.
В эстетическом восприятии природы древним грекам виделся глубокий смысл и радость жизни. Философ Анаксагор на вопрос, для чего он родился, ответил: «…для созерцания солнца, луны и неба».
Аристотель называл признаки красоты в природе:
Безобразное в природе, как и в творениях человеческих, есть, по представлению Аристотеля, нарушение такой целесообразности.
Гераклит рассматривал природу как арену столкновений различных естественных сил, безбрежное поле борьбы противоположностей. В единстве противоположностей он увидел красоту. Всеобщим законом красоты являлась гармония, под которой он понимал:
Так, по Гераклиту, образуется гармония, основа всей жизни и искусства древних греков.
Пифагор тоже видел мир как гармонию и разрабатывал её учение. Он называл вселенную Космосом, имея в виду «лад», «гармонию», «красоту». Без внутренней связи всех вещей, без движения противоречий и примирения противоположностей, без вездесущего ритма, то есть без гармонии, мир не мог бы существовать, считали пифагорейцы.
Влияние природы на общество
Положительное:
Отрицательное:
Влияние общества на природу
Положительное:
Отрицательное:
В целом, общественное влияние на природу представляет собой единство созидания и разрушения.
Измерения структуры биосферы
Профессор Г. В. Платонов в 70-е годы XX ст. предложил такую систему измерений природы:
Геологическое измерение биосферы охватывает 3 геологические оболочки:
Геохимическое измерение включает четыре компонента:
Экологическое измерение включает в себя:
Биосфера неоднородна и состоит из относительно небольших целостных и устойчивых элементов (болота, водоёмы, поля, луга, леса).
Биогеоценоз – собрание на определённом участке земной поверхности одинаковых взаимодействующих, связанных обменом веществ и энергии природных элементов – горной породы, почвы, растительности, животных и микроорганизмов. Биогеоценозы являются структурными единицами биосферы, а биосфера – системой биогеоценозов.
Биоты – это совокупность растений и животных.
Противоречия отношений общества и природы
Противоречия между обществом и природой возникают с появлением человека и обусловлены двояким отношением человека к природе:
Подходы к периодизации взаимодействия «общество – природа»
Всю историю взаимодействия общества и природы можно разделить на несколько периодов и этапов. В научной литературе встречаются различные подходы к периодизации истории этого взаимодействия и её взаимодействующих сторон.
Часть исследователей в основу периодизации и взаимодействия общества и природы кладут разделение общества на 5 общественно-экономических формаций.
Определённого распространение получила точка зрения, согласно которой историю взаимодействия общества и природы разделяют на 4 периода:
Эта классификация основывается на разных принципах:
Согласно Ф. Энгельсу, история общества делится на 3 периода:
Известный российский учёный Г. В. Платонов предлагает дополнить эту периодизацию, учтя результаты современных научных исследований, характер и масштабы изменений, произошедших в системе «общество – природа». Он называет такие основные периоды и этапы взаимодействия общества и природы:
Географический детерминизм
Идеи географического детерминизма развивались французским социологом и экономистом А. Тюрго, английским историком Г. Боклем, российскими учёными и публицистами, многими другими мыслителями прошлого века. Так, И. Л. Мечников доказывал, что развитие общества определяется физико-географическим средой и прежде всего – гидросферой. Он также выступал против попыток отдельных учёных дать научное обоснование расизма, и против социологов, которые распространяли биологические законы на общество. Критерий социального прогресса И. Л. Мечников видел в росте солидарности людей и свободы общества.
Такие концепции формировали материалистическое мировоззрение, выступали против мистификации истории. С возникновением материалистических учений об обществе, актуальность концепций географического детерминизма теряет свою остроту.
Геополитика
Геополитика – это политическая доктрина, которая абсолютизирует роль географической среды в жизни государства. Исторически она возникла как попытка дать «теоретическое» обоснование:
Аргументация для оправдания таких действий всегда находилась.
Один из теоретических основателей геополитики – немецкий географ и этнограф Ф. Ратцель. Он рассматривал народы (государства) как живые организмы, которые, чтобы жить, размножаться, должны вести борьбу за «жизненное пространство». Именно он обосновал роль географической среды в жизни народа до уровня абсолютной ценности. Но сам Ф. Ратцель не был ни фашистом, ни шовинистом. Наоборот, очень ценил вклад в развитие мировой культуры разных народов. Но его идеи получили широкой поддержки со стороны других геополитиков (Ю. Челлена, К. Хаусхофера, О. Маулля и др.), особенно в Германии. Активными сторонниками геополитики в XX в. были А. Гитлер и И. Сталин.
Сегодня понятие геополитики широко используется в современной политической терминологии для обозначения любой политики, связанной с решением (главным образом) территориальных вопросов. То есть он постепенно избавился от сугубо отрицательного содержания.
Ноосфера
Целесообразно различать два понятия ноосферы:
Ноосфера включает географическую среду, геосферу, биосферу и человеческую деятельность, человеческий разум во всех формах его проявления: здания, дороги, телесвязь, производство, обмен товаров, транспорт, электростанции и т.п. Благодаря этому поддерживается равновесие самой природы. Например, вмешательство в генофонд растений, животных и самого человека, влияние на изменение климата, изменение уровня воды в мировом океане, загрязнение атмосферы и почв канцерогенными веществами, радиоактивным облучением и т.п. Человек, а точнее человечество, сегодня уже так влияет на биосферу своей деятельностью, что сама собой без участия разума, без целенаправленных и последовательных усилий со стороны человечества (государств, организаций, коллективов, движений, партий) равновесие в этой сфере не сможет поддерживаться.
Современное состояние отношений общества и природы
В ХХ в. человек максимально отдаляется от своего естественного состояния:
В XXI в. распространяются экологические движения. Всё больше учёных говорят о том, что человечество может развиваться только в гармонии с природой.
Правовой защитой природы на современном этапе занимаются ряд международных организаций и объединений: