Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки

Предмет, методы и функции этнологии

Первоначально предметом этнологии как науки стали народы, уровень культурного развития которых был значительно ниже, чем у европейцев. Такой подход был обусловлен тем, что к концу XIX в. практически все европейские народы находились на качественно новом этапе цивилизации. С точки зрения цивилизованных европейцев, существовала огромная дистанция между ними и культурно отсталыми народами, которые были в некотором роде «живыми предками», заслуживающими изучения и подчинения своим интересам.

В XX в. стали меняться и значительно расширяться представления о предмете науки. Прежде всего были подвергнуты критике идеи о разделении народов на примитивные (первобытные) и цивилизованные. Стали утверждаться представления о том, первобытные народы также имеют свою историю, не являются более ранней ступенью развития человечества и так же удалены от первобытности, как и европейцы.

Во второй половине XX в. продолжала расширяться предметная область этнологии. Большое внимание этнологи стали уделять межэтническим, межнациональным отношениям. Одной из актуальных тем стал вопрос о природе и сущности нации, ее этнической и общегражданской политической составляющей.

В современном понимании этнология изучает не только происхождение этносов, их основные характеристики и свойства, отношения между этносами и их изменения, обусловленные этническими процессами, но также и этносоциальные (национальные), этнополитические, этнопсихологические, этнолингвистические и другие процессы и отношения этнонациональной сферы общества.

Таким образом, содержание этнологии совсем не совпадает с теми обыденными представлениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры.

В действительности этнология изучает:

— возникновение этносов (этногенез);

— историческую эволюцию этносов;

— современную жизнь этносов, их культуру, традиции, обычаи и т.д.;

— возможные пути развития этносов в обозримом будущем.

Существуют специальные методы, используемые в этнологии:

В этнологии важное значение имеет сбор и накопление разнообразного материала для научного анализа. Это могут быть наблюдения и описания ученых-этнографов, записки путешественников, экспедиционные исследования, фольклорные материалы, литературные источники, изучение письменных источников и устных преданий, описание археологических и антропологических данных и т. п.

Одним из основных методов изучения жизни народов являются так называемые полевые исследования. Этот метод стал широко практиковаться с середины XIX в., когда возникла потребность иметь более полные и подробные знания о колониальных народах, их хозяйстве, общественном устройстве, обычаях, верованиях, психологии — с целью решения задач по управлению населением зависимых стран. Обычно метод полевого исследования предполагает длительное пребывание исследователя в месте проживания изучаемого этноса. Примером всестороннего и глубокого изучения этносов являются выдающиеся успехи американца Л. Моргана, долгое время жившего среди ирокезов, и русского исследователя Н. Миклухо-Маклая, который несколько лет провел среди папуасов Новой Гвинеи.

Важным методом этнологии является изучение письменных источников, которые обеспечивают исследователя разнообразной и достоверной информацией об изучаемых народах. Письменными источниками обычно являются написанные многими народами их собственные истории или описания их культур, содержат много полезной и ценной информации о жизни и культурах разных народов.

Немалую ценность в этнологии представляет метод изучения археологических материалов, что имеет особое значение для восстановления этнической истории и истории культуры. Apxеологические материалы ценны тем, что позволяют более точно чем другие источники, определить время отдельных исторических событий или возраст предметов культуры.

В этнологии используется и метод сравнительного языкознания, суть которого — в сравнении определенных слов из разных языков, позволяющих установить границы соотношения близких языков и степень их родства. Методом сравнительного языкознания можно проследить развитие культуры и этнокультурных отношений разных народов.

В XX в. в этнологии стали широко применяться статистические источники, в основном, ими являются переписи населения. Данные переписи имеют исключительную ценность не только потому, что позволяют установить общую этническую картину, но также помогают определить динамику этнических процессов путем сравнения материалов нескольких переписей.

Главные функции этнологии:

К числу важнейших функций этнологии следует отнести следующие: теоретико-познавательную; практически-прикладную; культурно-воспитательную; прогностическую.

Теоретико-познавательная функция служит выявлению логических, причинно-следственных закономерных связей внутри- и межэтнических систем. К теоретико-познавательной функции относится и формирование научных гипотез и теорий.

Следующей функцией является практически-прикладная. При определении проблемы исследования в этнологии имеется в виду не только проверка гипотез, объяснение полученных фактов, но и практическое применение новых знаний.

Важной функцией этнологии является культурно-воспитательная. Она дает ключ к правильному пониманию места и роли этнического в поведении человека, в жизнедеятельности этноса и общества в целом, помогает формировать культуру межнационального общения.

В качестве самостоятельной ученые выделяют прогностическую функцию этнологии. Данная функция позволят отследить те или иные процессы и тенденции, которые проходят у определенных этносов. В целом прогностическая функция направлена на определение ближайших и отдаленных перспектив этнического и межэтнического развития в конкретной стране.

Источник

Социальные функции этнологии

Этнология, подобно любой другой науке, существует и функционирует не только в виде теорий, концепций, идей, методов, фактических данных и т.п., но и в виде сообществ и организаций ученых, проводящих научные исследования и теми или иными способами распространяющих полученные результаты. Иначе говоря, этнологическая наука реализуется в специальных социальных институтах и, таким образом, тесно связана с тем обществом, в рамках которого сложились эти институты. Для осуществления какого бы то ни было этнологического исследования необходимы не только интеллектуальный потенциал и специальные знания, но также и материальное обеспечение научной работы (финансирование, различное оборудование, средства для публикации результатов исследований и т.п.). Понятно поэтому, что этнологические исследования находятся в зависимости от тех общественных слоев, классов и групп, которые обеспечивают самую возможность этнологической работы и в существенной мере влияют на ее характер и результаты. Именно в таких условиях сложившиеся сообщества ученых—этнологов осуществляют социальные функции этой науки.

В разных странах мира, где этнология (социальная или культурная антропология) получила развитие, научные сообщества этнологов и соответствующие социальные институты складывались по-разному. В нашей стране, где издавна были сильны традиции академической науки, главные научные силы сосредоточены в системе Академии наук России. В ее составе имеется Институт этнологии и антропологии в Москве, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (являющийся также научно-исследовательским институтом РАН) в С.-Петербурге; кроме того, в составе Академии наук, в ее региональных отделениях и филиалах созданы местные этнологические исследовательские центры.

Еще с середины XIX в. в исследовательскую этнологическую работу включилось Русское Географическое общество; и в наше время этнологические отделения этого общества работают в ряде городов России.

В университетах страны на исторических, географических и других факультетах студентов знакомят с началами этнологических знаний путем чтения курса «Основы этнологии (этнографии)». В ряде университетов России имеются кафедры этнологии (МГУ), этнографии и физической антропологии (С.-Петербург), археологии и этнографии (Казань) или же этнографии в сочетании с другими историческими дисциплинами (Омск). На этих кафедрах осуществляется специализация подготовки студентов по этнологической проблематике.

Наконец, существенная часть работы по собиранию, хранению, изучению и пропаганде этнологических (этнографических) материалов проводится этнографическими музеями, а также другими музеями, имеющими в своем составе этнографические отделы, коллекции и экспозиции. В качестве примеров специальных этнографических музеев, помимо уже упоминавшегося Музея антропологии и этнографии, можно назвать Российский государственный музей этнографии (С.-Петербург), Музей археологии и этнографии в г. Уфе (Башкирия), музеи крестьянской архитектуры и быта на открытом воздухе в разных городах России.

Авторитетными периодическими этнологическими изданиями в СНГ являются «Этнографическое обозрение» (до 1992 г. «Советская этнография», издается в Москве) и «Народное творчество и этнография» (издается в Киеве на украинском языке), а также ежегодник «Расы и народы» (издается в Москве). Кроме того, этнологи постоянно выступают на страницах других научных журналов и в научно-популярных органах печати.

В странах Восточной Европы в течение последних десятилетий сложилась система научных сообществ этнологов и соответствующих социальных институтов, в целом напоминающая российскую; впрочем, в этих странах несколько большую роль играют кафедры этнологии (этнографии) в университетах и научные этнографические общества, а также музеи (например, музеи этнографии в Болгарии и Польше). Почти во всех восточноевропейских странах издаются специальные этнологические (этнографические) журналы.

В государствах Западной Европы, в США и Канаде, Японии и Индии, в Австралии и других странах этнологическая наука развивалась по преимуществу в университетах и музеях. Во многих университетах имеются этнографические колледжи и департаменты. Нередко этнологические исследования субсидируются различного рода фондами, а, кроме того, правительственными органами. В числе наиболее влиятельных и популярных этнографических журналов следует упомянуть журнал «American antropologist» («Американский антрополог»), издаваемый Ассоциацией американских антропологов в Вашингтоне, журнал «L`Homme» («Человек»), выпускаемый Высшей практической школой (Сорбонна) в Париже. Во многих других странах также издаются специализированные этнологические (этнографические) журналы.

Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть картинку Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Картинка про Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки

Научные сообщества этнологов и отдельные специалисты выступают в специальной и популярной прессе, участвуют в телевизионных передачах, снимают и демонстрируют этнографические кино- и видеофильмы, читают лекции школьникам и студентам и выступают перед широкой аудиторией. Все это оказывается, возможным потому, что этнологические сведения и идеи отвечают определенным потребностям и интересам разных социальных слоев, классов и групп. Они могут иметь в своей основе обычную и естественную научную любознательность, интерес к культуре своего народа или других народов мира, практические интересы, связанные с развитием международной торговли, культурного обмена, туризма, а кроме того, просто служить средством проведения досуга и развлечением. Вместе с тем этнологические данные могут быть использованы в целях пропаганды национализма, шовинизма и других реакционных идей. Поэтому, говоря о социальных функциях этнологии, следует учитывать социальную направленность и идеологические цели, которые свойственны научным сообществам и отдельным ученым.

Современная мировая прогрессивная этнология выполняет следующие главные функции.

Другая важная функция этнологии отвечает потребности самопознания каждого отдельного народа-этноса. Научные знания о происхождении, этнической истории, современном функционировании и перспективных тенденциях развития каждого народа нередко противостоят обыденным представлениям и этническим предрассудкам.

Функция подлинного, научного самопознания выполняется этнологами путем собирания, накапливания и анализа исторического опыта жизни народов. Этот опыт имеет значение как обобщение и сохранение демократических традиций материальной и духовной культуры, но нередко бывает полезен при складывании современных форм культуры, а также при решении экономических и технических задач. Так, при конструировании одежды, пригодной для работы в полярных условиях, оказалась наилучшей та, в которой были использованы материалы и покрой одежды северных приполярных народов (саамов, ненцев, эскимосов). Культурные традиции народного домостроительства, питания, земледелия (например, горного террасного и ирригационного) могут быть с пользой утилизованы и в наше время.

Самосознание этноса составляет важный аспект в историческом и актуальном (современном) сознании народов. Особенно большой интерес к этим темам проявляет обычно национальная гуманитарная интеллигенция. Народы и их представители в лице этой группы интеллигенции хотят яснее себе представить не только историю своего происхождения, но также характер и меру самобытности своих культур, соотношение в них традиционных и новых компонентов. Этнология стремится ответить на эти вопросы и вместе с тем подчеркивает тот факт, что на нашей планете нет «чистых» народов, что все народы формировались путем этнического смешения; этнолог также констатирует отсутствие «чистых» культур, так как все культуры народов представляют собой результат разнообразных культурных взаимодействий.

Вместе с тем этот факт вовсе не означает, будто данные этнологии не могут быть поставлены на службу прогрессу человечества и быть использованы в интересах социального прогресса, освобождения и дружественного сближения народов. Опыт, накопленный мировой прогрессивной этнологией, определенно говорит о том, что это не только желательно, но и возможно.

Понятие и термины этнологии

Овладение началами этнологической науки предполагает достаточное внимание к ее понятийно-терминологическому оснащению.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАРОДОВ МИРА

Этнологическое изучение народов мира требует их научной классификации. Ее приемы разнообразны и разработаны на основе этнологических методов и смежных наук. Различные виды классификаций позволяют систематизировать народы и их группы по широкому кругу признаков: географическому, антропологическому, лингвистическому, хозяйственно-культурному, социально-экономическому, характеру материальной и духовной культуры, религиозной принадлежности и другим.

При использовании различных видов классификации нужно иметь в виду, что не все они разработаны в окончательном виде, некоторые из них гипотетичны и спорны и не дают окончательного решения вопросов. Это относится к географической, хозяйственно-культурной и некоторым другим видам классификаций.

Итак, рассмотрим основные виды классификаций, используемых в этнологии и их основные показатели.

Источник

Вопрос 2. Предмет, задачи и функции этнологии. Связь этнологии с другими науки.

Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть картинку Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Картинка про Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть картинку Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Картинка про Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть картинку Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Картинка про Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть картинку Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Картинка про Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки

Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть картинку Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Картинка про Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки

Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть картинку Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Картинка про Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки

В современном понимании этнология это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этнических систем, особенности материальной и духовной культур народов мира, этнические и межэтнические процессы. Предмет это совокупность особых, изучаемых только этой наукой св-в объективной реальности. Предметная область этнологии рассмотрение компонентов этноса сквозь призму выполнения имиэтнических ф-ций. Этнология показывает не только различия этносов, но и выявляет их общие черты.

Задачи: изучить:- как человек воспринимает окружающий мир

-каковы в его представлении значения предметов окружающего мира,

— как происходит смена этих значений, как на смещения этих значений влияет межкультурное взаимодействие,

— что представляет собой этническая картина мира,
-каковы механизмы ее изменения,

— как носитель той или иной культуры адаптируется к
изменениям, происходящим в мире,

— как к ним адаптируется общество, в котором он живет,

— каковы пределы гибкости и подвижности этнической
традиции, что в сознании членов этноса в любых обстоятельствах остается неизменным, что отбрасывается, что видоизменяется и как,

-какова взаимосвязь и взаимозависимость внутрикультурных парадигм, каковы их возможные траектории движения, пределы колебания,

— есть ли в этнической культуре неподвижные участки, которые удерживают всю структуру, предохраняя ее от распада в периоды бурных общественных процессов. Этнология, культурология и социология имеют пересечения в предмете своего исследования, но каждая изучает этот предмет с новой стороны, заимствуя, конечно, выводы и достижения друг друга.
Также она связана с политологией, антропологию условно можно рассматривать как часть этнологии.

Вопрос 3. Основные подходыв изучении этноса (примордиализм, инструментализм, конструктивизм).

Источник

Функции этнологии

Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть картинку Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Картинка про Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть картинку Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Картинка про Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть картинку Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Картинка про Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть картинку Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Картинка про Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки

Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть картинку Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Картинка про Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки

Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Смотреть картинку Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Картинка про Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки. Фото Каковы социальные функции этнологии в чем практическое значение этой науки

К числу важнейших функций этнологии следует отнести следующие: теоретико-познавательную; практически-прикладную; культурно-воспитательную; прогностическую.

Теоретико-познавательная функцияслужит выявлению логических, причинно-следственных закономерных связей внутри- и межэтнических систем. К теоретико-познавательной функции относится и формирование научных гипотез и теорий. На основе проведенных исследований делаются выводы на базе данных, полученных в ходе исследования, и эти выводы либо подтверждают и развивают гипотезы и специальные теории, либо формулируют новые.

Следующей функцией является практически-прикладная.При определении проблемы исследования в этнологии имеется в виду не только проверка гипотез, объяснение полученных фактов, но и практическое применение новых знаний в управленческой регулятивной деятельности. Теоретические изыскания лишь тогда обретут практическую значимость, когда будут использованы в выработке национальной политики, в корректировке управленческой деятельности. При этом практические рекомендации могут касаться перспективных направлений деятельности, а могут быть предназначены для конкретных изменений в обозримой перспективе.

Важной функцией этнологииявляется культурно-воспитательная. Эта функция помогает людям разобраться в сложном явлении этничности, в закономерностях и принципах этнического своеобразия и многообразия мирового сообщества. Этнология дает ключ к правильному пониманию места и роли этнического в поведении человека, в жизнедеятельности этноса и общества в целом. Нет необходимости доказывать, что вряд ли можно считать человека образованным, культурным, если он не обладает знаниями основ этнологии. В этом смысле роль этнологии в формировании культуры межнационального общения трудно недооценить.

В качестве самостоятельной ученые выделяют прогностическую функцию этнологии.Ценность этнологического исследования определяется не только тем, насколько адекватно оно отражает те или иные процессы и тенденции, но и тем, в какой степени они завершаются научно обоснованными прогнозами. Особый интерес вызывает прогнозирование последствий принимаемых сегодня решений с точки зрения предупреждения межэтнических конфликтов, стабильности этнополитической ситуации. В целом прогностическая функция направлена на определение ближайших и отдаленных перспектив этнического и межэтнического развития в конкретной стране.

Следует отметить, что многие проблемы многонациональной России, в том числе этнические конфликты, являются следствием низкого уровня этнологических знаний. Жизнь подтверждает, что в современных условиях нельзя управлять этнонациональными процессами на ощупь, опираясь только на эмпирические данные, без знания теории. Но современный человек, даже не являющийся профессиональным управленцем, не может успешно адаптироваться к сложной и динамичной социокультурной обстановке без знания особенностей межэтнических отношений, психологических особенностей этносов, конфликтогенных факторов и т. п. Наконец, знания различных видов этнокультурных контактов и концепций межэтнических коммуникаций дают возможность объяснить механизм современных этнических процессов.

Все это означает, что этнология как сравнительно новая наука и учебная дисциплина требует к себе серьезного и систематического отношения и изучения. Только при таком подходе можно рассчитывать на раскрытие многих «тайн» и неизвестных страниц этнической истории и современной картины мира.

Источник

Функции этнологии

Понятие «функции» латинского происхождения и означает совершение, исполнение, обязанность, круг деятельности.

Каковы функции этнологии как учебной дисциплины?

К числу важнейших функций этнологии следует отнести следующие: теоретико-познавательную; практически-прикладную; культурно-воспитательную; прогностическую.

Теоретико-познавательная функция служит выявлению логических, причинно-следственных закономерных связей внутри- и межэтнических систем. К теоретико-познавательной функции относится и формирование научных гипотез и теорий. На основе проведенных исследований делаются выводы на базе данных, полученных в ходе исследования, и эти выводы либо подтверждают и развивают гипотезы и специальные теории, либо формулируют новые.

Следующей функцией является практически-прикладная. При определении проблемы исследования в этнологии имеется в виду не только проверка гипотез, объяснение полученных фактов, о и практическое применение новых знаний в управленческой регулятивной деятельности. Теоретические изыскания лишь тогда обретут практическую значимость, когда будут использованы в выработке национальной политики, в корректировке управленческой деятельности. При этом практические рекомендации могут касаться перспективных направлений деятельности, а могут быть предназначены для конкретных изменений в обозримой перспективе.

Важной функцией этнологии является культурно-воспитательная. Эта функция помогает людям разобраться в сложном явлении этничности, в закономерностях и принципах этнического своеобразия и многообразия мирового сообщества. Этнология дает ключ к правильному пониманию места и роли этнического в поведении человека, в жизнедеятельности этноса и общества в целом. Нет необходимости доказывать, что вряд ли можно считать человека образованным, культурным, если он не обладает основами этнологической науки. В этом смысле роль этнологии в формировании культуры межнационального общения трудно переоценить.

В качестве самостоятельной ученые выделяют прогностическую функцию этнологии. Ценность этнологического исследования определяется не только тем, насколько адекватно оно отражает те или иные процессы и тенденции, но и тем, в какой степени они завершаются научно обоснованными прогнозами. Особый интерес вызывает прогнозирование последствий принимаемых сегодня решений с точки зрения предупреждения межэтнических конфликтов, стабильности этнополитической ситуации. В целом прогностическая функция направлена на определение ближайших и отдаленных перспектив этнического и межэтнического развития в конкретной стране.

Следует отметить, что многие проблемы многонациональной России, в том числе этнические конфликты, являются следствием низкого уровня этнологических знаний. Жизнь подтверждает, что в современных условиях нельзя управлять этнонациональными процессами на ощупь, опираясь только на эмпирические данные, без знания теории. Но даже современный человек, не явющийся профессиональным управленцем, не может успешно адаптироватъся к сложной и динамичной социокультурной обстановке без знания особенностей межэтнических отношений, психологических особенностей этносов, конфликтогенных фаторов и т. п. Наконец, знания различных видов этнокультурных контактов и концепций межэтнических коммуникаций дают возможностъ объяснить механизм современных этнических процессов.

Все это означает, что этнология как сравнительно новая наука и учебная дисциплина требует к себе серьезного и систематического отношения и изучения. Только при таком подходе можно рассчитывать на раскрытие многих «тайн» и неизвестных страниц этнической истории и современной картины мира.

Контрольные вопросы и задания

1. Как и когда этнология сформировалась в самостоятельную науку?
2. Каковы объект и предмет этнологии?
3. Что общего у этнологии, социальной антропологии и культурной антропологии?
4. Какова взаимосвязь этнологии и этнографии? В чем различия между ними?
5. Каковы специфические методы этнологического исследования?
6. Какие междисциплинарные научные направления сформировались на стыке этнологии и других наук?
7. Каковы социальные функции этнологии? В чем практическое значение этой науки?
8. В какой мере необходимы этнологические знания в Вашей будущей профессиональной деятельности?
9. Продумайте и сформулируйте вопросы, на которые Вы хотите получить ответы, изучая этнологию.
10. Вспомните, были ли в Вашей жизни поездки, встречи, эпизоды, когда Вы остро почувствовали недостаток знаний о народах, национальных особенностях, этнической психологии.

Литература

1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. — М., 1999.
2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. — М., 1983.
3. Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. — СПб., 1994.
4. Лурье Историческая этнология. — М., 1997.
5. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
6. Преображенский П.Ф. Курс этнологии. — М.-Л., 1929.
7. Садохин А.П. Этнология. — М., 2000.
8. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. — М., 1998.
9. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. — М., 1998.
10. Этнография и смежные дисциплины. — М., 1994.
11. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991.
12. Этнология. — М., 1994.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *