Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего

Патриотизм и гражданственность: что это, чем отличаются, в чём сходство

Содержание:

Патриотизм — это в обществознании важнейшее мировоззренческое понятие, которое характеризует отношение человека к родной земле, его преданную позицию, стремление к процветанию родного государства и заботу о его благополучии. Гражданственность — это в обществознании полноправное членство в политическом объединении, нацеленность на формирование активной позиции с целью развития родины. Гражданственность, патриотизм, ценность, гуманизм, свобода — обобщающее понятие – уважение к Отечеству. Эти принципы ложатся в основу мировоззрения граждан, которые положительно относятся к своей стране, стараются принести пользу, готовы защищать ее от внешнего агрессора.

Тем не менее понятие патриотизма и гражданственности нельзя назвать идентичными. Для патриотизма не имеет значения политическая система, принцип управления государством – патриоты остаются верны своей идее в любом обществе. Гражданственностью называют более осознанное проявление отношения к родине. Оно может проявляться только в демократическом государстве. Мораль, гуманизм, патриотизм, гражданственность совместно формируют гражданскую позицию человека.

Понятие космополитизма – полная противоположность патриотизма. Оно характеризует людей, уверенных в том, что все жители планеты братья, поэтому нельзя любить только какую-то часть людей – соотечественников, или определенную территорию земли – родину. Для них родина – это планета земля. Гражданственность является антонимом аполитичности. Аполитичность предполагает отсутствие приверженности к какой-либо партии, стране. Гражданственность и патриотизм, сходства и различия которых многие не замечают, являются важнейшими аспектами при построении мировоззренческого восприятия граждан.

Что такое гражданственность, чем патриотизм отличается от гражданственности

Гражданство и гражданственность – это также разные понятия, которые базируются на одном принципе – принадлежности человека к родине.

Гражданство указывает на то, что человек проживает в определенной стране, выполняет все свои обязанности в соответствии с законодательством этого государства, получает в ответ возможность реализовать свои права.

Гражданином называют человека, который в полной мере использует свои права и выполняет обязанности, предписанные государством.

Гражданственность — это (кратко) возможность индивида пользоваться своими правами, соблюдая правила и требования законодательства страны. Она указывает, насколько житель осознает себя гражданином, готов ли он поддерживать народ, способствовать развитию всей страны. Высшее проявление – патриотизм. Гражданственность — это:

Если говорить о том, что является высшим проявлением гражданственности, следует отметить два основных пункта. Во-первых, это патриотизм и любовь к родине. Во-вторых, ответственность за все, что происходит в государстве, перед следующим поколением.

Патриот – человек, который любит свое отечество, он предан родной земле, согражданам, не отказывает в помощи своему государству. Предмет и теория патриотизма основывается на шести постулатах:

Важно четко различать понятия национализма и патриотизма. Они совершенно разные. Национализмом называют идеологические, политические взгляды, которые считают нацию и ее интересы важнее любого политического, социального, экономического интереса. Для национализма характерна агрессивная позиция относительно других наций, национальная замкнутость. На почве национализма часто разгораются скандалы, переходящие в драки, а иногда в войны.

Как связаны между собой патриотизм и гражданственность

Обнаружить связь между понятием “гражданственность” и “патриотизм” довольно просто. Первое понятие означает, что человек принадлежит к конкретной стране. Оно обладает юридической силой, закрепляется официально в удостоверении личности индивида. Патриотизм относится к разновидностям духовной принадлежности. Родина – основа обоих понятий. Одно более рационализированное, другое – духовное. Патриотические принципы и взгляды не закрепляются в юридической форме, не отображаются в документации. Патриотизм может быть различных форм:

Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Смотреть фото Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Смотреть картинку Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Картинка про Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Фото Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего

Патриотизм и гражданственность, как нравственные ценности

Патриотизмом называют совокупность нравственных убеждений, основанных на гордости и любви к своей родине, историческим корням, ценностным и традиционным убеждениям. Патриот хочет быть частью своей страны, разговаривать на родном языке. Он защищает отчизну на войне, в спорах и дебатах. Характерными нравственными ценностями патриота и гражданина являются:

Источник

Патриотизм и гражданственность в обществознании

Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Смотреть фото Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Смотреть картинку Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Картинка про Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Фото Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего

Любовь и преданность Родине

Позитивные преобразования разных сфер жизни общества требуют обновления духовных начал, познания исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и мужества народа. Российская земля богата историческими событиями, традициями, великими воинами, преданно служившими стране.

Основные понятия и классификация

В нынешнее время чувство долга, любви к государству служит основой для развития гражданского общества Российской Федерации. Понятие патриотизм в переводе с греческого означает чувство любви и преданности своей стране, народу, вера в его духовные возможности, готовность служить на благо народа. Благополучие страны зависит от каждого человека. Факторы влияния на патриотизм:

Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Смотреть фото Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Смотреть картинку Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Картинка про Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Фото Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего

Прививая это чувство молодому поколению, можно затронуть памятные страницы истории, края, рода и семьи. С домашнего семейного альбома, с рассказов родителей и старшего поколения вырабатывается интерес к историческому прошлому. Восприимчивы к патриотическим идеям подростки 8−18 лет. В юном возрасте у человека формируется инстинкт защиты стаи, но еще нет семьи или детей, ответственность за которых заставляет родителей быть осторожными и эгоистичными. Патриотизм является сокровенным чувством, находящимся глубоко в душе каждого. На свое отношение к Отечеству и людям указывают дела и поступки гражданства.

Портрет патриота:

Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Смотреть фото Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Смотреть картинку Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Картинка про Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Фото Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего

Чувство любви и уважения к отчизне проявляется в разных формах: любви к государству, правительству, народу, местному образу жизни, культуре, этническим традициям. Выдающиеся люди России в прошлом считали примером патриотизма образование духовной жизни человека, его желание свободы и процветания Родины.

Испокон веков духовным началом было самосознание русского человека, формировавшееся под влиянием православной церкви. Для христиан свойственны соборность, преобладание морального начала над материальным, общего над личным. Земля считается не территорией, а категорией нравственной, соединяющей прошлое и будущее народа. Нравственное чувство не мотивируется политическим убеждением, хотя может обусловливать еѐ содержание.

Этапы формирования в обществе

Главный моральный принцип или социальное чувство предполагает гордость достижениями и культурой Родины, сохранение ее характера. Понятие трактовалось различно и понималось неоднозначно. На протяжении истории человечества проблема отношения к Родине, Отечеству являлась объектом постоянного внимания общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал указанной идеи отражался в письменных и устных источниках народов мира.

Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Смотреть фото Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Смотреть картинку Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Картинка про Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Фото Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего

В античный период, слово patria («родина») применялось только к государству, а не к общностям. В Средние века, когда взамен гражданскому коллективу пришла лояльность монарха, термин перестал быть актуальным, а вновь приобрел популярность в современные века. Наставление-сообщение равенства всех народов перед Всевышним Господом содействовало сближению населения Римской империи и мешало местному национализму. На уровне городов поучение христианства заключалось в противостоянии патриотическим настроениям язычников.

Традиции в России имеют глубокие исторические корни. Духовно-нравственное развитие связано с деятельностью религиозных объединений. До революции в системе образования внимание уделялось воспитанию патриотических и гражданских направлений. Во время общественного подъема и реформ 19 века создаются идеи гражданского воспитания молодежи.

Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Смотреть фото Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Смотреть картинку Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Картинка про Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Фото Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего

В эпоху американской и французской буржуазных революций патриотизм отождествлялся с национализмом. В этот период патриотами называли революционеров. В России Л. Толстой считал чувство любви к Родине «грубым, вредным, стыдным, дурным и безнравственным». Он считал, что патриотизм пробуждает войны.

Нормативно-правовые основы патриотического развития определяются в государственных документах РФ — Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства, федеральных программах.

Основу для славы и величия страны делают не политики, а люди культуры и науки. Воспитание патриотических качеств зависит от социализации народа — от усвоения каждым гражданином ценностей, указаний, норм и примеров поведения, характерных для общества. У детей, молодежи с юношеского возраста должны формироваться социально важные качества личности, взгляды и принципы.

Социальная ответственность человека

Нравственная позиция, проявляющаяся в чувстве долга и ответственности перед коллективом, к которому он принадлежит, способна отстаивать и защищать от посягательств права и интересы. Важно прививать с детского возраста должное отношение к государству и населяющим его народам.

Определение и признаки

Понятие гражданственность имеет широкое значение. Это позиция человека, предусматривающая высокий уровень ответственности за семью, страну, социальную группу, готовность защищать их в случае возникновения потребности в этом. Определение зафиксировано в Конституции страны, где указываются свободы и права, гарантированные народу. Гражданин четко осознает себя как часть социума, имеет право пользоваться всеми правами и обязанностями, предусмотренными законодательством.

Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Смотреть фото Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Смотреть картинку Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Картинка про Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Фото Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего

В жизни находится много проявлений гражданственности — в обществе, людях. Когда граждане пытаются преодолеть дискриминацию по признаку нации, вероисповедания, расовой принадлежности. Понятие прослеживается в семейном воспитании, если родители личным примером показывают ребенку любовь к семье, традициям, уважение к незнакомым людям и остальным членам общества.

Составляющие гражданственности:

Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Смотреть фото Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Смотреть картинку Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Картинка про Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Фото Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего

Значимым проявлением является осознание себя патриотом, любовь к родине. Гражданственность выступает главным качеством социально ответственного человека. Основные преимущества:

Примером является Конституция и законодательная база. В нормативно-правовых актах указываются важнейшие права человека, которыми он пользуется, а также возложенные на него обязанности. Прохождение срочной службы в армии считается проявлением гражданской позиции. Отправляясь на службу, человек идет защищать рубежи своей отчизны от вероятных угроз. В работах классиков художественной литературы отчетливо проявляется пример такого отношения. В романах, стихотворениях, поэмах и рассказах выражается любовь к стране, народу, уважение к обычаям и культуре.

Воспитание качеств с детства

Большое значение имеет самообразование. Люди, уделяющие этому должное внимание, проще понимают явления, происходящие в стране и обществе. Невозможно воспитать гражданственность в себе без знания основ права. Добродушное, толерантное отношение к окружающим является важной частью этого понятия. При осознанном поведении, доброте, уважении у человека формируется правильная гражданская позиция.

Старательное изучение истории своей страны, региона проживания является основой будущего. Без этих познаний гражданин не может быть достойным членом общественных отношений. Уважение людей, нормативно-правовой базы государства, моральных норм и стремление к самосовершенствованию — это залог формирования здоровой гражданской позиции. Важные пункты воспитания:

Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Смотреть фото Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Смотреть картинку Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Картинка про Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Фото Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего

Гражданственность невозможна без познаний в области права, истории, культуры. Чем выше образованность, тем ярче человек осознает свою значимость в обществе. Патриотизм является частью этой позиции. Изучая историю малой Родины или государства в целом, человек воспитывает в себе любовь, уважение и гордость к Отчизне. Воспитанное отношение, уважение к людям значимо в современном обществе. Человек гордится своими корнями, культурным наследием, историческими фактами. Тяжелые и голодные военные годы унесли жизни огромного количества соотечественников. Подвиг героев никогда не будет забыт.

Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Смотреть фото Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Смотреть картинку Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Картинка про Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Фото Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего

Гражданственность придает силы и уверенность в избираемых целях, которые можно обобщать в методах и достижениях. Благодаря этому качеству человек сохраняет свое достоинство в различных жизненных ситуациях. Российская Федерация завоевала авторитет во многих европейских странах. Поэтому актуально формирование у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма и чувства социального долга.

Гражданин обладает правами и несет обязанности. Патриот чувствует любовь к Родине, а гражданин уважает и осознает долг перед ней. Гражданственность является качеством нравственно-политической жизни, важной частью которого выступает патриотизм. Интегрируются человеческие духовные ценности. В стране не царит тоталитаризм, ему на смену пришел демократический режим. Патриотизм и гражданственность — два разных, но связанных между собой понятия, проявляются как социальные характеристики личности и общностей, указывают на качество общественного развития.

Источник

О патриотизме и гражданственности

Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Смотреть фото Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Смотреть картинку Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Картинка про Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего. Фото Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности что в них общего

Фото: Сергей Новожилов

Аннотация

В статье выделены функции патриотизма и гражданственности, подходы к исследованию патриотизма, существующие в настоящее время. Исследования убедительно показывают, что патриотизм в связке с гражданственностью и этничностью выполняет роль скрепляющего общество фактора, который нейтрализует негативные явления и процессы и выступает мощным стимулом позитивного развития личности и общества в целом.

Текст статьи

Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига.

К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

Минуло 100 лет. За это время Россия пережила всплески и антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже XX и XXI вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях учитель должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть), защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от воинской службы и т.п.).

В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России — это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Гражданское патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания.

Патриотизм и гражданственность — два разных по своей природе, но в тоже время теснейшим образом взаимоувязанных феномена. Они проявляются как социальные характеристики личности и социальных общностей и указывают на качество их социального развития.

В самом общем виде, патриотизм (греч. patriotes — соотечественник, от patris — родина, отечество) представляет собою интегративную, системообразующую характеристику личности (социальной общности, общества в целом), имеющую генетические корни, отражающую исторически объективно сложившуюся связь человек (общность) — среда обитания и развития» и подразумевающую нравственно-эмоциональную связь названных субъектов с комплексом географических, этнических, исторических, культурных, идеологических, эстетических, религиозных и т.п. представлений, Собственно и оцененных в понятии «‘Родина «, имеющих ценностно-деятельностью природу и проявляющихся в стремлении данные ценности отстаивать, защищать и приумножать.

Гражданственность же предполагает е основном динамичную ценностно-правовую связь людей (общностей), как граждан, с определенным государством, реализуемую через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Гражданственность развертывается в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, в критические периоды выходящей за пределы, определяющие устойчивость системы и направленной на ее радикальное переустройство.

Данные два понятия реализуются в контексте этничности, одним из основных признаков которой является самоидентификация представителей одной этнической общности по отношению к другим. В реальности все эти понятия — патриотизм, гражданственность и этничность— взаимоувязаны и находятся в динамическом соотношении и единстве, каждый раз определяемом спецификой момента и характером воздействия комплекса разного рода объективных и субъективных факторов. Их учет имеет решающее значение при формировании систем воспитания и стратегий социального управления.

Понятно, что, играя существенную роль в жизни людей, обществ и государств, патриотизм был и остается предметом исследования. За истекшие три столетия сложилось несколько основных подходов к его исследованию.

Второй подход трактует патриотизм как общественное явление

Содержание и характер данного явления в значительной степени обусловливаются особенностями исторического развития общества, государства и его правящей элиты.

Третий подход, сложившийся в 60-х — начале 80-х гг. XX века, рассматривает патриотизм как явление общественного сознания, причем с середины 80-х годов стала преобладать тенденция осмысления патриотизма как одного из явлений духовной жизни общества.

Четвертый подход— государственнический или этатический — характеризуется рассмотрением государства как главного объекта патриотизма. Наиболее полно ее разработал Г.Гегель, согласно которому понимание патриотизма означает стремление к общим целям и интересам государства, будь то интересы личности, группы людей или общества в целом. Государство же выступает главным объектом высших чувств и помыслов личности и выражается в чувстве гордости за державу.

Пятый подход — личностный. В нем первостепенная роль отводится личности как высшей ценности. А проявления патриотизма, по словам Г.Флоровского, представляют собой «культурное творчество и национальное напряжение собственных сил».

Шестой подход— духовно-религиозный, самый древний, рассматривает данное качество личности как акт высокой духовности, являющейся глубоко религиозным.

Патриотизм по своему характеру консервативен и выполняет следующие функции:

1. Интегрирующую, то есть направленную на объединение большинства нации на основе приоритета интересов общества и государства и ответственную за формирование образа будущего своей страны не только сегодня, но и завтра.

2. Охранительную или защитную. В ее рамках осуществляется формирование и развитие того, что определяется как национальная безопасность.

3. Стабилизирующую, то есть придающую прочность и устойчивость социальной, этнонациональной и государственной системам во всех их основных звеньях (языке, культуре, стереотипах поведения, нравственных и правовых нормах и т.д.).

4. Регулирующую, то есть определяющую характер реакций на внешние воздействия и влияющую на характер вновь складывающихся связей и отношений во всем их многообразии.

5. Воспитательную, воздействующую на целенаправленную деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества с целью придания им определенного смысла и направленности.

Исследования убедительно показывают, что патриотизм в связке с гражданственностью и этничностью выполняет роль скрепляющего общество фактора, который нейтрализует негативные явления и процессы и выступает мощным стимулом позитивного развития личности и общества в целом.

Глубинная основа патриотизма, как и многих нравственных и эстетических чувств и эмоций отдельного человека и целых народов, имеет генетические корни и может быть объяснена с позиций эволюционной генетики. Веками большинство народов, перемещаясь через значительные пространства, либо гибли, растворялись среди других, более сильных, либо находили свою нишу, которая обладала необходимыми для нормального развития характеристиками. И здесь вступал в силу динамический фактор взаимодействия общества с природой. Л.Н.Гумилев справедливо отмечал, что «. особенно это прослеживается, когда главную роль играет натуральное или простое товарное хозяйство. Способ производства определяется теми экономическими возможностями, которые имеются в природных условиях территории, кормящей племенную группу или народность. Род занятий подсказывается ландшафтом и постепенно определяет культуру возникшей этнической целостности»(1, с.167) Устойчивость этноса тем выше, чем более разнообразен ландшафт. Л.Н.Гумилев определяет высокую устойчивость этносов к разного рода изменениям, к примеру, сукцессивным, то есть резким изменениям исторического окружения, или масштабным и долговременным природно-климатическим колебаниям, кардинально влияющим на характеристики ландшафта и образ жизни населяющих их народов, при наличии 3-4 ландшафтных характеристик (скажем, лес, лесостепь, море, горы). В этих условиях этносы имеют возможность маневра в изменившихся условиях, самосохранения и развития в течение длительного времени. Со временем природно-ландшафтная связь отражалась в генотипе и своеобразно закреплялась в культуре. Границы же обитания этносов и народов были подвижны, но базовая территория оставалась, как правило, неизменной. А утрачивались те территории, которые отличались от базовой, где проживали и другие народы, и ландшафт был иным. Так в сознании людей проявлялось понятие «Родина». В свою очередь, социальная динамика процессов складывания и развития исследуемых феноменов во многом определила последующую историю народов, обществ и государств.

Искусственно вырванные из среды под воздействием чаще всего внешних обстоятельств, представители этих народов и переселившиеся (или насильно переселенные) в иную, отличную по характеристикам среду, в первом поколении в массе своей испытывали острое чувство дискомфорта, ностальгические переживания, вплоть до болезненных, психопатологических по своей природе состояний.

Кроме того, следует учитывать и еще один немаловажный момент: доминанту постоянства и стабильности в этногенезе. Это стремление соотносится с генетически закрепленной в большинстве людей склонности к постоянству и стабильности и естественно находит выражение в более сложных чувствах, выполняющих, к тому же, охранительную функцию, — таких, как патриотизм, за которым стоит издревле сложившаяся привязанность к месту своего жительства, стремление к покою и уравновешенности жизненного уклада.

Таким образом, закрепление на генетическом уровне связи человека и целых народов с исторической (базовой) территорией сопровождается культурным наполнением, находя выражение в понятии патриотизма, уже как нравственной охранительной ценности, ориентированной на стабильность и относительный покой.

Будучи конкретно историческим понятием, патриотизм в каждую эпоху имеет различное социальное, в том числе и различное ценностное содержание. Однако первооснова его, в общем-то, остается одной и той же, как и структура составляющих его элементов: отчий дом — родной край (малая родина) — ареал обитания народа — страна в целом. При этом последние два элемента структуры не обязательно выступают в названной последовательности, поскольку государственные границы могут и не совпадать с ареалами обитания народов. В этом смысле патриотизм не всегда созвучен с понятием государства, хотя и тесно с ним связан. В иных случаях, имеет смысл говорить о территориальном, этнокультурном или этнорелигиозном патриотизме.

Кроме того, с формированием вследствие интеграционных процессов общностей более значительных по своему масштабу, можно поставить вопрос о проявлении в будущем таких феноменов, как европейский или, скажем, латиноамериканский патриотизм.

Среди многих понятий, которые античный мир оставил нам в наследство, понятию «гражданин» по праву принадлежит одно из самых значительных мест в нашей жизни. А целые века последующие за этим интереснейшим периодом человеческой истории можно смело назвать процессом постижения смысла данного понятия и освоения всего связанного с ним комплекса отношений. В античном мире словом «гражданин» (греч. polites; лат. civis), называлось лицо, наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей в соответствии с греческими и римскими законами. Понятно, что таковыми могли быть лишь свободные люди. Но при этом, существовали и ограничения по социальному положению и полу, вероисповеданию и т.д.

Применительно к личности и социальным группам в их повседневной жизни, данное понятие находит выражение, прежде всего, в терминах «гражданское сознание» и «гражданское поведение» в первом случае, имеется в виду некая особая форма индивидуального группового и массового сознания, специфически, в виде понятий и образов, закрепленная в определенных стереотипах, воздействующих на образ мысли человека (сообщества людей — граждан государства) и на характер принимаемых им решений. Во втором же, речь идет об устойчивых стереотипах поведения, увязанных с понятием гражданства и проистекающих из характера гражданского сознания.

Гражданское сознание и поведение формируются в процессе социализации. Более того, они являются производными от воспитания и образования, которые, в свою очередь, также зависят от множества факторов: уровня развития государства и общества и господствующих экономических и политических отношений, от специфики функционирующих социальных общностей и институтов, от степени влияния лидирующих групп, взаимосвязи с мировым сообществом и т.д.

Сейчас Россия оказалась без своего места в цивилизованном мире, оставив за собою на сегодня, как это ни горько, нишу сырьевого придатка, и встала, либо перед перспективой жестокой борьбы за свое место в современном мире, отвечающее ее реальным возможностям, либо перед перспективой остаться третьестепенной страной, чья территориальная целостность и суверенитет в ближайшей перспективе остаются не только под вопросом, но и являются предметом политических и иных интересов действующих в современном мире сил. Вот почему следует крайне серьезно относиться к высказываниям З.Бжезинского о России как «лишней стране» и видеть за его словами отнюдь не только игру воспаленного воображения одного из ее патологических ненавистников.

А поэтому-то целенаправленное формирование гражданственности и патриотизма представляется важнейшим на сегодня и на нижайшую перспективу действием, способным начать процесс консолидации россиян и создать противовес деструктивным тенденциям национального сознания. Но не слепо, путем, уже пройденным, и способами, уже опробованными. А со знанием дела и цивилизованно.

Мало сказать, что критерии гражданственности, особенно в переходное время, в критические периоды истории, следует искать в особом ощущении, или с позволения, угадывании, объективных законов развития общества, этноса, как живой метасистемы, в соотнесении с ними своих помыслов и действий. Здесь важно схватить ключевое, системообразующее понятие, через которое и «прорезается» это самое ощущение. И, кажется, лучше всего выразил суть сказанного выше А.Сахаров, давший толкование Родины переломного времени именно в гражданском смысле: «Родина не национальное и географическое понятие. Родина — это свобода!»

В поисках критериев гражданского поведения следует учитывать, что связь «человек (личность) — государство предполагает вполне определенные отношения человека свободного, с одной стороны, и системы, с другой. Человек свободный, как субъект неотчужденных прав, — понятие относительно стабильное. А вот государство (система) может иметь совершенно различные качественные характеристики (демократическая республика или националистическая диктатура, например). Отсюда гражданственность поведения или позиции личности (если она действительно созрела до уровня человека свободного и уже обладает определенным, зафиксированным в истории знанием, опытом) может выражаться в поддержке, либо в несогласии с какими-то действиями системы, либо в отрицании системы целиком и в борьбе с нею. Человек свободный всегда будет в оппозиции диктатуре, а при наличии определенных личных качеств перейдет в лагерь активных борцов за демократию (из «кухни» на «баррикады»).

И здесь снова противоречивая связка гражданственности и патриотизма. Любовь «к отеческим гробам», безотносительно, каков характер системы, чревата формулой безоглядного служения отечеству. Грань здесь весьма тонкая и прозрачная: от служения отечеству до сотрудничества с режимом, даже ненавистным, расстояние до того малое, что невольно (так уж устроена жизнь) грань эту постоянно переступаешь. И тем самым, каждый раз оказываешься в ситуации труднейшего нравственного выбора.

Гражданственность же более динамична и означает, помимо формальной принадлежности к государству и вытекающими из этого следствиями, не только отношение к правам и обязанностям. Это нравственно-правовое отношение органически связанное с векторными тенденциями развития человечества. И если исторически подтверждено, что таковыми являются демократия, права человека, правовое государство, гражданское общество, рынок, — то это и есть глубинные критерии гражданственности. Вот поэтому-то возможна оценка декабристов, как провозвестников свободы, с упреждением исполнивших свой гражданский долг. Поэтому, в целом, гражданским отношением можно считать решение большинства народа России, отвернувшегося от замаранного кровью и окончательно доказавшего свою нереформируемость советского режима. Именно здесь, а не в формальном выполнении предписаний, живая душа гражданственности. Но каковы же функции гражданственности?

Первую из них можно назвать мобилизующем, то есть формирующей у людей активное отношение к действительности. В ее рамках и под ее прикрытием осуществляется формирование и развитие того, что называется гражданским обществом.

Вторая функция — направляющая, связанная с целеполаганием и придающая устойчивость действиям личности, гражданских объединений.

Наконец, третья функция — регулирующая, то есть определяющая характер реакций на внешнее воздействие (скажем, на естественное взаимопроникновение или силовую экспансию) и воздейсвующая на характер вновь складывающихся связей и отношений. Причем вплоть до отвержения и слома отживших отношений и систем, в том числе и государственной.

Все три функции своеобразно проявляются в ценностном мире личности, в зависимости от специфики ее воспитания и развития, особенностей среды и т.д. А само взаимодействие гражданского и патриотического носит ярко выраженный волновой характер: в эпоху великих переломов гражданское всегда доминирует над патриотическим. Более того, учитывая, что в революционные эпох борьба, и подчас ожесточенная, носит отчетливо выраженный классовый характер, знамя патриотизма зачастую оказывается руках сходящих с арены социальных слоев и политических групп. В этом случае консервативный характер патриотизма резко усиливается и приобретает выраженный реакционный оттенок. Ярким примером является знаменитая Вандея во Франции, понятие, ставшее нарицательным. В предреволюционные годы в России патриотические лозунги не сходили с уст черносотенцев, которым откровенно симпатизировала одряхлевшая монархия. Патриотическая идея ярко проявлялась в белом движении в годы гражданской войны в России, явлении во многом уникальном, безысходно трагическом и, в отличие от предыдущих примеров, безусловно, позитивном, сконцентрировавшем в себе тех, кого в большинстве можно назвать честью и совестью нации.

Наконец, следует остановиться еще на одном важном факторе становления и развития гражданского сознания. Речь идет о социально-профессиональной структуре общества и перипетиях ее исторического развития, а также о роли социально- профессиональных групп. Исторический опыт показывает, что социально-профессиональное положение человека, равно как и развитие самой социально-профессиональной структуры общества оказывают немалое воздействие на перспективу демократического и правового развития человеческого общества в целом. На эту особенность уже давно обратили внимание западные социологи, работая над концепциями постиндустриального, технотронного и т.д. обществ, отслеживая становление их на практике.

Формирование гражданственности и патриотизма

В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а так различных форм внеклассной и внеурочной работы. Но что бы эта работа эффективно способствовала воспитанию у учащихся патриотизма и гражданственности, она должна иметь определенную внутреннюю логику.

Усилия учителей, классных руководителей, организаторов должны быть направлены, прежде всего, на обогащение учащихся знаниями, Относящимися к осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности.

Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. Здесь помимо уроков русского и родного языка, а так же уроков истории, проводятся различные утренники, литературные вечера посвященные Дню Победы,23 февраля. Нельзя забывать также об интеллектуальных и развивающих играх, конкурсах песен и стихов, выступлениях перед ветеранами и участниками войн, тесном общении с ними.

Патриотизм включает в себя осознание прогрессивной роли передовых деятелей нашей страны в развитии общественной мысли и революционном преобразовании общества, их горячей любви к родине. Известный французский просветитель Шарль Монтескье (1689- 1755) подчеркивал, что «лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Ознакомление с жизнью и деятельностью А.Н. Радищева, А.С. Пушкина, декабристов, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, классиках «серебряного» и «золотого» века, все это дает учащимся представление о патриоте, носителе передовой идеи.

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождение гражданских, а также патриотических взглядов и убеждений. Думается, что чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально- политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой.

Вследствие этого, первоочередными задачами школы является:

1. Необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание.

2. Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, традиции и культурные ценности.

3. Особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся, очень важно научить их свободно разбираться в огромном потоке существующих ныне партий и течений.

4. Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий «Отечество» и «Государство», не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны.

5. Эстетического воспитания, а в частности формирование «чувства прекрасного», должно быть неразрывно связано с гражданскими и патриотическими основами воспитания.

Изучив ситуацию, которая существует в школе, а также особенности воспитательного и образовательного процессов, можно сделать следующие выводы:

педагоги, полностью осознают проблемы патриотического и гражданского воспитания, стоящие перед школой;

на сегодняшний день существует необходимость разработки каждой школой путей, методов, средств и форм реализации Президентской программы в этом направлении;

школьники понимают, что они являются гражданами России и будущее зависит от них, а без любви к Отечеству, к знанию ее истории, Великой России не построить;

Все выше изложенное приводит, нацеливает на непосредственное взаимодействие всех субъектов учебно-воспитательного процесса, а именно: школы, семьи и общества.

В подтверждение всему вышеперечисленному можно привести слова В.Г. Белинского: «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством.… Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».

1 Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – Москва-Воронеж, 1995.

2 Власть и реформы. От самодержавия к советской России. – СПб., 1996.

3 Выгодский Л.С. Нравственное воспитание/ Пед. психология. – М.,1991.

4 Ионов И. О. Российская цивилизация. – М.,2000.

5 Кисель М.А. Историческое сознание и нравственность. – М., 1995.

6 Лакер У. Черная сотня. Происхождение русского фашизма. Пер с англ. – М., Текст, 1994.

7 Фролов С.С. Социология. – М.,2003.

8 Хереш Э. Купленная революция. Тайное дело Парвуса. Пер с нем. – М: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *