Каковы сюжетно композиционные особенности слова о полку игореве в чем смысл авторского
Композиция, анализ и идея произведения «Слово о полку Игореве»
Исторические предпосылки создания поэмы
Позади добрые времена Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого. Русская земля раздираема междоусобицами князей, разделенных на два лагеря – потомков Мономаха и его противника Олега. Они жестоко враждовали друг с другом. В конце XII века кочевники одолевают южные окраины Русской земли и тревожат ее набегами. Но их натиск разбивается об ответные удары русской дружины.
После нескольких поражений кочевников объединяет хан Кончак, который пытается отомстить за поражение своего деда. В их войске появляются огромные луки-самострелы и «греческий огонь». Разрозненные русские князья столкнулись с сильным и единым войском. Под влиянием этой опасности зреют идеи об объединении и делается попытка примирения мономаховичей и ольговичей, которые на время рвут союз со степью. Эти факторы и определили основную тему и идею произведения «Слово о полку Игореве».
Князь Игорь Святославович
Когда возникла необходимость объединения русских князей, глава ольговичей Святослав отказался от союза с половцами и выступил одним из организаторов объединения. Это сказалось и на Игоре, который решительно рвет с кочевниками, становится их ярым противником и ставит перед собой безумную задачу – своими силами найти Тмутаракань и дойти до Черного моря, сотню лет закрытого для русичей.
На примере несчастного похода князя Игоря автору «Слова» было удобно показать отсутствие единения русских князей, поэтому главной идеей произведения «Слово о полку Игореве» стал призыв к согласованному отпору половцам. После похода 1185 года северские князья еще дважды выходили против кочевников под предводительством Игоря. О княжении Игоря ничего не известно. Игорь умер в 1202 году, и так и остался бы одним из удельных князей, если бы не «Слово», безвестный автор которого обессмертил князя, превратив его в образ.
Композиция произведения
Героизм и трагедия
Автор наметил себе две задачи:
Земля залита кровью храбрых русичей, стон и плач над всей землей русской стоит. Те же кочевники, не так давно побежденные киевским князем Святославом, «простерлись по Русской земле». Уже спустился позор на славу. Святослав в слове своем упрекает Игоря, что они с братом самонадеянно пошли на половцев, предшествующую славу похитили, и будущую решили поделить на двоих. Постепенно его речь переходит в обращение ко всем князьям русским, в его уста автор вложил основную идею произведения «Слово о полку Игореве».
Борьба за Русь
«Слово» начинается с колебаний автора, они вносят чувство неуверенности и смутное ощущение опасности. Тревожное начало, непрерывно возрастая, находит конкретное объяснение: решимость князя, несмотря на зловещие приметы, выступить в поход. И это создает ощущение обреченности, уверенности в том, что русское войско отправляется навстречу погибели.
Говоря о погибших, автор возвращается к народному плачу, говорит о несчастье, постигшем всю Русь. Он стремится осознать поражение Игоря в широких границах русской истории. Воспоминания о былых победах приводят в Киев, к Святославу, где слова князя переходят в призыв объединиться. И в этом обращении читатель явственно видит основную мысль автора и понимает, какова идея произведения «Слово о полку Игореве». Чувство неуверенности в победе в начале поэмы переходит к требованию этой победы у всех русских князей – объединиться в борьбе за Русскую землю.
Композиционные особенности “Слова о полку Игореве”
«Слово о полку Игореве» вызвало немало споров о времени написания, подозрений скептиков о подлинности. За два столетия было создано около ста переводов поэмы, и даже существует «Энциклопедия «Слова»». Но за всеми исследованиями, размышлениями и комментариями остается неизменным одно: «Слово» — это жемчужина древнерусской литературы, в которой, как известно, не было вымышленных героев и сюжетов.
Исторические предпосылки создания поэмы
Позади добрые времена Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого. Русская земля раздираема междоусобицами князей, разделенных на два лагеря – потомков Мономаха и его противника Олега. Они жестоко враждовали друг с другом. В конце XII века кочевники одолевают южные окраины Русской земли и тревожат ее набегами. Но их натиск разбивается об ответные удары русской дружины.
После нескольких поражений кочевников объединяет хан Кончак, который пытается отомстить за поражение своего деда. В их войске появляются огромные луки-самострелы и «греческий огонь». Разрозненные русские князья столкнулись с сильным и единым войском. Под влиянием этой опасности зреют идеи об объединении и делается попытка примирения мономаховичей и ольговичей, которые на время рвут союз со степью. Эти факторы и определили основную тему и идею произведения «Слово о полку Игореве».
Князь Игорь Святославович
«Слово» рассказывает в основном о походе князя против кочевников. Игорь – второй сын Святослава Ольговича и внук Олега Святославовича, знаменитого своими междоусобицами с Мономахом. Родился князь Игорь в 1151 году, и ко времени похода у него было уже трое сыновей от первой жены. Дочь князя Ярослава была второй женой Игоря, на которой он женился за год до похода. Наголову разбитый Рюриковичем в 1180 году Игорь спасся со своим союзником, а в будущем — злейшим врагом Кончаком.
Когда возникла необходимость объединения русских князей, глава ольговичей Святослав отказался от союза с половцами и выступил одним из организаторов объединения. Это сказалось и на Игоре, который решительно рвет с кочевниками, становится их ярым противником и ставит перед собой безумную задачу – своими силами найти Тмутаракань и дойти до Черного моря, сотню лет закрытого для русичей.
Что двигало князем Игорем? Воинская честь и раскаяние в прежних поступках, ненависть к недавним союзникам, ставшими свидетелями его позора, самолюбие и преданность общерусской политике, — во всем этом особый трагизм похода Игоря. Трагизм, приковавший к нему взгляды летописцев, составивших о нем повести. Поход Игоря ярко показал, что против половцев невозможно действовать в одиночку и только объединенные походы могли иметь успех.
На примере несчастного похода князя Игоря автору «Слова» было удобно показать отсутствие единения русских князей, поэтому главной идеей произведения «Слово о полку Игореве» стал призыв к согласованному отпору половцам. После похода 1185 года северские князья еще дважды выходили против кочевников под предводительством Игоря. О княжении Игоря ничего не известно. Игорь умер в 1202 году, и так и остался бы одним из удельных князей, если бы не «Слово», безвестный автор которого обессмертил князя, превратив его в образ.
Композиционные особенности «Слово о полку Игореве»
Произведение начинается с вступления, в котором автор думает, каким образом ему начать повествование, и как освятить исторические события. Он вспоминает певца-поэта Бояна, у которого «вздрагивали струны, трепетали, сами князям славу рокотали». Наш же автор не хочет указывать только на положительные черты русских князей, в своем литературном памятнике он излагает произошедшие в реальности события.
Вся поэма состоит из трех глав. В первой описывается поход князя Игоря и проигрыш русского войска. Затмение солнца, гроза, поведение лесных зверей и птиц – все предупреждало князя об опасности. Но он остается непоколебим и рвется в бой, в результате которого терпит поражение.
Во второй главе князь Святослав, находящийся в Киеве, видит вещий сон, который предвещает неблагоприятный исход его сыновей Игоря и Всеволода. Узнав о том, что сон действительно был вещим, князь произносит свое Золотое слово, в котором просит всех русских правителей объединиться духом и мечом.
Заканчивается поэтическое произведение на счастливой ноте – побегом из плена Игоря и Всеволода. Автор уверен в могуществе русских войск, верит в славное будущее Руси.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение “Композиционные особенности «Слова о полку Игореве». Произведение состоит из трех частей, повествующих об исторических событиях. Автор не стремится восхвалять главных героев, как это было принято до него, а, наоборот, указывает на их недостатки.
Композиция произведения
На первый взгляд композиция поэмы кажется сложной и непоследовательной. Автор постоянно меняет в повествовании место действия, переходит от одних действующих лиц к другим, вкладывает многочисленные отступления, размышления, переклички и повторы. От тяжелой скорби переходит к призывам, лирическая часть сменяется патетической, но в каждом эпизоде отчетливо слышится голос автора и главное чувство, которому он подчиняет все темы и идею произведения «Слово о полку Игореве», — любовь к родной земле. Композиционно поэму все-таки можно разделить на пять основных блоков:
Особенности жанра и композиции Слова о полку Игореве
Особенности жанра и композиции «Слова о полку Игореве».
«Слово о полку Игореве» — произведение, выстроенное, созданное автором по законам ритма особого, своего порядка. Он заключается в определённом чередовании безударных и ударных слогов. Поэтому повествование плавное, «складное», как сказали бы современники автора.
Жанр произведения — воинская повесть. При очень высоких поэтических достоинствах текста произведение можно было бы назвать поэмой.
Но автор создал «Слово» «по былинам», т.е. по творческим и историческим канонам своего времени. Это Средневековье, XII в., эпоха феодальной раздробленности Киевской Руси.
В плане художественном следует отметить близость произведения к фольклору, к основам устного народного творчества.
Черты, которые делают «Слово» похожим на былину, следующие. Это широкий размах событий, героические характеры главных действующих лиц, красота поэтического языка (например, постоянные эпитеты), глубокая и мудрая идея единения русских князей ввиду угрозы извне.
А каковы же особенности композиции «Слова о полку Игореве»?
Первая часть — экспозиция; в ней автор обращается к читателю и заявляет о том, каков его творческий замысел. Он намерен создать своё творение «по былинам», т.е. исходя из исторически достоверных источников. Он не следует замыслам Бояна, легендарного певца, который в своих песнопениях прежде всего стремился прославить русских князей.
Вступление (оно представляет собой завязку произведения) повествует о том, как князь Игорь со своим воинством идёт в поход против половцев из Новгорода Северского. Затмение солнца, печальное предзнаменование, не останавливает храбрецов. Дружинники слышат призыв любимого князя: «лучше быть убиту, чем полонёну!» — и готовы к боевым подвигам.
Нарастание действия. Пешие и конные полки дружины вступают в южные земли, всё более отдаляясь от родных пределов, оставляя всё, что было для каждого из них дорогим и заветным: свои дома, родных и близких.
«О русская земля! Ты уже за холмом!» — рефреном звучит это исполненное тоски восклицание.
Первая победоносная встреча с половцами также является элементом нарастания действия.
Кульминация произведения — написанная автором в трагических тонах картина главной, разгромной для русских битвы с половцами: «Там всем достало кровавого вина. Русские напоили сватов допьяна, а сами полегли мёртвыми на землю».
Трагична судьба соратников Игоря в плену у половцев и последующий его побег из плена.
Развязка, венчающая произведение, подана автором читателю в ярких тонах, наподобие торжественного гимна. Игорь возвращается в родные края, и Киевская Русь, это люди и природа, прощает ему ошибочный шаг; она принимает его в близкую, привычную для него стихию.
Русские люди по-прежнему оценивают князя Игоря как героя.
Героизм и трагедия
Автор наметил себе две задачи:
И делает это на примере князя Игоря. Изображение это противоречиво. С одной стороны, он — герой, храбрый воин, который стремится защитить русскую землю. Но, с другой стороны, Игорь нанес своим походом ущерб общему делу, — об этом говорит в «золотом слове» Святослав.
В чем героизм этого героя? Это действия Игоря, его решимость идти вопреки всему, — предостережениям природы и численному превосходству врага, — на половцев. Он выигрывает первое сражение, затем попадает в плен. Но он не повержен. Он бежит из плена, и, в сущности, непобедим. Но его героизм в результате оборачивается трагедией.
Земля залита кровью храбрых русичей, стон и плач над всей землей русской стоит. Те же кочевники, не так давно побежденные киевским князем Святославом, «простерлись по Русской земле». Уже спустился позор на славу. Святослав в слове своем упрекает Игоря, что они с братом самонадеянно пошли на половцев, предшествующую славу похитили, и будущую решили поделить на двоих. Постепенно его речь переходит в обращение ко всем князьям русским, в его уста автор вложил основную идею произведения «Слово о полку Игореве».
УРОК 2 Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве». Образ князя Игоря.
«Образ солнечного затмения — поэтический прием автора «Слова», с помощью которого он стремится оправдать Игоря и его поход. Игорь идет навстречу гибели, чтобы отвести беду от родной земли… Как считает автор «Слова», поход Игоря был предпринят в целях обороны, «за землю Русскую» (Б.И.Яценко. Солнечное за).
«Когда русские воины увидели себя со всех сторон окруженными половцами, князь Игорь, посоветовавшись с князьями, сказал: «Если поскачем, спасемся сами, а простых людей оставим, а это будет нам перед Богом грех: предав их, уйдем. Но либо умрем, либо вместе живы останемся» (Ипатьевская летопись).
▪ Какое из высказываний, на ваш взгляд, точнее передает образ князя Игоря?
▪ Соответствует ли ваше представление о князе Игоре художественному образу Игоря И.Глазунова? Репродукции, казалось бы, похожи, но какая из них ближе вам? Чем отличаются?
: составьте текст телеграммы, которую мог бы отправить из плена князь Игорь.
2)Прием «Верные – неверные утверждения» (обсуждение ответов).
Слайд №17.
• Жанр «Слова» — житие. НЕТ
• Сюжетом «Слова» является неудачный поход князя Игоря в 1185 году против половцев. ДА
• События в «Слове» расположены не в хронологической последовательности. ДА
• Князь Игорь был потомком Ярослава Мудрого.ДА
• Князь Игорь правил в Киеве. НЕТ
• Цель похода – завоевание новых земель. НЕТ
• Перед походом князь Игорь увидел вещий сон с дурным предзнаменованием. НЕТ
• Войско князя Игоря было разгромлено на реке Каяле. ДА
• Князь Игорь был ранен в ногу. НЕТ
• Бежать из плена Игорю помог половец Овлур. ДА
1)выразительное чтение «Плач Ярославны» и «Золотое слово Святослава»; 2)ответить на вопрос: кто мог быть автором «Слова», подобрать аргументы (возможно использование ресурсов Интернета).
Повторительно-обобщающий урок по «Слову о полку Игореве».
1.Обобщение знаний, обсуждение идеи «Слова», проследить связь идеи единения с главными героями, автором, подготовка к сочинению.
2.Развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, умение представлять информацию схематично, творческие способности, коммуникативную компетенцию.
3.Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма. Оборудование, наглядность:
текст «Слово о полку Игореве» в переводе Д.С.Лихачева, слайдовая презентация, обложки «Слова» разных изданий, выставка творческих работ учащихся (д/з к уроку – нарисовать обложку к новому изданию «Слова»), основа кластера (Слайд №5, распечатанные заготовки на каждую парту).
Борьба за Русь
«Слово» начинается с колебаний автора, они вносят чувство неуверенности и смутное ощущение опасности. Тревожное начало, непрерывно возрастая, находит конкретное объяснение: решимость князя, несмотря на зловещие приметы, выступить в поход. И это создает ощущение обреченности, уверенности в том, что русское войско отправляется навстречу погибели.
Чувство тревоги сменяют бодрые мотивы: победа русичей в стычке с врагом и богатая добыча заслоняют тревогу. Но вскоре это чувство овладевает всей природой: черные тучи, мутные реки, кровавые зори и подземные стуки. С приближением несметного войска половцев назревает в поэме и новая тема — мужество русских воинов. Но автор как будто не может прямо сообщить об их поражении, и он вспоминает о былых походах, о прежних победах.
Говоря о погибших, автор возвращается к народному плачу, говорит о несчастье, постигшем всю Русь. Он стремится осознать поражение Игоря в широких границах русской истории. Воспоминания о былых победах приводят в Киев, к Святославу, где слова князя переходят в призыв объединиться. И в этом обращении читатель явственно видит основную мысль автора и понимает, какова идея произведения «Слово о полку Игореве». Чувство неуверенности в победе в начале поэмы переходит к требованию этой победы у всех русских князей – объединиться в борьбе за Русскую землю.
ГДЗ по литературе 9 класс Зинин часть 1 Из древнерусской литературы
1)Каковы сюжетно-композиционные особенности «Слова о полку Игореве»? В чем смысл авторского противопоставления собственной художественной задачи «замышлению Бояню» во вступлении, «запеве» к поэме
В этом произведении все удивительно и достойно восхищения. Такое впечатление создается благодаря сюжетно-композиционным особенностям «Слова».
Например, одним из главных героев «Слова» являются не только люди, но и сама природа. Перед началом похода она предостерегает князя Игоря дурным предзнаменованием: происходит затмение солнца, и русские дружины оказываются скрытыми тенью. Когда Игорь в итоге терпит поражение, природа тоже не остается безучастной: автор описывает, как исполненная жалости поникла степь, и склонили ветви деревья.
Одним из центральных эпизодов «Слова» является «Плач Ярославны». Ярославна княгиня, жена князя Игоря, ожидающая его возвращения в Путивле. В своем плаче она обращается к природе (ветру, реке, солнцу), молит о спасении князя Игоря, но и упрекает природу за то, что та помогала половцам и погубила русское войско.
Хотя «Слово заканчивается хорошо, героям нужно было преодолеть множество испытаний, чтобы спасти свои жизни и вернуться домой. Постоянно повторяющийся рефрен: «О русская земля! Уже ты за холмом» подчеркивает мотив тоски по родине.
Особую роль в композиции играет вступление: автор вспоминает древнего песнопевца Бояна, но сам не собирается придерживаться его манеры повествования: «Мы же по иному замышленыо эту повесть о године бед», потому что Бояну было свойственно восхваление князей, а автор «Слова» стремился быть объективным в своем повествовании и собирался рассказывать не только о победах русского войска, но и о бедах.
3) Раскройте роль пейзажа и функцию образов живой и неживой природы в Слове о полку Игореве. Как автор использует прием контраста, описывая природные явления по отношению к выступившим в поход русичами?
В то же время, именно Природа помогает Ярославне не раствориться в своем горе, дает ей надежду на возвращение мужа, поддерживает ее.
И, наконец, следует обратить внимание на то, как все расцветает, оживает, поет, когда Игорь возвращается из плена.
4) Какими средствами создается в поэме собирательный образ русской земли. Прокомментируйте утверждение Д.С Лихачева о том, что Слово о полку Игореве посвящено всей русской земле в целом.
Сравнения: «По русской земле разбрелись половцы, как пардусов выводок» «Скрипят телеги их (половецкие) в полуночи, словно лебеди кричат распуганные» «Высоко взлетаете вы (Мстислав и Роман) на дело важное, словно как сокол на ветрах ширяется».
Тавтология.»Уже невеселое время, братья, настало: уже пустыня силу прикрыла; ни мыслию смыслить, ни думою сдумать, ни очами сглядеть;
Два солнца смеркли, два багряных столпа угасли, а с ними и два молодых месяца
Обращения, «Братьия и дружина! Лучше бы нам быть порубленными, чем даться в полон». «О, сыновья мои, Игорь и Всеволод! Рано вы стали мечами разить Половецкую землю, а себе искать славы!» «Ты, галицкий князь Осмомысл Ярослав, высоко ты сидишь на престоле своем златокованом!» » О, стонать тебе, земля Русская, вспоминая времена первые и первых князей!» «Ты, Игорь-князь! Не мало тебе величия, а Кончаку нелюбия, Русской земли веселия!» «А ты, Мстислав и смелый Роман! Храбрая мысль носит ваш ум на подвиги».
Метафоры. Метафоры: «Растекался мыслию по древу, серым волком по земли, сизым орлом под облаками», «Скача соловьем по мысленну древу, взлетая улом под облаки, свивая все славы всего времени» (Боян), «Кровавые зори свет поведают, черные тучи идут с моря, хотят прикрыть четыре солнца» (вместе перед опасностью), «Ваше храброе сердце + в жестоком булате заковано и в буйстве закалено! То ль сотворили вы моей серебряной седине!»
Перед нами русская чувствующая природа, родные края и люди храбрые, мужественные, порой ошибающиеся, но неизменно храбрые и искренние. Думается, что неизвестный автор показал нам известное историческое событие, пронеся его через свое сознание и душу.
И “Слово о полку Игореве” посвящено всей Русской земле в целом. Автор рисует ее обширные пространства, такие как половецкая степь, “синее море”, Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига и многие города. В бескрайних просторах Руси могущество героев “Слова…” приобретает необыкновенные размеры: Владимира I Святославича нельзя было пригвоздить к горам киевским, галицкий Ярослав “подпер горы Венгерские своими железными полками, заступив королю путь, затворив Дунаю ворота”. В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: солнце тьмою заслоняет путь князю – предупреждает об опасности, Донец стелет бегущему из плена Игорю зеленую постель на своих серебряных берегах, одевает его теплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками. Перед битвой с половцами “кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии.
Быть грому великому, пойти дождю стрелами с Дона великого… Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется.” А после поражения войска Игоря широкая печаль течет по Руси. Широкий простор природы ощущается и в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы ладьи до Кобякова стана, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло. Русская земля для автора – это не только природа и города, а это еще и ее народ.
В своем произведении он говорит о горе всего русского народа после поражения Игоря. Войско Игоря – это прежде всего русские люди. Они идут на половцев, чтобы постоять за свою Русскую землю, не жалея своих жизней.
Автор в своем произведении смог объединить и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Он призывает защищать свою родину от внешних врагов. Это произведение сыграло большую роль в развитии древнерусской литературы, оно послужило литературным образцом для создания “Задонщины”. “Слово о полку Игореве” изучалось многими поэтами, историками. Им занимался А. Пушкин, его переводили В. Жуковский, А. Майков, Л. Мей и другие русские поэты.
Это произведение переведено на все славянские и на большинство западноевропейских языков. Значение “Слова…” особенно велико для нас еще и потому, что оно является живым и непререкаемым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности, ее народности.
5* Как соотносится в «Слове. » эпическое и лирическое начала? Проанализируйте с этих позиций ритмику поэмы, подбирая соответствующие примеры из текста «Слова».
Произведение «Слово о полку Игореве» отличается своей композицией – в нем плавно сменяют друг друга лирические и эпические темы. Поэтому в нем присутствуют три жанра, а не одно: слово, повесть и песня. Это произошло из-за того, что автор использовал различные художественные средства. Рассмотрим, как в «Слове соотносятся лирическое и эпическое начала. Во-первых, излагая историю неудачного похода князя на половцев, автор охватывает события русской жизни за полтора столетия, то есть ведет повествование, что является отличительной чертой эпоса. Он рассказывает о двух сражениях князя Игоря на половцев, второе из которых оказалось неудачным: на третий день битвы «пали знамена Игоревы», также и о том, как правитель попал в плен и как вскоре вернулся на родину с помощью сил природы. Во-вторых, в произведении присутствует множество лирических отступлений, таких как воспоминания о битвах времен Олега, рассуждения о прошлом, настоящем и будущем, собственные волнения за судьбу государства. То есть повествование сопровождается собственной оценкой автора, что является особенностью лирики. В-третьих, нельзя не отметить лирический центр произведения – плач Ярославны. Здесь нам открывается внутренний мир героини, ее переживания за мужа и его войско, мольбы природе о помощи. Можно сказать, что психологизм в изображении Ярославны также отвечает жанровому определению лирического начала. Таким образом, совокупность эпического и лирического начал позволили автору создать цельное, многоплановое и новаторское для своего времени произведение. В нем художественная форма помогает полнее выразить основную идею – идею единства Руси.
Не лепо ли ны бяшеть, братие,
начяти старыми словесы
трудныхъ повестий о пълку Игореве,
Игоря Святъславича?
Так начинается главное произведение средневековой Руси. И по сей день неизвестный автор или авторы подводит нас к истории о Русской земле, её воинах и князьях – о Древнерусском государстве двенадцатого века.
«Слово о полку Игореве» является произведением, в котором можно отыскать черты разных жанров. Однако сама история есть не что иное, как героическая поэма. Вступление, оно же экспозиция, повествует нам о некоем песнопевце Бояне, который любил приукрашивать события. Автор же «Слова…» желает поступить иначе и описать историю с максимальной достоверностью:
«А воспеть нам, братия, его –
В похвалу трудам его и ранам –
По былинам времени сего,
Не гоняясь в песне за Бояном»
Затем следует первая часть произведения, содержащая в себе завязку: выступление в поход дружины князя Игоря.
«Стонет, братья, Киев над горою,
Тяжела Чернигову напасть,
И печаль обильною рекою
По селеньям русским разлилась».
***
1) «Дятлы, Игоря встречая,
Стуком кажут путь к реке….»
2) «…Страж ему был гоголь над водою.
Чайка князя в небе стерегла».
В конечном итоге Игорь возвращается в Киев, где ему воздают хвалебную песнь.
Теперь перейдём к проблематике.
«…А князья дружин не собирают.
Не идут войной на супостата,
Малое великим называют
И куют крамолу брат на брата». –
Вот какие слова ставит автор после поражения дружины Игоря. Поэт обличает русских князей в малодушии и глупости. Вместо объединения – единственного пути спасения Руси, они устраивают междоусобицы за клочки земли. Не видя дальше своего носа, такие князья разрушают страну, поэтому позже автор оформит призыв к единению как кульминационную часть поэмы – «Золотое слово» Святослава.
Патриотизм. В поэме двенадцатого века он является ещё одной проблемой – вопросами для размышления. Кто есть патриот? В чём выражается любовь к Родине? Почему люди защищают или разрушают своё Отечество? Что такое Родина? Ответы на эти вопросы мы не получим в «Слове…». Однако нам показывают бедственное положение раздробленного государства и отношение некоторых людей к этому. Мы видим храбрых воинов и правителей, что отстаивали честь своей Родины в боях, любовь народа к своим князьям и князей, не прекращающих усобицы. Мы видим Русь, которую нам любезно показывает патриот своего государства – человек, интересующийся и переживающий за судьбу своей страны. Тем не менее, автор не обеляет князя Игоря. Поэт поднимает вопросы гуманизма, когда показывает страдавший и скорбевший по своим родным народ:
«Здрава князи и дружина,
побарая за христианы на поганыя плъки!
Княземъ слава и дружине!
Аминь».
7. Раскройте роль поэтических средств в художественной структуре «Слова. ». Какова функция сравнений, эпитетов, метафор, психологического параллелизма и т. п. в конкретных эпизодах
поэмы? Приведите соответствующие примеры.
Во-первых, роль художественных средств в поэтической структуре, а вопрос: С помощью огромного кол-ва эпитетов, олицетворений, метафор, автор показывает, что Игорь, хоть и говорил, что делает все на благо Руси, но на самом деле просто хотел славы, что его и погубило. Фактически он ломает работающие часы, чтобы исправив их, показать, насколько он крут. Это нормальное явление, но когда за это гибнет бешенное кол-во людей, это уже не норм.
Основной смысл Слова, в том, чтобы заставить русь объединится, перед лицом внешнего агрессора.
Слово писалось для людей, в памяти которых еще сохранились воспоминания о тех событиях, поэтому автор не конкретизирует, а говорит расплывчато.
8*. Как сочетаются в поэме элементы языческой и христианской
культуры? Охарактеризуйте с этих позиций образ автора
в «Слове о полку Игореве».