Каковы тенденции развития перевозок различными видами пассажирского транспорта и чем объясняется
Что поможет городскому транспорту стать доступным и привлекательным
Троллейбус, автобус, трамвай
В России сегодня можно встретить как суперсовременные ветки наземного метро, которые строятся в столице, так и ржавеющие «газели», все еще перевозящие пассажиров по не самым ровным дорогам в провинции. Разумеется, в каждом регионе ситуация своя: где-то есть комфортные низкопольные троллейбусы, где-то пусть «ПАЗики» — но зато новые и на газовом топливе. В среднем по стране 75% городского транспорта — старше 15 лет, а транспортная инфраструктура изношена на 80%.
Низкий уровень развития городского пассажирского транспорта в регионах — острая социально-экономическая проблема, ведь его услугами пользуется большинство населения. 3/4 от всех передвижений россиян — это поездки на общественном транспорте, причем почти 80% из них приходится на автобусы.
Маршрутные сети при этом плохо развиты. По наиболее востребованным направлениям, как правило, ходят маршрутные такси, которые не придерживаются расписания. По социальным маршрутам часто курсируют старые автобусы, трамваи или троллейбусы, дождаться которых льготникам бывает нелегко. Устройство остановок также не способствует комфортному ожиданию.
Состояние трамвайной инфраструктуры особенно плачевно: за 30 лет после распада СССР из 73 городских трамвайных систем в России было закрыто 11, а открыта всего одна. В развитие этого транспорта не вкладывались десятилетиями, а между тем он не только позволяет сокращать выбросы, но и перевозит одновременно больше пассажиров, чем автобус или троллейбус. Именно поэтому его активно восстанавливают в мире: в зарубежных странах только с 2000 по 2015 годы открыто 78 новых трамвайных систем. Однако в российских городах это будет возможно лишь с помощью федеральной финансовой поддержки.
Еще одна проблема — неудобные для пассажиров тарифные системы, сложившиеся во многих городах. Нет и объективного контроля объема и качества транспортных услуг, финансовые потоки перевозчиков непрозрачны. Например, в маршрутках оплата, как правило, принимается наличными, билетов пассажирам не выдается, и отследить полученную выручку невозможно. А строгая отчетность на муниципальных маршрутах лишь позволяет констатировать факт — эти перевозки убыточны и без компенсации со стороны местных властей существовать не могут. В результате общественный транспорт приходит во все больший упадок, а жители городов «спасаются», выбирая личный транспорт.
Городская транспортная система и город
«При развитии городской транспортной системы всегда важно соблюдать баланс личного и общественного транспорта, − уверена доцент Высшей школы урбанистики имени А. А. Высоковского Мария Роженко. − Развивая общественный, мы автоматически сдерживаем рост использования личного. Грамотное развитие маршрутной сети, подвижного состава, остановочных пунктов, тарифов должно происходить с тем посылом, что пользоваться общественным транспортом можно и нужно. Он является символом хорошего города. И чтобы достичь успехов в этом, нужно готовить профессиональных транспортных инженеров, которые будут смотреть на проблему комплексно, не пытаясь решить ее фрагментарно и оценивая, как любое изменение повлияет на систему в целом».
В регионах часто нет такого комплексного видения. А проблемы общественного транспорта лишь усугубляются: растет стоимость дизельного топлива, задолженность перед лизинговыми компаниями и банками. При этом до 90% автобусов приобретены в лизинг. Нынешний год осложнился и за счет ограничений из-за коронавируса.
«Кроме частных перевозчиков, которые предпочитают выходить на маршруты только в час пик, проблемой является устаревший транспортный парк, множество бывшей в употреблении в Германии и других странах техники, которая лишь повышает загазованность, − отмечает руководитель центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов. − А низкопольных автобусов нет даже в таких крупных городах, как Новосибирск, хотя ровные дороги позволяют их эксплуатировать. Денег на обновление транспорта в местных бюджетах нет, а у многих городских начальников нет и желания заниматься общественным транспортом. Поэтому, если и без федеральной поддержки, и без федерального требования решать эти проблемы, ничего не изменится».
Первый серьезный шаг в этом направлении позволил сделать национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Он не только дал возможность отремонтировать множество дорог, но и предоставил шанс обновить общественный транспорт. Только в этом году 447 газомоторных автобусов и 64 троллейбуса получат 12 городских агломераций, прошедших конкурсный отбор.
«Одной из целей нацпроекта «БКАД» является снижение доли автодорог, работающих в режиме перегрузки. Достижение соответствующих показателей невозможно без реализации мероприятий, направленных на замещение использования личного автотранспорта общественным, что неразрывно связано с необходимостью повышения качества транспортного обслуживания населения, − рассказал заместитель министра транспорта Алексей Семёнов на форуме «Общественный транспорт 2020», который состоялся на прошлой неделе.
Замминистра пояснил, что в 2020 году Минтранс России начал системно предоставлять меры господдержки на обновление наземного пассажирского транспорта. Как рассказывал ранее министр транспорта Евгений Дитрих, Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) будет поставлять городам транспортные средства в лизинг со скидкой в 60% от их стоимости.
По словам Алексея Семёнова, в этом году 40 автобусов уже поступило в Пермь, 23 — в Казань, 5 — в Иваново, 58 — в Белгород, а Омск получил 16 троллейбусов.
Однако на федеральном уровне речь идет не только об обновлении подвижного состава. Президент поручил правительству совместно с государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» подготовить «Комплексную программу модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях». Как рассказал на форуме помощник президента России Игорь Левитин, в основу программы легли поручения, которые были даны главой государства после рассмотрения вопросов пассажирских перевозок на заседании президиума Госсовета в 2017 году.
«Такая программа давно назрела, поскольку сегмент общественного транспорта долгое время был недофинансирован, особенно это касается электротранспорта, где продолжают эксплуатировать старый подвижной состав, нереконструированные депо, — отмечает старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Павел Зюзин. — Программа модернизации поможет решить не только проблему износа общественного транспорта, но и доступности строящегося в удалении от центра жилья, роста автомобилизации. Разумеется, решение транспортных проблем будет способствовать развитию мобильности и экономической активности».
По проекту программы, госфинансирование частично будет передано в виде субсидий регионам, частично пойдет в уставный капитал ВЭБ.РФ и ГТЛК, которые и будут предоставлять транспорт в лизинг. Принять участие в реализации планируют и банки. В частности, руководители ВТБ и Сбербанка заявили об этом в совместном обращении к премьер-министру Михаилу Мишустину. Будут ли банки участвовать в модернизации транспорта, пока неизвестно.
Что уже сделано
В Твери зимой внедрили новую модель пассажирских перевозок. Теперь там действует единый регулируемый тариф. По 85 проработанным маршрутам ходит 471 низкопольный автобус. Все они оформлены в едином стиле, оснащены климат-контролем, навигацией, информационными табло и системой безналичной оплаты проезда. В них без труда могут ездить и маломобильные пассажиры.
«Мы считаем, что в Твери эксперимент во многом состоялся, и граждане живо отреагировали в соцсетях на результаты партнерства бизнеса и государства. И здесь очень важна позиция губернатора и его взаимодействие с агломерационным центром, от которых и будет зависеть успех», — рассказал в своем выступлении на форуме первый замглавы Минэкономразвития России Андрей Иванов.
Вслед за Тверью новый транспорт и новые модели его работы получат Волгоград, Саратов, Екатеринбург, Казань и Нижний Новгород. По сведениям Андрея Иванова, до 2025 в эти города получится закупить 845 трамваев, 700 троллейбусов, 5400 автобусов. Объем инвестиций составит 241 млрд руб. При этом будет создано 25 тыс. рабочих мест, а количество ежегодно перевезенных пассажиров должно превысить 1,5 млрд человек. В долгосрочной перспективе при построении правильной модели и едином платежном документе по колесному транспорту эти затраты окупятся.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
Пассажирские перевозки
Основная задача ОАО «РЖД» — доступное пассажирское сообщение для всех регионов России. Компания развивает как пригородное сообщение (в том числе мультимодальные маршруты), так и пассажирские перевозки в дальнем следовании (в том числе скоростное и высокоскоростное сообщение между городскими агломерациями). Пассажирские перевозки холдинга «РЖД» охватывают 77 регионов Российской Федерации в дальнем следовании и 66 регионов в пригородном сообщении.
В число приоритетов Компании входят постоянное улучшение качества обслуживания, развитие новых продуктов и услуг, внедрение цифровых сервисов, создание комфортной транспортной среды, доступной для всех категорий пассажиров. А основными акцентами 2020 года стали безопасность и защита жизни и здоровья пассажиров и сотрудников Холдинга, обеспечивающих перевозки.
Ключевые направления развития, согласно ДПР
В соответствии с ДПР Компания намерена полностью сохранить объемы социально значимых перевозок, в том числе за счет реализации инициатив на дальневосточных направлениях.
Ключевые задачи в дальнем следовании:
Ключевые задачи в пригородном сообщении:
Ключевые задачи развития вокзалов:
Итоги работы пассажирского комплекса в 2020 году
На показатели пассажирского комплекса в 2020 году повлияли эпидемиологическая обстановка в стране, закрытие государственных границ, отмена всех международных рейсов и последствия режима ограничений и самоизоляции. В апреле — начале мая перевозки пассажиров по отношению к 2019 году упали более чем на 75 % (в том числе в пригородном сообщении — на 65 %, а в дальнем следовании — на 79,8 %). В октябре пассажирооборот снизился на 36,2 % (в том числе в пригородном сообщении — на 24,4 %, в дальнем следовании — на 41,1 %). В целом по итогам работы в 2020 году пассажирооборот снизился на 41,4 % к уровню 2019 года до 78,1 млрд пасс.-км, в том числе в дальнем следовании — на 46,0 %, в пригородном сообщении — на 28,1 %.
За 2020 год отправлено 872 млн пассажиров, что на 27,2 % меньше уровня 2019 года. В дальнем следовании отправление пассажиров сократилось на 42,1 %, в пригородном сообщении — на 25,6 %.
Основные показатели пассажирских перевозок по инфраструктуре ОАО «РЖД»
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | Изменение 2020/2019, % | |
---|---|---|---|---|---|---|
Пассажирооборот, млрд пасс.-км | 124,5 | 122,9 | 129,4 | 133,4 | 78,1 | −41,4 |
Дальнее следование | 93,5 | 91,0 | 96,3 | 99,1 | 53,5 | −46,0 |
Пригородное сообщение | 31,0 | 31,9 | 33,1 | 34,3 | 24,7 | −28,1 |
Отправление пассажиров, млн пасс. | 1 037,0 | 1 117,9 | 1 157,2 | 1 197,8 | 872,0 | −27,2 |
Дальнее следование | 101,4 | 102,2 | 110,3 | 116,5 | 67,4 | −42,1 |
Пригородное сообщение | 935,6 | 1 015,7 | 1 046,9 | 1 081,3 | 804,5 | −25,6 |
В пригородном сообщении работают 24 пригородные пассажирские компании (ППК), учрежденные с участием ОАО «РЖД», органов исполнительной власти регионов, частных инвесторов, а также ООО «Аэроэкспресс», АО «Центральная ППК». Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале 19 пригородных пассажирских компаний составляет более 50 %. В графике 2020/2021 года размеры пригородного движения составляют 3 963 пары поездов в сутки (+2,3 % к 2019 году).
Большинство регионов в 2020 году приняло решение не повышать тарифы на перевозку пассажиров.
Развитие мультимодальных маршрутов и пересадочных узлов
Московские центральные диаметры
Московские центральный диаметры (МЦД) — это крупнейший транспортный проект Центрального транспортного узла, предусматривающий развитие маршрутов высокоинтенсивного движения пригородных поездов между городами Московской области через центр Москвы. Это совместный проект ОАО «РЖД», Министерства транспорта Российской Федерации, Правительств Москвы и Московской области, объединяющий формат пригородных электричек и метро.
Первые два диаметра (Одинцово — Лобня и Нахабино — Подольск) были запущены в конце 2019 года. Запуск других двух диаметров Зеленоград — Раменское и Апрелевка — Железнодорожный предусмотрен до конца 2025 года.
Особенности проекта МЦД:
Открытие МЦД-1 и МЦД-2 улучшило транспортное обслуживание более 4 млн жителей Москвы и Московской области за счет новых тарифов, современных поездов, тактового графика и дополнительных возможностей для пересадки.
На данный момент сформирован новый федеральный проект «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (ЦТУ). По итогам проекта пассажиропоток Центрального транспортного узла должен вырасти к 2030 году до 850 млн пассажиров в год (в 2020 году — 578,7 млн пассажиров).
В 2020 году в рамках федерального проекта ЦТУ:
Каковы тенденции развития перевозок различными видами пассажирского транспорта и чем объясняется
Тенденции развития рынка пассажирских перевозок в России
В настоящее время активно обсуждаются проблемы развития системы городского пассажирского транспорта общего пользования. Какие тенденции характерны для рынка пассажирских перевозок в России в целом, как он меняется в последние годы, мы узнали у наших экспертов.
Комментарии экспертов
Председатель Центрального отделения Российской академии транспорта, д.э.н., профессор, директор Института экономики и финансов РУТ (МИИТ) Юрий Соколов
Для рынка пассажирских перевозок в последние десятилетия характерна весьма динамичная структура. В целом, емкость рынка имеет явную тенденцию к уменьшению (почти вдвое с 2005 года), что ведет к обострению конкуренции на данном рынке. Для большинства видов транспорта также характерно снижение объемов перевозок (что объясняется, прежде всего, высокими темпами автомобилизации в нашей стране в последние десятилетия). Исключение составляет для городского транспорта – такси (почти десятикратный рост за 12 лет, хотя доля такси в объемах перевозок незначительна). Самой примечательной тенденцией является взрывной рост объемов перевозок воздушным транспортом (почти трехкратный рост на фоне общего спада), причем авиация далеко не исчерпала резервов роста, к которым можно отнести возможности развития сети региональных перевозок, а также – высокий потенциал выхода на рынок новых компаний-лоукостеров. Важное значение для развития рынка имеет рост средней дальности автобусных перевозок. Для железнодорожных перевозок характерно усиление конкуренции и развитие сети независимых региональных перевозчиков. При этом представляет научный и практический интерес широкое и успешное применение маркетинговых инструментов (скидки, программы лояльности и т.п.) основным игроком на рынке дальних пассажирских перевозок – АО «Федеральная пассажирская компания».
Вместе с тем, существенное изменение структуры рынка ожидается после завершения проектов высокоскоростных магистралей (ВСМ), прежде всего – проекта ВСМ Москва–Казань, что приведет к увеличению емкости рынка пассажирских перевозок за счет освоения новых географических сегментов, а также привлечет на ВСМ часть пассажиров воздушного, автобусного и обычного железнодорожного транспорта сначала на региональном, а затем, после расширения полигона высокоскоростного движения – и на национальном уровне (общегосударственном).
Председатель Общероссийского объединения пассажиров, Член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта Илья Зотов
В настоящее время в России активно, за счет уровня развития информационных технологий, развиваются процессы уберизации. Данные новшества позволяют планировать поездку со своего смартфона и через данное устройство бронировать, а также оплачивать билет. Все это способствует развитию рынка нелегальных перевозчиков, когда сервисы подобные BlaBlaCar забирают порядка 30% прибыли у легальных межрегиональных автобусных перевозчиков. Данные перевозчики не обеспечивают безопасность проезда, в случае ДТП никаких страховых выплат пассажир не получает, такая же тенденция развивается на рынке таксомоторных услуг. За счет того, что тариф на проезд формирует агрегатор такси, то очень часто цена поездки для пассажира снижается при росте себестоимости, что заставляет водителей работать еще больше, чтобы заработать необходимый минимум. Отсутствие тахографа и ограничения времени работы, приводит к тому, что водитель засыпает за рулем и совершает ДТП. Подобные тренды отсутствуют на рынке железнодорожных перевозок, где до сих пор пассажиры в полном объеме не могут выходить в Интернет со своих мобильных устройств.
Директор Института транспортного планирования и действительный член Российской академии транспорта, д.т.н., профессор кафедры «Организация и безопасность движения» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Михаил Якимов
Крайне широкая и многогранная тема. Наблюдаются совершенно различные тенденции, и зависят они от региона, от организатора перевозок, от того, являются перевозки региональными, федеральными или местными, организуемые органами местного самоуправления. Также различаются и по видам транспорта: перевозки железнодорожным транспортом, авиационным или автомобильным транспортом в городах. Тем не менее, можно заметить две основополагающие тенденции. Первый подход — это либеральной путь развития рынка пассажирских перевозок, когда на рынке функционируют частные предприятия, конкурируя между собой или на рынке пассажирских перевозок, или на этапе вхождения на этот рынок по условиям конкурсных процедур. Второй подход — это централизованное государственное управление, где основными игроками на рынке перевозочного процесса являются государственные и муниципальные предприятия. Процесс перевозок, в первую очередь, осуществляется за бюджетные деньги, за деньги региональных и местных бюджетов. И тот, и другой путь имеет право на существование. Даже в условиях муниципальных образований можно наблюдать как первый, так и второй путь. Организуются муниципальные предприятия, передается организация транспортного обслуживания населения на более высокий уровень, на уровень субъекта федерации. В других городах наоборот стимулируется развитие рынка. Мне кажется, современные задачи органов государственной власти Российской Федерации не определить тот или иной путь развития рынка пассажирских перевозок, а сформулировать для них нормативно-правовую базу, в первую очередь, определяющую безопасность таких перевозок.
Современное состояние и развитие рынка пассажирских перевозок
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Современное состояние и развитие рынка пассажирских перевозок
к.э.н., доцент
кафедры «Экономика транспорта»
Волкова Елена Михайловна
ФГБОУ ВО
Петербургский государственный университет путей сообщения
Императора Александра I
Описание слайда:
СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ
Специфика рынка пассажирских перевозок;
Характеристики рынка пассажирских перевозок в дальнем следовании;
Характеристики рынка пассажирских перевозок в пригородном сообщении;
Рынок высокоскоростных пассажирских перевозок – перспективный сегмент РТУ;
Организационно-экономический механизм реализации проекта строительства ВСМ II
2
Описание слайда:
Понятие рынка и логика его исследования
Рынок – организующий механизм, приводящий в соответствие спрос на товары и услуги с производственной деятельностью (Ф. Шерер, Д. Росс)
3
ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРУКТУРЫ РЫНКА
ЁМКОСТЬ
КОНЦЕНТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ;
БАРЬЕРЫ ВХОДА – ВЫХОДА;
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА
ПОВЕДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ
ФОРМЫ КОНКУРЕНЦИИ;
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ;
ФАКТОРЫ МОНОПОЛИЗАЦИИ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Описание слайда:
Специфика пассажирских перевозок
4
Вид
бизнеса
Социальная
роль
Основные функции пассажирских перевозок
в жизни общества
Производственно-экономические
(перевозка рабочих, служащих к месту работы; командировки, деловые поездки, поездки к месту учебы)
Социально-бытовые
(перемещение населения для собственных нужд: посещение родственников, друзей, поездки на дачу, за покупками)
Социально-культурные
(поездки к месту отдыха: на курорты, в санатории, дома отдыха; туризм, экскурсии, соревнования)
Пассажирские перевозки – доставка по договору перевозки пассажиров и багажа из пункта отправления в пункт назначения
Описание слайда:
Характеристика путей сообщения РФ
Площадь РФ –
17 098 242 кв. км
Численность населения РФ –
143,3 млн. чел.
5
Описание слайда:
Классификация
пассажирских перевозок
По видам транспорта общего пользования
По видам
сообщения
Железнодорожный
Автобусный
Таксомоторный
Трамвайный
Троллейбусный
Метрополитен
Морской
Внутренний водный
Воздушный
Внутригородское
Пригородное
Междугородное
Международное
6
Описание слайда:
Сравнительная характеристика различных видов пассажирского транспорта
Источник: Экономика пассажирского транспорта: учеб. пособие / под. ред. В.А. Персианова. – М.: КНОРУС, 2012. – 400 с.
7
Описание слайда:
Выбор вида транспорта
в зависимости от дальности поездки
Источник: Годовой отчет АО «ФПК»
8
Описание слайда:
Классификация пассажирских перевозок по видам сообщений
9
Описание слайда:
Анализ показателей пассажирских перевозок в России
-59%
10
-0,4% к 2014 г.
Описание слайда:
Анализ динамики и структуры пассажирских железнодорожных перевозок
Источник: ОАО «РЖД»
11
Отправление пассажиров, млн. чел.
Пассажирооборот, млрд. пасс.-км
Описание слайда:
Источники: Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года.
Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2015 год
Расширение предложения потребителям современных транспортных услуг, в т.ч.:
ускорение и увеличение мультимодальности перевозок;
повышение качества традиционного сервиса в поездах
и сопутствующих перевозке сферах;
расширение сферы скоростных и высокоскоростных
перевозок между крупнейшими агломерациями страны
Описание слайда:
Задачи развития бизнес-блока «Пассажирские перевозки и сервис» холдинга «РЖД»
13
1. Стабилизация доли железнодорожного транспорта на растущем рынке пассажирских перевозок
2. Взаимодействие
с регулирующими органами государства, обеспечение государственной поддержки
3. Повышение экономической эффективности перевозок и связанных
с ними дополнительных видов бизнеса
Источники: Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года
Контрольные параметры целевого состояния бизнес-блока
«Пассажирские перевозки и сервис»
(консервативный сценарий)
Описание слайда:
Реализация Стратегии
«Наиболее значительный рост рынка в абсолютных величинах будет связан с развитием экономик крупнейших агломераций страны, в которых будет сконцентрировано социально-экономическое развитие. По оценкам, к 2030 году доля экономик агломераций России в ВВП может достичь 57-60%, в них будет проживать 35-37% населения страны» (Стратегия развития Холдинга РЖД до 2030 г.)
14
Описание слайда:
Рынок железнодорожных пассажирских перевозок в дальнем следовании
15
АО «ФПК» (с 2010 г.)- общесетевой национальный перевозчик, дочернее общество РЖД (100% акций)
24 тыс. пассажирских вагонов
94,78% рынка
ЗАО «ТрансКлассервис»
500
пассажирских вагонов
0,95% рынка
«ГрандСервис экспресс»
16
пассажирских вагонов
0,14% рынка
«Тверской экспресс»
66
пассажирских вагонов
0,18% рынка
ОАО «РЖД» – недискриминационный доступ к инфраструктуре
ДОСС
ОАО «Скоростные магистрали»
«Карелиан Трейнс»
ДЖВ
Описание слайда:
Показатели пассажирских перевозок в дальнем следовании
16
Описание слайда:
Описание слайда:
Результаты работы АО «ФПК»
18
Описание слайда:
Показатели пассажирских перевозок в пригородном
сообщении
19
Описание слайда:
Система взаимодействия ППК с участниками и регуляторами рынка
20
РДИ
1 – заказ объёма транспортной работы, оплата услуг по договорам;
2 – предоставление услуг инфраструктуры, обслуживание подвижного состава
3 –установление тарифов, заказ объёма услуг, выплата компенсаций;
4 – выполнение объёма работ, предъявление экономически обоснованных затрат;
Регуляторы рынка пригородных пассажирских перевозок
Правительство РФ
Минфин
Минтранс
Федеральные службы: ФАС, ФСТ
Правительство субъекта РФ
Рынок пригородных пассажирских перевозок
ППК
Потребители
ОАО «РЖД»
РДПО
Конкуренты
РДМВ
4
3
1
2
Описание слайда:
Результаты деятельности ППК
21
Описание слайда:
Стратегические направления развития железнодорожных пригородных перевозок
Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом (распоряжение Правительства РФ № 857-р от 19 мая 2014 г.)
Мультимодальность
Скорость
Описание слайда:
Высокоскоростное движение
23
Категории поездов
в зависимости от их скорости
Путевая структура пассажирских железнодорожных линий
1. Обычные поезда – поддерживающие скорость до 120 км/ч;
2. Скорые поезда – со скоростью движения 120-160 км/ч;
3. Скоростные поезда – поддерживающие скорость 160-200 км/ч;
4. Высокоскоростные поезда – способные в длительном режиме поддерживать скорость более 200 км/ч
1. Обычные линии
2. Линии с повышенными требованиями
3. Линии, предназначенные для скоростного движения
4. Линии, предназначенные для высокоскоростного движения
4 типа систем высокоскоростного сообщения
Полностью специализированная модель: полное разделение между ВСМ и обычными железнодорожными магистралями, каждая из которых обладает собственной инфраструктурой
Смешанная высокоскоростная модель: высокоскоростные поезда эксплуатируются либо на специально построенных новых линиях или на модернизированных сегментах обычных линий
Смешанная традиционная модель: некоторые обычные поезда эксплуатируются на ВСМ линиях
Полностью смешанная модель: высокоскоростные и обычные поезда могут работать
(в соответствующих им скоростях) на каждом виде инфраструктуры
Источник: Железнодорожные пассажирские перевозки: Монография/ под. ред. Г.В. Верховых. – СПб.: РУСИЧ, Паллада-медиа, 2012. – 520 с.
Описание слайда:
Этапы развития скоростного и высокоскоростного движения в России
24
Поезд «Красная стрела»
со скоростным паровозом ИС
Скоростной электропоезд
ЭР-200
Vmax = 90 км/ч
1938 г.
Первый российский скоростной поезд «Аврора»
Vmax = 160 км/ч
1963 г.
Vmax = 200 км/ч
1984 г.
Vmax = 250 км/ч
2009 г.
Высокоскоростной электропоезд «Сапсан»
Опытный российский высокоскоростной поезд «Сокол»
скорость до 350 км/ч
РАО «ВСМ» и ЦКБ МТ «Рубин»
1992-2002 гг.
Описание слайда:
Высокоскоростное движение. Показатели.
25
В 2015 году пассажирооборот по скоростным поездам вырос на 25 % до 2,5 млрд пасс.–км. Пассажирооборот по скоростным поездам дальнего следования во внутреннем сообщении увеличился на 26 % и составил 2 440,2 млн пасс.–км
В 2015 году продолжалось курсирование сдвоенного состава поезда «Сапсан», запущенного в августе 2014 года. По итогам 2015 года использование вместимости поездов «Сапсан» составило 80,3 %.
Описание слайда:
Высокоскоростной электропоезд «Сапсан» (Siemens Velaro RUS)
26
Источник: Рынок пригородных железнодорожных перевозок: управление и экономика:
Монография / М.А.Шнейдер, Е.А.Проскурякова. – СПб.: НП-Принт, 2012. – 288 с.
Активные действия по концентрации скоростных поездов «Сапсан» на участке Москва – Санкт-Петербург позволили сохранить долю железнодорожного транспорта на данном направлении на уровне 65 %.
Описание слайда:
Скоростной электропоезд «Аллегро» (Alstom Transport Pendolino)
27
Источник: Рынок пригородных железнодорожных перевозок: управление и экономика:
Монография / М.А.Шнейдер, Е.А.Проскурякова. – СПб.: НП-Принт, 2012. – 288 с.
Уменьшение пассажиропотока на российско-финском направлении является общей тенденцией для всех перевозок и связано в первую очередь с ухудшением экономической ситуации в России и падением курса рубля.
Описание слайда:
Скоростной электропоезд «Ласточка»
28
Источник: Рынок пригородных железнодорожных перевозок: управление и экономика:
Монография / М.А.Шнейдер, Е.А.Проскурякова. – СПб.: НП-Принт, 2012. – 288 с.
Официальный сайт ОАО «РЖД»
В 2015 г. организовано движение поездов «Ласточка» по маршрутам:
Москва – Крюково – Тверь,
Санкт-Петербург – Волховстрой,
Санкт-Петербург – Тосно,
Екатеринбург – Нижний Тагил
Екатеринбург – Каменск-Уральский
с марта 2015 года
Ростов – Краснодар
с мая 2015 года
Адлер – Майкоп.
Описание слайда:
Скоростной поезд «Стриж» (Talgo 250)
В июне 2015 года из Москвы в Нижний Новгород запущен новый скоростной поезд «Стриж», минимальное время в пути которого составляет 3 ч. 35 мин. По итогам года перевезено порядка 700 тыс. пассажиров.
Описание слайда:
Ключевые проекты высокоскоростного сообщения
30
Источник: Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2013 год
Описание слайда:
Реализация проектов развития скоростного и высокоскоростного сообщения (2015 г.)
31
Подписан договор на выполнение работ по проведению инженерных изысканий, разработке проекта планировки и межевания территорий и разработке проектной документации для строительства участка Москва – Казань ВСМ «Москва – Казань – Екатеринбург»
Разработана и утверждена Программа организации скоростного и высокоскоростного сообщения в Российской Федерации на перспективу до 2030 года
Подписан Меморандум между Минтрансом России, государственным комитетом КНР по развитию и реформе, ОАО «РЖД» и «Китайскими железными дорогами» о формах сотрудничества, модели финансирования и инвестирования в проект ВСМ Москва – Казань
Источник: Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2015год
Описание слайда:
Реализация проектов развития скоростного и высокоскоростного сообщения
32
В 2015 г. получено финансирование из Федерального бюджета РФ 3,050 млрд руб. (общий объем выполнения по проектным работам в 2015 г. составил 4,757 млрд руб. без НДС).
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Прогноз пассажиропотока на ВСМ-2
35