Каковы трудности при чтении этой старой комедии чем
Каковы трудности при чтении этой старой комедии чем
1. Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаем о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении первого действия?
Сцена с портным Тришкой показывает, какие порядки установлены в доме помещиков Простаковых. Читатель с первых строк видит, что Простакова – злая, невежественная женщина, которая никого не любит и не уважает, ни с чьим мнением не считается. К простым крестьянам, своим крепостным, она относится, как к скоту. У нее одна мера воздействия на окружающих – оскорбления, рукоприкладство. Причем, так же она ведет себя и со своими близкими, кроме сына Мирофана. Сына Простакова обожает. Для него она готова на все. Из первого действия становится ясным, что в доме у Простаковых всем руководит сама хозяйка. Все ее боятся и никогда ей не противоречат.
3. В афише с перечислением действующих лиц указано: Простакова, жена его (господина Простакова). Между тем в комедии ее персонажи характеризуют себя иначе: «Это я, сестрин брат», «Я женин муж», «А я матушкин сын». Как вы это объясняете? Как вы думаете, почему полным хозяином поместья у Фонвизина оказывается не помещик, а помещица? Связано ли это со временем, когда создана комедия «Недоросль»?
Так как Простакова является главной в доме, то все признают себя подчиненными ей. Ведь от ее решения зависит абсолютно все: судьба крепостных, сына, мужа, брата, Софьи и т.д. Я думаю, что Фонвизин неспроста сделал хозяйкой поместья именно помещицу. Это напрямую связано со временем создания комедии. Тогда в России правила Екатерина Великая. Комедия «Недоросль», по моему мнению, является прямым обращением к ней. Фонвизин верил, что навести порядок в стране, привлечь к ответственности невежественных помещиков, нечестных чиновников можно властью императрицы. Об этом рассуждает Стародум. Об этом свидетельствует то, что власти Простакова лишена по приказу вышестоящих органов.
4. Проследите, как развивается конфликт между положительными и отрицательными персонажами комедии. Как в этом конфликте раскрывается идея комедии («Угнетать рабством себе подобных – беззаконно»)
Кульминации конфликт между положительными и отрицательными персонажами достигает в сцене воровства Софьи. Развязкой конфликта является приказ, полученный Правдиным. На основании этого приказа госпожа Простакова лишается права управлять своим поместьем, потому что безнаказанность сделали из нее деспота, который способен принести огромный вред обществу, вырастив себе подобного сына. И лишается она своей власти именно за то, что жестоко обращалась с крепостными крестьянами.
5. Кто из действующих лиц комедии, по вашему мнению, больше других удался Фонвизину? Почему?
По моему мнению, наиболее удались Д.И. Фонвизину отрицательные персонажи, особенно, госпожа Простакова. Ее образ обрисован настолько четко, ярко, что невозможно не восхищаться мастерством автора комедии. А вот положительные образы не так выразительны. Они больше являются выразителями мыслей Фонвизина.
6. Каковы трудности при чтении этой старой комедии? Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?
Язык комедии не совсем понятен современному читателю. Сложно понять некоторые рассуждения Стародума и Правдина, так как они напрямую связаны со временем создания произведения, теми проблемами, которые существовали в обществе во времена Фонвизина. Актуальна же комедия проблемами образования и воспитания, которые Фонвизин поднимает в комедии. И сегодня можно встретить Митрофанушек, которые «не хотят учиться, а хотят жениться», и жениться выгодно, которые ищут выгоду абсолютно во всем и добиваются своего любой ценой; господ Простаковых, для которых деньги – самое важное в жизни, и они готовы на все, ради наживы.
Каковы трудности при чтении этой старой комедии?
Это пьеса, а пьесы многим, особенно детям, читать довольно сложно. Они написаны одними только диалогами, так что сложно нарисовать в голове картинку происходящего. Часто школьникам трудно понимать, что там вообще происходит.
И часто они не хотят понимать. Потому что классика кажется им скучной. В этом ещё одна сложность и «Недоросля», и многих других изучаемых в школе произведений. У них не возникает сопереживания к героям, им не интересен сюжет, они не понимают юмора. А тот факт, что школа заставляет их читать это, восхищаться и находить глубокие смыслы, и вовсе способно оттолкнуть детей от классик или литературы вообще.
Многие вещи детям не понятны, потому что им не хватает опыта. «Недоросль» написан не для детей, а для взрослых людей, он рассчитан на то, что у зрителя есть определённые представления о быте и культуре той эпохи. У детей их, как правило, нет. «Недоросль» изучается очень рано, классе в 5-м, если я правильно помню. По истории в это же время проходят древний мир, и если ребёнок сам не читал ничего о царской России (а вероятно так и будет – крайне мало детей интересуются исторической литературой о России), то вся сатира пьесы пройдёт мимо него.
Писатель Денис Иванович Фонвизин родился в 1745 году, а это не много не мало, а 18 век. Следовательно, комедия «Недоросль» была написана Фонвизиным в том же самом веке. Трудности при чтении комедии носят чисто лексический характер, то есть произведение написано на «старом» языке, некоторое слова и обороты речи нам, современным читателям, непонятны.
Еще, если честно, мне не нравится читать пьесы, которые разбиты по ролям, очень трудно воспринимать такое произведение в целом.
Ну а что касается смысла произведения Фонвизина «Недоросль», то он актуален и в наше время, такие персонажи как Митрофанушка встречаются и в наше время.
Недоросль (страница 16)
ЯВЛЕНИЕ VII
Те же и камердинер.
Камердинер (Стародуму). Карета ваша готова. Вральман. Прикашишь мне дофести сепя? Стародум. Поди садись на козлы.
- Вральман отходит.
ЯВЛЕНИЕ ПОСЛЕДНЕЕ
Г-жа Простакова, Стародум, Милок, Софья. Правдин, Мтрофан, Еремеевна.
Стародум (к Правдану, держи руки Софьи и Милона). Ну, мой друг! Мы едем. Пожелай вам.
Правдин. Всего счастья, на которое имеют право честные сердца.
Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына ). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!
Митрофан. Да отвяжись, матушка, как на писалась.
Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! A! неблагодарный! (Упала а обморок.)
Софья (подбежав к ней). Боже мой! Она без памяти.
Стародум (Софье), Помоги ей, помоги.
Софья и Еремеевна помогают.
Правдин (Митрофану). Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и доведя ее всего больше до несчастья.
Митрофан. Ды она как будто неведомо.
Стародум (Еремеевне). Что она теперь? Что?
Еремеевна (посмотрев пристально на г-жу Простакову и всплеснув руками). Очнется, мои батюшка, очнется.
Правдин ( Митрофану). С тобой, дружок, знаю что делать. Пошел-ко служить.
Митрофан (махнув рукою). По мне, куда велят.
Г-жа Простакова (очнувшись в отчаянии). Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!
Стародум (указв на г-жу Простакову). Вот злонравия достойные плоды!
1. Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаем о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтений первого действия?
2. Каковы отношения между людьми в этом доме? Как характеризуются персонажи комедии в явлении VIII четвертого действия? Какими средствами (юмор, ирония, сарказм и т. д.) пользуется автор для этой характеристики? Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?
3. В афише с перечеслением действующих лиц указало: Простакова, жена его (господина Простановока). Между тем в комедии ее персонажи характеризуют себя иначе; «Уто я, сестрин брат», «Я женин муж», «А я матушкин сын». Как вы это объясняете? Как вы думаете, почему полным хозяином поместья у Фонвизина оказывается не помещик, а помещица? Связано ли это со временем, когда создана комедия «Недоросль»?
4. Проследите, как развиваеся конфликт между положительными и отрицательными порсонажами. Как в этом конфликте раскрывается идея комедии («Угнетать рабством себе подобных — беззаконно»)?
5. Кто из действующих лиц, по нашему мнению, больше других удался Фонвизину? Ничему?
6. Каковы трудности при чтении этой старой комедии? Чем сегодня интересен нам Недоросль?
Проблемы комедии “Недоросль”
Д. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» подчеркивает важные проблемы, которые были актуальны в то время и имеют место в современном мире. Главная проблема комедии «Недоросль» – это невежество и нравственный упадок, из-за которых страдают окружающие.
Проблема воспитания и невежества
На примере отношений Митрофанушки и его матери выявляется основная проблема произведения. Невежество и нежелание учиться, тотальная глупость и безграмотность делают всю семью Простаковых посмешищем для нормальных людей. Простакова искренне любит сына. Но сама являясь невежей, она в поисках лучшего находит только худшее. Мог бы вырасти из Митрофанушки хороший человек? Возможно. Но Простакова сама не дает ему такой возможности, потакая глупости, лени, беспардонности. Она поощряет то, что является отрицательными качествами. Даже в поиске учителей она стремится выделить не воспитательный процесс, не результат, а статус учителя. Для нее главное, чтобы «не неволил» ребенка, и она совсем не понимает, что так невозможно ничему научить.
Проблемные вопросы воспитания крылись в социализации. Ведь воспитание – фактор, который определяет нравственный облик каждого человека, его отношение к другим людям и поведение с другими людьми. Как может мать воспитать порядочного сына, если невежество и деспотизм для нее самой – норма?
Проблема нравственного упадка
Рассуждая о том, какие проблемы поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль», нельзя забывать и о том, что важную роль в этом вопросе играет проблема нравственного упадка дворян. Фонвизин отразил картину жизни дворянства того времени. Такое явление было распространено повсеместно. Воспитывая себе подобных, ощущая власть, дворяне становились деспотами и издевались над своими подчиненными. Именно такую картину читатель наблюдает в «Недоросли».
Противопоставление проблемам
Но есть в комедии Фонвизина и светлые моменты, которые противопоставляются поднимаемым проблемам. Если Простаковы являются воплощением всех пороков того времени, то такие персонажи как Софья, Стародум, Милон – представители плеяды, которая спасет Россию. Старое поколение, которое имеет разум и честь, и молодое, которое стремится к знаниям, справедливости и настоящим чувствам. Именно они являются положительными персонажами и имеют возможность спасти ситуацию. Никакие козни Простаковой не позволяют Стародуму оставить племянницу в их цепких руках. В итоге справедливость восторжествовала, благодаря лучшим качествам человечества, которые выражены в положительных героях комедии.
Получается, что все персонажи комедии делятся на тех, кто является выражением пороков и проблем, и тех, кто становится показателем лучших качеств и способен эти проблемы решать, работать над ними и противостоять страшным жизненным явлениям.
Каковы трудности при чтении этой старой комедии чем
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКАДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН Уроки литературы в 8 классе[1] Д. И. ФОНВИЗИН. Основное содержание урока Основные виды деятельности. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА I. Краткий рассказ о писателе Рассказ учителя о Д. И. Фонвизине с показом иллюстративных материалов и включением сообщений учащихся. II. Чтение статьи учебника «Денис Иванович Фонвизин» и составление её тезисов (см. статью ниже): |
Заполнение таблицы может быть завершено дома.
III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Сатиры смелый властелин» (см. статью ниже):
— Почему, по мнению Ст. Рассадина, комедия «Недоросль», воспринимаемая как учебная пьеса, многое теряет?
— На какие читательские стереотипы, предрассудки указывает критик в отношении к героям «Недоросля»?
— Какое культурное значение видит Ст. Рассадин в «рождении писателя Фонвизина» и появлении комедии «Недоросль»?
IV. Сатирическая направленность комедии.
Говорящие фамилии и имена
Составление лексических и историко-культурных комментариев:
— Комментирование слов из раздела учебника «Совершенствуем свою речь» (после вопросов к статье «Фонвизин и классицизм»).
— Какое значение слово недоросль имело во времена Фонвизина и какое имеет сейчас?
Изучение списка действующих лиц комедии:
— Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после текста комедии).
— Предположите, какой смысл могут иметь говорящие фамилии героев комедии.
Прокомментируйте имена и фамилии героев «Недоросля» (по группам):
Митрофан (переводится с латинского как «матерью явленный», «слава матери», «найденный матерью»);
Софья (переводится с древнегреческого как «мудрость», «премудрость», «мудрая»);
Милон (от славянского «милый», «любимый»);
Кутейкин (от прозвища Кутейка, ироничного именования служителей церкви, имеющего общий корень со словом кутья — кушанье, которое подают на поминках. Прозвище указывает, что предок Кутейкиных как церковнослужитель нередко угощался кутьёй. По другой версии, прозвище происходит от глагола кутить — пьянствовать, жить очертя голову, отчаянно проказить, пить, буянить. Поэтому Кутейкой могли называть пьяницу, буяна. О таких в народе говорили: «Кути и мути — да норови, кабы самому уйти!»).
V. Групповая работа:
Группа 1. Прочитайте по ролям фрагмент комедии (действие первое, явления I—IV).
Прокомментируйте значение слов и выражений: чаю, потворство, сговор, бестия.
Какие черты героев заметны уже при первом знакомстве с ними?
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после текста комедии).
*Как характеризует героев комедии их речь? Над чем мы смеёмся, читая этот фрагмент?
Как воспитывали Митрофана в семье?
Группа 2. Прочитайте по ролям фрагмент комедии (действие первое, явления V—VI).
Прокомментируйте значение слов и выражений: челобитчик, концы в воду, околоток, оброк, смертная охота, в памятцах за упокой поминали, об заклад бьюсь, да лих не очень тебе верю.
Что интересует Простаковых и Скотинина?
*Как во фрагменте выразились авторские оценки героев?
Каково отношение Простаковой к образованию сына?
Перескажите кратко события явления VII.
Как характеризует героев их реакция на то, что Софья стала богатой наследницей?
Группа 3. Прочитайте по ролям фрагмент комедии (действие второе, явления I—II).
Прокомментируйте значение слов и выражений: наместничество, фурия, корыстолюбцы, тиранство, по всем её обинякам вижу.
Какие оценки поместному дворянству дают Софья и Правдин? Над чем смеётся автор?
Перескажите кратко содержание явлений III—VI.
Охарактеризуйте Скотинина. *Смешон он или страшен? Обоснуйте свой ответ.
Каково положение слуг в доме Простаковой?
Группа 4. Прочитайте по ролям фрагмент комедии (действие третье, явление II).
Какой смысл несёт в себе фамилия Стародум?
Прокомментируйте значение слов и выражений: поправосуднее людей, лицеприятия не знает.
Какие мысли о нравственном воспитании высказывает Стародум?
Перескажите кратко содержание явлений IV—V действия четвёртого.
*Как понять слова Стародума «Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в моё воспитание. В твоём вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещённым»?
Современны ли эти слова сегодня? Обоснуйте свой ответ.
Группа 5. Перескажите кратко содержание явлений III—V действия пятого.
Как меняется поведение Простаковой после обвинений в её адрес? Как это её характеризует?
*В чём её нравственное уродство?
Прочитайте по ролям фрагмент комедии (действие пятое, явления VI, VII и последнее).
*Какой смысл имеет сцена расчёта с учителями?
Как в ней проявляется характер каждого героя? Над чем смеётся автор?
VI. Практическая работа.
Составление плана анализа эпизода «Экзамен Митрофана».
Прочитайте по ролям сцену экзамена Митрофана (действие четвёртое, явление VIII — этого фрагмента нет в учебнике).
Найдите в этом явлении примеры авторской иронии по отношению к героям. *Чем она вызвана?
Какова роль Стародума в этой сцене?
Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после текста комедии).
Примерный план анализа эпизода драматического произведения:
I. Эпизод как самостоятельный структурный элемент, законченное целое (завязка, развитие действия, кульминация, развязка эпизода).
1. Речевой строй эпизода — диалог:
— основной конфликт диалога;
— речевые характеристики героев;
— особенности авторских ремарок;
— подтекст.
2. Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде.
3. Эмоциональный пафос эпизода.
4. Мастерство писателя, особенности писательского стиля.
II. Эпизод как часть пьесы, звено в общей цепи событий.
5. Место эпизода в развитии сюжета и композиции.
6. Герои эпизода в системе образов произведения.
7. Отражение в эпизоде особенностей жанра и литературного направления.
8. Связь темы, проблемы и конфликта эпизода с темой, проблематикой и конфликтом всего произведения.
9. Выражение в эпизоде авторской позиции.
10. Значение эпизода для раскрытия идейного смысла произведения.
Выберите из примерного плана анализа эпизода драматического произведения пункты, актуальные для анализа эпизода «Экзамен Митрофана».
При необходимости дополните план своими пунктами. Расскажите о содержании нескольких пунктов вашего плана.
Проблема воспитания истинного гражданина
О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:
— Какие социально-нравственные проблемы поднимает автор? Запишите их.
— Почему для него так важна проблема воспитания дворянина?
— Какими качествами, по мнению автора, должен обладать истинный гражданин?
— Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после текста комедии).
И т о г о в ы е в о п р о с ы:
Какую миссию он возлагал на искусство театра?
Домашнее задание
Письменно проанализировать один из эпизодов комедии или ответить на вопрос 5 или 6 (после текста комедии) из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (по выбору учащихся).
Групповые задания.
Прочитать статью «О комедии “Недоросль”» и ответить на вопросы практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).
Д. И. ФОНВИЗИН.
«НЕДОРОСЛЬ»: РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖЕЙ
КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
УРОК 7
Основное содержание урока
Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.
Основные виды деятельности.
Чтение статьи учебника «Фонвизин и классицизм» и выявление в комедии канонов классицизма, национальной самобытности русского классицизма. Выявление в комедии характерных для произведений русской литературы XVIII века тем, образов и приёмов изображения человека. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие классицизм.
I. Понятие о классицизме.
Основные правила классицизма в драматическом произведении
Чтение и обсуждение фрагмента статьи учебника «Фонвизин и классицизм» с начала до слов «…преобладающими над интересами отдельной личности».
Образец записи основных положений фрагмента статьи:
II. Чтение и обсуждение фрагмента статьи учебника «Фонвизин и классицизм» со слов «Наибольшего расцвета в литературе классицизма…» до слов «…является завершённой ступенью развёртывающегося конфликта».
Составление таблицы «Основные правила классицизма в драме».
Продолжите предложения в правом столбике таблицы.
Письменное заполнение второго столбца таблицы завершается дома.
О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:
Ответы на вопросы 1, 2, 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
III. Групповая практическая работа:
Составление таблицы «Речь персонажей комедии как средство их характеристики»:
Рекомендации по заполнению таблицы:
— Какая лексика преобладает в речи героя?
(Богатство или бедность словаря, просторечная, грубая, разговорная, высокая общественно-политическая и возвышенно-романтическая лексика, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и др.) Приведите примеры.
— Какие синтаксические конструкции и интонации преобладают в речи героя?
(Богатство или бедность синтаксических конструкций и интонаций; назидательность и безапелляционность речи; цинизм, прямолинейность и грубость, вкрадчивость и предупредительность; короткие, обрывочные фразы; категоричные, решительные, ораторские, грубые; подобострастные и излишне любезные интонации; наличие риторических вопросительных и восклицательных конструкций; экспрессивная аргументация суждений, развёрнутые монологи и др.)
— Сделайте выводы о характере персонажа на основе его речи.
IV. Особенности анализа эпизода драматического произведения
Изучите примерный план анализа эпизода драматического произведения:
1. События эпизода и его место в сюжете всей пьесы.
2. Проблематика эпизода, определяющая идейное содержание пьесы.
3. Герои, участвующие в эпизоде, их место в системе образов.
4. Мысли, поступки, высказывания героев эпизода и его связь с проблематикой пьесы:
— Основной конфликт диалогов и монологов героев.
— Речевые характеристики героев (лексика, синтаксис, интонации).
— Взаимосвязи героев и событий в эпизоде; причинно-следственные связи.
5. Наличие авторских ремарок и их смысл. Отражение в эпизоде идейно-эстетических взглядов автора. Подтекст эпизода.
6. Своеобразие художественного времени и пространства в эпизоде.
7. Эмоциональная окрашенность и пафос эпизода.
8. Отражение в эпизоде жанрового своеобразия пьесы.
9. Связь эпизода с литературными направлениями эпохи (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).
Выделите пункты плана, актуальные при анализе выбранного вами эпизода:
1. Действие первое, явление V.
2. Действие второе, явление VI.
3. Действие третье, явление I.
4. Действие четвёртое, явление VII.
5. Действие пятое, явление IV.
Проанализируйте эпизод устно.
И т о г о в ы е в о п р о с ы:
Какие черты классицизма проявились в комедии «Недоросль»?
Почему речь персонажей является средством их характеристики?
Домашнее задание
Завершить заполнение таблиц. Проанализировать письменно один из эпизодов комедии.
Дать письменную оценку высказываниям П. А. Вяземского (см. вопросы 3—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном») или В. О. Ключевского (см. задание 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном») о комедии «Недоросль» (по выбору учащихся).
Индивидуальное задание.
Написать сочинение-исследование, используя вопросы из раздела учебника «Опыт литературоведческого исследования».
Групповое задание.
Подготовить коллективный учебный проект.
Проект. Постановка фрагментов комедии «Недоросль» на школьной сцене с использованием песен Ю. Ч. Кима.
(См.: «Театр Юлия Кима», альбомы 1—3)
Д. И. ФОНВИЗИН. «НЕДОРОСЛЬ»
ПОДГОТОВКА К ПИСЬМЕННОМУ ОТВЕТУ
НА ОДИН ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ
Урок развития речи 1
УРОК 8
Основное содержание урока
Повторение основных литературоведческих понятий, связанных с анализом комедии классицизма. Составление плана и письменный ответ на один из проблемных вопросов: Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии «Недоросль»? Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»? Как характеризует героев комедии «Недоросль» их речь (на примере одного из героев)? Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема воспитания?
Основные виды деятельности.
Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.
I. Повторение основных литературоведческих понятий, связанных с анализом комедии классицизма
П р о в е р о ч н а я р а б о т а:
Дайте определение понятий: классицизм, правило трёх единств, трёхчленное развитие сюжета, высокие и низкие жанры, драма, комическое, комедия, сатира, закон несоответствия в комическом, принципы русского классицизма.
II. Составление плана и письменный ответ на один из проблемных вопросов
Тема 1. Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии «Недоросль»? (Работа с таблицей «Основные правила классицизма в драме».)
Тема 2. Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»?
Тема 3. Как характеризует героев комедии «Недоросль» их речь (на примере одного из героев)?
Тема 4. Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема воспитания?
Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.
Устные ответы на отдельные пункты планов.
Оформление письменных ответов на проблемные вопросы может быть завершено дома.
Домашнее задание
Завершить оформление письменных ответов на проблемные вопросы.
Групповые задания.
Подготовить сообщения об И.А. Крылове: Крылов — журналист, музыкант, писатель, философ (по группам).
Индивидуальные задания.
Подготовить сообщения об истории создания басни «Обоз» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, о портретах и памятниках писателю.
Подготовить историко-культурные комментарии к статье учебника «О басне “Обоз”».
Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.
Биография
ДЕНИСА ИВАНОВИЧА ФОНВИЗИНА
(1745—1792)
Фамилию его писали по-разному: Фон-Вмзинг Фон-Висин, Фон-Визен и т. д. Только к концу XIX века утвердилось принятое сейчас написание. Но А. С. Пушкин еще к начале века внушал брату Льву: «Не забудь Фон-Визина писать Фонвизин. Он русский, из перерусских русский».
Род писателя по отцу действительно давно обрусел. Денис родился в Москве, рос в семье, о которой сам сказал: «В доме нашем дурных людей не было». Грамоте начали учить мальчика с четырех лет, а потом он продолжил свое образование в гимназии при Московском университете. План преподавания в ней составил Ломоносов, сказавший: а «Университет без гимназии, как пашня беа семян».
Десятилетний Денис учился очень хорошо. И в 1760 году среди лучших студентов Фонвизин был привезен в Петербург, где встретился с самим Ломоносовым, о чем вспоминал всю жизнь. Не менее сильное впечатление произвел и театр. Через 10 лет после посещения Северной столицы Фонвизин писал:
«Действия, произведенного во мне театром, почти описать невозможно».
За годы учения в университете Фонвизин овладел латинским, немецким и французским языками настолько, что переводы его не раз появлялись в печати. Острые слова его носились по Москве, из-за чего он нажил много врагов и приобрел друзей. Литературную деятельность Фонвизин начал с переводов басен и пьес. Сам Денис Иванович сказал: «Весьма рано появилась во мне склонность к сатире».
Вот, например, некоторые нравоучения Лисицы из переведенной Фонвизиным басни Гольдберга «Лисицыно нравоучение»:
— Ни в чем правды не держись, когда желаешь найти в свете свое счастье.
— Когда хочешь воровать, то промышляй столько, чтоб мог откупиться, для того что наказывают обыкновенно малых воров, а не больших.
Первым опытом будущего комедиографа был перевод трагедии Вольтера, хотя впоследствии Фонвизин отзызался о трагедиях как о жанре с насмешкой.
После коронации летом 1762 года а Москве Екатерины II один из ее придворных устроил Дениса переводчиком в Коллегию иностранных дел, с которой затем Фонвизин переезжает в Петербург. Первая оригинальная комедия Фонвизина «Бригадир» закончена была в особое время. Готовились реформы, от которых Фонвизин ожидал ограничений крепостного права при полной вольности дворянства, а это значило и ограничение власти царя. Руководитель Коллегии иностранных дел граф Никита Иванович Панин выделил молодого Фонвизина и приблизил к себе. Государыня же Екатерина терпеть не могла Панина: чтобы отставить его от дел, даже наградила весьма милостиво, но тут же написала; «. богатством его осыпала выше его заслуг. »
Панин разделил четыре тысячи душ из подаренных ему девяти между своими сотрудниками, среди которых был и Фонвизин, преданный соратник. Граф Н. И. Панин, как и Екатерина II, народа не знал, но хотел ему добра, потому что видел в этом благо для государства.
Все это выразилось в комедии Фонвизина «Бригадир». О ней сказано, что автор казнил в ней дикое невежество старого поколения и поверхностный лоск европейского полуобразования нового поколения, говорящего о себе: «Тело мое родилось в Росси и. однако дух мой принадлежит короне французской».
Конфликт несколько иного плана лежит в основе замечательной комедии «Недоросль». В отличие от «Бригадира», где крепостное право напрямую не затрагивалось, новая комедия выступала против таких порядков, когда одни люди являются собственностью других. Сильно прозвучали в ту эпоху слова, произнесенные одним из героев «Недоросля»: «Угнетать рабством себе подобных — беззаконно».
Первое представление «Недоросля» состоялось 24 сентября 1782 года — это и есть день рождения великой русской комедии. И в те дни о ней было сказано: «Сия комедия. заслужила внимание от публики. Для сего и принята с отменным удовольствием».
Но не все приняли комедию с одобрением. «Плохо приходится мне жить! — сказала Екатерина II. — Уж и господин Фонвизин хочет учить меня царствовать». И Фонвизину весной 1783 года пришлось выйти в отставку.
И в отставке он продолжал литературную деятельность, решив задать ряд острых вопросов будто бы неизвестному автору, хотя все знали, что им была Екатерина II. Вот некоторые из вопросов:
— Отчего в век законодательный никто в сей части не промышляет отличиться?
(Царица ответила резко: «Оттого, что сие не есть дело каждого».)
— Как истребить два сопротивные и оба вреднейшие предрассудка: будто у нас все дурно, а в чужих краях все хорошо; второй, будто в чужих краях все дурно, а у нас все хорошо?
— Отчего у нас не стыдно не делать ничего?
Конечно, такие вопросы не могли понравиться императрице, как и фонвизинская сатира «Всеобщая придворная грамматика». В результате писателю был закрыт путь в печать, а вскоре он заболел тяжело и надолго. Ему было всего 40 лет, а он с трудом мог передвигаться и даже говорить. Через семь лет он умер.
Сохранилась легенда, будто князь Г. А. Потемкин-Таврический, выходя из театра и увидя Фонвизина, сказал ему о «Недоросле»: «Умри, Денис, — „Недоросль» тебя увенчал». Правда, слова Потемкина передаются по-разному, но одно ясно — современники понимали значение Фонвизина. «Недоросль» — комедия о воспитании. Воспитание тогда, как и сейчас, — злободневная политическая тема. Отсюда так много сходного в высказываниях Фонвизина о своем веке и мыслях нашего современника, россиянина конца XX — начала XXI столетия.
ЗАДАНИЕ
Прочитайте дома самостоятельно всю комедию «Недоросль» выбирайте себе роль, которую хотели бы исполнитъ, подготовьте с товарищами одну из сцен для чтения.
При подготовке к чтению используйте материал статьи о комедии Фонвизина.
Фонвизин — это «Недоросль». Он стал собою, Фонвизиным, написав «Недоросля», как Грибоедов стал Грибоедовым, написав «Горе от ума». Не комедия состояла при сочинителе, а он при ней. Сегодня «Недоросль» совсем не то, чем был в пору, когда его разыгрывали на нынешнем Марсовом поле и публика «аплодировала пиесу метанием кошельков» (был такой обычай). Ныне часто говорят: это спектакль для школьников. В этом нет ничего обидного: стать книгой для детей — удел наипочетнейший, выпавший на долю сказок Пушкина, «Робинзона» и «Гулливера», романов Вальтера Скотта, Дюма, Гюго, отчасти даже «Дон Кихота». Но все же «Недоросль», воспринимаемый как учебная пьеса, многое теряет. Иногда — почти все: педагогическая притча, наглядное пособие, дразнилка для второгодников: «не хочу учиться, хочу жениться».
«Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на все русское. А между тем нет в ней ничего карикатурного: все взято живьем с природы. » (Н. В. Гоголь.)
На многих персонажах от древности кора наросла, они обросли предрассудками, вот пример простейший.
Сколько лет Простаковой. Зритель почти наверняка скажет; старуха. А ей чуть более тридцати. И уж никак не более сорока.
И Митрофан невежда, но не дурак, нет: ни в умении подластиться к матери, ни в сцене похищения Софьи. Он мог бы сказать о себе словами Петруши Гринева: «Я жил недорослем, гонял голубей и играл в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем мне минуло шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась».
Все, решительно все совпадает: голубятня, возраст, перемена судьбы и характер перемены. «Пошел-ка служить. » — говорит Мигрофану Правдин. «Пора его в службу», — решает старик Гринев. И учителя у них одинаковые. «По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман» (кучер); парикмахер Бопре «обязан был учить. по-французски, по-немецки и всем наукам». Пушкин даже подчеркнул эти слова не потому ли, что они прямая цитата из «Недоросля»?
Рождение писателя Фонвизина — это рождение русской литературы. Юность Фонвизина совпала с младенчеством нашей литературы. «Недоросль» стал общим детищем, общей победою. Фонвизин как писатель — в гоголевской эпохе. с «Женитьбою» и Ревизором» Митрофан и Скотинин ничего, уживутся. Между ними расстояние и большое, но не пропасть.
Умрет Денис Иванович, и всего через два года родится его преемник в комедии Грибоедов. Началась непрерывная цепь, и начальное звено — Державин и Фонвизин, первые гении русской словесности.
Ст. Рассадин
1. Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаем о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтений первого действия?
2. Каковы отношения между людьми в этом доме? Как характеризуются персонажи комедии в явлении VIII четвертого действия? Какими средствами (юмор, ирония, сарказм и т. д.) пользуется автор для этой характеристики? Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?
3. В афише с перечислением действующих лиц указало: Простакова, жена его (господина Простакова). Между тем в комедии ее персонажи характеризуют себя иначе: «Уто я, сестрин брат», «Я женин муж», «А я матушкин сын». Как вы это объясняете? Как вы думаете, почему полным хозяином поместья у Фонвизина оказывается не помещик, а помещица? Связано ли это со временем, когда создана комедия «Недоросль»?
4. Проследите, как развивается конфликт между положительными и отрицательными персонажами. Как в этом конфликте раскрывается идея комедии («Угнетать рабством себе подобных — беззаконно»)?
5. Кто из действующих лиц, по нашему мнению, больше других удался Фонвизину? Ничему?
6. Каковы трудности при чтении этой старой комедии? Чем сегодня интересен нам Недоросль?
1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)