Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны

Критерии научного знания

Так к признакам научного знания можно отнести:

В науке логики существует несколько смыслов непротиворечивости:

1. Непротиворечивость относительно отрицания. То есть теория непротиворечива, если в ней не доказываются одновременно А и не-А.
2. Абсолютная непротиворечивость. То есть теория непротиворечива, если в ней недоказуемы любые утверждения, формулируемые в языке данной теории.
3. Семантическая непротиворечивость. То есть теория непротиворечива, если всякая её теорема является истиной.

Таким образом, проблема систематизации и вычленения критериев научного знания сложна и нерешена. Актуальности добавляет и то, что в теории и практике нет единого подхода ни к понятию того, что есть критерий, что есть наука и что есть знание. Сложные вопросы философии и философии науки, вопросы познаваемости мира, соотношения истины и правы, истины и мнения, являются дискуссионными и, говоря про критерии научности (и истинности), мы можем лишь с некой долей абстракции принимать некие догмы, теории и «правила игры» наиболее авторитетных учёных и уровень развития научного познания в целом. В данной работе мы выделяем 5 основных критериев научного знания: рациональность, новизна, достоверность, истинность и логическая непротиворечивость. Тем не менее, можно набрать не менее десятка иных критериев, которые в равной степени значимости будут отвечать требованиям и формальным признакам критерия научности. Так выделяются экстралогические и неэмпирические критерии, такие как: простота, красота, информативность, концептуальность, прагматичность и иные. Все эти критерии имеют место быть и продолжают изучаться и исследоваться, что лишний раз подчеркивает сложность и многогранность человеческого бытия.

Источник

Тестовые задания по теме «Наука»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тестовые задания по теме:

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда учёного, его особенности. Ответственность учёного перед обществом.

Науку от других областей духовной культуры отличает

А) Использование средств художественной выразительности

Б) Вера в существование сверхъестественных сил

В) Теоретическое объяснение фактов и процессов

Г) Оценка событий с позиций добра и зла

Верны ли следующие суждения о науке?

2) Некоторые открытия и достижения науки оцениваются и используются только много десятилетий спустя.

а) Верно только 1 в) Верны оба суждения

б) Верно только 2 г) оба суждения неверны

Какую сферу общества представляют религия, наука, образование:

Под наукой понимают:

2) производство знаний.

а) совокупность знаний об окружающем мире;

б) система исследований для получения новых знаний;

в) специфические организации и учреждения;

г) все вышеперечисленное.

Верны ли следующие суждения о проблеме социальной ответственности ученых?

1) Обострение проблемы социальной ответственности ученых связано с потенциальной опасностью для общества некоторых достижений и открытий.

а) Верно только 1 в) Верны оба суждения

б) Верно только 2 г) оба суждения неверны

7. В процессе научного познания обязательно происходит:

Б) создание художественного образа;

В) создание материальных ценностей;

Г) отрицание предыдущих достижений.

8.Прочтите приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Наука как система включает ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; _______________(3) научного исследования, понятийный аппарат, систему научной информации, а так же всю сумму имеющихся знаний, выступающих в качестве предпосылки, средства или результата научного производства.

Слова в списке даны в И.п. Каждое слово (словосочетание ) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Тестовые задания по теме:

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда учёного, его особенности. Ответственность учёного перед обществом.

1. Что из перечисленного ниже характеризует науку?

А) эстетическое освоение мира;

Б)установление закономерностей развития общества;

В) оценивание событий и явлений с позиций морали;

Г) выражение эмоционального отношения к миру.

2. Научные исследования, нацеленные на использование достижений науки для решения практических задач, называются:

3. Какой критерий научности знаний предполагает, что предметы и явления должны быть познаны наукой такими, какие они есть, без каких-либо посторонних привнесений (собственных мнений, взглядов исследователей и т. п.)?

4. Познавательно –объяснительная функция науки заключается:

А)в составлении прогнозов о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендаций по преодолению возможных конфликтов;

Б)в познании и объяснении устройства мира и законов мирового развития;

В) в том, что наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащает производство новой техникой и технологиями;

Г) в том, что наука воздействует на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений.

5. Какую функцию науки иллюстрируют разработки антигололедного препарата для обработки дорог?

6. Какую функцию науки иллюстрирует описание поверхности Марса, полученное с помощью космического робота-исследователя?

Г) катализатора процесса совершенствования производства.

7.Наука – это мышление:

б) в художественных формах;

8.Прочтите приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Наука является частью мировой и национальной _____________(3). Современная наука активно взаимодействует с ____________(4), происходит формирование мирового научного сообщества.

Слова в списке даны в И.п. Каждое слово (словосочетание ) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Источник

КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ ПОЗНАНИЯ

Смотреть что такое «КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ ПОЗНАНИЯ» в других словарях:

КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ — особенности научного познания, позволяющие отличить его от других форм знания и познания. К числу главных научных критериев относятся: 1) Задача обнаружение объективных законов природы, общества, мышления, познания. 2) Цель достижение объективной … Тематический философский словарь

Форма познания — Гносеология (от др. греч. γνῶσις «знание» и λόγος «учение, наука»); эпистемология (от др. греч. ἐπιστήμη, «знание» и λόγος «слово, учение») теория познания, раздел философии. Термин «гносеология» был введён и активно применялся в … Википедия

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология) — составная часть рус. философской мысли на протяжении всей ее истории, значимость и удельный вес к рой возрастали но мере достижения последней более высоких ступеней зрелости. В качестве относительно самостоятельной области философского… … Русская философия: словарь

Теория познания — (гносеология) составная часть философии и рус. философской мысли на протяжении всей ее истории, значимость к рой возрастала по мере достижения последней более высоких ступеней зрелости. В качестве относительно самостоятельной области… … Русская Философия. Энциклопедия

ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — совокупность внутринаучных ценностей, методологических и др. требований, установок, которые организуют, направляют и оценивают как сам ход научного исследования, так и его результаты – научное знание на каждом конкретно историческом этапе… … Философия науки и техники: тематический словарь

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ — область философии, исследующая природу научного знания, его структуру и функции, методы научного познания, способы обоснования и развития научного знания. В своем исследовании научного знания Ф.н. опирается на те или иные гносеологические… … Философская энциклопедия

познание социальное — ПОЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ. 1. В широком смысле научные и вненаучные формы познания общества. 2. Научное познание общества. 1. Общество познается как наукой, так и вненаучными формами познания, включающими в себя знания, которыми… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ВЕРИФИКАЦИЯ — в культурологии (позднелат. verificatio доказательство, подтверждение верности или истинности чего либо; от лат. verus истинный и facio делаю) установление истинности тех или иных суждений (утверждений и отрицаний) о культуре в знании о… … Энциклопедия культурологии

Эпистемология — (от др. греч. ἐπιστήμη «научное знание, наука», «достоверное знание» и λόγος «слово», «речь»); гносеология (от др. греч. γνῶσις «познание», «знание» и … Википедия

ценности в познании — ЦЕННОСТИ В ПОЗНАНИИ форма проявления социальной и культурно исторической обусловленности познания субъекта. Термин «ценность» употребляется не только в естественном языке, но и в науке, искусстве, морали, религии и др. сферах духовной… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Источник

2.3.1 Основные признаки научного познания. Критерии научности

В самом общем смысле научное познание – это процесс получения достоверных знаний, направленный на достижение истины и обнаружение объективных законов.1 Научное познание имеет триединую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием явлений и процессов действительности.

Рассмотрим особенности научного познания, отличающие его от других типов познания. В современной философии и методологии науки выделяют различные признаки науки, соответствующие критериям научности.

1. Предметность научного познания, т.е. наличие своего предмета исследования. Любая наука возникает (имеет право на существование) прежде всего тогда, когда ей есть что исследовать, когда в поле деятельности ученого оказываются специфические объекты (или его стороны, аспекты), отличные от предметов изучения других наук. Причем, наука может изучать и такие объекты, которые могут стать предметом практического освоения в далеком будущем. «Она постоянно выходит за рамки предметных структур наличных видов и способов практического освоения мира и открывает человечеству новые предметные миры его возможной будущей деятельности».2

2. Специальная направленность на получение, производство новых знаний. Приращение знаний и их принципиальная новизна – неотъемлемое свойство научного творчества. Ценность новизны знаний является приоритетной для научной деятельности в отличие от других видов деятельности и познания.

3. Рациональность научных знаний.3 Наука – продукт человеческого разума, в ней не может быть ничего мистического, необъяснимого, магического.

4. Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. систематизация полученных знаний, приведение их в порядок с помощью определенных теоретических принципов, которые объединяют отдельные знания в целостную систему. Собрание разрозненных знаний, не объединенных в систему, еще не образует науки. Знания превращаются в научные, когда они включаются в систему понятий, категорий, законов, т.е. в состав теории. Другими словами, научные знания представляют собой теоретические системы, характеризующиеся упорядоченным, логически организованным характером.

5. Объективность и достоверность (истинность) научных знаний. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – достижение истины. Отсюда характерная черта научного познания – объективность, достоверность, истинность; устранение из познания для реализации «чистоты» рассмотрения не присущих предмету исследования субъективистских моментов (субъективизма, предвзятости, искажений). Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта – важное условие и предпосылка научного познания. Оно неосуществимо без конструктивно-критического отношения субъекта к действительности и к самой исследовательской деятельности, исключающего косность, догматизм. Диалектика объективного и субъективного в научном познании исторически менялась на разных этапах развития науки: классической, неклассической и постнеклассической (об этом речь пойдет ниже при рассмотрении идеала научности в указанных этапах).

6. Обоснованность и доказательность научных знаний, достоверность выводов. В науке нельзя быть голословным, декларативным. Специальные способы обоснования и доказательства научной истины отличают науку от обыденного познания и религии, где многое принимается на веру или базируется на житейском опыте. Научное знание суть доказательное знание, оно должно быть подтверждено аргументами, фактами: выдвигаемые идеи и тезисы доказаны, рассуждения аргументированы, полученные выводы обоснованы, результаты подтверждены.1

7. Проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов (другими исследователями, в разных странах и условиях и т.п.) для подтверждения истинности, достоверности полученных знаний. Критерий проверяемости устанавливает, соответствуют ли научные знания действительности или нет. Любой исследователь, воссоздав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии убедиться в его истинности или, если он не находит подтверждения, отвергнуть его. Проверяемость в эмпирических науках осуществляется путем обнаружения соответствия (или несоответствия) научных гипотез и теорий результатам наблюдений и экспериментов. Причем, в одних науках можно проводить точные эксперименты (физика, химия, биология), в других приходится ограничиваться лишь систематическими наблюдениями (астрономия) или дошедшими до нас историческими фактами (история, археология, этнография), в третьих в основном приходится анализировать конкретные факты и лишь отчасти обращаться к эксперименту (экономика, социология, политология). Многие исходные научные утверждения, принципы и законы нельзя непосредственно соотнести с эмпирическими фактами, поскольку они содержат утверждения об абстрактных и идеальных объектах. Их проверка осуществляется косвенным путем с помощью выведения логических следствий из теории; путем сопоставления следствий с действительными фактами можно судить об истинности или ложности теории.1

8. Эссенциальность, или номотетичность. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов в исследуемой предметной области. Отсюда ориентация научного исследования главным образом на общие, существенные свойства предметов и явлений, углубление в их сущность и выражение их в системе абстракций, в форме идеализированных объектов. Это основной признак науки, ее главная особенность, ее конституирующее начало. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов.

9. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего, прогнозирует тенденции и перспективы развития объектов, конструирует «модели» будущего. Наука, таким образом, постоянно выходит за рамки наличных видов и состояний объектов и открывает человечеству новые предметные области, открывает возможность опережающего исследования объектов, не охваченных текущей практикой.

10. Применение в научном познании различных идеальных (идеализированных объектов, математического аппарата и т.п.) и материальных средств (приборов, инструментов и другого научного оборудования), а также методов исследования (общенаучных и частнонаучных, специальной методики и техники исследования). Применение всех этих средств способствует целенаправленному поиску истины, делая его упорядоченным и организованным, что значительно повышает эффективность научных исследований. Кроме того, научная деятельность предполагает определенные стандарты, универсальные критерии и нормы исследования, которыми должен руководствоваться любой ученый. Они обеспечивают интерсубъективность научных результатов, т.е. служат для обеспечения объективности результатов исследования, недопущения и исключения всякой предвзятости, произвола, предубежденности.2

11. Выработка специализированного стандартного (естественного и искусственного) научного языка, понятийно-категориального аппарата, позволяющего той или иной науке глубже, точнее, адекватнее отобразить свой предмет. Наука не просто фиксирует свое знание в языке, но постоянно воспроизводит его, формирует в соответствии со своими нормами и принципами, благодаря чему наука является развивающейся системой знания.

12. Формальная непротиворечивость знания. Критерий непротиворечивости означает непротиворечивость и последовательность научного мышления, достигаемые соблюдением четырех основных законов формальной логики, прежде всего закона недопущения противоречия. Решающую роль критерий непротиворечивости играет в абстрактно-логических науках (математика, логика). Но его соблюдение обязательно для любых наук.1

13. Логическая строгость, точность и однозначность (эта черта характерна для точных наук: естественных, технических, абстрактнологических).

Признаки научного познания и критерии научности – тесно связанные между собой понятия, но не тождественные. Из рассмотренных выше признаков научного познания к критериям научности, на наш взгляд, будут относиться: 2-8, 12-13 признаки: новизна знаний, рациональность, системность, объективность и достоверность (истинность), обоснованность и доказательность, проверяемость, номотетичность, формальная непротиворечивость, однозначность.

Критерии научности имеют нормативно-ориентирующий характер, они нормативно ориентируют научные исследования, направляют научно- поисковую деятельность, исключают из науки непродуктивные гипотезы, тупиковые идеи и ходы мыслей, указывают направления желательной эволюции хода исследований, выполняют функции отбора различных единиц знания (форм, видов, отраслей). Другими словами, они учреждают типовую модель производства научного знания. Рассмотренные выше критерии научности представляют собой идеальную модель научного знания, они характеризуют науку с точки зрения долженствования: каким должно быть научное (по)знание. Реальная наука не всегда и не в полном объеме (и далеко не в совершенной форме) соответствует данным критериям. Но они непременно должны иметь место, выполняя функцию позитивного идеала в науке.

Критерии научности характеризуются историчностью, т.е. они не остаются неизменными на все времена, а постоянно менялись, конкретизировались, уточнялись в процессе развития науки, ее эволюции от классической к неклассической и постнеклассической. Некоторые из этих критериев претерпели существенную трансформацию. Изложенные выше критерии научности представляют собой стандартную модель научности, т.е. ее идеально «средний тип».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Критерии научного познания

Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны. Смотреть фото Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны. Смотреть картинку Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны. Картинка про Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны. Фото Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны. Смотреть фото Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны. Смотреть картинку Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны. Картинка про Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны. Фото Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны. Смотреть фото Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны. Смотреть картинку Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны. Картинка про Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны. Фото Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны. Смотреть фото Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны. Смотреть картинку Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны. Картинка про Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны. Фото Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны

Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны. Смотреть фото Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны. Смотреть картинку Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны. Картинка про Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны. Фото Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны

Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны. Смотреть фото Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны. Смотреть картинку Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны. Картинка про Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны. Фото Какой критерий научных знаний предполагает что предметы и явления должны быть познаны

Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство.

Критерии научного познания позволяют в определенной мере осуществить демаркацию (провести границу между наукой и ненаукой). Таким образом ограждая науку от непригодных, несостоятельных, «бредовых» идей.

Рациональность – хар-ка научного знанаия с точки зрения ее формы.

Системность –совокупность знаний приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые объединяют отдельные знания в целостную систему.

*Обоснованность – это некоторая рационалистически ориентированная оценка знания для того, чтобы рез-т данного зн-я был принят другими. Это аналог убеждения.

Открытость для критики и проверки – внешнее условите для сущ-ния научног знания.

*Предметная определенность – у каждой науки св. предмет. Определение пр-та связано со строгой рацион-кой процедурой.

Интерсубъективность – термин нов. Это консенсуальное согласие м/у суб-ми позн-я относ-но принятия разл. когн. реш-й (относ-но понимания знач-я и смысла конкр. терминов и понятий, истинного значения конкр. высказываний и т.д.). И. это та же объект-ть зн-я, но принятая науч. сообществом.

Полезность – практическая применимость.

Наличие собств. языка – каждое Н. д. иметь св. язык. Не м.б. у 2-х разн. Н. одинакового языка. Сущ-т два стиля языка: 1) устно-разговорный (литер-разгов, разгов-бытовой, ораторский). 2) письменно-книжный (офиц-деловой, публицистич-й, беллетрический, научный).

Осн. черты науч. стиля: 1) логич. послед-ть науч. излож-я; 2) однозначность; 3) точность; 4) сжатость при информативной насыщенности содержания; 5) конкретность (предмет); 6) бесстрастность изложения (индифферентизм).

*Верифицируемость – опытное подтверждение (неопозитивизм «только те высказывания могут претендовать на статус научных, которые подтверждаются опытом»).

*Фальсифицируемость – противоположность верифицируемости – опровержение (делает знание относительным, лишает его абсолютности и неизменности).

*Эвристичность –характеристика научной теории, которая определяет, что теоретический рост концепции опережает ее эмпирический рост (предсказание новых, еще неизвестных фактов, а не объяснение уже известных).

*Когерентность – аналог согласованности.

* Доказательность — логическое действие, направленное на обоснование истинности какого-либо утверждения (мысли, высказывания, суждения, теории), с помощью других утверждений, истинность которых считается доказанной. Довод или факт, подтверждающий что-либо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *