Какой критерий указывает на то что изучаемая группа организмов является популяцией
Виды и популяции
Видом называют совокупность особей, которых объединяет сходство морфологических, физиологических и биохимических особенностей, общее происхождение, способные скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство, занимающие определенный ареал.
Напомню, что название всех живых существ состоит из двух слов, так как во всем мире принята биноминальная номенклатура, созданная Карлом Линнеем.
Критерии вида
Особи объединяются в один вид на основании сходства по ряду критериев, однако замечу, что ни один из этих критериев не является абсолютным. Только в совокупности данные критерии позволяют объективно сделать вывод о том, к какому виду относится организм.
Данный критерий свидетельствует о сходстве процессов жизнедеятельности среди особей одного вида. К такому критерию можно отнести, к примеру, продолжительность беременности, периоды миграции и спячки у особей.
Белки и нуклеиновые кислоты у особей одного вида являются видоспецифичными. Это связано с уникальной последовательностью генов в ДНК.
Особи одного вида сходны по строению и числу хромосом. Этот критерий также не абсолютный, у разных видов число хромосом может быть одинаково: в клетках гориллы, картошки и ужовника по 48 хромосом. Однако различия здесь очевидны 🙂
Этот критерий акцентирует внимание на сходстве в поведении животных одного вида. Однако нельзя забывать, что разные виды могут проявлять схожее поведение.
Распространение вида на определенном ареале (территории).
Популяция (лат. populatio — население)
Именно на уровне популяции происходят элементарные эволюционные процессы, которыми так активно занимался советский генетик-эволюционист С.С. Четвериков. Он выдвинул предположение о накоплении мутаций в пределах популяции и подчеркнул особое значение естественного отбора, изоляции в появлении новых видов.
Вся совокупность генов у особей, составляющих популяцию, называется генофонд и представляет собой механизм обмена и передачи генетического материала. У отдельных особей возникают мутации, которые накапливаются в генофонде, и могут привести к появлению новых признаков (возможно полезных, а возможно и не очень).
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Какой критерий указывает на то что изучаемая группа организмов является популяцией
Подробное решение Праграф § 38 по биологии для учащихся 9 класса, авторов В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов
1. Что понимают под изменчивостью организмов? Какие её виды вам известны?
Различают наследственную и модификационную изменчивость.
2. Что такое генотип и фенотип?
Совокупность всех генов какого-либо организма называют генотипом.
Совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма называют фенотипом.
3. Что такое гены? Какие гены называют аллельными?
Ген — это участок ДНК, несущий информацию о строении одной молекулы белка.
4. Что такое мутации? Какие виды мутаций вам известны?
Мутации могут затрагивать генотип в различной степени, и поэтому их делят на генные, хромосомные и геномные. Среди них встречаются следующие виды мутаций: утрата, делеция, дупликация, инверсия, полиплоидия.
Вопросы
1. Что изучает популяционная генетика?
Популяционная генетика изучает как аллели ведут себя в популяции, в чём состоят механизмы, изменяющие соотношение аллелей в пределах популяции, и как протекают в популяции эволюционные изменения.
2. Что такое генофонд?
3. Почему генофонд популяции постоянно изменяется?
Генофонд популяции постоянно изменяется под влиянием разных экологических факторов. Во-первых, это связано с мутационной изменчивостью самих генотипов, образующих генофонд. Во-вторых, генофонд может направленно изменяться под действием отбора. У разных групп организмов изменчивость генофонда различна, но в целом она достаточно высока.
4. Какое значение имеет изучение изменения генофонда популяций?
Изучение состава генофонда популяции позволяет сделать вывод о происходящих в ней эволюционных изменениях.
5. Какие факты могут служить доказательством приспособительного (адаптивного) характера изменений генофонда?
Одним из примеров, доказывающих приспособительный характер изменений генофонда популяции, может служить так называемый индустриальный механизм у березовой пяденицы. Окраска крыльев этой бабочки имитирует окраску коры берез, на которых эти сумеречные бабочки проводят светлое время суток. В популяциях, обитающих в индустриальных районах, со временем стали преобладать ранее крайне редкие темные бабочки, а белые, напротив, стали редкими. В генофондах этих популяций изменилась частота аллелей, определяющих соответствующую покровительственную окраску.
6. Какие изменения генофонда позволяют делать вывод о происходящих в популяции эволюционных изменениях?
О происходящих в популяции эволюционных изменениях можно судить по изменению частоты встречаемости отдельных генов. Происходящие изменения внешнего строения организмов, особенностей их поведения и образа жизни и в конечном итоге — по лучшей приспособленности популяции к данным условиям внешней среды, являются следствием возрастания в генофонде частот одних генов и снижения частот других.
Задания
Подумайте, какие выводы о причинах различия в генетическом составе разных популяций человека можно сделать, учитывая тот факт, что люди с разными группами крови обладают разной восприимчивостью к некоторым болезням (малярии, диабету, астме и т. д.).
Причиной различия в генетическом составе разных популяций человека можно считать влияние определенной среды определенный период времени. С генетической точки зрения изменчивость представляет собой результат реакции генотипа в процессе индивидуального развития организма на условия внешней среды.
Второй причиной можно считать изолированность популяции с особями, обладающими конкретными признаками, в результате чего увеличивается частота определенных генов.
Изучив основной текст параграфа и познакомившись с дополнительным текстом, обсудите с одноклассниками, какие свойства живого, процессы и явления могут рассматриваться в качестве главных движущих сил эволюции с позиций современной биологической науки.
Ч. Дарвин и его последователи к основным факторам эволюции относили изменчивость, наследственность и естественный отбор. В настоящее время к ним добавляют множество других дополнительных, неосновных факторов, которые, тем не менее, оказывают влияние на эволюционный процесс, а сами основные факторы понимаются теперь по-новому.
Ведущие факторы эволюции. К ведущим факторам эволюции в настоящее время относят мутационные процессы, популяционные волны численности, изоляцию и естественный отбор.
Поскольку мутации возникают случайно, постольку их результат становится неопределенным, однако случайное изменение становится необходимым, когда оно оказывается полезным для организма, помогает ему выжить в борьбе за существование. Закрепляясь и повторяясь в ряде поколений, случайные изменения вызывают перестройку в структуре живых организмов и их популяций и таким образом приводят к возникновению новых видов. Популяции, насыщенные мутациями, обладают широкими возможностями для совершенствования существующих и выработки новых приспособлений в измененяющихся условиях среды. Однако сам мутационный процесс без участия других факторов эволюции не может направлять изменение природной популяции. Он является лишь поставщиком элементарного эволюционного материала.
Популяционными волнами называют колебания численности особей в популяции. Причины этих колебаний могут быть различными. Например, резкое сокращение численности популяции может произойти вследствие истощения кормовых ресурсов. Среди оставшихся в живых немногочисленных особей могут оказаться редкие генотипы. Если в дальнейшем численность восстановится за счет этих особей, то это приведет к случайному изменению частот генов в генофонде данной популяции. Таким образом, популяционные волны являются поставщиком эволюционного материала.
В качестве третьего основного фактора эволюции выступает обособленность (изоляция) группы организмов. На эту особенность указывал еще Дарвин, который считал, что для образования нового вида определенная группа старого вида должна обособиться, но он не мог объяснить необходимость этого требования с точки зрения наследственности. В настоящее время установлено, что обособление и изоляция определенной группы организмов необходимы для того, чтобы она не могла скрещиваться с другими видами и тем самым передавать им и получать от них генетическую информацию.
Направляющий фактор — естественный отбор. Однако в настоящее время представления о естественном отборе дополнились новыми фактами, значительно расширились и углубились. Естественный отбор следует понимать как избирательное выживание и возможность оставления потомства отдельными особями. Биологическое значение особи, давшей потомство, определяется ее вкладом в генофонд популяции. Отбор действует в популяции, его объектами являются фенотипы отдельных особей. Фенотип организма формируется на основе реализации информации генотипа в определенных условиях среды. Таким образом, отбор из поколения в поколение по фенотипам ведет к отбору генотипов, так как потомкам передаются не признаки, а генные комплексы.
Биология. 11 класс
Организация живого
Вид. Критерии вида. Популяции
Необходимо запомнить
В конце XVII века английский ботаник Джон Рей впервые предложил разделить растения на двудольные и однодольные и дал первую биологическую концепцию вида, отметив, что разные виды отличаются по внешнему и внутреннему строению и не скрещиваются между собой.
Сто лет спустя Ж.-Б. Ламарк построил систему классификации, в которой приводил иной принцип эволюционного родства видов на основе постепенного и всеобщего изменения видов и превращения их в другие виды. Однако, выдвинув великую идею, он не смог верно оценить изменчивость видов и пришел к представлению об искусственности вида, отрицая реальность существования видов в природе.
Ч. Дарвин, как и многие его последователи, столкнулся с этой проблемой и не смог её полностью разрешить. Он считал термин «вид» совершенно произвольным, придуманным ради удобства для обозначения группы особей, схожих между собой.
Но виды реально существуют, и это доказывается системой критериев, которые позволяют чётко выделить виды и отличить их друг от друга.
Вид — совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определенным условиям жизни и занимающих в природе определенную область — ареал. Вид представляет собой одну из основных форм организации живого и является основной категорией биологической классификации.
Но иногда возникают трудности в установлении принадлежности особи к определённому виду. Для решения вопроса о такой принадлежности используется целый ряд критериев – признаков, по которым виды отличаются друг от друга:
Морфологический критерий подразумевает внешнее сходство особей, относящихся к одному виду. Но иногда особи одного вида очень сильно отличаются (такса и дог) или наоборот, есть виды, морфологически почти неотличимые, так называемые виды-двойники (виды чёрных крыс), которые генетически изолированы и не скрещиваются. Следовательно, для определения видовой принадлежности одного морфологического критерия недостаточно.
Основным является генетический критерий, так как заключает в себе главное свойство вида – его генетическую изоляцию от других – невозможность скрещивания между особями разных видов из-за отличий хромосомного набора (число и строение хромосом). Даже если появляются межвидовые гибриды, они чаще всего бесплодны, нарушается процесс образования половых клеток. Но иногда и этот критерий подводит, так как плодовитое потомство может появляться при скрещивании особей, относящихся к разным видам.
В основе физиологического критерия лежит сходство всех физиологических процессов у особей одного вида — питание, дыхание, выделение, особенно важны отличия в физиологии размножения (строение полового аппарата, сроки размножения).
Биохимический критерий основан на молекулярном сравнении различных видов, в первую очередь сравнении ДНК и белков, где с большой вероятностью можно определить, насколько близкими родственниками являются те или иные виды (по составу аминокислот гемоглобин шимпанзе не отличается от гемоглобина человека).
Географический критерий определяет обитание каждого вида в пределах определенной территории (ареала). Существуют виды, распространенные повсеместно – космополиты, и виды – эндемики, у которых может быть небольшой ареал. Области распространения различных видов часто перекрываются, а значит, этот критерий не может быть решающим.
Экологический критерий предполагает, что каждый вид приспособлен к определенным условиям существования и характеризуется определенным типом питания, местом обитания, сроками размножения, т. е. занимает определенную экологическую нишу (например, белый медведь приспособлен к одним экологическим факторам, бурый – к другим).
Таким образом, по одному из критериев нельзя точно различать виды между собой. Определить принадлежность особи к конкретному виду можно только на основании совокупности всех или большинства критериев.
Тест по биологии «Популяционно-видовой уровень»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1. Форма существования вида в конкретных условиях среды и единица эволюции – это…
А) экология; Б) популяция; В) вид.
2. Совокупность организмов, характеризующихся общностью происхождения, обладающих наследственным сходством всех признаков и свойств, называют…
А) видом; Б) критерием; В) популяцией.
3. Важный фактор эволюции…
А) наследственность популяций;
В) изменчивость популяций.
4. Английский натуралист, который первым пытался определить критерии, или признаки, по которым можно судить о принадлежности организма к данному виду…
А) Т. Морган; Б) Карл Линней; В) Джон Рей.
5. Групповые характеристики, такие, как обилие, рождаемость, смертность, возрастной состав, называются…
А) экологическим показателем;
Б) демографическим показателем;
В) мировым показателем.
6. Соотнесите критерии вида с их характеристиками:
а) Определённая область распространения;
б) Сходство процессов жизнедеятельности;
в) Внешнее строение;
г) Строение геномного материала;
д) Определённые условия обитания.
е) Факторы внешней среды
___ 2. ___ 3. ___ 4. ___ 5. ___
1. Наука о взаимоотношении организмов между собой и с окружающей средой – это…
А) вид; Б) популяция; В) экология.
2. Группа организмов одного вида, обладающих способностью свободно скрещиваться и неограниченно долго поддерживать своё существование в данном районе – это…
А) популяция; Б) критерием; В) вид.
А) царством; Б) систематикой; В) отделом.
4. Шведский учёный, создавший научную систематику…
А) Т. Морган; Б) Карл Линней; В) Джон Рей.
5. Характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других, называют…
6. Соотнесите демографические показатели популяции с их характеристиками:
а) Общее количество особей;
б) Скорость прибавления особей;
в) Количество особей на определённую территорию
г) Скорость сокращения численности;
д) Соотношение старых и молодых особей
е) Соотношение самцов и самок
___ 2. ___ 3. ___ 4. ___ 5. ___
1. В природе группы распространены не равномерно, а отдельно …
А) популяциями; Б) семьями.
2. Характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других, называют…
А) критериями рода; Б) критериями виды;
3. Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор проявляются в популяции, поэтому её считают…
А) единицей вида; Б) единицей эволюции.
4. Двойное название вида ввёл …
А) Карл Линней; Б) Джон Рей.
А) демографический показатель;
Б) область распространения вида.
6. Сходство внешнего и внутреннего строения организма является…
А) морфологическим критерием;
Б) географическим критерием.
7. Характерный для каждого вида набор хромосом, их размеры, форма, состав ДНК – это…
А) генетический критерий;
Б) морфологический критерий.
8. Скорость сокращения численности в результате гибели особей – это…
А) рождаемость; Б) смертность.
9. Количество особей на определённую территорию – это…
А) плотность; Б) численность.
10. К внутривидовой борьбе относится (примеры гибели особей одуванчика):
А. Всходами одуванчика питаются травоядные животные
Б. Семена одуванчика погибают в пустыне и Антарктиде, на скалах
В. Растения одуванчика гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов Г. Сами одуванчики вытесняют друг друга
1. В результате искусственного отбора возникли:
А. Породы кроликов с чисто-белой шерстью
Б. Размножение кур яйцами
В. Копыта у лошадей
Г. Покровительственная окраска зайца-беляка
2. Эволюционные изменения, ведущие к упрощению организации, называются:
А. Идиоадаптациями В. Дегенерациями
Б. Регрессом Г. Ароморфозами
3. Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор проявляются в популяции, поэтому её считают…
А) единицей вида; Б) единицей эволюции.
4. Ароморфоз у растений – это:
А. Фотосинтез Б. Распространение семян ветром
А) демографический показатель; Б) область распространения вида.
6. Совместная трудовая деятельность у предков человека привела к появлению:
А. S-образного позвоночника В. Сводчатой стопы
Б. Общественного образа жизни Г. Прямохождения
7. Идиоадаптация – это появление у животных:
А. Теплокровности В. Разной формы клюва птиц
Б. Живорождения Г. Четырехкамерного сердца
А. Прогрессом В. Ароморфозами
Б. Регрессом Г. Идиоадаптациями
9. Количество особей на определённую территорию – это…
А) плотность; Б) численность.
10. Наука. изучающая жизнь популяций – это…
А) систематика; Б) экология.
Ответы. Популяционно-видовой уровень.
1 – г; 2 – д; 3 – а; 4 – в; 5 – б.
1 – б; 2 – а; 3 – д; 4 – в; 5 – г.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В данной работе представлен тест для обучающихся 10 класса по теме : «Популяционно-видовой уровень организации жизни», идёт проверка знаний о закономерности эволюции органического мира, о популяции, уровнях организации жизни на Земле. Работа представлена в 4 вариантах, имеются ответы для проверки. Желаю удачи!
Ошибочка вышла с ответами: в 3 варианте: 9Б, в 4 варианте: 2В 6Б 7В 8А 9Б 10Б
Номер материала: ДБ-1565323
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Какой критерий указывает на то что изучаемая группа организмов является популяцией
Подробное решение Праграф § 35 по биологии для учащихся 9 класса, авторов В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов
1. Что изучает наука систематика?
Систематика (классификация, таксономия) – наука о многообразии живых организмов и распределении их по группам на основании эволюционного родства.
2. Какие систематические категории вам известны? Приведите примеры из курсов зоологии и ботаники.
Систематичекские единицы (таксоны) в порядке уменьшения:
Типы и отряды используются в классификации животных, а отделы и порядки – в классификации растений и грибов.
Выполните лабораторную работу.
Изучение морфологического критерия вида
Цель работы: определить, можно ли только по морфологическим признакам судить о принадлежности организма к определённому виду.
1. Рассмотрите предложенные вам объекты.
Чучела домашней утки и селезня.
1. Сделайте их морфологическое описание.
3. Сделайте вывод.
Учитывая только морфологический критерий мы отнесли бы селезня и утку к разным видам, что является ошибкой. Поэтому при определении принадлежности особи к определенному виду обязательно необходимо учитывать и другие критерии.
Вопросы
1. Какова основная цель классификации организмов?
Основная цель классификации организмов – помочь разобраться во всём многообразии организмов для их изучения.
2. Что такое вид и критерии вида?
Видом называют совокупность организмов, характеризующихся общностью происхождения, обладающих наследственным сходством всех признаков и свойств и способных к бесконечному воспроизведению самих себя при скрещивании.
3. Какие критерии вида вам известны?
Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический, этнологический.
4. Какова роль репродуктивной изоляции в поддержании целостности вида? Приведите примеры.
Репродуктивная изоляция препятствует смешению представителей вида при половом размножении. Она обеспечивается множеством механизмов, например различиями ареалов, разными сроками или местами размножения, особенностями поведения в брачный период и многими другими. Репродуктивная изоляция главный признак появления нового вида.
5. Что такое популяция?
6. Почему биологические виды существуют в природе в форме популяций?
Условия жизни в разных районах ареала вида могут несколько различаться. Под влиянием этого в отдельных популяциях могут возникать и накапливаться свойства, отличающие их друг от друга. Как и среди организмов, среди популяций невозможно найти две полностью тождественные. Изменчивость популяций повышает внутреннее разнообразие вида, его устойчивость к локальным (местным) изменениям условий жизни, позволяет ему проникать и закрепляться в новых местах обитания. Можно сказать, что существование в форме популяции обогащает вид, обеспечивает его целостность и сохранение основных видовых свойств.
Задания
1. Составьте список известных вам видов растений и/или животных. Попытайтесь сгруппировать их по степени морфологического сходства.
А) Волк, шакал, лиса, песец, собака
Б) Кошка, лев, рысь, леопард, гепард, пума, пантера, тигр
В) Заяц-беляк, заяц-русак, кролик
Г) Суслик, белка, сурок, соня
Д) Мышь, крыса серая, крыса черная и т.д.
Примечание: в большинстве случаев указаны роды, а не виды
2. Объясните, почему нельзя выделить один универсальный критерий вида.
Абсолютного критерия вида не существует, т.к. каждый из них характеризует только одну из многих сторон жизни особей вида, которые, например, могут совпадать у разных видов.
3. Изучив основной текст параграфа и познакомившись с дополнительным текстом, объясните, почему нельзя однозначно ответить на вопрос о количестве видов, живущих на нашей планете.
Возникают трудности в изучении видов из-за их неравномерного распределения на Земле (например, в тропическом поясе разнообразие выше в два раза, чем в умеренном) и обитания их в труднодоступных для человека местах (например, в океанических впадинах).
Особенно трудно с изучением мелких животных, таких, например, как некоторые отряды и семейства клещей, пауков, насекомых, червей и др. Энтомологам (специалистам по насекомым) очень часто приходится избирать себе на первый взгляд очень узкое поле деятельности, например, изучать жуков какого-нибудь одного рода или семейства.
Проблемой также является то, что в наше время виды исчезают быстрее, нежели их успевают обнаружить и описать.
При описании часто несколько видов описывают одновременно разные ученые, дают названия, а спустя время выясняется, что это один и тот же вид.