Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией

Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией

Исходной теоретической основой разработки принципов диагностики и организации коррекционной работы стало учение о закономерностях, компенсаторных и резервных возможностях, а также о движущих силах развития ребенка. Выбор цели и направленности диагностики, коррекции, стратегия ее осуществления определяется следующими принципами.

Принцип системного изучения ребенка и системы коррекционных мероприятий является одним из важных подходов в методологии отечественной педагогики. Реализация этого принципа обеспечивает устранение причин и источников нарушений, а его успех базируется на результатах диагностического обследования.

Комплексный подход, как один из основных педагогических принципов, означает требование всестороннего тщательного обследования и оценки особенностей развития ребенка. Этот подход охватывает не только речевую, интеллектуальную, познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, его неврологический, психический и речевой статусы. Сведения о соматическом состоянии ребенка, о состоянии его нервной системы, органов чувств, о возможной наследственной природе нарушений не менее важны при диагностике и определении путей коррекционного воздействия. Идея комплексного подхода в системе логопедической помощи детям с речевыми нарушениями акцентирует внимание на диагностических аспектах этой помощи, что вполне согласуется с реальной практикой взаимодействия логопеда с представителями смежных дисциплин.

Таким образом, логопедическое исследование является органической частью комплексного подхода к всестороннему обследованию ребенка. Принцип всестороннего подхода позволяет строить коррекционную работу не просто как тренировку речевых умений и навыков, а как целостную систему, органически вписывающуюся в повседневную деятельность ребенка.

Принцип динамического изучения тесно связан с разработкой положений Л.С.Выготского об основных закономерностях развития нормального и аномального ребенка. Специфические закономерности стали основными ориентирами в дифференциальной диагностике и коррекции речевых нарушений. Принцип динамического изучения предполагает прежде всего не только применение диагностических методик с учетом возраста обследуемого, но и выявление потенциальных возможностей, «зоны его ближайшего развития».

Принцип качественного анализа данных, полученных в процессе педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений, находится в тесной связи с принципом динамического изучения. Качественный анализ речевой деятельности ребенка включает в себя способы действий, характер его ошибок, отношение ребенка к экспериментам, а также к результатам его деятельности.

Перечисленные принципы диагностики речевых нарушений являются научной основой, способствуют выбору наиболее оптимальных диагностических коррекционно-образовательных путей.

Методология психолого-педагогического обследования основывается на целостности и конкретности педагогической диагностики.

Основным методом педагогической диагностики, является сбор анамнестических данных. При оценке анамнеза важно обратить внимание на соматическое состояние ребенка, психомоторное развитие, наличие наследственной патологии в семье, отметить возможность неблагоприятного воздействия вредных факторов в период внутреутробного развития. При рассмотрении анамнеза большую роль играет сбор речевого анамнеза, который, к сожалению, не всегда доступен для диагноза. Важно отметить: время появления гуления и лепета, особенности звукокомплексов, темп нарастания словарного запаса, а также сроки появления фразы.

Вторым методом диагностики речевого развития является наблюдение за обследуемым ребенком. В ходе свободного наблюдения есть возможность проследить за характером деятельности и игры на различном дидактическом и предметном материале, особенности эмоционально-речевой сферы, поведения, контактность со взрослыми и другими детьми.

Следующим методом при диагностике можно назвать метод беседы, но при работе с детьми раннего возраста применение данного метода возможно только в игровой ситуации.

Последним методом является эксперимент, который позволяет составить представление об уровне развития отдельных функций, структуре ведущих и осложняющих фактов, а так же о компенсаторных возможностях развития.

На основе данных Д.Б. Эльконина, Л.С.Выготского, М.Е.Хватцева о нормальном психическом развитии ребенка становится возможным выделить диагностические критерии раннего проявления недоразвития речи: сроки появления речи, оценка понимания речи, оценка звукового и лексико-грамматического уровня, оценка уровня развития ведущей деятельности и моторного развития.

Источник

Логопедическая работа с ребёнком с расщелиной нёба и деформацией губы

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Логопедическая работа с ребёнком с расщелиной нёба и деформацией губы

Сегодня, как никогда в прошлом, человечество испытывает на себе и своих детях последствия воздействия неблагоприятных факторов. Мутация нескольких генов влечет за собой повышение чувствительности к бактериям в окружающей среде. В этом случае причиной появления расщелины могут стать такие факторы как лекарства, рентгеновские лучи, инфекции, и даже стресс и шум. В результате их воздействия плод испытывает дефицит кислорода в течение тех нескольких часов, которые требуются для формирования лица, и тогда страдают срастающиеся ткани.

Наряду с поставленным диагнозом существуют и сопутствующие проблемы:

проблемы с приемом пищи

ушные инфекции и потеря слуха

Таким образом, звукопроизношение при расщелине нёба и деформации губы поражено тотально. Самостоятельное осознание дефекта речи у больных обычно отсутствует или критичность к нему снижена. Эффективность логопедической работы по устранению речевой патологии зависит от состояния носоглотки, от возраста ребенка. Важным фактором является и способность ребенка различать назальный тембр голоса от нормального.

Логопедическая работа при врождённой расщелине верхней губы и нёба очень сложна. Приступая к занятиям с ребёнком, необходимо оказывать на него всестороннее воздействие, учитывая в работе не только его речевое нарушение, но и всю личность ребенка в целом, его интересы и возможности, сопровождая всю работу с ним психотерапией.

Логопедические мероприятия должны быть направлены: на вызывание к деятельности нёбной занавески, на воспитание правильно направленной голосовыдыхательной струи воздуха и развитие голоса на ней, на воспитание правильной деятельности органов произношения и на снятие сопутствующих подсобных движений лицевой мускулатуры, на постановку звуков и их автоматизацию в речи и на введение здоровой речи в повседневное речевое общение. В основу этой работы кладется комплексные воздействия на весь периферический речевой аппарат, причем особо оттеняется деятельность нёбной занавески.

Обследование начинается с осмотра артикуляционного аппарата. Логопед классифицирует вид расщелины, выясняет, в каком возрасте были сделаны пластические операции губы и нёба, а затем подробно описывает состояние всех органов артикуляции. При расщелине верхней губы отмечают ее подвижность, выраженность рубцовых изменений, состояние уздечки. При полной неподвижности мягкого нёба необходимо попытаться вызвать глоточный рефлекс, прикасаясь шпателем к задней и боковой стенкам глотки. Наблюдаемый при этом непроизвольный рывок небной занавески вверх, во-первых, показывает, что подвижность мягкого нёба в принципе возможна и ее следует развивать, а во-вторых, демонстрирует приблизительный уровень смыкания, который может быть достигнут в дальнейшем.

Уровень речевого развития выясняют, проверив звукопроизношение, словарный состав речи, ее грамматический строй, а также фонематический слух. Анализируя особенности звукопроизношения, логопед проверяет звучание и артикуляции всех фонем русского языка вначале по подражанию, а затем при самостоятельном произнесении изолированных звуков, слов и предложений.

Весь используемый при обследовании материал должен соответствовать возрасту и развитию ребенка, так как, повторяя незнакомые слова или пытаясь назвать или охарактеризовать новые предметы или явления, он может продемонстрировать худшее звукопроизношение, чем обычно ему свойственное. После обследования произношения указывается общее впечатление о спонтанной речи: разборчивая, неразборчивая, смазанная, с избыточным носовым резонансом.

В заключение необходимо выяснить, как ребенок воспринимает собственное произношение: дифференцирует ли свои недостатки на слух или знает о них только со слов окружающих.

Изменения эмоционально-волевой сферы невозможно определить сразу. О них узнают после наблюдений за ребенком в течение длительного времени. Но уже при первом посещении нужно отметить, как ребенок вступает в контакт с незнакомыми людьми. Скованность, стремление отвечать на вопросы жестами и мимикой показывают, что ребенок знает о речевом расстройстве и стесняется его. Очень важно знать, интересуется ли ребенок своим недостатком и в каком плане, как он реагирует на замечания окружающих относительно речи и есть ли у него желание исправить недостаток.

Одновременно или последовательно с психотерапетвическими занятиями проводится артикуляционная гимнастика. Её основная цель: активизация и восстановление правильной работы всех компонентов артикуляционного аппарата (верхней и нижней челюсти, языка, мышцы шеи, гортань и голосовые связки) и исключение из процесса образования звуков компенсаторных механизмов. Немаловажным разделом артикуляционной гимнастики является активизация мягкого нёба посредством активной гимнастики. Особое место в занятиях отводится дыхательной гимнастике для получения длительного ротового выдоха под контролем движений диафрагмы и брюшного пресса. После адекватной подготовки артикуляционного аппарата начинаются голосовые упражнения: вокальная гимнастика, пение песен, использование игр, развивающих высоту голоса. В ходе логопедических занятий производится работа над постановкой звуков и далее их автоматизацией на уровне слогов-слов-предложений-фраз-связной речи, развивается сила и тембр голоса.

Формирование фонетически правильной речи у детей дошкольного возраста, имеющих врожденную расщелину нёба, направлено на решение нескольких взаимосвязанных задач:
1) нормализация «ротового выдоха», т. е. выработка длительной ротовой струи при произнесении всех звуков речи, кроме носовых;
2) выработка правильной артикуляции всех звуков речи;
3) устранение назального оттенка голоса;
4) воспитание навыков дифференциации звуков с целью предупреждения дефектов звукового анализа;
5) нормализация просодической стороны речи;
6) автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении.

Решение этих специфических задач возможно при учете закономерностей усвоения правильных навыков произношения. Логопедические занятия с детьми, страдающими врожденными расщелинами нёба, должны проводиться только индивидуально. Групповые занятия не подходят по нескольким причинам. Во время занятия в кабинете обязательно присутствие взрослого, который будет работать с ребенком дома. Он должен иметь специальную тетрадь и подробно записывать в нее все инструкции и задания.

Источник

Ринолалия

Различные расстройства звукопроизношения являются одними из самых распространенных дефектов речи у детей дошкольного и школьного возраста. При этом ситуация с каждым годом становится все более острой, поэтому крайне важна своевременная диагностика речевых нарушений еще в дошкольный период, чтобы ребенок мог избавиться от всех своих проблем еще до поступления в школу.

Дефекты речи будут влиять не только на успеваемость ребенка. Проблема в том, что дети, у которых есть какие-либо проблемы со звукопроизношением, испытывают серьезные сложности в общении с окружающими людьми. Такая ситуация также может спровоцировать буллинг со стороны сверстников, потому что они далеко не всегда с понимаем относятся к другим детям, которые по каким-либо признакам не похожи на них.

Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Смотреть фото Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Смотреть картинку Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Картинка про Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Фото Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией

Характерные особенности ринолалии

При нормальной фонации во время произношения всех звуков (кроме носовых) происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Полости разделяются небно-глоточным смыканием, которое вызывается сокращением мышц мягкого нёба, а также задних и боковых стенок глотки. Также происходит утолщение задней стенки глотки, что способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.

При ринолалии механизм фонации, артикуляции и голосообразования обладает существенными отклонениями от нормы. В зависимости от характера и степени нарушения выделяют определенные формы этого дефекта.

Закрытая ринолалия

Закрытая ринолалия характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время фонации.

Для этого нарушения характерно:

Причинами закрытой ринолалии, как правило, являются изменения в носовом пространстве органического характера, а также функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания.

Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Смотреть фото Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Смотреть картинку Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Картинка про Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Фото Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией

Органическая закрытая ринолалия, вызванная анатомическими патологиями, бывает двух видов:

Функциональная закрытая ринолалия может характеризоваться более сильным нарушением тембра гласных и носовых звуков, чем при органической форме. При этом наблюдается нормальная проходимость носа, но есть другие проблемы, на фоне которых развиваются функциональные нарушения. В частности, речь идет о различных невротических расстройствах.

Открытая ринолалия

Для открытой ринолалии характерно состояние, когда проход в носовую полость остается постоянно открытым. В этом случае не только носовые звуки М и Н, но и все ротовые гласные и согласные звуки приобретают носовой оттенок.

Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Смотреть фото Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Смотреть картинку Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Картинка про Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Фото Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией

Она бывает нескольких видов:

Открытая органическая ринолалия, возникшая на фоне врожденных нёбных расщелин (а также отсутствия или раздвоения маленького язычка, укорочения мягкого нёба, наличия скрытой расщелины твердого нёба).

Органическая открытая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Причиной врожденной формы, как правило, является расщепление мягкого и твердого нёба в период эмбриогенеза. Приобретенная форма возникает на фоне травм носовой и ротовой полости.

Функциональная открытая органическая ринолалия, возникшая на фоне парезов и параличей мягкого нёба.

Функциональная открытая ринолалия может быть:

При сочетании непроходимости носовой полости и недостаточно нёбно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. Для этого нарушения характерен назальный оттенок голоса, а также отсутствие носовых звуков.

Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Смотреть фото Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Смотреть картинку Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Картинка про Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Фото Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией

Основные симптомы

У детей с ринолалией проявляется различная симптоматика, в зависимости от конкретной формы данного нарушения. В частности, при открытой органической форме у ребенка с первых дней его жизни страдают важные функции питания. Во время кормления молоко вытекает через нос, поэтому ребенок недополучает необходимые вещества и микроэлементы, при этом наблюдаются проблемы с набором веса.

К другим характерным признакам относятся:

Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Смотреть фото Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Смотреть картинку Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Картинка про Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Фото Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией

У детей дошкольного и школьного возраста с ринолалией наблюдаются следующие проблемы звукопроизношения:

Основные причины возникновения ринолалии

Появление детей с ринолалией обусловлено несколькими провоцирующими факторами, поэтому нельзя назвать какую-то одну причину возникновения этого речевого дефекта.

Факторы окружающей среды:

Наследственные факторы также относятся к одним из причин возникновения ринолалии. В частности, при наличии этого речевого дефекта хотя бы у одного из родителей, риск его возникновения у ребенка составляет от 2 до 5%. Риск появления ринолалии возрастает в разы, если данное нарушение было сразу у обоих родителей.

Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Смотреть фото Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Смотреть картинку Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Картинка про Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Фото Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией

Диагностика

Обследование детей с ринолалией проводится целой группой специалистов, среди которых ЛОР-врач, невролог, стоматолог-хирург, фониатр, логопед, дефектолог и психолог.

Среди инструментальных исследований проводятся:

В процессе логопедического обследования детей с ринолалией особое внимание уделяется оценке строения и подвижности органов артикуляционного аппарата, нарушений голоса.

Проба Гуцмана – это один из способ диагностики открытой ринолалии. Этот метод предполагает поочередное открытие и закрытие носовых ходов с произношение [А] и [И]. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, а специалист ощупывает пальцами сильную вибрацию крыльев носа.

Помимо этого, оценивается состояние лексики, грамматики, просодическая стороны речи, произношение согласных и гласных. У детей школьного возраста оценивается состояние чтения и письма. На основании всех исследований составляется дальнейший план коррекции.

Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Смотреть фото Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Смотреть картинку Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Картинка про Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Фото Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией

Коррекция ринолалии

При органических формах необходимо устранить имеющиеся анатомические дефекты. Проводится аденотомия, удаление новообразований глотки, а также хирургическая коррекция деформаций лица:

При функциональной ринолалии основными методами коррекции являются физиотерапия и психотерапия.

Логопедическая работа при ринолалии

Специфика логопедического воздействия при данном речевом нарушении, как правило, основывается на организации чистого звучания, а также работе с ребенком для его успешной социализации.

В ходе беседы выясняется круг интересов ребенка, особенности его личности. Устанавливается личный контакт, ребенку объясняется необходимость проведения логопедической работы и упражнений.

Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Смотреть фото Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Смотреть картинку Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Картинка про Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией. Фото Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией

Проводится артикуляционная гимнастика, целью которой является активизация и восстановление правильной работы всех органов артикуляционного аппарата. Важно исключить из образования звуков компенсаторные механизмы. Особое место отводится дыхательной гимнастике, необходимой для получения длительного ротового выдоха под контролем брюшного пресса и движений диафрагмы.

Коррекционную работу можно условно разделить на 2 этапа – до и после операции (уранопластики). С рождения и до года, а также от года до 3 лет, работу проводят родители и воспитатели под контролем логопеда.

С 3 лет занятия проводятся с логопедом в специальном детском саду, либо в поликлинике. Задача – подготовка к операции (уранопластике).

После проведения операция наступает восстановительный период. К занятиям можно приступать на 20 день (с разрешения врача).

Проводится следующая коррекционная работа:

После операции должны заново прорабатываться те звуки, которые ставились до операции. Объясняется это тем, что артикуляционные условия изменились, поэтому ребенку нужно к ним привыкнуть.

Следующий этап – это голосовые упражнения. Пение песен, чтение стихов, вокальная гимнастика, использование игровых занятий, направленных на развитие высоты голоса – все это помогает изменить назальную окраску голоса. Ведется комплексная работа над постановкой звуков с их дальнейшей автоматизацией (в слогах, словах, предложениях, стихах, связной речи).

Источник

Какой принцип логопедического обследования предполагает что каждый ребенок с небной патологией

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: При логопедическом обследовании ребенка с ринолалией, можно использовать пробы Гутсцмана для определения скрытой (субмукозной) расщелины.

Статья:

Ринолалия — это искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания.

Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.

Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.

Как проводить логопедическое обследование речи при ринолалии?

При логопедическом обследовании ребенка с ринолалией, можно использовать пробы Гутсцмана для определения скрытой (субмукозной) расщелины.

1. Пробы Гутсцмана: Сначала ребенка просим попеременно произносить гласные А и И, при этом носовые ходы то зажимаем, то открываем. При открытой форме наблюдается значительная разница в звучании этих гласных: с зажатым носом звуки, особенно И, заглушаются и одновременно пальцы логопеда чувствуют сильную вибрацию на крыльях носа.

2. Обследование с помощью фонендоскопа. Одну оливу логопед вводит себе в ухо, другую — в нос ребенка. При произнесении гласных особенно [У] и [И] слышится сильный гул — это показатель скрытой субмукозной расщелины.

I. Осмотр артикуляционного аппарата.

Логопедическое обследование при ринолалии начинается с осмотра артикуляционного аппарата. Из документов, бесед, осмотра классифицируется вид расщелины.

Выявляется возраст и вид операции, подробно описывается состояние органов артикуляции.

При расщелине верхней губы отмечается ее подвижность, выраженность рубцовых изменений, состояние уздечки.

Описывается небо до операции:

Небо после операции описывается следующим образом: форма свода, рубцы, степень их выраженности, длина и подвижность небной занавески.

Небо в норме — в состоянии покоя маленький язычок отстоит от задней стенки глотки на 1-7 мм, свисает от плоскости жевательных поверхностей верхних зубов примерно на 1 мм.

Подвижность небной занавески проверяется при плавном, протяжном произношении [А], при широко открытом рте.

Отмечается плотность небно-глоточного смыкания и активность боковых стенок глотки при фонации.

При произношении гласных может быть выявлено неподвижность мягкого неба.

Логопед вызывает глоточный рефлекс, прикасаясь шпателем к задней и боковой стенкам глотки. Если функции мягкого неба не нарушены, то должен произойти непроизвольный рывок небной занавески вверх.

Оценивается глоточный рефлекс: отсутствует, сохранный, повышенный или сниженный.

Затухание реакции глоточных мышц может начаться в 5 и заканчиваться в 7 лет. Его оценка необходима для детей, которые будут носить функциональный глоточный обтуратор.

Обследование языка

Обследуется состояние корня и кончика языка, отмечается сдвиг в ротовой полости, излишняя напряженность, вялость, ограничение подвижности.

Ребенок выполняет упражнения:

Все упражнения проводятся по подражанию, затем по инструкции перед зеркалом и без него.

Обследование зубного ряда

Состояние прикуса, зубных рядов.

Фиксируют наличие ортодонтического аппарата, цель наложения, плотность фиксации, мешает или не мешает фонации.

В конце осмотра проверяется направленность верхней губы.

Дуть с высунутым языком, с зажатыми и открытыми крыльями носа.

II. Определение состояния физиологического и речевого дыхания.

Речевое дыхание проверяется в произношении фразы. Обращается внимание на просодические компоненты (интонационные). В дошкольном возрасте норма — 6-7 слов.

III. Выявление особенностей звукопроизношения.

Звукопроизношение проверяется также как и при дислалии.

Дошкольникам предъявляется наглядность, школьникам можно предложить тексты.

Отмечается характер нарушений звукопроизношения: дополнительное беззвучное произношение, т. е. артикуляция без фонации, сопутствующие шумы.

Обязательно отмечается разборчивость или неразборчивость, смазанность, носовые резонансы.

При обследовании всех сторон речи, сначала проверяется фонематический слух и восприятие. Обследование идет как при дислалии.

Обязательно подбирается материал с паронимами (люк-лук).

У старших дошкольников и младших школьников проверяется состояние звукобуквенного анализа. Слова берутся с твердыми вариантами согласных звуков. В отличие от дислалии уточняют дифференцирует ли ребенок свои недостатки на слух или знает о них со слов других.

IV. Определение уровней общего речевого развития.

Обследуется состояние лексики, проверяется уровень пассивного и активного словаря.

Обследуется грамматический строй речи.

Проверяется состояние связной речи на примере диалога и монолога.

У школьников проверяется письмо и чтение.

V. Определение уровня интеллектуального развития.

Оно обследуется педагогом, психологом по общепринятым методикам. Логопед берет данные у психолога.

VI. Состояние связной речи.

У школьников проверяется письмо и чтение.

Письмо – списывание, под диктовку, и самостоятельное высказывание.

При чтении проверяется способ чтения плюс понимание прочитанного.

VII. Изучение эмоционально-волевой сферы ребенка.

Обследуется после нескольких наблюдений и бесед с ребенком, родителями, педагогами.

Отмечается как вступает ребенок в конфликт с детьми, со знакомыми и не знакомыми людьми, что испытывает, какие средства общения использует.

Обязательно выясняется знает ли ребенок о своих дефектах, стесняется ли его.

Есть ли у ребенка друзья, их возраст, любит ли ходить в гости, как ведет себя в гостях.

С ринолаликами обследование проводится индивидуально, постоянный контроль за речью, так как многие стесняются даже проверяющего.

По итогам обследования ринолалика логопед делает логопедическое заключение, оформляет речевую карту и составляет индивидуальный план работы с ребенком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *