Какой вклад в изучение земли вносит география чем занимается страноведение
Помогите оветить на вопросы?
Помогите оветить на вопросы!
(хотя бы на один из них)
Чем страноведение отличается от землеведения?
Как могут помочь полученные вами в прошлом году знания о природе при изучении стран?
2. Перечислите способы, с помощью которых получают информацию о незнакомой стране.
Укажите достоинства и недостатки каждого из них.
Как вы думаете, что из того, что вы уже изучили в школе, пригодиться вам на уроках страноведения?
2) Карты, интернет статьи Гид уроки идр.
В картах нужно ещё уметь разобраться.
Итнернет статьи не всегда верны.
Изучение природных условий на жизнь и здоровье чеовека в той или иной части мира.
Изучение водных ресурсов.
Ресурсов, особенности природы всех континентов.
Из каких источников можно получить информацию о стране, в которую вы собираетесь совершить путешествие?
Из каких источников можно получить информацию о стране, в которую вы собираетесь совершить путешествие?
Заполните таблицу №2.
______________________________________________________________ Способ получения Достоинства Недостатки информации
Всего в каждом столбике 4 колонки.
Перечислите все климатообразующие факторы, под влиянием которых формируется климат нашей страны?
Перечислите все климатообразующие факторы, под влиянием которых формируется климат нашей страны.
Какие выводы о единстве природы можно сделать?
Почему путешественники прошлого не видели разнообразия природы нашей страны?
Почему путешественники прошлого не видели разнообразия природы нашей страны.
Перечислите достоинства и недостатки глобуса как модели Земли?
Перечислите достоинства и недостатки глобуса как модели Земли.
Какие направления географической науки (картография, страноведение, физическая география) развивали Аристотель, Птолемей и Страбон?
Какие направления географической науки (картография, страноведение, физическая география) развивали Аристотель, Птолемей и Страбон.
Помогите ответить на вопрос.
Придумать 25 вопросов по стране ЮАР?
Придумать 25 вопросов по стране ЮАР.
10 вопросов я уже составила.
Помогите плиз) Хотя бы 3 вопроса.
Перечислите все возможные признаки, которые могут быть положены в основу классификации стран мира?
Перечислите все возможные признаки, которые могут быть положены в основу классификации стран мира.
Приведите примеры стран, отличающихся по данному признаку.
Кто считается основоположником страноведения?
Кто считается основоположником страноведения?
1) Птолемей 2) Геродот 3)Страбон 4)Аристотель.
Перечислите страны, с которыми россия граничит на западе?
Перечислите страны, с которыми россия граничит на западе.
Перечислите достоинства и недостатки глобуса как модели земли?
Перечислите достоинства и недостатки глобуса как модели земли.
3 потом 2 потом 4 потом 5 потом 1.
Для того, чтобы это выяснить, откроем физическую карту полушарий (дана во вложении). На ней видно, что Северная Америка расположена полностью в северном полушарии.
На место поднимающегося воздуха тут же устремляются более холодные воздушные массы из обоих субтропических поясов – северного и южного. Благодаря силе Кориолиса – инерционной силе вращения Земли – эти воздушные потоки движутся не строго в южном и се..
1. Таймырский 2. Республика Алтай 3. Челябинск.
Древние географы Геродот, Страбон и другие
Ученых и путешественников Античности дальние страны привлекали нисколько не меньше, чем наших современников. Однако праздно тогда не странствовали, привычных нашему времени туристов не было. Греки и римляне отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам, принять участие в спортивных состязаниях, поступить в обучение. Купцы стремились в дальние страны, снаряжая торговые караваны, а военачальники и солдаты – завоевывая новые земли. В той или иной мере все они являлись путешественниками.
В Древней Греции и Древнем Риме – крупнейших европейских очагах культуры и образования – были и ученые-путешественники. К сожалению, нам известны имена немногих из них. А сохранившиеся научные труды того времени и вовсе редки. Постепенно европейцы узнавали соседние страны: населяющие их народы и племена, природу и климат. Люди задумывались о величине и форме планеты, на которой они живут.
«Обитаемой частью мира» – Ойкуменой древние греки называли те местности, где жил их народ. Со временем этот термин распространился на территории, населенные другими людьми и известные человечеству в целом.
Античные ученые не отделяли географию от истории и философии. Самостоятельной наукой она стала лишь на рубеже новой эры. Поэтому научные труды древних, которые дошли до наших дней, как бы сказали сейчас, комплексные. Они включают сведения из нескольких областей знаний. Таков труд древнегреческого ученого Геродота. Он отправился в путешествие в 464 г. до н. э., планируя больше узнать о Греко-персидских войнах.
Предположительно маршрут Геродота был таким: он поднялся вверх по Нилу до острова Элефантина, затем направился в Вавилон, посетил греческие колонии на Черноморском побережье (земли современной Украины), побывал в Южной Италии. Он обошел западный берег Черного моря, вероятно, большую часть взморья Балканского полуострова, преодолел в общей сложности около 3000 км. Вернувшись из путешествия, Геродот написал обширное исследование о странах, которые посетил и о которых грекам в то время еще было мало известно.
Этот труд Геродота стал энциклопедией своего времени. Помимо описания войн ученый изложил историю государства Ахеменидов, Египта и др.; он впервые описал жизнь и быт скифов, климат Скифии, особенности устройства Вавилона, египетские города, поразившие его обычаи египтян и многое другое. Его сочинение – «История» состоит из девяти книг, часть из них посвящена Греко-персидским войнам. Рассказывая их историю, Геродот использовал воспоминания очевидцев, записи оракулов, посещал места сражений. Его описания отличаются достоверностью и во многих случаях подтверждаются современными археологическими исследованиями. Геродот положил начало исторической географии и этнографии, его труд имел огромное значение для античной культуры.
Геродот
Древнегреческий историк, географ и путешественник Геродот родился ок. 480 г. до н. э. в малоазиатском городе Галикарнасе в богатой и знатной семье. Он объехал почти весь известный в те времена мир: государства Малой Азии, Египет, Персию, Грецию, Южную Италию, побывал на многих островах Средиземного моря, на Черноморском побережье, в стране скифов. В Афинах Геродот сблизился с крупным политическим деятелем – Периклом и по его предложению участвовал в создании греческой колонии Фурии на юге Италии. Мировую славу Геродоту принес его многотомный труд – «История» («Изложение событий»), содержащий не только описание исторических событий, но и важнейшие географические сведения. Римский оратор и мыслитель Цицерон назвал Геродота «отцом истории». В наши дни сочинение Геродота – древнейший из полностью сохранившихся греческих и римских литературных памятников. Умер Геродот ок. 425 г. до н.э.
В «Истории» Геродот неоднократно ссылается на работы других ученых, своих предшественников, в том числе на «Землеописание» («Путешествия по миру») и «Генеалогию» Гекатея Милетского (они не дошли до нашего времени). Этот древнегреческий историк и географ был великим путешественником. В сохранившихся фрагментах «Землеописания» мы находим сведения о городах Европы, Азии и Африки, рассказ об их жителях, реках и всевозможных достопримечательностях. Описания сопровождаются географической картой, на которой впервые обозначены три части света – Европа, Азия и Ливия.
Еще одним величайшим научным трудом Античности, дошедшим до наших дней, является «География» Страбона, состоящая из 17 книг. Она сохранилась почти полностью (за исключением последней части седьмой книги) и представляет собой описание всего известного тогда мира, а также включает разделы по физике, математике и истории. В «Географии» содержатся сведения о многих великих путешественниках и первооткрывателях древности.
Страбон
Знаменитый ученый Античности Страбон родился ок. 64 г. до н. э. в небольшом городке Амасия, столице бывшего Понтийского царства в Малой Азии. Его родственники занимали высокие посты в государстве. Страбон получил хорошее образование в Риме, путешествовал по Италии, Египту, побывал в Каппадокии и Фригии (в Малой Азии), в горах Тавра и Кавказа, на берегах и островах Ионического моря. Повсюду Страбон собирал исторические и географические сведения. Позднее, опираясь на свои собственные наблюдения и пользуясь сочинениями других ученых и путешественников, Страбон написал «Географию». Состоящая из 17 томов, она является самым полным и значительным географическим сочинением Античности. Умер Страбон ок. 24 г.
Сам Страбон для географа странствовал немного и создал свой труд, больше полагаясь на литературные источники, рассказы путешественников, «периплы» – описание берегов различных морей, а также морские лоции – «Гавани». Страбон полагал, что Земля – шар, вокруг которого обращаются Солнце и планеты; а суша представляет собой единый, окруженный водой материк, образованный Европой, Азией и Африкой. Тогда известной древним римлянам и грекам землей была лишь неширокая полоса вдоль северного берега Африки, небольшая часть Азии (до Ганга и Афганистана) и примерно третья часть Европы – до северного побережья Балтийского моря и Ирландии. Неизведанными оставались Восточная Европа, Сибирь, Дальний Восток, Юго-Восточная и Средняя Азия (кроме ее южных областей). Они не подозревали о существовании Австралии, Антарктиды и крупных материков в Западном полушарии планеты.
Из «Географии» Страбона мы узнаем о многих первооткрывателях. Так, в конце VI века до н. э. грек Скилак дошел до Инда. Спустившись к его устью, он прошел на запад вдоль берега Аравийского полуострова и открыл «южное море, именуемое Красным».
В V веке до н. э. карфагенянин Ганнон повел свои корабли от Геркулесовых столбов (Гибралтарский пролив) на запад и, обогнув Африку, дошел, очевидно, до нынешнего Сьерра-Леоне. До наших дней сохранился «Перипл Ганнона».
Страбон считал себя в первую очередь философом, а уж потом географом и историком. Он писал: «Полезность географии предполагает в географе также философа – человека, который посвятил себя изучению искусства жить, то есть счастья».
Военный поход Александра Великого в IV веке до н. э. отодвинул границы Ойкумены до притоков Инда и окраин Согдианы (современной Ферганской долины), а позже (в I в. н. э.) походы Юлия Цезаря открыли римлянам Галлию, часть Британии и Германии.
Флотоводец Александра Македонского Неарх в IV в. до н. э. от устья Инда прошел вдоль побережья до устья Евфрата и открыл морской путь из Индии через Персидский залив в Малую Азию.
Во второй половине IV в. до н. э. выдающийся греческий путешественник, географ и астроном Пифей из Массалии (Марсель) вышел из Средиземного моря в Атлантический океан и взял курс на север. Он исследовал берега нынешних Испании и Франции, открыл Британские острова, описал берега Северного моря. Легендарный мореплаватель II века до н. э. Евдокс из Кизика совершил путешествие в Индию, по его словам, обогнув Африку. Правда, многие ученые сомневались в правдивости рассказов о его плавании.
В своем знаменитом сочинении «География» Страбон ссылается на известного астронома, математика, географа и философа Эратосфена Киренского, который руководил Александрийской библиотекой. В III в. до н. э. он ввел в научный обиход термин «география» и стал основателем математического направления в этой науке. Именно Эратосфен впервые измерил дугу меридиана и с поразительной точностью вычислил окружность земного шара – 39 690 км (совр. – 40 076 км). Он создал наиболее полную и точную для своего времени географическую карту. «Географические записки» Эратосфена не сохранились, но цитируются Страбоном в его труде.
Величайший астроном древности Гиппарх ввел понятие географических широты и долготы, а также предложил использовать на картах географическую сетку – пересечение параллелей и меридианов.
Таким образом, в «Географии» Страбона содержатся выдержки из важнейших трудов древних авторов, не дошедших до наших дней. Это крупнейшее сочинение Страбона – полный и подробный рассказ о современном ему мире.
Страноведение в географии
Подводя итог рассмотрению вопроса о страноведении, надо прежде всего сказать, что страноведение мы понимаем как часть географии, занимающуюся изучением стран и районов, очерченных историко-географическими границами.
При этом, как ни велик диапазон страноведческих работ, все же он ограничен. С одной стороны, страноведение, как уже указывалось, исключает из объектов своего изучения ландшафтную оболочку Земли в целом и многие общегеографические проблемы, связанные с изучением крупнейших частей земной поверхности, континентов и океанов. С другой стороны, страноведение не изучает мелкие регионы, не имеющие историко-географических границ, т. е. оно не занимается краеведческими исследованиями.
Часть географии, изучающая отдельные типы ландшафтов, урочища, природные зоны, группы предприятий, сочетания сельскохозяйственных угодий, территории, прилегающие к водохранилищам, и т. д., должна быть отделена от страноведения и выделена особо. Работа в области такого рода географии имеет большое и, можно сказать, наиболее непосредственное значение для практики. В этой части географии начинают вырабатываться свои приемы исследования и картографирования, намечаются свои связи со смежными науками. Эту особую часть географии в отличие от землеведения и страноведения можно назвать географическим краеведением или топографической географией.
Термин (понятие) «краеведение» употребляется и в ином смысле. Он служит для обозначения «наборов» весьма разнообразных сведений об отдельных местностях. Полагаем, что краеведческое движение много выиграет, если примет за основу географическое изучение небольших территорий, что избавит его от беспредметного универсализма и даст возможность направить его на обслуживание хозяйственной практики. Музеи краеведения, на наш взгляд, также целесообразно было бы реорганизовать в музей истории и географии того или иного края или области. Например, в Рязани должен быть «Рязанский областной географо-исторический музей». При этом, конечно, дело здесь не в смене вывески, а в изменении существа работы этих музеев, которые должны быть научно-исследовательскими учреждениями, решающими и научно-практические задачи, наиболее актуальные для данной области, а не быть простыми «наборами» более или менее удачно подобранных экспонатов.
Географическое краеведение должно обогащать страноведение фактическим материалом, давать типичные примеры наиболее характерных черт в географии отдельных стран и районов. Страноведение в свою очередь в ряде случаев должно определять направление краеведческих исследований и обобщать их результаты.
Краеведение как часть географии (а не как «набор» сведений о местностях и областях) имеет свое большое научное и практическое значение и свои особенности в методах, обусловленные «крупномасштабностью» краеведческих исследований. Было бы неправильно считать краеведение каким-то подсобным, вспомогательным разделом страноведения.
Определение местности специфики в природных и экономических условиях, учет которых так важен в работе местных органов хозяйственного управления; определение местных природных и экономических условий, влияние которых так важно знать при определении хозяйственной специализации административно-экономических районов; выявление местных ресурсов для промышленного и транспортного строительства — все эти (и многие другие) важнейшие научно-практические задачи могут и должны решаться в результате краеведческих исследований. Все они определяют практическую направленность краеведения.
Здесь нельзя не вспомнить попутно о попытках направить массовое краеведческое движение в сторону конкретных крупномасштабных географических исследований научно-прикладного характера. Так, например, П. Н. Степанов еще в 1930-х годах писал: «…При построении того или иного комбината мы должны ликвидировать «районную обезличку», должны максимально полно проводить принцип территориального использования всего природного сырьевого комплекса и всей хозяйственной обстановки данного района. Это значит максимально проводить краеведный принцип» Г Широкое краеведческое движение, направленное по географическому руслу, действительно может быть той силой, которая навсегда покончит с шаблонным методом в области управления хозяйственным строительством. Краеведение как часть географии, или, иначе говоря, географическое краеведение, способно по-настоящему вооружить практических работников знаниями специфики в местных географических условиях.
Если говорить об имеющихся в краеведении особенностях в подходе к изучаемым объектам, надо прежде всего отметить, что краеведение требует обязательных экспедиционных и стационарных работ «на местах». Мы совершенно не представляем себе «компилятивного» краеведения. Оно требует крупномасштабных карт или, говоря точнее, хорошей топографической основы; в ряде случаев краеведческие исследования должны широко использовать специальные лаборатории.
Итак, в зависимости от масштаба исследования география может быть разделена на три крупные части: землеведение, страноведение и краеведение. Само собой разумеется, что между развитием этих трех отдельных частей географии существует непосредственная взаимообусловленность. Землеведение, страноведение и краеведение — это не особые науки, это части географии.
Но в силу того, что география — наука комплексная, состоящая из двух основных групп отраслей, естественной и общественной, страноведение (как и землеведение и краеведение) также имеет комплексный характер. Страноведческие работы могут иметь направление в сторону более обстоятельного показа отдельных отраслей географии. Может быть страноведческая работа, где наряду с другими элементами, наиболее полно и обстоятельно будет показана природа страны (как, например, в страноведческих работах Э. М. Мурзаева), но может быть и такая работа, в которой главное внимание будет уделено населению страны с широким привлечением данных по истории и этнографии. Более того, в виде общего правила, каждая страноведческая работа в зависимости от страны, цели исследования, специализации авторов будет наверное иметь какой-либо уклон в ту или иную группу отраслей географии. Бояться этого не следует. Было бы совершенно неправильно делать из этого вывод о невозможности страноведческих работ, о невозможности развития страноведения как части географии. Но при комплексном характере географической науки, а следовательно и страноведения, работы по странам и районам часто делятся на исследования по физическому страноведению (в которых дается в основном физико-географическая характеристика стран и районов) и на исследования по экономическому страноведению (где дается в основном экономико-географическая характеристика стран и районов). Кроме того, могут быть и работы по так называемому специальному страноведению, где географический материал дается в зависимости от специальной цели изучения стран и районов (военной, транспортной, сельскохозяйственной и т. д.).
Иными словами, в какой-то мере страноведение не может не отражать существующего в географии основного отраслевого деления. Но в страноведении достигается наибольшая комплексность, наибольшая связность между отраслями географии, и чем в большей степени эта связность достигнута в том или ином исследовании, тем полнее и правильнее будет изучена и показана страна, тем полнее и лучше будет страноведческая работа.
Непонимание этого положения приводит иногда к весьма различным толкованиям по поводу того, какие работы можно и какие нельзя относить к числу страноведческих. Между тем, как нам это представляется, всякая работа широкого географического профиля, посвященная той или иной стране или району, очерченному историко-географическими границами, неизбежно будет иметь страноведческий характер. Исследования по физической географии стран и районов в результате дают работы по физическому страноведению. Исследования по географии населения и хозяйства дают работы по экономическому страноведению и т. д.
Совершенно очевидно также, что далеко не вся «среднемасштабная» региональная география (физическая и экономическая) входит в страноведение, которое ни в коем случае не может полностью ее заменить. Страноведение отнюдь не растворяет в себе (и не подменяет собой) физическую и экономическую географии, хотя нередко и объединяет их. Не говоря уже об исследованиях отраслевого характера, физико-географы могут исследовать ландшафтную оболочку Земли, выявляя и изучая физико-географические районы, а экономико-географы могут исследовать ландшафтную оболочку Земли, выявляя и изучая экономико-географические районы. Такого рода региональные работы широкого профиля не будут страноведческими, так как под странами понимаются территории, очерченные государственными и историко-географическими границами.
Отдельных примеров географических работ (физико — и экономико-географических), дающих комплексные характеристики географической среды на территории стран и являющихся поэтому страноведческими, можно приводить очень много. Но, к сожалению, мы до сих пор не имеем полной серии страноведческих работ по странам мира и даже по странам, составляющим наш Советский Союз, книг, содержание которых было бы в достаточной степени сопоставимо между собой. Некоторым исключением является серия книг по экономической географии союзных республик, выпущенная Географгизом («Синяя серия»). Издание этих книг можно считать несомненным достижением советской географии. Но достижение это относительно, так как эти книги написаны на весьма разном уровне.
Между тем создание сопоставимых, написанных по единому, в основном, плану книг по географии стран мира — дело для советских географов вполне посильное, а необходимость такого рода Большой Географии совершенно очевидна.
Было бы совершенно неправильно предъявлять к страноведческим работам требование, чтобы в них материалы по всем отраслям географии давались в строго определенном количестве, в строгой пропорции, отмерялись бы «на аптекарских весах». Здесь географам необходимо помнить ленинское положение о главном звене, уметь правильно находить главное, видеть и показывать географическую специфику. А главное звено в страноведческих работах, в зависимости от характера страны и цели ее изучения, может быть совсем не одно и то же.
В работах по специальному страноведению особое значение при выявлении географической специфики имеет цель исследования. Например, если страноведческое изучение Украины будет производиться с практической задачей показа комплекса географических условий для дальнейшего подъема сельского хозяйства, то главное звено такого изучения будет несколько иным, чем при страноведческой характеристике той же Украины, но с задачей показа комплекса географических условий для перспективного планирования промышленного и транспортного строительства. В обоих случаях могут быть созданы хорошие страноведческие работы по Украине, но направленность их будет разной, а отсюда и самые работы будут заметно отличаться одна от другой.
Большое внимание на структуру и содержание страноведческих работ оказывает и характер страны. Независимо от специальной цели исследования, страноведческие характеристики таких резко различных территорий, как, скажем, Гренландия и Кавказ, будут отличаться друг от друга не только фактическим материалом, но и всей структурой.
В заключение необходимо вернуться к вопросу о создании Большой Географии нашей Родины.
Идея создания такой работы высказана Н. Н. Баранским примерно тридцать лет назад. Но, хотя эта идея всегда получала официальную поддержку большинства географов, к ее осуществлению практически приступили только в 1960 г.
Конечно, осуществление такого рода работы дело трудное. Есть целый ряд препятствий. Но несомненно также, что для создания Большой Географии (как СССР, так и мира) необходимо преодоление дуалистических воззрений в области теории географии, ибо при «размещенческом» определении предмета экономической географии, при отрицании единства географии как науки, нельзя создать общегеографических характеристик стран и районов.
География в целом должна развиваться в нашей стране как наука, синтезирующая результаты всех исследований отдельных элементов ландшафтной оболочки. В этом, по нашему мнению, главная задача географии в целом, в этом и ее основная практическая роль.
В связи с ростом запросов со стороны практики на материалы географических исследований создаются благоприятные условия для развития географии.
Вступление нашей страны в период развернутого строительства коммунизма выдвигает перед советской географией необходимость исследования всего комплекса природных и экономических условий конкретных территорий с их хозяйственной оценкой и выводами о возможностях более полного и рационального использования в процессе общественного производства.
В связи с этим необходимо добиться лучшей координации географических работ и создания географических ячеек непосредственно в учреждениях, ведающих планированием и управлением в области народного хозяйства. Проблема резкого усиления обслуживания географами нужд практики может быть успешно решена лишь при условии значительного улучшения организации географических исследований, особенно научно-прикладного характера.
Лучшей формой организации работы советских географов в ближайшем будущем могла бы стать Государственная Географическая Служба, ведающая изучением и охраной географических условий и ресурсов, а также контролем за правильностью их использования. Создание такой службы подняло бы всю работу по изучению географической среды, что в свою очередь дало бы еще большие возможности для подъема производительных сил. «Если бы подсчитать размеры ущерба для хозяйства всех стран земного шара, в том числе и для народного хозяйства СССР, нанесенного недостаточным или неправильным учетом местных географических условий (природных и экономических), то выявились бы огромные величины потерь общественного труда, которых можно было бы избежать при условии организации географической службы, способной вооружить практику конкретными знания ми географической среды в порайонных различиях».
Идея создания Государственной Географической Службы, выдвинутая географами Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, самым тесным образом связана с монистическим взглядом на географию. Без правильного понимания единства географии невозможна и Государственная Географическая Служба.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.