Какую часть населения считают трудовыми ресурсами с чем связано их сокращение география

Какую часть населения считают трудовыми ресурсами с чем связано их сокращение география

Подробное решение параграф § 15 по географии для учащихся 8 класса, авторов А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина 2016

1. Что такое трудовые ресурсы?

Трудовые ресурсы – часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно-полезной деятельностью.

2. Выберите верный ответ. Населением в трудоспособном возрасте считаются: а) все мужчины и женщины в возрасте от 16 до 59 лет; б) мужчины в возрасте от 16 до 59 лет, женщины в возрасте от 16 до 54 лет; в) мужчины в возрасте от 20 до 65 лет, женщины в возрасте от 18 до 60 лет.

3. Что такое экономически активное население?

Экономически активное население – группа людей, способных участвовать в производстве материальных ценностей и оказании услуг.

4. Какое из утверждений является верным? а) Высокий уровень безработицы наблюдается в районах нового освоения. б) Районы с высоким естественным приростом населения имеют высокий уровень безработицы. в) К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте.

5. Какие требования предъявляются к работнику в условиях рынка? Насколько вы сами удовлетворяете этим требованиям? Какие качества будут способствовать, а какие препятствовать вашему трудоустройству? Какие качества вы бы хотели развить у себя?

В современных условиях рынок труда предъявляет рад следующих требований:

— Высокий уровень квалификации и профессиональной компетентности, отражающий соответствие спектра знаний, профессиональных умений и навыков потенциальных работников стандартам и нормативам, принятым в профессиональном сообществе;

— Высокий уровень образования;

— Узкая либо, напротив, универсальная специализация;

— Необходим работник, эффективно решающий конкретную текущую задачу, поставленную перед ним работодателем, обладающий знаниями по решению данных задач, а также опытом их успешного применения в прошлом;

— Аккуратный, исполнительный, педантичный, не нарушающий инструкций сотрудник, который вписывается в систему.

Я частично удовлетворяю этим требованиям, поскольку мне требуется получение дополнительного уровня образования, в частности получение профессии, а затем квалификации. Многие личностные качества, к примеру, такие как опыт решения профессиональных задач или исполнительность приходят со временем и рабочим стажем. Такие личностные качества как обязательность, ответственность и педантичность, позволят быть более успешным на рынке труда, в то время как недостаточная мобильность и отсутствие гибкости будут этому препятствовать. Недостающие качества, я буду пытаться у себя развивать.

6. Прокомментируйте схему «Состав трудовых ресурсов России в 2012 г.» (см. рис. 25).

На диаграмме представлено соотношение трудовых ресурсов в 2012 году. Из диаграммы видно, что к трудовым ресурсам относят население в возрастной категории от 16 до 59 (и 54) лет (90 млн. чел.), к ним же относят ряд пенсионеров (7 млн. чел.) и исключают инвалидов (3 млн. чел.). Общая численность трудовых ресурсов составляет 94 млн. чел. из 143. Численность возрастной категории от 0 до 15 лет составляет 24 млн. чел., а группы от 60 (55) лет составляет 32 млн. чел.

7. Проведите рейтинг десяти наиболее ценных, на ваш взгляд, профессий. Проанализируйте их по значимости: а) для вас лично; б) для общества. Обсудите полученные результаты.

Анализируя сайты для поиска работы, можно выделить наиболее популярные профессии (вакансии) в России: менеджер по продажам, бухгалтер, секретарь, врач, программист, инженер, юрист, геолог, логист, администратор. На мой взгляд, профессии связанные с социальной поддержкой населения (врач, учитель, социальный работник, пожарный и др.), актуальны и важны, как для меня, так и для общества.

8. Представьте, что вы занимаетесь проблемами занятости в вашей местности. Обоснуй те ваши действия по сокращению безработицы: а) в первую очередь; б) на перспективу.

Можно предложить следующий ряд мер по борьбе с безработицей:

— Непосредственное создание новых рабочих мест за счёт государственных расходов, чаще всего для выполнения работ в интересах общества;

— Стимулирование большого и малого бизнеса позволяет относительно быстро создать новые рабочие места;

— Воздействие на рынок труда, в том числе с целью его развития (поддержка не популярных профессий);

— Меры, направленные на повышение спроса и регулирование цен путём борьбы с инфляцией;

— Социальная поддержка безработных (выплата пособий);

— Обязать ВУЗы трудоустраивать выпускников.

9. Выявите особенности рынка труда в вашем регионе. Какие профессии наиболее вое требованы в настоящее время? Есть ли среди них наиболее престижные? Что это за профессии? Какие профессии, по вашему мнению, будут преобладать в ближайшие 10 лет? Какие из них, на ваш взгляд, станут особо престижными?

На рынке труда в Челябинской области выделяют следующие наиболее востребованные профессии: менеджер по продажам, ИТ-специалист, бухгалтер, электромонтер и электромонтажник в разных сферах, повар, монтажник, штукатур, кондитер, санитарка, слесарь-ремонтник, плотник, каменщик, токарь, кухонный рабочий. К наиболее престижным профессиям (критерием может быть уровень ежемесячной зарплаты) в регионе относят: Менеджер по технологии бережливого производства, Менеджер строительных проектов, Разработчик мобильных приложений для iOS и Android, Методолог по бухгалтерскому/управленческому учёту, Специалист по CRM (Client Relationship Management – менеджер по работе с клиентами) в секторе электронной коммерции. Таким образом, на рынке труда по-прежнему востребованы менеджеры, при этом, чем уже специализация менеджера, тем более престижной будет профессия. На мой взгляд, наиболее перспективными и востребованными профессиями через 10 лет будут: PR-менеджер, аналитик компьютерных систем, авиаконструктор, генный инженер, баллистик космических аппаратов и др.

Источник

Трудовые ресурсы

Трудовые ресурсы — та часть населения, обладающая физическим развитием и интеллектуальными (умственными) способностями, необходимыми для трудовой деятельности. В трудовые ресурсы входят как занятые, так и потенциальные работники.

Понятие «трудовые ресурсы» сформулировал в одной из своих статей академик Станислав Струмилин в 1922 году. В зарубежной литературе этому понятию соответствует термин «человеческие ресурсы».

В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население, занятое независимо от возраста в сферах общественного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности. В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном крестьянском хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе.

В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в общественном производстве выделяют две части: активную (функционирующую) и пассивную (потенциальную).

Величина трудовых ресурсов зависит от официально установленных возрастных границ — верхнего и нижнего уровней трудоспособного возраста, доли трудоспособных среди населения трудоспособного возраста, численности участвующих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособного возраста.

Возрастные границы устанавливаются в каждой стране действующим законодательством.

В современных условиях основными источниками пополнения трудовых ресурсов являются: молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; военнослужащие, высвобождаемые из вооруженных сил в связи с сокращением численности армии; вынужденные переселенцы из стран Балтии, Закавказья, Средней Азии.

Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста.

Абсолютный прирост определяется на начало и конец рассматриваемого периода. Обычно это год или более длительный отрезок времени.

Темп роста исчисляется как отношение абсолютной численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале периода.

Количественная оценка тенденций состояния и использования трудовых ресурсов позволяет учитывать и определять направления повышения их эффективности.

Трудовые ресурсы имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые измеряются абсолютными и относительными показателями, а именно:

— среднесписочная и среднегодовая численность работников;

— коэффициент текучести кадров;

— доля работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, в общей их численности;

— средний стаж работы по отдельным категориям работников;

— доля работников отдельных категорий в общей их численности.

Среднесписочная численность работников за год определяется путём суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы и деления полученной суммы на 12. Среднесписочная численность работников за месяц рассчитывается путём суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца и деления полученной суммы на число дней.

Среднегодовая численность работников определяется путём деления отработанного времени (чел/ч, чел/дни) работниками хозяйства за год на годовой фонд рабочего времени.

Одним из главных качественных показателей трудовых ресурсов является их половозрастная структура. В литературе используется несколько отличающиеся подходы к выделению возрастных групп. Так, наиболее часто используется такая квалификация: трудовые ресурсы в трудоспособном возрасте, а также младше и старше трудоспособного. В статистических сборниках часто используется двухгрупповая классификация: трудоспособного возраста и старше трудоспособного. Иногда используется более детализированная, например, десятиуровневая шкала: 16-19 лет, 20-24 года, 25-29 лет, 30-34 года. 35-39 лет. 40-44 года, 45-49 лет, 50-54 года, 55-59 лет, 60-70 лет.

Источник

Какую часть населения считают трудовыми ресурсами с чем связано их сокращение география

Подробное решение параграф § 44 по географии для учащихся 8 класса, авторов В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе 2014

Определите, как изменились пропорции между возрастными группами россиян.

По приведенным в таблице данным можно говорить о том, что с 1997 года количество населения трудоспособного возраста уменьшается, а население трудоспособного возраста и старше увеличивается.

вопросы и задания

1. Объясните смысл и содержание понятий «экономически активное население» и «трудовые ресурсы».

Трудовые ресурсы — часть населения страны, способная работать в хозяйстве. К ним относится трудоспособное население в рабочем возрасте, а также занятые производительным трудом пенсионеры и часть подростков от 14 до 16 лет (для них устанавливается сокращённый рабочий день и запрещён тяжёлый труд).

Экономически активное население – включает в себя лиц, занятых в экономике, и безработных.

2. Какое население относится к трудоспособному?

В нашей стране трудоспособными считаются мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55 лет.

3. Как определяется население в трудоспособном возрасте, моложе трудоспособного возраста и старше трудоспособного возраста?

В нашей стране к населению моложе трудоспособного возраста относятся дети младше 16 лет. Трудоспособными считаются мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55 лет. К людям старше трудоспособного возраста относят женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет.

4. От чего зависит безработица? В каких районах и почему она достаточно высока?

Главная причина безработицы в России — глубокий социально-экономический кризис, который привёл к резкому сокращению производства не только на отдельных предприятиях, но даже в целых отраслях: военно-промышленном комплексе, сельском хозяйстве, машиностроении, лёгкой промышленности и т. д. Уровень безработицы зависит от обеспеченности трудовых ресурсов рабочими местами. Безработица высока в республиках Северного Кавказа. В республиках Северного Кавказа высокий естественный прирост населения, доля людей ниже трудоспособного возраста в 3 раза больше, чем доля людей выше трудоспособного возраста. Это означает, что ежегодно тысячи молодых людей вступают в трудоспособный возраст и для них требуются новые рабочие места, которых не хватает. Другой фактор роста безработицы связан с концентрацией в ряде районов и городов предприятий и отраслей, которые переживают спад производства. Это центры военно-промышленного комплекса, других отраслей промышленности. Спад производства влечет за собой сокращение рабочих мест и даже закрытие части предприятий.

ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

1. Естественный прирост населения это:

а) пропорция между количеством родившихся и умерших;

б) превышение количества родившихся над числом умерших;

в) количество родившихся в течение года;

г) количество людей, въехавших в страну в течение года.

б) превышение количества родившихся над числом умерших

2. По численности населения Россия уступает:

б) Украине; е) Индонезии;

а)Индии, в)США, д)Китаю, е)Индонезии, ж)Пакистану.

3. Как и по каким причинам изменяется численность населения России в последние годы?

Численность населения России сокращается. Это связано с естественной убылью населения, которую уже не перекрывает даже механический прирост. Сейчас во всех районах России естественный прирост отрицательный. Сейчас механический прирост уже не может восполнить потери, связанные с естественной убылью населения.

4. Какие виды миграций населения были характерны для бывшего СССР? Как изменились их характер и направленность после его распада?

Для бывшего СССР были характерны активные внутренние миграции. Зачастую они были вынужденными: связанные с коллективизацией, репрессиями и т.п. Внешние миграции в разное время существования СССР имели разное направление. В годы Гражданской войны (1917—1924 гг.) и в послевоенное время прошла значительная вынужденная (по политическим мотивам) эмиграция. Она также составила около 5 млн человек. В годы Великой Отечественной войны из СССР эмигрировали латыши, литовцы, эстонцы и немцы. Стали эмигрантами 450 тыс. бывших советских граждан, которые не пожелали вернуться в СССР после окончания Великой Отечественной войны.

В послевоенное время начались волны этнической эмиграции, хотя в небольшом количестве выезжали и «невозвращенцы» — политические эмигранты. Эмигрировало значительное количество евреев, немцев и представителей других народов. С 1989 г. была разрешена эмиграция немцев, евреев, греков. После распада СССР характер и направленность миграций изменились. Выезжают из России в основном в страны СНГ и Балтии (52%). Преимущественно на Украину, в Казахстан и Узбекистан. Из других стран мира крупнейшие потоки переселенцев из России направлены в Германию, Израиль и США. Основная часть (95%) въезжающих в Россию — жители новых независимых государств, образовавшихся при распаде СССР. При этом основной поток прибывающих (67%) приходится на Казахстан и Украину. После распада СССР русские в массовом количестве стали выезжать из стран СНГ и Балтии в Россию.

5. Каковы особенности двух главных зон расселения в России?

По особенностям расселения людей в России различают две главные зоны. Основная зона расселения охватывает почти всю европейскую часть страны, за исключением Севера. В азиатских районах она сужается и тянется узкой полосой по югу Сибири и Дальнего Востока. Её природные условия относятся к благоприятным и наиболее благоприятным для жизни человека. Поэтому освоение этой территории началось давно. Здесь высокая плотность населения (в среднем 50 чел./км2), располагаются все города с числом жителей более 500 тыс. человек и крупнейшие городские агломерации.

Зона Севера простирается к северу от основной зоны расселения. Она занимает 64% территории страны. Природные условия здесь малоблагоприятны и неблагоприятны для жизни населения и его хозяйственной деятельности. Но здесь сконцентрированы важнейшие природные ресурсы. Расселение в зоне Севера очаговое: близ крупных месторождений сырья и портов, вдоль транспортных путей и по долинам рек. По сравнению с Основной зоной расселения в зоне Севера требуется больше затрат на освоение, строительство, оплату труда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *