Календарно тематическое планирование и тематическое планирование в чем разница
Календарно тематическое планирование и тематическое планирование в чем разница
Для человека, НЕ имеющего педагогического образования, объясните, пожалуйста, чем отличаются друг от друга тематическое, календарно-тематическое, поурочное планирование?
Чем от него отличается календарно-тематическое?
Как тогда называется мое планирование, в котором указан номер урока и очень краткое содержание?
Как можно составить план вплоть до перечисления задач, которые будут решены на этом уроке? С одним классом на параллели мы решим больше и более сложного, а с другим хоть бы самые простые решить.
Лично я просто не представляю, когда учителя находят на это время?
У моей коллеги по математике огромная (формат А4) общая тетрадь, где прописаны ТЕКСТЫ задач и их РЕШЕНИЯ, с графиками. И каждый год все заново (дети ведь другие, объясняет она).
Преклоняюсь, конечно, но КАК.
Анна. Календарно- тематическое планирование: изучаемые темы поставлены в соответствие с датой их изучения в течение учебного года.
Тем более, что я не могу работать одинаково даже 4 урока подряд по одному часу на одной параллели!
Вы правы, творческий, даже чересчур. Рутина меня просто убивает.
Отличие рабочей программы от КТП учителя
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Отличие рабочей программы от Календарно-тематического планирования учителя.
Давайте выясним в чем же различие рабочей программы учителя и КТП.
Рабочая программа это документ в котором имеется 7 разделов. Начинается этот документ с пояснительной записки. Каждому учителю иметь рабочую программу не нужно. Она составляется на всю параллель и на всех учителей-предметников на каждый класс. Рабочая программа так же имеет титульный лист. Там есть распределение тем и больших глав. Но нет дат.
КТП- является дополнением к рабочей программе. Это документ имеет каждый учитель. У каждого свое личное планирование. В ктп уже не прописывается пояснительная записка и другие пункты, а лишь даты и темы проведения уроков.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-672877
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Принципы перспективного и календарно-тематического планирования продуктивных видов деятельности
«Когда мы тратим время на планирование, его становится больше». Это выражение принадлежит индийскому ученому Рустаму.
В настоящее время проблемой для дошкольных учреждений является оптимальный выбор программ из большого количества разнообразных вариативных программ и технологий. При этом следует учитывать современные требования со стороны общества к дошкольному образованию. Сегодня обществом хорошо осознана необходимость внедрения в педагогическую практику концепции личностно-ориентированной педагогики, которая помогла бы каждому ребенку полностью раскрыть свой личностный потенциал. Тысячи лет люди удивляются разности результатов воспитания и обучения при тождестве усилий и условий. Чему же удивляться, если каждый ребенок неповторим! Поэтому педагогика может быть только конкретной, личностно-ориентированной или никакой.
Кроме того, сегодня при всем разнообразии программ и технологий дошкольного образования и при наличии вариативных форм дошкольного воспитания акцент делается на обеспечение детям равных стартовых возможностей при поступлении в школу.
Такие равные стартовые возможности можно обеспечить, развивая у детей универсальные психические функции, которые (вне зависимости от программы обучения и воспитания в детском саду) позволят им в дальнейшем усваивать любую информацию, любые знания. Поэтому основной целью работы педагога в дошкольном учреждении является не обучение детей или передача им как можно большего объема знаний, а развитие их.Такая формулировка цели основана на нескольких уже давно доказанных истинах:
– в дошкольном возрасте формируется психика ребенка, психические процессы, оказывающие значительное влияние на дальнейшее развитие личности;
– в дошкольном возрасте с наибольшей интенсивностью и скоростью формируются мыслительные процессы детей (Д. Б. Эльконин доказал, что в среднем и старшем школьном возрасте скорость формирования мыслительных процессов значительно ниже);
– по утверждению К. Д. Ушинского, 90% знаний, полученных в дошкольном возрасте, остаются в памяти на всю жизнь;
– именно в дошкольном возрасте закладываются основы психического и физического здоровья детей.
Результат в воспитании и обучении зависит также от правильного планирования педагогом своей деятельности.
Анализ педагогической литературы и существующей практики планирования в ДОУ показывает, что данная проблема по–прежнему является сложной и недостаточно проработанной на научном и методическом уровне.
Как правило, руководители ДОУ самостоятельно, путем проб и ошибок ищут пути оптимального планирования. На это часто уходят годы. Время и силы тратятся на изучение литературы, на ознакомление с чужим опытом, на собственные раздумья и непосредственно на составление неформального реального плана.
До сих пор не разработана четкая классификация планов ДОУ, предлагается множество вариантов составления планов, суть которых, как правило, сводится к переписыванию содержания из годового в месячный, из месячного в ежедневный, имеющиеся рекомендации чаще ориентируют на отдельные качественные характеристики, чем на целостный процесс и технологию планирования, а иногда еще больше запутывают и дезориентируют специалистов дошкольного образования.
Можно выделить следующие трудности в планировании:
— отсутствие четкой и одновременно простой концепции (модели) планирования
— слабая реализация главных принципов воспитания и обучения (систематичности, последовательности и др.)
— перегруженность (недогруженность) планов
— несбалансированное распределение обязанностей между исполнителями, неравномерное планирование сроков мероприятий.
Попробуем разобраться, какие планы сегодня существуют, как бороться с недостатками в осуществлении планирования, и какой все-таки план нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению. Рассмотрим сначала, что же предусматривает понятие «планирование».
Положение о календарном и комплексно — тематическом планировании
Положение о календарном и комплексно – тематическом планировании
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 01.01.2001г., Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 01.01.2001г. № 000, приказом Минобрнауки России от 01.01.2001г. № 000 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», Уставом ДОУ, основной общеобразовательной программой ДОУ.
1.2. Календарный план образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления образовательной работы по реализации ООП.
1.3. Календарный план является неотъемлемой частью основной образовательной программы ДОУ, направлен на реализацию образовательных областей: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-Коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
1.4. Комплексно-тематический план состоит из комплекса последовательных тем для каждой возрастной группы на вест образовательный период с указанием их краткого содержания и временного интервала.
1.5. Комплексно-тематический план является составной частью основной образовательной программы.
1.6. Структура календарного и комплексно-тематического плана является единой для всех педагогических работников МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида «Кустук»» (Приложение 1, 2)
1.7. Настоящее Положение принимается Педагогическим советом ДОУ и утверждается приказом заведующего ДОУ.
1.8. Настоящее Положение является локальным нормативным актом.
2.1. Организация и управление целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса, обеспечивающего выполнение основной образовательной программы ДОУ.
2.3. Обеспечение выполнения образовательной программы ДОУ в каждой возрастной группе.
2.4. Осуществление образовательной деятельности систематически и последовательно.
III. Принципы планирования
3.1. Учёт педагогических условий: возрастного состава группы, условий развития детей.
3.2. Календарный и комплексно-тематический план должен составляться с опорой на научные принципы:
— полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
— построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в рамках которой ребёнок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
— содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
— поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
— сотрудничество организации с семьёй;
— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
— стимулирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности;
— возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
— учёт этнокультурной ситуации развития детей.
IV. Организация работы
4.1. Основа календарного планирования педагогического процесса – перспективный план каждой возрастной группы.
4.2. Календарный план составляется на 1 неделю.
4.3. Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности воспитанников и соответствующих форм их организации на каждый день.
4.4. Календарное и комплексно-тематическое планирование осуществляется обоими воспитателями группы.
4.5. Календарный план составляется в соответствии с режимом дня:
- планирование утреннего отрезка времени (в младшей и средней группах – 3-4 вида деятельности, в старшей и подготовительной – 4-6 видов); планирование непрерывной образовательной деятельности; планирование прогулки (4-5 видов деятельности); планирование второй половины дня (не менее 3 видов деятельности)
4.6. Календарное планирование должно учитывать:
- требование к максимальной нагрузке на детей в организационных формах обучения, в соответствии с СанПиН; требованиям комплексно-тематического плана.
4.7. В календарном плане отражается:
- утренняя гимнастика, гимнастика после сна, работа по закаливанию, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, работа с родителями (планируется на 1 неделю); тематика и программное содержание непрерывной образовательной деятельности; совместная деятельность взрослого и ребёнка; самостоятельная деятельность детей; работа по ознакомлению с природой (наблюдения, труд, опыты); вся работа, связанная с формированием культурно – гигиенических навыков, норм поведения; работа, связанная с развитием игровой деятельности; работа, связанная с развитием трудовой деятельности; индивидуальная работа с детьми.
4.8. Комплексно-тематический план – составляется на год (допустима корректировка в ходе работы в плане данного вида).
В комплексно-тематическом плане отражается:
4.8.1. Темы по месяцам, неделям для каждой возрастной группы на весь образовательный период.
4.8.2. Краткое содержание.
4.8.3. Временной интервал.
4.8.4. Итоговое мероприятие.
4.8.5. При планировании учитываются все виды деятельности:
Виды детской деятельности:
- игровая (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, другие виды игр); коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослым и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследования объектов окр. мира и эксперименты с ними); художественно-эстетическая (восприятие худ. лит-ры и фольклора); трудовая деятельность (самообслуживание, элементарный бытовой труд); конструктивно-модельная деятельность (конструирование из разного материала); изобразительная, продуктивная (аппликация, лепка, рисование); музыкальная (восприятие музыкального произведения, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями, формы активности ребенка).
V. Порядок оформления календарного плана образовательной работы
5.1. Календарный план:
— с левой стороны страницы, на полях вверху указываем группу, дату, тему, ФИО воспитателя.
— согласно комплексно – тематическому планированию, каждая неделя носит своё название. Нерегламентированные виды деятельности должны быть согласованы с названием недели;
VI. Порядок оформления комплексно-тематического плана образовательной работы
6.1. Комплексно-тематический план:
VII. Порядок оформления воспитательно-образовательной работы:
7.1. Титульный лист (Название группы, ФИО воспитателей);
7.4. Комплексно-тематический план;
7.5. Комплексы дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики;
7.6. Комплекс утренней гимнастики (на 2 недели);
7.7. Комплекс гимнастики после сна (на 2 недели);
7.8. План работы с родителями;
7.9. План индивидуальной работы с детьми.
7.10. Календарный план на каждый день.
7.11. Технологические карты НОД
VIII. Документация и ответственность
8.1. Календарный план является обязательным документом воспитателя.
8.2. Контроль календарного планирования осуществляется старшим воспитателем ДОУ или заведующим ДОУ 1 раз в неделю с соответствующей пометкой в «Карте проверки календарного планирования»: Дата проверки, рекомендации, подпись воспитателей.
IX. Заключительные положения
9.1. Календарные планы хранятся в группах 3 года.
9.2. Данное Положение действует до принятия нового, все изменения и дополнения оформляются в виде Приложения к нему.
Методические рекомендации по составлению рабочей программы, календарно-тематического планирования по предмету
Методические рекомендации по составлению рабочей программы, календарно-тематического планирования по предмету
Рабочая программа – важный школьный документ, обеспечивающий планомерное прохождение учебной программы и выполнение её практической части.
Рабочая программа – это предметная программа, составная часть образовательной программы. Эта программа должна отвечать логике и основным целям и задачам образовательной программы. Об этом в первую очередь должен думать учитель, предлагая свою рабочую программу.
Структура и содержание рабочей программы должны обеспечить единство всех находящихся во взаимодействии сторон учебного процесса. Следовательно, необходимыми элементами каждой рабочей программы учебной дисциплины должны быть:
— календарно-тематический план, включающий разделы и темы программы, планируемые результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов, формы занятий (теоретические занятия, практические занятия), приемы и методы преподавания, виды деятельности обучающихся;
— перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса, включая перечень основной и дополнительной литературы, Интернет – ресурсы, электронные приложения и контрольно-измерительные материалы.
Порядок разработки и утверждения рабочих учебных программ
На основе принятых образовательной программы и программы развития, учебного плана общеобразовательной организации и примерных учебных программ, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, учителем самостоятельно составляется рабочая программа, включающая титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематический план на текущий учебный год, содержание учебного материала, перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ, результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, список литературы для учителя и обучающихся. К рабочим программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса.
В титульном листе указывается:
полное наименование учредителя и образовательной организации в соответствии с уставом;
где, когда и кем утверждена рабочая программа;
наименование учебного предмета;
указания на принадлежность рабочей программы к уровню общего образования;
срок реализации данной программы;
Ф.И.О. учителя, составившего данную рабочую программу.
В пояснительной записке, как правило, содержатся цели и задачи изучения предмета, концепция, заложенная в содержании учебного материала с учетом вида общеобразовательной организации и контингента обучающихся, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой, сроки реализации рабочей программы, формы и методы, технологии обучения, используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе, обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей программы, отражение национально-регионального компонента.
Разработанные учителем рабочие программы рассматриваются на заседании методического объединения учителей общеобразовательной организации. Методическое объединение учителей после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке рабочих программ. Решение методического объединения оформляется протоколом. После чего при положительном решении рабочие программы представляются в администрацию общеобразовательной организации.
Директором школы издается приказ об утверждении рабочих программ по каждому предмету. На всех рабочих программах указывается дата их принятия на заседании методического объединения, согласования с заместителем директора по НМР, подпись директора общеобразовательной организации об их утверждении с указанием даты и номера приказа. Утверждение рабочих программ по учебным предметам осуществляется до начала учебного года, но не позднее 31 августа текущего учебного года.
Один экземпляр утвержденных рабочих программ хранится в документации общеобразовательной организации в соответствии с номенклатурой дел, второй экземпляр передается учителю для осуществления учебного процесса.
Администрацией общеобразовательной организации ведется периодический контроль реализации и выполнения рабочих программ.
Календарно – тематическое планирование регламентирует деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету, разрабатывается учителем на каждый год обучения в соответствии с учебной программой и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Задачами составления календарно-тематического планирования являются:
— определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;
— определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса;
— формирование рациональной системы работы по формированию планируемых результатов.
Совершенствование системы общего образования в России, в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов, направлено на решение важнейших задач в обучении и воспитании школьника. Идеи педагогики развития: системно-деятельностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Элькониин, В.В.Давыдов, А.Г. Асмолов), личностно ориентированное развивающее образование (В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская, В.В.Сериков), смысловое вариативное развивающее образование (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, Е.А.Ямбург) нашли свое воплощение в изменении содержания и организации образовательного процесса начального, основного и среднего образования в России. Данные изменения направлены на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на формирование личности учащихся, способных самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готовых к самостоятельным действиям и принятию решений.
Мерой способности человека активно включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Большие возможности для их формирования предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД), определяющих мотивационную ориентацию учащихся, обеспечивающих социальную компетентность, умение организовать собственную деятельность, позволяющих формировать общеучебные универсальные действия, логические, связанные с решением проблем.
Именно поэтому в графе «Планируемые результаты» календарно-тематического планирования определяются не только предметные (знания и умения), но метапредметные и личностные результаты обучения.
Уважаемые коллеги! Понимание того, что структура КТП зависит и от специфики предмета, позволило нам предложить Вам несколько вариантов оформления календарно-тематического планирования. Однако рекомендуем Вам придерживаться единой структуры КТП в рамках отдельных школьных методических объединений или смежных дисциплин.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ