Калевала о чем этот эпос

Карело-финский эпос Калевала

Калевала – это имя, которое очень многое значит для жителей карело-финских земель. Под этим названием можно встретить поселок, кинотеатры, гостиницы, улицы, причем не только в Финляндии, но и в России. Это имя настолько велико, что является чуть ли не главным национальным достоянием в культуре и литературе финнов, которому нет аналогов в мире. Только что оно значит?

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Что такое «Калевала»

«Калевала» представляет собой литературный эпос, описанный в 50 рунах, в стихотворной форме. Данное произведение больше всего известно на территории скандинавских земель, ныне Финляндия и часть Республики Карелия. Данное произведение состоит из нескольких сюжетных линии, которые соединены между собой, разве что только, временным промежутком. Описанные в нем сюжеты рассказывают о том, как был сотворено небо и земля, а также несколько героических подвигов главных мифологических персонажей. Исполняется данный эпос в традиционном финском жанре.

По сути «Калевала» – это народный сборник древних сказаний и мифов о выдуманном государстве. Дело в том, что сам создатель сборника, которого зовут Элиас, сказал, что название «Калевала» дано стране, где происходят все события. Но примечательно то, что в нем очень точно описываются все действия, однако, упускается любая информация о местном народе, политике, государственном строе и других исторически важных моментов. Но стоит сразу обозначит, что это не сказка, где должны описываться лишь подвиги, это историческое произведение, которое призвано разъяснить суть финско-карельской культуры, многих обрядов и виденье идеи сотворения мира.

История создания карело-финского эпоса

История создания также интересна, как и содержание сборника. Написанием «Калевала» занялся Элиас Леннрот, врач и языковед, который занимался изучением культуры древних народов. Ему пришлось проделать очень большую и кропотливую работу над сборником, потому что ему приходилось искать по всей Финляндии и Карелии, чтобы собрать в едино все 50 рун и еще десятки праздничных обрядов, песен, заклинания и так далее. Основную трудность составляло обнаружение носителей этих знаний, ведь далеко не все были в курсе народной литературной культуры, а большинство песен вообще считались навсегда утерянными.

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Так, немного не мало у Элиса ушло свыше 20 лет на поиски и обработку всего материала. Ему приходилось переводить древние письмена и восстанавливать рукописи, которых не пожалело время. И только в 1835 году 28 февраля вышел карело-финский эпос «Калевала», однако, сразу же, после выхода, автор заявил, что собрание не полное и он выпустит в скором времени вторую часть. Скорым, конечно, выпуск назвать сложно, но в 1849 году мир увидел вторую полный сборник, который есть и поныне. После выпуска многие страны стали заниматься переводом на свои языки, Россия исключением не стала и полностью переведенный эпос предоставил Л. П. Бельский в 1888 году. Перевод был напечатан на страницах журнала «Пантеон литературы», через год появилось и собственное издание.

Герои Калевалы

«Калевала» очень богата на серьезных и колоритных персонажей, которые часто появляется на протяжении всех рун. Большинство из них даже не пересекаются никогда, но каждый вносит свой судьбоносный вклад в сотворение мира и неба. Действие всех рун происходит на территории двух государств, а именно, Похьёла и Калевала. Для удобства понимания, стоит разделить вех персонажей на главных и второстепенных. Вот список и небольшая характеристика главных действующих лиц:

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Кроме этих персонажей есть несколько второстепенных, которые также влияют на ход событий и судьбу главных действующих лиц, но им уделено мало места в сборнике:

Кроме этих героев есть еще те, чьи имена не упоминаются, но они также производят свой вклад в развитие истории. Обычно это жители, родственники главных героев, волшебные духи и так далее.

Краткое содержание эпоса

Как высказывается создатель сборника всех рун и сказаний, что в «Калевале» нет общего сюжета, а несколько мотивов, которые либо переплетаются между собой, либо вовсе нет. Как уже было выше сказано, действия эпоса разворачивается на территории двух стран: Похьёла и Калевала. До подле неизвестно, в каких политических отношениях находятся жители двух государств, но вражда между правителями заметна. Но обо всем по порядку.

Первые десять рун берут свое начало на неизвестных землях, а именно, как эти земли был созданы (сотворение мира) и перед читателем предстает один могущественный колдун, по имени Вяйнямёйнен. Он является главным действующим лицом всего эпоса, потому что чаще всего появляется и также является со творцом неба и земли. эти силы ему передали от его матери Илматар, которая является родной дочерью воздуха. Колдун собирается женится на красивой девушке Айно, но та отказывается, от чего приводит Вяйнямёйнена в ярость. В защиту девушке выступает ее родной брат Йоукахайнен, однако, юный волшебник уступает по силе величайшему колдун и проигрывает бой.

Дальше песни рассказывают о необычном кузнеце Илмаринен и создании Сампо – мельнице, которая обладает волшебными свойствами и могла делать всех богаче и счастливее. А одна из рун посвящена созданию железу и драгоценным металлам.

Дальше идет повествование про самоуверенного и беззаботного богатыря, и чародея, Лемминкяйнена. Юный герой странствует по земле в поисках приключений.

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

В следующей песня история возвращается к главному колдуну, который уже не предстает, как великий маг, который создает миры и сражается. Он также отправился на поиски, только не приключений, а волшебных вещей, чтобы сделать подарок новой возлюбленной, правительницы соседнего государства Ловхи. Но пока Вяйнямёйнену искал слова и предметы, его любовь признается в верности другому, а именно, тому самому кузнецу. И несколько рун посвящены свадебным песням и обрядам.

В 26 руне веселье и пляски резко сменяются на печальную и жестокую историю про богатыря Куллерво. В его жизни происходит очень много перемен: он лишается родителей, становится личным рабом своео дяди Унтамо, влюбляется в девушку, а после очень близких отношений узнает, что это была его сестра. Дальше идет описание его пути мщения, которое наполнено страданием и горечью. Как только Куллерво отомстил последнему обидчику, своему дяди, он оканчивает жизнь самоубийством.

Печальная история сменяется героическими похождениями трех главных героев: могущественного колдуна Вяйнямёйнена, самоуверенного чародея Лемминкяйнена и великого кузнеца Ильмаринена, которые решают отыскать утерянную мельницу в недрах Похьёлы. Тут нет жестоки сражений, ведь персонажи побеждают с помощью смекалки и волшебства. Они создают музыкальный инструмент, способный усыпить всех жителей, что дает им возможность без проблем найти и забрать Сампо.

Узнав про это, правительница государства начинает насылать на них различные беды и болезни. Тогда было решено, что из мельницу нужно сделать еще один инструмент, который сможет одолеть Ловхи и вернуть у нее из плена Солнце и Луну.

В самой последней руне описывает рождение ребенка, который сразу родился очень мудрым и сильным. Завидев в нем такие способности, Вяйнямёйнен настаивает на том, чтобы ребенка убили, говоря о том, что он принесет только одни беды. Но ребенок очень взросло и мудро отвечает колдуну, что тот лишь разворачивается и с позором покидает страну. А это ребенок становится полноправным правителем Карелии.

День эпоса «Калевала» в Финляндии

Каждый год в Финляндии и республики Карелии празднуют «День народного эпоса Калевалы», который посвящается общей культуре между карело-финскими народами. Также правительство Финляндии нарекло этот день «Национальным днем флага Финляндии». Эти два праздника сопровождаются очень ярким и веселым «Калевальским карнавалом», где происходят шествия людей в народных одеждах, а также театральные представления. Самый первый праздник начали отмечать в 1860 году и теперь каждый год, 28 февраля. Этот день выбрали, потому что именно в него Элиас Леннрот выпустил в свет первую часть эпоса.

Что еще стоит знать о карело-финском эпосе

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Есть еще ряд очень интересных фактов о «Калевала», которые стоит знать:

Влияние этого произведения настолько елико, что после выхода еще многие десятилетия вдохновляла творческих людей на сотворение различных пьес, картин, песен и так далее. Также очень сильно чтят имя Элиаса Леннрота, за его неоценимый вклад в культуру карело-финского народа.

Источник

Краткое содержание эпоса Калевала (Карело-финский эпос)

«Калевала» – карело-финская эпическая поэма, дающая возможность ознакомиться с историей и легендам народов. Книга состоит из 50 рун (или песен). Считается, что сочинил поэму народ, но собрал материалы и обработал финский лингвист Элиас Лённрот в XIX веке. Он был первым, кто соединил индивидуальные эпические песни, устраняя некоторые неровности. Калевала – это страна, где живут храбрые герои и волшебники. На русский язык перевел и обработал поэт Леонид Бельский в 1888 г.

Вяйнемёйнен и Сампо

Вначале описывается сотворение мира – неба и земли, звезд, зверей и птиц. Изначально существовала только – дочь воздуха, которая породила вещего песнопевца Вяйнемёйнена. Его брат Ильмаринен выковал небо, А Вяйнемёйнен, расчистив часть земли от леса, посеял пшеницу. Вскоре главный герой собирается жениться на девушке Айно, которая не любит его. Поэтому она утопилась и превратилась в русалку.

Илматар, увидев, что песнопевец слишком тоскует по Айно, советует ему посвататься к дочери старухи Лоухи – хозяйке мрачной Похьёлы. Ведьма соглашается отдать дочь с условием, что жених выкует волшебную мельницу Сампо, приносящую счастье и богатство. Но мудрец не может этого сделать, поэтому возвращается, чтобы попросить кузнеца Ильмаринена изготовить мельницу.

Вяйнемёйнен начинает петь колдовские песни и принуждает Ильмаринена отправиться в Похьёлу, ковать Сампо. Вначале у кузнеца ничего не выходит. Или получается лук, смертельно ранящий, либо челнок, потопляющий другие лодки. Седьмой день приносит плоды: из наковальни показалась чудесная мельница. Лоухи забрала ее и заключила в гору, где Сампо и осталась, пустив корни. Но хитрая старуха обманула кузнеца, не отдав ему дочь.

Этот герой настоящий Казанова. Он воинственный и могущественный маг, покоритель женских сердец. Однажды он уже был женат на строптивой Кюлликки, но потом изгнал ее за непослушание. Теперь охотник желает получить руку и сердце недоступной Девы Севера. Мать со слезами отговаривает сына от безумного шага, но не добивается результата. Он не слушает ее и идет своим путем.

Прибыв в сумрачную Похьёлу, встречается там со злыми колдунами, но побеждает их. Лоухи требует за дочь волшебного лося. Лемминкяйнен выполняет задание, прибегнув к помощи царей леса. Затем заставляет его привести огнедышащего коня Хийси. В третий раз приказывает спуститься в страну мертвых – Туонелу – за лебедем. Но там его поджидает колдун и пронзает тело охотника ею, словно копьем. Разрубив тело несчастного жениха на куски, бросает их в воды Туонелы. Мать, узнав о гибели сына, приходит, чтобы спасти его. Оживив сына, забирает его домой.

Вяйнемёйнен строит лодку

Далее описывается путешествие певца в ад. Вяйнемёйнен ищет три волшебых слова, которые необходимы, чтобы построить замечательную лодку. Для этого спускается в подземное царство Маналу-Туонелу. Дочь бога мертвых предупреждает, что он не сможет вернуться обратно. Однако мудрецу удается сбежать оттуда, так и не узнав заветные слова. Тогда он пытается посетить чрево гиганта Вийпунена. Мудрец выстраивает кузницу внутри великана. Не выдержав пыток, Вийпунен выдает нужные слова. Построив лодку, певец плывет в Похьёлу снова свататься к Деве Севера. По пути встречает Ильмаринена, который едет по тому же делу.

Свадьба и обида Лемминкяйнена

Красавица выбрала Ильмаринена. Идет подготовка к веселой и щедрой свадьбе. Описанию торжества, правильному выполнению обрядов, послушанию жены, обязанностям супругов посвящены отдельные песни. Сколько деревьев было спилено, сколько воды набрано из рек, сколько пива и яств приготовлено! Пригласили всех, кроме Лемминкяйнена. Кузнец увозит девушку домой, где празднуют еще одну свадьбу.

Охотник очень оскорбился тем, что его не пригласили и отправился в Похьёлу, чтобы отомстить. В бою он отрубил голову мужу ведьмы. Рассвирепев, она отправила своих воинов разорить родную землю Лемминкяйнена. Сам охотник спасся с трудом.

Куллерво

Похищение Сампо

Заключительные руны «Калевалы» повествуют, как бесстрашные герои извлекают Сампо из сокровищниц Похьёлы. По пути, из костей щуки Вяйнемёйнен изготовил первые финские гусли – кантеле. Благодаря игре на них, они усыпили жителей Похьёлы и увезли мельницу. Но в результате погони, она упала в море и разбилась вдребезги. Осколки мудрец перевез в Калевалу, после чего этот край разбогател.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Эпос Калевала. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Рассказ Без языка знакомит нас с мигрантами, уехавшими из своего родного села Лозищи, что расположен в Волынской губернии аж в саму Америку. Один из героев Осип переезжает в чужую страну, ища достаток и благополучие, через два года встав там на ноги

Роман «Братья Карамазовы» повествует читателю о взаимоотношениях в семье, где отец является гулящим и нечестивым человеком, которому и дела нет до того, как растут трое его сыновей.

Творческая деятельность прозаика из Германии безгранично велика и бесценна в истории немецкой литературы. Свой интерес к писательскому занятию у него проявились во время проживания в Мюнхене, являвшемся одним из самых культурных центров

Француз Шарль Лонсевиль попал в плен, когда наполеоновская армия отступала из сожженной Москвы. В плену он понял, что возврата к прошлой жизни нет. В Париже осталась молодая жена-поэтесса

Источник

Калевала / Kalevala

«Калевалу», какой мы ее знаем, создал Элиас Лённрот — по рождению финн, по профессии врач, по призванию языковед. Собирая фольклор, Лённрот несколько раз объехал русскую и финскую Карелию. Насобирал в итоге на целый эпос.

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Художник Владимир Фомин. Нападение Лоухи, гибель Сампо. Руна 43. 1997

Мне пришло одно желанье,
Я одну задумал думу
Быть готовым к песнопенью
И начать скорее слово,
Чтоб пропеть мне предков песню,
Рода нашего напевы…

«Калевалу» в переводе Бельского читает Александр Клюквин:

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпосАлександр Клюквин — артист кино и Малого театра. Озвучивает фильмы: его голосом говорят Форрест Гамп и подполковник Слэйд из «Запаха женщины».

А еще Клюквин читает для нас аудиокниги — от «Мастера и Маргариты» до Корана (в переводе Шумовского).

«Калевалу» (руну 1) Александр Клюквин листает по просьбе «Республики».

Лённрот / Lönnrot

Родился будущий национальный герой в местечке Самматти, на юго-западе Суоми. Был он четвертым ребенком в семье не слишком богатого портного и в школу пошел только в 12 лет: приходилось много помогать отцу. Да и после Лённрот учился с большими перерывами: отец зарабатывал слишком мало, чтобы прокормить большую семью, и Элиас вынужден был не только портняжничать, но и по окрестным деревням бродить с песнями. Наверное, тогда и полюбил народное творчество.

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Элиас Лённрот. Фото: bukvy.net

В университете Лённрот выбрал философский факультет, отучился на нем, получил степень кандидата философии. В те же годы увлекся филологией, начал глубоко изучать финский язык и фольклор. Лишь позже — за неимением в университете кафедры финской филологии — перешел на медфак. И стал хорошим врачом.

Врачом Лённрот работал почти всю жизнь, филологии посвящал только отпуск. Как раз в один из отпусков он и поехал впервые в Карелию — собирать фольклор.

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Вокнаволок / Vuokkiniemi

«Калевалой» эпос стал не сразу. Лённрот рассматривал несколько вариантов названия — «Кантеле Вяйнямёйнена», к примеру. Или «Вяйнёла и Похъела».

Слово КАЛЕВАЛА встретилось исследователю лишь однажды: в пастушьей песне, услышанной в деревне Вокнаволок в 1834 году, и стало именем, которое знает весь мир.

Калевала — название страны, в которой живут и действуют мифологические герои. Название образовано от имени Калева. Калева — родоначальник легендарных «богатырей» Вяйнямёйнена, Ильмаринена и Лемминкяйнена.

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Деревня Вокнаволок — это сегодня Костомукшский городской округ. В прошлом году в Костомукше прошел фестиваль граффити: ангар на берегу озера (внутри — спортзал) стал арт-объектом. Райтеры (художники) TRUN, Dickey и SashaSAM современным образом увековечили героя «Калевалы» Вяйнемёйнена.

Вот как это было (съёмки «64 параллель онлайн»):

Руна / Runot

В 1809 году финны освободились от шведского господства (для того, чтобы перейти под русское), после чего усиленно начали искать собственные ценности. Искать стали, разумеется, у истоков.

Вот к этим самым истокам и отправился впервые в 1828 году 26-летний Лённрот. Почти за пять месяцев он исходил вдоль и поперек финскую Карелию и губернию Саво. Исследователь вел дневник на шведском языке, в нем он описывал обычаи финнов, свадебные обряды и, главное, свои встречи с рунопевцами. В результате собрал несколько тысяч строк народной поэзии и издал их в виде сборника «Кантеле».

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Художник: Юрий Люкшин

Лённрот писал эпос — собирал отдельные руны, выстраивал их в подобие сюжета, оформлял литературно. Первая версия произведения (обычно ее называют «Пра-Калевалой») была создана в 1833 году.

Автор передал текст в Общество финской литературы, а сам отправился в очередное путешествие за фольклором. Филологи тем временем поэму прочитали и одобрили. Её уже стали готовить к печати, но тут внезапно из экспедиции вернулся Лённрот и публикацию отменил.

Причина: за 18 дней, проведенных в Беломорской Карелии, создатель эпоса встретился с несколькими рунопевцами и услышал много новых рун. Один Архиппа Перттунен, говорят, напел ему четыре тысячи поэтических строк.

«Калевала» в первой редакции была готова к 1835 году (тогда же ее и издали).

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Первое издание «Калевалы», 1835 год. Из собрания Национального музея Карелии

«Калевала» в первой редакции состояла их 32 рун. Вышла тиражом в 500 экземпляров, подписана была инициалами автора — E.L.

Дата, поставленная Лённротом под предисловием — 28 февраля, до сих пор считается Днем «Калевалы».

— День «Калевалы» в Карелии отмечается всегда, — говорит Андрей Манин, министр РК по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями. — В этом году в посёлке Калевала, в этнокультурном центре «Калевалатало», открыта выставка «Калевала в творчестве художников». Традиционно проводится Калевальский марафон: литературные вечера, мастер-классы, инсценировки из эпоса.

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Андрей Манин в школе отрывков из «Калевалы» наизусть не учил. Но помнит начало руны 3:

Старый, верный Вяйнемёйнен
Проводил покойно время
В чащах Вяйнёлы зеленых,
На полянах Калевалы.
Распевал свои он песни,
Песни мудрости великой.
День за днем все пел он песни
И ночами распевал их…

Боги и герои / Jumalat ja sankarit

Советский школьник знакомился с «Калевалой» в пересказе Александры Любарской. Текст она переписала, чётко расставила акценты: есть «свои», а есть «чужие».

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

С точки зрения Любарской, симпатичные калевальцы периодически приезжают свататься в Похъёлу, увозят оттуда и губят дочерей Лоухи. А потом возвращаются побиться за мельницу Сампо, которую Ильмаринен, кстати, выковал, как дар за очередную невесту.

Лоухи — хорошая хозяйка и мать (кстати, по мнению ученых, вовсе не старуха, лет 35-40) — превращается в однозначную Бабу-ягу, а не такие уж однозначные жители Калевалы — в спасителей человечества.

Если сил на целый эпос у вас нет, читайте «Калевалу»-лайт, составленную самим Лённротом в 1862 году. Переведена на русский язык А. Мишиным и Э. Киуру в 2000-х.

В «Калевале» (которая задумывалась автором как эпос, равный гомеровскому) кроме людей действуют боги. И вот какие:

Интерактивная графика «Боги «Калевалы»

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

А кто же герои-люди? Перечислим самых главных:

Вяйнямёйнен

Главный герой эпоса. Первый человек на земле (сын богини Ильматар, отца нет), родился сразу 30-летним богатырем. Вещий рунопевец, сеятель и мудрец. «Старый мудрый» и «вековечный» прорицатель. Он — строитель первой лодки и изобретатель кантеле. Вместе с Ильмариненом и Лемминкяйненом отбирает у Лоухи мельницу счастья Сампо.

Лемминкяйнен

Он же Ахти, он же Ахти Сарелайнен, он же Ахти Лемминкяйнен. Он же Кавко, Кавкомойнен, Кавкомьели. «Был он обликом прекрасен, ростом также превосходен, Но он был не без порока, Жизнь он вел не без ошибок. Очень был на женщин падок». Сватался неудачно к дочери Лоухи, погиб. Но не совсем: мать сумела собрать тело сына и оживить его. Когда Лемминкяйнен узнает, что его суженая вышла замуж за кузнеца, приходит на пир и убивает хозяина Похъёлы. Потом три года живет на далеком острове, опасаясь мести.

Ильмаринен

Друг Вяйнямейнена, кузнец. Связан с рождением огня и появлением железа. Доверчивый и добродушный герой. Может выковать что угодно — от небосвода до мельницы Сампо. Именно он женился на деве Похъёлы, дочери Лоухи.

Куллерво

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

А это главные женщины-героини:

Лоухи

Хозяйка Похъёлы, злая и сильная колдунья.

Дочь Лоухи

Дева без имени. Она связана с Вяйнямёйненом (он к ней сватался), Лемминкяйненом (он сватался — чуть не умер), Ильмариненом (он стал ее мужем) и Куллерво (она ему запекла хлеб в камень, а он превратил ее коров в диких зверей, которые ее и растерзали).

«Дева молодая», Йоукахайнена сестрица. Брат посватал её к Вяйнямёйнену, но она не хотела выходить за старика, и так тосковала, что погибла в «волнах вод широкошумных».

Кюлликки

Жена Лемминкяйнена, на которой он женился, похитив ее в Сари (прежде она не соглашалась выйти замуж даже за Солнце, Месяц, Звезду).

Айникки

Сестра Лемминкяйнена (это она рассказала брату, что его молодая жена в отсутствие мужа бегала на гулянья девушек).

Марьятта

Знаменитая девушка, родившая в непорочном зачатии (от съеденной бруснички) мальчика — мальчика Вяйнямейнен присудил к смерти, а «некий старик» нарек королем Карелии, из-за чего Вяйнямейнен и ушел из Калевы.

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Эпос / Eepos

Даже после того, как вышло первое издание «Калевалы», Лённрот не оставил путешествий. Начиная с 1835-го он отправлялся как минимум в шесть экспедиций: побывал на Северной Двине, в Архангельске, под Петербургом, в финляндской и российской Карелии и в Эстонии. Всегда он возил с собой издание «Калевалы» и прямо там — на чистых листах — записывал новые руны.

В итоге в 1847 году Лённрот начал писать окончательный текст эпоса, который вышел спустя два года. Эта редакция включала уже 50 рун и почти 23 тысячи строф. Именно эта версия стала канонической.

Ученые считают, что при составлении окончательного текста Лённрот ориентировался не только на хронологический порядок изложенных в рунах событий, но и на собственный вкус. Больше того, он добавлял в эпос немало строф собственного сочинения.

В предисловии к последнему изданию «Калевалы» Лённрот написал:

«Наконец, поскольку никто из рунопевцев не может сравниться со мной по количеству собранных рун, я посчитал, что у меня есть право… выстроить руны в наиболее удобном для их сочетания порядке. Говоря словами руны: стань и сам ты рунопевцем, песнь свою начни с начала. Иными словами, я посчитал себя рунопевцем не худшим, чем они сами себя считали».

О том, насколько сильно повлиял Лённрот на сюжет и образы эпоса, спорят много и давно. Поначалу было принято считать, что филолог-любитель просто собрал уже готовые народные песни, слегка обработал их и издал единым текстом.

Но уже один из учеников Лённрота, Август Алквист, писал: «Как любовь и чародейское знание тайн природы соединяют в «Калевале» разрозненные члены героя Лемминкяйнена, так Лённрот связал и оживил руны «Калевалы». Он — последний и величайший из творцов финского эпоса, Гомером которого его можно назвать по справедливости».

Сегодня учёные соглашаются в том, что «Калевала» — эпос, но авторский.

Калевала о чем этот эпос. Смотреть фото Калевала о чем этот эпос. Смотреть картинку Калевала о чем этот эпос. Картинка про Калевала о чем этот эпос. Фото Калевала о чем этот эпос

Владимир Фомин. Рождение Сампо. Руна 10.

К уроку готовились:
Евгений Лисаков, журналист
Анна Гриневич, журналист
Татьяна Бердашева, научный сотрудник Национального музея Карелии
Игорь Георгиевский, фотограф
Владимир Фомин, художник
Игорь Фомин, художник
Илья Дедюшко, режиссер
Павел Степура, дизайнер
Елена Фомина, редактор проекта «Уроки карельского»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *