Камартадж что это такое
Синемафия
11 фактов о фильме «Доктор Стрэндж»
31 октября, наконец-то, в широкий прокат выходит «Доктор Стрэндж», новый фильм киновселенной Marvel.
Стивен Стрэндж, гениальный нейрохирург, после автомобильной аварии приходит в себя — и видит, что руки-то ему спасли, только оперировать такими руками теперь невозможно. Он готов на всё, чтобы только стать опять тем же, кем был: от рискованных операций до обращения к непонятным гуру. Наконец, отчаяние приводит его в Катманду, в Камар-Тадж, где некий Древний Учитель сможет его исцелить. Но исцеление — это не совсем то, что он получает…
Четырнадцатый фильм киновселенной Marvel вышел отличным от всех остальных: впервые мистические практики стали основой суперсилы героя, впервые дело не в силе или ловкости — а в магии.
Синемафия нашла 11 интересных фактов о фильме «Доктор Стрэндж» и спешит поделиться ими с вами!
Доктор Стрэндж — персонаж, созданный Стэном Ли и художником Стивом Дитко, — дебютировал в комиксах в июле 1963 года, в 110 выпуске антологии «Странные истории» (Strange Tales). Несколько лет спустя антология превратилась в личный комикс Стрэнджа (в итоге у первого выпуска с новым названием, Doctor Strange vol.1, забавный номер — 169). C тех пор у Стрэнджа было еще несколько сольных серий: с 1974 по 1987 годы, с 1988 по 1996, и новая серия — с октября 2015 года.
Внешностью Стивен Стрэндж обязан актёру Винсенту Прайсу; и в его честь второе имя Доктора — Винсент.
Первым появлением доктора Стрэнджа на киноэкране стал пилот так и не вышедшего сериала на канале CBS, переделанный в двухсерийный телефильм.
Стивен Стрэндж в этом телефильме — психиатр, который оказывается втянут в противостояние Высшего чародея и коварной Морган Ле Фэй; в итоге, конечно, Стивен становится хранителем Земли и её Верховным чародеем.
Роль доктора Стрэнджа сыграл Питер Хутен, а Морган Ле Фэй — Джессика Уолтерс, известная по сериалу «Задержка в развитии» (Arrested Development).
После телефильма было еще несколько желающих перенести приключения Стивена Стрэнджа на экран — в их числе были Уэс Крейвен, Дэвид Гойер и Гильермо дель Торо.
Доктор Стрэндж был любимым комиксовым героем Скотта Дерриксона в детстве. «Это была чистая магия. Мне нравилась все эти странности с измерениями. И мне был близок герой — одинокий, травмированный, которому нужно излечиться». Так что в 2013 году, когда агент чсообщил Дерриксону о том, что Marvеl ищет режиссёра для съемок Стрэнджа, тот понял — надо действовать.
«Я знал, что я не самый очевидный кандидат; и что мне придётся показать гораздо больше, чем остальным, чтобы получить эту возможность».
Дерриксону понадобилось не менее восьми бесед с представителями студии, чтобы убедить их, но в итоге ему это удалось.
«Я хотел сосредоточиться на его духовном развитии», — говорит Дерриксон, который при работе над сценарием обратился к тем самым комиксам 1963 года, над которыми работали Ли и Дитко.
«И меня привлекла идея „реальной“ магии: путешествия в другие измерения, в которые можно поверить. Думаю, это было основой решения дать мне эту работу».
Специалист по визуальным спецэффектам Стефан Черетти и художник-постановщик Чарльз Вуд выбрали для работы над фильмом следующие источники вдохновения:
— марины Уильяма Тёрнера,
— оптические иллюзии Эшера,
— комиксы — оригинальные, нарисованные Стивом Дитко.
Бенедикт Камбербатч комиксы о Стрэндже до утверждения на роль не просто не читал — даже не знал о них. И вообще роль супергероя, по его словам, «не входила в список «успеть сделать до смерти».
Более того, когда на пресс-концеренции по второму «Стартреку» Камбербатчу сказали журналисты, что из него вышел бы отличный Доктор Стрэндж, он только спросил «Доктор что?«
Если бы Камбербатч не согласился, то вторым кандидатом был Хоакин Феникс — однако для него подписание контракта на несколько фильмов сразу было неудобным.
Но так вышло, что именно Камбербатч был первым — и главным — кандидатом на роль Стрэнджа. Даже когда его занятость в театре (в «Гамлете», если быть точнее) вынудила его отказаться от проекта, студия пошла на перенос фильма на несколько месяцев — и заполучила-таки Бенедикта.
И через два дня после последнего «Гамлета» он сел в самолет и полетел в Непал, на съемки.
Поначалу его привлекла смесь эзотерического и приключенческого; Востока и Запада. «Духовное играет значительную роль в моей жизни», — говорит Камбербатч. Как и в жизни Стивена Стрэнджа, добавим мы!
Костюм Стрэнджа, сделанный художником по костюмам Александрой Бирн, был вдохновлён работой китайского дизайнера. Он выполнен из денима, и был большим отступлением от традиционно очень тянущихся супергеройских костюмов. Вышивка на костюме повторяет узоры на оригинальном комиксовом костюме Доктора.
Бирн рассказывает, что самой сложной задачей в костюме Стрэнджа был Плащ Левитации. Во-первых, в сравнении с комиксовой версией пришлось значительно уменьшить ворот (иначе не было бы видно лица актёра); во-вторых, чтобы монохромный плащ не выглядел скучно, пришлось выбрать ассиметричный покрой (приглядитесь к плечам). Было около полудюжины вариантов плаща, прежде чем Бирн нашла Тот Самый Фасон.
Сшит плащ из особой японской шерстяной ткани, специально заказанной и произведенной для фильма.
Для того, чтобы плащ мог летать, под ним был сложный каркас — и это очень мешало Камбербатчу в перерывах между дублями, когда, чтобы чем-то заняться, надо было сначала снимать всю сложную конструкцию.
Амулет «Глаз Агамото», который носит Стрэндж, практически не подвергся изменениям в сравнении с комиксом — он и так был достаточно впечатляющ для современного зрителя, говорит режиссёр Скотт Дерриксон.
Почему Стрэндж носит семь поясов? Просто так. С сюжетом это никак не связано.
Персонажа Рэйчел МакАдамс в фильме зовут Кристина Палмер, и это вызвало бурю обсуждений в сети. Следите за руками.
Дело в том, что Кристина Палмер — имя супергероини Marvel, Ночной Медсестры. Это имя она носила в комиксе в 70-х.
Новая Ночная Медсестра, появившаяся в 2004 году в «Сорвиголове» пера Брайана Майкла Бендиса, романтически связана со Стивеном Стрэнджем — только зовут её уже Линда Картер.
В телевселенной Marvel, а именно в сериалах «Сорвиголова», «Джессика Джонс», «Люк Кейдж» и грядущих «Защитниках» и «Карателе», черты Ночной Медсестры достались Клэр Темпл (Розарио Доусон). Телевселенная Marvel явно связана с киновселенной — намёков на это хватает; с другой стороны, пока фильмы Marvel не сделали ни одной достаточно очевидной ссылки на телесериалы Marvel.
В итоге предсказать со стопроцентной вероятностью, что Кристина (МакАдамс) не станет Ночной Медсестрой, лично я не возьмусь.
Утверждение Тильды Суинтон на роль Древнего (или Древней? ох уж эти окончания) было встречено не только восторгом (Тильда! Суинтон! В фильме по комиксам!), но и некотором скепсисом.
Древний в оригинале — мужчина и азиат; если смену пола борцы с дискриминацией приветствовали, то замену азиата на белую восприняли как очередной случай «обеления» (whitewashing). К примеру, Джордж Такеи (Сулу из оригинального «Стартрека») в посте в фейсбуке осудил выбор Marvel. «Они выбрали на роль Тильду, потому что думают, что зрители хотят видеть белые лица. А зрителям тоже хорошо бы понять, что студии держат нас за идиотов».
Тильда ответила сомневающимся, что всё — в глазах смотрящего. «Твой пол — это то, как к тебе обращается говорящий с тобой». Вы только подумайте.
Режиссёр Скотт Дерриксон был очень удивлён такой реакцией. «Мы хотели избежать расовых стереотипов и собрать максимально разную команду. Как раз в оригинальных комиксах Вонг и Древний — это худшее проявление расовых стереотипов. Чтобы избежать шаблонного „азиата-волшебника“, мы позвали Тильду».
(Не могу не заметить: очень забавно, что когда персонажа-азиата играет белый — это расизм, а вот когда Мордо приобретает отличный от оригинального цвет кожи — это расовая диверсификация и вообще отлично. Глаз, бревно, вот это всё?)
Бенедикт Камбербатч на самом деле сыграл не одну роль в фильме; впрочем, вторую узнать почти невозможно.
Дормамму, потенциально — новый противник Мстителей для Четвёртой Фазы (ведь победят они Таноса в Третьей Фазе, куда денутся), появляется на экране как гигантское гуманоидное лицо. «И Бенедикт пришёл к нам с идеей — а что, говорит, я его сыграю? Я сказал, что подумаю об этом. И подумал — а ведь логично, что такое существо, как Дормамму, принимает определённую форму для общения — а не показывается таким, какой он есть.»
Это позволило также создать невидимую связь между Стрэнджем и Дормамму. «Я писал роль как непомерно раздутую версию Стрэнджа; персонаж, у которого непомерное эго. Это космический завоеватель, и всё, происходящее в мире, его касается».
«И никто уж не будет лучшим партнером Бенедикту, чем сам Бенедикт», — добавляет Дерриксон.
Несмотря на то, что в основном времени «Доктора Стрэнджа» не участвует ни один персонаж из уже показанной киновселенной Marvel, отпределённые отсылки к ней есть.
Когда Стивен Стрэндж едет в машине и обсуждает, какие интересные медицинские случаи он мог бы рассмотреть, один из кандидатов — армейский полковник, перелом позвоночника во время испытаний нового вооружения, — Джеймс «Роуди» Родс. Травму он получил в фильме «Первый Мститель: Противостояние».
Ну и, конечно, первая сцена после титров. Не будем спойлерить — но дождитесь её!
В последний день съемок на Манхэттане Бенедикт Камбербатч в костюме Доктора Стрэнджа зашел в местный магазинчик комиксов, JHU Comuc Books. «Я подумал — а что бы мне не зайти? Я их спросил — «А если кино провалится, возьмёте меня на работу?». Они ответили — «Без проблем! Раскладкой товара занимались раньше?».
Источники:
Энциклопедия MARVEL; Энциклопедия «Marvel. Мстители»
Entertainment Weekly № 1397 (Jan 8−15, 2016); Entertainment Weekly № 1436/1437 (Oct 21−28, 2016)
Доктор Стрэндж. Камбербэтч против вечности
Недавно появившийся в кинопрокате фильм «Доктор Стрэндж» был воспринят российской публикой на ура. Высокие рейтинги, большие сборы, восторженные отзывы – […]
Недавно появившийся в кинопрокате фильм «Доктор Стрэндж» был воспринят российской публикой на ура. Высокие рейтинги, большие сборы, восторженные отзывы – всё говорит о том, что красивая история о супергерое, который борется с мировым злом, насыщенная будоражащими воображение спецэффектами и далёкая от политической повестки дня, оказалась желанной сказкой для многих наших соотечественников, соответствующей их мечтам.
иерей Иоанн Реморов
Но не всякий зритель заметит, что в облике современной версии волшебной сказки ему предлагаются для размышления и фундаментальные вопросы мировоззренческого характера – в частности, вопросы о смерти и вечной жизни. Формат увлекательного кино, повествующего, казалось бы, о далёком от реальности мире, в ненавязчивой форме философствует на глубинные темы, касающиеся самой что ни на есть реальности.
Сюжет фильма основан на комиксах американской студии Марвел, известной своими сериями о супергероях. Жанр комиксов особенно распространился в США на протяжении XX века; этот жанр рассчитан на самую широкую аудиторию простых людей, в том числе на тех, кто не воспринимает книжки без картинок или не может читать большие тексты. Однако при перенесении на киноэкран история была переработана так, чтобы заинтересовать не только любителей комиксов, но и более интеллектуального зрителя. Как и другие экранизируемые комиксы, «Доктор Стрэндж» представляет собой современную разновидность сказки, в данном случае – волшебной сказки. И как и любая сказка, она довольно показательна для своей эпохи, потому что апеллирует к сфере мечты современников: так, сегодняшний массовый зритель не верит в крёстных-фей, но верит в другие измерения; не верит в силу молитв, но верит в суперспособности тайных учителей из глубин Гималаев.
В марвеловских сериях комиксов доктор Стрэндж – это самый могущественный маг Земли, обладатель всех возможных магических способностей (волшебных, если применять традиционную русскую терминологию сказок); фильм же рассказывает о начале его истории – о том, как он стал волшебником. Но идеология фильма лежит вовсе не в плоскости магии. Чтобы разобраться в ней, нам придётся пересказать важнейшие моменты сюжета фильма; кто не любит «спойлеров», можете переходить сразу к заключительному абзацу.
«Рационализм вовсе не помеха для некоторых духовных практик. Но каких именно?»
Главного героя в фильме играет любимец широкой публики британский актёр Бенедикт Камбербэтч, исполнитель главной роли в сериале «Шерлок» – современной адаптации истории о великом сыщике. Камбербэтч в роли Шерлока Холмса сразу запоминается как надменный интеллектуал, который может без труда найти разумное объяснение любым загадочным ситуациям. В роли доктора Стрэнджа он поначалу выступает точно в такой же ипостаси – как идеал рационалиста и скептика; однако по ходу фильма он преодолевает свой скепсис в отношении магии, а недюжинный интеллект позволяет ему и в ней достигнуть вершин.
Сценарий фильма как бы говорит нам, что рационализм вовсе не помеха для некоторых духовных практик; но каких именно?
Спасать людей – его призвание (впоследствии он сам скажет: «Я не могу убивать людей, я давал клятву их лечить»). Но гордость и чрезмерная самоуверенность губят его: он лихачит на дороге, разговаривая по мобильному телефону за рулём и просматривая при этом присланные снимки, и попадает в жёсткую аварию, после которой, несмотря на все усилия коллег-врачей, кисти рук перестают его слушаться, пальцы дрожат, и он больше не может с ними сладить. Без рук он никто, он больше не сможет заниматься хирургической деятельностью, и он теряет смысл жизни. Молодой коллеге-врачу, доктору Палмер (Рэйчел Макадамс), которая любит его и которая заботилась о нём в течение всего трудного периода лечения и реабилитации, он вместо благодарности с усмешкой бросает эгоистичный упрёк: «Какой теперь смысл в моей жизни – ты, что ли?»
Перебрав все варианты лечения и осознав невозможность восстановить свои руки методами традиционной медицины, он вдруг находит вдохновляющий пример: один из его коллег недавно встретил своего бывшего пациента, который раньше безнадёжно страдал полным параличом нижней половины тела, но теперь полностью восстановился и даже занялся баскетболом. Стрэндж находит этого человека и с удивлением расспрашивает, как тому удалось снова вернуть себе форму, если медицина оказалась бессильна. Тот говорит, что для исцеления ему пришлось обратиться к духовным практикам, и рекомендует доктору обратиться в некое место под названием Камартадж. Естественно, это находится в Гималаях – в столице Непала Катманду.
«Почему, чтобы рассказать современному европейцу о духовной стороне жизни, нужны Гималаи?»
На этом сюжетном повороте впору задуматься: почему, чтобы рассказать современному европейцу о духовной стороне жизни, нужны именно Гималаи? Ведь духовные практики, аскетическая работа над собой, путь к господству над своими страстями и желаниями, а также многочисленные свидетельства об успешном преодолении привычных законов материального мира – всё это издавна есть в многовековой христианской европейской традиции, причём не только в восточной, но в некоторой степени также и в западной. Видимо, представитель современной цивилизации, считающий себя образованным, обо всём этом совершенно не знает: его приучили не доверять христианству и видеть в нём только крестовые походы и инквизицию (даже несмотря на то, что оба этих неприглядных явления были присущи исключительно римо-католичеству, и то в его не лучшие времена). Другое дело, например, буддизм: представитель западной цивилизации ничего не знает о религиозных войнах буддистов и не сталкивался с жуткими традиционными ритуалами тибетского ламаизма, однако душа подсознательно жаждет духовного измерения жизни, и потому на изречения Далай-ламы западный человек не включает свой антирелигиозный внутренний фильтр…
Но вернёмся к фильму. Сказочный сюжет, конечно, не упоминает религий из реального мира –главный герой в поисках исцеления попадает в общину, возглавляемую неким «древним учителем». Библиотека общины содержит многочисленные «древние» книги на классическом санскрите и даже на ведийском, что отражает очередной популярный миф – о «ведах», якобы содержащих тайные знания обо всём на свете (на самом деле Вед всего четыре, и все они содержат лишь ритуальные тексты древнего индуизма). Три филиала общины в крупнейших городах мира прямо именуются «храмами», словом из религиозного лексикона. Внешне эта организация напоминает школу боевых искусств при буддийском монастыре, по содержанию же она похожа на оккультную псевдовосточную секту: здесь его учат работать над духовной стороной своей личности, а заодно практиковать медитации, выход «астрального тела» и другие специфические действия, взятые из восточных традиций. Способом примирения всей этой экзотики с современной цивилизацией выступает действующий там вайфай. Всё же неудивительно, что, когда впоследствии доктор Стрэндж вновь встречается с по-прежнему любящей его Палмер, та быстро диагностирует, что он попал в какую-то секту, и ему так и не удаётся убедить её в обратном. Конечно, этот диалог подан в юмористическом ключе, но, как известно, в каждой шутке лишь доля шутки.
Правда, «древний учитель» политкорректно оказывается европеоидной женщиной. Она живёт на земле уже много веков; но откуда она попала в Гималаи? «От древних кельтов», то есть, очевидно, от друидов, которые в сегодняшнем массовом сознании тоже обладают манящим ореолом загадочности, хотя жестокости и бесчеловечности друидических культов поражались ещё древние римляне. Интересно, что Тильда Суинтон не впервые играет «древнее существо», которому все подчиняются: ранее она же исполнила в первом фильме «Хроник Нарнии» роль Белой Колдуньи – главного антагониста и противника льву Аслану, представляющему собой образ Христа в нарнийском цикле К.С. Льюиса.
Чему учат бывшего нейрохирурга Стрэнджа в этом высокогорном монастыре? Учат во всём доверять учителю, учат подчинять себе «своих внутренних демонов», ведь победить их полностью, по словам учителя, невозможно. И заодно, раз уж перед нами волшебная сказка, учат всякой магии (волшебству). Магия в мире фильма нужна, чтобы противостоять силам зла, хотя все осознают и предупреждают, что её изучение и таит немало опасностей и рисков.
Зло, которому нужно будет противостоять, представлено в фильме с самого начала: это Кецилий, бывший ученик Древней, отказавшийся подчиняться ей и вместе с группой последователей вставший на путь убийств. Ещё в первых кадрах фильма Кецилий крадёт фрагмент древней рукописи на санскрите, где приводится какое-то таинственное и опасное заклинание. После долгих сюжетных перипетий доктору Стрэнджу удаётся поговорить со злодеем и выяснить его мотивацию. И вот тут нас ожидает самое интересное.
Вместе с героем Камбербэтча зритель переходит от веры в существование одного лишь материального мира к знакомству на личном опыте с другими измерениями и, наконец, к осознанию того, что в этом мире нет положительных высших сил (по крайней мере, проявляющих себя), зато есть властелин тёмного измерения Дормамму. Именно он во вселенной фильма оказывается единственным источником вечной жизни.
Идея о колесе перевоплощений и его преодолении явственно показана в развязке фильма как способ, которым герой Камбербэтча смог перехитрить могущественного тёмного властелина Дормамму и заставить его прекратить притязания на наш мир. Идя к Дормамму, доктор Стрэндж запускает магическую временную петлю, так что, сколько бы раз тёмный властелин его ни убивал, герой вновь и вновь возвращается, словно в фильме «День сурка», и снова говорит всё ту же начальную фразу: «Дормамму, я пришёл договориться». Лишь когда тот соглашается на условия Стрэнджа, герой отпускает его и отключает временную петлю – иначе говоря, разрубает колесо перевоплощений.
Наконец, обещанный последний абзац для тех, кто не любит «спойлеры». Хотя этот фильм и поставлен во многом по мотивам давних комиксов студии Марвел о докторе Стрэндже, всё же по сравнению с простой сказкой комиксов о добре, противостоящем злу, здесь появилась религиозно-философская подоплёка. Рассуждения о смерти и бессмертии в мире этого на первый взгляд лёгкого и ненавязчивого фильма прямо противоположны традиционным христианским представлениям. Так что, если вы решили посмотреть очередной современный блокбастер с известными актёрами и красивыми спецэффектами, то не поленитесь задуматься, к какому мировоззренческому выбору вас пытаются приучить мимоходом.
Штамм «Омикрон» – живая вакцина или новая угроза
Ситуация с коронавирусом в России находится на высоком плато: за сутки 30752 новых случая. Из них в Москве – чуть более 3 тысяч. По словам мэра Собянина, за месяц число пациентов в столичных больницах снизилось на 40%. В Челябинской области и в Кузбассе смягчают ограничения – там сняли запрет на работу кафе и ресторанов ночью. А в Оренбургской области в преддверии праздников, напротив, их ужесточают: запретили хороводы на новогодних мероприятиях. По данным ученых, новый штамм ковида «омикрон» в два-три раза быстрее приводит к пневмонии в сравнении с прежними мутациями ковида, а один из его симптомов у детей – необычная сыпь.
Первая фотосессия «омикрона» в Гонконге. Ученые поймали новый штамм с помощью электронного микроскопа. С виду все-то тот же шар с короной, но свойства иные. Это уже данные из института вирусологии во Франкфурте-на-Майне. Там в плазму вакцинированных добавили «омикрон» и проверили эффективность защиты.
«0% предотвращения заражения после двух мРНК-вакцин, 0% после сочетания векторной вакцины и мРНК-вакцины, 25% после трехкратной вакцинации. Для сравнения, для «дельты» нейтрализация была порядка 95%», – сделали вывод ученые.
Схожие данные получили в ЮАР. Эффективности вакцины от Pfizer в предотвращении заражений снизилась в 40 раз. По данным самой компании Pfizer, эффективность упала только на четверть, и бустер почти полностью восстанавливает защиту. Как на «омикрон» действует «Спутник» еще изучают. Но в любом случае: лабораторные результаты будут сильно отличаться от реальной жизни.
«Переносить впрямую цифры из тестов в пробирке на человека, во сколько раз ослабла защита, пока это пересчитать нельзя. Кроме того, у нас несколько ветвей защиты от коронавируса», – поясняет молекулярный биолог Максим Скулачев.
Первая линия защиты – антитела. Они связываются с шипом, не давая ему проникнуть в клетку. В случае с «омикроном» такой механизм действительно будет менее эффективен. Шип изменился так сильно, что антителам трудно его узнать. Но остается второй механизм – Т-лимфоциты. Они быстро убивают зараженные клетки, не давая вирусу размножаться в организме. Т-киллеры ориентированы не только на шипы и обмануть их у «омикрона» не получится.
«У абсолютного большинства и переболевших, и вакцинированных Т-клеточный ответ развивается. Даже при отсутствии антител Т-лимфоциты обеспечивают частично защиту от заражения», – рассказывает руководитель управления биомедицинских технологий Национального медицинского исследовательского центра гематологии Григорий Ефимов.
Т-клетки защитят вакцинированных и переболевших от тяжелого течения. Какие последствия «омикрон» может вызвать у людей без иммунитета к вирусу – вопрос пока открытый. Но африканские врачи настроены оптимистично.
«У меня хорошие новости: на данный момент мы наблюдаем гораздо более легкую симптоматику у зараженных «омикроном», чем у зараженных «дельтой», – говорит вирусолог Стелленбошского университета ЮАР Вольфган Прейзер.
Уже понятно: «омикрон» – самый заразный из существующих штаммов. Если инфицированный уханьским штаммом мог заразить двух человек, больной «дельтой» – пятерых, то носитель «омикрона» – уже шестерых. В Британии уже выявлено 440 зараженных. Прогнозируют, что это число будет ежедневно удваиваться, и к рождеству счет пойдет на десятки тысяч.
«Он распространяется очень быстро. И, думаю, в ближайшее время у нас будут циркулировать сразу оба штамма», – считает микробиолог Кембриджского университета Рави Гумпта.
Один из возможных сценариев: за счет заразности «омикрон» будет вытеснять «дельту». И если новый штамм действительно вызывает более мягкие симптомы – это может положить конец пандемии.
«В данном случае природа создала живую вакцину. То есть, что такое живая вакцина, – это вирус, который не вызывает каких-то патологий, но быстро распространяется и способен вызывать у людей иммунитет», – поясняет член-корреспондент РАН Петр Чумаков.
Возможны и другие варианты: «омикрон» будет вызывать не только легкое течение, а «дельта» не уйдет с арены. В таком случае в популяции будут циркулировать сразу два вируса. Выходом в этом случае станет двойная вакцинация. К адаптации существующих вакцин под «омикрон» уже приступили ведущие лаборатории мира.