Каменная плаха у чукчей что это такое
Каменная плаха у чукчей
Еще в древности русские, якуты и эвены прозвали оленеводов чукчами. Само название говорит само за себя «чаучу» — богатый оленями. Люди, занимающиеся оленями, так себя и называют. А собаководы именуются как анкальыны.
Данная народность сформировалась в результате смешения азиатского и американского типа. Это подтверждает даже то, что чукчи-собаководы и чукчи-оленеводы по-разному относятся к быту и культуре, об этом говорят различные предания и мифы.
До сих пор не определена точно лингвистическая принадлежность чукотского языка, есть гипотезы, что он уходит корнями в язык коряков и ительменов, и древним Азиатским языкам.
Культура и быт народа чукчей
Чукчи привыкли жить стойбищами, которые снимаются и обновляются, как только закончился олений корм. Летом они спускаются поближе к морю. Постоянная необходимость переселения не мешает воздвигать им достаточно большие жилища. Чукчи возводят большой многоугольный шатер, который накрывают оленьими шкурами. Для того, чтобы это сооружения выдержало сильные порывы ветра, люди подпирают весь шалаш камнями. У задней стенки этого шатра устанавливается маленькое сооружение, в котором люди принимают пищу, отдыхают и спят. Для того чтобы, не запариться в своей комнате, они раздеваются перед сном практически догола.
Национальная чукотская одежда – это удобное и теплое одеяние. Мужчины носят двойную меховую рубаху, двойные меховые штаны, также меховые чулки и сапоги из идентичного материала. Мужская шапка чем-то напоминает женский капор. Женская одежда также состоит из двух слоев, только штаны и верхняя часть сшиты между собой. А летом чукчи одеваются в более легкие одежды – балахоны из оленей замши и других ярких тканей. На этих нарядах зачастую встречается красивая обрядовая вышивка. Маленьких деток, новорожденных одевают в мешок, сшитый из оленей шкуры, в котором есть прорези для рук и ног.
Основной и ежедневной пищей чукчей является мясо, причем как в готовом, так и в сыром виде. В сыром виде можно употреблять мозги, почки, печень, глаза и сухожилья. Довольно часто можно встретит семьи, где с удовольствием едят корешки, стебли и листья. Стоит отметить особою любовь чукотского народа к алкоголю и табаку.
Традиции и обычаи народа чукчей
Чукчи – народ, хранящий традиции предков. И совершенно неважно к какой группе – оленеводов или собаководов, — они относятся.
Одним из национальных Чукотских праздников является праздник Байдары. Издавна байдарка была средством добычи мяса. И для того, чтобы воды приняли чукотскую байдару на очередной год, чукчи устраивали некий обряд. Лодки снимали с челюстей кита, на которых она пролежала всю зиму. Затем шли к морю и приносили ему жертву в виде вареного мяса. После чего байдару ставили возле жилища и ходили вокруг нее всей семьей. На следующий день процедуру повторяли и только после этого спускали лодку на воду.
Еще одним чукотским праздником является праздник кита. Этот праздник проводился для того, чтобы извиниться перед убитыми морскими животными и загладить вину перед Кэрэткуном – хозяином морских обитателей. Люди переодевались в нарядные одежды, непромокаемые вещи из моржовых кишок и извинялись перед моржами, китами и тюленями. Они пели песни о том, что это не охотники их убили, а камни, упавшие со скал. После этого чукчи приносили жертву хозяину морей, опуская в морские глубины скелет кита. Люди считали, что таким образом они воскресят всех убитых ими животных.
Конечно, нельзя не сказать о празднике оленя, который назывался Кильвэй. Он устраивался в весенний период. Все начиналось с того, что оленей пригоняли к людским жилищам, ярангам, а женщины в это время разжигали костер. Причем огонь нужно было добыть, как и много веков назад – трением. Чукчи встречали оленей восторженными криками, песнями и выстрелами для того, чтобы отогнать от них злых духов. А во время торжества мужчины забивали нескольких взрослых оленей, чтобы пополнить запасы еды, предназначавшейся детям, женщинам и старикам.
Значение слова «плаха»
1. Кусок бревна, расколотого пополам. В печи жарко горели длинные плахи дров. М. Горький, Коновалов. Стены ее [избушки] были из тонких бревен, верх до половины закрыт плахами. Арамилев, В тайге.
2. Большая деревянная колода, на которой в старину отсекали голову приговоренного к смертной казни, а также помост, на котором совершалась эта казнь. Умереть на плахе. □ И казнили Степана Калашникова Смертью лютою, позорною; И головушка бесталанная Во крови на плаху покатилася. Лермонтов, Песня про купца Калашникова.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПЛА’ХА, и, ж. 1. Отрезок или обрубок дерева, расколотый пополам (обл.). Будто из одной плахи вытесаны. Поговорка. 2. Большая деревянная колода, на к-рой встарину отсекалась голова приговоренного к смертной
казни, а также помост, эшафот, на к-ром такая казнь производилась (истор.).
На плаху, крестясь, ложится Кочубей. Пушкин. И головушка бесталанная во крови на плаху покатилася. Лермонтов. || перен. Смертная казнь (поэт.). — Трон ждет тебя. — А если плаха? Пушкин. Друзей с собой на плаху весть! Пушкин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пла́ха
1. кусок бревна (больше полена), расколотого пополам ◆ В костре, вспыхивая, горела одна толстая плаха, выкинутая на берег разливом, и лежали на золе ровным кружком отгоревшие концы хвороста. П. С. Романов, «У парома», 1926 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Они отворили темную, из кедровых плах дверь и вошли. Виктор Кин, «По ту сторону», 1928 г. (цитата из НКРЯ)
2. массивная подставка для рубки мяса ◆ «Юнайтед Стейтс» не боялся пожаров ― на внутреннюю отделку пошли специальные пластики, и, как шутили владельцы, на судне было всего четыре деревянных предмета ― два фортепьяно и две плахи для рубки мяса на камбузе. Игорь Боечин, «А не пройтись ли нам по «магеллановым путям»?», 1975 г. // «Техника — молодежи» (цитата из НКРЯ)
3. истор. большая деревянная колода, на которой отсекали голову приговорённого к смертной казни ◆ И казнили Степана Калашникова // Смертью лютою, позорною; // И головушка бесталанная // Во крови на плаху покатилася. М. Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», 1837 г.
4. помост, на котором совершалась эта казнь
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова сервопривод (существительное):
Чукотские оленеводы проживают не в чумах, а в более сложных мобильных жилищах, которые называются ярангами. Далее предлагаем познакомиться с основами строительства и устройством этого традиционного жилища, которое оленеводы-чукчи продолжают строить и в наши дни.
Каркас яранги подготовленный для съёмок фильма «Территория»
Натягивание покрышки (рэтэма) на каркас яранги
Строительство яранги начинается с определения сторон света. Это важно, потому что вход всегда должен быть на востоке. Вначале ставят три длинных шеста (как и при строительстве чума). Затем, вокруг этих шестов устанавливают небольшие деревянные треноги, которые скрепляют между собой горизонтальными шестами. От треног к вершине яранги идут жерди второго яруса. Все жерди скрепляются друг с дургом при помощи верёвок или ремней из оленьей кожи. После установки каркаса натягивают покрышку (рэтэм) из шкур. Через верхние жерди перекидывается несколько верёвок, которые привязываются к покрышке-тенту и при помощи элементарных законов физики и команды «иии, раз», только в чукотском исполнении, покрышку надевают на каркас. Чтобы покрышку не сдуло во время пурги её края обкладывают камнями. Камни, также привешивают на верёвках к стойкам треноги. В качестве анти-паруса используют также жерди и доски, которые привязываются с внешней стороны яранги.
«Усиление» яранги, чтобы не сдуло покрышку
Зимние покрышки однозначно шьются из шкур. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами брезента. Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло.
Яранга в амгуэмской тундре
Третья бригада МУСХП «Чаунское»
Яранга в Янракыннотской тундре
Полог внутри. Освещается и отапливается жирником или керосинкой
Очаг организовывается в центре чоттагина. Дым от костра уходит через отверстие в куполе. Но несмотря на такую вентиляцию в чоттагине почти всегда дымно. Поэтому стоять в яранге не рекомендуется.
Где же взять дрова для костра если в тундре не растут деревья? Деревья (за исключением пойменных рощ) в тундре действительно нет, зато почти всегда можно найти кустарник. Собственно ярангу преимущественно и ставят у реки с кустарником. Очаг в яранге разводят исключительно для приготовления пищи. Отапливать чоттагин бессмысленно и расточительно. Для костра используют маленькие веточки. Если ветки кустарника толстые и длинные их нарубают на маленькие полешки 10-15 см. длины. Столько дров, сколько сжигает таёжник за ночь, оленеводу хватит на неделю, а то и больше. Что уж говорить о юных пионерах с их кострами. Экономия и рациональность главный критерий жизни оленевода. Этот же критерий положен и в устройство яранги, примитивной на первый взгляд, но очень эффективной при ближайшем рассмотрении.
Чайник подвешивается над очагом на цепях, чаны и кастрюли устанавливаются на кирпичах или камнях. Дрова в костёр перестают подкладывать сразу, как только ёмкость начинает закипать.
В каждой яранге на верхних и боковых жердях обязательно висит мясо или рыба. Рационализм, как я уже выше говорил, ключевой аспект жизни человека в традиционном обществе. Чего зря дыму пропадать? Тем более если он, дым, является отличным консервантом.
Чукчи: самые шокирующие факты
Мы все привыкли считать представителей этого народа наивными и миролюбивыми жителями Крайнего Севера. Дескать, всю свою историю чукчи пасли стада оленей в условиях вечной мерзлоты, охотились на моржей, а в качестве развлечения дружно били в бубны. Анекдотичный образ простака, который все время произносит слово «однако», настолько далек от реальности, что это действительно шокирует. Между тем, в истории чукчей немало неожиданных поворотов, а их быт и нравы до сих пор вызывают споры у этнографов. Чем же представители этого народа так отличаются от других обитателей тундры?
Называют себя настоящими людьми
Чукчи – единственный народ, мифология которого откровенно оправдывает национализм. Дело в том, что их этноним произошел от слова «чаучу», которое на языке аборигенов севера обозначает владельца большого числа оленей (богача). Данное слово услышали от них русские колонизаторы. Но это не самоназвание народа.
«Луораветланы» – так чукчи именуют себя, что переводится как «настоящие люди». Они всегда высокомерно относились к соседним народам, а себя считали особенными избранниками богов. Эвенков, якутов, коряков, эскимосов в своих мифах луораветланы называли теми, кого боги создали для рабского труда.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, общая численность чукчей составляет всего 15 тысяч 908 человек. И хотя этот народ никогда не был многочисленным, умелые и грозные воины в непростых условиях сумели завоевать огромные территории от реки Индигирки на западе до Берингова моря на востоке. Их земли по площади сопоставимы с территорией Казахстана.
Раскрашивают лица кровью
Чукчи делятся на две группы. Одни занимаются оленеводством (кочевники-скотоводы), другие охотятся на морского зверя, по большей части, добывают моржей, поскольку живут на берегу Северного Ледовитого океана. Но это основные занятия. Оленеводы тоже занимаются промыслом, они добывают песцов и других пушных животных тундры.
После удачной охоты чукчи раскрашивают свои лица кровью убитого зверя, при этом изображая знак своего родового тотема. Затем эти люди совершают ритуальное жертвоприношение духам.
Воевали с эскимосами
Чукчи всегда были умелыми воинами. Представьте себе, сколько храбрости необходимо, чтобы выходить в океан на лодке и нападать на моржей? Впрочем, не только животные становились жертвами представителей этого народа. Они часто совершали грабительские походы на эскимосов, перебираясь в соседнюю Северную Америку через Берингов пролив на своих лодках, сделанных из древесины и моржовых шкур.
Из военных походов умелые воины привозили не только награбленное добро, но и рабов, отдавая предпочтение молодым женщинам.
Интересно, что в 1947 году чукчи в очередной раз решили пойти войной на эскимосов, тогда лишь чудом удалось избежать международного конфликта между СССР и США, ведь представители обоих народов официально являлись гражданами двух супердержав.
Чукчи за свою историю успели изрядно насолить не только эскимосам. Так, они часто нападали на коряков, отбирая их оленей. Известно, что с 1725 по 1773 годы захватчики присвоили около 240 тысяч (!) голов чужого скота. Собственно, чукчи занялись оленеводством после того как ограбили соседей, многим из которых пришлось добывать себе пропитание охотой.
Татуировки в честь убитых врагов
Чукчи покрывали свои тела татуировками, посвященными убитым врагам. После победы воин наносил на тыльную сторону запястья правой руки столько точек, сколько противников он отправил на тот свет. На счету некоторых опытных бойцов было столько поверженных врагов, что точки сливались в линию, идущую от запястья к локтю.
Проигравшие воины, лежащие на поле брани, просили своих противников о смерти. Причем, делали это равнодушным тоном. Единственным пожеланием было – не мешкать.
Выиграли войну с Россией
Чукчи – единственный народ Крайнего Севера, воевавший с Российской империей и одержавший победу. Первыми колонизаторами тех мест стали казаки, руководил которыми атаман Семен Дежнев. В 1652 году они построили Анадырский острог. За ними на земли Заполярья отправились другие искатели приключений. Воинственные северяне не захотели мирно соседствовать с русскими, а уж тем более – выплачивать налоги в имперскую казну.
Война началась в 1727 году и длилась более 30 лет. Тяжелые бои в непростых условиях, партизанские диверсии, хитроумные засады, а также массовые самоубийства чукотских женщин и детей – все это заставило русские войска дрогнуть. В 1763 году армейские части империи были вынуждены покинуть Анадырский острог.
Вскоре у берегов Чукотки появились корабли англичан и французов. Возникла реальная опасность, что эти земли захватят давние противники, сумев договориться с местным населением без борьбы. Императрица Екатерина II решила действовать дипломатичнее. Она предоставила чукчам налоговые льготы, а их правителей буквально осыпала золотом. Русским жителям Колымского края было приказано, «… чтобы они отнюдь ничем не раздражали чукоч, под страхом, в противном случае, ответственности по суду военному».
Такой мирный подход оказался гораздо более эффективным, чем войсковая операция. В 1778 году чукчи, задобренные властями империи, приняли российское подданство.
Смазывали стрелы ядом
Бубны обтягивали человеческой кожей
Чукчи сражались под звуки бубнов, обтянутых не оленьей (как положено по обычаю), а человеческой кожей. Такая музыка нагоняла ужас на врагов. Об этом говорили русские солдаты и офицеры, воевавшие с аборигенами севера. Колонизаторы объясняли свое поражение в войне особой жестокостью представителей этого народа.
Воины умели летать
Чукчи во время рукопашных схваток перелетали через поле битвы, приземляясь в тылу врага. Как они совершали прыжки на 20-40 метров и после этого могли сражаться? Ученые до сих пор не знают ответа на этот вопрос. Вероятно, умелые воины использовали особые приспособления вроде батутов. Данный прием часто позволял одерживать победы, ведь противники так и не поняли, как ему противостоять.
Чукчи владели рабами вплоть до 40-х годов ХХ века. Женщин и мужчин из бедных семей часто продавали за долги. Они выполняли грязную и тяжелую работу, как и захваченные в плен эскимосы, коряки, эвенки, якуты.
Чукчи вступали в так называемые групповые браки. В них входили несколько обычных моногамных семей. Мужчины могли обмениваться женами. Такая форма социальных отношений была дополнительной гарантией выживания в тяжелых условиях вечной мерзлоты. Если кто-то из участников подобного союза погибал на охоте, то о его вдове и детях было, кому позаботиться.
Чукчи могли прожить, найти кров и еду, если обладали способностью смешить людей. Народные юмористы переезжали из стойбища в стойбище, веселя всех своими шутками. Их уважали и высоко ценили за талант.
Чукчи первыми изобрели прообраз современных подгузников. Они использовали слой мха с оленьей шерстью как впитывающий материал. Новорожденного одевали в подобие комбинезона, меняя импровизированный подгузник несколько раз в день. Жизнь в условиях сурового севера заставляла людей быть изобретательными.
Меняли пол по приказу духов
Чукотские шаманы могли сменить пол по указанию духов. Мужчина начинал носить женскую одежду и вести себя соответственно, иногда он буквально выходил замуж. А вот шаманка, напротив, перенимала стиль поведения сильного пола. Такого перевоплощения, по верованиям чукчей, от своих служителей иногда требовали духи.
Старики умирали добровольно
Первая чукотская. Россия годами воевала с чукчами. Почему она не могла победить гордый народ?
Фото: Куранов / РИА Новости
Русское царство и Российская империя колонизировали огромные просторы Евразии в основном мирным путем — с тем, чтобы убедить очередной кочевой народ принять российское подданство, обычно не возникало больших проблем. Совсем не так вышло с чукчами: русские воевали с ними 30 лет, не смогли победить и отступили. Какой была одна из самых неизвестных войн российского государства — чукотская война?
У России есть только горизонт
В российской традиции не принято использовать слово «колонизация»: в политической повестке последних десятилетий у него строго негативная окраска. Впрочем, колонизация, благодаря которой Россия заняла столь огромную часть суши, действительно отличалась от того, что обычно называют этим термином. Русские колонизаторы не отправлялись за ценным сырьем в дальние плавания — они фактически просто расширяли то жизненное пространство, которое уже занимали, осваивая давно известные земли с применением новых технологий.
Впрочем, освоение предполагает, что территория никому не принадлежит, а те просторы, что тогда покорялись русским завоевателям, хоть и выглядели дикими, но были населены множеством племен кочевников, рыбаков, охотников.
Продвигаясь на восток, казаки не могли не сталкиваться с аборигенным населением, им приходилось отбиваться от налетов, вступать в схватки, порой терять людей и прибыль. Но на их стороне был прогресс: местные, как правило, могли противопоставить ружьям и пушкам лишь луки, стрелы и копья. Рано или поздно почти все они примирились с таким положением дел, признали власть русских царей и стали исправно платить ясак.
Фото: Paul Niedieck / Wikipedia
Часто для этого даже не приходилось особенно воевать — племена понимали, какую выгоду им несет сотрудничество с западными пришельцами, и вставали на их сторону. Совсем не так было с чукчами: эти жители Крайнего Севера среди других северных племен выделялись особой суровостью и воинственностью, часто промышляли набегами на соседей. И они не собирались сдаваться, когда пришли русские.
Дети мороза
Чукча как добродушный и недалекий герой советских анекдотов имеет крайне мало общего с представителями народа, противостоявшего русским в XVIII веке. Менталитет чукотских племен сформировался в суровых условиях: холод, нехватка еды и конкуренция создали ловких, выносливых, решительных и крайне жестоких людей. Чукчи считали, что умереть собственной смертью постыдно, погибнуть должно в бою. Альтернативой этому было самоубийство. К нему прибегали старики и просто тяжело заболевшие члены племени.
К войне они относились как к основному занятию: постоянно ходили в набеги на соседей, отнимая оленей и уводя в рабство женщин и детей. Воевали в броне из моржовых шкур и костяных пластин, использовали стрелы и копья с костяными наконечниками, иногда железные ножи.
Фото: American Museum of Natural History
Дальние берега
Первые контакты чукчей с русскими промышленниками и мореходами происходили еще в середине XVII века. В 1648 году казаки под предводительством атамана Семена Дежнева встретились с ними во время большой экспедиции.
Они обогнули крайнюю восточную точку Евразии — мыс Большой Каменный нос, позже переименованный в честь Дежнева, и после ряда кораблекрушений вступили в торговлю с людьми чукотского вождя Эрмэчьина. Торговля закончилась конфликтом, казаки понесли потери и были вынуждены отступить.
В отличие от регулярно перемещающихся аборигенов, казаки все время находились в одних и тех же местах — закладывали остроги и несли в них постоянную службу. Один из таких острогов, Анадырский, основала экспедиция Дежнева.
Другие северные народы, давно враждовавшие с чукчами, не просто платили русским ясак, но и становились их союзниками. В карательных экспедициях, которые следовали за набегами «чукоч», коряки и юкагиры были подкреплением для небольших казачьих отрядов.
Мир установить было фактически невозможно — чукотские племена в основном существовали независимо друг от друга и очень редко объединялись даже для противостояния колонистам. Поэтому не действовали ни договоры с крупными вождями, ни даже захват заложников. Однако нельзя назвать происходившее полноценной войной: ни одна сторона не вела централизованной кампании.
Казаки империи
В XVIII веке российская власть — уже имперская, а не царская — обратила пристальное внимание на то, что происходит в далеких восточных землях. Существование на восточных рубежах Российской империи непокорного народа было неприемлемо для Петербурга: пытаясь выйти к Тихому океану, нельзя было оставлять в тылу врагов. В 1729 году Сенат принял решение отправить на Чукотку крупный военный отряд.
В Анадырскую партию вошли 400 вооруженных бойцов — очень солидная военная сила для малолюдного Севера. Руководить ею поставили якутского казачьего голову Василия Шестакова, командиром войск был капитан Тобольского драгунского полка Дмитрий Павлуцкий. Уже в пути руководители рассорились: кадровый военный Павлуцкий не хотел подчиняться казаку Шестакову.
Тогда Шестаков, отделившись от основной партии, с отрядом из двух десятков казаков и сотни союзных аборигенов отправился защищать ясачных коряков от чукотского набега. В крупной битве с чукчами на реке Ергаче он был убит.
Рисунок: Louis Choris
Колониальные нравы
Несколько сотен казаков и юкагиров за десять месяцев прошли больше двух тысяч километров, истребив за это время чуть ли не десятую часть тогдашнего чукотского народа — до полутора тысяч человек. Чукчи трижды собирали всеобщее ополчение, чтобы дать отпор Павлуцкому, но каждый раз терпели поражение, несмотря на численное преимущество: русские защищались от лучников металлической броней, а чукчей от русских ружей никакая броня не спасала.
Павлуцкий оказался настолько грозным врагом, что память о нем осталась в чукотском фольклоре: его называли «жестоким убийцей» и рассказывали, как он преследовал чукчей, никого не оставляя в живых, расчленяя мужчин и женщин. Юкагиры слагали о нем свои легенды — в них он был героем, «черным медведем», «великим витязем и шаманом».
Чукчи, проигрывая войну, не сдавались и продолжали набеги и нападения. В Петербурге пришли к закономерному выводу, что жестокость — единственно эффективная политика против этого племени, и в 1742 году постановили, что «немирных чукоч» пора окончательно истребить, а тех, кого истребить не удастся, расселить по землям других племен. Партизанское противостояние ужесточалось.
Павлуцкий, завершивший чукотский поход победителем, но не покорителем аборигенов, продолжил службу на Камчатке, потом в Якутске, затем снова вернулся к Анадыри. В 1747 году, преследуя чукчей, угнавших стадо оленей, он попал в засаду крупного вражеского отряда и погиб в бою. Чукчи сочинили о его последних минутах не одну, а множество легенд — в большинстве из них он мужественно дрался, а расправа с ним была крайне жестокой.
Из Петербурга продолжали посылать карательные экспедиции, но противник успешно вел борьбу на огромной территории Чукотки, грабил ясачные племена и нападал на остроги. Безнадежное противостояние длилось десятилетиями.
Непокоренный народ
В Анадырском остроге тогда постоянно находились 500-600 человек. Казаки гарнизона устраивали экспедиции против чукчей примерно с одинаковым исходом: нападения и грабежи на время прекращались, а потом снова начинались.
Уже в 1755 году российские власти поняли: бессмысленно требовать дань с народа, весь жизненный уклад которого этому противоречит. Но примирение после долгих лет войны было слишком трудно организовать: дружественные русским коряки продолжали враждовать с чукчами, что провоцировало новые случаи насилия.
Прибывший в 1763 году в Анадырский острог комендант Фридрих Плениснер провел подсчеты и убедил Петербург в бессмысленности войны. Оказалось, что содержание крепости ежегодно стоило государству почти 1,4 миллиона рублей, а приносила она за то же время не более 30 тысяч дохода.
С появлением морского пути на Дальний Восток и закреплением русских на Камчатке необходимость в жестком контроле над Чукоткой отпала. И когда стало ясно, во что обходится затяжная операция, ее стали сворачивать. Острог разобрали, вывезли пушки, эвакуировали казаков. Вскоре начались переговоры.