Каменский что сделал для педагогики

Ян Амос Коменский: взгляды, труды, вклад в педагогику

Каменский что сделал для педагогики. Смотреть фото Каменский что сделал для педагогики. Смотреть картинку Каменский что сделал для педагогики. Картинка про Каменский что сделал для педагогики. Фото Каменский что сделал для педагогикиЯн Амос Коменский — выдающийся чешский педагог-гуманист, годы жизни: 1592—1670

Труден был жизненный путь Коменского, изгнанного германскими завоевателями из родной Чехии и вынужденного скитаться по разным странам (Польша, Венгрия, Голландия). Многообразной была его деятельность — учителя, проповедника, учёного, философа. И красной нитью через неё проходят глубокий демократизм, забота о судьбе обездоленных, вера в человека, стремление поднять культуру родного народа.

Факты из биографии, взгляды, мировоззрение

Не раз приходилось Коменскому покидать родную землю, видеть, как гибнут в огне военных пожаров его рукописи и книги, начинать сызнова то, что было уже сделано. Религиозные войны и иноземные нашествия сотрясали Чехию, родину Коменского. И потому, наверное, столь постоянно, столь неизменно звучит в книгах Коменского мечта о мире, о совершенном устройстве человеческого общества. Вернейший путь к этому Коменский видел в просвещении — не случайно одна из последних работ его, «Ангел мира», формулирует идею создания международной организации, охраняющей повсюду мир и распространяющей просвещение, — идею, на столетия опередившую свою эпоху.

Но и в ту пору, в разобщенной и терзаемой войнами Европе, деятельность Коменского была поистине интернациональной. Невозможно оценить, скольким обязана Коменскому чешская культура. Но память Коменского имеют основание чтить и в Англии — здесь были впервые изданы лучшие его книги; и в Швеции — им был подготовлен проект реформы шведской школы и написаны для нее многие учебники; и в Венгрии — здесь тоже работал Коменский; и в Голландии —здесь он провел последние годы, здесь было издано первое собрание его педагогических работ.

Коменский был членом секты «чешских братьев». В религиозной оболочке эта секта выступала против власти богачей, против феодальных порядков. В книге «Лабиринт мира и рай сердца» Коменский писал, что одни пресыщаются, другие голодают, одни забавляются, другие рыдают.

В XVII веке земли и политическая власть Чехии находились в руках немецких феодалов. В деятельности Коменского борьба против угнетателей народа естественно слилась с борьбой за национальную независимость Чехии, с борьбой против войн, за мир между народами. «Люди, — писал Коменский, — являются гражданами одного и того же мира, и ничто не мешает им установить широкое объединение на основе человеческой солидарности, общих знаний, прав, религии».

Коменский, естественно, не мог в ту эпоху правильно определить пути уничтожения социальных противоречий. Он думал, что их можно преодолеть средствами религии, нравственного совершенствования, воспитания. Но в противовес средневековой церкви он подчёркивал, что человек не «раб божий», а «творец вселенной».

Яе Амос Коменский как педагог

Педагогическая деятельность начинается складываться в ранние годы ученого, во время того, как Коменский был священником, был написан первый труд «Письма к небу», создана антикатолическая книга «Разоблачение антихриста». Будучи ректором национальной школы, расположенной в городе Лешно, Коменский начинает работать над главным трудом всей своей жизни, состоящим из четырех томов, под названием «Великая дидактика». В «Великой дидактике» ученый пытается донести до общественности, что главнейшей наукой человечества является педагогика. Параллельно с работой над четырехтомником Коменский создает несколько трудов, отражающих эту же идею главенства педагогики – «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов», «Предвестник пансофии». В этот период Ян Амос Коменский приобретает известность, его деятельность становится признанной. В первой части своей «Дидактики» педагог развивает идею реформирования школы, которую подхватывает Швеция и внедряет в деятельность.

Коменский становится хорошим преподавателем, отказывается от политических воззрений и начинает писать новый труд «Мир чувственных вещей в картинках», чуть позже занимается разработкой пособия, в котором предусмотрено обучение детей латинскому языку.

Коменский, разрабатывая новые подходы в педагогике как науке, руководствовался несколькими принципами: желанием охватить знаниями большую массу людей, выстроить жизненные познания в определенной системе, прийти от размеренности к общей гармонии.

Коменский о воспитании детей в семье

Демократизм, глубокую веру в человека Коменский положил также в основу своих педагогических идей. Он был убеждён, что все люди — и мужчины, и женщины — должны получить образование, все они способны к образованию. Деля детей на шесть типов по остроте ума, темпу работы и степени прилежания, Коменский считал, что даже самые трудные дети (тупые, медлительные, ленивые) могут быть обучены. Он требовал, чтобы в каждом селении была организована школа родного языка. Все дети имеют право переходить из начальной школы в среднюю и высшую.

Ян Амос Коменский выдвинул идею систематического воспитания детей в семье. В «материнской школе» — так назвал он воспитание до шести лет — детям должна быть предоставлена возможность играть, бегать, резвиться. Необходимо воспитывать у них трудолюбие, правдивость, почтительность к старшим, вежливость. Детям следует дать широкий круг представлений об окружающей природе и общественной жизни. Они должны иметь представление о том, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, деревья, рыбы, реки, горы, солнце, звёзды в т. д. Знать, кто управляет городом; быть знакомыми с важнейшими событиями; научиться запоминать, что произошло вчера, неделю назад, в прошлом году. Последовательно нужно вооружать детей всё расширяющимся кругом трудовых навыков. Родители должны воспитывать у детей любовь и интерес к школе, уважение к учителю.

Всё это явилось первой продуманной системой воспитания детей в семье.

Педагогика Яна Коменского

Такую же глубоко продуманную систему Коменский внёс и в школьное обучение. В его педагогических взглядах ярко выразилось стремление развить духовные силы учащихся и обеспечить радостное обучение.

Коменский подверг резкой критике средневековую школу за то, что в ней учили «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом», что превращало школу в «пугало для мальчиков и место пыток для дарований». Он требовал, чтобы школа была местом «радости и счастья».

Здание должно быть светлым с площадкой для игр, классы — чистыми, красивыми. Следует дружески относиться к детям; «голос учителя должен сам проникать в души учащихся, наподобие самого нежного масла».

Коменский сформулировал «золотое правило наглядности», согласно которому всё должно восприниматься соответствующим органом чувства (видимое — зрением, слышимое— слухом и т. д.) либо несколькими органами, если это возможно:

«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».

Вместо зубрёжки непонятного материала он предложил исходить из того, что «нет ничего в памяти, чего не было раньше в понимании». Обобщив опыт передовых школ, в том числе братских школ Юго-Западной Руси, Коменский разработал классно-урочную систему организации учебной работы. Он предложил проводить обучение в классах с постоянным составом учащихся, начинать занятия в определенное время года (1 сентября), делить материал на уроки, строить каждый урок методически продуманно и целесообразно.

Это был огромный шаг вперёд по сравнению со средневековой школой.

По-новому Коменский подошёл и к вопросу школьной дисциплины, указав, что основным средством её воспитания является не палка, а правильная постановка занятий и пример учителя. Он называл школу «мастерской гуманности» и указывал, что учитель добьётся успеха лишь тогда, когда будет «сгорать нетерпением рассеять мрак умственный» и обращаться с детьми как отец.

Каменский что сделал для педагогики. Смотреть фото Каменский что сделал для педагогики. Смотреть картинку Каменский что сделал для педагогики. Картинка про Каменский что сделал для педагогики. Фото Каменский что сделал для педагогикиНеизмеримый вклад в педагогику

Ян Амос Коменский внес огромный вклад в развитие педагогики как науки. В свое время никто не одобрил методику, разработанную Коменским, в которой были освящены совершенно новые педагогические идеи. Методика не была принята современниками, так как считалась чрезмерно «еретичной». Многие направления имели глубокий христианский уклон, учиться в его школе было очень просто и интересно. Для того времени это считалось невозможным. Однако по истечении небольшого количества времени методика Коменского была принята в обществе и признана одной из эффективных.

Учебные пособия, созданные Коменским для начального обучения, ещё при его жизни были переведены на много языков. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой.

Наглядность, активность, доступность обучения — эти принципы сегодня входят в методику любого предмета. Они были впервые изложены Коменским в «Великой дидактике». И еще один принцип, который, может быть, и не был им сформулирован, но который пронизывал всю его деятельность, — дерзновенность поиска, ненависть к готовым истинам, смелость в отвержении всего косного, догматического, античеловеческого. Принцип каждого настоящего ученого. Таким и был Ян Амос Коменский.

И сегодня любой педагог, где бы он ни жил, в какой бы сфере образования ни работал, непременно обращается к трудам Коменского — основоположника современной науки об образовании и воспитании. И разве не современно звучат такие слова: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились».

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Источник

Ян Амос Коменский

Фото Все

Каменский что сделал для педагогики. Смотреть фото Каменский что сделал для педагогики. Смотреть картинку Каменский что сделал для педагогики. Картинка про Каменский что сделал для педагогики. Фото Каменский что сделал для педагогики

Каменский что сделал для педагогики. Смотреть фото Каменский что сделал для педагогики. Смотреть картинку Каменский что сделал для педагогики. Картинка про Каменский что сделал для педагогики. Фото Каменский что сделал для педагогики

Каменский что сделал для педагогики. Смотреть фото Каменский что сделал для педагогики. Смотреть картинку Каменский что сделал для педагогики. Картинка про Каменский что сделал для педагогики. Фото Каменский что сделал для педагогики

Каменский что сделал для педагогики. Смотреть фото Каменский что сделал для педагогики. Смотреть картинку Каменский что сделал для педагогики. Картинка про Каменский что сделал для педагогики. Фото Каменский что сделал для педагогики

Видео Все

Каменский что сделал для педагогики. Смотреть фото Каменский что сделал для педагогики. Смотреть картинку Каменский что сделал для педагогики. Картинка про Каменский что сделал для педагогики. Фото Каменский что сделал для педагогики

Учитель народов. Ян Амос #Коменский

Каменский что сделал для педагогики. Смотреть фото Каменский что сделал для педагогики. Смотреть картинку Каменский что сделал для педагогики. Картинка про Каменский что сделал для педагогики. Фото Каменский что сделал для педагогики

ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ | MASHA MIF | ТВОРЧЕСКИЕ ЛЮДИ

Каменский что сделал для педагогики. Смотреть фото Каменский что сделал для педагогики. Смотреть картинку Каменский что сделал для педагогики. Картинка про Каменский что сделал для педагогики. Фото Каменский что сделал для педагогики

Ян Амос Коменский (1592–1670). Читает лекцию Мельников Г.П.

Ян Коменский — биография

Ян Коменский – выдающийся чешский педагог-гуманист, писатель, общественный и религиозный деятель. Служил епископом Чешскобратской церкви, основал педагогику, как самостоятельную дисциплину, систематизировал и популяризировал классно-урочную систему.

«Ньютон педагогики» — так сегодня зовут Яна Коменского, так как его роль в развитии этой науки можно сравнить с тем вкладом, который Исаак Ньютон внес в физику. После Коменского осталась четкая система педагогических приемов, на которой и базируется современная школа. Он сумел разработать классно-урочную систему обучения, нормировать учебную нагрузку, использовать в обучении наглядные пособия. Именно Коменский выпустил первый в мире иллюстрированный учебник, изобрел детскую игру с картинками. Одновременно с этим, его можно считать и ведущим философом того времени, так как его перу принадлежат более двух сотен философских трудов.

Детство и юность

Родился Ян Коменский 28 марта 1592 года в небольшом городке Нивнице (Моравия), в семье Мартина Коменского и Анны Хмеловой. Отец будущего философа родился и вырос в деревне Камне, расположенной по соседству с Нивницей. Дед Яна по отцовской линии – Ян Сегеш, жил в Словакии, но потом перебрался в Моравию. Сменил фамилию на Коменский, скорее всего в честь села Камне, куда переехал на постоянное место жительства. Мартин и Анна состояли в религиозной общине Чешских (Моравских) братьев, были примером для подражания двум дочерям и сыну.

В возрасте семи лет Ян начал обучение в братской школе. В 1602-м, когда мальчику исполнилось 10 лет, маленький городок накрыла эпидемия чумы, от которой погибла большая половина населения. Семью Яна это тоже коснулось, умерли его родители и старшие сестры, мальчик остался один и замкнулся в себе. Но школу Ян не бросил, он помнил, что родители очень хотели видеть его образованным. В 1611 году парня окрестили, и дали второе имя Амос.

Каменский что сделал для педагогики. Смотреть фото Каменский что сделал для педагогики. Смотреть картинку Каменский что сделал для педагогики. Картинка про Каменский что сделал для педагогики. Фото Каменский что сделал для педагогики

Окончив религиозную школу, молодой человек понял, что нужно продолжать учиться, и стал студентом Хернборнской академии. Коменский решил, что только высшее образование поможет ему найти верный путь в жизни. Однако эту академию парень не окончил, бросил, остановил свой выбор на другом вузе – Гейдельбергском университете. Это учебное заведение в те времена считалось самым знаменитым и престижным. Коменский узнает, что из стен этого вуза выходят прекрасные педагоги и профессора, и он принимает решение посвятить свою биографию преподавательской деятельности.

Вскоре Ян написал свою первую научную работу, а именно, словарь, получивший название «Сокровищница чешского языка». В нем имелся не только перевод большого количества непонятных слов, но и указывалась сфера, где они применяются, а также особенности в употреблении. Стоит отметить, что словарем начали пользоваться все слои населения, а по прошествии многих лет лингвоисследователи и историки придут к выводу, что он стал самой полной энциклопедией чешского языка в 17 веке.

В 1614 году Ян решил сменить место жительства, перебрался в Пршеров, нашел себе работу учителя в братской школе, аналогичной той, в которой учился сам. К тому времени у Коменского появилась новая идея написания книги, он решил посвятить ее обычаям и традициям Моравии, его родной страны. Спустя четыре года, в 1618-м, автор поставил в своей книге последнюю точку, и даже приложил к ней подробную карту страны.

Труды по педагогике

В 1627-м Коменский приступил к работе над своей первой книгой по дидактике. Он понял, что за время работы преподавателем набрался огромного опыта, который нужно передать остальным. На страницах этого научного труда Коменский изложил все свои многолетние наблюдения и открытия. Книга получилась достаточно успешной, и воодушевленный автор принял решение самостоятельно сделать ее перевод на латинский язык с чешского. Он понимал, что в таком виде книгу захотят прочесть его коллеги, преподаватели. Вслед за этим Ян Коменский стал автором следующих научных трудов:

Каменский что сделал для педагогики. Смотреть фото Каменский что сделал для педагогики. Смотреть картинку Каменский что сделал для педагогики. Картинка про Каменский что сделал для педагогики. Фото Каменский что сделал для педагогики

После этого Коменский приостановил свою литературную деятельность, так как на него начались религиозные гонения. Некоторым фанатикам не нравились его убеждения. Яна, исключительно верующего человека, обвиняли в занятиях педагогикой, сомневались в его религиозных взглядах на жизнь. Как результат – педагог уезжает из страны, поселяется в Польше, продолжает создавать и печатать свои бесценные научные труды.

Методики и реформа школы по Коменскому

Ян подумал, что было бы неплохо давать ученикам познания одновременно в нескольких науках, обучать всех всему. Если выражаться проще, то Коменский решил внедрить в школьную программу не один предмет, как было раньше, а несколько, причем, одновременно. Ученики должны параллельно учиться нескольким дисциплинам, и благодаря этому формировать более широкий кругозор и видение окружающего мира.

Каменский что сделал для педагогики. Смотреть фото Каменский что сделал для педагогики. Смотреть картинку Каменский что сделал для педагогики. Картинка про Каменский что сделал для педагогики. Фото Каменский что сделал для педагогики

Коменский получил разрешение на внедрение своей задумки в городе Шарошпатак. Именно там открылась так называемая «пансофическая школа», где педагог использует все свои накопленные умения и знания. Процесс обучения начался очень успешно, положительные результаты не заставили себя долго ждать, появились первые заинтересованные ученики, которым понравилось параллельно изучать физику, математику, астрономию.

Помимо прочих нововведений, Коменский придумал такой процесс, как драматизация учебного материала. До этого учителя просто преподавали предмет, как обычную лекцию, предавали теоретические знания, и все. А вот после того, как в школу пришел Коменский, все изменилось. В учебных заведениях взяли в моду проведение творческих вечеров, постановку сценок, чтобы тем самым разбудить у учащихся тягу к новым познаниям.

В 1638 году Коменского пригласило правительство Швеции, с целью преобразования в стране школьной системы. По дороге к новому месту жительства, Ян остановился в Англии, где прочел несколько лекций в Оксфорде. С августа 1642 года Коменский постоянно живет в Швеции, читает лекции студентам Упсальского университета, продолжает писать «Великую дидактику» и «Пансофию». От Стокгольмского университета Ян получает почетное звание доктора наук и приглашение навсегда остаться жить и работать в Швеции. Педагог почти согласился, но тут узнал, что в Польше скончался епископ Чешскобратской церкви, и по решению синода общины, именно он должен был стать его преемником.

Каменский что сделал для педагогики. Смотреть фото Каменский что сделал для педагогики. Смотреть картинку Каменский что сделал для педагогики. Картинка про Каменский что сделал для педагогики. Фото Каменский что сделал для педагогики

Из-за новых обязанностей Яну довелось вернуться в Польшу. Вместе с семьей он переезжает в польский городок Эльблонг, продолжает заниматься творческой, педагогической и проповеднической деятельностью. Именно в этом городе вышли многие его труды, в том числе и самая значимая книга Коменского – «Новейший метод преподавания языков». Ян завершил работу над обоснованием своей концепции педагогики, стал разработчиком оригинальной системы, в основе которой лежит индуктивный метод усвоения языков.

Личная жизнь

Свою личную жизнь Ян Коменский устроил еще во время работы в Пшерове. Именно там он встретил свою первую супругу Магдалину Визовскую, отчим которой служил бургомистром этого города. Прошел год, супруга подарила Яну двух детишек, жизнь потекла спокойно и размеренно. Однако счастье длилось недолго, в 1622-м эпидемия чумы унесла жизнь не только супруги, но и двух детей. Коменский остался сам.

Мужчина вдовствовал на протяжении двух лет, пока не познакомился с Марией, дочерью епископа. Однако и этот брак закончился быстро и трагично, супруга умерла, и несчастный Ян снова испытал на себе все «прелести» одиночества.

Каменский что сделал для педагогики. Смотреть фото Каменский что сделал для педагогики. Смотреть картинку Каменский что сделал для педагогики. Картинка про Каменский что сделал для педагогики. Фото Каменский что сделал для педагогики

Каменский что сделал для педагогики. Смотреть фото Каменский что сделал для педагогики. Смотреть картинку Каменский что сделал для педагогики. Картинка про Каменский что сделал для педагогики. Фото Каменский что сделал для педагогики

Каменский что сделал для педагогики. Смотреть фото Каменский что сделал для педагогики. Смотреть картинку Каменский что сделал для педагогики. Картинка про Каменский что сделал для педагогики. Фото Каменский что сделал для педагогики

Только в 1649-м философу удается обрести личное счастье. На этот раз его избранницей стала Яна Гаюсова, которая прожила с Коменским до самой смерти. Она родила супругу двух детей – сына Даниэля и дочь Елизавету, сама скончалась осенью 1669 года.

15 ноября 1670 года умер и Ян Коменский, в доме у своей дочери в Амстердаме.

Труды

Ссылки

Источник

Реферат «Вклад в развитие педагогической науки Я. А. Каменского»

Каменский что сделал для педагогики. Смотреть фото Каменский что сделал для педагогики. Смотреть картинку Каменский что сделал для педагогики. Картинка про Каменский что сделал для педагогики. Фото Каменский что сделал для педагогики Зинаида Жидунова
Реферат «Вклад в развитие педагогической науки Я. А. Каменского»

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Педагогический колледж» г. Орска

(ГАОУ СПО «Педколледж» г. Орска)

РЕФЕРАТ

«Вклад в развитие педагогической науки Я. А. Каменского»

Выполнила студентка гр. 13-Б-2

1. Краткая биографическая справка Я. А. Коменского…. 4

2. Основные положения педагогической теории Коменского…. 7

3. Вклад в развитие педагогической науки Я. А. Коменского… 13

Список литературы… 17

Сегодня родителям достаточно сложно сразу разобраться во множестве методов и подходов к воспитанию ребенка. Часто они оказываются дезориентированы.

Исходя из актуальности проблемы,нами сформулирована тема исследования: «Вклад в развитие педагогической науки Я. А. Коменского»

Предмет исследования – Ян Амос Коменский как создатель традиционных систем образования.

В соответствии с целью,объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. На основе анализа наследия Яна Амоса Коменского раскрыть сущность его концептуальных положений о воспитании детей.

2. Выявить и обосновать педагогические теории воспитания в педагогическом наследии Яна Амоса Коменского.

1. Краткая биографическая справка Я. А. Коменского

Сам Коменский в разных местах своих сочинений называл себя то нивниченским, то венгеробродским мораванином. (Местечко Нивница находится на расстоянии часа ходьбы от г. Угерский (Венгерский) Брод, неподалеку от тогдашней границы с Венгрией.)

Отец Коменского, Мартин Коменский, был довольно зажиточным человеком, принадлежал к религиозной общине чешских братьев, одной из многочисленных протестантских общин того времени, пользовался уважением сограждан и слыл большим знатоком Библии. Можно предположить, что Мартин Коменский прививал сыну любовь к знаниям и занимался его обучением дома, как это было принято в протестантских общинах.

Считается, что Я. А. Коменский первоначально учился в братской школе в г. Угерский Брод. Однако закончить эту школу ему не удалось, так как в 1604 году умерли его отец, мать и две сестры. Из большой семьи остался только двенадцатилетний Ян Амос и его старшая сестра. Опекуны мало заботились об образовании сироты, и в течение нескольких лет Ян Амос учился урывками, живя то у тети в г. Стражнице, то у своих опекунов в Нивнице.

В 1608 году, когда ему было уже 16 лет, Коменский поступил в латинскую школу, по-видимому, в г. Пшерове. То, что Коменский поздно поступил в латинскую школу,имело и положительную сторону: он был достаточно взрослым и сознательным, чтобы понять всю порочность организации и методов обучения, унаследованных еще от средневековой школы. Недаром позднее он назвал свои школьные годы потерянным временем. Этот личный отрицательный опыт в значительной степени и побудил его заняться разработкой вопросов, связанных с усовершенствованием методов школьной работы и содержания школьного образования. В латинской школе, где учился Коменский, юноши, готовились, как правило, к проповеднической деятельности, одновременно изучая различные ремесла. В школе он проучился всего два года, с 1608 по 1610 год.

В 1611 году руководители общины чешских братьев направили Коменского для подготовки к проповеднической деятельности в университет. Протестантских священников для Чехии готовил богословский факультет Карлова университета в Праге, однако во главе факультета стояли религиозные противники чешских братьев, и для Коменского был выбран новый Гернборнский университет в Германии [1,16].

В университете на Коменского сильное влияние оказал молодой (всего на четыре года старше Коменского) профессор И. Ф. Альштед, который был уже широко известным, энциклопедически образованным ученым. Под руководством Альштеда Коменский познакомился с произведениями многих мыслителей античности и эпохи Возрождения.

Летом 1613 года Коменский совершил путешествие по Северной Европе и в том же году записался в число слушателей Гейдельбергского университета, где проучился около года. Болезнь заставила его прекратить занятия, и в 1614 году больной, без денег Коменский пешком возвращается на родину, исполненный желания служить своему народу. С этого времени начинается практическая педагогическаядеятельность Коменского: в возрасте 22 лет он стал учителем той самой школы в г. Пшерове, где несколькими годами раньше учился сам [1,16].

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КОМЕНСКОГО

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика”, “Новейший метод языков”, “Пансофическая школа” и др.) рассмотрены все педагогические проблемы.

Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию [3,45].

Через все педагогические сочинения Коменского, проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой. Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Он указывает, что точный порядок школы надо заимствовать от природы, что необходимо исходить из наблюдений над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях. Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными «основоположениями», законами природы [5,65].

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка, Коменский намечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия.

Коменский настаивал на систематичности обучения. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному. В связи с этим опять можно вспомнить принцип природособразности. В «Великой дидактике» Коменский выдвинул такие основоположения [3,165]:

— природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке;

— природа не делает скачков, а идет вперед постепенно;

— начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца.

Поэтому давно уже практикуется порядок, при котором дети многих семей вверяются для обучения специальным лицам, обладающим знаниями и серьезностью характера. Этих воспитателей юношества обыкновенно называют наставниками, учителями.» Здесь следует подчеркнуть, что Коменский ставит учителей лишь на второе место после родителей. То есть из этого можно сделать вывод, что основную роль в воспитании детей играют именно родители.

Надо сказать, что следуя Платону и Аристотелю основными добродетелями Коменский считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. И главными средствами их воспитания был пример родителей. То есть семья, по мнению Коменского является главным средством нравственного воспитания [7, 65].

Следующей важной функцией семейного воспитания является пробуждение и поддержание в детях стремления учиться. «Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и школьным начальством. Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об ученых людях или, побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду или еще что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотят поручить детей) как со стороны его учености, так и гуманного отношения к детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей к учителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнуть того, что дети искренне полюбят и науку и самого учителя» [9,111].

Подчеркивая всю важность и необходимость семейного воспитания Коменский в “Великой дидактике” создает образ материнской школы. Надо отметить, что цель этой школы, Коменский видел в развитии и упражнении преимущественно внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их.

«Метафизика в общих чертах первоначально усваивается здесь, так как дети воспринимают все в общих и неясных очертаниях, замечая, что все, что они видят, слышат, вкушают, осязают, все это существует, но, не различая, что это такое в частности, и лишь потом постепенно в этом разбираясь. Следовательно,они уже начинают понимать общие термины: нечто, ничто, есть, нет, так, не так, где, когда, похоже, не похоже и т. п., что в общем, и является основой метафизики.

В естествознании в это первое шестилетие можно довести ребенка до того, чтобы он знал, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, камень, железо, дерево, трава, птица, рыбы и пр.

Начала оптики ребенок получает благодаря тому, что начинает различать и называть свет и тьму,тень и различия основных цветов: белого, черного, красного и пр.

Корни арифметики закладываются благодаря тому, что ребенок понимает, когда говорится мало и много; умеет считать, хотя бы до десяти, и сделать наблюдение, что три, больше, чем два, и что единица, прибавленная к трем, дает четыре и пр. [13,143].

А также начала геометрии, статики, грамматики, диалектического искусства, музыки. Знакомство с поэзией, политикой. Учение о нравственности и пр. То есть, мы видим, что на семью возлагается колоссальная ответственность за развитие ребенка.Коменский говорит: «Все всего легче образуется в нежном возрасте». То есть, в соответствии с принципами природособразности и возрастной периодизации, Коменский считает, что семейное воспитание (материнская школа) является первым и одним из самых главных этапов детского воспитания и обучения.

3. ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Я. А. КОМЕНСКОГО

Коменский в своих сочинениях много внимания уделил раскрытию природы ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с “Великой дидактикой” следует особо отметить его труд “О культуре природных дарований”.

Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне передовой науки своего времени. Что представляет собой ребенок, и с какими способностями и качествами он рождается. Коменский в основном стоит на позициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности идей и развитие теории, так называемой чистой доски) и соответственно своему демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от рассы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком. Говоря о развитии в педагогическом наследии Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития природных дарований.

“Дарование” обозначает ту врожденную силу нашей души, которая делает нас людьми.

«Легко понять, в чем состоит воспитание природных дарований.Именно: в каком смысле о человеке говорится, что он усовершенствует поле, огород, виноградник и какое-либо искусство и, наконец, свое собственное тело, в том же смысле можно говорить, что он усовершенствует и душу свою или свое природное дарование. Он совершенствует каждую вещь, приспособляя и приноравливая ее к своим потребностям, приготовляя, изощряя, сглаживая, украшая ее таким образом, чтобы она соответствовала своей цели и на деле приносила наибольшую пользу». «Искусство считается хорошо усовершенствованным, когда оно легко и изящно производит свои творения. Тело выхолено, когда волосы хорошо причесаны, кожа гладка и здорового цвета и когда в работе оно проворно. Точно также духовное дарование человека будет тогда усовершенствовано, когда, во-первых, он приобретет способность о многом мыслить и во все быстро вникать; во-вторых, когда он будет опытен в тщательном различении вещей между собой, в выборе и преследовании всюду одного доброго, а также, а пренебрежении и удалении всего злого; в-третьих, когда он будет искусен ив выполнении совершенннейших дел; в- четвертых когда будет уметь красноречиво и поучительно говорить для лучшего распространения света мудрости и для яркого освещения всего существующего и мыслимого» [1,15].

Как понимает Коменский психическое развитие ребенка и его закономерности? Главное состоит в признании Коменским того, что человеку от рождения сопутствуют природные данные в виде таланта и различных способностей, которые развиваются и совершенствуются путем воспитания.

Ребенку с рождения сопутствует «способность познания». «. Человек родился способным для уразумления вещей, для добродетели, для неограниченной любви к богу. и корни этих трех способностей существуют у него с такой же несомненностью, как и корни у каждого дерева» [15,115].

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что человек рождается не со знанием, а со способностями к знанию которые необходимо развивать в соответствием с принципом природосообразности. И это является главной точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.

Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня и т. д.).

Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.

Со второй половины 19 века значение Коменского стало все более уясняться прогрессивными педагогами (особенно в славянских странах и в России).

Педагогическая теория Коменского имеет научный характер и является большим вкладом в мировую культуру.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

14. Степашко, Л. А.Философия и история образования : учебное пособие / Л. А. Степашко. – М. :МПСИ : Флинта, 1999. – 272 с.

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Вклад в развитие дошкольного образования Слайд 2. Фридрих Фрёбель родился 21 апреля 1782 года в семье пастора в Обервейсбахе. Он был шестым ребёнком в семье. Мать умерла, когда.

Конспект педагогической ситуации по образовательной области «Речевое развитие» с детьми второй младшей группы. Конспект педагогической ситуации с детьми второй младшей группы на тему «По сказочной дорожке» Цели педагогической ситуации: Воспитательные.

Содержание психолого-педагогической работы в образовательной области «Познавательное развитие» (старшая группа) 1. Сенсорное развитие. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение.

Каменский что сделал для педагогики. Смотреть фото Каменский что сделал для педагогики. Смотреть картинку Каменский что сделал для педагогики. Картинка про Каменский что сделал для педагогики. Фото Каменский что сделал для педагогикиПрограмма «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания» Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания». Воспитатель Арутюнян Н. Н. МБДОУ №14 Смоленская обл.

Реферат «Значение трудового воспитания в дошкольном возрасте» Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д.

Реферат «Нравственное воспитание в семье» Содержание. 1. Введение 2 2. Основная часть 4 ГЛАВА 1. Теоретические аспекты нравственного воспитания ребёнка в семье 4 1) История проблемы.

Реферат «Виды и жанры изобразительного искусства» Содержание 1. Классификация искусств 2. Изобразительное искусство: живопись, скульптура, графика 3. Жанры в изобразительном искусстве Литература.

Самоанализ педагогической деятельности «Развитие познавательных интересов через опытно-экспериментальную деятельность» Я, Сапронова Екатерина Ивановна, 1987 года рождения, имею высшее образование. Закончила в 2013 году Новосибирский государственный педагогический.

Семинар «Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности» Тема: Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности. Цель: создать условия для формирования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *