Камера мотор что значит

Камера мотор что значит

Вы любите смотреть кино? Скорее всего — да. Ведь даже у поклонников чтения книг есть любимые актеры и фильмы. Вы наверняка слышали про братьев Люмьер и смотрели киноленты, которые, возможно, даже старше вас. Кинематограф — это удивительный и затягивающий мир, в котором есть место каждому.

Иллюстратор Эдвард Росс приглашает нас в путешествие по своим любимым фильмам, среди которых «Крепкий орешек», «Бегущий по лезвию», черно-белые ленты Чарли Чаплина и Бастера Китона, авторское кино Андрея Тарковского, хорроры «Муха» и «Техасская резня бензопилой». Он провел масштабное исследование и создал из него увлекательный комикс «Как устроено кино». Эта книга рассказывает теорию и историю кинематографа — от первых фильмов братьев Люмьер до 3D и хромакея.

Кстати, автор — один из главных героев книги. Он появляется в разных местах, то один, то в окружении известных персонажей и проводит нас по всей истории кинематографа. Готовы узнать несколько классных фактов из книги? Тогда гасим свет и смотрим на экран 🙂

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

«Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота»

Документальный короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер впервые был показан на большом экране в 1896 году в Париже. Вопреки городской легенде, во время первых показов этого фильма зрители вовсе не убегали из кинотеатров с криками. Хотя, разумеется, все были весьма впечатлены новой технологией.

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

Запись движения

История фотографа и изобретателя Эдварда Мейбриджа невероятно увлекательна. Этот человек стал первым, кто начал применять несколько фотоаппаратов одновременно.

В 1872 году губернатор Калифорнии нанял его, чтобы раз и навсегда разрешить загадку: бывает ли так, что во время бега рысью все четыре ноги лошади отрываются от земли? Мейбридж поставил вдоль скакового круга камеры, срабатывающие, когда лошадь рвала натянутую нить. Таким образом, у него получился набор последовательных изображений, которые доказали, что лошадь действительно поднимает все четыре ноги одновременно.

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

Первая запись официального мероприятия

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

«Нанук с Севера»

«Нанук с Севера» — это фильм, который мог закончиться совсем иначе. Режиссер Роберт Флаэрти изначально снял его в экспедиции 1914–15 годов и привез запись домой в США. Но он случайно сжег 9144 метра пленки, уронив на нее сигарету. Невзирая на неудачу, он вернулся в Арктику и переснял весь фильм. Получившаяся в итоге документальная лента стала классикой.

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

Владение телом в кадре

Одним из самых талантливых актеров немого кино был Бастер Китон. Человек, построивший карьеру на потрясающем владении своим телом. Китон известен тем, что выполнял все опасные трюки самостоятельно, сохраняя при этом каменное выражение лица. Во время съемок «Шерлока-младшего» (1924) Китон сломал шею, когда на него обрушился поток воды с водонапорной башни.

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

Диета ради кино

Кристиан Бэйл — актер, чье тело невероятно менялось в зависимости от фильма. Для роли истощенного Тревора Резника в «Машинисте» (2004) он похудел до 55 кг, а для роли Бэтмена в картине «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012) поправился до 90 кг.

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

Сексуальность

Персонаж Меган Фокс в фильме «Трансформеры» (2007) является отражением последних тенденций изображения женщины в массовом кинематографе: она способна постоять за себя в любой ситуации. Но, тем не менее, главная цель ее появления на экране — демонстрация ее сексуальной внешности. Та же история с Сарой Коннор в первом и втором «Терминаторе», Черной Мамбой в «Убить Билла» (2003) и Ханной Хеллер в фильме «Ханна. Совершенное оружие» (2011).

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

Разные кадры для разных стран

Самоцензура сейчас равняется скорее на рыночные отношения, чем на властные структуры. Доходы от блокбастеров для американской киноиндустрии все больше зависят от мирового рынка. Потому такие фильмы, как «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» (2011) и «Трансформеры: Эпоха истребления» (2014), существуют в специальных расширенных версиях для Индии и Китая, в которые включены сцены с известными в этих странах актерами и продуктами, а в фильме «Железный человек 3» (2013) целая глава была показана только китайским зрителям.

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

Предсказание будущего

Среди изобилия нелепых прогнозов будущего в фильмах 1936 года было как минимум одно верное — предсказание начала Второй мировой войны с ошибкой всего на 16 месяцев. Вот несколько восхитительных фантазий на тему будущего человечества: «2001 год: Космическая одиссея» (1968), «Бегущий по лезвию» (1982) и «Интерстеллар» (2014). Эти фильмы позволяют почувствовать атмосферу будущего, богаты деталями и не кажутся надуманными.

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

Голливуд, Болливуд и Нолливуд

На Западе привыкли думать, что Голливуд — король мирового кинематографа. Однако Нолливуд занимает второе место по производительности среди индустрии национального кино, и Болливуд, а не Голливуд, стоит на первом. Болливуд лишь часть массивной киноиндустрии Индии, коллективно здесь производится более 1000 фильмов в год. Хотя 198 с экономической точки зрения Голливуд все же лидирует с большим отрывом и имеет такое масштабное кросс-культурное влияние, о котором другие киноиндустрии могут только мечтать.

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

Еще больше фактов, секретов, историй — в книге «Как устроено кино». А еще в ней можно найти рекомендации для дальнейшего просмотра и поугадывать нарисованных персонажей из самых известных фильмов. Этот комикс как черно-белая кинолента со всей ее неописуемой магией.

Источник

Камера! Мотор! Снято!

Многие из нас, несмотря на всю любовь к кинематографу, даже не догадываются насколько съемка кино – сложный, затратный и продолжительный процесс. Посмотрев фильм за 1,5-2 часа, мы порой его забываем уже через 10 минут. А некоторые киноленты остаются в памяти на долгие годы. Давайте сегодня попробуем окунуться в атмосферу кинематографа и выучим новые слова и фразы, связанные со съемочным процессом и актерским составом.

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

Небольшой словарик кинолюбителя

Говоря о мире кино, мы даже не задумываемся, сколько слов в русском языке заимствовано из английского. И хотя многие термины и понятия имеют конкретный перевод, мы чаще произносим английские слова.

Например, «production», «pre-production» и « post-production» означают «производство фильма/съемки», «предварительная работа», «обработка отснятого материала». Но мы, экономя время, так и говорим «продакшн» или «пост продакшн».

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

Movie (film) – фильм, кинолента.

Это же касается и слов «sequel», prequel» и «spin off». Переводятся они следующим образом — «продолжение», «предыстория» и «ответвление», но чаще всего в русских текстах, в речи носителей русского языка вы услышите: «сиквел», «приквел» и «спин-офф». Кстати, эти слова вошли в английский язык сравнительно недавно, в конце 70-х годов прошлого столетия. После выхода киноэпопеи «Звездные войны», весь мир буквально сходил с ума от героев и самого сюжета. Видя коммерческий успех картины, создатели решили создать «приквел» и рассказать, что было с героями до событий, изложенных в легендарной трилогии.

Еще одним любимым приемом режиссеров является « remake » (римейк). Это изложение старой версии киноленты на новый лад.

На самом интересном месте!

Помните эту самую фразу из любимого советского мультфильма про Кешу? Так вот, этот прием имеет очень четкое название в мире кино.

Cliffhanger – обрыв повествования на самом увлекательном месте. Знакомо, правда? Этот прием чаще всего используют при создании сериалов или блокбастеров, которые должны иметь продолжение по коммерческому замыслу.

В американской киноиндустрии сериалов принято отсчитывать части фильма по сезонам. Сразу снимается первая пробная серия (pilot episode), которую запускают по телевидению или для показа контрольной аудитории. После анализа рейтинга, продолжают снимать сериал. Чем больший коммерческий успех у сериала, тем большее количество сезонов придумывают сценаристы.

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

Cast – актерский состав

Порой, чтобы снять фильм, в котором задействованы всего 3-4 человека, требуется рабочая группа из 30. кто все эти люди, спросите вы?

Crew – съемочная группа.

In spite of the small crew, the movie is fab. – Несмотря на небольшую съемочную группу, фильм получился потрясающим.

Costume designer – художник по костюмам.

Lighting technician – осветитель (постановщик света).

I don’t like this Spanish director and I don’t understand his creative tactics. – Я не люблю этого испанского режиссера и не совсем понимаю его творческого подхода.

Film editor – монтажер.

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

Выучив эту лексику, вы без труда сможете рассказать своему собеседнику о своем увлечении миром кино. Часто ли вы смотрите фильмы на английском языке или предпочитаете дублированные/ с субтитрами? Делитесь в комментариях и не забывайте подписываться на обновления!

Источник

Приготовились, камера, мотор!

Работаю сейчас в сфере кино, занимаемся съёмкой, и хоть это не относится к сути истории. Но узнал один интересный факт от старожила киноиндустрии (единственный наверно кому в нашей команде за 50).
Так вот, суть названия поста в командах, которые подаются при начале съёмки сцены. А точнее истории этих выражений.
Первые это просто. «Приготовились» говорят для актёров. «Камера» для того чтобы операторы запустили запись. А вот «мотор» это выражение появилось во времена, когда звукозапись происходила на огромные бобины. И чтобы начать запись звука: звукооператоры включали моторы( на что требовалось время), чтобы раскрутить их до определённой скорости синхронной с камерой.

А выражение это пошло от тех времен, когда немое кино сменялось кино со звуком. И звукозаписывающая лента стоила гораздо дороже пленки для камеры. Поэтому сначала запускалась камера, оператор проверял кадр, подтверждал режиссеру, что готов снимать и только потом шла команда «мотор».

На данный момент, в век цифровых устройств, конечно команда «мотор» уже больше условность.

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

На фото из интернета пример того как выглядели «бобины»

На данный момент, в век цифровых устройств, конечно команда «мотор» уже больше условность.

А «хлопушкой» щёлкали перед камерой для синхронизации изображения и звука, да.

Продолжение поста «Освобождение Камбоджи»

Сцена, призошедшая 17 апреля 1975 года:

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

Через четыре года женщина наконец-то вернулась домой, к когда-то праздничному столу и нашла там скелет своего мужа, убитого красными кхмерами.

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

О ДОЯРКЕ ТЁТЕ ДУСЕ

«Что мне мешает снимать кино? Сценарий, камера, актёры», — говорит великий режиссёр Питер Гринуэй, но кое-что всё-таки снимает. «Контракт рисовальщика», «Интимный дневник», «Книги Просперо», «Повар, Вор, его Жена и её Любовник», «Зет и два ноля».

В России сейчас кино продюсерское, а не режиссёрское. А продюсерам, судя по интервью и всевозможным публикациям, снимать кино мешают две проблемы.

Первая — давление сверху: от Фонда кино, Минкульта, руководителей телеканалов-мейджоров, кинопрокатчиков и т.д.

Вторая — отсутствие сценаристов, о котором они говорят с особенным чувством.

Лет десять назад заказали мне сериал. Придумываю историю — продюсерам нравится. Предлагаю то, как эта история будет рассказана-показана. Энтузиазм начинает убывать. Посерийный план, поэпизодный план, пилотный сценарий первой серии. «Нет, старичок, — наконец, говорят продюсеры, — слишком сложная конструкция. Доярка тётя Дуся этого не поймёт«.

К моим диалогам претензий не было никогда. Тут я мастер. А предложенный мною способ построения кинорассказа напоминал упрощённую конструкцию советского сериала «И это всё о нём». История простая, как валенок. Деревенский детектив. Звёздные Леонов и Марков. Цветущий Виторган. Молодые Костолевский и Удовиченко, мгновенно ставшие звёздами. Песни, ушедшие в народ. 1978 год, моя комсомольская юность, и я помню, насколько фильм был популярен.

Продюсеры — давние знакомые, мои ровесники. Я спрашиваю: «Ребята, по-вашему, с семьдесят восьмого года аудитория настолько поглупела?» Отвечают, не задумываясь: «Да«.

Задаю следующий вопрос: «Вы когда последний раз видели доярку тётю Дусю? Когда вы с ней разговаривали, чтобы выяснить: что она поймёт, а чего не поймёт?»

Как раз в это время вся Россия без отрыва смотрела сезон за сезоном сериал «Остаться в живых», где в сюжете и сценарной конструкции чёрт ногу сломит. Мои продюсеры — два выпускника филфака, подолгу живущие в Штатах, и один вгиковец из хорошей семьи — ничего не ответили про знакомство с тётей Дусей, молча заплатили мне за содеянное и закрыли проект.

Тезис о поглупевшей аудитории готов принять. Продюсеры, считающие себя близкими к народу, требуют и от сценариста быть ближе к народу. В их понимании эта близость выражается в атрофированной способности генерировать мало-мальски небанальные сюжетные ходы. Хочешь получить заказ? Придумывай попроще, чтобы народу понятнее было. Чтобы поняла живущая в продюсерской фантазии дремучая доярка тётя Дуся.

Это многолетняя многоуровневая селекция.

Удобные и правильные финансирующие окологосударственные структуры селекционируют удобных, правильных продюсеров.

Селекционированные таким образом продюсеры отбирают удобных и правильных сценаристов, а потом режиссёров, которые удобно и правильно реализуют на экране то, что надо, с помощью удобных фанерных артистов.

. и понятно, что это ведёт к селекции публики, которая подсаживается на простое и удобное, воспринимаемое в такт сокращениям желудка. Зачем доярке тёте Дусе нужен обед из трёх блюд с компотом, когда есть корыто баланды? Тут и столовского меню многовато, не говоря уже про ресторанное, и тем более про высокую кухню.

К аппаратуре и оборудованию, к мастерам эффектов, операторам и пост-продакшн претензий нет. Уровень современный. А продюсеры остановились, хотя Льюис Кэрролл их предупреждал: «Здесь надо бежать, чтобы остаться на месте. А чтобы куда-то попасть, надо бежать в два раза быстрее».

Продюсерский кино- и телематограф застыл в удобной позе, никуда не бежит — и уверенно деградирует.

Однажды заказали мне локализацию известного американского криминального сериала. Ориентировались на популярность проекта: к тому времени в Штатах с большим успехом шёл уже четвёртый или пятый сезон. То есть, с учётом срока производства первого сезона, американцы эту историю прожевали и выплюнули минимум лет за семь до того, как её взялись переносить на российскую почву осторожные российские продюсеры. Отечественная версия появилась ещё года через три-четыре. Суммарное отставание — лет на десять.

К этому прибавляется желание продюсеров сэкономить на сценаристах. Зачем брать мастера, если всё и так понятно? Под рукой хватает обладателей крохотных способностей, но гигантского желания творить: такие настрочат что угодно за копейки. Результат — на всех экранах страны.

Застывшие продюсеры отстают даже от той части аудитории, которая движется лёгкой трусцой. Про бег, да ещё в два раза быстрее, даже речи быть не может. Деградация — процесс естественный, без усилий. Эволюция по Дарвину — это приспосабливание к окружающим условиям. Здесь и сейчас, а не завтра. Такая эволюция — не развитие: оно происходит иначе.

Один из столпов современного кинематографа, режиссёр Альфред Хичкок, говорил: «Для великого фильма нужны три составляющих — хороший сценарий, хороший сценарий и хороший сценарий».

Из хорошего сценария можно сделать плохой фильм. Из плохого сценария хороший фильм не получится никогда. Перелицовывая чужие успешные проекты с десятилетним опозданием и с помощью тех, кто дешевле, а не лучше, странно претендовать на создание достойного кино-телевизионного продукта.

. но продюсеры сыты и спят спокойно. Ведь у них есть эталон благодарного зрителя — доярка тётя Дуся.

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

История полувекового труда семьи астрономов

Моя скромная миссия — продвигать видео хороших русскоязычных ютуберов. И в этот раз предлагаю посмотреть исторический фильм, сделанный командой энтузиастов.

Комментарии на ютубе красноречиво повествуют о качестве продукта. Рекомендовано к просмотру в уютной обстановке.

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

Когда на встрече с гвардейцами кардинала ты должен хорошо выглядеть

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

Камера мотор что значит. Смотреть фото Камера мотор что значит. Смотреть картинку Камера мотор что значит. Картинка про Камера мотор что значит. Фото Камера мотор что значит

О ГОЛОСОВАНИИ

Удивили меня сегодня сильно.

Удивил корреспондент из Эстонии.
Удивил оператор, с которым несколько лет работали вместе.
Удивили иерархи киностудии «Ленфильм».
Они дружно сообщили удивительную новость: о
казывается, ещё не все фильмы «золотой коллекции» переведены в цифровой формат.

По этой ссылке список, который киностудия «Ленфильм» опубликовала с просьбой отметить картины, заслуживающие оцифровки в первую очередь.
Я заглянул и удивился ещё больше. Как выбирать? Фильмы неравноценные, очень разные, но все хорошие. А у меня со многими связаны личные, и не только зрительские воспоминания.

Хорошо, что можно сделать и отправить выборку несколько раз. Я так и поступил.
@moderator, надеюсь, согласится со мной, что дело это божеское, и не станет ущемлять публикацию. А я в благодарность уточню годы выхода кинолент на экран и скажу пару слов про собственное отношение к каждому фильму из списка «Ленфильма», которые, как пишут со студии, «вы хотели бы пересмотреть сами или показать детям»:

1991. Один из грандиозных проектов с участием компании «Русское видео», где в начале 1990-х мне довелось создать и возглавлять несколько лет рекламную дирекцию. Фильм сделан по свежим следам войны, вскоре после вывода советских войск из Афганистана. Итальянская суперзвезда Микеле Плачидо, знакомый всем отечественным зрителям по роли комиссара Каттани в сериале «Спрут», — на тот момент невиданный подарок аудитории. А в операторской группе работал и мой товарищ-оператор, от которого я узнал про этот опрос.

1973-1977. Экранизация романа Алекандра Чаковского. Масштабный проект, киноэпопея в четырёх фильмах с красочными батальными сценами и хорошими актёрами, хотя и слишком пропагандистский, на мой взгляд. Грамотное государственное финансирование кино приносило порой достойные плоды. Первый фильм, где я увидел Михаила Ульянова в роли маршала Георгия Жукова и поразился потретному сходству.

Блондинка за углом

1984. Фильм, прекрасно передающий реалии своего времени. Остроумная зарисовка начала конца СССР и портреты тогдашних героев. То, что такой фильм вообще появился, тоже одна из примет времени. Хорош дуэт Андрея Миронова и Татьяны Догилевой. После этого фильма Владимир Кунин выписал для неё главную роль в сценарии «Проститутка», но роль досталась другой актрисе, а фильм назвали «Интердевочка».

В моей смерти прошу винить Клаву К.

1979. Знаковое кино для подростков на рубеже 1970-х — 1980-х, и для меня в том числе. Супершлягер Африка Симона «Хафанана» звучал с большого экрана. Исполнитель главной роли мальчика на некоторое время стал кинозвездой, а потом режиссёром и продюсером. Исполнительница главной роли девочки-красавицы тоже стала продюсером: я работал с ней как сценарист на одном проекте и надеюсь поработать ещё.

Всадник без головы

1973. Знаковое кино для детей 1970-х, и для меня в том числе. Экранизация знаменитого приключенческого и во многом биографического романа Майн Рида. Завораживающие съёмки на Кубе. Красавец Олег Видов. Жуткий сюжет. Как минимум одна крылатая фраза вроде: «Моим именем помечены даже пули, которые я в тебя всажу!». Незабываемые впечатления от многократных просмотров в клубах детских летних лагерей.

Выйти замуж за капитана

1985. Одна из проникновенных работ легендарного Виталия Мельникова, столпа отечественного кинематографа. Замечательный дуэт Виктора Проскурина и Веры Глаголевой. Спокойно, умно, без пережима, — всё как надо.

1964. Грандиозное кино, экранизация грандиозной трагедии. Яркий актёрский ансамбль. Хрестоматийный Гамлет в исполнении Иннокентия Смоктуновского. Который, впрочем, был недоволен тем, что получилось, и говорил, что режиссёр Григорий Козинцев ничего не понял у Шекспира. Вообще в производстве это была картина трудной судьбы.

1991. Тоже портрет героя своего времени. Калейдоскоп событий, прекрасный Александр Абдулов и мой добрый товарищ Аркадий Коваль вместе с другими хорошими артистами в сюжете из короткого периода в истории России, когда на протяжении лет семи-восьми сохранялась иллюзия, что страна пошла новым путём, и к старому возврата уже не будет. А примета времени — талантливый учёный, который вынужден стать мошенником, потому что в России свидетельства на изобретения годны только на то, чтобы обклеивать ими стены туалета.

1960. Фильм к столетию Чехова. Трогательная история с трогательной Ией Саввиной и неотразимым Алексеем Баталовым. Повод для эпиграммы Валентина Гафта с финалом: «. в Крыму гуляли две собаки: / Поменьше шпиц, побольше Ия».

Два билета на дневной сеанс

1967. Результат противостояния МВД и КГБ, когда оба ведомства начали щедро финансировать фильмы на профильную тематику: благодаря этому в прокат вышли многие, что называется, культовые картины. Здесь в центре детективного сюжета — молоденький Александр Збруев в роли офицера ОБХСС, который сперва не понимает, какое это счастье — служить в органах, а потом понимает. Кадры украшает плеяда замечательных актёров.

1955. Первая экранизация романа Вениамина Каверина. Мечты о далёких путешествиях и открытиях, свойственные большинству мальчиков с достаточным уровнем тестостерона. Я не исключение. После этого фильма я не мог видеть ни на экране, ни на сцене Евгения Лебедева — исполнителя роли главного отрицательного персонажа. В следующей экранизации эту роль сыграл Юрий Богатырёв, но к нему такой неприязни уже не возникло.

1955. Не так давно закончилась Великая Отечественная война, ещё не разоблачён культ личности, а на экране — энергичная красочная комедия Шекспира. Великолепный актёрский ансамбль. Трансгендерные перевоплощения Клары Лучко, которая уже стала всесоюзной звездой в «Кубанских казаках».

1972. Одна из любимых киносказок моего детства. Несравненная драматургия Евгения Шварца. «Травка зенелеет. «. Мудрость в той форме, которая доступна детям.

Джек Восьмёркин, американец

1986. Пример того, как телефильм перемонтируется для кинопроката. Очередная крепкая работа режиссёра Евгения Татарского, с которым у меня связаны самые тёплые воспоминания. Фильм должен был называться «Баллада о коммунарах» и в моём представлении перекликается с «Начальником Чукотки», который тоже есть в этом списке. Мощные роли мастеров. Первые киноработы моих приятелей — Юры Гальцева, братьев Ануфриевых и Гали Коваленко (Бокашевской). Яркий пример перестроечного кино.

Дикая собака динго

1962. Экранизация повести Рувима Фраермана. В самом деле повесть о первой любви, как и сказано в названии. Трогательная, светлая. В исполнительницу главной роли, молоденькую Галину Польских, говорят, влюбились тогда все молодые мужчины СССР, и я их вполне понимаю.

Дон Сезар де Базан

1989. Попытка развить и закрепить успех многолетней давности, используя эстетику «Трёх мушкетёров» и «Собаки на сене» заодно со всенародным любимцем Михаилом Боярским в главной роли. Звёздная роль невероятно красивой Анечки Самохиной, последняя роль Юрия Богатырёва (светлая память обоим). Песни в исполнении моих давних знакомых Марины Цхай и Наташи Лапиной, которая тоже блеснула красотой в кадре. Туча знакомых артистов в массовке и групповке.

Женя, Женечка и катюша

Здравствуй и прощай

1972. Снова Виталий Мельников. Снова простая и пронзительная, хотя и совсем не военная история. Снова великолепный актёрский ансамбль. Мой любимый Михаил Кононов. Первые красавицы советского кино того времени — Людмила Зайцева и Наталья Гундарева.

1954. Картина-предшественница «Кортика», который минимум раз в год тем или иным способом показывали моему поколению и который я знаю лучше. Экранизация повести Анатолия Рыбакова по его же собственному сценарию, что немаловажно — говорю как автор сценариев к экранизациям своих книг. Хорошая, крепкая, мейнстримовая приключенческая история для детей. Самых сильных книг Анатолия Рыбакова остаётся ждать ещё несколько десятков лет.

Летняя поездка к морю

1980. Один из лучших, на мой взгляд, самых необычных и самых тяжёлых фильмов о Великой Отечественной войне. Что неудивительно: режиссёром был Семён Аранович, склонный к кинодеокументалистике, а сценаристом — Юрий Клепиков, умерший всего три недели назад, но замолчавший намного раньше: «Мой зритель давно умер». Очень жаль, что такой большой мастер так мало писал. Фильм со всеми оговорками я бы поставил рядом с «А зори здесь тихие», в том числе и в сюжетном отношении.

1969. И снова Виталий Мельников. И снова житейская история, каких тысячи. Молоденький Николай Бурляев, звёздная после давних «Девчат» Люсьена Овчинникова и сам Олег Ефремов, по его мнению, в лучшей своей кинороли.

1941. Год выпуска сразу настраивает на серьёзный лад. Экранизация знаменитой поэмы Михаила Лермонтова. Режиссёр — монументальный Сергей Герасимов. Кино — монумент тому, откуда есть пошла советская кинематография.

1958. Русифицированный Имре Кальман. Оперетта, она же музыкальная комедия — лёгкий для восприятия и потому горячо любимый жанр простодушной публики не только в Советском Союзе. Вариация на тему сюжета сказки «Золушка», но — в отличие от более поздних фильмов «Москва слезам не верит» и «Красотка» — роль Золушки досталась мужчине. Исполнитель этой роли — пример нерушимой дружбы народов СССР, эстонский певец Георг Отс, любимец публики и персонаж анекдотов.

Мой друг Иван Лапшин

1984. Как принято говорить в таких случаях, фильмы Алексея Германа в рекомендациях не нуждаются. Тем более когда автором сценария выступил Эдуард Володарский, а литературной основой стала книга отца режиссёра, знаменитого советского писателя Юрия Германа.

Мы смерти смотрели в лицо

1980. Сейчас в титрах написали бы: «На основе реальных событий» — о создании в блокадном Ленинграде балетной труппы для выступлений на фронте. В главной роли режиссёр Наум Бирман снял своего сына и моего приятеля Борю, ставшего известным актёром, музыкантом, режиссёром, сценаристом и педагогом. Олег Даль сыграл здесь свою предпоследнюю роль.

1970. Фильм, по-настоящему открывший зрителям актрису Инну Чурикову, которую муж и режиссёр Глеб Панфилов открыл для себя гораздо раньше. Цветник известных актёров, среди которых два сценариста — уже упомянутый Юрий Клепиков и Юрий Визбор, на тот момент лидер бардовской песни. Два сюжета разворачиваются параллельно: в современности и в XV веке. Схожий приём использован в более позднем телевизионном детективе «Визит к Минотавру»: тогда не было нынешних продюсеров, которые считают публику дурой и боятся сложных сценарных конструкций, — для меня как сценариста это постоянная проблема.

1967. Сюжет необычен даже для того времени, а сейчас я не могу представить себе подобного фильма, хотя предлагаю продюсерам кое-что подобное. И опять режиссёр Виталий Мельников, и опять, в компании маститого Алексея Грибова, мой любимый Михаил Кононов, который украсил собой многие фильмы этого списка. Замечательный был актёр, добряк и умница — мне повезло с ним общаться и выпивать. Светлая память сохранилась на многие годы.

Новогодние приключения Маши и Вити

1975. Один из любимых фильмов уходящего детства. Обойма поющих артистов ленинградских театров. Вера Кособуцкая, снова Георгий Штиль и Михаил Боярский с дядей Николаем Боярским. Простая и милая современная сказка с весёлыми песнями и танцами. Показывал двум поколениям детей — оценили, хотя это уже совсем не их эстетика.

1993. Яркий пример кинематографа новой России. Фантасмагорический сюжет и реакция вчерашних советских людей на внезапно возникшие новые возможности. Добрые мои знакомые того времени — режиссёр Юрий Мамин, который называл меня Бастером Китоном за неулыбчивость, и его закадычный друг, композитор и мультиинструменталист-эксцентрик Лёша Заливалов, увы, рано ушедший из жизни. Неизменно хорош Сергей Дрейден, любимый актёр Юрия Мамина.

Особенности национальной охоты

1995. Такие фильмы принято называть культовыми. Здесь я соглашусь: кино, эксплуатирующее неисчерпаемую тему российского пьянства, поднялось с уровня пошлого анекдота до уровня притчи и сформировало субкультуру, которая достойно выглядит даже спустя четверть века. Режиссёр Александр Рогожкин, умерший месяц назад, сумел то, что мало кому удавалось. Ему должны быть благодарны актёры, которых он сделал всенародными любимцами; в их числе мои давние знакомые Семён Стругачёв и Виктор Бычков.

1979. Да, снова Виталий Мельников и Олег Даль, быть может, в лучшей своей роли. И весь актёрский ансамбль под стать им обоим. Тонкая драматургия Александра Вампилова, помноженная на мастерство группы, позволила скромными средствами создать в кадре настолько щемящую атмосферу, что неудивительной кажется судьба фильма. Его, как это называлось, положили на полку, и зрителям показали только в разгар перестройки.

Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона

1979-1986. Необычный для советского кино формат: цикл мини-сериалов, стильная остроумная экранизация рассказов Артура Конан-Дойля. Режиссёр Игорь Масленников сделал много достойных работ, но эта по праву занимает первое место, и не только по техническому масштабу, но и по интеллектуальному. Создать мифических британцев, близких и понятных россиянам, — это искусство. Создать череду мемов, когда и слова такого ещё не было, и про интернеты никто не слыхал, — это искусство. Актёры, музыка, диалоги, антураж, костюмы. В этом фильме талантливо всё. Мне повезло сказать это Игорю Масленникову лично и не раз: я периодически брал у него интервью на рубеже 1980-х и 1990-х, и вообще мы сталкивались время от времени, но в кино он меня так и не взял. То есть пригласил как-то в групповку на съёмках «Зимней вишни», но я отказался.

Проверка на дорогах

1971. Мучительный, обычный снаружи и необычный внутри фильм о войне, режиссёрский дебют Алексея Германа. Но я уже говорил: когда этого режиссёра подпирает сценарист Эдуард Володарский, а литературная основа сценария принадлежит перу Юрия Германа, другие комментарии не нужны, как и в схожем случае с фильмом «Мой друг Иван Лапшин».

1966. Кино про «трудных подростков» после Гражданской войны, в 1920-х. Экранизация автобиографической книги, написанной повзрослевшими воспитанниками трудовой коммуны в Петрограде. Счастливый случай для Геннадия Полоки, которого пригласили только переработать неудачный сценарий одного из авторов книги, а потом позволили вернуться в режиссуру и самому снять фильм. Прекрасные актёрские работы. Добрый, весёлый, незамысловатый рассказ о бурной жизни малолетних преступников, не торопящихся встать на путь исправления.

1976. Очень красивый фильм, добрая детская сказка, экранизация классической пьесы Мориса Метерлинка. Политический американо-советский проект времён первых совместных космических полётов, обречённый на провал как кино. Ничего скучнее я не видел, и это детское впечатление, которое только укрепилось с возрастом. 45 лет спустя показывал средним детям — они выдержали всего несколько минут. Рассказывать им о голливудских суперзвёздах Джейн Фонда, Элизабет Тейлор и умопомрачительной красавице Аве Гарднер, возлюбленной Фрэнка Синатры, я не стал. Мне в детстве эти имена тоже ни о чём не говорили. Разве что Тейлор я видел в «Клеопатре», но тоже без восторга. Зато окончание съёмок группа отмечала в новом пивном баре-ресторане «Прибой» почти напротив моего дома, и это врезалось в память. Бар через несколько лет стал одним из моих любимых мест встречи с друзьями. В коммуналке над «Прибоем» жил и погиб красавец-актёр Юрий Каморный, но это уже другая история.

1966. Ещё одна любимая киносказка детства. Литературная основа Ганса Христиана Андерсена и пьеса Евгения Шварца, которую он же превратил в сценарий, — залог успеха. Прекрасные актёры, изумительные диалоги, завораживающая картинка, динамичный сюжет. Всё, что нужно зрителям для счастья. Милая в то время Елена Проклова, исполнительница роли Герды, собрала урожай международных наград.

1978. Помню телевизионную премьеру на зимних каникулах. Фурор. Бешеный успех. Среди сотен пьес Лопе де Веги выбрали именно ту, которую надо. И классический перевод Михаила Лозинского пришёлся ко двору. Песни из фильма сразу пошли в народ. Актёры, особенно в исторических костюмах, выглядели сногсшибательно. Маргарита Терехова и Михаил Боярский, к тому времени уже известные, пробили потолок популярности и вознеслись куда-то совсем за облака. И заодно с ними взлетели Николай Караченцов с Игорем Дмитриевым и Арменом Джигарханяном. Кстати пришлась Елена Проклова, звезда «Снежной королевы».

1976. Водевиль как жанр незаслуженно обойдён вниманием отечественного кино. Тем ценнее этот фильм, собравший в кадре аномальное число знаменитейших актёров. Перечислить всех места не хватит, упомянуть только некоторых — значит обидеть остальных. Но в главных ролях Андрей Миронов и Людмила Гурченко, этим уже многое сказано. Музыка Исаака Шварца с песнями на стихи Булата Окуджавы, несомненно, украсили простенький сюжет. И вообще это красиво.

Старая, старая сказка

1968. Снова литературная основа Ганса Христиана Андерсена, и снова один из самых любимых фильмов детства — снова с Олегом Далем в главной роли. Снова прекрасный актёрский ансамбль из отечественных знаменитостей. Первое появление на экране Марины Неёловой. О том, насколько не по-советски красива эта актриса и какая у неё потрясающая фигура, я стал задумываться несколько позже. А в детстве наслаждался неосознанно.

1975. Снова режиссёр Виталий Мельников и пронзительная драматургия Александра Вампилова. Молодые, тогда ещё не звёздные Николай Караченцов и Михаил Боярский не потерялись на фоне маститого Евгения Леонова. Хороши были все. Оператором, как и в нескольких уже упомянутых фильмах, выступил Юрий Векслер — школьный соученик моей мамы.

1971. Экранизация пьесы моего ориентира в драматургии Евгения Шварца. Вроде бы детская сказка, но в действительности мудрая притча и тонкая политическая сатира. Благодаря таланту авторов такой коктейль прекрасно усваивался детскими мозгами. Главные роли снова исполнили Олег Даль и Марина Неёлова в окружении талантливых коллег. Мороз по коже и восторг одновременно. «Тень! Знай своё место!»

1983. Авторский замес впечатляет. Литературную основу Юрия Германа превратил в сценарий его сын, Алексей Герман, а режиссёром стал уже упомянутый в этом обзоре полудокументалист Семён Аранович. Предельно натуральная военная драма без педалирования драматической составляющей — это высший пилотаж, который пробирает до печёнок. «Я влюблён в шофёршу нежно-робко, / Вот в подарок от меня коробка, / А в коробке той лежит манто вам / И стихи поэта ЛермонтОва. » Сколько лет прошло, а песенка крутится в голове. Кроме сибирского актёра Андрея Болтнева, открытого Алексеем Германом, именно в этом фильме я запомнил Родиона Нахапетова, хотя видел его, например, в узбекском кино конца 1960-х. Сыграли в фильме и другие, о ком уже была речь: Эдуард Володарский — постоянный сценарист Алексея Германа, и Вера Глаголева, в то время жена Родиона Нахапетова.

Труффальдино из Бергамо

1977. Одна их многих кино-телевизионных удач режиссёра Владимира Воробьёва, моего случайного учителя и потом доброго знакомого. Экранизация пьесы Карло Гольдони, пособие для изучающих комедию дель арте. ХарАктерные персонажи, лихой сюжет, лёгкие диалоги в переводе Михаила Гальперина, весёлые песни в исполнении поющих и прекрасно выглядящих артистов ленинградских театров, простая и функциональная декорация — всё к месту. Порадовала Вера Кособуцкая, уже знакомая мне по «Новогодним приключениям Маши и Вити». Очень популярная в то время Наталья Гундарева выступила в необычном амплуа и тоже внесла свою лепту в успех. Особенно постарался Константин Райкин, исполнитель заглавной роли. Его резиновая пластика была непривычна для советского зрителя и вызывала изумление: в кадре так не вёл себя никто. Правда, пел за кадром Михаил Боярский. Помнится, на какой-то передаче вроде «Голубого огонька» Райкин-младший вышел, артикулируя под фонограмму песни из фильма, и вдруг перестал раскрывать рот, а перед зрителями появился настоящий исполнитель с продолжением песни. Аплодировали обоим.

1955. Кино про цирк, что уже само по себе интересно. Режиссёр Надежда Кошеверова, знаменитая сказочница, взялась за сюжет из реальной жизни. В моём понимании получилось кино с примитивной драматургией, которое не позволяло отрываться от экрана благодаря череде ярких эпизодов. Так же устроены большинство современных кассовых фильмов: это шоу, а не драматургия. В фильме дебютировали актёр и будущий режиссёр Леонид Быков и актриса, исполнительница главной роли Людмила Касаткина. Дуэт с ней составил один из тогдашних кумиров публики Павел Кадочников, двоюродный дед моего одноклассника Алексея Нилова, известного всей стране как капитан Ларин из «Улиц разбитых фонарей».

1979. Название на сайте «Ленфильма» указано с ошибкой, но на кино это не влияет. Экранизация пьесы Аллы Соколовой — жены актёра Сергея Дрейдена, любимца режиссёра Юрия Мамина, — с сюжетом в духе Достоевского, только без уголовщины. Маленькие тихие люди с тихими, но не маленькими чувствами. Блестящий дуэт Марины Неёловой с Андреем Мироновым. Сцена, где герой объясняется героине в любви, кочует в интернетах отдельным эпизодом, и это в самом деле здорово сделано.

1978. Многие из уже перечисленных фильмов сделаны на стыке между театром, кино и телевидением. В этом случае речь именно про телевизионную версию спектакля Большого драматического театра в Ленинграде, поставленного режиссёром Георгием Товстоноговым в 1972 году. Ещё одна особенность: пьеса перелицована из водевиля Авксентия Цагарели стараниями популярной тогда пары драматургов — Бориса Рацера и Владимира Константинова. Звёздный ансамбль ведущих актёров БДТ заставил заиграть всеми красками остроумный лёгкий текст. Из первого состава исполнителей в кадре не появился только Ефим Копелян: его уже не было на свете. Оформляла телевизионную версию спектакля моя первая тёща Римма Наринян.

Хроника пикирующего бомбардировщика

1967. Режиссёрский дебют Наума Бирмана по сценарию Владимира Кунина, сделанному из его же повести. Точнейший выбор актёров на главные роли — Геннадий Сайфулин, Олег Даль и Лев Вайнштейн. Это трио не позволило директору фильма и руководителям студии изменить финал: любая попытка упиралась в то, что драматург предложил лучшую версию, а режиссёр воплотил её на экране. По-моему, фильм стал одним из лучших о войне, и его отголоски слышны в таком же прекрасном, но более позднем фильме Леонида Быкова «В бой идут одни старики». А Владимира Кунина я тоже могу назвать своим учителем, поскольку имел удовольствие много с ним общаться и по сей день пользуюсь его советами не только в отношении сценарного дела, но и в жизни вообще.

1990. Имя режиссёра Виталия Мельникова чаще других встречается в этом обзоре, он и закрывает список. Фильм входит в историческую трилогию мастера, как обычно собравшего ударный актёрский состав: здесь и Светлана Крючкова, и мой любимый Михаил Кононов, и знойная Аня Самохина, и Олег Табаков, и Николай Ерёменко-младший. Упомяну ещё Анатолия Шведерского: он снялся во многих кинокартинах из этого списка и числил в фильмографии чуть не сотню названий, но выпускники Ленинградского Государственного Института театра, музыки и кинематографии — единственного действительно профессионального вуза Ленинграда и Петербурга — помнят его, в первую очередь, как любимого педагога с огромным стажем. Например, его студентами были Михаил Боярский и Анна Ковальчук.

Написал по абзацу про каждый из списка фильмов киностудии «Ленфильм», которые ждут оцифровки и решения: с чего начать. По-моему, начинать можно с любого, а оцифровать надо все. Каждый фильм — это элемент культурного кода двух-трёх поколений. И каждый заслужил бережное уважительное отношение.

Спасибо тем, кто сумели осилить мой обзор до конца. Не предполагал, что текст окажется таким большим. Но написать его, как выяснилось, было важно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *