Камеральная проверка фсс что это
Камеральная проверка фсс что это
Статья 26.15. Камеральная проверка
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ)
С 01.01.2022 п. 1 ст. 26.15 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.04.2021 N 126-ФЗ). См. будущую редакцию.
1. Камеральная проверка проводится по месту нахождения страховщика на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов (информации), представленных страхователем, а также других документов (информации) о деятельности страхователя, имеющихся у страховщика.
С 01.01.2022 п. 2 ст. 26.15 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.04.2021 N 126-ФЗ). См. будущую редакцию.
2. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами страховщика в соответствии с их должностными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя территориального органа страховщика в течение трех месяцев со дня представления страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
3. Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных страхователем, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориального органа страховщика, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается страхователю с требованием представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 486-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Страхователь, представляющий в территориальный орган страховщика пояснения относительно выявленных ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в территориальный орган страховщика выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы (информацию), подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
5. Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные страхователем пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений страхователя территориальный орган страховщика установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, должностные лица территориального органа страховщика обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 26.20 настоящего Федерального закона.
С 01.01.2022 ст. 26.15 дополняется п. 5.1 (ФЗ от 30.04.2021 N 126-ФЗ). См. будущую редакцию.
6. Если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки страхователю не сообщается.
Как проходят проверки ФСС
Основания для проведения камеральной проверки
Для чего нужны проверки ФСС?
Основные задачи, которые преследуются при назначении контроля, это:
Порядок проведения камеральной проверки
Чтобы изучить, насколько верно рассчитаны страховые выплаты, проводятся следующие мероприятия:
Составление акта камеральной проверки
Требования к оформлению документа указаны в Приложении 20 к Приказу ФСС № 2 от 11 января 2016 г. В частности, при составлении бумаги требуется соблюдать следующие условия:
Возражения по акту проверки
Аргументы в пользу своей позиции подаются бизнес-структурой после получения бумаг. Необходимо тщательно ознакомиться с документом.
Возражения могут быть двух видов:
Так, в августе 2017 года Верховный суд РФ оставил в силе решение Арбитражного суда Алтайского края по иску АО «Барнаульская ТЭЦ» у ГУ Алтайское отделение ФСС. Решение было обосновано тем, что при вынесении решения по камеральной проверке были использованы нормы утратившего силу законодательства.
Возражения передаются в течение:
Представители компании имеют право присутствовать при рассмотрении возражений, давать пояснения и представлять доказательства своих доводов.
В случае, если возражения были проигнорированы служащими, в компанию направляются требования по уплате недоимок. В этом случае следует немедленно подать жалобу в вышестоящее отделение проверяющего учреждения. Также следует готовить материалы для обжалования итогов камеральной проверки в суде.
Таким образом, при обнаружении необоснованных требований и взысканий по итогам проведенной камеральной проверкой органами ФСС следует немедленно представить возражения. Кроме того, при необходимости надо обжаловать результаты надзора в суде.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.
Камеральная проверка Фонда социального страхования
Все страхователя отчитываются перед ФСС. Фонд, в свою очередь, следит за тем, чтобы они правильно исчисляли и уплачивали страховые взносы. С этой целью проводятся контрольные мероприятия. В этой статье расскажем о камеральных проверках.
Что и зачем проверяют
В ходе камеральных проверок специалисты ФСС выясняют, выполняет ли страхователь законные требования при сдаче отчетности, а также удостоверяются, что все взносы уплачены им в полном объеме и в установленные сроки.
Специалисты фонда проверяют не только формы 4-ФСС. Контролю подлежат документы, которые прикладываются к заявлению на выделение средств из фонда, промежуточные отчеты и прочие документы.
В ходе проверки могут использоваться любые сведения и документы, которые есть в распоряжении ФСС.
Как проходят проверки
Проводить проверку подразделение Фонда может не позднее трех месяцев с момента сдачи отчетности. Никакого особого распоряжения руководства для этого не нужно. Алгоритм такой:
Если составлен акт
Акт составляется в течение 10 дней после окончания проверки. Его форма содержится в приложении № 20 к приказу ФСС № 2 от 11 января 2016 года.
В акте должны быть указаны все выявленные нарушения и несоответствия, которые не были устранены либо пояснены. В итоговой части должна быть отражена информация о санкциях в отношении страхователя, а также может содержаться рекомендация по устранению нарушений. Акт подписывается представителями проверяемой организации (ИП) и теми лицами, кто проводил проверку. Страхователь может отказаться от подписи — в таком случае в акте нужно сделать отметку об этом.
В течение 5 дней акт должен быть направлен страхователю. Вручают документ под подпись, а если он направляется почтой, то заказным письмом. Страхователям, которые взаимодействуют с Фондом по интернету, акт будет направлен по ТКС.
Получив акт, следует тщательно с ним ознакомиться. Нужно проверить не только все расчеты, но и нормативные документы, на которые ссылаются проверяющие. В судебной практике есть случаи, когда при проведении проверки они опирались на отмененные нормы законодательства.
Если страхователь считает, что проверяющие допустили в акте ошибки, не учли какие-то обстоятельства и так далее, он может подать на него возражение. На это у него есть 15 дней с даты получение акта. К возражению он может приложить подтверждающие документы.
Если возражение на акт проверки подано, но вместо его рассмотрения приходит требование об уплате недоимки и санкций, это является нарушением. Следует направить жалобу в вышестоящий орган.
Далее возражение будет рассмотрено на комиссии. Страхователь имеет право принять в этом участие, давать пояснения и представлять доказательства своей позиции. В итоге должно быть принято какое-то резюмирующий решение — в пользу страхователя либо ФСС. Если оно не устраивает, можно обратиться в суд.
Как проходят выездные и камеральные проверки ФСС и ПФР
Как только вы становитесь работодателем, готовьтесь к проверкам со стороны Пенсионного Фонда России (ПФР) и Фонда Социального Страхования (ФСС). Проверяют в первую очередь отчетность — сходится ли она с контрольными показателями. Так же проверяется, применяете ли вы льготы, специальные пониженные тарифы и возмещаете ли денежные средства из фондовых бюджетов.
Рассмотрим подробнее суть этих проверок и требования фондов к работодателям. Отдельно расскажем про камеральные проверки, отдельно — про выездные.
Камеральные проверки ПФР и ФСС
Камеральные проверки касаются любых документов (отчетов), которые работодатель предоставляет в ПФР и ФСС. Они проводятся исключительно по данным отчетного периода.
Длительность проверки — 3 месяца с момента отправки отчетности. Если вы, к примеру, отправили квартальный отчет в конце апреля, результаты проверки могут прийти только в конце июля.
Срок ответа от работодателя — 5 дней с момента получения требований по результатам проверки. Требования вам могут пояснить устно — это решение Фонд примет самомтоятельно, после чего пригласит вас на встречу (ч. 3–4 ст. 34 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
По результатам камеральной проверки к вам может приехать выездная проверка, которая затронет уже 3 календарных года года (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Решение о проверке принимает Фонд: без решения выездная проверка не проводится.
Выездные проверки Пенсионного Фонда и ФСС
Сроки выездных проверок прописываются изначально в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Стандартный срок проведения выездной проверки — до 2 месяцев. В некоторых частных случаях срок может быть продлен до полугода.
Проверка ФСС: на что обращают внимание
Фонд Соцстрахования проверяет, как вы начисляете и уплачиваете взносы по видам страхования, выплачиваете компенсации родителям детей-инвалидов, больничные пособия и т п. Также анализируются ваши цели использования средств на выплату пособий.
Сотрудники ФСС уделяют особое внимание проверке отчета 4-ФСС.
После того, как данные были проанализированы, ответственные сотрудники Фонда составляют акт.
Внеплановые проверки ФСС
Большинство выездных проверок запланированы, и часто проходят вместе с проверками ПФР, так сказать «с двух сторон». Но в некоторых случаях проверки проходят незапланировано:
Специалисты Фонда потребуют от вас, проверяемой организации, представить заверенные копии документов, в которых расписаны расчеты и информация об уплате страховых взносов (п. 1 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Вас могут попросить показать кадровые документы (трудовые книжки, табели, договоры ГПХ), зарплатные ведомости, документы по больничным, различные производственные акты и т п. Вы должны представить все документы в 10-дневный срок после получения требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Проверка ПФР: что нужно представить
Пенсионный Фонд смотрит, как вы рассчитываете и уплачиваете взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование.
Согласно п. 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 03.02.2011 № 34 Р, вас могут попросить показать учредительные документы, приказы по учетной политике, различные лицензии, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, бухгалтерский баланс, вписку из банка и т п.
Кто находится в зоне особого внимания ПФР и ФСС?
В письме ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010 детально описано, по какому принципу Фонды отбирают организации для проверок. Эти проверки не являются спонтанными.
Например, фонды обращают внимание на те компании, которые:
Мы рекомендуем сдавать отчеты без опозданий, проверять все расчеты и всегда иметь в наличии документы, эти расчеты подтверждаюшие и обосновывающие.
Автор статьи: Борис Юзефпольский
Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и пособий и отправки отчетности в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат. Сервис подходит для совместной работы бухгалтера и директора.
Как проходят проверки ФСС
Исполнительными органами ФСС практикуется регулярное проведение выездных и камеральных проверок. Главное отличие двух видов мероприятий – в необходимости оповещения предприятий-работодателей о факте реализации проверочных действий. В случае с камеральными проверками уведомительная функция не нужна. Если вопросов к организации у ФСС по итогам рассмотрения документов не возникло, то предприятие может и не узнать об имевшей место камеральной (невыездной) проверке.
Для чего нужны проверки ФСС?
Сфера действия проверок органами ФСС затрагивает такие направления деятельности предприятий:
К СВЕДЕНИЮ! Главная цель проверок органами ФСС – подтверждение целевого использования средств фонда страхователями и правильности алгоритма расчета пособий должностными лицами на предприятиях.
Если в периоде проверки у работников предприятия были оплаченные больничные листы, то сотрудники ФСС проводят такие мероприятия:
Необходимые документы
Перечень документации, которую обязательно запросят органы ФСС при проведении проверки, законодательно не установлен. Сотрудники исполнительных органов ФСС в каждом случае определяют индивидуальный набор документов.
ВАЖНО! Запрашиваемые бланки следует представлять в форме копий, за исключением таких документов, как больничные листы – их потребуют предъявить в оригинале.
Документы общего характера
В этот список попадает учредительная и регистрационная документация, которая необходима для идентификации плательщика взносов и определения специфики его работы. Проверяющих может заинтересовать информация, содержащаяся в:
Дополнительно могут попросить представить для анализа показателей финансовой деятельности отчетность и имеющиеся аудиторские заключения.
ВАЖНО! При отказе работодателя представить для проверки какие-либо из запрашиваемых документов на него может быть наложен штраф в размере 200 рублей за каждый такой бланк.
Документы узкоспециализированные
Из специальных бланков может понадобиться в процессе проверки такой набор документации:
Порядок проведения выездной проверки
Для выездных проверок характерно строгое соблюдение утвержденного плана мониторинга деятельности страхователей. Проверочные мероприятия осуществляются непосредственно на территории работодателя. В исключительных случаях при невозможности проверяемым предприятием обеспечить сотрудников исполнительных органов ФСС помещением на время их работы над документацией, проверка может быть проведена на базе фонда с условием подвоза всей необходимой документации.
Период проверки – не более 3 лет. Частота проверок – максимум 1 раз в 3 года.
СПРАВКА! Исключение по частоте проверочных мероприятий может быть сделано для случаев реорганизации или ликвидации предприятия – проверка назначается при наступлении одного из этих событий и не соотносится с датой предыдущего мониторинга.
Продолжительность – до 2 месяцев, а при мониторинге показателей деятельности обособленных подразделений – до 1 месяца.
Порядок проведения камеральной проверки
Местом проведения камеральной проверки является рабочий кабинет сотрудника исполнительного органа ФСС. Для инициации такого типа проверочных мероприятий не требуется разрешение руководителя фонда. Срок реализации проверки ограничен трехмесячным периодом от даты получения от работодателя документации по страховым случаям или отчета.
Случаи, когда страхователя уведомляют о проведении камеральной проверки:
При появлении одного из оснований для уведомления у работодателя запрашиваются пояснения.
На предоставление пояснительных документов и корректировку показанных ранее сведений предприятиям отводится не более 5 дней.
Для подтверждения своей правоты работодатель может привезти проверяющему сотруднику выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета, приложить дополнительные оправдательные документы.
Если дополнительный набор документов не смог убедить проверяющего, фиксируется правонарушение. На основании выявленных фактов составляется акт. Если в документации страхователя ошибок и недочетов не было обнаружено, необходимости составлять акт не возникает. На проверку отводится 3 месяца.
Оформление результатов
Результаты проверок оформляются в форме актов. В случае с камеральной проверкой необходимость составления акта возникает только при выявленных правонарушениях. На составление итогового документа сотрудникам исполнительных органов ФСС отводится:
Один экземпляр подписанного акта должен быть вручен представителю страхователя. На эту процедуру дается 5 рабочих дней (отсчет начинается от даты подписания документа). Передача акта предприятию-работодателю может происходить:
В последнем случае документ считается полученным страхователем на 6 день. Письмо должно быть заказным. Факт отказа от личного получения акта в обязательном порядке фиксируется в содержании пересылаемого акта.
СПРАВКА! Если работодатель считает, что проверка была осуществлена с нарушениями, он имеет право направить в вышестоящие органы ФСС письменную жалобу с приведением доказательств неправомерности действий должностных лиц ФСС.
Возражения по содержанию акта работодатель вправе предъявить на протяжении 15 рабочих дней от даты фактического получения им документа. Изложение претензий к положениям, отраженным в акте, должно быть в письменной форме. Обязательно к пояснениям должны быть приложены документы или их копии, которые являются неоспоримыми аргументами в доказательстве правоты страхователя.
На рассмотрение и анализ объективности возражений сотрудникам фонда отводится 10 дней. Отсчет начинается со дня, в который истекает срок предъявления возражений. Допускается продление этого срока, максимальный период пролонгации равен 1 месяцу.
Руководитель органа ФСС по итогам проведенной проверки на основании материалов акта принимает решение о:
Документально оформленное решение руководителя исполнительного органа ФСС касательно ответственности страхователя приобретает юридическую силу через 10 рабочих дней, отсчитываемых от даты вручения лицу, на которое возлагается ответственность за совершенное правонарушение.
Следующий этап реализации итогов проверки – составление требования:
Данная процедура может не проводиться при отсутствии оснований или состава правонарушения.