Камеральная проверка фсс что это такое

Как проходят проверки ФСС

Исполнительными органами ФСС практикуется регулярное проведение выездных и камеральных проверок. Главное отличие двух видов мероприятий – в необходимости оповещения предприятий-работодателей о факте реализации проверочных действий. В случае с камеральными проверками уведомительная функция не нужна. Если вопросов к организации у ФСС по итогам рассмотрения документов не возникло, то предприятие может и не узнать об имевшей место камеральной (невыездной) проверке.

Для чего нужны проверки ФСС?

Сфера действия проверок органами ФСС затрагивает такие направления деятельности предприятий:

К СВЕДЕНИЮ! Главная цель проверок органами ФСС – подтверждение целевого использования средств фонда страхователями и правильности алгоритма расчета пособий должностными лицами на предприятиях.

Если в периоде проверки у работников предприятия были оплаченные больничные листы, то сотрудники ФСС проводят такие мероприятия:

Необходимые документы

Перечень документации, которую обязательно запросят органы ФСС при проведении проверки, законодательно не установлен. Сотрудники исполнительных органов ФСС в каждом случае определяют индивидуальный набор документов.

ВАЖНО! Запрашиваемые бланки следует представлять в форме копий, за исключением таких документов, как больничные листы – их потребуют предъявить в оригинале.

Документы общего характера

В этот список попадает учредительная и регистрационная документация, которая необходима для идентификации плательщика взносов и определения специфики его работы. Проверяющих может заинтересовать информация, содержащаяся в:

Дополнительно могут попросить представить для анализа показателей финансовой деятельности отчетность и имеющиеся аудиторские заключения.

ВАЖНО! При отказе работодателя представить для проверки какие-либо из запрашиваемых документов на него может быть наложен штраф в размере 200 рублей за каждый такой бланк.

Документы узкоспециализированные

Из специальных бланков может понадобиться в процессе проверки такой набор документации:

Порядок проведения выездной проверки

Для выездных проверок характерно строгое соблюдение утвержденного плана мониторинга деятельности страхователей. Проверочные мероприятия осуществляются непосредственно на территории работодателя. В исключительных случаях при невозможности проверяемым предприятием обеспечить сотрудников исполнительных органов ФСС помещением на время их работы над документацией, проверка может быть проведена на базе фонда с условием подвоза всей необходимой документации.

Период проверки – не более 3 лет. Частота проверок – максимум 1 раз в 3 года.

СПРАВКА! Исключение по частоте проверочных мероприятий может быть сделано для случаев реорганизации или ликвидации предприятия – проверка назначается при наступлении одного из этих событий и не соотносится с датой предыдущего мониторинга.

Продолжительность – до 2 месяцев, а при мониторинге показателей деятельности обособленных подразделений – до 1 месяца.

Порядок проведения камеральной проверки

Местом проведения камеральной проверки является рабочий кабинет сотрудника исполнительного органа ФСС. Для инициации такого типа проверочных мероприятий не требуется разрешение руководителя фонда. Срок реализации проверки ограничен трехмесячным периодом от даты получения от работодателя документации по страховым случаям или отчета.

Случаи, когда страхователя уведомляют о проведении камеральной проверки:

При появлении одного из оснований для уведомления у работодателя запрашиваются пояснения.

На предоставление пояснительных документов и корректировку показанных ранее сведений предприятиям отводится не более 5 дней.

Для подтверждения своей правоты работодатель может привезти проверяющему сотруднику выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета, приложить дополнительные оправдательные документы.

Если дополнительный набор документов не смог убедить проверяющего, фиксируется правонарушение. На основании выявленных фактов составляется акт. Если в документации страхователя ошибок и недочетов не было обнаружено, необходимости составлять акт не возникает. На проверку отводится 3 месяца.

Оформление результатов

Результаты проверок оформляются в форме актов. В случае с камеральной проверкой необходимость составления акта возникает только при выявленных правонарушениях. На составление итогового документа сотрудникам исполнительных органов ФСС отводится:

Один экземпляр подписанного акта должен быть вручен представителю страхователя. На эту процедуру дается 5 рабочих дней (отсчет начинается от даты подписания документа). Передача акта предприятию-работодателю может происходить:

В последнем случае документ считается полученным страхователем на 6 день. Письмо должно быть заказным. Факт отказа от личного получения акта в обязательном порядке фиксируется в содержании пересылаемого акта.

СПРАВКА! Если работодатель считает, что проверка была осуществлена с нарушениями, он имеет право направить в вышестоящие органы ФСС письменную жалобу с приведением доказательств неправомерности действий должностных лиц ФСС.

Возражения по содержанию акта работодатель вправе предъявить на протяжении 15 рабочих дней от даты фактического получения им документа. Изложение претензий к положениям, отраженным в акте, должно быть в письменной форме. Обязательно к пояснениям должны быть приложены документы или их копии, которые являются неоспоримыми аргументами в доказательстве правоты страхователя.

На рассмотрение и анализ объективности возражений сотрудникам фонда отводится 10 дней. Отсчет начинается со дня, в который истекает срок предъявления возражений. Допускается продление этого срока, максимальный период пролонгации равен 1 месяцу.

Руководитель органа ФСС по итогам проведенной проверки на основании материалов акта принимает решение о:

Документально оформленное решение руководителя исполнительного органа ФСС касательно ответственности страхователя приобретает юридическую силу через 10 рабочих дней, отсчитываемых от даты вручения лицу, на которое возлагается ответственность за совершенное правонарушение.

Следующий этап реализации итогов проверки – составление требования:

Данная процедура может не проводиться при отсутствии оснований или состава правонарушения.

Источник

Информация о камеральных и выездных проверках

Выездные и камеральные проверки

Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляют контроль за соблюдением страхователями законо­дательства по обязательному социальному страхованию и обязательному со­циальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профес­сиональных заболеваний в части правильности исчисления, полноты и свое­временности уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также расходования этих средств страхователями.

Также законодательством предусмотрен контроль исполнительными органами Фонда за выполнением банками обязанностей по предоставлению сведений об открытии (закрытии) страхователями счетов или изменении рек­визитов счета.

Контроль проводится посредством выездных и камеральных проверок.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения исполнитель­ного органа Фонда на основе представленной страхователями отчетности и других документов о деятельности страхователя.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами исполнительного органа Фонда без какого-либо специального реше­ния руководителя исполнительного органа Фонда в период трех месяцев со дня представления страхователем отчетности.

Если камеральной проверкой выявлены ошибки в отчетности и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных доку­ментах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных страхова­телем, сведениям, содержащимися в документах, имеющихся у исполнитель­ного органа Фонда, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается стра­хователю с требованием представить в течение 5 дней необходимые поясне­ния или внести соответствующие исправления.

На этом основании страхователь имеет право дополнительно предста­вить в исполнительный орган Фонда выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, вне­сенных в отчетность.

Должностное лицо, проводившее камеральную проверку, обязано рас­смотреть представленные страхователем пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений страхователя исполнительный орган Фонда установит факт со­вершения правонарушения, предусмотренного законодательством, должно­стное лицо, проводившее камеральную проверку, обязано составить акт ка­меральной проверки. При отсутствии правонарушений акт камеральной про­верки не составляется и о результатах камеральной проверки страхователю не сообщается.

Выездные проверки страхователей проводятся на основании ежеквар­тально разрабатываемых планов проверок. Кроме того проверки могут про­водится на основании ежегодно разрабатываемых планов совместных прове­рок с Пенсионным Фондом Российской Федерации.

Выездная проверка страхователя проводится на территории (в помеще­нии) страхователя на основании решения руководителя исполнительного ор­гана Фонда. В случае, если у страхователя отсутствует возможность предос­тавить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения исполнительного органа Фонда.

Решение о проведении выездной проверки выносится по месту нахож­дения страхователя. Выездная проверка обособленного подразделения юри­дического лица проводится по месту нахождения обособленного подразделе­ния.

В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превы­шающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в ко­тором вынесено решение о проведении выездной проверки.

Выездная проверка страхователя проводится исполнительным органом Фонда не чаще, чем один раз в три года и не может продолжаться более двух месяцев. При проведении выездной проверки обособленного подразделения, срок проверки не может превышать один месяц.

Выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или лик­видацией страхователя может проводиться независимо от времени проведе­ния предыдущей проверки, при этом проверяется период не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Срок проведения выездной проверки по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материн­ством исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Оформление результатов выездных и камеральных проверок

В случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной про­верки не позднее чем в течение рабочих 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки должностными лицами исполнитель­ного органа Фонда, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки.

По результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня со­ставления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами исполнительного органа Фонда, проводившими проверку, должен быть со­ставлен акт проверки.

Акт проверки в течение пяти рабочих дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным спо­собом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении кото­рого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указан­ный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения ор­ганизации (обособленного подразделения) или месту жительства физическо­го лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом да­той вручения этого акта считается шестой рабочий день, считая с даты от­правки заказного письма.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномочен­ный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 рабочих дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указан­ному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхова­тель вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в исполнительный органа Фонда документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были вы­явлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) исполнительного органа Фонда, проводившего проверку, и решение по ним должно быть при­нято в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления стра­хователем возражений. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Страхователь в обязательном порядке извещается исполнительным ор­ганом Фонда о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участво­вать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении ко­торого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), изве­щенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (за­меститель руководителя) исполнительного органа Фонда выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правона­рушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонару­шения или решение об отказе в привлечении к ответственности за соверше­ние правонарушения вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

Копия решения о привлечении к ответственности за совершение пра­вонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за со­вершение правонарушения в течение пяти рабочих дней после дня его выне­сения вручается лицу, в отношении которого вынесено соответствующее ре­шение (его уполномоченному представителю), под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения плательщиком стра­ховых взносов соответствующего решения. Если указанными способами вру­чить указанное решение невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма.

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которо­го вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение право­нарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за со­вершение правонарушения, страхователю направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлече­ния этого лица к ответственности за совершение правонарушения.

Адрес:
650066, Кемерово
пр-кт Ленина, д. 80а
Схема проезда

Источник

Приложение. Методические указания по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Приложение
к постановлению Фонда социального страхования РФ
от 21 мая 2008 г. N 110

Методические указания
по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

ГАРАНТ:

При применении настоящих Методических указаний следует учитывать, что порядок контроля за уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ

3. Периодичность проведения камеральных проверок страхователей определяется исходя из установленной законодательством Российской Федерации периодичности представления отчетности.

Кроме того, отделениями (филиалами отделения) Фонда проводится камеральная проверка представленных страхователями промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда и документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию, при обращении страхователей, имеющих льготы по уплате единого социального налога, а также страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, за выделением средств на осуществление (возмещение) указанных расходов.

При обращении за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний иных категорий страхователей в случае необходимости может быть проведена, наряду с камеральной проверкой отчетности или промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда, также камеральная проверка документов, подтверждающих обоснованность и правильность указанных расходов.

4. Камеральная проверка проводится должностными лицами, определяемыми руководителем отделения (филиала отделения) Фонда, без какого-либо специального решения.

II. Принятие отчетности страхователей и порядок проведения камеральной проверки

ГАРАНТ:

Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ камеральная проверка проводится в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам

7. Целью камеральной проверки является:

контроль за соблюдением страхователем нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере обязательного социального страхования;

выявление и предотвращение нарушений страхователем порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов, добровольно уплачиваемых в Фонд отдельными категориями страхователей, а также расходования средств Фонда;

подготовка информации для обеспечения рационального отбора страхователей для проведения документальных выездных проверок.

8. Основными этапами камеральной проверки являются:

проверка полноты представления отчетности, наличие всех документов, необходимых для проведения камеральной проверки;

визуальная проверка правильности оформления установленной отчетности;

проверка правильности применения страхователем тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании класса профессионального риска по основному виду деятельности страхователя, подтвержденному в установленном порядке;

проверка обоснованности применения льгот по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

проверка соответствия поступившей в Фонд информации о количестве произошедших страховых случаев данным отчетности;

проверка соблюдения страхователем условий соглашения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

проверка правильности арифметического подсчета начисленных и уплаченных сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых взносов, добровольно уплачиваемых в Фонд отдельными категориями страхователей;

проверка своевременности и полноты перечисления в Фонд страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых взносов, добровольно уплачиваемых в Фонд отдельными категориями страхователей, а также обоснованности произведенных страхователем расходов по обязательному социальному страхованию и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. На данном этапе камеральной проверки осуществляется камеральный анализ, включающий в себя: проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями; проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода; оценку отчетности с точки зрения соответствия имеющимся в исполнительном органе Фонда данным о страхователе.

При выявлении нарушений страхователем установленного порядка начисления и уплаты страховых взносов, расходования средств обязательного социального страхования или (и) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отделение (филиал отделения) Фонда истребует у страхователя дополнительные сведения, получает объяснения и документы, подтверждающие правильность указанных действий страхователя, либо принимает решение о проведении документальной выездной проверки страхователя.

При проведении камеральной проверки страхователя, имеющего льготы по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, отделение (филиал отделения) Фонда вправе запросить у него документы, подтверждающие право на указанные льготы (заверенные печатью организации и подписями ее руководителя и главного бухгалтера списки работающих инвалидов с указанием группы инвалидности, номера пенсионного удостоверения, номера и даты выдачи удостоверения, подтверждающего факт установления инвалидности, на каждого инвалида, сведения о величине выплат, начисленных в пользу работающих инвалидов, и др.).

Страхователь, которому адресовано требование о представлении документов (приложение N 1), обязан направить их в отделение (филиал отделения) Фонда в течение десяти дней со дня вручения соответствующего требования. Документы представляются в виде заверенных надлежащим образом копий.

В случае если проверяемый страхователь не имеет возможности представить истребуемые документы в течение десяти дней, страхователь в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемый страхователь может представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение (приложение N 2).

Конкретные формы и методы камеральной проверки отчетности и иных документов, представленных страхователем, ее объем определяются отделениями (филиалами отделений) Фонда исходя из имеющихся у них возможностей обеспечения автоматизированной обработки информации, знаний и опыта работников отделений (филиалов отделений) Фонда.

9. При проведении камеральной проверки в случае выделения страхователю средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абзацы второй и третий пункта 3 настоящих Методических указаний) проверке наряду с отчетностью или промежуточной расчетной ведомостью по средствам Фонда, копиями платежных документов, подтверждающих уплату за проверяемый период соответствующих платежей в Фонд, также подлежат заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходования страхователем средств на цели обязательного социального страхования или (и) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (листки нетрудоспособности, справки о заработной плате и др.).

III. Оформление и реализация материалов камеральной проверки

10. Проверенная отчетность подписывается лицом, проводившим камеральную проверку, с указанием даты ее проведения на титульном листе отчетности.

В случае выявления камеральной проверкой фактов неправильного отражения показателей отчетности на титульном листе отчетности также делается отметка о дате направления страхователю требования об устранении выявленных замечаний.

11. Если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении отчетности, противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом не позднее трех рабочих дней сообщается страхователю с требованием внести в течение пяти дней соответствующие исправления в отчетность (приложение N 3).

После внесения страхователем исправлений в отчетность соответствующие изменения заносятся в базу данных отделений (филиалов отделений) Фонда для формирования сводного финансового отчета данного отчетного периода (в случае внесения исправлений в пределах установленного срока представления отчетности) либо следующего отчетного периода (в случае внесения исправлений после истечения установленного срока представления отчетности).

Если страхователь не внес соответствующие исправления в установленный срок, то при наличии оснований полагать, что страхователем допущены правонарушения, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, он рекомендуется для включения в план документальных выездных проверок.

12. По результатам камеральной проверки в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении страхователем нарушений порядка уплаты страховых взносов, расходования средств обязательного социального страхования или (и) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лицом, проводившим камеральную проверку, составляется акт камеральной проверки (приложения N 4, 5) по установленной форме в течение десяти рабочих дней после окончания камеральной проверки.

Акт камеральной проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и страхователем, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

Об отказе страхователя, в отношении которого проводилась проверка, или его представителя подписать акт, делается соответствующая запись в акте проверки.

Акт проверки должен быть вручен страхователю, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным страхователем (его представителем).

В случае если страхователь, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняется от получения акта проверки (не явившись в отделение (филиал отделения) Фонда или отказывается подписать уведомление о вручении у почтальона), этот факт отражается в акте камеральной проверки, и акт камеральной проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта камеральной проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Страхователь, в отношении которого проводилась камеральная проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения акта проверки вправе представить в соответствующее отделение (филиал отделения) Фонда письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхователь вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в отделение (филиал отделения) Фонда документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Страхователь, в отношении которого проводилась камеральная проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Материалы камеральной проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации (обособленного подразделения), индивидуального предпринимателя, физического лица (их представителей). О времени и месте рассмотрения материалов проверки отделение (филиал отделения) Фонда извещает страхователя заблаговременно (приложение N 6).

Неявка страхователя, в отношении которого проводилась камеральная проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого страхователя будет признано руководителем (заместителем руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда обязательным для рассмотрения этих материалов.

В случае неявки должностных лиц материалы проверки и представленные страхователем возражения, объяснения, другие документы рассматриваются в их отсутствие. По результатам рассмотрения материалов проверки составляется протокол (приложение N 7).

IV. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки страхователя и порядок взыскания со страхователя недоимки, пеней и штрафов

13. По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки страхователя руководитель отделения (филиала отделения) Фонда выносит одно из ниже перечисленных решений:

решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний*(3) (приложение N 8);

решение об отказе в привлечении к ответственности (приложение N 9).

Соответствующие решения принимаются в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения материалов проверки.

14. Решение о привлечении к ответственности выносится при выявлении нарушений в части неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя в отделении (филиале отделения) Фонда;

неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия);

нарушение установленного срока представления в отделение (филиал отделения) Фонда установленной отчетности.

15. Решение об отказе в привлечении к ответственности выносится при отсутствии нарушений в части неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по указанному виду страхования.

При этом, в случае выявления у страхователя недоимки по страховым взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пени, суммы задолженности фиксируются либо в решении о привлечении к ответственности, либо в решении об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности либо в решении об отказе в привлечении к ответственности указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение в порядке, определенном законодательством.

Решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

16. Копия решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда вручается страхователю (его представителю) под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения страхователем (его представителем).

17. На основании решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности, вынесенного руководителем отделения (филиала отделения) Фонда по результатам проверки, отделение (филиал отделения) Фонда направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей*(4) (приложение N 10).

18. Требование об уплате направляется страхователю в десятидневный срок с момента вступления в силу соответствующего решения.

19. Требование об уплате передается руководителю организации (обособленного подразделения) или физическому лицу (их представителям) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

Если указанные лица уклоняются от получения требования об уплате, отделением (филиалом отделения) Фонда делается соответствующая отметка в требовании, после чего указанное требование направляется страхователю по почте заказным письмом, которое считается полученным страхователем по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

20. Срок исполнения обязанности по уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов, указываемый в требовании, определяется отделением (филиалом отделения) Фонда. При этом требование об уплате должно быть исполнено в течение десяти календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.

21. При невыполнении страхователем требования об уплате в установленный срок отделение (филиал отделения) Фонда осуществляет взыскание недоимки по страховым взносам, пени и штрафов в принудительном порядке.

23. Взыскание недоимки по страховым взносам, пени и штрафов производится по решению руководителя (заместителя руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в принудительном порядке*(5) (приложение N 11) путем направления в банк, в котором открыты счета страхователя, поручения на списание и перечисление на счет отделения (филиала отделения) Фонда необходимых денежных средств со счетов страхователя.

Решение о взыскании принимается руководителем (заместителем руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда после истечения срока, установленного в требовании, но не позднее 2-х месяцев после истечения указанного срока, и должно быть доведено до сведения страхователя в течение шести дней после вынесения указанного решения.

Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае отделение (филиал отделения) Фонда может обратиться в суд с иском о взыскании со страхователя причитающейся к уплате суммы недоимки по страховым взносам, пени и штрафов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов.

В случае невозможности вручения решения о взыскании страхователю под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

24. Поручение на списание направляется в банк, в котором открыты счета страхователя, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

25. Поручение отделения (филиала отделения) Фонда на перечисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафов должно содержать указание на те счета страхователя, с которых должно быть произведено перечисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафов, и сумму, подлежащую перечислению.

26. Поручение отделения (филиала отделения) Фонда на перечисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафов исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание страховых взносов, пени и штрафов производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание страховых взносов, пени и штрафов производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя в день получения банком поручения отделения (филиала отделения) Фонда на перечисление страховых взносов, пени и штрафов такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя или при отсутствии информации о счетах страхователя, отделение (филиал отделения) Фонда вправе взыскать недоимку по страховым взносам, пени и штрафы за счет иного имущества страхователя.

27. Взыскание недоимки по страховым взносам, пени и штрафов за счет имущества страхователя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей за счет имущества страхователя (приложение N 12) путем направления в течение 3 дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления (приложение N 13) судебному приставу-исполнителю в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»*(6).

Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафов за счет имущества страхователя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пени и штрафов.

28. Постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафов за счет имущества страхователя подписывается руководителем отделения Фонда и заверяется гербовой печатью отделения Фонда.

29. Исполнительные действия должны быть совершены, а требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.

Взыскание недоимки по страховым взносам, пени и штрафов за счет имущества страхователя производится последовательно.

В случае взыскания недоимки по страховым взносам, пени и штрафов за счет имущества, не являющегося денежными средствами страхователя, обязанность по уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов считается исполненной с момента реализации имущества страхователя и погашения задолженности страхователя за счет вырученных сумм.

30. Отделение (филиал отделения) Фонда не вправе приобретать имущество страхователя, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафов за счет имущества страхователя.

33. В соответствии со статьей 115 части первой Налогового кодекса Российской Федерации*(7), отделение (филиал отделения) Фонда может обратиться в суд с иском о взыскании недоимки, пени и штрафов с индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

34. При выявлении нарушений соглашений о предоставлении отсрочек (рассрочек) по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производится начисление пени с даты задержки перечисления текущих платежей в Фонд и (или) платежей, установленных графиком погашения задолженности, взыскание которых производится в установленном действующим законодательством порядке и готовится приказ о расторжении соглашения.

35. При выявлении по результатам камеральной проверки недоимки по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд, исполнительным органом Фонда выносится решение о направлении уведомления о наличии задолженности (принимается в течение десяти дней со дня окончания камеральной проверки) (приложение N 14), затем страхователю направляется уведомление о наличии задолженности по страховым взносам (приложение N 15). При неуплате страхователем задолженности принимается решение о прекращении отношений по добровольной уплате страховых взносов (приложение N 16) с месяца, следующего за последним месяцем, за которым уплачены страховые взносы.

36. По результатам камеральной проверки, проведенной при обращении страхователя за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, при представлении страхователем всех запрашиваемых документов и отсутствии нарушений законодательства Российской Федерации в части расходования средств Фонда отделение (филиал отделения) Фонда выделяет на основании решения (приложения N 18) страхователю средства на осуществление (возмещение) этих расходов в установленном порядке.

*(1) Под отчетностью понимается расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ), утвержденная постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.12.2004 N 111 (письмом Минюста России от 13.01.2005 N 01/80-ВЯ документ признан не нуждающимся в государственной регистрации), в редакции постановлений Фонда от 31.03.2006 N 37 (письмом Минюста России от 25.04.2006 N 01/3294-ЕЗ, документ признан не нуждающимся в государственной регистрации), от 19.01.2007 N 11 (письмом Минюста России от 02.03.2007 N 01/1757-АБ, документ признан не нуждающимся в государственной регистрации), от 27.07.2007 N 165 (письмо Минюста России от 03.08.2007 N 01/7682-АА, документ признан не нуждающимся в государственной регистрации), от 21.08.2007 N 192 (письмо Минюста России от 06.09.2007 N 01 /8835-АБ, документ признан не нуждающимся в государственной регистрации), и отчет по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей (форма 4а ФСС РФ), утвержденный постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 25.04.2003 N 46 (письмом Минюста России от 16.05.2003 N 07/4857-ЮД, документ признан не нуждающимся в государственной регистрации), в редакции постановлений Фонда от 31.03.2006 N 37 (письмом Минюста России от 25.04.2006 N 01/3294-ЕЗ, документ признан не нуждающимся в государственной регистрации), от 19.01.2007 N 11 (письмом Минюста России от 02.03.2007 N 01/1757-АБ, документ признан не нуждающимся в государственной регистрации).

*(2) Страховые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1 ст. 5).

*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849.

*(7) Собрание законодательства Российской Федерации 1998, N 31, ст. 3824; ст. 3825; 1999, N 14, ст. 1649; N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134, N 32, ст. 3341; 2001, N 53 (ч. 1), ст. 5016, ст. 5026; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2, N 6, ст. 625; 2003, N 22, ст. 2066, N 23, ст. 2174, N 27 (ч. 1), ст. 2700, N 28, ст. 2873, N 52 (часть 1), ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711, N 31, ст. 3231, N 45, ст. 4377; 2005, N 2, ст. 2717, N 45, ст. 4585; 2006, N 31 (ч. 1), ст. 3436; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 28, ст. 3, N 18, ст. 2118, N 22, ст. 2563.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *