Камерный спектакль что это такое
Какой театр называют камерным
Содержание статьи
Комнатный театр
Слово «камерный» в названии театра указывает на его главное отличие от других «храмов Мельпомены». В переводе с английского chamber – это комната. То есть в этом театре спектакли играют не в огромном зале, а в небольшом помещении. Они ставятся для узкого круга зрителей.
В камерных театрах обычно около 100 посадочных мест. Иногда зрителей размещают прямо на сцене. Они становятся непосредственными участниками театрального действа.
Стирается театральная условность, зрелищность. Нет громоздких декораций. Исторических костюмов. Яркого грима. На сцене правит эмоциональность. Бушуют человеческие страсти. Драматург, режиссер, художник, актеры, зрители составляют одно целое.
Экскурс в историю
Первым камерным театром в России считается театр Юсуповых. Он был уменьшенной копией Большого. Располагался в семейном особняке на Мойке.
В 1908 году в Москве открылся театр-кабаре «Летучая мышь». Немного позже начал работу «Интимный театр». Его создали Всеволод Мейерхольд и Николай Кульбин.
В Петербурге в это время существовал театр пародий «Кривое зеркало». Он тоже был камерным. Театром малых форм. Интересная деталь: спектакли в нем начинались в полночь.
Знаменитый Московский Камерный
Основателем Московского Камерного театра был А.Я. Таиров. Он считал, что актеры – не марионетки в руках режиссера. В театре они главные.
Режиссер требовал от актеров виртуозной техники. Он создал ритмично-пластический стиль актерской игры. В спектаклях этого театра актеры были акробатами, танцорами, певцами.
Чтобы расширить границы актерских возможностей полностью изменили устройство сцены. Возводились трехмерные декорации, состоящие из различных возвышений, выступов и лестниц. Художник в Камерном театре превращался в архитектора и строителя.
Спектакли были рассчитаны на эмоциональное восприятие зрителя. Даже сюжет пьесы отходил на второй план.
Московский Камерный театр запомнился зрителю своими ранними спектаклями, когда еще труппе не надо было обращаться к широким массам и социализироваться. В 1950 году театр закрыли. Большая часть коллектива перешла в Драматический театр имени А.С. Пушкина. Он тогда только организовался.
Сегодня камерные театры есть не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих городах России. Они, как и раньше, раскрывают на сцене различные аспекты жизни. И у каждого из них есть и будет свой зритель.
Камерные театры
Особенность камерных театров заключается прежде всего в размерах помещения. Любой камерный театр – помещение довольно небольшого размера, постановки в котором рассчитаны на узкий круг почитателей. В разное время существовали разные виды камерных театров, начиная от копий Большого театра, рассчитанных всего на полторы сотни зрителей, и заканчивая небезызвестным театром-кабаре «Летучая мышь». Сегодня камерные театры – популярные среди публики всех возрастов места проведения культурного досуга во многих городах.
Существует также такая интересная вещь, как камерный балет, обычно представленный небольшой труппой, исполняющей как классические, так и современные постановки. Как и камерный театр, камерный балет получил свое название от английского слова «комната» (chamber), то есть по причине именно малого масштаба. При этом камерный балет – это не только небольшие по длительности постановки, но и полноценные произведения, в отличие от уже упомянутого театра миниатюр.
Камерные театры существуют, пожалуй, в каждом городе; среди наиболее известных – Екатеринбургский камерный театр, придающий Литературному кварталу праздничный облик, Камерный Музыкальный театр в Санкт-Петербурге на Галерной, великолепный Воронежский камерный театр и, конечно же, Московский областной камерный театр, из года в год радующий своих зрителей новыми постановками, а также классикой. Прелесть уютных помещений таких театров, интересные премьеры, полюбившиеся спектакли и самозабвенная игра актеров – вот далеко не полный перечень того, что притягивает посетителей в камерные театры.
Что такое камерный спектакль? / II Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «Ludi»
Как всегда, афиша распалась на жанровые блоки: высокую классику, не менее высокую мелодраму, весьма пафосные моносюжеты и «новую драму».
Именно «новая драма» оказалась жанром самым конфликтным.
Смирившись с ее наличием в театральном процессе, зрители, привыкшие к традиционному театру, и «новую драму» стараются сделать чем-то ординарным, стандартным, предпочитая воспринимать ее с комфортом. Однако «новая драма» по природе своей обязательно должна раздражать.
В Орле таким раздражителем стал спектакль московского Центра драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина «Класс Бенто Бончева» по пьесе Максима Курочкина в постановке Михаила Угарова.
Спектакль изящный, драматичный и остроумный, ироничный, как репортаж, чем-то напоминает антиутопию. Его герой, студент Бенто Бончев пытается в истории человечества обнаружить истоки, импульсы, природные смыслы того, что люди называют любовью.
Возникает впечатление, что персонажи живут в далеком будущем: об эпохе, когда людям были свойственны страсти, они рассуждают так же, как мы, нынешние, говорим о временах доисторических.
Наукообразные рассуждения героя пронизаны тонкой иронией, его упрямство в доказательстве отсутствия любви в реальной жизни людей он старается подтвердить некоей практикой, но, сам того не замечая, становится зависим от чужой любви: преданная ему студентка Санди, неотвязно за ним следуя и внимая каждому слову, самим своим существованием доказывает это.
Молодые артисты Игорь Стам и Александра Ребенок создают изящный, лиричный, многогранный, психологически пластичный дуэт, лидирует в котором Бенто, обаятельный в своей сосредоточенности и занудстве.
Другая, трагическая линия пьесы не менее существенна, хотя и в ней есть оттенок высокой иронии.
Острая смесь трагедии и скепсиса, наива и иронии, лирической вибрации и зоркости создает в спектакле особый психологический климат, тонко проработанный режиссером и актерами. Он отразил некую почти неведомую грань нынешней жизни, рассмотрев ее как-то сбоку и даже издали.
Идучи в театр с предубеждением увидеть очередную «чернушную» историю, внезапно оказываешься на спектакле, полном юмора, наивной нежности и какого-то радостного тепла.
Юные парень и девушка, вынужденные взять на себя роли если не киллеров, то вышибал чужого долга, по ходу этой «пьесы-путешествия» познают мир и самих себя. Происходит это в лирическом регистре, иногда даже с известной долей лукавства. Но обаяние и талант молодых актеров Сергея Друзьяка и Екатерины Клепциной в главных ролях помогают проникнуться к героям искренним сочувствием и порадоваться какому ни на есть хеппи-энду, несмотря на мешающую правде жизни напрасную слащавость истории.
Став первооткрывателем сценического мира Макдонаха на российской сцене, режиссер Федотов и его артисты «Сиротливый Запад» аранжировали как трагикомедию безысходности, как драму вульгарного сознания человеческих существ, лишенных реальной духовной жизни, ухитрившихся сохранить бесплодный и потому опасный инфантилизм в самые зрелые годы.
Братья Конноры, оставшись вместе после смерти отца, никак не могут найти разумный баланс в отношениях, подначивают и терзают друг друга. Психическая неразвитость обоих очевидна, полна парадоксального обаяния, но чревата тяжкими последствиями.
Интересен здесь именно дуэт братьев. Артисты Василий Скиданов и Владимир Ильин блестяще интонируют текст, вовсе не раскрашивая его банальной характерностью, а создавая смелый и парадоксальный психологический рисунок конфликта, в сути своей патологичного.
Большой классики в Орле было немного.
«Свой театр» из Вологды показал «Темные аллеи» Бунина.
Инсценировка Леонида Рудого в режиссуре Михаила Резцова обрела черты сумеречные, лишена была ожидаемого всеми поэтического дыхания и сокровенности высказывания. Напротив, опытный и популярный в фестивальных кругах артист Всеволод Чубенко выбрал для своего героя интонации жесткие, преднамеренно лишенные лирического «кровотока». Главный герой больше напоминал, пожалуй, булгаковского генерала Хлудова, у которого на душе немало смертных грехов. Так, стиснув зубы, персонаж и прожил свою сценическую жизнь.
Хозяева фестиваля показали «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина в режиссуре Геннадия Тростянецкого.
«Моцарт и Сальери» был, по замыслу постановщика, разыгран площадными клоунами. Трагические мотивы потеряли устойчивость, но новых смыслов не обрели.
Высокой мелодраме на фестивале повезло больше.
Русская труппа Национального Молодежного театра Башкортостана показала в Орле давнюю пьесу Патрика Марбера «Близость» (авторское название «Шрам») в режиссуре Олега Липовецкого.
Время действия смещено в сегодня: герои освоили интернет и мобильные телефоны, существуют в урбанистической среде, обезличенной и унылой (художник Владимир Королев). Их психологические портреты решены прежде всего через пластику, кстати, весьма изощренную (хореография Андрея Яновского и Татьяны Поляковой). Молодые актеры Алина Мустафина, Полина Шабаева, Андрей Максимов и Асхат Накиев умело выявляют специфические черты нового поколения, новый градус чувств, новый уровень правды отношений, однако жаль, что сам текст несколько устарел.
«Наш театр» из Петербурга привез столь же культовую некогда пьесу А.Гельмана «Скамейка».
Артисты Дмитрий Лебедев и Юлия Молчанова, ведомые режиссером Львом Стукаловым, стараются решить универсальный сюжет свежими жанровыми красками, сами читают авторские апарты, ищут эксцентрику, остроту, лукавую игру характерами и обстоятельствами, многое открывая в героях заново.
Республиканский академический Русский театр им. Е.Вахтангова из Владикавказа привез в Орел пьесу Леонарда Герша «Эти свободные бабочки».
Режиссер Валерий Попов и художник Светлана Володина решили историю слепого юноши, стойко переносящего превратности жизни, в жанре лирической комедии. Спектакль получился корректным и бесхитростным. Обаяние этого зрелища определяется все же спецификой мелодрамы, где «плохой конец заранее отброшен».
Артисты старались не потерять ни единой жанровой интонации.
Публика, вышколенная нынешним телевидением, доверившись мелодраматической гамме сюжета, несомненно, получила свое удовольствие.
Основной ценностью фестиваля 2011 года стали все-таки моноспектакли. Уровень их был, разумеется, разным, но все они объединялись пафосом индивидуального высказывания.
Артист Гоуард Рипп привез из Тель-Авива моноспектакль по текстам Исаака Башевиса Зингера «Гимпель дурак», непритязательную, пронизанную грустной лирикой историю про человека, готового безропотно принять удары судьбы. Но в этом нет ни рабства, ни мазохизма, а есть стойкость и мудрость.
Моноспектакль москвички Ирины Евдокимовой «Никто» создан по повести Нины Берберовой «Аккомпаниаторша» и повествует о снедаемой завистью женщине, волею судьбы сблизившейся с выдающейся личностью.
Актриса смело и беспощадно портретирует неординарный тип женщины истеричной, завистливой, способной на подлость во имя «идеи», которую сама себе внушила.
Литовская актриса Бируте Мар свой спектакль по роману Маргерит Дюрас «Любовник» играет с той холодной смелостью интимного высказывания, которая доступна только отчаявшимся женщинам.
История любви 15-летней француженки и 30-летнего богатого китайца, сопровождаемая всеми сложностями колониального быта, несет все признаки шоковой литературы с ее остротой и «необратимой» точностью оценок.
Бируте Мар находит изысканную интонацию прерывистого, почти навязчивого воспоминания, за витками которого зрители следят неотрывно, искренне героине сочувствуя.
Киевский театр «Свободная сцена» предложил вниманию зрителей по существу новое понимание судьбы выдающегося писателя Александра Грина, показав на фестивале спектакль «Крысолов» в режиссерском решении Дмитрия Богомазова.
Моноспектакль замечательного артиста Александра Форманчука поразил свежестью приема, активностью художественного жеста, обилием сценических красок.
Сама интонация повествования, трагедийная, горестная, беспощадная, завораживает.
Жесткое экспрессионистическое зрелище, сочетающее актерское вдохновенное следование потоку сознания смертельно больного писателя с сиюминутными импровизациями художника, заполняющего столь же неотвязными образами белое поле экрана (видеографика Александра Чаморсова), поражает полнотой образного строя, воспринимается как откровение.
Наконец, Русский драматический театр им. А.П.Чехова из Кишинева делегировал на фестиваль артиста Юрия Андрющенко со спектаклем по пьесе Ольги Гаврилюк «Александр Вертинский. Бал Господень».
Известная постановка, давно кочующая по фестивалям, в Орле имела успех, даже получила «Гран-При». Однако показ шел довольно трудно.
На сей раз не угадали площадку: вместо обычного зала, «загнали» артиста и его пианистку на крохотную и душную малую сцену (года четыре назад довелось видеть эту работу в зале на 400 мест, где она прошла нормально и успех имела не меньший).
А вопрос о том, что такое камерный спектакль, остался открытым. До следующего фестиваля.
Фото предоставлены театром «Свободное пространство»
7 лучших камерных театров Санкт-Петербурга
Осенью и зимой в Санкт-Петербурге сама ностальгическая погода гонит жителей и приезжих в театры города, где можно отлично провести время всей семьей или в томном одиночестве, чтобы поднять настроение и воодушевиться на выполнение предстоящих дел.
В это время появляется возможность посетить театры, в которых вы ещё ни разу не были. Есть такие театры в Северной столице, которые очень уютные и обладают особо трепетной атмосферой, в которую если окунуться, то до мурашек, где можно ощутить небывалый прилив сил и накопить массу позитивной энергии на долгое время.
С удовольствием рассказываем вам о камерных театрах города на Неве, где зрителей окутывает самая тёплая, непринуждённая и домашняя обстановка, которая делает просмотр театральной постановки ещё приятнее и понятнее, а артистов — близкими людьми.
Что такое камерный театр
Камерные театры Петербурга
Несмотря на то, камерным театрам Северной столицы приходится жить и трудиться в достаточно сложных экономических условиях, каждый театральный сезон они открывают премьерой, новым спектаклем, чтобы порадовать своих зрителей. Предлагаем вам оценить усилия театральных работников, посетив хотя бы один спектакль каждого малого, камерного театра Санкт-Петербурга.
Камерный Театр Малыщицкого
В небольшом прямоугольном зале Камерного театра Малыщицкого нет привычной сцены и занавеса, барьеров и секторальных проходов между рядами. А стоят скамейки для зрителей в 1, 2, 3, 4 или 5 линий вдоль 1-ой, 2-х, 3-х и даже всех 4-х стен.
Здесь не найти обычной нумерации. Зрители вольны выбирать места, которые им больше всего понравятся. Сценическая площадка хорошо видна из любой точки зала. Проверить это можно, повторив поход на полюбившийся спектакль и выбрав совсем другую точку обзора.
Сценическое пространство спектаклей всегда разное, но актеры рядом со зрителями, на расстоянии вытянутой руки. Всем видны тонкие переходы настроений, игра чувств, почти неуловимые движения. Зрители слышат живое человеческое дыхание и видят слезы на глазах героев. В шаге развивается сюжет и перед глазами проходит жизнь героев, которая за считанные часы становится не безразличной. Девизом Камерного театра Малыщицкого являются слова:
Вопреки времени и обстоятельствам
Театр сохранил принцип свободного, демократичного пространства, заложенный его основателем — Владимиром Афанасьевичем Малыщицким, который сумел создать театр не только с особой формой существования, а театр с совестью и душой. Данное явление в области театрального искусства по праву можно назвать «театр Малыщицкого», как носят свои названия и театр Любимова, театр Фоменко, театр Товстоногова.
Камерный театр Малыщицкого был создан в далеком 1969 году, когда Малыщицкий основал в Ленинграде студенческий театр Studio Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТа). Театр быстро обрёл небывалую популярность. Зрители даже прозвали его «малая Таганка» по аналогии с московским Театром на Таганке, где работал Владимир Высоцкий.
В 1980 году Studio стал Молодёжным театром на Фонтанке. Он и по сей день находится в Измайловском саду. Это был первый театр в городе на Неве, страстно бросивший вызов фальшивому покою и лжи официального советского театрального академизма, политической среде того времени.
В нём люди начинали думать о вечных идеалах и о простых истинах. Его постановки трогали зрителей до глубины души своей искренностью и свободой. Спектакли «Сто братьев Бестужевых», «Отпуск по ранению», «И дольше века длится день» и другие, которые затрагивали вопросы чести, достоинства и совести, навсегда вошли в историю не только Молодежного театра на Фонтанке, но и ленинградского, а также российского театра.
В 1983 году Владимира Малыщицкого как неудобную для власти личность лишили Молодежного театра и сняли с должности художественного руководителя. Режиссёр не пал духом и в 1987 году начал всё заново, открыв в городе Пушкине (Царское Село) театр «Студия-87», жизнь которого, поневоле связанная с ГМЗ «Царское Село», оказалась не долгой.
В декабре 1989 году в Ленинграде на Большой Конюшенной улице, в неприспособленном, тесном, старом полуподвальном помещении родился театр-студия «Юпитер», который впоследствии и станет Камерным театром Малыщицкого.
Владимира Афанасьевича не стало в 2008 году, Несколько лет маленький негосударственный театр, удерживаясь на плаву благодаря директору и художественному руководителю Светлане Евгеньевне Балыхиной-Малыщицкой приглашал на постановки разных режиссеров, экспериментировал, искал внутренний баланс. Здесь создавали свои спектакли Александр Кладько, Владимир Л. Воробьев, Ольга Самохотова, Александр Никаноров, а с режиссером Петром Васильевым театр сотрудничает и по сей день.
Весной 2014 года в театр пришел режиссёр Петр Шерешевский, который в октябре того же года выпустил премьеру — спектакль «Конформист». В декабре 2014 года Камерному театру Малыщицкого исполнилось 25 лет, а в январе 2015 года Шерешевский стал его главным режиссером.
Осенью 2015 года спектакль Петра Юрьевича «Конформист» был удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «За лучшую режиссуру». Программа, которую заявляет Шерешевский, подразумевает формирование интеллектуального репертуара, рассчитанного на зрителя, готового чувствовать и размышлять в театре.
В репертуаре театра — одни из самых проникновенных и нередко сложных для понимания вещей: «Утиная охота» по пьесе Вампилова, «Конформист» Моравиа, «Плутни Скапена» Мольера, неожиданное прочтение «Грозы» Островского, а также 2 семейных спектакля — «Кошкин дом» и «Путешествие голубой стрелы».
Театр «За Чёрной речкой»
Днём рождения театра «За Чёрной речкой» считается 18 апреля 1983 года, когда состоялось его официальное открытие. Но, по сути, его становление началось тогда, когда в далёком 1975 году молодого режиссёра Олега Мендельсона пригласили работать в Юсуповский дворец.
«За Чёрной речкой» взял старт с Театра Юношеского Творчества (ТЮТа), который был открыт при Дворце Пионеров имени А. А. Жданова. Им руководил видный театральный педагог Матвей Григорьевич Дубровин. Театр был не просто хорошим. Это было целое театрально-педагогическое направление в жизни страны, потому что принципы работы ТЮТа основывались на очень интересных вещах.
В нём дети не только играли, а они обязательно осваивали одну из театральных профессий — монтировщика, осветителя, костюмера, гримера, бутафора и т.д. В его стенах действовал принцип самообслуживания и самоуправления. В этой организации действовал принцип: воспитание через театр. В дальнейшем многие стали актерами, режиссерами, театроведами, а также химиками, врачами, мастерами по дереву и т.д.
О. Мендельсон — выпускник ТЮТа. В 1973 году окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМИК) по классу народного артиста России, профессора З. Я. Корогодского. Молодого режиссера направили на работу в Ставропольский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, а затем — в ТЮЗ в Ростов-на-Дону.
После ухода из жизни Матвея Григорьевича Дубровина, который работал и в Юсуповском Дворце, Олега Мендельсона, его ученика, пригласили туда работать. После прихода Мендельсона в Юсуповский Дворец, там образовался достаточно сильный театральный коллектив единомышленников, который создавал очень серьезные и интересные спектакли — в чём-то даже экспериментальные, революционные! Поэтому среди самодеятельных театров эта площадка всегда занимала исключительно первые места. Рассказывает художественный руководитель театра О.Ю. Мендельсон
Неофициальным Днём рождения театра «За Чёрной речкой» считают 13 января 1980 года, когда из стен почти домашнего Юсуповского театра коллектив переезжает в неприспособленное помещение в Коломягах. Выбор был сознательным — уйти в народ. Молодые актёры попали в новый спальный район, где культурная жизнь протекала вяло. И это дало свои плоды: энергетика театра была такова, что уже через пару лет был обновлен репертуар, а через 3-4 года зрители ехали сюда уже со всего города.
В 1983 году при Отделе культуры Ждановского района города Ленинграда в посёлке Коломяги был официально открыт Молодёжный театр-студия «За Чёрной речкой». С этого момента начинается уникальная история небольшого театра, который сейчас стал неотъемлемой частью театральной жизни Санкт-Петербурга.
С 1983 по 1992 года в театре поставили более 20 спектаклей для взрослых и детей: «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, «Алиса в стране чудес» Л. Кэролла, «Дознание» П. Вайса, «Умфолози» Р. Каца, «Вей, ветерок!» Я. Райниса и др. Спектакли театра посмотрели более 20 000 зрителей.
В 1987 году театру присвоили звание Народный. В 1989 году на базе театра-студии был организован профессиональный театральный коллектив — театр «За Чёрной речкой», в состав труппы которого, в основном, вошли выпускники студии. В эти годы театр успешно работал не только в Ленинграде, но и гастролировал в Москве, Мурманске, Архангельске, Пскове, Львове, Черновцах. В 1991 году с большим успехом прошли гастроли театра в Германии.
В 1994 году Администрация Приморского района Петербурга предоставила театру новое помещение по адресу Богатырский проспект, 4. В короткие сроки неприспособленное для театра помещение было переоборудовано и сейчас здесь уютный зал на 80 мест, фойе, небольшой буфет, гардероб и актёрские гримёрные. Уже в 1996 году театр пригласил зрителей на свои спектакли в новый зал. С того времени театр поставил 18 спектаклей для детей и взрослых.
Театральные показы За Черной речкой с успехом прошли на сценах крупных театральных площадок города: театра Эстрады имени Аркадия Райкина, Ледового дворца, казино «Олимпия», ДК им. М. Горького, ДК Моряков, ДК им. Ленсовета, концертного зала у Финляндского вокзала и др. Кроме того, театр выезжал в города Ленинградской области: в Кириши, Лугу, Колпино, а также гастролировал в Мурманске и Мурманской области, Нарве, Тарту, Казани, Вильнюсе, Праге.
В разные годы на сцене театра «За Чёрной речкой» играли народные артисты РФ: Андрей Толубеев, Михаил Матвеев, Ирина Соколова, Тамара Абросимова, Эра Зиганшина, Виктор Смирнов, Александр Хочинский, Герман Орлов, а также заслуженные артисты РФ: Михаил Морозов, Михаил Черняк, артисты Владимир Маслаков, Геннадий Ветров, Александр Лыков, Юлия Рудина и др.
Сейчас постоянную актёрскую труппу театра «За Чёрной речкой» составляют 9 актёров: Сергей Гвоздев, Анатолий Журавин, Юлия Каим, Ирина Клюева и Семён Мендельсон, Иван Стависский, Светлана Есменеева.
Часто здесь играют актеры из других театров, такие как народный артист РФ Ефим Каменецкий заслуженный артист РФ Александр Большаков, артисты Родион Приходько, Роман Рольбин, Татьяна Воротникова, Наталья Потапова, Наталья Третьякова, Иван Мартынов, Сергей Яценюк, Наталья Высочанская, Александра Байраковская и др.
Вплоть до 2004 года при театре «За Чёрной речкой» действовала студия, в которой занимались школьники, начиная с 4-го класса. Они изучали актерское мастерство, сценическое движение, сценическую речь, танец и вокал.
В 2011 году театр постигла большая утрата: ушёл из жизни основатель и Художественный руководитель театра О. Ю. Мендельсон. Всё задуманное Олегом Юрьевичем было осуществлено. И новые спектакли театра «За Чёрной речкой» позволяют с полной уверенность заявить, что жизнь продолжается. И театр по-прежнему радует своих зрителей.
В 2013 году театру исполнилось 30 лет. Коллектив театра полон творческой энергии, которая дает возможность не останавливаться, а продолжать поиски себя в разных жанрах. Но главным камертоном театра «За Чёрной речкой» все эти годы была и остается русская драматическая школа, которая позволяет в эпоху современных безумных ритмах жизни разговаривать со зрителями на вечные темы, всегда волновавшие и трогавшие душу человека. Слова О. Ю. Мендельсона:
Наш театр — камерный, у нас всего 80 мест и маленькая сцена. В некоторых спектаклях это — преимущество, поскольку устанавливаются несколько иные, более теплые отношения актеров со зрительным залом. Но в то же время в этом — и серьезные ограничения: не каждое произведение можно взять для постановки. И всё-таки мы стараемся ставить те спектакли, которые нам нравятся — в этом и заключается наша репертуарная политика. В большинстве своем актеры — это народ хороший, некоммерческий. И при всём при этом очень часто артистам самим приходится шить костюмы, рисовать, изготовлять декорации… Чем меньше театр, тем больше в нём проблем. Однако это «очень хорошо, что пока нам плохо» (помните песенку из кинофильма «Айболит-66»?), ведь жизненные трудности не позволяют нам расслабиться, почивать на лаврах уравновешенности, стабильности. Мы постоянно находимся в ситуации творческой авантюры.
В 2014-2015 годах театр «За Чёрной речкой» выпустил премьерный спектакль для детей «Мой друг Карлсон» в постановке Софьи Душкиной и провёл лабораторию под руководством Олега Лоевского «Двое», на которой было представлено 3 работы: Юлия Ауг показала эскиз по пьесе Матея Вишнека «История медведей панда, рассказанная саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте», в котором были заняты заслуженный артист России Василий Реутов и Ольга Белинская; Екатерина Гороховская представила работу по пьесе Альберта Гурнея «Любовные письма» в исполнении артистов театра «Мастерская» Михаила Касапова и Арины Лыковой, а Олег Молитвин не побоялся взяться за пьесу Эрика-Эмманюэля Шмитта «Мелкие супружеские преступления» в исполнении заслуженного артиста России Сергея Бызгу и Наталья Ткаченко.
Сезон 2015-2016 годов ознаменовался выпуском 4-х премьерных спектаклей: «Ведьма из чуланчика» по сказке французского писателя Пьера Грипари, которую поставил Пётр Васильев, «Пикник на обочине» по культовой повети братьев Стругацких в постановке Андрея Корионова, музыкальную фантазию для детей и родителей «Научи меня летать» в режиссуре Екатерины Гороховской и «Историю одной ночи» по пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта «Мелкие супружеские преступления» в постановке Олега Молитвина.
Сегодня театр «За Чёрной речкой» является одним из самых лучших камерных театров Санкт-Петербурга. Здесь всего 80 мест и нет занавеса, отделяющего зрителя от сцены, поэтому и нет ощущения границы между артистом и зрителем. Каждый спектакль происходит в непосредственной близости от публики, целиком и полностью захватывая внимание от начала и до финальных строчек монолога главного героя.
Одним из самых заметных спектаклей театра является «Над пропастью во ржи» по произведению Сэлинджера. Времена меняются, новые артисты исполняют роль эксцентричного и честного подростка Холдена Колфилда, а постановка с 2002 года до сих пор востребована и любима петербуржцами. Помимо этого, можно посмотреть популярные спектакли «Мрамор» по пьесе Бродского и «Довлатов. Пять углов». Последний был поставлен по рассказам, письмам и стихам, отражающим дух времени писателя Сергея Довлатова и его современников.