Кампусный проект что это
Возможности кампусной карты для студентов
Оглавление
В настоящее время университеты страны все активнее стараются реализовывать интересные и значимые проекты, которые будут иметь свой вклад не только в образование, но и в повседневную жизнь студентов и сотрудников учебных заведений. Мы живем в век стремительного развития цифровых технологий, и каждый день ни один преподаватель или студент не обходятся без каких-либо устройств или приложений, которые помогают делать учебный процесс доступнее, а повседневную жизнь интереснее. Даже я порой задаюсь таким вопросом: как раньше люди обходились без всех этих возможностей? Правильно, возможности тогда были другие, что будет и через 20 лет, и 50 лет. Говоря о технологиях, одним из самых активно развивающихся сегментов на сегодняшний день является сфера банковских услуг. Как ты думаешь, что могло бы получиться, если совместить банковскую карту с различными плюшками, которые будут безумно полезны студенту, обитающему на территории кампуса? Что ж, леди и джентльмены, представляю вам кампусную карту – универсальный инструмент аля “дебетовая карта плюс пропуск”, вот уже который год покоряющий все больше и больше высших учебных заведений России.
После получения кампусной карты у студента может возникнуть масса вопросов, начиная с примитивного “как ее использовать?” и заканчивая неким “для чего мне нужна функция банка, в чем прок?”. Сегодня я расскажу тебе самую основную информацию о российских студенческих картах, а также о тех их плюшках, которыми могут обладать, пожалуй, лишь немногие из кампусных карт. Давай углубимся в это!
Что такое кампусная карта
Кампусная карта – это персональная электронная пластиковая карточка, которая упрощает решение многих университетских задач, а также задач в банковской и нефинансовой сферах с помощью современных технологий.
Базовые возможности
К основным функциям, которыми обладает большее количество выпущенных в стране кампусных карт независимо от банка, будь то МИР, Левобережный, Газпромбанк или Кредит Урал, относятся:
Дополнительные функции карты
Система кампусных карт продолжает реализовываться и по сей день, но несмотря на столь активный рост популярности данного проекта в университетах, многие кампусные карты обладают большим количеством возможностей, чем другие. Безусловно, это связано как с экономическим развитием банковского сегмента на территории города, так и с информационно-техническим составляющим университета. Обязательно загляни в список источников, которые я тщательно проанализировал для написания данной статьи, возможно, там ты сможешь найти ссылку на информационный портал твоего университета, чтобы ознакомиться с тем, что умеет именно твоя кампусная карта. В целом, среди дополнительных возможностей можно отметить следующие:
Тот самый редактор и Всемогущий Интернет
Многие кампусные карты совмещены с ISIC – известной мировой программой для студентов, позволяющей нам получать скидки во всех странах-партнерах, в которых была утверждена данная карта. Сейчас в него входят 130 стран, среди которых и Россия. Так, на Международной конференции “Современные кампусные решения для вузов” было организовано партнерское соглашение между MasterCard, Газпромбанк и ISIC, в результате чего была выпущена кампусная карта, позволившая студентам не только пользоваться базовыми функциями студенческих карт, но и получить скидку, к примеру, на входе в Диснейленд в Париже, при покупке программного обеспечения от Microsoft и много-много других ништяков.
Перспективы проекта
Я считаю, что у кампусной карты огромные перспективы развития в России на ближайшее будущее. Каждый год к данному проекту присоединяется все большее число вузов страны, что говорит о стремительном росте популярности данной технологии среди обучающихся и сотрудников вузов. Интересно, какими новыми интересными возможностями удивит нас данный пластиковый помощник в будущем?
Использованные источники
Больше полезных статей, которые помогут тебе узнать больше об устройстве жизни на кампусе, а также в решении многих студенческих проблем с вузов, ты сможешь найти в разделе Университет.
Автор статьи
Как мы внедрили кампусный проект в ННГТУ им. Алексеева
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева» (ННГТУ) — техническое высшее учебное заведение Нижнего Новгорода.
Количество персонала и студентов: более 12000 человек.
Объекты: 6 учебных корпусов и 6 общежитий в разных точках города.
Распределенная структура объектов и большое количество персонала и студентов требовали повышения уровня безопасности и введение пропускной системы на каждом объекте: как в учебных корпусах, так и в общежитиях университета. Руководством университета было решено совместно с «Газпромбанком» создать кампусный проект, который бы объединил в однои карте и финансовые инструменты для начисления зарплат и стипендий, и пропуска на территорию университета и общежитий.
Когда было принято решение внедрять кампусный проект, встал вопрос о выборе СКУД. Рассматривали разные варианты и остановились на Sigur. В первую очередь, из-за того, что система легко масштабируется.
Директор информационно-вычислительного центра ННГТУ им. Алексеева
Выдача банковских карт и синхронизация кадровых данных
Внедрение кампусного проекта началось с синхронизации баз данных. Университет предоставил банку список сотрудников и студентов, выгрузив их из системы «Парус». «Газпромбанк» выпустил карты MasterCard с технологией бесконтактных платежей PayPass и вернул вузу список соответствий между UID выданных карт и фамилиями учащихся и персонала. Обмен данными между информационной системой вуза и СКУД был полностью автоматизирован с помощью функции Sigur «Синхронизация данных».
Полученные студентами и работниками вуза карты теперь используются не только для финансовых операций (начисления стипендий, зарплат, осуществления платежей), но также являются пропуском на территорию университета. Ответственность за выдачу и возможный перевыпуск карт полностью лежит на «Газпромбанке». Кроме этого, был заложен потенциал для дальнейшего развития — при необходимости вуз сможет использовать кампусную карту как, например, читательский билет или инструмент учета льготного питания в студенческих столовых.
Организация контроля доступа
Внедрение системы контроля доступа потребовало установки оборудования практически «с нуля». Всего в 6 корпусах и 6 общежитиях работает около 100 точек прохода на примерно пятидесяти контроллерах Sigur разных моделей. Есть несколько «режимных» комнат, доступ в которые имеют только определенные сотрудники. Отрисованы все планы зданий и этажей – они выводятся на экран дежурного: так он может оперативно отслеживать все события, которые происходят на территории. При проходе студента или сотрудника также отображается его фотография для дополнительной верификации. Гибко настроены права доступа – сотрудники охраны могут видеть только те данные, которые необходимы для принятия решений и выполнения своих функций. Информация на экране рабочего места адаптирована под задачи в каждом из объектов университета. Опция пресечения повторных проходов постоянно «следит» за строгостью пропускного режима и не позволяет студентам передавать карты или «ходить» в университет за другого человека.
Стабильность и скорость работы системы обеспечивает энергонезависимая память контроллеров Sigur, рассчитанная на 96 тысяч карт — при отсутствии связи с сервером данные регистрируются и потом синхронизируются с основной базой.
Ежедневно в каждом из общежитии в вечернее время выводится отчет о количестве людей на объекте, как того требуют правила противопожарной безопасности. Эти данные отправляются в ближайшую пожарную часть. Также отчеты помогают определить в спорных ситуациях, действительно ли студент пользуется предоставленной ему комнатой и постоянно проживает в общежитии, или просто числится в нем и безосновательно занимает место.
Главной задачей, которая стояла при внедрении, было различать «своих» и «чужих». Но нам нравится понимать, что в случае необходимости мы сможем быстро добавить в Sigur дополнительные модули и решать более широкие задачи. Также мы довольны стабильностью: за 3 года работы с высокой нагрузкой система не давала сбоев.
Газпромбанк всегда уделяет внимание популяризации и внедрению новейших технологий — к ним, безусловно, относятся и кампусные программы. Проект в ННГТУ — масштабный и успешный пример взаимовыгодного сотрудничества банка, вуза и разработчика системы контроля доступа – Sigur.
Заместитель управляющего филиалом Газпромбанка «Приволжскии»
В партнерстве с «Газпромбанком» внедрен кампусный проект на 12 000 карт, который совместил в одной карте и платежный инструмент, и пропуск на территорию вуза. А студенты и преподаватели получили финансовый инструмент и бонусные привилегии.
Заложен фундамент для развития кампусного проекта: внедрения карт в библиотечную систему вуза или систему общественного питания.
Широкие возможности интеграции с системами видеонаблюдения, оповещения и охранно-пожарной сигнализацией позволят в дальнейшем использовать Sigur в качестве единой платформы для построения комплексной системы безопасности на объекте.
Архитектура Sigur позволила создать единую стабильную систему управления доступом на двенадцати распределенных объектах с нагрузкой в несколько тысяч проходов в сутки, функции которой могут быть в любой момент расширены.
Кампусные проекты
Кампусный проект – это удобная система управления инфраструктурой высшего учебного заведения, объединяющая различные университетские платформы в единую систему на основе кампусной карты.
Кампусная карта выступает в качестве пропуска на территорию и в корпуса университета, инструмента учета посещаемости и платежного инструмента. Также она может использоваться в качестве зачетной книжки и электронного читательского билета.
Доступ на территорию университета осуществляется по кампусной карте. Для прохода через турникет необходимо приложить карту к считывателю.
Для организации контроля доступа на территорию кампуса могут использоваться полноростовые турникеты. Надежная конструкция позволяет выдержать большой поток посетителей и обеспечить максимальный уровень защиты от доступа посторонних. Такая модель турникетов может эксплуатироваться на открытом воздухе. Для организации эвакуационного выхода полноростовые турникеты дополняются калитками.
Для контроля доступа в корпусах подойдут скоростные проходы, отличающиеся самой высокой пропускной способностью, комфортной шириной прохода и элегантным внешним видом. При подаче сигнала аварийной разблокировки или при отключении питания створки скоростных проходов разблокируются.
Для защиты от проникновения посторонних на территорию общежитий и спортивных объектов могут использоваться компактные турникеты-триподы, которые можно разместить даже в самой маленькой проходной. Для экстренных ситуаций предусмотрены планки «Антипаника», позволяющие оперативно обеспечить аварийный и безопасный выход.
Для упрощения монтажа и сохранения внешнего вида проходной отличным решением станет готовая система «Электронная проходная» – турникет со встроенными считывателями, контроллером, ПО.
Система позволяет разграничить доступ в помещения учебного заведения. Например, студенты смогут попасть по своим идентификаторам в учебные аудитории, библиотеку и спортзал, но в кабинет ректора или бухгалтерию доступ будет закрыт.
Доступ разграничивается и по времени: например, в выходные дни студенты не смогут войти в лаборатории и административные помещения, при этом доступ в библиотеку и общежитие будет открыт.
Усилить контроль доступа в определенные помещения, например, в лаборатории, можно с помощью режимов «Охрана» и «Комиссионирование». При активации данных режимов попасть внутрь можно будет только в присутствии преподавателя или другого сотрудника, наделенного соответствующими полномочиями.
Информация о перемещениях студентов, преподавателей и сотрудников вуза фиксируется в системе, что позволяет легко узнать, кто и где находился в заданный период времени.
При предъявлении кампусной карты считывателю система контроля доступа регистрирует данные о входе и выходе студентов. На основе этих данных формируются отчеты о посещаемости.
Данные системы также могут быть использованы для контроля трудовой дисциплины сотрудников высшего учебного заведения.
Кампусная карта используется для начисления стипендии и всевозможных расчетов на территории кампуса. Карту можно использовать для совершения покупок в студенческом кафе, вендинговых аппаратах, с ее помощью можно оплатить счета в платежных терминалах, установленных на территории университета. При оплате кампусной картой компенсации и скидки применяются автоматически.
Набережночелнинский государственный педагогический университет
Два учебных корпуса и общежитие. Кампусный проект реализован на базе системы контроля доступа PERCo. В качестве идентификатора используется карта «Мир».
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)
12 корпусов, 9000 студентов. Кампусный проект реализован на базе оборудования PERCo. В качестве идентификатора используется карта «Мир».
В настоящее время кампусная карта используется в качестве пропуска и платежного инструмента, в дальнейшем планируется ее использование в качестве электронного читательского билета.
Иркутский национальный исследовательский технический университет
Реализован первый этап кампусного проекта на базе оборудования PERCo. На проходной университета установлены скоростные проходы. В качестве пропуска и платежного инструмента используется кампусная карта банка ВТБ.
Пензенский государственный аграрный университет
В настоящее время в университете реализуется первая часть данного проекта, главной задачей которого является повышение уровня безопасности учебного заведения и дисциплины среди преподавателей и студентов. В учебных корпусах установлены турникеты-триподы PERCo, в качестве пропуска выступает кампусная карта Сбербанка. В дальнейшем планируется внедрение электронного доступа в общежитии, библиотеке, столовой, а также использование кампусной карты вместо сразу нескольких документов.
Волгоградский социально-педагогический университет
Оборудование PERCo и кампусные карты Сбербанка позволили внедрить кампусный проект, рассчитанный в общей сложности на 6,5 тысяч студентов. Кампусная карта объединяет в себе пропуск на территорию корпусов вуза, читательский и студенческий билеты, зачетную книжку.
Тихоокеанский государственный университет (Хабаровск)
Проект реализован на базе оборудования PERCo и кампусных карт Бинбанка, являющихся одновременно пропуском, электронным читательским билетом, платежным инструментом для преподавателей и студентов. Следующий этап проекта предполагает внедрение мобильного приложение, которое позволит быть в курсе расписания занятий и других аспектов студенческой жизни, а также использовать смартфон вместо пропуска на территорию университета.
Станем жить по-новому: кампусный проект
— Станислав Александрович, этот проект — далеко не первый опыт взаимодействия банка и университета. Как появилась идея такого партнерства?
—История наших взаимоотношений—университета и банка —имеет давний характер. Я сам являюсь выпускником этого вуза по специальности «Финансы и кредит».Многие мои коллеги также получили здесь высшее образование. На протяжении нескольких лет на базе нашего Регионального учебного центра работает «Банковская школа ВТБ», где могут заниматься и студенты нархоза. И, поскольку НГУЭУ является профильным вузом для подготовки специалистов банковской сферы,мы регулярно принимаем у себя студентов для прохождения практики ивсегда рады новым выпускникам. Сейчас мы выходим на новый этап развития партнерских отношений и приступаем к реализации кампусного проекта на базе университета.
— Можете более подробно объяснить, что такое «кампусный проект»? Как банк участвует в этом процессе?
— Кампусный проект — это возможность объединить и интегрировать различные университетские платформы в единую систему на основе обычной банковской карты национальной платежной системы «Мир». Студенты и преподаватели могут использовать ее не только как платежный инструмент, но и как пропуск в здания университета, аудитории, как читательский билет, получать скидки в точках общественного питания вуза. Карта станет доступом к социальным, инфраструктурным и спортивным объекта университета.
— В чем отличие кампусного проекта ВТБ?
— Для многих такой проект воспринимается только как пропуск по банковской карте через «вертушки» вуза и средство безналичного получения стипендии, максимум —как читательский билет. Это то, что лежит на поверхности, функционал, который ежедневно используется. Вместе с тем, кампусный проект позволяет интегрировать на единой платформе большое количествосистемуниверситета,создавая тем самым базу для аналитики. Это даетсистемную возможностьиспользования информации для принятия управленческих решений. В результате выигрывает пользователь систем университета — студент, преподаватель.
Для студента кампусная карта —это сокращение времени на посещение подразделений университета, для получения необходимых документов и предусмотренных льгот. Это универсальный идентификатор в различных системах вуза, который дополняется финансовыми возможностями, современными платежными средствам, сервисами, скидками.
— Какие преимущества дает этот проект университету?
— Университет, студенты и преподаватели получают надежного партнера, работающего по современным стандартам качества. Проект реализуется на базе «Мультикарты» ВТБ, для сотрудников и студентов она будет предоставляться бесплатно. Помимо стандартного набора функций, активное пользование «Мультикартой» дает возможность получить ряд дополнительных опций: подключить одну из семи бонусных категорий по программе лояльности, снизить процентную ставку по кредиту и увеличить по депозиту, совершать переводы без комиссии, снимать наличные в банкомате любого банка без комиссии и другие. Стоит добавить, что «Мультикарта» признана «Банковской картой года» по версии портала «Банки.ру».
—Для современного поколения важно иметь возможность получать максимальное количество услуг, включая банковские, дистанционно с помощью смартфона. Доступен ли такой сервис в ВТБ?
— Трендом последних лет в любой сфере является автоматизация процессов. Основная задача ВТБ — не просто автоматизировать процессы, а обеспечить для клиента максимально удобные и доступные сервисы в любое время суток.
С помощью мобильного приложения можно управлять своими счетами в режиме онлайн, получить кредит и выпустить карту, открывать вклады, совершать различные платежи и переводы.Банк уделяет большое внимание активному развитию дистанционного сервиса.
Кроме того, ВТБ является одним из участников «Системы быстрых платежей» (СПБ), позволяющей осуществлять мгновенные переводы по номеру телефона на счета, в том числе открытые в других банках. Комиссию в рамках СПБ банк не снимает, и менять тарифную политику в ближайшее время мы не планируем. На наш взгляд, бесплатные переводы будут повышать доступность и привлекательность нового платежного сервиса.
Основной приоритет для нас — это безопасность и стабильность работы цифровых каналов. С точки зрения клиентоориентированности есть две базовые задачи: защита персональных данных и доступ клиентов к своим средствам в режиме 24/7.
Недавно ВТБ запустил сервис голосового IVR при звонке в контакт-центр. Система пока работает в пилотном режиме, но уже обрабатывает около четверти всех обращений. Клиентам достаточно задать свой вопрос, и помощник быстро ответит на него либо переведет звонок на сотрудника банка. По оценкам наших клиентов, новая система стала проще и быстрее: при обращении не нужно прослушивать длинное меню и нажимать кнопки. А диалог сравним с «живым» разговором оператора контакт-центра.
— Начинается новый учебный год. Что пожелаете нынешним студентам?
— В первую очередь хочу поздравить первокурсников, которые сдали ЕГЭ, и теперь перед ними открылась счастливая студенческая пора. Пусть годы учебы будут наполнены творческим трудом, обеспечат дальнейший интеллектуальный рост, и вы с теплотой будете вспоминать этот этап вашей жизни.Студентам старших курсов хочу пожелать, чтобы ваш талант, инициативность и энергичность помогли вам достойно реализоваться в жизни. С Днем знаний!
В России построят 30 кампусов мирового уровня. Какими они будут?
Эксперты считают: будущее не за изолированными университетами, а за инновационными кварталами. Разбираем свежее исследование.
Катя Павловская для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
В ближайшие десять лет в России планируется создать не менее 30 новых университетских кампусов. Причём это будут кампусы мирового уровня. В августе были названы критерии отбора городов для строительства таких комплексов, а затем стало известно, что первыми проекты начнут реализовывать восемь городов: Калининград, Нижний Новгород, Уфа, Челябинск, Екатеринбург, Москва, Томск и Новосибирск. В последних трёх строительство уже обеспечено финансированием.
На старте проекта фонд «Центр стратегических разработок» (ЦСР), Университет 2035 и ВЭБ.РФ представили исследование «Университетские кампусы и город: кооперация ради конкурентоспособности». Та же тема обсуждалась на Восточном экономическом форуме в ходе дискуссии «Сеть университетских кампусов — интеллектуальный пояс России».
Разбираемся, какими эксперты в высшем образовании видят новые кампусы и почему теперь развитие территории университетов — не только их внутренняя задача.
Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.
Не девелоперский проект, а стратегический поворот
Программа создания новых кампусов основана на важной предпосылке: эксперты считают, что сейчас университеты России нуждаются не просто в обновлении корпусов и общежитий. Кампус мирового уровня должен быть чем-то совершенно новым. Недаром они будут межвузовскими.
В предисловии к докладу ЦСР директор Института общественных стратегий Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков указал, что программа отражает мировой тренд:
«[Доклад] обозначает глобальный переход от университета как кадрового агента для индустриального производства к университету как инновационной корпорации создания и распространения современных знаний, а это требует и совершенно нового взгляда на архитектурно-пространственные решения в создании университетских кампусов».
В Министерстве науки и высшего образования тоже считают, что новые подходы к стратегическому развитию вузов и новые принципы в развитии их территорий должны внедряться параллельно. Об этом на ВЭФ-2021 сказал министр Валерий Фальков:
«Важно, что программа строительства кампусов опирается на большую работу, которую будут проводить университеты в рамках „Приоритета-2030“. В противном случае был большой риск, что это был бы девелоперско-строительный проект».
Строительные проекты, какими бы новаторскими они ни были, не меняют университеты, подчеркнул министр. Совпадение «Приоритета» и программы строительства кампусов даёт, по мнению Фалькова, шанс учесть национальный и глобальный контекст и достичь хорошего результата в ближайшие 5–7 лет.
Что не так с кампусами сейчас
Кроме стратегической цели сделать что-то новое на отдалённую перспективу, у программы есть и более срочные стимулы. Например, влияние пандемии — чтобы использовать дистанционный формат, пришлось обновлять не только «софты», но и «железо». По-другому теперь проходит приёмная кампания, появляются новые требования к безопасности в учебных корпусах и общежитиях. Есть и более старые накопившиеся проблемы.
Университеты находятся в неравных условиях
Авторы доклада «Университетские кампусы и город: кооперация ради конкурентоспособности» отмечают: после всех процессов реформирования высшего образования последних десятилетий, когда неэффективные университеты и филиалы закрывались, а оставшиеся соревновались за финансирование по федеральным программам, рынок высшего образования так и не стал сбалансированным. Выпускников школ привлекают прежде всего наиболее престижные университеты в Москве, Санкт-Петербурге, за Уралом — в Томске и Новосибирске.
Это справедливо и в отношении иностранных студентов. В 2019 году 21% всех студентов-иностранцев России учились в Москве, 10% — в Санкт-Петербурге, в Омске, Томске и Казани — по 4%. На большей части страны иностранцев менее 1% от всех студентов. Без новых кампусов у вузов в других городах мало шансов привлечь талантливых (и платёжеспособных) студентов.
Инфраструктура сильно устарела
Для университетов, которые претендуют на звание глобальных, современный кампус — это стандарт, подчеркнул в предисловии к докладу заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» Института образования ВШЭ Олег Лешуков. Вопрос не только в привлечении лучших студентов и преподавателей со всего мира: есть исследования, которые показывают, что в комфортных условиях современных кампусов и образовательные результаты лучше.
Как дело обстоит в российских вузах? Если опираться на данные о государственных университетах, в 2020 году 20% всех площадей требовали ремонта, а 1% находился в аварийном состоянии.
Те здания, техническое состояние которых в порядке, авторы исследования ЦСР тоже считают во многом устаревшими:
«Российские университеты представляют собой „слепок“ требований, образовательных технологий и образа жизни второй половины XX века».
Взять хотя бы общежития с комнатами на 4–8 человек, где не хватает столов на всех жильцов, а общих помещений для занятий вообще не предусмотрено. Или привычный формат расположения корпусов одного вуза в разных районах города. В европейских городах, отмечают авторы доклада, здания университета тоже часто разбросаны по разным точкам — но расстояние между этими точками в среднем гораздо меньше. В условиях российского города-миллионника факультеты в разных зданиях привыкли работать в изоляции друг от друга. Внутри учебно-лабораторных корпусов часто не хватает места для студентов: нормы площади на одного обучающегося в России меньше, чем в известных зарубежных примерах, но и они не соблюдаются.
Университет — закрытая среда
Доступный для местных жителей спортивный или социальный объект на территории университета — в России скорее исключение, чем правило. Даже в библиотеку или музей в учебном корпусе путь лежит через вахту или пост охраны, и для «чужака» без пропуска проход затруднён.
С одной стороны, безопасность очень важна. С другой, большие пространства внутри города оказываются из него исключены. «Фактически города отчуждены от образовательной инфраструктуры, расположенной в них», — делают вывод авторы доклада.
Ещё более сложная тема — закрытость для сотрудничества с бизнесом. Конечно, российские вузы приветствуют участие работодателей в образовательном процессе (по крайней мере, на словах). Но вот вступить в полноценное инновационное партнёрство с вузом, чтобы совместно развивать наукоёмкий бизнес, сложно. Новые федеральные программы по поддержке такого сотрудничества создаются — в докладе упоминаются создание научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ) и инновационных научно-технологических центров (ИНТЦ). Но в любой из этих программ вуз участвует не как самостоятельный партнёр, а как учреждение, подведомственное федеральному министерству. Это сокращает шансы получить инвестиции от бизнеса, считают авторы:
«Субъектом, принимающим решение о создании, являются федеральные органы власти: в случае НОЦ — Минобрнауки России, в случае ИНТЦ — Минэкономразвития России. Это определяет „несвободную позицию“ университетов и позиционирует их как слабого партнёра в глазах бизнеса».
Чего не хватает в городах
Чтобы изменить ситуацию, недостаточно построить новые здания для университетов. Российские города тоже должны измениться.
Сегодня иностранные студенты едут в Россию, по данным выполненного по заказу ЦСР в 2020 году в Москве опроса, руководствуясь результатами рейтингов вузов, информацией о сильных научных направлениях российских университетов, культурной и деловой близостью своей страны с Россией, статусом Москвы как одной из мировых столиц. В последнем рейтинге лучших студенческих городов QS Москва занимает 25-е место. Другие российские участники существенно дальше по списку: Санкт-Петербург на 72-м месте, Томск на 85-м, Новосибирск на 107-м.
Этот же опрос показал, что студентов больше всего огорчают недостатки в трёх сферах городской жизни:
Как меняться вузам
Итак, сейчас инфраструктура университетов и городов, где они находятся, оставляет желать лучшего. К чему же, по мнению экспертов, нужно стремиться?
Университет должен обеспечивать образование будущего
Частью доклада «Университетские кампусы и город: кооперация ради конкурентоспособности» стало исследование Университета 20.35. В его основе — опрос сотрудников и руководителей университетов на тему будущего высшего образования на платформе Leader-ID. Через десять лет, как зафиксировал опрос, участники рассчитывают видеть университеты:
Исчезнут из университетов, по мнению респондентов, традиционные формы хранения данных в печатном и рукописном виде (не до них в период всеобщей цифровизации), жёсткий контроль за образовательным процессом (с ним не воспитаешь ответственность), фиксированные образовательные стандарты и регулирование (они ограничивают индивидуализацию).
В целом Нина Яныкина описала будущее университетов так:
«Красной нитью через все обсуждения идёт тренд на то, что система образования сама по себе превратится в систему обеспечения развития человека на всём его жизненном цикле. И здесь мы увидим определённое стирание границ между уровнями образования и между онлайн- и офлайн-образованием».
Все эти тренды развития высшего образования неизбежно отразятся на том, как будут выглядеть пространства вузов:
От отдельных корпусов нужно перейти к целым кварталам
В мировой практике исследователи ЦСР нашли три типа расположения университетских кампусов:
У всех моделей свои плюсы и минусы, и все вузы стремятся сделать свою инфраструктуру многофункциональной. Один из вариантов организации среды — инновационно-образовательные кварталы (ИОК).
Так в исследовании названы территории, на которых объединены образовательные и научные организации, передовые компании, стартапы, бизнес-инкубаторы и акселераторы. Они не просто сосредоточены на одном участке, а связаны друг с другом партнёрскими отношениями (и, как правило, работают в одной или нескольких близких отраслях). В этом случае сотрудникам и студентам удобнее и жить поблизости, поэтому ИОК включают также жилую застройку, магазины и другие сервисы. Завершают образ открытые общественные пространства вместо заборов.
В докладе отмечается, что ИОК редко строятся с нуля. Они, как правило, возникают вокруг «якорных учреждений», например, научных институтов или компаний, с которыми стремятся сотрудничать другие игроки отрасли. Именно в этом — в создании научно-образовательной среды, интегрированной в городскую, — видят свою задачу организаторы программы кампусов мирового уровня.
Город и университет должны идти навстречу друг другу
Развитие кампусов, глубоко интегрированных в инфраструктуру города, невозможно силами самих университетов, какое бы финансирование они ни получили. Программа по созданию кампусов мирового уровня предполагает, что город и весь регион будут активно участвовать в развитии университетской территории, а также среды вокруг неё.
Прекрасно, но зачем это городам? Согласно докладу ЦСР, развитые кампусы будут полезны городу в нескольких направлениях:
Для максимального успеха развитие кампусов нового типа должно идти силами трёх сторон: университетов, властей и частных компаний. Причём управлять кампусами тоже будут частные компании, заявил на презентации доклада управляющий директор госкорпорации ВЭБ.РФ:
Михаил Алашкевич
управляющий директор госкорпорации ВЭБ.РФ
Мне кажется, выживут только те вузы, которые будут ориентироваться на модель активных экономических субъектов рынка. Привлекая инвесторов, мы стараемся создать такую модель кампуса, которая позволит в конечном итоге инвестору получать доход. Перекладывать деньги из одного бюджетного кармана в другой все умеют, трудно зарабатывать деньги. Поэтому модель кампусов, которая сегодня предлагается, это модель, в которой межвузовский кампус будет обеспечивать кооперацию всех участников процесса, не только вузов, но и научных организаций. Второе — это кампус, который будет управляться частной управляющей компанией, поскольку он будет строиться в рамках государственно-частного партнёрства.
В докладе ЦСР даны рекомендации как для вузов, кампусы которых соответствуют трём разным моделям, так и для местных властей:
Тип кампуса | Рекомендации университету | Рекомендации городу |
---|---|---|
Кампус вне города | Открывать общественные пространства в кампусе и развивать их с учётом потребностей городского сообщества. Формировать на территории кампуса «полигон» для отработки новых технологий | Развивать технологическую и конференц-зоны на территориях вблизи университета (в идеале совместно с университетом) |
Закрытый кампус внутри города | Открывать общественные пространства или отдельные объекты (например, библиотеки, музеи, спортивные учреждения) для обычных горожан. «Уплотнять пространства» за счёт строительства дополнительных университетских объектов, которые тоже могут функционировать с учётом интересов жителей | Формировать инвестиционные лоты для технологических видов бизнеса (технопарков) и креативных индустрий. Включать «студенческие маршруты» в программу формирования комфортной городской среды, развивать общественные пространства с учётом требований университетской аудитории. Создавать навигации для студентов. Включать объекты университета в туристические маршруты |
Кампус, интегрированный в город | Первые этажи должны включить функции, которые важны как для университетского сообщества, так и для обычных горожан |
При любом типе размещения кампусов, по мнению авторов доклада, следует:
Доклад предлагает и более сложные и затратные направления интеграции — создание совместных объектов (например, спортивных залов или библиотек), согласованное развитие рынка арендного жилья, общая стратегия привлечения технологических компаний и инвесторов. Какие из этих направлений будут реализованы в российских городах, увидим уже в ближайшие годы. Пока планируется, что новые кампусы с самого старта должны создаваться не только за счёт бюджета, но и с привлечением частного финансирования.