Некоторые владельцы канистр для горючего задаются вопросом, зачем емкости оборудованы тремя ручками. Данную особенность они имеют давно. Эта модель топливной канистры была разработана в Германии еще перед Второй мировой войной по спецзаказу для Вермахта, и три ручки появились вовсе не случайно.
В ноябре 1936 года вооруженные силы Германии объявили конкурс на создание новой емкости для хранения и транспортировки топлива объемом 20 литров. Новая канистра должна была иметь максимально простую конструкцию, быть прочной, удобной в использовании и дешевой в производстве. Всем эти задачам наиболее успешно соответствовала разработка фирмы Мюллера из города Швельма, которую возглавлял инженер Винценц Грюнвогель. Именно эта модель канистры, которая выпускается во многих странах мира и по сей день, впервые была оборудована тремя ручками.
Зачем в канистре были предусмотрены три ручки? Тара изготавливалась для военных нужд, а ее первыми пользователями были солдаты, которым приходилось часто переносить и использовать канистры. Три ручки были удобны. Наполненную канистру мог нести как один человек — за центральную ручку, так и в паре с сослуживцем — держась за крайние ручки. Если же канистры были пустыми, солдат мог унести их сразу по две в каждой руке, удерживая за крайние ручки.
Канистра, сконструированная инженерами под руководством Винценца Грюнвогеля, была сделана из штампованной стали с минимальным количеством швов. Она имела характерную форму, вписанную в параллелепипед, что позволяло хранить емкости для топлива максимально компактно. Скругленные углы снижали вероятность повреждения и самой канистры и других предметов. Крестообразная штамповка на боковых стенках увеличивала жесткость конструкции, а слой краски с внутренней стороны защищал канистру от коррозии. Новаторством стала горловина канистры, закрывающаяся рычажным замком. Такая конструкция открывалась и закрывалась более оперативно, чем резьбовая, а также не требовала отдельного ключа. В горловину выводился конец сифонной трубки, которая позволяла быстро опорожнить емкость при ее полном переворачивании.
После заполнения канистры в верхней задней части корпуса обязательно оставался воздушный карман. Он компенсировал изменение объема жидкости при изменении температуры.
Почему у 20-литровой автоканистры три ручки и немецкая родословная
20-литровая емкость, почти не меняющая свой дизайн уже более 80 лет, изобретена в 1937 году немецким инженером Винценцем Грюнвогелем. Она была сварена из двух листов штампованной стали, имела три ручки для переноски, закрывающуюся рычажным замком горловину и крестообразные выштамповки на боковинах.
Изобретение оказалось настолько удачным, что быстро вытеснило более тяжелые и менее удобные 45-литровые канистры, которые нередко расходились по швам при падении, и из которых было неудобно переливать жидкости ввиду неоптимальной конфигурации изделия.
Однако это удачное эргономичное решение не было единственным. Революционной оказалась также конфигурация с характерным горбом над горловиной. Таким образом создавался воздушный мешок, облегчающий заливку топлива, не дающий горючему подтекать при повышении температуры или во время тряски при перевозке, а также утонуть при падении канистры в воду. Внутри горловины между тем была закреплена сифонная трубка, предназначенная для облегчения наполнения и опорожнения канистры.
В итоге к 1940 году канистры этого типа стали стандартной тарой Вермахта, а вскоре после начала Второй мировой войны ее дизайн был использован практически всеми странами-участницами. Правда, до тотального копирования дошло не везде.
В США, например, вместо сварки двух листовых половинок канистра изготовлялась из одного штампованного листа с приваренными днищем и верхней частью. Откидную крышку заменили на гайку, требующую специального инструмента. И, кстати, из-за этого нововведения американский аналог подтекал и требовал воронки для наполнения. В том числе поэтому вплоть до конца войны канистры, сделанные по образу и подобию изделия Винценца Грюнвогеля, для армий союзников поставляли англичане.
В нашу страну в военное время такие канистры соответственно поставлялись по ленд-лизу. А собственное производство было налажено после войны, когда в СССР было вывезено штамповочное оборудование из Германии. Самое интересное, что форма канистры Винценца Грюнвогеля является самой распространенной во многих странах и по сей день, изменились лишь незначительные детали.
А еще характерные ребра жесткости боковин обыгрываются в дизайне задних фонарей и крыши кроссовера Jeep Renegade, и это является отсылкой к той самой канистре Винценца Грюнвогеля, которая была закреплена на «корме» у самого знаменитого внедорожника Второй мировой войны Willys MB.
Как получилось, что на канистрах делают целых 3 ручки
Затем неожиданно выясняется, что даже опытные автомобилисты не могут ответить на наивный вопрос. А история появления канистры с тремя ручками восходит к периоду между мировыми войнами. Приход к власти в Германии нацистов во главе Адольфом Гитлером сопровождался резким ростом реваншистских настроений. Но германская армия в то время была стиснута рамками Версальского мира, новый канцлер решил взять курс на моторизацию вооруженных сил страны.
Однако моторизация войск требовала большого количества топлива на основе нефти, а вот с «черным золотом» у Германии всегда были огромные проблемы. Ситуацию усугубляла проблема транспортировки, во время которой терялось до 40% топлива. В то время в военные части топливо доставлялось в стандартных 200-литровых бочках из железа, затем, по мере надобности, топливо переливалось в 20-литровые канистры из-под керосина.
Эти канистры выполнялись из штампованного железа, не отличавшегося особой прочностью, а потому протекание бензина (на нем, в основном, ездила техника вермахта) было далеко не редкостью, как и последующие пожары. Единой стандартной формы у канистр для керосина не было, поэтому их транспортировка представляла собой немалую проблему, вдобавок острые углы цеплялись при складировании и перевозке за все подряд. Горловина тары закручивалась, причем часто для ее отворачивания требовалось не только время, но и специальный ключ, которого банально могло не оказаться под руками.
Но главной проблемой керосиновой канистры была ее тонкая металлическая ручка. Эта ручка иногда отрывалась, но самое важное, далеко унести канистру не получалось. Из-за своей узости она нарезала руку, поэтому при переноске приходилось делать паузы. Подобное положение не устраивало германских военных, и в 1936 году вермахт объявил конкурс на создание новой канистры для горючего, которая должна была быть удобной в переноске, складировании и перевозке, простой в хранении, производстве, при этом надежной и удобной для заполнения. И, разумеется, дешевой. Объем по-прежнему должен был составлять привычные 20 литров. По легенде идею создания новой канистры для вооруженных сил предложил сам фюрер.
За разработку взялись инженеры нескольких германских компаний, а победить удалось фирме Мюллера из города Швельм, что в земле Северный Рейн-Вестфалия. Компанию на тот момент возглавлял инженер Винсент Грюнфогель, вот ему и приписывают авторство изобретения. Новая канистра получила горловину закрывающуюся рычажным замком. Ее стало гораздо быстрее и удобнее открывать и закрывать, да и никакой ключ уже не требовался. Выполнялась тара из штампованной стали, причем количество сварных швов было минимальным.
Форма изобретения фирмы из Швельма удачно вписывалась в прямоугольный параллелепипед, что сразу дало возможность простого складирования и удобства при транспортировке. Скругленные углы практически до нуля сводили опасность как повреждения самой канистры, так и окружающих предметов.
Все перечисленные выше факторы были вполне достаточными, чтобы на новую канистру обратили внимание. Однако самым главным, хотя и непонятным сразу, было наличие 3 толстых металлических ручек. Итак, их преимущества:
2. В случае, если за горючим придет сразу 2 бойца, то они взявшись за боковые ручки смогут унести полную канистру практически на любое расстояние. Пара солдат может унести сразу даже 3 канистры. Это не так тяжело как кажется, ведь в пути у них будет возможность менять руки.
3. Следующее преимущество совсем неочевидно, но важно для быстрой переноски пустых канистр из одного места в другое — взяв за боковые ручки по 2 канистры в одну руку, солдат может без труда перенести сразу 4 пустые канистры.
Канистры с 3 ручками банально удобно складировать одна на другую.
Вермахт быстро оценил преимущество новых канистр, которые пошли в массовое производство в 1939 году. Но быстро новую конструкцию оценили и англичане с американцами, которые захватывали немецкую технику в ходе боев.
В Советский Союз канистры, получившие в Германии название Wehrmachtskanister поставлялись в рамках ленд-лиза. Вскоре советские предприятия скопировали изобретение Винсента Грюнфогеля. После войны новая канистра быстро захватила бытовую сферу. Для удобства потребителей появились ее уменьшенные варианты в 5 и 10 литров.
Для чего железной автомобильной канистре три ручки
Зачем автомобильной канистре три ручки? После всяческих неудобств с предшествующими, органичная форма нынешней канистры появилась лишь в 1937-м году, выиграв конкурс, объявленный Вермахтом на изготовление емкости для хранения горючего.
Какими были канистры для топлива в начале XX века
Топливо всегда оставалось важнейшим фактором успеха в боевых операциях. Неоправданные потери горючего из–за проблемной тары нередко достигали 40%. От центральных баз хранения до последнего эшелона – боевого подразделения, бензин доставлялся в 200–литровых железных бочках и уже на месте из них распределялся по двадцатилитровым жестяным банкам из-под керосина.
Штампованные из металлического листа конструкции, времен начала ХХ века, были слабо приспособлены к полевым условиям. Кроме всего, имели разные геометрические формы и объёмы, неудобные для складирования и перевозки. Ручки, изготовленные из тонких полос металла, либо проволочных петель, резали руки, мешали, цеплялись углами.
Три ручки на канистре для топлива — не случайность
Все эти «мелочи» и были учтены рациональными немцами, и на свет была явлена автомобильная канистра с тремя ручками.
Новое изобретение
В 1936 году командование Вермахта объявило конкурс на создание новой автомобильной топливной канистры. Инициативу организации и проведения конкурса молва приписывает тогдашнему канцлеру Германии — Адольфу Гитлеру.
Старая железная канистра немецкого производства
Разработчики, под руководством В.Грюнфогеля – главного инженера компании «Мюллер» (г. Швельм, Северный Рейн–Вестфалия), сумели отсечь все проблемы, имевшиеся у предшествующих конструкций и вскоре, в 1939 году это уникальное творение технической мысли захватило рынок и стала распространяться по всему миру.
Универсальная 20 литровая ёмкость оптимальных форм, унифицирована не только в армиях или на флотах всего мира, но и во всех структурах экономики. Она остаётся шедевром технического дизайна, с помощью которого выигрываются военные кампании и в наше время.
Для чего придумали три ручки
Почему ручек у канистры именно три, а не четыре, или две, или, вообще – одна? Рациональные немцы рассудили так:
Чем еще интересно изделие
За 80 лет эксплуатации, кроме оптимально функционирующих ручек, внедрены и другие новшества, превратившие эту эргономичную конструкцию в непревзойденную «классику».
В новых канистрах были учтены и другие характеристики:
Хранят ли сейчас в подобных топливо, и сколько стоит новое изделие на рынке
Железная канистра для бензина производится ёмкостью 5, 10 и 20 литров. Она пригодна для хранения различных жидкостей и других видов топлива. Основа ее производства – качественный листовой металл. Изделие доказало свою эргономичность и высокую прочность, благодаря выштампованным крестообразным рёбрам жесткости и углам, овальной формы.
Нанесенное на поверхность изделия покрытие обеспечивает устойчивость к коррозии. Небольшой вес облегчает переноску и не создает посторонних шумов в движении.
Новая канистра из пластика
Конструкция крышки канистры надежна и герметична. Она предохраняет от расплескивания топлива, пригодна для хранения и перевозки топлива и иных технических жидкостей в пределах допустимых норм их хранения.
На рынке в России канистры предлагаются по цене 1100 – 1200 рублей за единицу.
Не так давно появились пластиковые аналоги классических емкостей их металла. Хранение бензина в пластиковой канистре не способствует продлению его сохранности.
Заключение
А вы до этого задумывались о том, для чего вообще придумали эти три ручки?
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Крест и три ручки. Почему у металлической канистры такой странный рисунок?
Весной 1940 года Англия вслед за Германией приняла на вооружение знаменитую 20-литровую канистру, которая настолько полюбилась военным и гражданским автомобилистам, что они не собираются от нее отказываться и по истечении восьмидесяти лет эксплуатации.
Классическая канистра до сих пор служит для заправки транспортных средств, и до тех пор, пока существует двигатель внутреннего сгорания, вряд ли найдется ей замена. С вступлением во Вторую мировую войну американцев англичане стали изготавливать канистры для союзников, и вскоре эта емкость вместе с поставками по ленд-лизу приехала и в Красную армию.
Рождение Wehrmachtskanister Привычная нам емкость для топлива была изобретена немецкими инженерами по заказу военного министерства (вермахта). В 1937 году инженер Винценц Грюнвогель из фирмы «Мюллер» из города Швельма представил образцы топливных резервуаров приемочной комиссии в Берлине. Емкость для хранения и перевозки бензина и воды произвела фурор и тут же была принята на вооружение. Она оказалась проста в изготовлении, удобна в эксплуатации и надежна, так как имела только один шов и штампованные детали. Она мгновенно вытеснила старые банки, которые уже не отвечали запросам нового времени.
Дело в том, что до наступления эпохи 20-литровой канистры топливо перевозилось в баррелях, то есть 200-литровых бочках, а затем переливалось по 45-литровым банкам. Во время такой операции происходило много утечек. Кроме того, на жаре топливо расширялось и сочилось сквозь наливную пробку. А при падении емкости сварные швы трескались и бензин, обладающий высокой проникающей способностью, уходил через стыки металлических панелей в землю.
Новая канистра на фоне 45-литровых банок выглядела предпочтительно. У нее был только один шов, который при ударах не трескался, а мялся, не пропуская жидкость. Топливная тара изготавливалась из двух половин методом холодной штамповки из мягкого металлического листа. Наливная горловина получила шейку с сифоном, помогающим быстро выливать содержимое в бак и так же быстро наливать в канистру бензин или воду. Воздух входил и выходил через специальную трубку.
Три рукоятки Канистра вмещала 20 литров топлива, которые весили 20 кг. Именно такой вес оказывался оптимальным для переноски в одной руке на небольшие расстояния. А три рукоятки были необходимы для удобства обслуживающего персонала.
Один солдат мог взять по канистре в руки и держать за средние рукоятки. 40 кг были вполне по силам здоровому мужчине. Если люди выбивались из сил, то два человека несли одну емкость, удерживая ее за крайние рукоятки. А пустые канистры, составленные вместе, можно было ухватить за примкнутые скобы одной ладонью.
Во время боев в Африке в условиях растянутых коммуникаций вдруг выяснилось, что новая канистра позволяет заправлять технику заметно быстрее, чем при эксплуатации старых емкостей. Потери топлива сократились, из-за чего темп наступления ускорялся. Обыкновенная жестянка приобрела стратегическое значение. Канистры немецкого образца изготавливались в Египте и в Англии, а также в США.
В СССР новые канистры поставлялись по ленд-лизу сотнями тысяч штук и шли в Красную армию. Много емкостей попадало с трофейных складов вермахта. Ну а собственное производство удалось наладить только после войны, когда в СССР было вывезено штамповочное оборудование из Германии.
Крест на боках Почему же канистра имела такой необычный дизайн? Форма Wehrmachtskanister рассчитывалась антропологами и оказалась очень удобна с точки зрения эргономики. 453 мм высоты позволяли нести канистру руками без риска задеть поверхность земли и повредить голень, как это часто бывало со старыми 45-литровыми банками. 340 мм длины составляли половину шага взрослого человека, благодаря чему солдат мог свободно перемещаться в тесных пространствах кузова грузовика или железнодорожного вагона, не сбивая привычного темпа ходьбы и не задевая канистрой за другие предметы.
Верхняя плоская площадка использовалась для укладки канистр штабелями. Горб с рукоятками позволял создать воздушный мешок, необходимый для принятия топлива во время температурного расширения. Он не давал протекать бензину наружу. А механизм запирания позволял надежно прижать крышку к горловине.
На боках канистры наносилась странная выштамповка в виде прямоугольника с расходящимися «щупальцами» в виде креста. Делалось это для придания жесткости стенкам, чтобы они не раздувались во время заполнения бензином и не схлопывались при опорожнении. Выштамповки придавали жесткость всей конструкции и помогали канистре меньше мяться при падении с небольшой высоты. Этот рисунок также рассчитывался инженерами и оказался настолько удачным, что не меняется уже на протяжении 80 лет.