Кантата для меццо сопрано хора и оркестра что это такое
Кантата «Александр Невский»
В нескольких монументальных произведениях Прокофьева нашли отражение важные события отечественной истории. Это музыка к фильмам «Александр Невский» (и кантата того же названия), «Иван Грозный», опера «Война и мир». Написанные в 30-40 годы, в советский период творчества композитора, эти сочинения проникнуты любовью к отчизне, воспевают народ, его величие и силу духа. В них развивается героико-эпическая линия Русской музыкальной классики, идущая от «Руслана» Глинки, «Князя Игоря» Бородина, «Бориса Годунова» Мусоргского, «Сказания о невидимом граде Китеже» Римского Корсакова. В месте с тем исторические музыкальные картины Прокофьева отличает острое чувство современности.
Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра. Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. Фильм и музыка к нему, созданные незадолго до Великой Отечественной войны, воскресили на экране героическую борьбу дружины Александра Невского с тевстонскими рыцырями-крестоносцами.
В кантате семь частей:
«Зал темен. Но не настолько, чтобы в отсветах экрана не уловить его рук на ручках кресла: этих громадных, сильных Прокофьевских рук, стальными пальцами охватывающих клавиши, когда со всем стихийным бешенством темперамента он обрушивает их на клавиатуру. По экрану бежит картина, а по ручке кресла, нервно вздрагивая, словно приемник телеграфа Морзе, движутся беспощадно четкие пальцы Прокофьева. Прокофьев отбивает такт? Нет. Он отбивает гораздо больше. Он в отстуке пальцев улавливает закон строения, по которому на экране в монтаже скрещены между собою длительности и темпы отдельных кусков, и то и другое, вместе взятое, сплетено с поступками и интонацией действующих лиц. На завтра он пришлет мне музыку, которая таким же звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигуре, которую отстукивали его пальцы. Мне кажется, что, кроме того, он еще не то шепчет, не то мурлычет про себя. Но лицо такое сконцентрированное. Таким оно может быть только, когда человек вслушивается в строй вовне проносящихся звуков или в звукоряд, проходящий внутри его самого. Не дай бог заговрить с ним в это время.»
Слияние видимого и слышимого, движущегося изображения и музыки особенно замечательно в картине «Ледовое побоище» (пятая часть)
«Кто придет на Русь, будет насмерть бит».
В «Песне об Александре Невском» воспроизведены особенности характерные для напевов многих древнерусских былин, например таких, как знаменитая были об Илье Муромце с ее неторопливой «рассказывающей» интонацией. В Прокофьевском напеве мы слышим вместе с тем и своеобразные черты, присущие именно стилю данного композитора: особую четкость заключительного октавного оборота в мелодии, чеканность ритма в оркестровом сопровождении.
В средней части песни
«Ух! Как бились мы, как рубились мы!»
«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу»
В рссмотренных двух частях кантаты перед нами предстала в музыке Прокофьева Русь богатырская и героическая, величавая и привольная.
. Тяжело мчатся закованные в железотевтонские всадники. На них рогатые шлемы, закрывающие лицо капюшоны с зияющими глазными отвертсиями. Тевтонское войско построено в форме «клина».
В кульминационных эпизодах противоборствующие темы сталкиваются, сшибаются друг с другом, как противники в бою. Прокофьев применяет особый прием сочетания тем: они даются одновременно, при этом каждая остается в свое тональности. Например, тема «русской атаки» в ре мажоре, а сигнал крестоносцев в до диез миноре. Возникает сложное (битональное, тоесть двухтональное) сочетание. Своей резкостью оно подчеркивает остроту схватки. Вражеская тема затем искажается, «слабеет».
Удивительна «зримость» музыкальных образов и в картине гибели крестоносцев. Оркестровыми средствами переданы и треск льда, и холодные темные волны, заливающие полебитвы, и мрачный драматизм происходящего.
(И.Прохорова, Г.Скудина под редакцией Т.В.Поповой)
Кантата
В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось кантатой в отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии развилась и форма кантаты, которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. В состав кантаты вошли: хоры, речитативы, арии,а позднее и дуэты с оркестровым сопровождением. Кантата получила развитие благодаря Кариссими, который считается её творцом. Кантата исполняется в концертах и церквях. Она бывает светского и духовного содержания. Отличие кантаты от оратории заключается в том, что в оратории больше драматизма, и сольные номера относятся к известным личностям в сюжете оратории, а в кантате преобладает лирический элемент и сольные номера имеют более отвлеченный характер. Духовная кантата особенно развилась в протестантской церкви. Сочинение кантаты служит в консерваториях задачей для выпускных учеников-теоретиков.
Встречаются кантаты различного характера — торжественные, лирические, скорбные, радостные, повествовательные, философские.
В русской музыке
Первые русские кантаты возникли в XVIII веке (сочинены П. А. Скоковым).
В числе кантат начала XIX века — «Пир Петра Великого» и «Последний день Помпеи» А. Н. Верстовского (первая — на стихотворение Пушкина, другая — на либретто Ю. К. Арнольда).
«Кантаты» эти исполнялись и в инсценированном виде — с декорациями, в костюмах и с оркестровым сопровождением. Верстовский создавал и большие кантаты для солистов, хора и оркестра и разнообразные вокально-оркестровые сочинения «на случай». [1]
В ссылке Пушкин прочитал в «Вестнике Европы» известие о сочиненной Верстовский кантате «Черная шаль» и в письме к П. А. Вяземскому от апреля 1824 года просил передать композитору «усердный поклон». Через несколько месяцев Пушкин посылает Вяземскому нотную запись цыганской песни «Старый муж, грозный муж», которую услышал в Бессарабии, и просит показать ее композитору.
Верстовский написал кантату на стихотворение Пушкина «Пир Петра Великого» с народной песней «На матушке, на Неве-реке молодой матрос корабли снастил» и позднее вспоминал: «Эту песню я часто игрывал покойному Пушкину, и она приводила его в восторг». [2]
«Последний день Помпеи» написана в связи с чествованием К. П. Брюллова, вернувшегося в Россию после пятнадцатилетнего пребывания за границей. После Одессы, где, приветствуя прибывшего из Константинополя художника, М. С. Воронцов вдохновенно говорил об уважении и благодарности, которые каждый русский чувствует к творцу «Последнего дня Помпеи», Брюллову отдавала дань восхищения Москва. 28 января 1836 года в Мраморном зале Московского художественного класса ценители искусства устроили торжественный обед, начавшийся в пять часов и сопровождавшийся музыкой. Сначала распорядитель обеда, директор Московского художественного класса Михаил Федорович Орлов, предложил тост за государя императора, затем подняли бокалы за здоровье знаменитого живописца. Тогда и прозвучали эти стихи, положенные на музыку А. Верстовским, они были исполнены прекрасным московским оперным певцом Н. Лавровым. Не знаю творца стихов, но они прекрасны по звучным выражениям сильного чувства! — восхищался один из слушателей. Имя автора стихотворения держалось втайне; утаил его, а может быть и не знал, и М. Ф. Орлов, передавший в «Московские ведомости» текст гимна. Понятно, почему так и не был назван сочинитель: хвалебная песнь Брюллову звучала от всей просвещенной Москвы, передавая общее настроение духовного подъема и признательности за то, что именно в сердце родной ему России выразилось «во всем своем блеске» неподдельное чувство любви гения к родине. [3]
Во второй половине и конце XIX века, с изменением музыкального языка изменились и кантаты. воплощающие образы родной страны («Москва» П. И. Чайковского), историко-легендарные («Песнь о вещем Олеге» Римского-Корсакова), запечатлевающие картины природы («Из Гомера» Римского-Корсакова, «Весна» Рахманинова), К. углублённо-философского плана (лирико-философская кантата «Иоанн Дамаскин» [4] и «По прочтении псалма» Танеева). К жанру кантаты близка поэма «Колокола» Рахманинова.
Создавались кантаты, посвящённые знаменательным датам (кантата Глазунова к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, Балакирева — к открытию в 1906 памятника М. И. Глинке в Петербурге и др.).
В СССР жанр кантаты был представлен такими произведениями, как «К 20-летию Октября» (1937), «Александр Невский» (1939), «Здравица» (1939), сочиненные Сергеем Сергеевичем Прокофьевым, «Курские песни» Георгия Васильевича Свиридова, «Киров с нами» Николая Яковлевича Мясковского, кантата «Сказание о битве за русскую землю» и симфония-Кантата «На поле Куликовом» Юрия Александровича Шапорина. [5] и другие.
Что такое Stabat mater?
Stabat mater – это первые слова анонимного средневекового стихотворения о Богородице, стоящей у креста с распятым Иисусом. Первая строфа этого довольно длинного текста в переводе на русский звучит так:
Стояла мать скорбящая
Возле креста, исполненная слёз,
Где распят Сын.
Этот текст использовался для песнопений в католическом обряде, чаще всего на Страстной неделе. А примерно с 17 века стал использоваться и вне церкви. Это самый лирический жанр на религиозную тему. Чувства матери понятны любому сердцу, поэтому многие композиторы написали на эти слова самые проникновенные и вдохновенные мелодии.
Вот три образца Stabat mater разных композиторов.
Джованни Перголези. Stabat mater, кантата для сопрано, альта, струнного оркестра и органа.1736 год.
Перголези умер от туберкулёза совсем молодым, в 26 лет, и это сочинение было написано незадолго до смерти. Его Stabat mater – самый популярный образец этого жанра. И это совершенно заслуженно: здесь чистейшая печаль и совершенная красота каждой мелодической линии.
Дуэт француза Филиппа Жарусски и нашей Юлии Лежневой в первой части кантаты Перголези ангельски прекрасен.
Франсис Пуленк. Кантата Stabat mater для хора, оркестра и сопрано.
Французский композитор Пуленк умел сочинять темы неотразимого лирического обаяния.
Это первая часть его Stabat mater на тот же текст, что и у Перголези.
Карл Дженкинс. Stabat mater, кантата для хора, оркестра меццо-сопрано и дудука. 2008 год
Карл Дженкинс – британский современный композитор, необыкновенно популярный на Западе, член всех академий и лауреат всяческих премий и орденов. Он пишет музыку на стыке всех жанров сразу: джаза, поп, классики и смешивает традиции всех мировых культур.
Его Stabat mater – пожалуй, самый “свежий” образец этого жанра на сегодняшний момент.
Маленькая и симпатичная по музыке восьмая часть звучит в сопровождении восточных ударных инструментов.
Антонио Вивальди. Ария из кантаты Stabat Mater «Pro peccatis»
За грехи своего рода видела она Иисуса в муках, плетям подставленного.
Видела Сына милого, умирать оставленного, испускающего дух.
Гипнотизирующе прекрасное контральто Лины Мкртчан
Иоганн Себастьян Бах. Ария Agnus Dei из Мессы си минор
Бах был протестантом. Но эту Мессу он написал на латыни, по католическому канону, потому что она предназначалась в качестве подарка курфюрсту Саксонскому Фридриху Августу, исповедавшему католицизм.
Бах отправил ему первые две части. А потом в течение 15 лет дописал ещё три. В итоге получилось грандиозное сочинение на три часа звучания, которое сам Бах так и не услышал при жизни.
Почти в самом конце есть замечательная лирическая ария на короткий молитвенный текст:
«Агнец Божий, принявший на себя грехи мира, помилуй нас».
Английский контртенор старой школы Альфред Деллер.
Франсис Пуленк. Ария №6 из кантаты Stabat Mater
Это сочинение для хора, оркестра и солирующего сопрано написано в середине 20 века, в самый разгар музыкального авангарда.
Но для французского композитора Френсиса Пуленка мелодия всегда оставалась основой музыки. За прекрасный лирический дар его называли «французским Шубертом».
Американское сопрано Кэтлин Бэтл.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Интегрированный урок музыки «Кантата С.Прокофьева «Александр Невский»»
Разделы: Музыка
Эпиграф: «Он чувства сердца разделил между Отчизною и Богом».
Художественно-педагогическая идея урока: Во взаимосвязи смежных видов искусств – истории, музыки, живописи, кинематографии, скульптуры создать образ защитника Отечества – князя Александра Невского.
Тип урока: интегрированный урок с элементами творчества.
Виды деятельности на уроке:
1. Пение
2. Прослушивание музыки
3. Игра на инструментах
4. Анализ фрагментов музыкального произведения
5. Анализ репродукций картин русских художников
6. Работа с учебниками
7. Работа со стихотворным текстом
8. Домашнее задание в виде реферата
9. Просмотр видеофильма
10. Творческие задания по актерскому мастерству
11. Закрепление ключевых понятий
12. Работа с музыкальными терминами
13. Беседа о роли А. Невского в современном мире
Цель урока: в единстве и взаимосвязи нескольких видов искусства: истории, музыки, живописи, кинематографии, скульптуры создать образ защитника Отечества – князя Александра Невского и показать, кем он был для русского народа и для своей Родины.
Вступительное слово учителя
У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Это в полной мере относится к Александру Невскому. Это имя на Руси и сейчас произносят с особой гордостью и почтением.
Более восьми веков живет память народная о святом благоверном великом князе Александре Невском – национальном герое, народном заступнике. Православная церковь причислила благоверного князя Александра к лику святых, и это обстоятельство придает трактовке образа новое осмысление.
Александр Невский – не мифологический герой, а реально существовавший человек. Его образ представлен не только церковной музыкой, но и музыкой композиторской, не только иконами, но и картинами художников; написаны романы, поэмы, стихотворения, поставлены памятники, сняты кинофильмы.
Повторение пройденного материала (2-3 класс)
Учитель: Ребята, мы знакомились с образом Александра Невского во 2-м и 3-м классах. Давайте вспомним, кем был А. Невский?
Дети: Русским князем, а еще полководцем.
(Далее в тексте: У – учитель, Д – дети, учащиеся).
У: Когда он жил?
Д: Почти 800 лет назад.
У: Если бы он был обычным человеком, сохранилось бы в истории России его имя через столько лет?
Д: Конечно, нет. Он многое сделал для своей Родины.
У: Вспомните основные этапы его биографии.
Д: Александр Невский был праправнук А. Македонского, в пять лет знал несколько языков и готовил себя к военному делу. Все предки А. Невского были военачальниками.
У: Фамилию Невский он получил при рождении?
Д: Нет, эту фамилию дал ему народ.
У: Почему народ стал называть его Невским?
Д: В 20 лет победил шведов на Неве-реке,
Работа с учебником
Учебник «Музыка. 2 класс» (стр. 42-43). Картинная галерея
Учитель играет тему песни «А и было дело на Неве-реке» из кантаты «Александр Невский».
Д: Это «А и было дело на Неве-реке».
У: Подумайте, в каком жанре написана эта часть кантаты.
У: В жанре былины: в тексте ключевое слово «было», медленный темп, спокойное изложение, напевная мелодия.
У: А кто исполняет этот музыкальный фрагмент в кантате?
Д: Этот фрагмент исполняет мужской хор. По звучанию напоминает распев былинных певцов-гусляров.
Распевание (несколько упражнений для развития голоса) и исполнение музыкального фрагмента из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».
У: Сейчас мы распоемся на интонациях песни «А и было дело…» (сопрано – альты поочередно исполняют свою музыкальную партию)
У: Какой вид колокольного звона можно использовать в этой части?
Д: Благовест.
У: Почему вы так решили:
У: Медленный темп, спокойный рассказ о былом, широкая мелодия.
Творческое задание
Исполнить песню «А и было дело на Неве-реке» из кантаты «Александр Невский» по партиям с использованием треугольников разных тембров.
А и было дело на Неве-реке,
На Неве-реке, на большой воде.
Как рубили мы злое воинство,
Злое воинство, войско шведское.
Определение на слух
У: А сейчас вы услышите еще одну знакомую мелодию.
У: Кто узнал эту мелодию?
Д: Это мелодия песни «Вставайте, люди русские».
У: А какой вид колокольного звона слышится в этой части?
Д: Набат. Этот звон всегда призывал народ на защиту Отечества.
Творческое задание:
Исполнить части «Вставайте, люди русские» с инструментами (свирели, треугольник)
Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные
За нашу землю честную.
Врагам на Русь не хаживать,
Полки на Русь не важивать
Поля Руси не таптывать,
Вставайте, люди русские.
У: Давайте сравним эти фрагменты, опираясь на основные средства музыкальной выразительности – темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика. При сравнении будем употреблять выражения «1 песня» («А и было дело…») и «2 песня» («Вставайте, люди русские»).
Дети разделяются на 2 группы и подбирают средствам музыкальной выразительности, соответствующие их песне.
Анализ музыкальной формы.
Средства
музыкальной 1 песня 2 песня
выразительности
У: Художники П. Корин и М. Нестеров средствами изобразительности создали противоположные образы одного и того же человека – А. Невского. А композитор С. Прокофьев создал средствами выразительности разные музыкальные темы, которые очень отличаются друг от друга. Это и будет называться контраст.
Работа с учебником.
У: А сейчас нам понадобится учебник «Музыка. 3 класс» (стр. 16-17)
В 3 классе мы обогатили свои знания об А. Невском, узнали, что через сто лет после смерти он возведен в лик святых. И на стр. 16 учебника мы уже видим изображение А. Невского на иконе. Как называется икона?
Д: Святой Благоверный князь Александр Невский.
Домашнее задание (сообщения на тему «Что такое икона», «Иконописцы»).
Прослушивание песнопения «Хвала князю Александру»
У: Какой хор исполнял это песнопение?
Д: Исполнял мужской хор.
У: В каком стиле пел хор?
Д: В стиле «а капелла», т. е. без сопровождения.
У: На стр. 16 учебника есть определение, что такое кантата. Прочтите, пожалуйста.
Д: Кантата – произведение для хора, оркестра и певцов-солистов.
У: Так кто же исполняет кантату?
Д: Хор, оркестр, и певцы-солисты.
Новый материал:
У: И вот, наконец, мы дошли до учебников 4 класса, откройте учебник «Музыка. 4 класс» (стр. 20-21)
У: Прочтите ключевое выражение.
Д: Кантата для меццо-сопрано, хора и оркестра.
У: До сих пор в кантате мы слышали термины «хор» и «оркестр», а о певцах-солистах пока речь не шла. Но в названии видим певческий голос – «меццо-сопрано». Это низкий женский голос, который звучит в 6-й части кантаты.
Д: А как переводится это название?
У: Мы знаем, что голос сопрано – это высокий женский голос, а слово «меццо» в переводе с итальянского языка значит «не очень, не слишком».
Д: Значит, меццо-сопрано это не очень высокий женский голос.
У: Правильно, молодцы. А вы не задумывались о том, что музыка С. Прокофьева написана на слова какого-то поэта.
Д: Да, мы же поем песни из этой кантаты, а кто написал слова?
У: Интересно, что текст написал сам Сергей Прокофьев. Он работал иначе, чем это делают поэты. Он вначале написал музыкальные инструментальные темы, а затем сочинил к ним слова. Прежде чем послушать незнакомые ещё музыкальные примеры, мы познакомимся с текстом новой песни. Но вначале давайте прочтем тему урока.
Д: Тема урока «Я пойду по полю белому…»
У: А начнем мы новую тему с творческого задания.
Творческое задание
Четыре девочки получают карточку с текстом песни «Я пойду по полю белому…» и ищут соответствующие интонации голоса для дальнейшего прочтения. Остальные слышат интонация колыбельной и по руке учителя начинают ее петь с закрытым ртом. На фоне колыбельной звучит текст.
1.
Я пойду по полю белому,
Полечу по полю светлому.
2.
Поищу я славных соколов,
Женихов моих – добрых молодцев.
3.
Кто лежит мечами порубленный.
Кто лежит стрелою пораненный,
4.
Напоили они кровью алою
Землю честную, землю русскую.
У: Спасибо хору и чтецам. Как вы думаете, удалось ли девочкам передать настроение текста?
Д: Да, удалось. Они читали очень выразительно.
У: Хор узнал основную интонацию исполняемой мелодии?
Д: Да, это была колыбельная.
У: Почему С. Прокофьев взял в кантату интонацию колыбельной песни? Для кого она звучит?
Д: Для мертвых воинов на поле битвы. В тексте мы слышали слова женщины, которая ищет среди погибших своего мужа.
У: Правильно. Давайте прочтем текст на стр. 21 учебника
Работа с учебником.
Д: Женщины идут по снежному полю в надежде найти своих родных живыми. Звучит простая мелодия в духе народных песен. Эта песня-плач, которая звучит в 6-й части кантаты «Мертвое поле». И исполняет её низкий женский голос – меццо-сопрано.
У: Какие интонации передают этот голос?
Д: Кажется, что певица не поёт, а плачет. Здесь интонации плача.
У: Правильно, это песня-плач. Итак, какие жанры народных песен использовал композитор С. Прокофьев?
Д: Это жанры колыбельной песни и песни плача.
У: Ледовое побоище закончилось победой войска А. Невского. Войско крестоносцев ушло под лед, но много погибло и русских воинов. Этот момент изображен в фильме режиссера С. Эйзенштейна «Александр Невский». Этот фильм режиссер снял в 1938 году. Некоторые фрагменты из этого фильма мы уже видели. А сейчас увидим фрагмент «Мертвое поле».
Просмотр фрагмента фильма «Александр Невский» режиссера С. Эйзенштейна.
У: Что вы скажете об увиденном фрагменте?
Д: Фильм очень захватывающий, особенно эпизоды битвы на льду.
Даже не замечаешь, что фильм не цветной, а черно-белый.
Кажется, что ты тоже сражаешься вместе с войском А. Невского.
У: Снят и новый художественный фильм. Он называется «Александр. Невская битва». Он шел недавно на телевидении. Кто видел это фильм?
Д: Я видел этот фильм, но больше мне нравится фильм Эйзенштейна, в нем очень хорошая музыка, она помогает переживать те события.
Д: Мне не понравилось, что в новом фильме Александр Невский показан как главарь банды, а не как полководец.
Д: Новый фильм цветной, там много яркий костюмов, но без музыки С. Прокофьева его смотреть не так интересно, как старый фильм.
Д: А мне понравился новый фильм, мы смотрели его на каникулах всей семьей.
Творческое задание:
У: Кто-то, может быть, в будущем станет известным режиссером и снимет свой фильм об Александре Невском. А кто уже сейчас хочет попробовать себя в этом?
Д: (поднимают руки, учитель выбирает одного, кто на уроке не проявил особой активности)
У: Представь себе, что ты режиссер, и на главную роль тебе нужно выбрать одного актера из нескольких. Если бы ты снимал фильм, кого из класса взял бы на главную роль?
Ученик выбирает из класса нескольких мальчиков.
У: Для сравнения актерских данных каждому нужно произнести слова главного героя из фильма Александр Невский» с соответствующей интонацией:
1. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!»
2. «С родной земли умри, а не сойди!»
3. «На том стояла, стоит и стоять будет земля русская!»
Ученик-режиссер проводит кастинг и выбирает одного актера на главную роль.
Д: Недавно на канале РТР шел цикл передач «Имя Россия».
Д: И имя Александра Невского заняло первое место по количеству голосов телезрителей.
У: Молодцы, ребята. Это еще раз говорит о значимости Александра Невского в истории России.
Опережающий компонент в обучении.
Работа с учебником. «Музыка. 5 класс (стр. 96-97)
У: Мы так плодотворно и творчески работали сегодня на уроке, что сможем заглянуть в будущее, то есть поработать по учебникам 5 класса. Посмотрите, как изобразил эти события после Ледового побоища художник В. Серов. Картина называется «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища».
Д: Здесь Александр на коне, а рядом с ним идут пленные крестоносцы.
У: А кто еще изображен на картине?
Д: Это русские люди, здесь и дети, и женщины, и старики, все стоят с поднятыми руками, на лицах радость и ликование, они славят Александра Невского.
У: На следующей странице вы видите фотографию. Сейчас это обычное поле, но это то самое поле боя, где бился насмерть Александр Невский со своей дружиной. Подвиг А. Невского навсегда запечатлен скульптором Олегом Комовым.
Д: Да, это фигуры Александра Невского и двух воинов.
У: Эти фигуры высечены из камня и называются скульптура. Как вы думаете, почему скульптор Комов изобразил А. Невского не одного?
Д: Чтобы показать, что один Александр не победил бы, а эти два воина как бы олицетворяют все войско русское.
У: Вы хотите проверить свои музыкальные знания на примере ключевых слов и выражений из учебника 5 класса?
Д: Да, хотим.
Дети по очереди читают ключевые слова и выражения, которые смогут объяснить и дают им свое определение (язык искусства, выразительность, изобразительность, музыкальная живопись, живописная музыка, контраст, инструментальная тема).
Итог урока.
Дети поднимают руки
Небольшая пауза для осмысления детьми сказанного.
У: Чтобы закончить наш урок на возвышенной патриотической ноте, давайте исполним песню «На Руси родной» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Как мы будем исполнять эту мелодию?
Д: Гордо, распевно, торжественно, широко.
У: А какой вид колокольного звона можно использовать?
Д: Конечно, трезвон.
Творческое задание:
Исполнение песни «На Руси родной» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» с использованием инструментов. Дети берут треугольники и колокольчики разных размеров и используют их звучание при исполнении.
Подведение итогов урока:
У: Наш урок подошел к концу. Мы прикоснулись к очень важной странице нашей истории. Ключевой фигурой для нас стал полководец, защитник Земли Русской святой князь Александр Невский. А понять и почувствовать то время нам помогли картины, музыка, скульптура, кинофильм. Но самое главное то, что каждый из вас пропустил через сердце образ Александра Невского и его подвиг, испытал гордость за своего соотечественника. А я испытала гордость за вас. Ваши ответы, размышления и споры показали интерес и неравнодушие к этой теме. А это самое главное.
На уроке использованы:
1. Отрывки из кантаты С. Прокофьева («А и было дело», «Вставайте, люди русские», «На Руси родной», «Мертвое поле», «Я пойду по полю белому»).
2. Отрывки из фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский».
3. Репродукции картин: М Нестеров «Александр Невский», П. Корин «Северная легенда» (триптих), В Серов «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища».
4. Икона «Святой Благоверный князь Александр Невский».
5. Духовное песнопение «Величание Александру».
6. Скульптура О. Комова «Александр Невский».
7. «Ледовое побоище». Палех.