Кантата это что кратко
Значение слова «кантата»
1. Жанр торжественной лирики (в русской поэзии 18 — начала 19 вв.) — стихотворение, написанное на определенный торжественный случай.
2. Крупное музыкальное произведение для пения, хорового и сольного, с инструментальным сопровождением, отличающееся обычно торжественностью.
3. Торжественная хоровая песнь.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось кантатой в отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии развилась и форма кантаты, которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. В состав кантаты вошли: хоры, речитативы, арии, а позднее и дуэты с оркестровым сопровождением. Кантата получила развитие благодаря Кариссими, который считается её творцом. Кантата исполняется в концертах и церквях. Она бывает светского и духовного содержания. Отличие кантаты от оратории заключается в том, что в оратории больше драматизма, и сольные номера относятся к известным личностям в сюжете оратории, а в кантате преобладает лирический элемент и сольные номера имеют более отвлеченный характер. Духовная кантата особенно развилась в протестантской церкви. Сочинение кантаты служит в консерваториях задачей для выпускных учеников-теоретиков.
Встречаются кантаты различного характера — торжественные, лирические, скорбные, радостные, повествовательные, философские.
КАНТА’ТА, ы, ж. [ит. cantata]. Вокальная пьеса для одного или нескольких голосов и чаще для хора, отличающаяся торжественностью (муз.). || Род старинного торжественного лирического стихотворения (лит.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
канта́та
1. муз. крупное вокально-инструментальное произведение торжественного содержания, обычно для солистов, хора и оркестра; торжественная хоровая песнь
2. филол. жанр торжественной лирики (распространённый в русской поэзии XVIII — начала XIX в.) — стихотворное произведение к торжественному случаю или на мифологическую тему
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: утвердительный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
КАНТАТА
Исторический очерк
К конwe XVIII века жанр кантаты под воздействием просветительской критики стал восприниматься как анахронизм; этому способствовала также растущая секуляризация музыки, вытеснение старых, церковных жанров новыми, концертными, а также развитие оперы. Хоровой стиль «масонских» кантат В. А. Моцарта более прост, чем в его же мессах и Реквиеме. Л. ван Бетховену принадлежит кантата «Морская тишь и Счастливое плавание» (на стихи И. В. Гёте, 1815 год); финал его 9-й симфонии (на текст «Оды к радости» Ф. Шиллера, 1823 год) также сближается по форме с кантатой. В музыке композиторов-романтиков жанр кантаты представлен лишь немногими значительными сочинениями: «Победная песнь Мирьям» Ф. Шуберта (на текст Ф. Грильпарцера, 1828 год), «Смерть Сарданапала» Г. Берлиоза (по Дж. Байрону, 1830 год), «Первая Вальпургиева ночь» Ф. Мендельсона (по Гёте, 1832 год), «Ринальдо» И. Брамса (на текст Гёте, 1868 год). В этих и подобных им кантатах используются выразительные средства, типичные для романтической оперы. Многие хоровые произведения с оркестром, не достигающие масштабов оратории, но превосходящие по размерам простые песни, могут быть причислены к жанру кантаты (например, «Братская трапеза апостолов» Р. Вагнера, 1843 год; «Триумфальная песнь» и «Песнь судьбы» Брамса, обе 1871 год).
Кантата
Б. В. Левик.
Полезное
Смотреть что такое «Кантата» в других словарях:
Кантата — (итал. cantata, от лат. саntare петь) вокально инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось кантатой в отличие от… … Википедия
Кантата — (итальянск. cantata) принадлежит к числу синкретических художественных форм, соединяющих стиховую форму с музыкальным исполнением. Возникая на рубеже XVI и XVII вв. в Италии, К. обозначает первоначально вокальную пьесу вообще (pendant к… … Литературная энциклопедия
КАНТАТА — (ит., от лат. cantare петь). Духовная песнь, положенная на музыку и состоящая из арий речитативов, хоров и хоралов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАНТАТА 1) род вокальной пьесы с аккомпанементом… … Словарь иностранных слов русского языка
кантата — См … Словарь синонимов
кантата — ы, ж. cantate f., нем. Cantate <, ит. cantata. муз. Крупное музыкальное произведение для пения с инструментальным сопровождением; лирическая поэма торжественного характера. Сл. 18. Но разве вы меня хотите отпустить не пропевши ни одной… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КАНТАТА — (итальянское cantata, от cantare петь), обычно многочастное произведение для солистов, хора и оркестра; жанр вокально инструментальной музыки. Близка оратории. Возникла в 17 в. Вершина жанра в творчестве И.С. Баха (сохранилось около 200 духовных… … Современная энциклопедия
КАНТАТА — (итал. cantata от лат. canto пою), крупное вокально инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра ( Москва П. И. Чайковского, Александр Невский С. С. Прокофьева и др.). Состоит, как правило, из оркестрового вступления, арий … Большой Энциклопедический словарь
КАНТАТА — КАНТАТА, кантаты, жен. (итал. cantata). Вокальная пьеса для одного или нескольких голосов и чаще для хора, отличающаяся торжественностью (муз.). || Род старинного торжественного лирического стихотворения (лит.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
кантата — КАНТАТА, ы, жен. 1. Крупное, близкое оратории, вокально инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. 2. Состоящее из нескольких частей стихотворение к торжественному случаю или на мифологическую тему (спец.). | прил.… … Толковый словарь Ожегова
Кантата — (ит., лат., от canere петь) название вокальногопроизведения. В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одногоголоса (мадригал) называлось К., в отличие от инструментальногосочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Кантата — (ит. cantata, лат. canto – пою) – крупное вокально инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Состоит большей частью из оркестрового выступления, арий, речитативов и хоров. Близка к оратории, отличается от нее меньшим… … Энциклопедия культурологии
Кантата
(итал. cantata, от итал. и лат. cantare — петь; нем. Kantate) — крупное вок.-инстр. произведение, предназначенное, как правило, для одного или неск. солистов, хора и оркестра (известны и К. для одного хора, для одного солиста с оркестром). К. подразделяются на духовные (религиозные) и светские; с сер. 18 в. светские К. становятся всецело господствующей разновидностью. Встречаются К. разл. характера — торжественного, лирического, скорбного, радостного, повествовательного. Обычно К. состоит из орк. вступления (симфония, прелюдия, увертюра и т. п.), арий, речитативов и хоров. Исполнительский состав, структура, отсутствие сценич. действия сближают К. с ораторией. К. отличается от оратории меньшими масштабами, однородностью содержания, отсутствием драм. разработки сюжета, преим. камерным характером. В нек-рых случаях К. настолько сближается с ораторией, что трудно определить, к какому из этих жанров принадлежит данное произв.
История К. восходит к 1-й пол. 17 в.; первоначально термин «К.» использовался в Италии как обозначение крупного вок. сочинения в противоположность сонате — инстр. сочинению. Первым термин «К.» применил А. Гранди («Cantate et Arie», 1620). Ранние итал. К. представляли собой сольные вок. пьесы, отличавшиеся от арии сквозным развитием музыки от строфы к строфе; объединяющую функцию выполнял бас, повторявшийся в неизменном виде (basso ostinato).
Начиная с кантат Б. Феррари (3 сборника, 1633-1641) обозначается противопоставление в К. речитативных и напевных, ариозных, эпизодов. Расцвет итал. К. в сер. 17 в. связан с творчеством Л. Росси, Г. Кариссими, Ф. Кавалли, А. Чести, Дж. Легренци, А. Стра-деллы. Их К. складывались из нескольких арий da capo со вступительными речитативами. К. мастеров неаполитанской школы (А. Скарлатти и др.) обычно состоит из 2 контрастных арий da capo, связанных речитативом; сопровождение выписывалось в виде basso continue ( см. Генерал-бас). Эти К. приближаются к оперной сцене; ария и оперная сцена постепенно вытесняют их.
Итал. К. были преим. светскими; духовная К. сформировалась в Германии. Первоначально она была идентична духовному концерту. Важную роль в становлении духовной К. сыграли сборники текстов кантат, составленные Э. Ноймайстером (1704-14); в них сочетались библейские тексты, хоральные строфы, речитативы и арии da capo. К этому типу К. обратились, в частности, Г. Ф. Телеман и И. С. Бах, благодаря к-рому К. заняла почётное место среди современных ему крупных муз. жанров. Бахом написаны сотни духовных К. (значит. часть их утеряна, сохранилось немногим более двухсот), предназначенных для церк. праздников. Они разнообразны по составу исполнителей (для хора и солистов, для одного хора, только для солистов, для одного голоса с оркестром) и по содержанию. В большинстве случаев они включают речитативы и завершаются хоральной строфой. В их музыке выступает богатейший мир человеческих чувств — лирических и драматических, радостных, спокойно- созерцательных и трагических. Баху принадлежит также ок. 20 светских К. (самые известные — «Крестьянская», «Кофейная», «Феб и Пан»).
Следующий этап в развитии жанра К. связан с творчеством В. А. Моцарта. В своих «масонских» К., созданных в последние годы жизни (1785-91), как и в мессах, Моцарт вырабатывал тот хоровой стиль, к-рый в столь совершенных формах представлен в его Реквиеме.
Во 2-й пол. 18 в. немецкая церк. К. подверглась критике со стороны представителей нем. просветительства и утратила прежнюю популярность. Значит. развития достигает нем. светская К., в особенности сольная, к-рая сформировалась ещё на рубеже 17-18 вв. под влиянием итал. образцов и была тесно связана с оперой («Душевное удовольствие» Кайзера, Гамбург, 1698; сочинения И. Д. Хейнихена, Г. Ф. Телемана, И. А. Хассе, И. Г. Грауна, а также И. С. Баха и Г. Ф. Генделя). С сер. 18 в. в сольных К. чаще используются нем. тексты, в мелодике проступают черты песенности («Трагические кантаты» Шайбе, сочинения И. К. Ф. Баха, И. Ф. Кирнбергера, аббата Фоглера и др.), возникают своеобразные промежуточные, смешанные формы — песенная кантата («Lied-Kantate»), кантатная песня («Kantatenlied»). Нем. сольная К. явилась прообразом сольных драм. сцен И. Ф. Рейхардта («Прометей», «Ганимед» на тексты И. В. Гёте), от к-рых прямые пути ведут к развитым формам шубертовской песни.
Во Франции кантатно-хоровые жанры играли большую роль во время Великой франц. революции; своим героич. пафосом они поднимали народ на борьбу против тирании. Много произв. этого рода создали Л. Керубини, Э. Мегюль, Ж. Ф. Лесюэр, Ф. Ж. Госсек.
Жанру К. отдал дань Л. Бетховен, написавший К. «Морская тишь и счастливое плавание» на стихи И. В. Гёте. Финал его 9-й симфонии с участием хора и солистов (на сл. «Оды к радости» Ф. Шиллера) по существу также является кантатой.
В творчестве композиторов-романтиков 19 в. жанр К. отходит на второй план. Ими созданы лишь отд. произведения в этом жанре либо приближающиеся к нему: «Победная песнь Мириам» Шуберта, «Аврора» Россини, «Рай и Пери» Шумана, «Первая Вальпургиева ночь» Ф. Мендельсона, «Последняя ночь Сарданапала» Берлиоза, «Бетховенская кантата» Листа (к 100-летию со дня рождения Бетховена), «Трапеза апостолов» Вагнера, «Ринальдо» Брамса. В этих и подобных им К. используются выразит. средства, типичные для романтич. оперы. Многие хор. произв. с оркестром, не достигающие масштабов оратории, но превосходящие по размерам простые песни, могут быть причислены к жанру К. (напр., «Триумфальная песнь» и «Песнь судьбы» Брамса и др.).
В 20 в. за рубежом возникают лишь единичные произв., трактующие жанр К. в духе романтич. традиции 19 в. Намечается понимание К. как произв., предназначенного для любительского музицирования, в особенности музицирования молодёжи («Мы строим город» и др. кантаты П. Хиндемита, сочинения Й. Хаса, X. Бергезе и др.). Нек-рые сочинения, получающие назв. К., далеко отходят от типических внешних форм этого жанра (А. Веберн).
Сов. композиторы рассматривают К. как жанр, позволяющий доносить до широких масс слушателей большие, общественно значимые темы. Сов. К. отличает увеличение роли хора, насыщение вок. номеров интонациями нар. и массовой песни. Первые сов. К. относятся к нач. 30-х гг. («Красной армии» Черёмухина). Ряд кантат был создан к 20-летию Великой Oкт. социалистич. революции («Юбилейная кантата» Василенко и «Кантата к 20-летию Октября» Прокофьева, явившаяся важным вкладом в сов. муз. культуру). Значит. сочинения кантатного жанра возникли в предвоен. годы («Александр Невский» Прокофьева, «На поле Куликовом» Шапорина) и в годы Великой Отечеств. войны 1941-45 (поэма-кантата «Киров с нами» Мясковского, кантата «Сказание о битве за русскую землю» Шапорина, симфония-кантата «Украина моя» Штогаренко). В послевоен. сов. К. по-прежнему важнейшее место занимает героико-патриотич. тема («Кантата о Родине» Арутюняна, «Над родиной нашей солнце сияет» Шостаковича и др.).
Взаимопроникновение, слияние разл. жанров муз. иск-ва, характерное для 20 в., относится и к жанру К. К. сливается с ораторией, симфонией, с музыкой к драм. спектаклям, фильмам. Даже произведения, не имеющие обозначения «кантата», часто обнаруживают близость к этому жанру. Нередко сюита, составленная из музыки к фильму, если в ней преобладают вокальные (хоровые и сольные) номера, получает назв. К. Таковы «Иван Грозный» и «Александр Невский» Прокофьева. В последнее произв. входит и большой симфонический эпизод. Оратория Прокофьева «На страже мира» могла бы быть названа К. Пример слияния К., оратории и симфонии в советской музыке — 13-я симфония Шостаковича.
В зарубежной музыке 20 в. произв., объединяющие черты К. и др. жанров, имеются у К. Орфа (сценич. кантаты «Carmina Burana», «Catulli carmina», «Триумф Афродиты»), И. P. Стравинского (опера-оратория «Царь Эдип» по своим размерам приближается к К.) и у мн. др. композиторов разл. школ и направлений.
Литература: Ливанова Т., История западно-европейской музыки до 1789 года, М. — Л., 1940, с. 248-253; Келдыш Ю. В., Оратория, кантата, в сб.: Очерки советского музыкального творчества, т. 1, М. — Л., 1947; Хохловкина A., Пути развития советской оратории и кантаты, «СМ», 1949, No 3; её же, Советская оратория и кантата, М., 1955; Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960; Tiеrsоt J., Cantates franзaises du XVIII-e siиcle, «Le Mйnestrel», LXIX, 1893; Dent J., The Italien chamber cantatas, «The Musical Antiquary», 1911, Juli; Schering A., Ьber die Kirchenkantaten vorbachischer Thomaskantoren, в кн.: «Bach-Jahrbuch», IX, Lpz., 1912; Schmitz E., Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts, I, Geschichte der weltlichen Solokantate, Lpz., 1914 («Kleine Handbьcher der Musikgeschichte nach Gattungen», V, 1), 1955, Hildesheim, 1965; Brausch P., Die Kantate, Hdlb., 1921; Pruniиres H., The Italian cantata of the 17th century, «ML», 1926, No 1; Rieber K. Fr., Die Entwicklung der deutschen geistlichen Solokantate im 17. Jahrh., Freiburg in Br., 1932 (Diss.); Treiber Fr., Die thьringisch-sдchsische Kirchenkantaten zur Zeit der jungen J. S. Bach (etwa 1700-1723), «AfMf», II, 1937; Lange W., Die Anfдnge der Kantate, Dresd., 1938; Schwanbeck G., Die dramatische Chorkantate der Romantik in Deutschland, В., 1938 (Diss.); Ferand E. T., Embelished «Parody Cantatas» in the early 18th century, «MQ», XLIV, 1958; Кrummасher Fr., Die Ьberlieferung der Choralbearbeitung in den frьhen evangelischen Kantaten, «Berliner Studien zur Musikwissenschaft», X, В., 1965; Jakоby R., Die Kantate, Kцln, (1968) («Das Musikwerk», H. 32).
Значение слова кантата
Словарь Ушакова
кант а та, кантаты, жен. (итал. cantata). Вокальная пьеса для одного или нескольких голосов и чаще для хора, отличающаяся торжественностью (муз.).
| Род старинного торжественного лирического стихотворения (лит.).
Культурология. Словарь-справочник
(ит. cantata, лат. canto – пою) – крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Состоит большей частью из оркестрового выступления, арий, речитативов и хоров. Близка к оратории, отличается от нее меньшим масштабом и отсутствием драм, разработки сюжета.
Католическая Энциклопедия
(итал. cantata, от лат. и итал. cantare — петь) — жанр светской и церк. вокально-инструментальной музыки.
Термин впервые зафиксирован в названии сборника А. Гранди Cantate ed arie (1620). Ранние К. исполнялись певцом в сопровождении basso continuo (чембало или органа и виолы). Б. Феррари включил в К. речитатив и ариозо (3 сб. Musiche varie, 1633–41). После 1650 итал. К. приобрела свой типичный вид: 2 или более арий, соединенных речитативами. К. писали все итал. композиторы эпохи барокко: Л. Росси, Дж. Кариссими, Ф. Кавалли, А. Страделла и др. В Неаполе у Ф. Провенцале и А. Скарлатти под влиянием оперы К. получила более развитое сопровождение (оркестр или солирующие инструменты). Итал. барочная К. была светским жанром, даже если писалась на дух. сюжеты. Развернутые К. иногда достигали размеров одноактной оперы (Лукреция, Покинутая Армида Г.Ф. Генделя; Ино Г.Ф. Телемана). Франц. барочная К. также состояла из 2–3 арий и речитативов и являлась жанром светской камерной музыки (А. Кампра, Л.Н. Клерамбо, Ж.-Ф. Рамо). Духовные произведения в той же форме назывались мотетами.
В Германии жанр К. был известен довольно рано (К. Киттель, сб. Арии и кантаты, 1638). В кон. XVII — нач. XVIII в. К. превратилась в ведущий жанр протест. церк. музыки. Вначале нем. К. были преимущественно строфическими и основывались на протест. хорале; после публикации в 1704–14 сборников кантатных текстов Э. Ноймайстера в нем. К. проникли речитативы и арии. Обычно нем. духовные К. завершались хоралом. И.С. Бах сочинил множество К. (из них сохранилось ок. 200 церковных и 19 светских), которые считаются образно-смысловым ключом ко всему его творчеству. Рождественская оратория И.С. Баха фактически является циклом из шести К.
В классическую эпоху в К. стали часто включать хор. Форма К. оказала сильное влияние на музыку мессы и др. церк. жанров. Кантатной мессой в музыковедении называют композицию с дробным членением текста и чередованием арий, ансамблей и хоров (Месса си минор И.С. Баха, Мессы и Реквием В.А. Моцарта). В форме К. положены на музыку также тексты Stabat Mater (Дж. Перголези, Й. Гайдн, Л. Боккерини), Salve Regina и др.
У венских классиков и их современников К. — преимущественно концертное светское произведение для солистов, хора и оркестра (Кающийся Давид В.А. Моцарта; Ода к Радости в финале Девятой симфонии Л. ван Бетховена). Эта тенденция сохранилась и в музыке XIX–XX вв., где К. отличалась от оратории лишь относительно меньшими размерами. В музыке XX в. произошло сближение или слияние К. с др. жанрами: балетом (сценические кантаты К. Орфа, в т.ч. Carmina Burana и Catulli Carmina), симфонией (13-я и 14-я симфонии Д.Д. Шостаковича), сюитой (Солнце инков Э.В. Денисова).
В России К. начали писать еще в XVIII в., но расцвет жанра пришелся на XIX и XX вв. (Москва П.И. Чайковского, Песнь о вещем Олеге и Из Гомера Н.А. Римского-Корсакова, Иоанн Дамаскин и По прочтении псалма С.И. Танеева, Весна и Колокола С.В. Рахманинова, Кантата к 20-летию Октября и Александр Невский С.С. Прокофьева, История доктора Иоганна Фауста А.Г. Шнитке).
Лит-ра: Ширинян Р.К. Оратория и кантата. М., 1960; Schmitz E. Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts. Lpz., 1914 (Regensburg, 1965), Bd. 1; Lange W. Die AnfКnge der Kantate. Dresden, 1938; DЯrr A. Die Kantaten von J.S. Bach. Kassel, 1971. 2 Bd.
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
(от лат. cantare — петь) — стихотворно-музыкальное произведение, исполняемое преимущественно по какому-либо торжественному случаю.
Рб: роды и жанры литературы
Род: лирические жанры
Перс: В. Тредиаковский, И. Бехер
* «Кантата возникла на рубеже XVI—XVII веков в Италии, во Франции; в России появилась в XVIII веке. Попытки возродить кантату с новым содержанием были предприняты в революционной поэзии. но большого распространения не получили» (В.А. Никонов). *
Словарь музыкальных терминов
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG cantata)
музыкальная форма, прямо относящаяся к чтению Священного Писания и составляющая часть богослужения. Кантату поют в противоположность сонате, к-рую играют на музыкальных инструментах.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
КАНТАТА, ы, ж.
1. Крупное, близкое оратории, вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра.
2. Состоящее из нескольких частей стихотворение к торжественному случаю или на мифологическую тему (спец.).
| прил. кантатный, ая, ое (к 1 знач.).