Канцеляризм что это такое в русском языке

Канцеляризмы в речи: правда ли это проблема и как с ними бороться?

Канцеляризм что это такое в русском языке. Смотреть фото Канцеляризм что это такое в русском языке. Смотреть картинку Канцеляризм что это такое в русском языке. Картинка про Канцеляризм что это такое в русском языке. Фото Канцеляризм что это такое в русском языке

О том, что канцеляризмы в речи, то есть неуместно, нарочито заумные слова и выражения, — это проблема, заявил еще Корней Чуковский (он был не только детским писателем, но еще и очень неплохим литературным критиком). Термин, которым он назвал эти слова, основан по примеру серьезных медицинских терминов (отит, менингит и, неожиданно, канцелярит). Этим он выразил иронию относительно «пустых», не несущих информации заумных слов только ради заумных слов.

Канцелярские слова – это и правда во многом болезнь речи, хоть и не так страшен черт, как его малюют. Иногда канцеляризмы вполне себе уместны, а в художественном произведении, откуда их люди с хорошим вкусом к слову безжалостно вычеркивают, несут важную функцию. К слову, и «несут важную функцию», и «к слову» — это примеры канцеляризмов. Их невозможно полностью вычеркнуть из текста, не поддавшись нарочитому упрощению, и, даже в статьях, гневно обличающих канцеляризмы как явление, внимательный читатель найдет парочку примеров этих самых канцеляризмов.

Давайте же разберемся, что такое канцеляризмы в русском языке, какую несут опасность, как с ними бороться, а главное когда действительно нужно бороться.

Немного о происхождении

В русском языке всего пять функциональных стилей речи. Словом «функциональный» описываются различия межу ними. У речи разговорной, художественной или официально-деловой разные назначения, разные сферы применения. Не будем останавливаться на особенностях каждого стиля, обратим внимание сразу на нужный нам.

Канцеляризмы – это выходцы из официально-делового стиля, а точнее из «казенного» языка царской России, а позже из советской бюрократической действительности, где на написание заявления нужно было написать заявление, и все это по речевому шаблону (в этом плане мало что изменилось, просто явление перестало быть новым и уже никого не впечатляет).

Канцеляризмы – это слова и выражения, свойственные официально-деловому стилю (то есть языку заявлений, петиций, юридических справок), а употребленные в художественном, публицистическом или разговорном стиле речи.

Особенно не к месту и часто используют канцелярский язык в публицистике. По сути, публицистическая речь, то есть речь газет, журналов, постов в пабликах и на новостных сайтах должна быть написана на стыке художественного стиля (как художественный текст) и разговорного (для облегчения восприятия). Журналисты же зачем-то усложняют свои тексты. Еще хуже, когда искусственно усложняются художественные тексты, ведь тогда страдает не только содержание, но и форма.

Когда употребляют канцеляризмы? Примеры

Канцелярская лексика в большем количестве употребляется неопытными авторами обычно для того чтобы

Замена глаголов другими частями речи

Глагол – это действие, это движение. В художественных текстах, публицистических произведениях, в повседневной речи динамика очень важна, если текст не динамичен, то читать его скучно.

Как канцеляризмы «убивают» динамику текста? Простой пример:

— «Нет, сегодня происходит обсуждение книги».

Казалось бы, разница не велика, смысл тот же. Но что произошло в тексте? Глагол «обсуждаем», который нес конкретный смысл конкретного действия, при этом передавал динамику, заменяется на глагол-«пустышку» в семантическом смысле «происходит» (без контекста вообще не понятно что же «происходит») и существительное «обсуждение». Смысл, если разобраться, тот же, «обсуждаем книгу» и «происходит обсуждение книги», семантически, то есть по значению, одинаковы.

Но в первом случае предложение легче для восприятия и в нем больше движения. «Обсуждаем» — это событие, а «происходит обсуждение» — слова для делового отчета. Это один из излюбленных приемов канцелярского стиля. Но стиль деловых бумаг и должен быть не динамичным и обезличенным, а вот в художественном произведении или публицистическом это почти всегда неуместно.

Иноязычные термины

Иногда без заимствованных терминов не обойтись. Мир развивается очень быстро, русский язык просто не успевает сотворить собственные слова, чтобы выражать какие-то явления. Если мы решили написать статью или очерк про блокчейн, то нам будет трудно (читать как невозможно) не использовать «новомодных» терминов, определений, иногда даже варваризмов (заимствований из другого языка не по правилам заимствований, а «как есть»). Единственное, что можно сделать для облегчения текста в таком случае – это просто и доходчиво объяснить суть явлений со сложными названиями.

Но у большинства серьезных терминов из Википедии и настольных словарей есть аналоги из повседневного словарного запаса среднего человека. В предыдущем предложении мы сказали «аналоги», а могли бы сказать «замена».

Употребление терминов – это не плохо, но когда их много, читать становится сложно. Мало кто согласиться читать сидя со словарем.

Поэтому в статье для лингвистов нормально увидеть словосочетание «выделение аффиксов в именных частях речи», а вот в художественном рассказе для детей разумнее написать, что «Пете задали найти окончания существительных и прилагательных». «Пете задали выделить аффиксы в именных частях речи» — это или канцеляризм и смешение стилей, или будни студента-филолога.

Замена «активных» оборотов «пассивными»

В хорошем не деловом тексте читателю очень важно чувствовать причастность к происходящему. Не важно, свою, участников событий или героев художественного произведения, но чтобы событие увлекало, у него должны быть действующие лица. Наличие действующего лица выражает «активный» речевой оборот. Канцеляризм – это замена с «активного» на «пассивный оборот». Вот как это происходит:

«Мы видим, как этот молодой артист покоряет новые вершины творчества» — в этом выражении «молодой артист» действует, а читатель сопереживает.

«Мы видим покорение новых вершин этим молодым артистом» — ощущение, будто вершины покоряются сами. Герою уже не так хочется сопереживать.

Отымённые предлоги

Чисто канцелярский оборот, которого очень сложно избежать. Но не потому что употреблять предлоги, которые образованы от существительных необходимо для написания хорошего текста, а потому что очень уж привычно писать со вставками вроде «в силу», «по причине», «в плане», иногда они очень помогают скрыть слабоватую логику во взаимосвязи между предложениями или частями предложения.

Поэтому после написания текста лучше всего перечитать его и убрать те отымённые предлоги, которые убираются не в ущерб смыслу, а остальные оставить на своей совести (или провести более серьезную работу и понять, почему без такой «связки» предложение выглядит не логично).

Шаблоны и штампы

Шаблонные выражения есть в любом стиле речи, в каждом свои. Но шаблоны канцелярского стиля воистину вездесущи. Ими пестрит пресса, плохие художественные произведения и речь очень серьезных людей в администрациях и конторах. «В настоящее время», «следует отметить», «на сегодняшний день» и т.д. От всех этих конструкций легко избавится не в ущерб смыслу и языку произведения. Но не стоит проявлять фанатизма, ведь иногда действительно нужно написать о том, каковы дела «на сегодняшний день».

В любом деле, связанным с языком, не стоит проявлять фанатизма ни в чем. Поэтому ответ на вопрос «канцеляризмы — что это такое?» не всегда «загубленный текст». Иногда и канцеляризм может быть полезен. Ведь есть разница между героем, который «говорит», и героем, который «высказывается относительно вопроса». Есть разница между употреблением множества терминов в статье газетной, рассчитанной на широкую аудиторию, и статье узкоспециализированной, научной.

Источник

Что такое канцеляризм: определение, влияние на текст, виды и их описание, примеры, советы для новичков

Приветствую лиц, нашедших время на прочтение данной статьи! Оригинально я вас поприветствовала, правда? Точнее, сухо и как-то коряво. Я использовала слова, присущие языку бюрократов, канцеляриту, в результате чего получился вот такой словесный уродец. Я сделала это намеренно, ибо хочу рассказать вам, что такое канцеляризмы и как их использование влияет на чистоту текстов.

По ходу публикации мы постараемся научиться распознавать подобные слова и конструкции и вычищать их из речи. Если вы запомните основные положения и немного потренируетесь, сможете сделать собственные тексты мощнее и чище. Наверняка это заметят и заказчики, что поможет вам выйти на новый уровень оплаты.

Канцеляризм что это такое в русском языке. Смотреть фото Канцеляризм что это такое в русском языке. Смотреть картинку Канцеляризм что это такое в русском языке. Картинка про Канцеляризм что это такое в русском языке. Фото Канцеляризм что это такое в русском языке

Определение понятия

Канцеляризм – это слово, словоформа, словосочетание или синтаксическая конструкция, присущая официально-деловому стилю. В соответствии с этим стилем пишутся официальные бумаги (постановления, приказы, докладные) – словом, оформляется документация.

Наличие канцеляризмов в разумной дозе присуще публицистическому стилю (особенно если речь идет об официальных СМИ) и научным трудам любого формата. Однако в бытовом общении и художественной литературе канцеляризмы нежелательны: они делают речь сухой и казенной, превращая ее в убогий канцелярит.

С канцелярскими фразами вне официально-делового стиля боролись давно, но не всегда успешно: они то наступали, то отступали под натиском истинных знатоков и популяризаторов чистоты речи. Самое «канцелярское» время пришлось на советский период: тогда подобные обороты звучали со всех трибун и речи большинства функционеров представляли один сплошной канцелярит. И вроде говорит дяденька с трибуны долго и красиво, а на выходе – полная пустота.

С наследием того времени мы боремся до сих пор. Многие начинающие копирайтеры считают, что использование канцеляризмов придает их «творениям» солидности. На самом деле, эффект прямо противоположный: такие тексты просто не читают!

Чем вредят канцеляризмы тексту

Итак, разберемся, почему канцеляризмы нежелательны в копирайтинге, а точнее – в продающем и информационном контенте:

Как видите, мы имеем дело со всем худшим, что может произойти с текстом: его не будут читать, страница упадет в выдаче (может, и выпадет из области видимости), посетители разбегутся по конкурентам.

О нежелательности употребления канцеляризмов в русском языке писали многие авторы. Я прочла множество книг на эту тему, что и вам советую. Для начала рекомендую сосредоточиться на следующих трудах:

Виды канцеляризмов и способы избавления от них

Основы стилистики – одна из самых сложных дисциплин, которые изучают студенты филфаков, журфаков, литфаков. В отличие от орфографии или пунктуации, стилистика не столь жестко унормирована. Автору текста остается пространство для маневра, и неподготовленному читателю режут глаз уж совсем ужасающие конструкции. Сложно балансировать на грани хорошего вкуса и точности формулировок, но именно к этому стремится профессиональный копирайтер.

Речь нужно чувствовать на уровне подсознания, но лишь некоторые начинающие авторы обладают врожденным языковым вкусом. А другим придется много читать, учиться распознавать канцеляризмы и очищать тексты от нежелательных слов и конструкций. Давайте узнавать врага в лицо – работаем вместе!

Особая лексика

В нормативных актах и прочих документах зачастую встречаются «особые» слова, которые там выглядят вполне органично.

Заказчику надлежит в кратчайшие сроки выполнить обязательства по договору.

Вне делового общения слова заказчик, надлежит, договор следует употреблять осторожно, не перегружая ими текст. Да что там говорить, помните мое приветствие? Слово лиц не покоробило?

К подобным нежелательным лексемам можно отнести слова вышеуказанный, надлежит, клиентский, юрисдикция, накладная, потерпевший и так далее.

Неоправданное использование заимствованных слов

Канцеляризм что это такое в русском языке. Смотреть фото Канцеляризм что это такое в русском языке. Смотреть картинку Канцеляризм что это такое в русском языке. Картинка про Канцеляризм что это такое в русском языке. Фото Канцеляризм что это такое в русском языке

Поверьте, русский язык достаточно богат. Не обязательно ввинчивать в тексты слова иностранного происхождения, если можно обойтись исконно русской лексикой. Подобные замены на синонимы иноязычного происхождения далеко не всегда являются маркером профессионализма и глубокого владения темой. Пользователи зачастую воспринимают их как малопонятный «белый шум», то есть, попросту игнорируют.

Логистика осуществляется в соответствии с заранее установленным таймингом.

Мы производим мониторинг ваших предложений и ранжируем их в порядке приоритетности.

Клининг жилых помещений проводится профессионалами, с использованием специальной техники.

Чистка:

Курьеры доставляют товары в выбранное вами время.

Мы изучаем ваши предложения, отбираем самые важные и интересные.

При уборке квартир наши сотрудники используют специальную технику.

Речевые клише

Существуют особые клише (готовые словосочетания), желательные, а иногда и обязательные для официально-делового стиля. В информационных, художественных и коммерческих текстах они превращаются в нежелательные канцеляризмы, которые нужно ампутировать. Пишите простым языком, близким к тому, которым общаетесь в повседневной жизни.

Мною были приняты конструктивные меры по устранению недочетов.

Супруги нормализировали отношения.

Чистка:

Я исправила ошибки.

Муж и жена помирились.

Отглагольные существительные и прилагательные

Глаголы придают предложениям силу и ярко выраженную смысловую нагрузку. В официально-деловом стиле зачастую используются существительные и прилагательные, образованные от глаголов приставочно-суффиксальным или суффиксальным способом. За рамками его таких форм стоит избегать – в самом деле, есть же глаголы, чего огород городить?

Преодоление созданных погодными условиями сложностей – первостепенная задача нашей программы.

Мы заинтересованы в создании качественного контента.

Компания оказывает содействие в организации профессиональных мероприятий.

Чистка:

Наша программа поможет преодолеть сложные погодные условия.

Мы создаем качественный контент.

Компания помогает организаторам выставок и семинаров.

Страдательный залог

Использование пассивных конструкций (в частности, страдательного залога) пагубно сказывается на динамике текста. Действие пропадает как таковое. Особенно вредны конструкции типа: подлежащее как объект действия + пассивный глагол-сказуемое + дополнение в творительном падеже, обозначающее фактического производителя действия над подлежащим.

Эту информацию без примеров осознать сложно, поэтому обратимся к практике и вернем глаголам первозданную мощь.

Нами удовлетворяются нужды целевых потребителей.

Нашими сотрудниками были выполнены все запланированные работы.

Копирайтером написан плохой текст.

Чистка:

Мы удовлетворяем нужды целевых потребителей.

Сотрудники выполнили запланированные работы.

Копирайтер написал плохой текст.

Причастные и деепричастные обороты

Причастия и деепричастия с зависимыми словами активно используются во всех книжных стилях, в том числе и в художественном. Там развернутые причастные и деепричастные обороты необходимы – без них качественная художественная литература лишится выразительности и образности.

С другой стороны, использование подобных оборотов вынуждает строить длинные предложения со сложным синтаксисом и расставлять знаки препинания, о которые порой «спотыкается» читатель. Еще хуже, если причастные и деепричастные обороты привносят в текст ярко выраженные оттенки канцеляризмов.

Мы имеем дело с работой, сданной студентом в день экзамена.

Будучи уверенным в компетентности собственных сотрудников, директор предъявил претензии к партнерской компании.

Отработав ваши возражения, мы пришли к выводу о нецелесообразности дальнейшего сотрудничества.

Чистка:

Мы рассматриваем работу, которую студент сдал в день экзамена.

Директор был уверен в собственных сотрудниках и обвинил в недоработках партнера.

Мы рассмотрели ваши претензии и решили, что сотрудничать с вами больше не будем.

Расщепление сказуемых

Перед нами еще одна примета канцелярского стиля – расщепление сказуемых. Там, где можно было обойтись одним сильным глаголом, используется слабый в тандеме с вышеупомянутым отглагольным существительным. Естественно, объем доливается «водой», убедительность и информативность страдают.

Данная статья дает описание понятия «канцеляризм».

Рабочие приступили к осуществлению ремонта квартиры.

Принято решение о нецелесообразности дальнейшего продвижения ресурса.

Чистка:

В статье я описала понятие «канцеляризм».

Рабочие начали ремонтировать квартиру.

Мы решили, что этот ресурс продвигать не стоит.

Производные предлоги

Имеются в виду предлоги, образованные преимущественно от имен существительных. Они внешне подобны им, но собственного лексического значения не имеют и могут быть легко заменены на классические непроизводные предлоги. А соседство отыменного предлога с отглагольным существительным – верный маркер канцеляризма, поэтому от таких конструкций текст нужно избавлять обязательно!

Во избежание возгорания, следует воздержаться от разведения костров в лесах.

В силу некоторых причин, решение данного вопроса откладывается на неопределенный срок.

Мы разрываем партнерские отношения по причине невыполнения вами договорных обязательств.

Чистка:

Не разводите в лесах костры: из-за них может начаться пожар.

Мы решим этот вопрос позже, в более удобное время.

Наша компания больше не будет сотрудничать с вами, потому что вы не выполняете обязательства по договору.

Замена местоимений прилагательными и причастиями

Ох уж эти «данный», «указанный», «текущий» и их друзья! По моим наблюдениям, конструкции с этими словами использует более 90% начинающих копирайтеров. И это не «данный свыше дар» или «указанный наставником недочет», а гораздо хуже. Не понимаю, почему не использовать классическое «этот» или вовсе не избавиться от указаний?

Данный рассказ неинтересен и насыщен канцеляризмами.

На текущей странице мной обнаружено несколько ошибок.

Указанный ребенок в лагере отсутствует.

Чистка:

Это насыщенный канцеляризмами и неинтересный рассказ.

На странице я нашла несколько ошибок.

Этого ребенка в лагере нет.

Цепочки существительных

Канцеляризм что это такое в русском языке. Смотреть фото Канцеляризм что это такое в русском языке. Смотреть картинку Канцеляризм что это такое в русском языке. Картинка про Канцеляризм что это такое в русском языке. Фото Канцеляризм что это такое в русском языке

Копирайтерам не стоит употреблять длинные цепочки из любых одинаковых частей речи: это существенно ухудшает восприятие текста. Особенно это касается существительных, в большинстве своем, абстрактных и отглагольных.

Анализ алгоритмов использования канцеляризмов продемонстрировал неправомочность употребления данных конструкций вне административного подстиля.

Сокращение количества сотрудников организации вызвано объективными факторами.

Процесс развития движения защитников животных имеет яркую динамику.

Чистка:

Канцеляризмы в текстах вне административного подстиля лучше не употреблять.

Штат компании пришлось сократить.

Движение зоозащитников становится все более массовым.

Безличные части в составе сложных предложений

Перед нами неоправданно длинные предложения, части которых можно отбросить без ущерба для смысловой нагрузки.

Здесь необходимо подчеркнуть, что наша компания выступает за долгосрочное сотрудничество.

Хотелось бы отметить, что данный проект выходит за рамки установленного бюджета.

Нужно понимать, что реформа образования должна проводиться постепенно.

Чистка:

Наша компания заинтересована в долгосрочном сотрудничестве.

Проект обходится слишком дорого.

Реформу образования нужно проводить постепенно.

Все ли нужно чистить?

Итак, мы вроде удостоверились в том, что без канцеляризмов предложения стали более короткими, емкими в смысловом плане и легкими для восприятия. Но в крайности тоже впадать не стоит: любое слепое следование алгоритмам вредит текстам.

Не стоит думать, что абсолютно все канцеляризмы наносят вред семантике и читабельности текстов. Некоторые конструкции подобного рода можно, а иногда и нужно оставлять. Их можно использовать в:

Советы начинающим

И на закуску ко всему, что я уже рассказала, хочу предложить несколько советов начинающим копирайтерам:

Давайте говорить и писать красиво – это проще, чем кажется!

Привет! Я дипломированный педагог-филолог, с 2013 года ушедший во фриланс. Хочу поделиться с начинающими копирайтерами секретами мастерства, основанными на собственном опыте. Учимся писать статьи и посты, постигаем тайны интернет-терминологии и секреты русского языка, начинаем зарабатывать деньги и искать хороших заказчиков!

Источник

Канцеляризмы в тексте: ловушки для неопытных копирайтеров

Канцеляризм что это такое в русском языке. Смотреть фото Канцеляризм что это такое в русском языке. Смотреть картинку Канцеляризм что это такое в русском языке. Картинка про Канцеляризм что это такое в русском языке. Фото Канцеляризм что это такое в русском языке

Канцеляризм что это такое в русском языке. Смотреть фото Канцеляризм что это такое в русском языке. Смотреть картинку Канцеляризм что это такое в русском языке. Картинка про Канцеляризм что это такое в русском языке. Фото Канцеляризм что это такое в русском языке

Канцеляризм что это такое в русском языке. Смотреть фото Канцеляризм что это такое в русском языке. Смотреть картинку Канцеляризм что это такое в русском языке. Картинка про Канцеляризм что это такое в русском языке. Фото Канцеляризм что это такое в русском языке

Канцеляризм что это такое в русском языке. Смотреть фото Канцеляризм что это такое в русском языке. Смотреть картинку Канцеляризм что это такое в русском языке. Картинка про Канцеляризм что это такое в русском языке. Фото Канцеляризм что это такое в русском языке

Прежде чем начать разговор о канцеляризмах в тексте, я хочу задать очень странный вопрос. Вы когда-нибудь замечали, как разговаривает Северус Снейп в фильмах о Гарри Поттере? Давайте вспомним:

Многие из вас наверняка удивлены, зачем я собрал вас в столь поздний час. До меня дошли сведения, что этим вечером Гарри Поттер был замечен в Хогсмите.

Итак, если кто-нибудь из преподавателей или учеников попытается помочь мистеру Поттеру, они будут наказаны в полном соответствии с серьезностью своего преступления.

Более того, любой человек, который будет знать о подобном поступке и воспротивится сообщить о нем, будет считаться в равной степени виновным.

Что напоминает такой монолог? Он очень похож на разговор роботизированного бюрократа. Похоже, что с нами разговаривает ходячий формуляр, а не живой человек.

НЕживой язык. Мертвая речь. Именно так можно охарактеризовать любой текст, в котором слишком много канцеляризмов.

Канцеляризмы – это слова, выражения и обороты, свойственные официально-деловому стилю и являющиеся ошибкой во всех остальных.

«Канцелярский язык» был изобретен царским чиновничьим аппаратом, чтобы успешно имитировать бурную деятельность, но настоящего расцвета канцелярская речь достигла в советское время. Затем из документов, формуляров и приказов она проникла на страницы СМИ, а оттуда – в разговорную речь.

Активно бороться с этим языковым мусором стали совсем недавно.И мы с вами тоже немного в этом поучаствуем сегодня.

Зачем нужны канцеляризмы в текстах?

Существует две главные причины, по которым канцеляризмы в текстах до сих пор очень широко применяются:

Причина 1. Чтобы придать тексту мнимой весомости, авторитетности. Согласитесь, «просьба ко всем собственникам помещений произвести полив газонных насаждений на придомовой территории» звучит гораздо внушительнее, чем «пожалуйста, полейте цветы на клумбе у своего дома».

Причина 2. Для манипуляции. Если автор хочет завуалировать неудобную или неприятную информацию, он прибегает к заумным нагромождениям бюрократических слов:

«В ходе проверки было выявлено, что среди кадрового состава имеет место быть недостаточный уровень квалификационных знаний, наличествует отсутствие опыта взаимодействия с клиентами» = «проверка показала, что сотрудники ничего не знают и не умеют общаться с клиентами».

Чем опасна канцелярская речь?

Канцеляризмы в копирайтинге наказываются так же, как штампы и клише, – снижением поведенческих факторов:

Поисковые системы расценивают это как сигнал о некачественном или нерелевантном контенте. Текст теряет позиции, утаскивая на дно выдачи и весь сайт. А это уже фиаско, друзья. Так нельзя.

Примеры канцеляризмов в тексте

Если вы хотите стать сильным копирайтером, вы должны научиться отлавливать канцеляризмы в своих текстах. Канцелярская речь – это не просто отдельные слова и словосочетания, которые можно выбросить из текста, и он сразу станет живым и грамотным.

Это строение предложений, особое выражение действия, обильное использование одних частей речи и игнорирование других. Очень часто тексты с канцеляризмами приходится переписывать полностью.

Чтобы подобного не происходило с вашими текстами, давайте учить правила.

Виды канцеляризмов на уровне лексики

Шаблонные канцелярские слова и обороты. Примеры :

Виды канцеляризмов на уровне морфологии

Производные (чаще всего от существительных) предлоги. Примеры :

Отглагольные существительные. Очень часто употребляются с производными предлогами. Это обездвиженные, «мертвые» глаголы. Они лишены действия и динамики:

Глаголы «псевдодействия». Нужны для связки с отглагольными существительными. Абстрактны, сами по себе никакой динамики не несут. Некоторые примеры канцеляризмов:

Страдательный залог глагола. Главная задача официально-делового стиля – зафиксировать. Обездвижить, превратить процесс в картинку. Страдательный залог лишает текст живости и динамичности:

Причастия и деепричастия. Они относятся к книжному стилю и достаточно безобидны. Но когда их становится слишком много, текст приобретает «канцелярский» оттенок:

Отсутствие местоимений. Официально-деловой стиль не терпит неопределенности в формулировках. Поэтому местоимения (которые только обозначают предмет, не называя его) заменяются прилагательными и причастиями, что не свойственно живой речи:

Виды канцеляризмов на уровне синтаксиса

Цепочки с нанизыванием абстрактных и отглагольных существительных :

Пассивные конструкции и обороты:

Односоставные безличные предложения :

Борьба с канцелярским языком. Эпилог

Как мы видим, в канцелярских текстах нет ни действующих лиц, ни самого действия. Это просто описание абстрактных процессов. Наш мозг с большим трудом воспринимает такие тексты, т.к. они не вызывают эмоций и ассоциаций.

Приходится прилагать усилия, чтобы распутать клубки существительных, вспомнить значение заумных слов, осознать, кто что сделал и сделал ли вообще.

Копирайтеры, злоупотребляющие канцеляризмами и воспротивившиеся их удалить, наказываются нелюбовью ПС, читателей и заказчиков в полном соответствии с серьезностью своего преступления.

Опечатка? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *