Капернаум что случилось с зейном
Автор фото, Russian World Vision
Фильм «Капернаум» о жизни ребенка в трущобах Бейрута ливанка Надин Лабаки решила снять, наблюдая в Ливане кризис сирийских беженцев.
Она стала первой женщиной из арабской страны, номинированной на «Оскар», а 12-летний Зейн аль-Раффеа, сыгравший главную роль, после выхода фильма получил вместе с семьей убежище в Норвегии.
Так начинается фильм «Капернаум», который идет сейчас в российском прокате. Его режиссер и сценарист, ливанская 45-летняя актриса Надин Лабаки, сыграла в фильме эпизодическую роль адвоката Зейна.
Зейн живет в бейрутских трущобах, у него бесчисленное количество братьев и сестер. Он вынужден зарабатывать деньги тяжелым изнурительным трудом. Впереди его ждет не школа, а тюрьма. Его путь пересекается с мигранткой из Эфиопии Рахиль, которая живет в Бейруте без документов, пытается воспитать своего маленького сына и избежать депортации.
Автор фото, Russian World Vision
Фильм был номинирован на «Оскар» как лучший иностранный фильм от Ливана, но награды в итоге не получил. Набаки стала первой арабской женщиной, чья режиссерская работа была номинирована на эту премию.
Сирийский кризис
Автор фото, Russion World Vision
Надин Лабаки и Зейн аль-Раффеа во время съемок «Капернаума»
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Во время сирийского кризиса Ливан открыл свои двери для миллионов беженцев, однако страна находилась в то время в разгаре своего собственного экономического кризиса.
Лабаки четыре года исследовала жизнь детей в ливанских трущобах для своего фильма. Лабаки и дпугие соавторы сценария «Капернаума» разговаривали с детьми в приютах, центрах содержания под стражей, детских тюрьмах и в бедных районах Ливана.
Судьба актеров
Фильм был впервые показан в мае 2018 года на Каннском фестивале, где он выиграл приз жюри. Вскоре после возвращения из Канн семья аль-Раффеа получила письмо от Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) о том, что им предоставлено убежище в Норвегии. Они переехали туда в августе 2018 года.
Автор фото, Getty Images
Зейн аль-Раффеа в Каннах
Йорданос Шифероу, которая сыграла в «Капернауме» нелегальную иммигрантку из Эфиопии Рахиль, на самом деле является беженкой из Эритреи. По сценарию, она сначала берет Зейна под свое крыло, а потом исчезает, оставив его со своим годовалым сыном. Позже выясняется, что Рахиль арестовали и посадили в тюрьму.
Продюсерам фильма понадобилось две недели на то, чтобы освободить Шифероу, и только тогда она вернулась к съемкам.
«Капернаум» — ближневосточный неореализм
Искренняя и чистая драма родом из Ливана о потерянном в мире боли и разгневанном на жизнь мальчике.
Главный герой фильма «Капернаум», ливанский мальчик по имени Зейн, не только обделен родительским вниманием и любовью, равно как и десяток его братьев и сестер, но и с малых лет вынужден трудиться в соседней лавке, выполняя совсем не детские обязанности. Он мечтает когда-нибудь вырваться из страны, где у детей есть лишь одна дорога, ведущая мальчиков к нищенской жизни, а девочек — к продаже в рабство зажиточному соседу в возрасте. Но судьба приводит главного героя не к долгожданной свободе, а тюремному сроку за жестокое преступление.
Впервые картина застает Зейна в зале суда, но не в качестве обвиняемого, а как истца, выступившего против собственных родителей. «Они дали мне жизнь», — отвечает паренек на вопрос судьи о том, в чем виновны его мать и отец. Далее «Капернаум» погружается в прошлое героя, лишь изредка возвращаясь в настоящее для разъяснения, как маленький мальчик со взрослым взглядом потерял волю к жизни.
Точный возраст Зейна не знают даже родители — он, как и сотни детей в округе, рос без документов и какого-либо надзора. Несмотря на то, что главный герой совсем юн, он кажется самым зрелым в семье. Мальчик на равных спорит с матерью, больше других беспокоится за младшую сестренку и после работы покупает ужин для остальных домочадцев. Но «Капернаум» не романтизирует жизнь Зейна, показывая его сильным и стоическим персонажем, наоборот, фильм с грустью демонстрирует, сколь беспощадным может быть детство.
В определенный момент судьба выталкивает паренька на улицу, лишая не только жилья и поддержки близких, но и средств к существованию. А затем ему на голову сваливается обуза в виде маленького ребенка, которого Зейну придется воспитывать почти в одиночку. И это при том, что у него не хватает еды для себя самого.
Доля мальчика и до этого была нелегка — тяжелая работа отнимала все силы, а на беззаботное детство, друзей и игры во дворе совершенно не хватало времени. Теперь же Зейну некогда горевать о бесцельно уходящей юности — он вынужден промышлять наркотиками и воровать, чтобы еще на денек продлить невыносимую жизнь, о которой не просил.
«Капернаум» кажется удивительно далеким, словно он рассказывает о вещах непостижимых в современном мире. Окружение героев и визуальный ретро-стиль не торопятся раскрывать период, в котором разворачиваются события. От того совершенно безобидная сцена, в которой Зейн встречает мужчину в костюме популярного супергероя, оказывается поистине душераздирающей. Показав застрявший в средневековье мир, режиссер Надин Лабаки обрушивает на зрителя суровую правду. Дети, торгующие наркотиками, и 11-летние девочки, проданные в сексуальное рабство своими же родителями — это вовсе не часть давно ушедшего мира, а реалии современного Ближнего Востока.
Подобную правду в кинематографе зачастую смягчают счастливым финалом или романтизацией повествования, как это было во «Льве» и «Миллионере из трущоб». Сила «Капернаума» состоит в пронзительной искренности, с которой режиссер рассказывает о проблемах своей страны. Главный герой, как и тысячи мальчишек по всему миру, не желает существовать в условиях, в которые его поместили безрассудные родители. Он ненавидит эту жизнь настолько, что готов засудить мать за подарок, которым она «наградила» его около двенадцати лет назад.
Нечто похожее было в «Проекте Флорида» и мультфильме «Добытчица», которые рассказывали о жизни детей в мучительной бедности. Однако, «Капернаум» — гораздо темнее и страшнее, это фильм, который не пытается сгладить демонстрируемые ужасы. Надин Лабаки идет на таран и не умалчивает деталей, на которые так легко закрыть глаза, живя в комфорте западного мира.
Дебютная картина Надин Лабаки «Карамель», вышедшая более десяти лет назад, была полной противоположностью «Капернаума». Воздушная и полная любви к жизни комедия показала добрую и яркую сторону Ливана. Страны, которая в новом фильме Лабаки блещет злым оскалом. «Карамель» элегантно обходила вопросы бедности и невыносимой сложности бытия, так же и «Капернаум» с завидной легкостью отрекается от любых проявлений оптимизма.
Главную роль в фильме исполнил Зейн Аль Раффеа, который подарил своему персонажу не только голос, но и имя. Надин Лабаки рискнула, вручив краеугольный образ в руки не профессионального актера, а мальчика из семьи сирийских беженцев. И это смелое решение оказалось потрясающей находкой — Зейн настолько гармонично влился на улицы Бейрута, что периодически его злоключения заставляют стыдливо отводить взгляд.
Секретом искренности и реальности Зейна стало то, что он самолично пережил похожие события, обрушивающиеся на главного героя, а потому смог кристально честно продемонстрировать свою боль в «Капернауме». По окончании съемок новоявленный актер перебрался в Норвегию и поступил в школу, так что, пусть Лабаки и не под силу изменить чудовищного положения дел в родной стране, мир одного конкретного ребенка она точно сделала лучше.
В некоторых особо драматичных моментах «Капернаум» выглядит мучительно правдоподобным. Трясущаяся камера неустанно следует за главным героем, спотыкается о прохожих и уворачивается от проезжающих мимо машин, а крупные планы, граничащие с дискомфортом, приумножают тесноту Бейрутских улиц. Благодаря этой замкнутости и невозможности что-либо изменить, картина проводит параллель между жалкой жизнью на улице и тюремным заключением.
«Капернаум» незамысловат по своей сути, но несмотря на это фильм вышел крайне убедительным и некомфортно настойчивым. Чистота переживаний простой ливанской девушки удачно наложилась на искренность юного Зейна, в результате чего картина получилась категоричным, порой невыносимо чувствительным взглядом на жизнь современного Ближнего Востока.
унылость и выжимание соплей
Ох чувак, как бы было здорово если бы это действительно было так. И всё то, что показано в фильме, было бы просто попыткой надавить на жалость сытой публике. Но к сожалению, всё это реальное дерьмо, которое происходит в реальной жизни с миллионами детей по всему миру.
Задача фильма, обратить внимание мировой общественности на проблемы, с которыми приходиться сталкиваться детям в таких странах как Ливан
Комментарий удален по просьбе пользователя
От таких родителей детей нужно спасать. Иначе потом из них вырастают такие же дегенераты и маргиналы.
Комментарий удален по просьбе пользователя
Комментарий удален по просьбе пользователя
Не могу согласиться. Оправдывать неспособность эффективно управлять государством событиями почти вековой давности, на мой взгляд довольно инфантильно. За то, что в Ливии после свержения Кадаффи до сих пор творится какая-то дичь, несут ответственность прежде всего сами ливийцы.
Так речь же про Ливан.
Комментарий удален по просьбе пользователя
Комментарий удален по просьбе пользователя
Я очень люблю «Город бога» (Фернанду Мейреллиш, Катя Лунд) и, если не считать слегка сопливой (на мой вкус) концовки — «Миллионера из трущоб» (Дэнни Бойл). Оба эти фильма есть в блоке «Если вам понравился этот фильм, не пропустите. » у «Капернаум» на странице КиноПоиска. И да, там правда всё есть — и те же трущобы, та же нищета и несчастные дети. Но! Последний показался мне излишне трагичным и слёзовыжимательным. Абсолютная серость и ни щепотки радости (а мне в детстве было в радость и бутылку пустую по дороге со школы пинать). Нет контраста. Несомненно, фильм поднимает важные и нужные темы, да, но ощущается фильм не как художественное произведение, а как одна сплошная социальная реклама размазанная на мучительные 2 часа. В какой-то момент мне стало настолько скучно, что фильм пришлось растянуть на два дня просмотра. Стоит ли говорить, что любимый мною «Город Бога» (те же 2 часа) я посмотрел целиком с первого раза, а потом еще раз 5. То же и с «Миллионером» (снова 2 часа хронометража). А тут — какая-то тоска и разочарование.
Мне очень понравилась история реального Зейна у которого после фильма в жизни случился хэппи-энд (его забрала семья из Норвегии) и то, что актёры на экране — самые обычные люди, которые не столько играют, сколько живут. Это всё очень мило, но смотреть 2 часа социальной рекламы мне было скучно и неинтересно. Полагаю, тут сыграла неопытность режиссёра и по совместительству сценариста.
Надо будет посмотреть.
Я спрашивал у бабушки, как она жила в детстве, ведь у них был сильный голод, шла война. На что ответила что детство запомнилось счастливым временем, хоть и приходилось кушать гнилую картошку и собирать крупинки ржи для пахлебки.