Капернаум что за страна

КАПЕРНАУМ

В Ветхом Завете о нем не упоминается потому, что он сравнительно позднейшего происхождения и вырос в город из рыбачьего селения, благодаря подъему торгово-промышленной деятельности. Он имел очень красивое местоположение. Ироды имели в нем дворец; римляне имели военный постой и таможню.

В Евангелиях говорится о Капернауме, как о главном местопребывании Христа Спасителя после того, как Он оставил Назарет, так что Капернаум стал называться «Его городом»: “Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город” (Матф.9:1). В Капернауме и его окрестностях Христос совершил множество чудес, произнес много притчей и поучений, но, несмотря на все Его вразумления, жители остались глухи к новому благовестию, не соответствовавшему их торгово-промышленной суете, не уверовали, и Христос произнес над Капернаумом грозный суд: «И ты Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Мф.11:23).

Местонахождение Капернаума

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Д.Э. Райт. Археология и Евангелия:

История Капернаума

Население Капернаума пользовалось определенным достатком, резкой имущественной дифференциации не было. Добротные одноэтажные дома строились из местного вулканического базальта, без фундамента и без раствора. Легкие плоские крыши представляли собой ряды деревянных балок, покрытых слоем смешанной с соломой глины (саманом). Из внутреннего двора, вокруг которого располагались жилые помещения, на крышу обычно вела каменная лестница. Все окна открывались во внутренний двор, из которого на улицу вела единственная дверь. Проложенные по линии север-юг главные улицы и перпендикулярные им переулки образовывали жилые кварталы, insulae.

Трудно сказать точно, когда среди иудео-христианского населения Капернаума появились православные христиане. Несомненно только, что восьмиугольная церковь середины V в. была выстроена уже ими. Иудеи продолжали жить в городе и в византийское время, но христиане тогда уже составляли большинство населения (практически во всех раскопанных кварталах среди находок этого времени встречаются привозные керамические чаши с изображением креста).

Поселение, видимо, было разрушено примерно в 628 г. во время арабского вторжения, но со временем (предположительно, в X в.) еврейская община возродилась, и французский путешественник П. Белон отмечает в 1547 г. ее существование. Жители занимались рыболовством и полеводством. Это последнее упоминание Капернаума; очевидно, уже к началу XVII в. поселение перестало существовать.

С 1894 г. территория Капернаума (примерно две трети) принадлежит католическому францисканскому ордену, построившему там монастырь рядом с руинами древнего города. Севернее помещается православный греческий монастырь.

Достопримечательности

Раскопками, начатыми в 1978 г. в восточной (греческой) части Капернаума, раскрыты остатки большого поселения VII в. с широкими улицами и каменными домами, причала и большого строения с внутренним бассейном (возможно, рыбный рынок). Судя по глиняным светильникам и плиткам, украшенным крестами, в поселении жили преимущественно христиане. К северу от поселения — следы римского лагеря I в. н. э., что свидетельствует о важном стратегическом значении Капернаума.

Синагога

Синагога, в которой проповедовал Иисус (Ин. 6:22-71), была построена римским центурионом (Лук. 7:5). Это единственное общественное здание Капернаума, упомянутое в Евангелии. Та «Белая синагога,» руины которой можно видеть в настоящее время, была построена местной еврейской общиной в конце IV в. [3], остатки первоначальной синагоги, построенной в I в., находятся под ней. Это было установлено в 1969 г., когда археологи-францисканцы заложили несколько траншей рядом с синагогой IV в. и несколько шурфов внутри нее и обнаружили, что основания стен прежней синагоги послужили фундаментом для здания IV в.

Предполагалось, что и другие обнаруженные в Галилее синагоги, помимо капернаумской, могли существовать при жизни Христа. Однако современные исследования показали, что ни одна из синагог, развалины которых сохранились до нашего времени, не может датироваться более ранним периодом, чем конец II века от Р.Х. Причина, по которой в Палестине не были найдены синагоги I столетия, заключается в том, что все они были разрушены при подавлении римлянами двух еврейских восстаний в 66-70 и 132-135 гг. Археологические находки свидетельствуют о том, что вследствие первого восстания страна оказалась на грани полного уничтожения.

Дом Петра

Во второй трети I в. от Р.Х. в Капернауме еще могли жить люди, помнившие апостола Петра и, возможно, видевшие Иисуса, когда он гостил в его доме. Поэтому выбор именно этого дома для устройства церкви, скорее всего, был не случайным и определялся не только его близостью к центру города. Дом в Капернауме, по-видимому, был не единственным жилым домом, превращенным в церковь или синагогу. Археологи-францисканцы, работающие в Кане Галилейской, обнаружили под основанием церкви византийского времени остатки жилого дома, превращенного в синагогу. По их предположению, это могла быть синагога иудео-христиан.

Источники

[2] для сравнения: население Магдалы в I в. от Р.Х. достигало 40 тысяч

[3] ее упоминает в своих записках паломница IV в. монахиня Этерия

Источник

Капернаум что за страна

Ваша корзина

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Капернаум

Многих людей интересует, что за город Капернаум и чем он прославился. Капернаум является одним из наиболее почитаемых археологических памятников, расположенных на северо-западном берегу озера Кинерет в Израиле. Всё верующее население Земли считает этот древнейший город — городом Иисуса Христа.

Действительно установлено, что возник город во времена жизни Христа. Здесь же родились и главные последователи христовой веры — апостолы. Согласно данным археологических раскопок город был построен в первом веке нашей эры. Поэтому до наших времен он дошел лишь отчасти сохраненным. Однако этот факт не уменьшает интереса к Капернауму, потому что на его землях сконцентрировано огромное количество христианских святынь.

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Капернаум — Евангельские События.

Как уже было упомянуто, основание города произошло более 2000 лет назад. В первые года нашей эры он достиг своего наивысшего расцвета, что обуславливалось его географическим положением. Через Капернаум проходили множественные торговые пути с берегов средиземного моря в Сирийский Дамаск. В эти времена Капернаум представлял собой небольшую рыбацкую деревушку.

В Новом Завете описаны события того, как Иисус Христос пришел в город Капернаум. Сын Божий прибыл в израильский город после брачного пиршества в Кане не один, а с матерью своей и братьями. Согласно сказаниям Евангелие в этом израильском городе Иисус Христос проводил свою основную просветительскую религиозную деятельность. В ходе которой и обрел своих ближних учеников. В будущем названных апостолами: Андрея Первозванного, Петра, сынов Зеведеевых – Иакова, Левия Матвея, Иоанна Богослова. После распятия Христа, в Капернауме была образована еврейская община христиан. Которая в III веке общими усилиями построили церковь, ставшую надежной защитой христианской веры на востоке.

Чудо исцеления расслабленного.

Новый Завет повествует об одном из чудес, которой совершил Иисус, будучи в Капернауме. Однажды, во время того, как учил Христос в одном из домов, пришли к нему четверо и принесли с собой постель, на которой лежал расслабленный. Иисус же, наблюдая за тем, как верят в него собравшиеся в доме законоучители, фарисеи и простой люд, произнес в обращении к больному лишь одну фразу: «Встань, возьми постель свою и иди домой, чадо!». И встал расслабленный, схватил постель, на которой принесли его товарищи. А затем отправился в свой дом, благодаря и славя Христа. И все, находящиеся в доме, стали удивляться божественной силе Иисуса, прославлять Господа Бога за исцеление больного.

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Экскурсия Христианская Галилея

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Hamat Tiberias National Park, Tiberias, Israel

Экскурсия в Хамей Тверия

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

2-х дневная экскурсия из Эйлата по всему Израилю

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Мёртвое море, Israel

Галилея и Назарет с Мертвого моря

Современное состояние.

В настоящий момент Капернаум является национальным парком в системе исторически-значимых объектов Государства Израиль. Несмотря на то, что еще в середине XIX-го столетия здесь были найдены руины белой синагоги. Археологи начали свою работу в Капернауме только в первом десятилетии прошлого века.

В настоящий момент доподлинно известно, что обнаруженные останки Синагоги датируются III- IV. Поэтому ученые предполагают, что сооружена она была как раз силами первой христианской общиной евреев. Однако фундамент, на котором базируется синагога, принадлежит более раннему строению. Возможно, это была синагога, в которой учил сам Иисус Христос. Территория, прилегающая к останкам Белой синагоги, сейчас принадлежит католическому монашескому ордену Франциска Ассизкого.

На территории национального парка стоит церковь, возведенная в первой четверти XX-го века. Храм 12 апостолов, расположенный тут, разительно выделяется на фоне однообразного пейзажа. Он сооружен в традиционном греческом стиле в виде кубов и полусферных куполов кирпично-розового цвета. Однако на территории, прилежащей к храму вы не найдете каменных руин. Она напоминает полузапущенное патриархальное поместье. В котором можно найти и красивый плодовый сад с павлинами, гусями и петухами, собак, и виноградник. Всю эту обширную территорию содержит в порядке единственный монах Храма в Капернауме, брат Иринарх.

С северного берега озера Кинерет, которое расположено на 200 метров ниже уровня моря, открывается потрясающий вид на Голаны. Если Вы встанете лицом к озеру в Капернауме, то Голанские высоты будут находиться на востоке. Не заметить их невозможно, а уж не сделать памятное фото на их фоне – тем более.

Путешествие самостоятельно на машине.

Если у вас есть личное транспортное средство, или вы планируете взять авто в аренду во время пребывания в Израиле. Обратите внимание на то, как правильно добраться до Капернаума. Дорога к национальному парку ведет на север по шоссе №90. Доехать нужно до перекрестка с указателем «Кфар Нахум». Но чтобы уж точно не заблудиться, внимательно изучите расположение на карте Израиля.

На территории национального парка есть бесплатная парковка для автомобилей. Поэтому машину можно оставить под присмотром. А самим погулять и насладиться прекрасными видами. В Капернауме можно перекусить в функционирующем кафе или приобрести небольшой набор продуктов для перекуса в местном магазине, купить памятные сувениры в лавке.

Стоимость входа на территорию составляет всего 30 шекелей. Несмотря на то, что функционирует национальный парк круглогодично, часы его работы меняются в зависимости от сезонов года.

Так в период с начала апреля по конец сентября Капернаум принимает гостей с 8:00 до 17:00, а с начала октября по конец марта с 8:00 до 16:00. Парк работает ежедневно, включая выходные дни. Но в пятницу, субботу и воскресенье работает он только до 15:00. Учтите, что пускают в парк не позже, чем за час до завершения рабочего дня.

Капернаум (Израиль) – настоящая находка не только для почитающих христианскую веру, но и для тех, кто интересуется историей и археологией. Здесь вы сможете вживую увидеть предметы быта, датированные I-м веком нашей эры. Потрясающие панорамные виды на озеро и величественные горы помогут расслабиться от городской суеты.

Источник

Дом апостола Петра, где бывал Сам Иисус: как археологи умудрились обнаружить его спустя целых двадцать веков?

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Апостол Петр происходил из города Капернаума. Здесь у него имелся собственный дом, в котором во время своей проповеди на берегах Галилейского озера часто бывал Иисус Христос. В начале первого тысячелетия нашей эры Капернаум был большим и известным городом. В 746 году здесь случилось сильное землетрясение, которое произвело в городе значительные разрушения. Капернаум постепенно пришел в упадок и был окончательно оставлен жителями несколько веков спустя. Остатки Капернаума удалось обнаружить археологам из ордена францисканцев только в XIX веке, а дом Петра — во второй половине XX века.

Город Капернаум 2000 лет назад

Капернаум в Евангелии

Как искали дом Петра

Очевидно, что апостол Петр, бедный капернаумский рыбак, жил в одном из домов из черного базальта. Но как определить, в каком именно? Чтобы ответить на этот вопрос, археологи внимательно изучили историю Капернаума уже после евангельских событий.

Действительно, в ходе раскопок были обнаружены остатки древней церкви в форме восьмигранника. Раскопки на месте церкви показали, что примерно до середины I века здесь находился обычный дом и жили люди — археологи нашли в слоях этого времени остатки керамики, которая в те времена использовалась для приготовления еды. Но уже в середине I века дом перестал быть жилым — исчезла домашняя посуда, зато в слоях этого времени были обнаружены большие сосуды для хранения и лампы, а на штукатурке, которой были покрыты стены, появились граффити, упоминавшие Бога Иисуса и Христа. В IV веке центральная комната дома была расширена, у нее появились два входа, с севера и юга, и более устойчивая крыша — эту церковь и видела Эгерия.

Синагогу, в которой проповедовал Иисус, археологам также удалось найти — она находилась недалеко от дома Петра. Синагога, как и церковь, тоже была перестроена в IV веке нашей эры, и ее новые стены были возведены из дорогого привозного белого камня. Однако они стояли на старом основании синагоги евангельского времени, которая, как и все дома в Капернауме, была построена из черного базальта.

Церковь очень пострадала во времена персидского нашествия в 614 году. Синагога была разрушена, по всей видимости, в 629 году, когда сюда пришел византийский император Ираклий. Выжившие после этих драматических событий жители города решили не восстанавливать пепелище, а построить новые дома к востоку от старого поселения. Землетрясение 746 года довершило то, что начали войны, — город был разрушен и через какое-то время оставлен своими последними жителями.

Что здесь сейчас

Развалины на месте древнего Капернаума находятся во владении францисканского ордена. Сейчас на этом месте — музей под открытым небом. Современный францисканский храм, напоминающий летающую тарелку на ножках, покрывает и защищает раскопанные археологами остатки дома Петра.

Церковь открыта только для молящихся. Через стеклянный пол видно старые стены, в которых когда-то жили Петр и Иисус, древние граффити середины первого века, остатки мозаики византийского времени.

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Конечно, если посетитель — не археолог, ему очень тяжело «оживить» эти камни. Поэтому паломники после францисканского участка идут в стоящий на расстоянии нескольких десятков метров от музея храм Двенадцати Апостолов, принадлежащий Иерусалимской Православной Церкви. Белый храм с красными пасхальными куполами, конечно, не имеет ничего общего с архитектурой времен Христа. Но рядом с храмом есть зеленый сад — возможно, такие сады окружали древний Капернаум, напротив — берег озера с чайками и и рыбами, мелькающими в прозрачной воде. В саду — тенистые площадки с столами и каменными сиденьями, между которыми ходят разноцветные павлины. Страж и создатель этого сада, отец Иринарх — греческий монах, своего рода местная достопримечательность, ведет тихую простую жизнь: работает в саду, разговаривает с паломниками. Так что, представлять, как жили в Капернауме 2000 лет назад, лучше всего именно здесь.

Раз в неделю в церкви совершают литургию по-славянски, для живущих в тех местах русскоязычных православных.

Источник

КАПЕРНАУМ

[греч. Καπερναύμ, Καφαρναύμ; евр. слав. Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна], древнее поселение в Галилее, главное место земного служения Иисуса Христа в этом регионе, упоминаемое 4 евангелистами. Находился на сев.-зап. берегу Галилейского м. (Тивериадского оз.), недалеко от впадения в него р. Иордан. В наст. время К.- крупный центр христ. паломничества.

Этимология названия

Cогласно Дж. А. Смиту, христ. традиция, восходящая к VI в., связывает К. с местом, которое арабы называют Телль-Хум, т. е. «холм Хум» ( Smith G. A. The Historical Geography of the Holy Land: Especially in Relation to the History of Israel and of the Early Church. N. Y., 1895. P. 456). В евр. сочинениях XVI в. «Йихус ха-авот» и «Йихус ха-цадиким» сообщается, что в сел. Танхум, видимо тождественном Телль-Хум, находилась могила раввина Танхума, а также (в «Йихус ха-цадиким» ) могила прор. Наума (Itinéraires de la Terre-Sainte des XIII-XVII siècles / Trad. de l’hébreu E. Carmoly. Brux., 1847. P. 385, 448). По-видимому, араб. название Телль-Хум сохранило в искаженном виде евр. название этого места, связанное с находившейся там могилой Танхума.

Сообщения письменных источников

Согласно евангелистам, К. располагался на небольшом расстоянии от Вифсаиды и Хоразина. Евангелист Матфей сообщает, что К. лежал «в пределах Завулоновых и Неффалимовых» (Мф 4. 13). Из ВЗ известно, что просле раздела обетованной земли между израильтянами колено Неффалима поселилось на сев.-зап. берегу озера (Нав 19. 32-39), однако К. в этом рассказе не упоминается.

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

В К. и его окрестностях Христос наставлял учеников и народ, рассказывая притчи, вел беседы (Мф 9. 10-17; 15. 1-20; Мк 2. 15-22; 9. 33-50; Лк 5. 30-39; 6. 17-49; Ин 6. 24-71) и совершил множество чудес: исцелил слугу сотника (Мф 8. 5-10; Лк 7. 1-10), тещу Петра (Мф 8. 14-15; Мк 1. 29-31; Лк 4. 38-39), расслабленного (Мф 9. 1-8; Мк 2. 2-12; Лк 5. 18-26), кровоточивую женщину (Мф 9. 20-22; Мк 5. 27-34; Лк 8. 43-48), сухорукого и др. больных (Мф 8. 16; 28-31; Лк 4. 40; Ин 4. 46-54), изгнал нечистого духа из одержимого (Мф 9. 32-33; Мк 1. 23-28, 32-34; Лк 4. 41), воскресил дочь начальника синагоги Иаира (Мф 9. 23-36; Мк 5. 35-43; Лк 8. 41-56). Некоторые из чудес Христос совершил в капернаумской синагоге (Мк 1. 23-28; 3. 1-5; Лк 4. 33-36).

В К. Иисус произнес поучение о подати «царям земным» и «свободе сынов» (Мф 17. 24-27), а возле синагоги проповедовал о хлебе жизни (Ин 6. 32-59). Вместе с Иисусом К. посетили Богородица и Его братья (Мк 3. 31; Ин 2. 12).

Но несмотря на совершенные в К. чудеса, поучения и обличения, жители К. не раскаялись и не уверовали. И тогда было произнесено грозное решение суда Божия: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься. » (Мф 11. 23; Лк 10. 15).

В К. упоминаются податный стан («мытница»), где собирались налоги особыми откупщиками («мытарями») взамен отдаваемых ими рим. правительству ежегодных платежей, и таможенная застава для взимания пошлин с торговых караванов (ср.: Мф 9. 9; Мк 2. 14-15; Лк 5. 27).

В кон. I в. по Р. Х. К. упоминается в сочинениях Иосифа Флавия. Жители К., не принимавшие активного участия в 1-й иудейской войне, позволили, однако, укрыться здесь отряду Иосифа, пострадавшему в боях с войсками Агриппы II. Иосиф лечился в К. после полученных в битве при Вифсаиде ранений ( Ios. Flav. Vita. 403). В описании природы зап. района Галилейского м. Иосиф ( Idem. De bell. III 10. 7-8) упоминает К. (Καφαρναύμ) в качестве названия источника воды (Ibid. 8 (520)).

Локализация и археологические исследования

Раскопки показали, что это место было заселено с эпохи ранней бронзы (ок. 2000 г. до Р. Х.). Сохранились остатки домов и линии предполагаемых улиц раннего среднего и позднего бронзового века. Следов пребывания людей с 1200 по 500 г. до Р. Х. не найдено. Новое поселение, вероятно, было основано уже при персах, греко-рим. и визант. периоды для К.- время расцвета, продолжавшегося до араб. завоевания в VII в. ( Loffreda. Capernaum. 1993. Р. 292; ср.: Laughlin. 1993. Р. 54). Находки, сделанные на греч. участке, показывают, что К. развивался и после араб. завоевания. Возможно, в это время начался рост христ. населения К. Результаты раскопок свидетельствуют, что город был окончательно покинут жителями только во время завоевания крестоносцами в кон. XI в.

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Во время раскопок были раскрыты неск. жилых кварталов, состоявших из «жилищ большого клана», для них характерна замкнутость (все окна выходили во внутренний двор, из к-рого на улицу была единственная дверь); жилые помещения располагались вокруг внутреннего двора, на крышу дома обычно вела каменная лестница (ср.: Ibidem). Дома строились в основном из местного вулканического базальта, без фундамента и без раствора. Легкие плоские крыши сооружались из деревянных балок, к-рые обмазывались слоем глины, смешанной с соломой (саманом).

Амер. библеист Дж. Л. Рид на основе имеющихся археологических данных о К. в I в. сделал ряд выводов о роли К. в региональной и межрегиональной экономике, о численности его населения и о внутренней планировке. Считалось, что благодаря расположению К. недалеко от ответвлений международной «дороги моря» (Via Maris) он стал центром интенсивной торговли и местом пересечения «потоков идей и информации» ( Strange. 1992. Р. 42). Рид, однако, не нашел оснований для такого заключения, т. к. в этой области не обнаружено милевых камней раннего рим. периода; такие находки датируются только началом строительных проектов, связанных с имп. Адрианом (117-138). Рид полагал также, что «царская дорога» и «дорога моря» разделялись не севернее озера, а южнее его, и «царская дорога» далее шла по равнине через Скифополь или на север через Кесарию Филиппову ( Reed. 2000. Р. 147). Более благоприятное по сравнению с др. галилейскими поселениями положение К. очевидно, если рассматривать его в узкорегиональной перспективе. Расположенный на границе между тетрархиями Филиппа и Антипы, К. имел порт на берегу озера и был связан, т. о., с главными городами региона: Тивериадой, Иппосом и Гадарой. Рид пришел к заключению, что К. хотя и «не стоял на главном международном торговом пути. однако есть свидетельства, что здесь имела место значительная региональная и отчасти также межрегиональная торговля, определившая его жизнь в 1-й пол. I в. по Р. Х.» (Ibid. Р. 148).

Дом ап. Петра. Октогональная церковь

О существовании в древности церкви в К. известно из записок паломницы кон. IV в. Эгерии, где говорится, что при сооружении этой церкви были сохранены стены первоначального дома ап. Петра (ср.: Petr. Diac. De loc. sanct. 194).

Остатки церкви впервые обнаружены Уилсоном. Он писал: «Вне собственно синагоги, но связанными с ней мы нашли остатки более поздней постройки, предположительно принадлежащие выстроенной в Капернауме церкви, о которой говорит Епифаний и которую в 600 г. по Р. Х. также описал Антоний как базилику, включающую в себя дом Петра» ( Wilson. 1871. P. 344).

Францисканский свящ. Г. Орфали, производивший раскопки К. в 1921-1926 гг. в 30 м южнее синагоги, раскрыл большую часть 8-угольного здания с мозаичным полом, которое он сначала принял за баптистерий. Впосл., в результате раскопок Корбо и Лоффреды, было открыто 3 основных уровня застройки этого места.

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Францисканские исследователи подчеркивали христианское содержание граффити, в которых упоминается имя Иисуса: Он назван Господом, Христом, Богом, Высочайшим; были обнаружены и христограммы; некоторые надписи можно интерпретировать как литургические: «аминь», «Господи, помилуй» и др. Согласно францисканским археологам, имя ап. Петра встречается в надписях не менее 2 раз, однако с этими выводами согласны не все ученые (ср.: Strange, Shanks. 1982). По палеографическим признакам надписи датируют III-V вв. ( Loffreda. Recovering Capharnaum. 1993 2. P. 60).

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Территория с синагогой и домом Петра в наст. время находится в ведении Францисканской библейской школы (Studium Biblicum Franciscanum). Синагога отреставрирована и музеифицирована, а над домом Петра в 80-х гг. XX в. была построена новая католич. церковь ап. Петра (железобетонное сооружение в виде октагонального навеса на мощных опорах, не затрагивающих древний фундамент; освящена в 1990 г.). Навес защищает визант. храм от влияния окружающей среды и дает возможность осмотра его сверху, со 2-го яруса (полы сделаны из прозрачного пластика). Мозаики демонтированы и демонстрируются рядом с октагоном.

Археологические раскопки на участке Иерусалимского Патриархата

проводились в 1978-1982 гг. по инициативе Израильского департамента древностей и музеев (под рук. В. Дзафериса). Было исследовано 4 участка общей площадью 2 га. ( Tzaferis. 1993).

На северо-западе, недалеко от озера, была раскопана массивная структура, состоящая из 2 бассейнов, между ними возвышалась оштукатуренная платформа. Судя по всему, бассейны использовались для хранения свежей рыбы, которую затем выкладывали на платформу между бассейнами для продажи. Вода из бассейнов стекала в озеро по глиняным трубам.

С юго-вост. стороны от бассейнов раскрыто большое квадратное здание (13×13 м), в к-ром выделяют 5 стратиграфических слоев VII-X вв. по Р. Х. Планировка здания и его архитектура дают основание предположить, что сначала оно было общественным, затем стало частным; эти выводы подтверждают и находки археологов.

В юго-западной части территории, недалеко от озера, раскопано здание, первоначально представлявшее собой единое большое помещение (12,7×12,5 м) с оштукатуренными стенами и полом. Его постройка датируется VII в. В дальнейшем его внутреннее пространство было перегорожено колоннами и пилястрами, а сверху, возможно, был надстроен еще один этаж. Пристроенные помещения ограничили внутренний двор. Самые поздние конструкции (X в.) разделяют здание на неск. 2-3-комнатных помещений.

Поселение перестраивалось в визант. период. Под каменным полом одной из комнат был открыт клад из 282 золотых динаров омейядского периода. Здесь хорошо заметны следы землетрясения 746 г.: слой этого времени содержит пепел и развалы камней.

В этом месте не найдено фортификационных сооружений, за исключением стены толщиной 1,5 м, начинающейся на территории, принадлежащей францисканцам и проходящей вдоль сев. побережья озера. Скорее всего она не имела оборонительной функции, но использовалась в качестве дамбы при повышении уровня Галилейского м., рядом могли быть якорные стоянки для рыбацких лодок ( Tzaferis. 1993. P. 296).

На приобретенном в кон. XIX в. Иерусалимским Патриархатом участке был основан мон-рь Собора апостолов. Церковь построена в 1925 г. Службы в храме совершались без перерыва до 1948 г. После создания гос-ва Израиль в 4 км от ц. в честь Собора апостолов была установлена сирийско-израильская граница, на приграничной территории священники находиться не могли. В результате 6-дневной войны 1967 г. граница Израиля и Сирии переместилась дальше на восток, в 80-х гг. XX в. храм был фактически перестроен заново (от прежнего сохр. только каменный иконостас 1931) в традиции церквей островной Греции. В 1995-2000 гг. храм был расписан греч. худож. Константином Дзумакисом.

Синагога

I. История исследований и проблема датировки. Первые научные описания синагоги принадлежат Э. Робинсону, изучавшему ее в 1838 г. Археологические раскопки проведены С. Андерсоном (1856), Робинсоном (1857), Уилсоном (1866) и Г. Г. Китченером (1881). После этих работ арабы в знак протеста разобрали остатки синагоги в К. ( Aviam. 2004. P. 148). Видимо, тогда же были утрачены наиболее сложные элементы декора с изображениями различных существ, к-рые теперь реконструируются лишь гипотетически.

Капернаум что за страна. Смотреть фото Капернаум что за страна. Смотреть картинку Капернаум что за страна. Картинка про Капернаум что за страна. Фото Капернаум что за страна

Сторонник ранней датировки Сукеник еще в 30-х гг. XX в. на основе палеографического анализа отмечал визант. характер арам. надписи на колонне «Халфи, сын Заведея, сын Иоханана сделал эту колонну. Да будет он благословен» ( Sukenik. 1934. P. 72; другая колонна имеет надпись на греческом: «Ирод, сын Мо(ни)моса, и Юстус, его сын, вместе с другими детьми воздвигли эту колонну»).

Й. Цафрир ( Tzafrir. 1995. P. 152, 157), не отказываясь в принципе от ранней датировки синагоги, в то же время подчеркивал визант. характер ее декора. Э. М. Майерс ( Meyers. 2001), Г. Фёрстер ( Foerster. 1971; Idem. 1989), Стрейндж ( Strange. 2001) поддержали раннюю датировку. Сторонниками поздней датировки (2-я пол. V-VI в.) помимо францисканских археологов были Дж. Магнесс ( Magness. 2001), Д. Милсон ( Milson. 2007), Л. Левин ( Levine. 2000. P. 196). Кроме археологических находок и результатов искусствоведческого анализа деталей в пользу датировки византийским периодом свидетельствуют и данные метрологических исследований Д. Чена ( Chen. 1986; Idem. 1990): в качестве меры при строительстве использовался византийский (31-32 см), а не рим. фут (30 см); последний перестали применять уже в нач. IV в.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *