Капище перуна в орловской области что это такое и как
Идолы и капища Перуна в России и Украине, создание домашних идолов бога грома и молнии
Капища Перуна, как известно, наравне с другими языческими святилищами были уничтожены в период крещения Руси. Однако современные языческие общины, идущие по пути предков, восстанавливают святые для славян места. Узнайте о капищах Перуна в России и Украине, а также об идолах этого божества и канонах его изображения на капищах и домашних святилищах.
Капища Перуна в Росии и Украине
Одно из самых известных капищ Перуна до 2007 года находилось в Санкт-Петербурге. До его воссоздания группой неоязычников из северной столицы на этом же месте находилось славянское капище, если верить преданиям. Его называли Всеславянским, или Купчинским капищем. Издавна на нем проводились обряды. В начале 21 века группа энтузиастов-язычников решила продолжить эту традицию. На капище Перуна в Санкт-Петербурге отмечались праздники этого божества. Однако в 2007 году эти деяния были признаны экстремистскими, капище было снесено по решению властей города.
Сохранились предания о ныне несуществующем капище в четырех километрах от Великого Новгорода, на острове Перынь. Возможно, легенда взяла свои корни из названия острова, схожего с именем славянского божества. Если верить ей, в конце 1 века н.э. легендарным Добрыней Никитичем на этом острове был установлен идол. Он стоял в центре круглой площадки диаметров в 20 м, окруженной рвом.
Капище Перуна на острове Перынь
Существует легенда о чуре Перуна, который стоял в самом центре Киева. Он был установлен лично князем Владимиром, им же и сброшен в реку после принятия христианства. Люди бежали за идолом по течению реки и кричали:
Слово «выдубай» переводится как «выплывай». Разумеется, деревянный идол не выплыл. Он пристал к берегу, и на том самом месте, куда его принесло течение реки, сейчас стоит Выдубицкий монастырь.
Этнограф Андрей Синельников заверяет, что Москва построена на древних капищах. По его словам, они существовали вплоть до прихода к власти династии Романовых. Одним из таких крупных святилищ, которых всего было семь, было капище Перуна. Оно напоминало восьмиугольник или восьмилучевую звезду Перуна. Алтарь и чур стояли в центре города, где сейчас Красная площадь переходит в Васильев спуск. По словам этнографа, спуск когда-то носил название в честь бога Велеса.
Есть и действующие капища Перуна. Одно из них воссоздано на месте сожженного храма инглингов общиной «Веды Перуна». Территориально святилище инглингов находится в Омске. В Киеве, на легендарной Лысой горе, тоже стоит восстановленное капище бога грозы и воинской силы. Его идол слегка обожжен православными активистами Киева, которые регулярно стремятся разрушить языческое место поклонения.
Капище Перуна в Орле — всего 10 км от черты города
Капище Перуна в Орле находится приблизительно в 10 км от города на частной территории. Судя по тенденции объявлять языческие общины экстремистскими сектами, размещение языческого святилища на частной территории обязано преследованиями со стороны властей. Таким образом, орловская языческая община уберегла святилище от разрушения.
Родноверческая община из города Орел регулярно проводит празднования в честь Перуна, а также отмечает другие славянские праздники на этом капище по старинным традициям предков. Попасть туда вполне реально, предварительно заведя знакомство с кем-то из общины — они радушно принимают единомышленников.
Капище Перуна в Орловской области отмечено указателем на трассе Р-119. Частный участок, на котором оно находится, расположен в поселке Карьер. Языческая община занимается еще и исторической реконструкцией, поэтому можно предполагать, что святилище обустроено по всем правилам. Официально капище именуется стилизованной площадкой, посвященной культуре славянских племен. Культуре община действительно уделяет немало внимания, на праздниках можно услышать славянские песни, понаблюдать за реконструкцией традиционных игрищ и прочих аспектов жизни наших предков.
Днепровская область, село Никольское на Днепре — капище Перуна
Село Никольское на Днепре находится в 10 км от Днепра – областного центра на востоке Украины. Именно на его околице археологами был обнаружен круг из камней размером от полутора до двух метров. По утверждениям историков и археологов, это именно капище. Круг из камней — характерная черта для языческих святилищ.
Возможно, находка неподалеку от села Никольское на Днепре — капище Перуна на Днепре, описанное Ибн Фадлана. По этим описаниям, оно было создано по инициативе князя Владимира незадолго до перехода в христианскую веру. Святилище было окружено каменным кругом и рвом, а чур стоял в самом центре. Слухи окрестили его храмом семи врат, хотя археологами был раскопан только небольшой фрагмент священной территории. Часть внешнего круга святилища, по местным слухам, разобрана на фундаменты близлежащих жилых домов.
Идол Перуна был установлен местными язычниками. Время от времени место посещается отдельными представителями веры предков, славянскими общинами и даже организованными группами эзотерических туристов. В Украине становятся крайне популярными организованные поездки в места силы, в том числе, и в места поклонения древних славян.
Каким должен быть чур или идол Перуна
Идол Перуна всегда представлял собой столб из мощного дуба. Кумиры этого божества, по утверждениям историков, были высокими. Среди современных неоязычников наблюдается тенденция по созданию кумиров для домашнего алтаря. Разумеется, установить в квартире массивный чур Перуна из целого дуба не получится. Поэтому размеры его каждый подбирает исходя из размеров места для установки идола, но материалом по-прежнему остается дуб. Дуб — священное растение, посвященное Перуну, и выбирать другой материал для создания его идолов нежелательно.
Кроме этого, на идоле, посвященном этому божеству, обязательно должен быть вырезан его символ. Символов Перуна немало, и почти все они в разные времена носились как обереги. Чаще всего на чурах этого бога вырезают Звезду Перуна.
В целом, Перун был одним из самых почитаемых славянских богов. Поскольку Перун был покровителем князей, посвященные ему капища стояли в большинстве крупных городов Руси. После прихода христианства на русские земли святилища язычников были уничтожены. Современные же последователи полузабытых верований наших предков восстановили небольшую часть капищ. Периодически они подвергаются преследованиям православных активистов, но в Украине и России языческие святилища все еще действуют.
Логово язычников: Как учитель Огнемир капище вдоль трассы восстановил
Колумнист ПАИ Николай Бесклевный продолжает путешествие по дорогам России и делится своими впечатлениями. В прошлом материале наш автор добрался до Орловской области.
В Орловской области мы сделали еще одну познавательную остановку, короткую и последнюю в первый день нашего пути на юг.
Воссозданием капища орловский учитель Огнемир подчеркивает, что традиции язычества живы и с каждым годом их последователей и почитателей становится всё больше. Понравилась мне своим глубоким смыслом и полевая дорога, ведущая к капищу. В ее начале, как и полагается по традициям русских былин, находится камень-указатель, испещренный загадочными знаками и символами. А вдоль всей дороги, для просвещения таких далеких от древней истории как я, уставлен длинный ряд плакатов славянской мудрости: «Будь сильным, слабых в этом мире достаточно», «Самое трудное – победить себя». И еще очень много правильных слов я прочитал, пройдя вдоль этой древнеславянской дороги. Не зря орловское капище здесь называют местом силы.
К намеченному заранее месту ночлега, мы добрались очень поздно. Первый день нашего путешествия на юг завершился в липецком городке Ливны в придорожном гостиничном комплексе. Мы всегда стараемся останавливаться именно здесь – и не дорого (2400 руб. за троих), а главное всегда чисто, уютно и в номере есть все необходимое. Завтра мы выезжаем на автомагистраль М-4 «Дон» и пока планируем лишь одну туристическую остановку в Каменск-Шахтинске Ростовской области с посещением уникального музея «Сделано в СССР».
Капище перуна в орловской области что это такое и как
В десяти километрах от Орла на Елецком шоссе стоит большой дорожный указатель, по которому можно найти «Капище Перуна»
. Все это Огнемир сделал с единственной целью: «показать, что традиция жива, что ее не задавили тысячелетия христианства».
Русская «православная» церковь серьезно обеспокоена влиянием язычников.
Чтобы выяснить, кто такие язычники и почему они не нравятся РПЦ и представителям закона, корреспондент Русской службы Би-би-си побывал в Орловской области.
На передовой духовного фронта
Патриарх Кирилл (Гундяев) регулярно выражает обеспокоенность распространением языческих культов в России. Например, в июне этого года он с тревогой сообщил, что языческие воззрения становятся все более популярными в среде спортсменов и военнослужащих, особенно бойцов спецназа.
Сельский учитель физики и математики Огнемир называет себя «автономной личностью», не признающей никаких иерархий и вождизма, и не состоящей ни в каких организациях.
Все это Огнемир сделал с единственной целью: «показать, что традиция жива», что ее «не задавили тысячелетия христианства».
Сергей Ноздрин начал серьезно увлекаться возрождением славянских традиций в начале 2000-х, когда в школах стали вводить преподавание основ «православной» культуры. Он был этим до крайности возмущен.
Христианство Огнемир называет «инородным мировоззрением» и понимает свою задачу прямолинейно: поскольку «на земле славян слишком много церквей, мечетей, синагог и пагод», надо строить капища.
104
Капище Перуна: с каким чаянием обращаются к Богу Грозы?
Места для обращения к Перуну распространены были во всех славянских землях. Встречаем мы в старых книгах рассказы про капище Перуна, устроенное ладно да богато, почитаемое людьми. На капище Перуна стоит Бог Грозы во главе других Богов, видно, отсюда и пошли рассказы о том, что он был верховным Богом славян. Что расскажет славянский миф о характере грозного Бога Перуна и зачем славяне приходили на капище Перуна?
Описание капища Перуна в летописях
Мифы о Перуне знают даже школьники, изучающие в школе историю России. Помните описание капища Перуна из старинных летописей и учебников истории? Вот оно:
«И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь»
Как точно описано славянское капище Перуна! Высокая фигура могучего Бога Грозы, Защитника Яви, стоит в середке круга, на вершине холма, кругом же Чуры других славянских Богов, особо почитаемых в этой местности. Капище Перуна богато украшали, часто ставили вокруг него ограду или делали ров с водой, перейдя который человек из Яви попадал в Божий мир, где мог говорить с Родными Богами.
Почему столь почитаемо было капище Перуна? Неужто на Руси было столько воинов, что обращались к грозному, воинственному Богу повсеместно?
Что говорят мифы о Перуне?
Капище Перуна на вершине холма стоит, напоминает о том, что славянский Бог Грома проносится по небу на волшебном коне, высматривает врагов Яви. Далеко от земли до неба, а как стукнет в небе гром, и на земле слышно, то Перун сражается с врагами.
Много кратких историй, быличек о Перуне сохранилось в народе. Например, история, рассказывающая, что молния Перуна ударяет в черта, порождение Нави, а черт прячется в воду. Однако от грома и в воде не уйдешь, потому Перун всегда побеждает нечистую силу.
Северные мифы о Перуне рассказывают, что Перун был не только Богом Грозы, а защитником Яви. Вместе со своей дружиной охранял Перун границы явного мира от вторжения хаоса. Вот как дружина Перуна кратко описана в книге «Приключения Ярого Бога»:
Перун приветливо встретил Ярого и сразу провёл в хоромы, где жили его дружинники. Перун был женат на Диве-Додоле, матери Ярого. Дружина была небольшая, десять человек тщательно отобранных и проверенных воинов. Они все были внуки и правнуки Богов и умели многое. С Перуном их связывали и совместные битвы, и совместные развлечения. Ярого они все знали, так как именно он возвещал, что пришла весна, пора веселья и любви. Перун, Бог грома и молний, всегда был рад и войне, и веселью. Жена Перуна, Богиня дождя, выезжала тогда со своими жрицами, и они резвились на небе среди облаков. А Перун тут же вскакивал на свою колесницу и погонял впряжённых в неё чёрно-белых жеребцов. Все дружинники мчались следом на крылатых конях. Они догоняли Диву- Додолу с подругами, и начиналась потеха! Гремел гром, сверкали молнии, проливался дождь, начиналось лето!
— Вот вам новый товарищ, он будет выезжать в дозор, вместе с нами охранять границы. Жить и тренироваться будет вместе с вами, в дозор ездить по очереди. С кем, назначать буду я сам.
Красивый миф о Перуне кратко отвечает на вопрос, зачем приходили славяне на капище Перуна, нужно только разглядеть в этой истории глубокий смысл.
Зачем приходили на капище Перуна?
Ратные люди, мужчины, отправляющиеся на войну, конечно, посещали капище Перуна, чтобы попросить защиты от ранений, силы и смелости. Всякий мужчина, защищавший Родину, считал себя частью дружины Перуна, охраняющей Явь. Приходила поклониться Перуну и семья витязя, просила защитить его от всякой беды.
Кто ещё приходил на капище Перуна?
Волхвы, ограждающие свое село от порождений Нави, защищающие людей от незримого зла, тоже поклонялись Перуну, благодарили могучего Бога за защиту людей от зла. Обращались к Перуну и миряне, помня, что Бог Грозы хранит их дома да поля от разорения. Перуна и его жену Диву Додолу благодарили и за летние грозы, дарящие богатый урожай. Мужчины же на капище Перуна просили славянского Бога об успехе, высоком положении в обществе. Ведь Перун сам глава дружины, он знает, как обрести власть и уважение.
Славянские мифы о Перуне оживают в книгах сказок!
Много мифов о Перуне сказывают в разных уголках земли нашей, да мало осталось сказителей, что умеют передать всё волшебство древних историй. Вот и выходит, что историю Перуна вспомнить можем лишь коротко, без красочных описаний. Жаль, что традиция передавать из уст в уста истории о славянских Богах почти забыта. Однако, в стране Северной любое чудо возможно!
В волшебных книгах издательства «Северная сказка» славянские Боги вновь оживают, их образы наполняются красками, характеры раскрывают все свои грани: Перун превращается не просто в сурового Бога Грозы, а в сильного Защитника Яви, в боевого товарища и мудрого наставника!
Хотите узнать мифы о Перуне и других славянских Богах? Познакомьтесь с этими волшебными книгами!
Капище перуна в орловской области что это такое и как
В десяти километрах от Орла на Елецком шоссе стоит большой дорожный указатель, по которому можно найти «Капище Перуна»
. Все это Огнемир сделал с единственной целью: «показать, что традиция жива, что ее не задавили тысячелетия христианства».
Русская «православная» церковь серьезно обеспокоена влиянием язычников.
Чтобы выяснить, кто такие язычники и почему они не нравятся РПЦ и представителям закона, корреспондент Русской службы Би-би-си побывал в Орловской области.
На передовой духовного фронта
Патриарх Кирилл (Гундяев) регулярно выражает обеспокоенность распространением языческих культов в России. Например, в июне этого года он с тревогой сообщил, что языческие воззрения становятся все более популярными в среде спортсменов и военнослужащих, особенно бойцов спецназа.
Сельский учитель физики и математики Огнемир называет себя «автономной личностью», не признающей никаких иерархий и вождизма, и не состоящей ни в каких организациях.
Все это Огнемир сделал с единственной целью: «показать, что традиция жива», что ее «не задавили тысячелетия христианства».
Сергей Ноздрин начал серьезно увлекаться возрождением славянских традиций в начале 2000-х, когда в школах стали вводить преподавание основ «православной» культуры. Он был этим до крайности возмущен.
Христианство Огнемир называет «инородным мировоззрением» и понимает свою задачу прямолинейно: поскольку «на земле славян слишком много церквей, мечетей, синагог и пагод», надо строить капища.