Каподимонте что это такое
Фарфор Каподимонте
Они похожи на застывшие 3D картинки из жизни: принцессы и балерины, всадники и кавалеры, дети и ангелочки, ремесленники и рыбаки, крестьяне и животные, жанровые сценки. А еще чайные сервизы и вазы, чернильницы и канделябры, украшенные цветами и фруктами. Более старинные работы марки Каподимонте стоят намного дороже и пользуются большим уважением и спросом у коллекционеров и антикваров.
Истоки
Фарфор Каподимонте получил свое название от дворцового комплекса на одном из неаполитанских холмов, где в 1743 году король Карл III Бурбон и его супруга Мария Амалия Саксонская основали одноименную фабрику. Они решили создать достойного конкурента именитой немецкой мануфактуре в Мейсене.
Вообще, на существование фарфора европейцам открыл глаза Марко Поло, когда вернулся из своего длительного путешествия по Китаю. Поначалу местные керамисты не знали, как добиться такого же результата. Хороших результатов удалось добиться лишь много десятилетий спустя, во флорентийских алхимических лабораториях Франческо I Медичи. В XVII столетии эксперименты с переменным успехом проводились во Франции, Англии и Германии, пока в начале XVIII века саксонский ученый Иоганн Фридрих Беттгер не разгадал секрет производства белого фарфора, смешав каолин, алебастр и полевой шпат.
Первой итальянской фабрикой фарфора стала венецианская Вецци. А уже затем началась история Каподимонте, по воле королевской четы и благодаря стараниям таких мастеров, как скульптор Джузеппе Гриччи, художник Джованни Казелли и химик Ливио Оттавио Шепперс.
Отличительные черты
По всему Неаполитанскому королевству и соседним государствам начались поиски песка и глины, годной для производства качественного фарфора. Каолин так и не нашли, поэтому решили делать фарфор из других подходящих глин с южных месторождений, в смеси с полевым шпатом. В результате получили совершенно новый материал – более мягкий при производстве, но твердый и прозрачный после двойного обжига. Фарфор Каподимонте отличался от немецких и китайских аналогов тончайшей лепкой и обилием искусно выполненных деталей, а также особым тепло-молочным оттенком.
Этапы истории
Карл III очень дорожил своей фабрикой, лично следил за всеми стадиями обработки и хранил ключи от мастерских. Но спустя XVI лет он предпочел испанский престол, отрекся от неаполитанского и переехал в Мадрид, куда перевез и все оборудование, сырье и даже рабочих. Пока испанское предприятие короля активно развивалось, оставшееся без монаршего финансирования неаполитанское начало постепенно угасать. Хотя печи и формы для отливки скульптур и посуды остались, заниматься всем этим было некому.
Однако через 15 лет фабрика возродилась на новом месте – в пригороде Неаполя Портичи, благодаря наследнику Карла III. Фердинанд I стремился сохранить исключительные характеристики и высокое качество изделий, но помимо красочных глазурованных статуэток распорядился выпускать и однотонную посуду из так называемого бисквитного фарфора – прошедшего только первый обжиг и обладавшего более нежной окраской. Именно он внедрил синий товарный знак, увенчанный короной, по которому мы безошибочно определяем продукцию Каподимонте.
Новый период упадка наступил во времена Наполеона, когда Фердинанду I пришлось бежать на Сицилию и бросить свое детище на произвол судьбы. В 1819 году имущество фабрики было распродано с молотка, в связи с чем оживились поддельщики, которые беззастенчиво ставили прославленное клеймо на своем товаре.
Продолжение традиций
После объединения Италии, в Неаполе одна за другой открылись частные фарфоровые фабрики: Майелло, Моллика, Каччапуоти, Висконти. Они старательно и бережно копировали образцы королевской мануфактуры, поэтому вскоре Каподимонте стало именем нарицательным, относясь не к отдельно взятому производству, а к уникальному стилю и технологиям. Неаполитанские мастера сумели сохранить и развить традиции, изобретая все новые методы и техники. Так фарфор Каподимонте вошел в список главных ремесел Апеннинского полуострова, наряду с муранским стеклом, венецианскими масками, сицилийскими марионетками пупи и т.д.
Чтобы производство фарфора Каподимонте больше не было подвержено перерывам и остановкам, а также для поощрения исследований и инноваций в данной сфере, в 1961 году был основан Государственный институт «Джованни Казелли» со штаб-квартирой в том самом здании, где когда-то размещалась первая королевская фабрика.
Полезные адреса
Если вы хотите купить статуэтки Каподимонте, зайдите в любую из многочисленных неаполитанских лавочек и мастерских. Но чтобы полюбоваться на подлинные произведения исторической фарфоровой фабрики, стоит посетить Национальный музей Каподимонте, расположенный в залах дворца. Также советуем заглянуть в Музей герцога Мартина, Виллу Флоридиана в районе Вомеро, Музей Филанджери и Музей принца Диего Арагона Пиньятелли Кортеса.
Итальянский художественный фарфор «Каподимонте». Итальянская фарфоровая кукла
Фарфор «Каподимонте» — самый высокий и совершенный пример в области художественной керамики. Наряду с муранским стеклом, этот фарфор является одним из ярчайших представителей итальянского искусства. Изделия из фарфора «Каподимонте» ценятся во всем мире за мастерство исполнения и тщательное выполнение деталей.
Знаменитая фабрика фарфора «Каподимонте» была основана в 1743 году Карлом Третьим из династии Бурбонов.
Фабрика начинает выпускать табакерки, кубки, чайные и кофейные сервизы, блюдца. Чуть позже выпускает серию статуэток и фигурок, посвященных религиозным и мифологическим сюжетам, а также изображения музыкантов, крестьян и рыбаков.
Последюущие годы были отмечены интенсивным ростом производства и высоким уровнем качества продукции. Именно в этот период было освоено производство бисквита, то есть матового фарфора.
Но во время наполеоновского правления фабрика приходит в упадок и в конце концов перестаёт существовать.
Только в 1925 году под Миланом был основан фарфоровый завод, где лучшие итальянские скульпторы того времени, вдохновленные старинными образцами, решили возобновить традицию фарфора «Кападимонте». Вскоре, вокруг этой первoй фабрики в окресностях Милана, образовалась настоящая школа производства художественного фарфора, появились новые первоклассные заводы, на которых трудились известные скульпторы-модельеры.
Истинный фарфор «Каподимонте» производится полностью вручную. Отформованные предметы подвергаются обжигу 2-3 раза при определенной температуре — 1280°.
Oсновные современные производители этого замечательного фарфора:
Hекоторые фабрики занимаются изготовлением невероятно красивых фарфоровых кукол.
Zampiva
Статуэтки Zampiva делаются вручную и расписываются искусными художниками в местечке Монтебелло на севере Италии. Использование традиционных техник гарантирует, что невозможно найти две одинаковые вещицы — каждая обладает присущим только ей очарованием и изяществом. На всех подлинных экземплярах стоит личная подпись Лино Зампивы. Уникальное мастерство дизайнеров компании Zampiva делает каждую статуэтку необыкновенной и единственной в своем роде. Каждая фарфоровая фигурка Zampiva как отдельный, живой человек, со своим характером, со своей историей.
Sibania
Фабрика Sibania образовалась в 1980 году, опираясь на традиционное мастерство «Каподимонте». Компания использует современные инновации, сохраняя при этом ручную работу и итальянское мастерство. Cо второй половины 80-х годов можно сказать, что Sibania была лидером в производстве итальянских фарфоровых кукол. Начиная с 1988 года началось производство статуэток детeй. Эти фигурки полны эмоций. Статуэтки детей полностью передают чистоту и невинность детства.
Первую коллекцию кукол художник Мария Росси создала в 1980 г., и сразу же эти удивительные куклы из бисквитного (неглазированного) фарфора получили признание широкой публики и профессионалов, благодаря красоте кукол, художественному стилю, тщательному исполнению мельчайших деталей.
Художник создает две линии коллекций:
классическую «маленькие девочки», которая напоминает нам о детстве,
и «модные куклы», возвращающую нас к концу 19 — началу 20 веков, и особенно — в 30-е годы 20 века.
Любой костюм — результат кропотливой работы, просмотра тысяч фотографий, почтовых открыток и черно-белых кинофильмов того времени и может служить своего рода иллюстрацией по истории Костюма. Одежда для кукол шьется только из высококачественных, натуральных тканей — шелка, льна, хлопка и шерсти, украшением служат точные копии кружев, тесьмы и шнурков, которые носили наши прабабушки. Нежные, деликатные цвета костюмов — результат особой технологии окрашивания тканей, разработанной непосредственно в мастерских художника. Одежда подбирается в соответствии с образом и характером каждой куклы. Создания Марии Росси — не холодные и статичные, они живые. Лица кукол абсолютно достоверно отражают самые разные настроения: улыбка счастливого ребенка, грусть от потери любимой игрушки, печаль и меланхолия молодой девушки, радость и вдохновение, покой и умиротворение. Куклы изготавливаются лимитированным количеством: от 50 до 100 штук каждой модели, имеют идентификационный номер и Сертификат.
Название «Каподимонте» стало символом превосходного качества, изящества и красоты.
Музей Каподимонте – дворец и художественная галерея
Национальный музей Каподимонте – второй, после Археологического, супер-музей Неаполя. В основу его положена знаменитая коллекция Фарнезе, герцогов Пармы и Пьяченцы. Кроме собрания картин, в музее можно полюбоваться роскошными дворцовыми интерьерами и собранием фарфора.
История создания музея
Каподимонте – это высокий холм, расположенный в некотором отдалении от исторического центра Неаполя. Любивший охотиться в этих местах король Карл III Бурбонский велел построить на вершине холма королевскую резиденцию. Благодаря этому амбициозному, энергичному правителю в Неаполе возникли два новых королевских дворца: в Казерте и Каподимонте, а Королевский дворец в центре Неаполя был существенно перестроен.
Дворец Каподимонте проектировал Джованни Антонио Мадрано, а устройством парка вокруг дворца занимался Фердинандо Санфеличе.
В наследство от матери, Елизаветы Фарнезе, Карл III получил коллекцию произведений искусств, представляющую огромную художественную ценность. Начало коллекции положил кардинал Алессандро Фарнезе, впоследствии ставший папой Павлом III. Его внук, тоже кардинал и тоже Алессандро Фарнезе, значительно ее дополнил. Сокровищ этого обширного собрания шедевров хватило, чтобы наполнить два музея Неаполя: греко-римские скульптуры коллекции Фарнезе были размещены в Археологическом музее Неаполя, а картины — в Каподимонте.
В 1738 году Карл III Бурбонский женился на саксонской принцессе Марии Амалии, внучке Августа Сильного. При Августе Сильном был открыт секрет фарфора, и в городе Мейсен возникла знаменитая фарфоровая мануфактура.
В Неаполе тоже была построена Королевская фабрика фарфора. Архитектор Санфеличе поместил ее недалеко от дворца Каподимонте. На этой фабрике, в частности, были изготовлены детали Фарфорового салона королевы, самого потрясающего зала дворца Каподимонте.
Впоследствии дворец неоднократно перестраивался, коллекции его приумножались, и даже возник раздел современного искусства.
Как добраться до Каподимонте
Адрес музея: via Miano 2
До дворца Каподимонте идут автобусы №№ 168, 178, R4, C63. Остановка автобусов — около Археологического музея. Годится разовый билет за 1 евро.
До музея раз в час ходит автобус-шаттл Citysightseeing Napoli. В стоимость билета — 12 евро — включен проезд в музей и обратно и посещение музея.
Внешне королевский дворец в Каподимонте очень похож и на Палаццо Реале, и на Реджиа ди Казерта: вытянутый, приземистый, терракотового цвета с темно-серой окантовкой.
Внутри здания – три квадратных внутренних двора. Вход в кассу – со двора.
Часы работы музея 08.30 — 19.30, выходной день – среда. Стоимость билета – 8 евро.
Осмотр музея
Несмотря на то, что музей работает допоздна, все же настоятельно рекомендую этот музей смотреть на «свежую голову», не надо ставить его вторым после осмотра Археологического музея или прогулки по Декуманам. Художественная галерея содержит многочисленные шедевры и требует свежести восприятия.
Ядро музея составляют несколько коллекций, и картины в залах группируются в первую очередь не по авторам или странам, а по коллекциям. Сначала идет коллекция Фарнезе, и буквально с первых залов ты попадаешь в самые разреженные слои высокого искусства. Рафаэль, Тициан, Караваджо, Липпи, Боттичелли¸ Эль Греко. Потом на какое-то время градус спадает. Ты переходишь к следующей коллекции – Бурбонов, Борджиа или д’Авалос, и все начинается опять: Тициан, Караваджо и другие титаны.
Итак, начинаем. В первых залах мы видим портреты главных собирателей коллекции, деда и внука Фарнезе.
Портрет кардинала Аллессандро Фарнезе был написан Рафаэлем в 1509-1511 годах. В 1534 году кардинал стал папой Павлом III.
А это тоже кардинал Алессандро Фарнезе, только внук. Таким его изобразил Тициан в 1545-46 годах.
А на этой знаменитой картине дед и внук изображены вместе.
Картина Тициана «Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» 1546 г.
Микеланджело «Венера с Амуром» (фрагмент)
Картина Эль Греко «Портрет Джулио Кловио».
Художник Джулио Кловио, создатель уникального манускрипта «Часосов Фарнезе», сыграл значительную роль в судьбе молодого грека Доменико Теотокопулоса (будущего Эль Греко) — именно он представил его кардиналу Алессандро Фарнезе, и во дворце кардинала начинающий художник получил кров и поддержку.
В галерее Каподимонте
Помимо картин много изделий прикладного искусства
Инкрустация из камня
Бернардино Луини «Мадонна с младенцем»
Луини считался учеником и подражателем Леонардо да Винчи.
Меня его мадонна заворожила. Какое теплое, живое лицо!
Якоб ван Ост «Поклонение младенцу»
Даже ноты тщательно выписаны
Интерьеры дворца Каподимонте
Зеркало в фарфоровой оправе
Куда же без презепе!
Фарфоровый, или китайский салон — «жемчужина» дворца Каподимонте. Поверхности стен и потолка этого небольшого зала покрыты цветным фарфором и раскрашенным стукко.
Два портрета Франсуа Жерара: император Наполеон
и его храбрый военачальник Иоахим Мюрат, зять Наполеона, некоторое время исполнявший обязанности короля в Неаполитанском королевстве
Летиция Рамолино Буонапарте, мать Наполеона. Работа скульптора Антонио Канова
Женщина необыкновенной судьбы. Выданная замуж в 13 лет за судебного заседателя Карла Буонапарта, в 35 лет она овдовела, успев за это время родить 13 детей.
В нужде и лишениях она поднимала детей, их которых выжили 8 человек. Все эти дожившие до взрослого состояния дети стали впоследствии королями и герцогами, благодаря самому энергичному из них, второму ее сыну — Наполеону, ставшему императором Франции.
Дожила она и до свержения Наполеона, и на 15 лет пережила умершего на острове Святой Елене сына. В Риме на площади Венеции сохранилось палаццо Бонапарте, дом, где провела свои последние годы мать великого человека.
Еще несколько слов о скульпторе Канова. Наполеон активно использовал талант этого итальянского скульптора для возвеличивания себя и своей семьи. Достаточно вспомнить обнаженную скульптуру самого императора (находится в Милане, в музее Брера) или прелестную Полину Бонапарт (копию можно посмотреть в Пушкинском музее в Москве). Однако после изгнания наполеоновской армии из Италии именно Антонио Канова приложил максимум усилий, чтобы вернуть вывезенные по указаниям Наполеона шедевры обратно в Италию. В благодарность за это имя Кановы вписано в Золотую книгу Капитолия.
Киворий (бронза, медь, мрамор)
Зал гобеленов (коллекция д’Авалос)
Колантонио «Жизнеописание Святого Виченцо»
Амфоры и меха для вина
На верхнем этаже несколько залов отдано под современное искусство. В частности, там висит знаменитое произведение Энди Уорхола «Везувий».
В музее мы провели около трех часов.
Парк Каподимонте
Дворец окружен парком, но парк вряд ли можно назвать интересным. Это просто зеленая зона города, где много гуляющих.
Возле дворца стоит красивый фонтан.
Вид на соседний холм и замок Сант-Эльмо
У подножия холма Каподимонте стоит базилика делл Инкороната.
Рядом с базиликой находится вход в катакомбы Сан-Дженнаро.
Чтобы пройти от музея Каподимонте до катакомб Сан-Дженнаро, надо некоторое время идти вдоль улицы (по которой на автобусе поднимались к музею), а потом спуститься по лестнице.
Музей Каподимонте, безусловно, одна из главных достопримечательностей Неаполя, и при любой возможности надо его посетить. В своем рассказе я показала лишь небольшую части его сокровищ. Следовало бы упомянуть, что в Каподимонте хранится «Даная» Тициана (одна из четырех), «Мизантроп» и «Притча о слепых» Брейгеля, «Богородица с младенцами и ангелами» Боттичелли, картины Ван Гога, Риберы и другие шедевры.
К сожалению, расположен музей не слишком удобно, приходится пользоваться городскими автобусами, которые, на мой взгляд, самый небезопасный вид транспорта в этом городе. Внимательно следите за своими вещами.
О том, какие опасности подстерегают туристов в Неаполе, поговорим в следующей статье.