Капуэро что это такое танец
Необычное боевое искусство – капоэйра
Танцующие люди непременно ассоциируются с праздником и легкостью. Но бразильское искусство капоэйра – не просто танец. Это смесь боевых приемов с изящными танцевальными движениями.
История возникновения танцевального боя
Начало свое капоэйра берет в южной части африканского континента. У рабов было мало развлечений. В редкое свободное время они пели и танцевали. На территории Боливии тогда были огромные заводы по производству резины. Рабам там приходилось не сладко, их часто избивали хозяева. На языке работников они назывались капоралами.
Идеей такого танца были ловкие движения раба, который уклоняется от плетей хозяина. Невольники не могли ответить силой, поэтому кроме скорости и ловкости им было нечем ответить
Танец получил широкое распространение. Так он попал на территорию Бразилии. В этой стране он был дополнен различными элементами боевых искусств. Окончательно утвердилось и его название – капоэйра. Танец нес идею призыва невольников к борьбе с рабовладельцами. Власти жестоко наказывали всех, кто практиковал капоэйру. В 1890 году президентским указом капоэйра была официально запрещена. Но искусство не умерло, его тайно практиковали и передавали навыки другим.
Человеком, привнесшим в массы это боевое искусство, считается Рейс Мачадо. К концу 1930 года он приложил все усилия, чтобы отменить существующие запреты. Он основал первую школу в 1932 году, где преподавалась академическая капоэйра.
Со временем появились различные стили. Искусство быстро распространилось по миру. Сегодня школы капоэйры можно встретить во многих странах, в том числе и в России.
Что такое капоэйра?
Основные принципы и характеристики
Арена для боя в этом виде называется родой. При этом люди собираются в круг, в центре остаются двое бойцов. Остальные поют песни и отбивают темп на барабанах. В зависимости от стиля, движения в капоэйре могут отличаться. Но есть основные принципы, общие для всех видов.
Для капоэйры основной идеей является воспевание человеческой силы и грации
Это боевое искусство самобытное, не имеющее ничего общего с другими. Действо имеет завораживающий характер. Танец, молниеносные замахи, ритм барабанов и песни – от такого микса просто захватывает дух.
Принципы боевого искусства капоэйра
Современные школы капоэйры
Сегодня уровень мастерства в школах определяется цветом пояса или платка, который повязывают на шее. Примечательно, что цвет, определяющий тот или иной уровень, определяет для себя каждая школа. Единой иерархии по цвету не существует.
Кроме занятий в роде (арене), каждый ученик обязан изучать:
Несколько лет упорных занятий помогут достичь звания опытного ученика – формадо. Высшим уровнем мастерства считается достижение статуса местре. Оно дает право обучать других и даже открыть собственную школу.
Интересное о капоэйре
Все учебные центры должны отдать предпочтение своему стилю капоэйры. Основными являются следующие:
Капоэйра – это своеобразный гимн человеческой свободе. Боевое искусство, берущее начало у истоков борьбы против рабства. При этом совершенно не приветствует использование силы
Это искусство о принятии жизненных трудностей и противостоянию им выносливостью и уравновешенностью. Именно поэтому у течения так много последователей по всему миру.
Визуализировать технику капоэйра и понять, чем же это боевое искусство отличается от остальных, вам поможет видео:
Бой как танец: искусство капоэйры
Содержание статьи
Слово «капоэйра» вызывает довольно стереотипные ассоциации. В воображении рисуются загорелые люди, легко совершающие сложные акробатические трюки и играючи двигающиеся под зажигательную музыку. Многие ошибочно считают это не боевым искусством, а просто танцем. Разберем подробнее, что представляет собой капоэйра и как ей научиться.
Что такое капоэйра?
В 40-х годах XX века стали открываться первые школы капоэйры. Этот вид единоборств стал активно популяризироваться, а со временем приобрел статус официального спортивного направления.
Особенности капоэйры
Этот вид спорта совмещает в себе бразильскую музыку, песни, танцы, боевое искусство, а также традиции и особую философию, что не могло не отразиться на списке правил.
Сами спортсмены, практикующие капоэйру, называют себя игроками, а поединок – игрой. Это довольно точно отражает суть этого боевого искусства. Главный принцип игры – уйти от ударов как можно эффектнее и быстрее. Капоэйристы называют игру словом «рода», что означает «круг» в переводе с португальского.
Обычно схватки проходят под аккомпанемент ударных и струнных этнических инструментов, а также традиционных песен. Музыкальное сопровождение создает определенный ритм и темп, а также формирует особое настроение участников поединка.
Мнение, что капоэйра не годится для реальной самообороны – не совсем верно. Действительно, как правило, в процессе поединка между бойцами отсутствует контакт, они не касаются друг друга. Цель игроков – обмануть своего соперника, явно показать его слабые места. Акробатические же элементы используются, в том числе и для демонстрации превосходной степени владения телом.
Также стоит принять во внимание, что капоэйра – весьма демократичный вид спорта, поэтому соревнования могут быть как полноконтактными, так и ограниченными в нанесении приемов и ударов.
В целом капоэйра характеризуется как искусство противостояния жизненным трудностям с помощью своей силы, выносливости и уравновешенности. Важное составляющее ее поединков – это получение удовольствия обоими соперниками. Философия этого боевого искусства уже привлекла и продолжает привлекать множество последователей по всему миру.
Основные правила капоэйры
Правила капоэйры характеризуются следующим образом:
Стили и школы капоэйры
Современная капоэйра представлена несколькими направлениями. Они разнятся практикуемыми техниками, ритмом и манерой движений.
Основных вариантов капоэйры четыре:
Школы капоэйры
Сейчас существует множество школ капоэйры, в том числе и в разных городах России. По сути, прийти заниматься может любой желающий.
Уровень мастерства в школах определяется по цвету шейного или поясного платка. Помимо занятий в роде, ученики изучают историю зарождения и становления капойэры как вида спорта, философию ведения боя, а также португальский язык и аутентичные песни и музыку. Традиционная форма капоэйристов – это белые штаны и майка из хлопчатобумажных материалов. На нее наносится эмблема школы.
Упорные занятия позволяют начинающим капоэйристам через некоторое время достичь статуса формадо – опытного ученика. Высшим же уровнем считается статус местре, который дает право тренировать других и открывать свою школу. Посвящение в ученики проходит с помощью специального обряда – батизаду.
В целом капоэйра – это очень красивый и зрелищный вид спорта, несущий в себе глубокую философскую составляющую, которая превращает каждую поединок в подобие шахматной партии тел и сознаний противников. Заниматься капойэрой могут все желающие, независимо от пола, телосложения и возраста, поскольку этот вид спорта учит использовать те возможности организма, которые доступны в данный момент, а уже после упор идет на их развитие.
капуэро что это такое танец
Необычное боевое искусство – капоэйра
Танцующие люди непременно ассоциируются с праздником и легкостью. Но бразильское искусство капоэйра – не просто танец. Это смесь боевых приемов с изящными танцевальными движениями.
История возникновения танцевального боя
Начало свое капоэйра берет в южной части африканского континента. У рабов было мало развлечений. В редкое свободное время они пели и танцевали. На территории Боливии тогда были огромные заводы по производству резины. Рабам там приходилось не сладко, их часто избивали хозяева. На языке работников они назывались капоралами.
Идеей такого танца были ловкие движения раба, который уклоняется от плетей хозяина. Невольники не могли ответить силой, поэтому кроме скорости и ловкости им было нечем ответить
Танец получил широкое распространение. Так он попал на территорию Бразилии. В этой стране он был дополнен различными элементами боевых искусств. Окончательно утвердилось и его название – капоэйра. Танец нес идею призыва невольников к борьбе с рабовладельцами. Власти жестоко наказывали всех, кто практиковал капоэйру. В 1890 году президентским указом капоэйра была официально запрещена. Но искусство не умерло, его тайно практиковали и передавали навыки другим.
Человеком, привнесшим в массы это боевое искусство, считается Рейс Мачадо. К концу 1930 года он приложил все усилия, чтобы отменить существующие запреты. Он основал первую школу в 1932 году, где преподавалась академическая капоэйра.
Со временем появились различные стили. Искусство быстро распространилось по миру. Сегодня школы капоэйры можно встретить во многих странах, в том числе и в России.
Что такое капоэйра?
Основные принципы и характеристики
Арена для боя в этом виде называется родой. При этом люди собираются в круг, в центре остаются двое бойцов. Остальные поют песни и отбивают темп на барабанах. В зависимости от стиля, движения в капоэйре могут отличаться. Но есть основные принципы, общие для всех видов.
Для капоэйры основной идеей является воспевание человеческой силы и грации
Это боевое искусство самобытное, не имеющее ничего общего с другими. Действо имеет завораживающий характер. Танец, молниеносные замахи, ритм барабанов и песни – от такого микса просто захватывает дух.
Принципы боевого искусства капоэйра
Современные школы капоэйры
Сегодня уровень мастерства в школах определяется цветом пояса или платка, который повязывают на шее. Примечательно, что цвет, определяющий тот или иной уровень, определяет для себя каждая школа. Единой иерархии по цвету не существует.
Кроме занятий в роде (арене), каждый ученик обязан изучать:
Несколько лет упорных занятий помогут достичь звания опытного ученика – формадо. Высшим уровнем мастерства считается достижение статуса местре. Оно дает право обучать других и даже открыть собственную школу.
Интересное о капоэйре
Все учебные центры должны отдать предпочтение своему стилю капоэйры. Основными являются следующие:
Капоэйра – это своеобразный гимн человеческой свободе. Боевое искусство, берущее начало у истоков борьбы против рабства. При этом совершенно не приветствует использование силы
Это искусство о принятии жизненных трудностей и противостоянию им выносливостью и уравновешенностью. Именно поэтому у течения так много последователей по всему миру.
Визуализировать технику капоэйра и понять, чем же это боевое искусство отличается от остальных, вам поможет видео:
— Ты недельку походи. Тут только за это время немного понимаешь, что к чему. Ну и «лягушку» научишься делать с «колесом», — настойчиво убеждает меня Дима перед первым в моей жизни занятием капоэйрой.
Диме на вид лет тридцать, занимается он два месяца и в бразильском танцевально-боевом искусстве считается новичком. Каждый раз он приходит за час до начала занятий и наблюдает, как тренируются ученики со стажем. «Ты бы это видел! Даже визуально есть чему поучиться», — Дима загадочно замолкает, предлагая мне самому дорисовать картину в своем воображении. В этот момент очень кстати из зала выходят те самые опытные капоэйристы, отчего я поневоле начинаю чувствовать себя так, словно подошла моя очередь садиться в вагонетку американских горок: пристально изучаю лица тех, кто уже прокатился, пытаясь заранее понять, понравится мне или нет.
Одни приходят на капоэйру из боевых искусств, другие — из танцев. Есть и третья категория — такие, как Дима. Те, кто долго собирался чем-то заняться, но так и не смог определиться, чем именно, и в конце концов попал сюда случайно (например, взяв пригласительную листовку на улице). И тех, и других, и третьих, к моему удивлению, объединяет одно: практику почти никто не бросает. Коллекционеры неиспользованных абонементов в фитнес-залы крайне внимательно относились к тому, чтобы не пропустить очередной урок капоэйры. Моя знакомая, прекратив посещать занятия из-за новой работы, погрузилась в настоящую меланхолию: в условиях недоброй российской зимы капоэйра для многих оказалась единственным постоянным источником солнечного настроения.
Никаких «встали, передохнули» — все элементы сменяются так быстро, что мозг сам собой полностью отключается
Мы проходим в зал с зеркальными стенами. Тут все работает на воссоздание аутентичной атмосферы: компактное пространство с уютным светом, саундтрек из ритмов беримбау и тексты на португальском, развешанные по стенам. В углу расположились бразильские барабаны — конги, и двое полуголых мужчин отжимаются, стоя на руках вниз головой. Впечатляет. Через секунду появляется тренер Андрей — в белоснежных брюках и с недельным загаром. Он выглядит как успешный бизнесмен слегка за 40, который во время отпуска влюбился в капоэйру, бросил корпоративный мир и, отрастив волосы до плеч, так и остался жить на изолированном острове.
В зале всего восемь человек, хотя обычно в группе капоэйристов не меньше 20. При этом, вне зависимости от количества людей, каким-то мистическим образом на занятиях сохраняется пропорция мужчин и женщин 50 на 50.
Фото: Alex Robinson/Getty Images
Как в аштанга-йоге, один элемент капоэйры перетекает в другой, учитель ненавязчиво шутит, а ритмичная музыка не стихает ни на секунду. Никаких «встали, передохнули» — все элементы сменяются так быстро, что мозг сам собой полностью отключается. Я успеваю понять только основной принцип: делать все синхронно с другими, повторяя необходимую последовательность движений. Мы тренируем джингу — базовый элемент капоэйры: перемещение, которое позволяет уходить от атаки и менять позицию во время поединка. С непривычки напрягается поясница, и на ум приходит предупреждение опытных капоэйристов: исполнение джинги не должно напоминать движения укушенного орангутанга. Увы, в этот момент я вряд ли напоминаю кого-то еще.
Приятным «побочным эффектом» будет развитие баланса: уж чему-чему, а равновесию капоэйра учит быстро
«Бывает, что у двух соперников сильное эго. В Бразилии такое случается часто. Но это неправильная капоэйра, — интригует Андрей. — Если я упал, это не значит, что я слабее противника. И я не буду пытаться вскочить и резко что-то ему доказать, как в джиу-джитсу. Я просто встану, пожму руку, и на этом игра закончится».
Напоследок Андрей включает быструю бразильскую музыку и выдает нам еще одну порцию физических упражнений. Ледяной пол кажется почти горячим. Колени болят, словно я пробежал марафон по лестницам небоскреба. Все ощущения в теле говорят мне: еще шесть дней — и я наверняка пойму, что к чему.
Капоэйра — наследие республики беглых рабов
Слово «капоэйра» вызывает стереотипный набор ассоциаций: солнечные пляжи Бразилии, веселые песни и музыка, загорелые люди и ловкие акробатические движения. В наше время это оправдано: сейчас для большинства изучающих капоэйра — не более, чем зажигательный танец с элементами драки. Но когда-то это боевое искусство было гораздо жестче и агрессивнее, а в руках у «танцующего» могло быть припрятано лезвие. Если знать ее истоки, становится понятно, что в условиях своего возникновения капоэйра была крайне полезна. В свое время, в джунглях Амазонии, где обитали беглые рабы, никому и в голову не пришло бы считать ее «всего лишь танцем».
Наследие республики беглых рабов:
История капоэйры
21 апреля 1500, Педро Алвэйрс Кабрал и его команда прибыли в Бразилию, объявив ее собственностью Португалии, и там образовались обширные колонии, население которых было поделено на белокожих плантаторов и индейцев-рабов. А так как местное население начало бешеными темпами вымирать, европейцы стали завозить себе рабочую силу из Африки.
Условия жизни новоприбывших рабов создали благоприятную среду для внутреннего сопротивления, которое вылилось в многочисленные побеги и редкие восстания. При тотальном превосходстве рабовладельцев в оружии и выучке, бунты быстро подавлялись. А вот с побегами дело пошло совсем иначе, ведь рядом раскинулись бесконечные джунгли, где рабы находили свободу и даже создавали свои поселения — киломбас. О количестве бежавших можно судить даже по тому, что самое крупное такое поселение, Киломбо дос Пальмарес в районе Пернамбуко, существовало на протяжении всего XVII века. Причем в эпоху расцвета «Пальмовой республики» (1645 г.) оно насчитывало до одиннадцати тысяч жителей и продержалось под постоянными атаками и блокадой португальцев более семидесяти лет.
Вообще, три важных признака капоэйры напрямую происходят из особенностей ситуации, в которой оказались люди ее практикующие. Первое — это танец, о нем сказано выше.
Если от многозарядного револьвера уклониться практически нереально, то от одиночного выстрела из ружья при небольшой доле везения — можно, а дальше нужно было уйти от удара прикладом или штыком и после этого атаковать. Тот же вариант — если у противника сабля или хлыст. Так как в те времена револьверы были редкой новинкой в домах плантаторов и были необычайно дороги (да и не всегда надежны), такая схема движений была вполне оправдана.
Культурной же основой для возникновения капоэйры стали традиционные африканские боевые танцы, которые в разных племенах использовались для разных целей. В основном это были танцы-инициации, когда юноша показывал свое боевое умение, перед тем как ему давали мужской статус, или просто праздничные пляски, где мужчины демонстрировали свою выносливость и ловкость перед женщинами племени.
После отмены рабства в 1888 году, темнокожее население получило гражданские права. Но равноправие, как обычно, оказалось только на бумаге, ведь все ресурсы и собственность были в руках бывших рабовладельцев, а бывшие рабы были вынуждены ютиться в трущобах и наниматься на самую низкооплачиваемую работу. И естественно, что в таких условиях расцвела уличная преступность, элиту которой составили бойцы капоэйры, часто выполнявшие обязанности киллеров или охраны криминальных авторитетов.
Дошло до того, что власти запретили занятия этим боевым искусством и сажали в тюрьму тех, кто продолжал ее практиковать. В эти времена появляется еще одна особенность капоэйры — боевые имена. Каждый боец, прошедший обряд инициации под названием «батизада», получал прозвище, апелидо, по которому его и знали другие. Поэтому, если полиция ловила одного из них, тот не мог даже под пытками выдать своих товарищей — он просто не знал их реальных имен.
Отцы-основатели:
Самые известные патриархи капоэйры
И, наконец, третий этап становления капоэйры — ее легализация. Она связана с именами двух людей: местре Бимба и местре Паштиньо («местре» — так бразильцы называют особо выдающихся мастеров). Они же — отцы-основатели двух основных направлений в современной капоэйре, то есть «Режионал» и «Ангола».
Местре Бимба — сторонник жесткого стиля
Местре наловчился таскать ножи, пряча их в буханках хлеба. Уже тогда мастер заработал прозвище «Три удара», так как укладывал любого своего противника не больше чем за три приема. Уровень его мастерства виден из газетной статьи того времени, в которой говорится, что он обезоружил и избил семерых полицейских, которые пытались его арестовать.
Местре Паштинья — сторонник традиций
Висенте Феррейра Пастинья или Местре Паштинья пошел иным путем. Он считал, что капоэйра совершенна сама по себе, и главное — это сохранить уникальные традиции и культуру.
В 1941 году мастер открыл свою Академию Капоэйры Ангола, окончательно выведя ее на легальный уровень.
Современная капоэйра:
Имеет ли она смысл в уличной драке и MMA?
На современном этапе кроме этих двух основных направлений есть третье — Капоэйра Контемпоранеа, в котором стараются совмещать и практичность режионала и традиционность, а также приверженность уловкам и акробатике Анголы.
Так что же на современном этапе представляет собой капоэйра? На самом деле впечатление довольно двойственное. С одной стороны, мастера говорят о всеохватности стиля, его универсальности, и это в какой-то мере соответствует истине. Судя по роликам и информации с обучающих сайтов, в капоэйре изучают и удары руками, и броски, и даже удары головой, «кабесада».
С другой стороны, видеоматериалы со спаррингов и соревнований демонстрируют отсутствие полного контакта, или малый контакт в действиях бойцов. Даже чемпионаты мира похожи на игру или танец, где нет ни одного полноконтактного удара или броска. А это говорит о том, что ученики не получают самый важный опыт — применение своего умения в действительно стрессовой ситуации, по противнику который не только сопротивляется, но и готов на жесткие действия.
Следовательно, очень сомнительна возможность применения данных умений на улице, в реальном столкновении, да еще и в наших широтах, где полно верхней одежды и часто бывает скользко. Конечно, вполне возможно, что на тренировках бойцы спаррингуются и в полный контакт, но почему-то они это очень ловко скрывают, не выкладывая видео в сеть.
Впрочем, следует заметить, что существует как минимум один боец, применявший капоэйру в боях без правил. Речь о Маркусе Аурелио по кличке «Lelo». Проведя 11 боев, он получил 7 побед и 4 поражения и продемонстрировал, что при определенных условиях капоэйра может дать жару.
С другой стороны, он так и не стал официальным чемпионом чего бы то ни было. Да и нет других мастеров, дошедших до вершин ММА, вооружившись капоэйрой. Видимо, против серьезных бойцов ее приемы не так эффективны. Хотя, справедливости ради, элементы капоэйры, такие как удары ногами из неожиданных положений и умение отлично уворачиваться, применяют и некоторые бойцы с мировыми именами. К примеру, Андерсон «Паук» Сильва, про которого известно, что он несколько лет занимался капоэйрой в Бразилии, и, соединив ее с тайским боксом и бразильским джиу-джицу, создал убойный коктейль.
Другой громкий пример, как ни странно, — ирландец Конор Макгрегор. Его техника передвижении имеет в своей основе не только каратэ, но и капоэйру.
Что можно сказать в итоге? Если вы хотите развить в себе ловкость, умение отлично двигаться, выносливость, а также прекрасно проводить время, изучая культуру солнечной Бразилии — вам на капоэйру. А вот если вам нужно что-то жесткое и эффективное в уличной драке — стоит позаниматься еще, как минимум, боксом или борьбой.