Кардинал и епископ в чем разница
Кардиналы римско-католические
Кардиналы римско-католические. Институт кардиналов – характерное учреждение римской церкви, направленное к возвышению и укреплению папского могущества в римско-католическом мире. Самое слово саrdinalis, происходя от саrdo (крюки, на которых висят и вращаются двери), в приложении к человеку филологически должно обозначать такое лицо, которое является как бы главным остовом, неподвижным центром, напр., государства или церкви. В сфере государственной этот титул усвоялся префектам Египта и преторий асийского округа (при императоре Феодосии), некоторым начальникам флота и армии (с I до V в. но р. Хр.) и; др. приближенным к государю сановникам. В первой половине II в. этот титул перешел в римскую церковь. Вполне естественно предположить, что он прежде всего стал иногда применяться к лицу римского первосвященника; действительно, такое употребление этого термина встречается во многих западных сочинениях, и сам папа Геласий (в V в.) называл себя ерiscopus ordinarius cordinalis роntifex. Но и ближайшие к папе лица, сочлены римского пресвитериума, как „ближе других прилегающие к тому саrdo, чрез который все приходит в движение» (по замечанию папы Льва IX в послании к патриарху константинопольскому Михаилу), назывались уже оо II в. (наряду с прочими наименованиями) и рresbyteri еt diaconi cardinis nostri или саrdinales. Так как кардиналами могли быть и на самом деле были лица всех трех степеней священства, то в интересах отчетливости проследим первоначальную историю института кардиналов для каждой степени священства отдельно.
Приблизительно в конце I в. по р. Хр. Рим в церковном отношении был разделен на 7 округов, которые назывались „диакониями“ от имени своих управителей – 7 диаконов первенствующих (diaconi primores). Каждая диакония являлась благотворительным учреждением и в то же время церковным зданием, в котором совершали богослужение пресвитеры и клирики. Семь диаконов, имевшие надзор за округами диаконий, назывались еще (кроме вышеприведенного наименования) раtres diaconiarum, capita regionum, а в 6-м каноне римского собора при папе Сильвестре (314–335 г.) прямо титулованы „кардиналами“. Эти кардиналы-диаконы по недельной чреде присутствовали при священнослужении папы в Латеранской базилике Спасителя, состояли членами римского пресвитериума и председательствовали на соборах областного их клира.
История кардиналов-пресвитеров дает первое более или менее определенное известие от второй половины II в., – известие о том, что папа Гигин (139–142 г.) в каждом „титуле“ учредил многих пресвитеров и клириков, присвоив пресвитеру начальнику „титула“ название саrdinalis. Римские „титулы», бывшие первоначально частными домашними церквами, со II в. в виду возрастания христианской общины в Риме стали, в количестве 25, крещальными церквами (ессlesiae baptismales), – соответственно чему Рим был разделен на 25 крещальных округов. Другое важное, идущее от древности, известие о кардиналах-пресвитерах относится к 384 г., когда папа Марцелл (Маркелл) для крещения обращающихся в христианство и для погребения мучеников устроил 25 „титулов“ в Риме на подобие диоцезов (quasi diocoeses); так как городские „титулы“ существовали и раньше, то нового в этом известии то, что „титулы“, quasi-диоцезы, должны были заключать в себе значительный округ приходских церквей, находившихся в окрестностях римских. Эти округи церквей, зависевшие от „кардинальских титулов“, при папе Александре III (4159–1181 г.) стали обозначаться термином „кардиналии“ (саrdinaliae). Карднналы-пресвитеры, начальники „титулов“, состояли членами римского пресвитериума, в великие праздники вместе с прочими кардиналами принимали обязательно участие в священнослужении папы в Латеранской церкви и со времени распоряжения папы Симилиция (468–483 г.) до времен папы Гонория II (1124 г.) совершали очередное служение по неделе в так называемых патриархальных церквах (св. Марии, св. Петра, св. Лаврентия и св. Павла). Юрисдикция кардиналов-пресвитеров в их округах подходила к епископской и была утверждена конституциею папы Иоанна VIII (872–882 г.) „de jure саrdinalium» и особенно папы Гонория III („Нis quae“. 1216 г.), который спор между „кардиналами“ титула Лаврентия и клириками подчиненных этому титулу церквей решил в том смысле, что последние обязаны слушаться своих кардиналов-пресвитеров на словах и на деле обязаны подчиняться налагаемым от них исправительным и карательным мерам.
Что касается кардиналов-епископов, то первое определенное упоминание о них падает на довольно позднее время – папы Стефана IV, который в 817 г., как передает Liber pontificalis, распорядился, чтобы 7 кардиналов-епископов совершали по недельной чреде мессы в Латеранской церкви, а в великие праздники участвовали бы там в священнослужении все. По документам XI в., кардиналами были епископы Остии, Албании, Порто, Сильвы-Кандиды, Пренесте, Сабинума и Тускулума. Несомненно, что „римские епископы“ (епиcкопы отдельных близ Рима лежащих церквей в собственно папском диоцезе) издавна принимали живое участие в совете и в выборе папы и исполняли миссию его легатов; но, так сказать, постоянных помощников папы из числа епископов уже к VIII в. установилось только семь, которые с этого времени стали называться ерiscopi cardinales Romanae sedis, episcopi collaterales, episcopi Romanae ecclesiae, или ерiscopi curiae. Кардиналы-епископы были членами римского пресвитериума и вмели свои диоцезы, которые состояли из некоторых городских римских и подгородних приходских церквей, не находившихся в зависимости от кардинальских титулов.
Предложенный краткий исторический очерк кардинальства показывает, что этот институт ведет свое начало не от Христа и не от Апостолов. Предоставление кардиналам – священникам и кардиналам-диаконам высшего положения в иерархической лестнице сравнительно с епископами (не кардиналами) приводит к тому, что последние иногда домогались получить пресвитерство в кардинальском титуле; не менее странно и то, что кардиналы-пресвитеры пользуются правом посвящения в низшие церковные должности (хиротезия), а кардиналы-диаконы совершают литургию, как пресвитеры. Такое положение вещей с большою определенностию осуждается 23-м правилом IV вселенского собора.
Провинциальные церкви делились на tituli monores и tituli majores; пресвитеры последних иногда позволяли титуловать себя кардиналами, очевидно, в подражание пресвитерам «титулов» «кардинальских» города Рима (tituli саrdinales). Окончательное строгое запрещение для клириков провинциальных церквей украшать себя титулом кардинала последовало в булле папы Пия V от 1567 г. Кроме того, имеющий дело с историческими документами должен не упускать из вида другой случай несобственного употребления имени «кардинал», которое прилагалось иногда к епископам, временно причисленным к известному саrdo по причине разорения или уничтожения их собственных диоцезов. В посланиях папы Григория великого еще упоминается 12 кардиналов-иподиаконов, которые, может быть, имели какие-либо полномочия от папы в известных провинциях.
В различные времена количество кардиналов не было одинаковым. Достаточно указать, что Констанцский собор остановился на цифре 24, как достаточно определяющей число кардиналов; окончательное распоряжение сделано было в 1586 г. папою Сикстом V, который по аналогии с 70 старейшинами израильскими ( Числ. 2, 17 ) нашел всего более приличною в данном случае цифру 70. В число 70 кардиналов входят 6 подгородних епископов, 50 пресвитеров и 14 диаконов; но священная коллегия редко имела это количество своих членов. Установился такой порядок, что папа не публикуют всех имен избранных им кандидатов на вакантные кардинальские места, а хранит их до поры до времени в своем уме (собственно, „в груди“, in petto).
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Церковные титулы и их иерархия
Церковные титулы
Православная Церковь
Соблюдается следующая иерархия:
Епископы:
1. Патриархи, Архиепископы, Митрополиты – Главы Церквей Поместных.
Вселенского Патриарха Константинопольского следует называть Ваше Святейшество. К другим Восточным Патриархам следует обращаться или Ваше Святейшество, или Ваше Блаженство в третьем лице
2. Митрополиты, являющиеся а) главами Автокефальных Церквей, б) входящие в Патриархию. В последнем случае они являются членами Синода или стоят во главе одной или нескольких архиепископских епархий.
3. Архиепископы (также как п. 2).
К митрополитам и архиепископам надо обращаться со словами Ваше Высокопреосвященство
4. Епископы – управляющие епархией – 2 епархии.
5. Епископы – викарии – одна епархия.
К епископам Ваше Преосвященство, Ваша Милость и Ваша Светлость. Если Глава Поместной Православной Церкви митрополит и архиепископ, то положено обращаться к нему Ваше Блаженство.
Священники:
1. Архимандриты (обычно возглавляют монастыри, тогда они именуются игуменами обители или наместниками).
2. Протоиереи (обычно в этом сане благочинные и настоятели храмов в крупных городах), протопресвитер – настоятель Патриаршего собора.
К архимандритам, протоиереям, игуменам – Ваше Высокопреподобие
К иеромонахам, иереям — Ваше Преподобие.
Диаконы:
Диаконы именуются по их сану.
Римско-Католическая Церковь
Порядок старшинства следующий:
1. Папа римский (римский понтифик (лат. Pontifex Romanus), или верховный суверенный понтифик (Pontifex Maximus)). Одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти. Монарх и Суверен Святого Престола, как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — глава Римско-католической Церкви и её верховный иерарх, суверен города-государства Ватикан.
К папе следует обращаться «Святой отец» или «Ваше святейшество» в третьем лице.
2. Легаты – кардиналы, представляющие Папу, которым положены королевские почести;
3. Кардиналы, приравненные по рангу к принцам крови; Кардиналы назначаются Папой. Управляют, как и епископы, епархиями либо занимают должность в римской курии. С XI в. кардиналы избирают Папу Римского.
К кардиналу следует обращаться «Ваше Высокопреосвященство» или «Ваша Светлость» в третьем лице
4. Патриарх. В католицизме сан патриарха, в основном, имеют иерархи, возглавляющие Восточные католические церкви со статусом патриархата. На Западе титул употребляется редко, исключением являются главы Венецианской и Лиссабонской митрополий, которые исторически носят титул патриарха, иерусалимский патриарх латинского обряда, а также титулярные Патриархи Восточной и Западной Индий (последний вакантен с 1963 года).
Патриархи — главы восточнокатолических церквей — избираются синодом епископов данной Церкви. После избрания Патриарх немедленно интронизируется, после чего испрашивает сопричастия (церковного общения) у Папы римского (в этом единственное отличие патриарха от верховного архиепископа, кандидатура которого Папой утверждается). В иерархии Католической церкви патриархи Восточных церквей приравнены к кардиналам-епископам.
Во время официального представления, Патриарх должен быть представлен как «Его Блаженство, (Имя и Фамилия) Патриарх (Место расположения)». Лично к нему нужно обращаться как «Ваше Блаженство» (кроме Лиссабона, где к нему обращаются как «Его Высокопреосвященство»), или на бумаге как «Его Блаженство, Высокопреподобный (Имя и Фамилия) Патриарх (Место расположения)».
5. Верховный архиепископ (лат. archiepiscopus maior) — митрополит, возглавляющий восточную католическую церковь со статусом верховного архиепископства. Верховный архиепископ, хотя он рангом и ниже патриарха Восточнокатолической церкви, во всех отношениях равен ему в правах. Избранный своей Церковью верховный архиепископ утверждается папой римским. Если папа римский не утверждает кандидатуру верховного архиепископа, проводятся новые выборы.
Верховные архиепископы являются членами Конгрегации по делам восточных церквей.
Всякий священник имеет право совершать богослужение только с благословения своего правящего епископа. Епископу подчиняются также все монастыри, находящиеся на территории его епархии. По каноническому праву епископ распоряжается всем церковным имуществом самостоятельно или через доверенных лиц. В католицизме епископу принадлежит прерогатива совершения не только таинства священства, но также и миропомазания (конфирмации).
К архиепископам и епископам используется обращение «Ваше Превосходительство» или «Ваша Светлость» во втором лице. В некоторых частях Канады, особенно на Западе, к Архиепископу обычно обращаются как «Его Преосвященство».
Среди епископов, священников и диаконов в Православной и Римско-Католической Церквах старшинство определяется также в зависимости от даты их посвящения в сан.
ОРГАНИСТ
ХОРИСТЫ
МОНАШЕСТВУЮЩИЕ
ВЕРНЫЕ
Статус и функции кардиналов,»князей церкви». Справка
Исторически сложились три ранга кардиналов, «князей церкви»: кардиналы-дьяконы, кардиналы-священники, кардиналы-епископы.
Кардиналы-священники и кардиналы-дьяконы носят титулы по именам римских церквей и капелл, при которых они числятся. Кардиналов-священников возглавляет кардинал-протопресвитер. Кардиналов-дьяконов возглавляет кардинал-протодьякон, имеющий привилегии объявлять о выборе нового Папы Римского и короновать нового папу.
Кардиналы различаются на куриальных и епархиальных. Куриальные кардиналы не имеют епархий и занимаются только административными делами.
Кардиналы назначаются папой единолично из представителей духовенства различных стран сначала в тайном, а потом в торжественном заседании консистории, с соблюдением известных обрядов. Имя кардинала может быть объявлено, а может быть и тайное назначение in pectore (буквально: «в груди»). Последнее связано часто с возможными осложнениями назначаемого со светскими властями или с другими причинами.
С 1970 года кардинал, достигший 75-летнего возраста, должен подать прошение об уходе со всех занимаемых должностей, оставаясь лишь носителем звания кардинала. Папа может оставить его на должности, но не более, чем до 80-ти лет, чтобы не сказалось личного отношения папы.
Кардиналы, вместе с папой, образуют священную Коллегию, деканом которой считается старейший кардинал-епископ.
В функции кардиналов входит избрание папы римского на Коллегии кардиналов (Конклаве). Конклав пожизненно избирает папу из своей среды. По традиции процесс выборов папы происходит в изолированном помещении, все входы в него опечатываются (раньше кардиналов просто замуровывали на период заседания конклава). Кардиналы, их личные секретари, обслуживающий персонал оказываются в изоляции от внешнего мира до тех пор, пока не завершатся выборы нового папы.
В функции Кардиналов также входит и помощь в руководстве Римско-католической Церкви, которую они оказывают коллегиально, исполняя совещательные функции при папе римском во время консисторий, и индивидуально возглавляя ведомства и другие постоянные службы Римской Курии и Ватикана. Для заведования известным кругом дел из кардиналов образуются комиссии, называемые конгрегациями.
Заседание кардинальской коллегии не для избрания папы, называется консисторией. Консистория считается совещательным органом при папе, но не является административным. Консистория может быть тайной или публичной. На тайной консистории присутствуют исключительно кардиналы.
Главные наружные отличия кардинальского сана: красная мантия, красная шапочка, кольцо, крытый красной или фиолетовой материей зонтик, трон (в их собственной церкви) и герб. Общее число кардиналов Римско-католической церкви в настоящее время составляет 182 человека.
Кардинал-епископ
Смотреть что такое «Кардинал-епископ» в других словарях:
кардинал-епископ — кардинал епископ, кардинала епископа … Орфографический словарь-справочник
Кардинал-епископ — Кардиналы епископы, или кардиналы епископского сана являются старшими по степени среди кардиналов и прелатов Римско католической церкви. Содержание 1 Кардиналы епископы 2 Ныне живущие кардина … Википедия
Кардинал — У этого термина существуют и другие значения, см. Кардинал (значения). Облачение кардиналов Кардинал … Википедия
Епископ — … Википедия
Кардинал Кениг, Франц — Кардинал Франц Кёниг Kardinal Franz König Кардинал священник с титулом церкви Святого Эузебио … Википедия
Кардинал Кёниг, Франц — Кардинал Франц Кёниг Kardinal Franz König Кардинал священник с титулом церкви Святого Эузебио … Википедия
Кардинал — (дат. Cardinalis, от cardo, дверной крюк). К. называютсявысшие духовные лица римско католической церкви, принадлежащие ко всемтрём степеням священства и занимающие иерархически место непосредственноза папой, выше всех архиепископов и епископов.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Кардинал-дьякон — самая низшая ступень из трех ступеней кардинальского достоинства Римско католической Церкви. Кардиналы, возведённые в сан кардиналов дьяконов являются либо должностными лицами Римской Курии либо священниками, возведённые в сан после их… … Католическая энциклопедия
Кардинал-дьякон — Кардинал дьякон или кардинал диакон самая низшая ступень из трех ступеней кардинальского достоинства Римско католической церкви. Кардиналы, возведённые в сан кардиналов дьяконов являются либо должностными лицами Римской курии либо… … Википедия
Кардинал-декан — Декан Коллегии кардиналов, Кардинал декан, (лат. Decanus Sacrum Cardinalium Collegium), до 1983 года Декан Священной коллегии кардиналов глава Коллегии кардиналов Римско католической церкви, а также всегда кардинал Римско католической церкви… … Википедия
КАРДИНАЛ
В то время, как в других местах титул кардинала приходил в упадок и исчезал, в Риме он приобретал всё большее значение. В I веке Рим делился на семь округов. В каждом из округов была своя главная церковь (Titulus), и её настоятель назывался incardinatus, cardinalis. Эти церкви были приходскими в собственном смысле: лишь в них преподавались таинства.
Во II веке появляются введённые папой Гигином (139-147) кардиналы-пресвитеры, а Рим оказывается разделённым на 55 округов.
Кардиналы-священники и кардиналы-диаконы Рима присутствовали в совете Папы и принимали значительное участие в его избрании, когда выбор зависел от духовенства и народа, но считались еще (как это можно видеть из соборных актов) ниже всякого епископа. кардиналы-епископов тогда еще не было, но епископы римской метрополии, конечно, принимали участие и в совете, и в выборе Папы. Лишь в XI в. эти подгородные епископы: Остии (ныне Остии и Веллетри), Порто, Руфина (позже соедин. с Порто), Албано, Сабинума, Тускулума и Палестрины (Пренесте) были названы кардиналами.
Важное значение в истории развития сана кардинала имеет изданный на Латеранском соборе декрета папы Николая II (1059), в силу которого кардинальская коллегия получила право выбора папы. Этот декрет сохраняет свою силу и в настоящее время: папа может быть выбран лишь из числа кардиналов (см. Конклав).
Пий V в 1567 г. запретил именоваться кардиналами тем, кто не получил этого сана от папы, а при Урбане VIII (1630) кардиналы получили титул «Eminentissimus», «Eminentia», который носили духовные курфюрсты.
Число кардиналов бывало различно (в ХII в. редко более 30, нисходило даже до 7) до 1586 г., когда, по декрету папы Сикста V, оно раз навсегда было определено в 70 (по числу 70 старейшин израильских и 70 учеников Христовых): из них 6 кардиналов-епископов, 50 кардиналов-священников и 14 кардиналов-диаконов. Редко бывает, чтобы были заняты все 70 мест.
Кардиналы-священники и кардиналы-диаконы носят титулы по именам римских церквей и капелл, при которых они числятся. В своих и подчиненных им церквах кардиналы имеют епископскую юрисдикцию и кроме того много других привилегий. Кардиналы назначаются папой сначала в тайном, потом в торжественном заседании консистории, с соблюдением известных обрядов. Папа может назначить кардиналов, но некоторое время не объявлять их имен, хранить их у себя в груди («in petto»), причём счёт старшинства таких кардиналов ведётся со дня заявления папы о совершившемся назначении. Иностранцы, получившие сан кардинала по рекомендации католических правительств и представлявшие при папских выборах своих государей, назывались кардиналами короны. В настоящее время этим правом пользуются Франция и Австрия, а также Испания и Португалия (последние назначают по одному кардиналу).
Кардиналы, вместе с папой, образуют священную коллегию, деканом которой считается старейший кардинал-епископ. Образуя папскую консисторию, они помогают ему в важнейших делах (causae majores). Для заведования известным кругом дел из кардиналов образуются комиссии, называемые «конгрегациями».
Полный список кардиналов можно найти в ежегодно выходящей в Риме «La ierarchia catolica e la famiglia pontificia», заменившей прежнюю «Notizie per l’anno. «, называвшуюся (по типографии) «Cracas».