Кардиналистская теория полезности характеризуется тем что
Вопрос 4. Кардиналистская теория полезности
Вопрос 3. Понятие полезности
Полезность – категория индивидуальная. То, что полезно одному субъекту, может быть совершенно бесполезно другому. Полезность уменьшается или увеличивается с изменением количества потребляемого блага. Полезность можно упорядочить, представив ее в ранжированном виде. Однако трудно дать полезности количественную оценку. Различают общую и предельную полезность.
Предельная полезность (MU) – это приращение удовлетворения от потребления каждой дополнительной единицы блага. Между общей и предельной полезностью существует связь:
Общая полезность = сумма предельных полезностей от каждой потребленной единицы с начала потребления блага.
— с ростом потребления общая полезность растет, однако, темпы роста замедляются. Это объясняется тем, что по мере насыщения потребности предельная полезность уменьшается.
Т.о. с ростом общей полезности предельная полезность всегда имеет убывающий характер. Предельная полезность измеряется последней потребленной единицей блага.
— основана на возможности количественной оценки полезности, за единицу полезности принят 1 ютил.;
-утверждает, что максимизация полезности зависит лишь от количества потребляемого блага, а сами полезности отдельных товаров являются независимыми.
Слабое звено кардинализма: потребитель не может с точностью сказать, сколько единиц полезности он получил от того или иного набора.
Кардиналистская теория полезности
3.1 Кардиналистская теория полезности
Существует понятие интенсивности реакции покупателя на изменение цен. Если небольшое изменение цены сильно изменяет объем покупок, то говорят, что спрос эластичен. Но если даже большое изменение цены лишь немного изменяет объем покупок, то спрос неэластичен. Ценовая эластичность спроса определяется как частное от деления процентного изменения величины спроса на процентное изменение цены. Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос эластичен. Если предприниматель уверен, что снижение цены не увеличит объема продажи, то он не будет снижать цену. Но он не будет и повышать цену, если это не приведет к росту продажи. Пример с солью является подтверждением не эластичности спроса. У нее мало заменителей, объем потребления постоянен, удельный вес расходов на ее покупку в бюджете семьи малый. А в принципе объем покупок и цена всегда будут двигаться в противоположных направлениях. Люди желают большего или меньшего определенного благ, если оно им обходится дешевле или дороже.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2. Визер Фридрих фон. Теория общественного хозяйства.- М.: Экономика. – 2005.
4. Госсен Г. Исследование законов человеческих отношений и вытекающих из них правил человеческого поведения
6. Курс экономической теории / Под ред. М.Н.Чепурина и Е.А.Киселевой. –Киров. – 1995.
7. Курс микроэкономики. Нуреев Р.М.: Учебник для вузов. «Норма».- 2006. – Гл. 4,
8. Лейбенстайн Х. Теория потребительского поведения и спроса. // Вехи экономической мысли. Вып. 1, СПб.- 1993.
15. Розмаинский И.В., Холодилин К.А.. История экономического анализа на Западе. – СПб.: 2000.
16. Хайек Ф.А. Австрийская экономическая теория и идеал свободы. // Собрание сочинений Ф.А.Хайека под ред. П.Клейна, т.4 «Судьбы либерализма».
Кардиналистская теория предельной полезности
Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835–1882), К. Менгер (1840–1921) и Л. Вальрас (1834–1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Сторонником этой теории был А. Маршалл. Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах – ютилах. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно, и возникла альтернативная кардиналистской (количественной) ординалистская (порядковая) теория полезности. Согласно этой теории, стоимость (ценность) блага определяется не затратами труда, а важностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем.
Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности. Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.
Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности: TU = F (QA, QB, …, Qz),
где TU – общая полезность данного набора благ; Q,A, Qв, Qz – объемы потребления благ А, В, Z в единицу времени. Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.
Общая и предельная полезность изображены на графиках (рис. 7.1, 7.2). Полезность, выраженная в денежных единицах, называется ценностью данного блага. Ценности различных благ, в отличие от полезности, количественно сравнимы, ибо выражаются в одних и тех же денежных единицах. Предельная ценность равна общей ценности данного количества блага. Стоимость данного блага – это рыночная цена одной единицы блага, умноженная на количество единиц данного блага. Ценность (выгода) больше стоимости, так как потребитель был бы готов отдать за предыдущие единицы блага более высокую цену, нежели та, которую он действительно платит во время купли. Максимальное превышение общей ценности над суммарными издержками достигается в точке, где предельная ценность равна цене.
Большинство благ обладают свойством убывающей предельной полезности, согласно которому чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления данного блага. Это объясняет, почему кривая спроса на эти блага имеет отрицательный наклон. На рис. 7.3 показано, что для голодного человека полезность первого потребляемого им ломтя хлеба очень высока (QA), однако по мере насыщения его аппетита каждый последующий ломоть хлеба приносит все меньшее и меньшее удовлетворение: пятый ломоть хлеба доставит лишь Q в дополнительной полезности.
Рис. 7.3. Убывающая предельная полезность
Принцип (закон) убывающей полезности нередко называют первым законом Госсена, по имени немецкого экономиста Г. Госсена (1810–1859), сформулировавшего его в 1854 г. Данный закон заключает в себе два положения. Первое утверждает убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе обеспечивается полное насыщение данным благом. Второе положение утверждает убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.
Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что по мере потребления новых порций одного и того же блага его общая полезность возрастает замедленно. Следует отметить, что закон убывающей предельной полезности не универсален, поскольку в ряде случаев предельная полезность последующих единиц блага вначале возрастает, достигает максимума и только потом начинает понижаться. Подобная зависимость существует для небольших порций делимых благ.
Второй закон Госсена заключается в утверждении, что полезность, получаемая из последней денежной единицы, израсходованной на приобретение какого-либо блага, одинакова независимо от того, на какое именно благо она затрачена.
Джевонс Уильям Стенли (1835–1882), английский экономист и статистик, представитель математической школы экономический мысли. Его работа «Теория политэкономии» (1871) стала одной из основополагающих работ маржинализма. Имя Джевонса символизировало разрыв математической школы с маржинализмом, превращение математики из метода изложения в метод исследования.
Джевонс сформулировал уравнение равновесия для различных сфер воспроизводства. ГОССЕН Герман Генрих (1810–1858), немецкий экономист, основоположник теории предельной полезности, представитель математической школы. Цель экономической науки, по мнению Госсена, – помогать человеку в получении им максимума наслаждений. Он первым сформулировал закон психологической оценки благ. Теория потребления Госсена известна под именем двух законов Госсена.
Кардиналистская теория полезности
Основные гипотезы:
1. Общую полезность можно количественно измерить ( в ютилях).
Таким образом, каждый j-й потребитель может измерить в ютилях полезность любого приобретаемого им товара.
Функция полезности показывает изменение полезности блага с ростом его количества.
3. Каждый потребитель стремится так расходовать свой бюджет, чтобы приобретаемый им набор товаров имел максимальную полезность:
Предельная полезность некоторого i-го ресурса для j-го потребителя MUi j – это полезность последней единицы покупаемого ресурса, (та дополнительная полезность, которую дает последняя единица блага), т.е.:
Графики общей и предельной полезности
Речь идет не о полезности блага вообще, а о полезности определенного количества того или иного блага. Причем потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя.
Функция полезности лежит в основе потребительского выбора.
При моделировании поведения потребителя экономисты основываются на:
· ограниченности дохода потребителя;
· аксиоме ненасыщенности (потребитель старается иметь большее количество любых благ);
· аксиоме желания увеличения общей полезности;
· аксиоме убывания предельной полезности.
I закон Госсена (закон убывающей предельной полезности):предельная полезность блага (или ресурса) в единовременном акте потребления убывает, то есть полезность каждой следующей единицы блага, получаемая в рассматриваемый момент времени, меньше, чем у предыдущей единицы, хотя может быть и остается неотрицательным, значение маргинальной (предельной) полезности
MUi =
Чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага.
Таким образом цена блага определяется не общей, а его предельной полезностью для потребителя.
Как может потребитель увеличить общую полезность, если его предельная полезность убывает?
II закон Госсена:если потребитель выбрал наивыгоднейшим образом некий набор продуктов (благ), то по всем тем благам, которые он реально покупает, должна быть одинаковая отдача от покупки:
. =
,
то есть отношение предельной полезности к цене должно быть постоянно.
Это значит, что блага должны приносить равную полезность на единицу затрат.
Пример 6.Известны цены товаров p1=10, p2=2 и предельные полезности MU1=50, MU2=6 и у потребителя имеется 80$ на покупки. Вопрос: правильно ли он поступит, если купит 3 единицы первого товара и 25 единиц второго товара? Запишем II закон Госсена:
= 5 ¹
= 3
Поскольку этот закон не выполняется, то потребитель поступил неправильно. Надо уменьшить количество второго покупаемого товара. Попробуем купить товары в комбинации: q1=4, q2=20. Тогда
Таким образом, предельная полезность является базой сопоставимости благ. Обмен осуществляется на базе равенства предельных полезностей благ.
Перераспределяя свой доход потребитель постарается уравнять свои предельные полезности. При этом он достигает положения равновесия (максимума благосостояния).
Кардиналистская (количественная) теория полезности
Кардиналистская (количественная) теория полезности (Cardinal utility theory) рассматривает полезность с субъективной точки зрения и оперирует при определении количества полезности абсолютными величинами. Предпочитая тот или иной товар, потребитель через механизм цен (цена является мерой) заставляет производителя выпускать товар, пользующийся спросом. Анализ поведения потребителя позволяет углубить анализ спроса, в основе которого лежит предельная полезность товара. В экономической теории известны два подхода к определению предельной полезности. Более ранний подход получил название кардиналистского (количественного). Экономисты XIX века (Уильям Стенли Джевонс, Карл Менгер, Леон Вальрас, Альфред Маршалл) предположили, что потребитель способен сравнить, соизмерить полезности благ в некоторых единицах ютилях (utility — полезность, выгодность, польза). Предполагается, что потребитель не только в состоянии определить свои предпочтения, но и их интенсивность. Количественную функцию полезности можно выразить в виде:
где U — полезность;
x — количество благ.
Используя эту функцию, можно определить не только общую полезность, но и предельную полезность, то есть удовлетворение, получаемое от потребления дополнительной единицы блага. Такой подход позволяет также сопоставить прирост полезности от потребления дополнительной единицы блага с жертвами (издержками), которые придется понести ради получения этой дополнительной единицы. Кардиналистский подход имеет познавательное значение.
Но найти точные измерители полезности (как килограммы для измерения веса, метры для измерения расстояния и т.д.) невозможно. Полезность одного и того же товара для разных людей будет различна. Кроме того, субъект, вырабатывая свою потребительскую стратегию, оценивает полезность не определенных благ, а целых потребительских наборов, то есть он не может однозначно указать, насколько батон хлеба полезнее молока, но в состоянии оценить, что для него полезнее: два батона и один пакет молока (первый потребительский набор) по сравнению с одним батоном и двумя пакетами молока (второй потребительский набор). Поэтому в дальнейшем была разработана ординалистская (порядковая) теория полезности.
Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.