Карьер в сатке что добывают

Комбинат «Магнезит»: Карагайский карьер

О магнезите близ Сатки местные жители знали еще в конце XIX века и использовали его для бытовых целей и строительства дорог. Но первооткрывателем Саткинского магнезита считается лаборант Саткинского железоделательного завода П.Г. Сальников, именно он в 1894 году провел химический анализ и обратил внимание на огнеупорные свойства магнезита.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Достаточных средств на заявку П.Г. Сальников не имел, поэтому обратился к управляющему Саткинского завода А.Ф. Шуппе, который вместе с провизором Златоустовской горной аптеке М.И. Маркусоном и коллежским асессором М.Д. Немировским решили построить предприятие по производству магнезитовых огнеупоров и каустического порошка.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Магнезит был обнаружен в двух пунктах – на Карагайской горе и Волчьей горе (открыто в 1896 году). Эти два участка площадью 62 тыс. квадратных сажень были сданы в аренду М.И. Маркусону сроком на 12 лет.
В 1899 году Л.А. Садовский провел на месторождениях первые геологоразведочные работы.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Летом 1900 года приступили к разработке Карагайского и Волчьегорского месторождений. К концу года было добыто 438 тонн магнезита. 11 июля этого же года было образовано «Товарищество Магнезит Маркусона, Немировского и Шуппе» с капиталом 200000 рублей.
Для изучения производства магнезитого кирпича, Шуппе отправился заграницу, где заказал все главные устройства и проект обжиговой печи по проекту Мендгейма.
Осенью 1900 года началось строительство каменного здания завода и дымовой трубы, весной 1901 года началось строительство печи для обжига кирпича.

Начало разработки магнезита.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Обожженный магнезит измельчался в порошок на мельнице, а затем вылеживался в специальных ямах. Через неделю «сырец» отправляли под пресс и потом сушили в специальных печах.
Саткинские рабочие производили огнеупорные изделия настолько высокого качества, что в 1905 году на Всемирной выставке в Бельгии огнеупорная продукция была удостоена Золотой медали.

Рабочие завода «Магнезит». 1909 год.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

В 1913 году товарищество на вере «Магнезит» было преобразовано в Акционерное Общество «Магнезит» с основным капиталом 2 миллиона рублей.
Потребность в огнеупорных изделиях для подов мартеновских печей обусловила высокий спрос на магнезит. По сведениям А.Н. Заварицкого добыча магнезита в Сатке составляла 60592 тонн или 10% от мировой добычи. К этому времени эксплуатировались в небольшом объеме месторождения на Паленихе и у Березового моста.

Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Волчьегорский магнезит был очень крепкий и качественный, благодаря чему добывался на кирпич и для отправки в сыром виде.
Карагайский магнезит был хуже Волчьегорского и шел в переработку на металлургический и каустический порошки.
В 1916 году завод «Магнезит» достиг максимальной производительности за дореволюционный период. Работали 10 шахтных печей для обжига сырого магнезита, 5 гидравлических прессов, 4 камерные печи и 12-камерная печь для обжига магнезита на каустик.

Рабочие Карагайского карьера. 1916 год.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

С 1 февраля 1918 года завод «Магнезит» был национализирован и передан в собственность РСФСР.
К 1919 году на Карагайском месторождении был встречен выход крепкого магнезита, и работы на Волчьегорском месторождении были приостановлены.
Через год на руднике появился первый компрессор «Атлас» и три пневматических бурильных молотка «Джек» (производства Ingersoll Rand) для бурения шпуров.

После Великой Октябрьской революции изучением геологического строения Саткинских месторождений магнезита занимался А.Н. Заварицкий. На основании разведок, А.Н. Заварицкий произвел подсчет запасов Саткинских месторождений до глубины 60 м, выразившихся в размере 31 млн. тонн.
В 1927 году на руднике появилось новое оборудование: один компрессор «Ингерсоль Ранд» (Ingersoll Rand), два компрессора Краматорского и Лениградского заводов и 18 пневматических молотков. Это позволило заменить ручное бурение шпуров на механическое.
В 1928 году к востоку от Карагайского карьера №1 был пущен в эксплуатацию карьер №2, находящийся в непосредственной близости от сушильно-печного цеха и конного двора.

Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают
Откатка горной массы производилась в вагонетках «Коппель» емкостью 0,45 м³. На бурении скважин работали три станка «Сандерсон».
В 1929 году институтом Ленгипроруда на основе проведенных геологоразведочных работ впервые разработан проект на реконструкцию Карагайских карьеров №1 и №2.

Начало механизации горных работ. 1929 год.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

С 1930 года на Карагайских карьерах началась комплексная механизация добычи магнезита. На погрузке горной массы работал первый паровой экскаватор «Рустон» с емкостью ковша 0,75 м³. Позже его сменили экскаваторы «Демаг» (Demag), «Везерхутте», «Шкода» (Skoda), «Рансом-Рапир» (Ransom&Rapier Ltd). На бурении шпуров работали самоходные станки «Клаймакс» и «Сулливан».

Первый паровой экскаватор «Рустон». 1931 год.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

На восточном борту карьера №1 работал наклонный подъемник, который поднимал две «копеллевские» вагонетки на эстакаду колошниковой площадки шахтного цеха.
Одновременно шли крупные разведочные работы как по простиранию, так и на глубину. Саткинской геологической партией был разведан запас, выражавшийся уже в 145 млн. тонн.

Строительство дробильно-сортировочной фабрики 1935 год.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

В 1936 году все силы были направлены на модернизацию горного оборудования. Железнодорожные пути были заменены с колеи 750 мм на 1000 мм, поступили новые 30-тонные думпкары и электровозы ДКМ-12.
Для дробления магнезитового сырья в 1936 году был сдан в эксплуатацию корпус крупного дробления дробильно-обогатительной фабрики ДОФ-1.

Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

В 1940 году карьер №2 был остановлен и законсервирован, т.к. карьер №1 полностью обеспечивал потребности завода.

Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

В годы войны на Саткинских рудниках был дефицит кадров, производительных сил и материалов. В местных условиях рабочие изготавливали аммонит на основе аммиачной селитры и древесной муки.
В 1943 году на руднике появился трофейный экскаватор «Менк» с емкостью ковша 1,75 м³.

Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

После войны количество вскрытых запасов резко сократилось, поэтому в 1947 году в эксплуатацию был вновь введен карьер №2. Через год он был снова остановлен.
До 1948 года отрабатывалось только Карагайское месторождение двумя карьерами №1 и №2.

Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

В 1949 году быстрыми темпами началось строительство Гологорского карьера (карьер №3). Для этого в короткие сроки было снесено большое количество частных домов и одновременно на трех участках производились вскрышные работы.
Для удовлетворения возрастающей потребности завода в магнезите, в 1950 году карьер №2 был вновь введен в эксплуатацию.

Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Увеличение добычи магнезита требовало переноса старого завода для доступа к Карагайской залежи и строительство нового мощного магнезитового завода в 5 км севернее старого.

Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

В 1952 году началось строительство дробильно-сортировочной фабрики №2 по проекту «Механобр».
С 1955 года начинаются подготовительные работы по строительству Волчьегорско-Степного рудника (Южный карьер).
В феврале 1956 году первая очередь ДОФ-2 была введена в действие вместе с канатными дорогами №1 и №2, а осень этого же года с Южного карьера поступил первый магнезит.

Канатная дорога для доставки магнезита с ДОФ-2 на ЦМП.Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Над местами перемещения людей и транспорта сооружена защитная сетка.Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

С начала 1960-х на карьерах началась модернизация бурового оборудования. На бурении стали использоваться станки вращательного бурения БСШ-1М и БСШ-2М.
С 1959 по 1962 год произведена реконструкция воздушно-канатных дорог ДОФ-2, что позволило увеличить пропускную способность до 760 тонн в сутки.
В 1963 году началась разработка Паленихинского карьера.
Дальнейшая разработка карьера №1 была возможна только при разносе его бортов. Для этой цели были снесены цеха старого завода.

Разноска бортов Карагайского карьера на месте старого завода.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Для поддержания производственных мощностей на время реконструкции карьера №1, в 1965 году на Волчьегорско-Степном руднике были введены Восточный и Мельничный карьеры.
В следующем году начались работы по сносу цехов старого завода и разноске бортов карьера №1.
С 1968 года на карьерах внедряются модернизированные буровые станки вращательного бурения 2СБШ-200. В 1970-х годах на погрузке работают экскаваторы ЭКГ-4,6Б, на бурении станки 2СБШ-200Н, на транспортировке горной массы – автосамосвалы БелАЗ-350 и Краз-251.
Модернизируется ДОФ-2, ее производственная мощность была увеличена с 2,3 млн. тонн до 3,5 млн. тонн без остановки производства. На ДОФ-2 была внедрена новая технология обогащения в тяжелых суспензиях, что позволило увеличить производительность ДОФ-2 и отказаться от ручной сортировки.

Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Гологорский карьер переводится полностью на автомобильный транспорт с внутренним отвалообразованием.
В 1975 году началась эксплуатация реконструированного Карагайского карьера, объединившего старые карьеры №1 и №2. В это же время завершилась отработка Гологорского карьера. К моменту закрытия его размеры составляли 1100×520 м при глубине 170 м. С начала добычи на Гологорском карьере было добыто 29 млн. тонн магнезита. Отработанный Гологорский карьер стал использоваться для размещения вскрыши с Карагайского карьера.Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

При расширении Карагайского карьера потребовалось переселение нескольких тысяч жителей, частные дома которых впоследствии оказались под внешними отвалами.

Гологорский отвал Карагайского карьера.Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Крупномасштабная разведка Саткинских месторождений производилась Бакальской геологоразведочной партией. На основании результатов этих разведочных работ, с 1978 года все месторождения стали рассматриваться как отдельные участки единого Саткинского месторождения.

Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

В начале 1979 года на Никольском карьере были добыты первые тонны магнезита. В это же время производится капитальный ремонт ДОФ-1, карьеры получают новые экскаваторы ЭКГ-5А.
Обогащение производится по методу химического разделения магнезита в соляной кислоте.

Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

На это время комбинат «Магнезит» являлся единственным предприятием в СССР, который осуществлял добычу магнезита. Месторождения в Иркутской области и Красноярском крае еще были не освоены и требовали колоссальных вложений.
Для поддержания объемов добычи и отработки нижних горизонтов Саткинской группы месторождений магнезита в 1980 году быстрыми темпами начинается строительство шахты «Магнезитовая». Строительство шахты производилось силами Бакальского шахтостроительного управления треста «Востокшахтопроходка», позже реорганизованного в «Бакалшахтстрой». Проектная производительность шахты «Магнезитовая» определялась в 2,4 млн. тонн в год.

Строительство шахты «Магнезитовая».
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

В феврале 1987 году на Карагайском карьере начал работу первый мощный экскаватор ЭКГ-8И с емкостью ковша 8 м³.

Работа экскаватора ЭКГ-8И на вскрышных работах в Карагайском карьере.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Максимум добычи был достигнут в 1988 году – 4896 тыс. тонн.

Снегоочистительная реактивная установка.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

К 1990 году запасы Центрального карьера Волчьегорско-Степного рудника были отработаны, и он был выведен из эксплуатации. В сентябре 1990 года началось строительство Березовского карьера.
В годы перестройки комбинат «Магнезит» был преобразован в ОАО «Магнезит».

Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

В связи с уменьшением спроса на магнезит, объемы горных работ падали.
В 1992 году был отработан Никольский карьер (Центральный).
С целью уменьшения затрат на добычу магнезита, в Карагайском карьере производятся испытания комбайна «Виртген» (Wirtgen). Результаты испытаний по доломитам были вполне удовлетворительными, но по магнезиту он работать не мог.

Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

С уменьшением финансирования строительство шахты «Магнезитовая» шло медленными темпами.
В мае 1996 года был сдан первый пусковой комплекс со штольней на +260 горизонте. Но днем рождения шахты «Магнезитовая» принято считать 4 февраля 1997 года, когда было выдано заключение на эксплуатацию шахты в границах опытно-добычного блока.
На данный момент добыча идет в Карагайском карьере, Мельнично-Паленихинском карьере и на шахте «Магнезитовая».

Отвалы Мельнично-Паленихинского карьера.Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Саткинские месторождения магнезитов располагаются в виде четырех магнезитоносных полос: Главной, Никольской, Березовской и Ельничной. В состав Главной полосы входят: Каргинское, Карагайское, Гологорское, Мельничное, Паленихинское, Волчьегорское и Степное месторождения.
Месторождения представляют собой мощные пластообразные залежи, приуроченные к мелкозернистым доломитам.
Карагайская залежь имеет общую длину по простиранию около 1200 м при мощности 80-110 м. Залежь падает по углом 20-30° и прослежена по падению на 150-300 м.

Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Висячим боком залежи являются серые и темно-серые доломиты, лежачим – черные доломиты (иногда с примесью шунгита).
Генезис месторождения связан с метасоматическими процессами замещения известняков и доломитов под действием термальных магнезиальных растворов гранитной магмы. Наличие магния в термах, очевидно, следует объяснить выщелачиванием его из доломитов.

Геологический разрез Карагайской залежи.Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Карагайская залежь отрабатывается с 1900 года открытыми работами. В настоящее время Карагайский карьер является одним из крупнейших на Урале. Его размеры составляют 1500×1200 м при глубине 360 м. Угол откоса уступов составляет 44-65 градусов. Объем выработанного пространства – 205 млн. м³.

Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Бурение скважин в Карагайском карьере производится станками СБШ-250НМ, погрузка горной массы – экскаваторами ЭКГ-5А в автосамосвалы БелАЗ грузоподъемностью 30-42 т. Горная масса отгружается на внутрикарьерные перегрузочные пункты, откуда железнодорожным транспортом доставляется на ДОФ-1 и ДОФ-2.
Производственные помещения ЦМП-2.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Помимо магнезита на всех Саткинских карьерах добывается доломит для металлургических и строительных целей (щебень).
В сентябре 2001 года комбинат «Магнезит» отметил свой 100-летний юбилей. В этот период было отработано около 65% всех известных запасов магнезита Саткинских месторождений.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

За столетие предприятие из небольшого заводика превратилось в крупнейшее в мире акционерное общество по производству огнеупоров. За весь период работы комбинат обеспечивает металлургическую и цементную промышленность, другие отрасли народного хозяйства периклазсодержащими огнеупорными материалами.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Основной продукцией ОАО «Комбинат «Магнезит» является магнезиальные изделия, спеченные периклазовые порошки (клинкеры), смеси и массы на их основе, плавленный периклаз и каустический магнезит, карбидкремниевые электронагреватели и алюмосиликатные изделия.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

В состав промышленной площадки ОАО «Комбинат «Магнезит» входят дробильно-обогатительные фабрики ДОФ-1 и ДОФ-2 (в 2003 обе фабрики были объединены в ДОФ с двумя производственными участками), завод магнезиальных изделий ЗМИ, четыре цеха магнезитового порошка (ЦМП-1, ЦМП-2, ЦМП-3, ЦМП-4) и цех магнезиальных изделий ЦМИ-1.

ЦМП-2.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

ЦОМП-2.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

ЦМП-3.Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Разведанные запасы магнезита Саткинской группы месторождений составляют 180 млн. тонн, что обеспечивает работу комбината еще на многие годы.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Источник

Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добываютv_kleschev

Вокруг нас очень много интересного. Только надо не забыть выйти из дома.

Сначала несколько снимков с портала откаточной штольни горизонта +260м шахты «Магнезитовая». Чтобы показать весь карьер в деталях с этой точки, нужно делать круговую панораму из многих кадров. Или сферическую. Потому пусть будет один кадр. Немного мрачноватый под плотной облачностью, местами отражает цвет неба.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

2. Если постоять несколько минут, можно заметить движение в этом огромном пространстве, только кажущимся пустым. Вынырнула из штольни приземистая погрузочно-доставочная машина и, описав петлю на серпантине, налегке мчится вниз.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

4. Подземный самосвал вывез из шахты сколько то тонн породы и сейчас отправится во чрево портала за новой порцией.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

5. Откуда-то снизу выползает небольшой карьерный самосвал.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Немного истории. Попробую воедино собрать из нескольких источников. Кое-что упоминается как легенда, да и нестыковки разных источников имеют место.

Сам по себе, магнезит, как минерал, был известен очень давно, однако, не применялся в металлургии. Первооткрывателем саткинского магнезита считается лаборант Саткинского чугуноплавильного и железоделательного завода П.Г. Сальников, он в 1894 году провел химический анализ и обратил внимание на огнеупорные свойства магнезита.

Магнезит был обнаружен в двух местах – на Карагайской горе и Волчьей горе (открыто в 1896 году). В 1899 году Л.А. Садовский провел на месторождениях первые геологоразведочные работы. Эти два участка площадью 62 тыс. квадратных сажень были сданы в аренду М.И. Маркусону сроком на 12 лет.

11 июля 1900 года* М.И. Маркусон, А.Ф. Шуппе, А.О. Немировский, объединив капитал, создали «Товарищество на вере»** с капиталом в двести тысяч рублей и решили построить предприятие по производству магнезиальных огнеупоров. Руководить горными работами и строительством завода был приглашён горный техник из Златоуста В.Г. Рогожников (первый управляющий завода «Магнезит»).
* В справочнике Езиоранского (см. ниже) началом работы предприятия значится 1899 год.
** Тут следует заметить, что товарищество на вере упоминается как в материалах АО «Магнезит», так и на сайте uralmines.ru, однако, по данным справочника (см ниже) говорится о товариществе на паях не позднее 1909 года. Впрочем, в таких вещах без отсылки на бумажные документы благодатная почва для путаницы.

В то же время началось строительство завода. В сентябре 1901 года завод выдал первую продукцию из нового огнеупорного материала – магнезита. Днём рождения завода считается 21 сентября 1901 года по новому стилю, когда состоялось его официальное открытие.

Полистаем же справочники!
Список фабрик и заводов Российской Империи 1912 года под редакцией Варзара В. Е., который охватывает период 1907. 1909гг (группа IX, стр. 309) содержит упоминание о предприятии:
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают
Здесь в перечне производимой продукции речь идет, разумеется, не о строительном кирпиче, а об огнеупорном.

В списке фабрик и заводов России 1910 года, изданном торговым домом «Л. и З. Метцль и К о » (свежие данные приблизительно 1908. 1910гг) мне не удалось найти «Магнезит», хотя, добыча магнезита упоминаются в оглавлении. Странно и тем, что более позднее, основанное в 1908-м году Уральское электрометаллургическое общество, к которому Шуппе имеет прямое и непосредственное отношение (завод и ГЭС в поселке Пороги), в том списке уже имеется.

Во вторых, в основном разделе по горному делу, информация за номером Г-577
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Надо заметить, что издатель справочника подошел к полноте и точности изложения материала со всей возможной строгостью. По крайней мере, так следует из предисловия к справочнику, написанному Ф.А. Норпе в конце декабра 1909 года.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

В 1913 году товарищество на паях «Магнезит» было преобразовано в Акционерное Общество «Магнезит» с основным капиталом 2 миллиона рублей и находился в 20 тыс. акциях, по 100 руб. каждая.

До первой мировой войны мировая добыча магнезита была сосредоточена в Австрии и Греции. Саткинский «Магнезит» быстро вывел Россию на третье место в мире. К 1913 году добыча магнезита в Сатке составила 10 процентов от мировой добычи.

6. В музее АО «Магнезит» есть экспонат, иллюстрирующий добычу магнезита в карьерах на ранних этапах разработки месторождения.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

7. И реалии. Фото с сайта uralmines.ru.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

В 1918 году предприятие было национализировано.

В 1929 году для работ в карьере были проложены рельсовые пути, приобретено 36 коппелевских вагонеток емкостью 0,45 кубических метра, два бензиновоза со сцепным весом 3,4 тонны; на восточном борту был смонтирован подъемник, который поднимал клетью по две коппелевские вагонетки на эстакаду колошниковой площадки шахтного цеха; впервые установлено столбовое фонарное освещение; для бурения глубоких скважин приобретены три станка канатно-ударного бурения с деревянной мачтой фирмы «Сандерсон».

В 1930 году был приобретён первый паровой экскаватор «Рустон» с ёмкостью ковша 0,75 кубических метра, а в 1932 году – введены в эксплуатацию ещё два экскаватора.

С 1931 года в карьере проложены новые рельсовые пути с колеёй в 750 миллиметров, приобретены железнодорожные вагоны, введены в эксплуатацию мотовозы, горные паровозы.

В 1933 году на рудник поступили самоходные станки канатно-ударного бурения.

8. Ещё один экспонат из музея. Соседство лошадей, вагонеток, парового экскаватора и промышленного электровоза ДКм-12, коих к 1937-му году работало на карьере уже девять штук (пути в 36-м перешиты на колею 1000 миллиметров).
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

9. Вид на завод. Снимок датируется 1933-35гг (фото с сайта pastvu.com).
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

В 1977 году приказом по Министерству черной металлургии завод «Магнезит» был преобразован в комбинат «Магнезит» с присоединением к нему Кыштымского огнеупорного завода и Челябинского рудоуправления.

В 1980 году началось строительство шахты «Магнезитовая», первые 60 тысяч тонн магнезита на шахте были добыты в 1996 году.

В феврале 1987 года на горных работах введён в эксплуатацию первый экскаватор ЭКГ-8И с емкостью ковша 8 кубических метра, а в 1990 года были получены первые экскаваторы ЭКГ-10И с ёмкостью ковша 10 кубических метра.

В 1993 году государственное предприятие комбинат «Магнезит» было преобразовано в Открытое акционерное общество «Комбинат Магнезит».

В 2000 году добыта 200-миллионная тонна магнезита.

10. Однако, вернемся из глубин истории в глубины карьера. Поднимается медленно в гору.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

И мы поднимемся. Следующие снимки сделаны со смотровой площадки, которая находится на борту карьера неподалеку от здания управления шахты «Магнезитовая».

11. Размеры карьера по борту составляют более километра в ширину и порядка полутора километров в длину при глубине 360 метров. При такой ширине в имеющийся у меня 14-мм «ширик» карьер лезет весьма условно. Столь большая площадь кажется на первый взгляд пустынной, а грузовые автомобили и многотонные самосвалы самосвалы выглядят маленькими букашками.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

Поэтому меняем «ширик» на что-нибудь более «дальнобойное» и попробуем рассмотреть детали.

12. Правая от смотровой площадки сторона. По серпантину медленно поднимается автомобиль, груженый породой. Позже увидим его поближе.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

13. Крупнее
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

14. Ещё крупнее. Старый завод.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

15. Грузится породой небольшой поезд, который, возможно, заметен на 13 фото. Состав из четырех вагонов на колее 1000 мм под промышленным электровозом EL3 производства ГДР. Первые полсотни электровозов этой модели поступили на комбинат в 1957 году, а спустя десять лет было получено ещё четыре десятка локомотивов. Таким образом, EL3 стал на карьерах основной рабочей лошадкой, а Сатка ныне чуть ли не единственным местом, где можно встретить этот электровоз в эксплуатации.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

16.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

17.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

18. Портал штольни горизонта +180м шахты «Магнезитовая» и узел грохочения, построенный в 2003-м году силами шахты.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

19. Фото из материалов АО «Магнезит»
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

20.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

21. О, и автобус подоспел. Кто-нибудь заметил его на 11 фото? 😉
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

22. Отсюда же, со смотровой площадки, виден дробильный узел.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

23. Отвалы и железнодорожная ветка неподалеку от управления шахты.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

24. Чтобы иметь представление о размерах ковша. 😉
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

25. Экскаватор ЭКГ-5А.
Карьер в сатке что добывают. Смотреть фото Карьер в сатке что добывают. Смотреть картинку Карьер в сатке что добывают. Картинка про Карьер в сатке что добывают. Фото Карьер в сатке что добывают

А на этом пока всё. Фото, источник которых не указан, сделаны мной в октябре 2018 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *