Карьера что это кратко

Что такое карьера и какие ее виды различают

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. «Карьера, карьеризм» — эти понятия на слуху, мы примерно знаем, что это такое.

А вы задумывались о том, почему два этих слова имеют диаметральный эмоциональный окрас? Почему если Иванов делает карьеру – это хорошо, а Петрова называют карьеристом, употребляя это определение в негативном ключе?

Карьера что это кратко. Смотреть фото Карьера что это кратко. Смотреть картинку Карьера что это кратко. Картинка про Карьера что это кратко. Фото Карьера что это кратко

Давайте разберемся, что такое карьера, как можно ее классифицировать, и почему карьеризм – это «не есть хорошо».

Карьера – это …

Представьте, что вы устроились на работу почтальоном. Спустя какое-то время, пройдя обучение, вы стали оператором почтовой связи. Еще через год работы получили должность заведующего почтового отделения. Следовательно, вы одолели несколько ступеней служебной лестницы, т.е. сделали карьеру.

В переводе с итальянского «carriera» обозначает «бег, поприще, жизненный путь».

Таким образом, карьера – это достижение каких-либо промежуточных целей на жизненном пути. Следует отметить, что карьерой принято называть только достижения на профессиональном поприще, движение по служебной лестнице.

Мы не говорим, что женщина, став женой, затем матерью, потом бабушкой, сделала карьеру. Недаром ее «делают», «строят», тем самым подчеркивая ее принадлежность к какой-либо профессиональной деятельности.

Карьера что это кратко. Смотреть фото Карьера что это кратко. Смотреть картинку Карьера что это кратко. Картинка про Карьера что это кратко. Фото Карьера что это кратко

Виды карьеры

Карьера может быть профессиональной и внутриорганизационной.

Далее – немного подробней.

Внутриорганизационная. Данный тип предполагает движение по карьерной лестнице внутри организационной структуры. Например, врач поликлиники стал ее заведующим, затем его перевели в министерство здравоохранения, потом назначили министром здравоохранения.

Карьера внутри организационной структуры может развиваться следующим образом:

Важно: горизонтальная карьера может быть реализована не только сотрудниками каких-либо организаций, но и людьми, работающими во фрилансе. В этом случае открываются просто безграничные возможности в плане саморазвития.

Карьера что это кратко. Смотреть фото Карьера что это кратко. Смотреть картинку Карьера что это кратко. Картинка про Карьера что это кратко. Фото Карьера что это кратко

Карьера может быть охарактеризована и с точки зрения достигаемых целей:

Что такое карьеризм

Так почему успешная карьера характеризует человека с положительной стороны, а карьеризм – с отрицательной? Принято различать некоторые нюансы:

Карьеризму присущи такие черты:

Карьера что это кратко. Смотреть фото Карьера что это кратко. Смотреть картинку Карьера что это кратко. Картинка про Карьера что это кратко. Фото Карьера что это кратко

Психологи считают, что в основе карьеризма лежит пережитая психическая травма. Человек, пытаясь убрать из памяти полученный негатив, стремится компенсировать моральный урон достижениями на карьерном поприще.

Как правило, построение карьеры превращается в карьеризм тогда, когда это становится самоцелью.

Что необходимо для успешной карьеры

Каков бы ни был побудительный мотив для карьерного роста, успешность зависит от множества факторов:

Сделать успешную карьеру можно не только в качестве наемного сотрудника, но и организовав собственный бизнес. Каждый человек уникален, поэтому общих рекомендаций относительно построения карьеры дать невозможно. Все зависит от личностных качеств самого человека, от его целей и мотивации.

Читайте наш блог, идите вперед, делайте карьеру, помните: лучше жалеть о неудавшейся попытке, чем об упущенной возможности.

Карьера что это кратко. Смотреть фото Карьера что это кратко. Смотреть картинку Карьера что это кратко. Картинка про Карьера что это кратко. Фото Карьера что это кратко

Автор статьи: Елена Копейкина

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Многие люди сейчас выбирают: карьера или семья. Я же предпочел не делать такого выбора, и открыл свою небольшую пекарню. Дела у меня идут хорошо, в планах расширяться. Я вот считаю, что карьеру и семью можно сочетать, и быть не только успешным бизнесменом, но и любящим семьянином.

Едва ли не с первых лет в школе, не говоря уже об университете все талдычат о том, как важно строить карьеру. А для этого, как известно, нужно много и усердно учиться, а потом работать.

Однако, многие люди сумели убедиться, что тот, кто много и хорошо работает, на выходе получает еще больше работы. Получается, чтоб построить карьеру нужны другие качества, например, гибкость и даже умение отказывать.

Источник

Значение слова «карьера»

Карьера что это кратко. Смотреть фото Карьера что это кратко. Смотреть картинку Карьера что это кратко. Картинка про Карьера что это кратко. Фото Карьера что это кратко

1. Продвижение в служебной или другой деятельности, достижение известности, славы и т. п. Блестящая карьера. Конец карьеры.Бюрократический мир — мир особый. Мир, полный соблазна, чаяний и вожделений; мир производств, чинов и орденов. Он весь — под знаком карьеры. Юрьев, Записки. — Видишь, говорит, какую карьеру сделал: неделю назад — техник-лейтенант, сегодня — командир полка. Казакевич, При свете дня.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Малый энциклопедический словарь 1907 даёт такое определение карьере: «Карьера (слово французского происхождения) — быстрый успех на службе и другом поприще».

В современном словаре можно найти такие толкования:

продвижение в какой-либо сфере деятельности;

достижение популярности, славы, выгоды;

обозначение рода занятий, профессии (например, карьера учителя).

Сейчас вместо слова «Карьера» часто используется словосочетание «Социальный лифт».

В теории управления персоналом карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Карьера — цепь событий, которая составляет жизнь, последовательность профессиональных занятий и других жизненных ролей, которые вместе выражают приверженность человека действовать в соответствии с его обобщенной моделью саморазвития. Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и, главное, — со своими собственными целями, желаниями и установками.

Анализ рассмотренных определений карьеры позволяет сделать такие обобщения:

Карьера тесно связана как с индивидуальной, так и с социальной основой человека;

Карьера связана с деятельностью людей;

Карьера связана с социальной мобильностью человека;

В любой иерархии (производственной, социальной, административной и так далее) присутствует карьера;

Карьеру охватывает достижение успеха в широком диапазоне сфер деятельности: служебной, научной, общественной и других;

Важным видится понимание карьеры как процесса, и результата этого процесса;

Во всех определениях слова присутствует понятие успеха: «успешное продвижение», «путь к успеху» [2][уточните ссылку].

Карьеризм — беспринципная (по мнению некоторых) погоня за личным успехом в любых видах деятельности.

Личный карьерный план — персональный «навигатор» человека, строящего свою карьеру, описывающий цели (долго-, средне-, краткосрочные) и пути достижения, опирающиеся на личную миссию, ценности и желаемый образ жизни (см. пример в разделе ссылки).

Существует взгляд на карьерный рост как на достижение человеческой или профессиональной некомпетентности, называемый принципом Питера.

КАРЬЕ’РА, ы, ж. [фр. carrière]. 1. Движение, путь кого-н. к внешним успехам, славе, выгодам, почету, сопровождающее деятельность на каком-н. общественном поприще. Стремиться к карьере. Блестящая к. Испортить свою карьеру. Пред ним открывалась прекрасная к. 2. Профессия, род занятия (разг.). Служебная к. Артистическая к. Выбрать карьеру ученого.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

карье́ра I

1. совокупность чьих-либо достижений в продвижении по службе, упрочнении статуса ◆ И потому не только не ропщу на давешний случай, но твёрдо надеюсь на блистательнейшую из карьер. Достоевский, «Крокодил», 1865 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Беспредел — наилучшие условия для ловли рыбы в мутной воде, для сколачивания капиталов и для взлёта карьер. Денис Драгунский, «Весь мир насилья. Мы» (1994) // «Столица», август 1994 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Это поколение было в гораздо меньшей степени, чем предшествующие, политизировано, в меньшей степени оболванено и устремлено на карьеру, чем последующие. А. Я. Левин, «Свидетельство: Брест, 21 июня 1941 — Берлин, 1 мая 1945. Днепр — Волга — Потомак», в 2-х частях, часть 1: «Начало» (2008—2013) // «Еврейская Старина», сетевой альманах. — Выпуск № 4 (79). — 2013 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Карьера что это кратко. Смотреть фото Карьера что это кратко. Смотреть картинку Карьера что это кратко. Картинка про Карьера что это кратко. Фото Карьера что это краткоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: протрава — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что такое карьера?

Что такое карьера? Вертикальный и горизонтальный виды карьеры.

Под словосочетанием «сделать карьеру» понимается также достижение престижного положения в обществе и высокого уровня дохода. Однако «делать карьеру» не всегда означает постоянное восхождение по служебной лестнице –– часто, достигнув определенных высот, человек рискует стремительно «скатиться» вниз и потерять все, чего добивался долгое время.

Жизнь как карьера

Ошибочно полагать, что термин «карьера» относится сугубо к служебным видам деятельности. Иногда на вопрос работодателя «Сколько времени Вы планируете уделять личной карьере?», соискатель затрудняется вразумительно ответить и начинает путаться. Он воспринимает определение «личная карьера» как синоним «личной жизни» и начинает рассказывать о своих планах, не касающихся вопросов профессиональной деятельности.

С другой стороны, «личная карьера» воспринимается как возможность для развития индивидуальных качеств, например, коммуникабельности, внимательности, доброжелательности, гибкости и др. В этом случае Вы будете частично правы, когда ответите, что «при любой удобной возможности, не в ущерб прямым обязанностям, построите работу так, чтобы Ваши личностные позитивные качества отразились на положительных результатах деятельности компании».

Но даже при таком ответе есть риск, что потенциальный работодатель сделает вывод о том, что для Вас возможность самореализации в коллективе важней, чем Ваши непосредственные обязанности. Поэтому, уважаемый соискатель, не стоит путать личную карьеру с вашей личной жизнью или вашими личностными качествами. Личной карьерой может быть как карьера менеджера (то есть, как именно Вы видите свою работу на этой должности), так и спортивная, военная, артистическая карьера, карьера учащихся и т.д.

Вопрос о личной карьере потенциальный работодатель задает неспроста, ведь жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на деловую карьеру, является ее частью. Поэтому лучше всего сказать о том, что Вы готовы при необходимости пожертвовать частью личной карьеры в интересах компании. Конечно, не стоит перегибать палку и бравировать: мол «если надо, день и ночь буду на работе». Рекрутер засомневается в том, что у вас все в порядке с личной карьерой (или даже в личной жизни), или придет к выводу, что чрезвычайное усердие вполне может быть вызвано тем, что Вы не можете уже долгое время найти работу.

Вертикаль и горизонталь

Часто соискатели на вопрос рекрутера «Почему Вы хотите работать именно в нашей компании?» отвечают: «У Вас есть перспектива карьерного роста». Кроме того, аналогичный ответ можно услышать и на вопрос, касающийся причин ухода кандидата с предыдущего места работы: «отсутствие карьерных перспектив».

Далее потенциальный работодатель задет вполне логичный вопрос: «Каким образом Вы планируете карьерный рост?». И вот тут многие претенденты на вакансию теряются, не могут дать четкого ответа. Некоторые все же отвечают, прибегая к помощи таких шаблонов как «хочу руководить отделом», «хочу быть директором».

И уж совсем плохо дело, когда рекрутер спрашивает о том, какую карьеру предпочитает потенциальный кандидат: горизонтальную или вертикальную? Поэтому, уважаемый соискатель, чтобы избежать подобных недоразумений на собеседовании, не стоит забывать, что «карьера» подразумевает самые разнообразные варианты профессионального роста и продвижения по службе. Вообще же, существует два вида карьеры – горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная карьера

Горизонтальная карьера (карьера вширь) — это определение более широкого круга обязанностей и полномочий на своем месте работы. Умение делать то, чего другие не умеют. Именно поэтому обязанности работника при горизонтальном перемещении чаще всего меняются, а занимаемая должность остается на прежнем уровне.

Кроме того это еще и возможность по совместительству руководить проектом или преподавать, в первую очередь в собственной фирме; вхождение в круг собственников фирмы. Горизонтальная карьера подразумевает и расширение полномочий, ответственности, повышение статуса, увеличение бонусов и прямой оплаты труда.

«Активно зарекомендовали себя» в горизонтальной карьере и дизайнеры, программисты, журналисты, копирайтеры и др. Эти специалисты профессионально совершенствуется в рамках своей должности, но кресло начальника в ближайшем будущем они, как правило, занимать не собираются.

Вертикальная карьера

Схема подобного вида карьеры внешне проста, но в то же время таит для особо рвущихся к самых верхам много опасностей. Среди них самые распространенные: готовность «идти по головам», пренебрежение к личной жизни, явное и тайное подхалимство перед вышестоящим руководителем и т.д. Лозунг таких людей обычно звучит как «Цель оправдывает средства».

Но часто многие забывают пословицу «Из грязи в князи», сделав всего лишь полшага по служебной лестнице. Такие калифы на час обычно любят использовать малейшую возможность продемонстрировать свою власть в коллективе, за что в скором времени мгновенно падают с первых же взятых ими высот.

Уважаемый соискатель! Еще раз хотим обратить внимание, чтобы не быть застигнутыми врасплох на собеседовании вопросами о карьере и видах карьеры, Вы должны четко представлять соотношение сил: «Ваши профессиональные способности, личностные качества и амбиции и возможности карьерного роста на предлагаемой должности».

При этом очень важно определиться, в какую сторону Вам лучше развиваться: «вширь» или «в высоту»? И еще: иногда быстрое продвижение вверх приводит к быстрому падению. Поэтому не стоит забывать, что горизонтальная карьера на определенном этапе Вашей профессиональной деятельности может послужить отличным «трамплином» к восхождению по вертикале. Ведь опыт, умения, знания приобретаются и совершенствуются не количеством «повышений», а качеством работы по данной специальности.

Источник

Что такое Карьера?

Карье́ра (итал. carriera — бег, жизненный путь, поприще, от лат. carrus — телега, повозка) — продвижение вверх по служебной лестнице, успех в жизни.

В теории управления персоналом карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.

Выделяют несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:

вертикальной карьеры — должностной рост;
горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.
Существует взгляд на карьерный рост как на достижение человеческой или профессиональной некомпетентности, называемый принципом Питера.

Вот, например, rfhmths dtnthfyjd nfvj;tyyjq cke;,s CPNE?^

К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ПОРТРЕТУ КАРЬЕРИСТОВ^

F?B? Ce,,jnby-Глумов-Иудушка Головлев, очень любит своих тезок Fktrcttd^
Алексей Толстой рассказ @ Похожие вопросы

Источник

Понятие и виды карьеры

Карьера что это кратко. Смотреть фото Карьера что это кратко. Смотреть картинку Карьера что это кратко. Картинка про Карьера что это кратко. Фото Карьера что это кратко Карьера что это кратко. Смотреть фото Карьера что это кратко. Смотреть картинку Карьера что это кратко. Картинка про Карьера что это кратко. Фото Карьера что это кратко Карьера что это кратко. Смотреть фото Карьера что это кратко. Смотреть картинку Карьера что это кратко. Картинка про Карьера что это кратко. Фото Карьера что это кратко Карьера что это кратко. Смотреть фото Карьера что это кратко. Смотреть картинку Карьера что это кратко. Картинка про Карьера что это кратко. Фото Карьера что это кратко

Карьера что это кратко. Смотреть фото Карьера что это кратко. Смотреть картинку Карьера что это кратко. Картинка про Карьера что это кратко. Фото Карьера что это кратко

Карьера что это кратко. Смотреть фото Карьера что это кратко. Смотреть картинку Карьера что это кратко. Картинка про Карьера что это кратко. Фото Карьера что это кратко

В широком смысле понятие «карьера» определяется как «общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой)».

В узком смысле карьеру связывают с трудовой деятельностью человека, с его профессиональной жизнью.

Различают несколько видов деловой карьеры[7]:

1) Карьера центростремительная (скрытая) — вид деловой карьеры, наименее очевидный для окружающих. Она доступна ограниченному кругу работников, как правило, имеющих налаженные личные контакты с высшим эшелоном управления и обширные деловые связи вне организации. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации, но де-факто иметь высокий социальный статус. Как правило уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.

2) Карьера горизонтальная — вид карьеры, предполагающий либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной рабочей группы, программы и т. п.). К горизонтальной деловой карьере можно отнести расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения). Понятие «Горизонтальная карьера» не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии.

3) Карьера вертикальная — вид карьеры, с которым чаще всего связывают само понятие деловой карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальной деловой карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).

4) Карьера внутриорганизационная — вид карьеры, означающий, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию последовательно в стенах одной организации. Внутриорганизационная деловая карьера типична для японских и американских компаний, практикующих систему пожизненного найма сотрудников. Может быть специализированной и неспециализированной.

5) Карьера межорганизационная — вид деловой карьеры, означающий, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие профессиональных способностей, уход на пенсию последовательно, работая на различных должностях в разных организациях. Эта карьера также может быть специализированной и неспециализированной.

ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Способности

Карьера что это кратко. Смотреть фото Карьера что это кратко. Смотреть картинку Карьера что это кратко. Картинка про Карьера что это кратко. Фото Карьера что это кратко

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспро­изведем одну из них, наиболее значимую:

1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненно­го опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2) специфические человеческие способности, имеющие об­щественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интел­лектуальные способности, в основе которых лежит пользование ре­чью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразде­ляются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способнос­ти, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных ви­дах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

б) теоретические, определяющие склонность человека к абст­рактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, форми­рования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, но­вых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих про­явлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и предметно-деятельностные способ­ности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельно­сти и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством об­щих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуаль­ных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Подавляющее большинство психологов считает, что задатки — это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие ин­дивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например, Р. С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врож­денные (природные) и приобретенные (социальные)[9].

Индивидуальные (индивидуально-психологические) разли­чия — это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные разли­чия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являют­ся предметом изучения дифференциальной психологии.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктив­ный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое зна­ние, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элемен­ты творческого, и наоборот.

Темперамент

Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обоб­щенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, ме­ланхолический. Более подробно они описаны в таблице 1. Такое разделение имеет длительную историю (Гип­пократ, Гален, Кант, Павлов и др.), хотя имеются и другие классифи­кации типов темперамента (Кречмер, Шелдон, Сиго и др.).

ТипОписание
Холериксильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключитель­ной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, не­уравновешенности.
Сангвиниктакже сильный тип темперамента, характеризующий­ся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.
Флегматиксильный тип темперамента, связанный с мед­лительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и наст­роении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем пси­хической активности.
Меланхоликслабый тип темперамента, которому свойст­венны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склон­ность глубоко переживать даже незначительные события, преобла­дание отрицательных эмоций, сензитивность.

Нет ни хороших, ни плохих темпераментов. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Достоинство холерика — в воз­можности сосредоточения значительных усилий в короткий проме­жуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Этот тип подходит для таких профессий, иногда подводящих к экстремали: врач (сложная операция, борец за жизнь человека), оперуполномоченный внутренних дел (задержка преступника), журналист (вечно на «острие иглы»), летчик-истребитель (явная опасность для жизни). Сангвиник, обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью в начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-за быстрой утомляе­мости, но и ввиду падения интереса. Такой тип пригоден к организаторской деятельности: кадровик, или же по-современному, управленец персоналом, политик, менеджер по туризму, где действия работников не всегда строго регламентированы. Достоинство флегматика в спо­собности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия. Сюда можно отнести такие профессии, как телефонистка, машинистка. Этот тип характеризует планомерная и плодотворная деятельность. Меланхолик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его рабо­тоспособность выше в середине или в конце работы, а не в ее начале. Люди с таким типом характера пригодны для конвейерных работ, характеризуемые исполнением довольно однотипных, мелких операций в течение рабочего дня. Таковым является труд бухгалтера, библиотекаря. Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоцио­нальным качествам человека.

Темперамент, будучи врожденным, является базой большин­ства свойств личности. Но он определяет лишь динамику их прояв­ления (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тре­вожность).

Впечатлительность — свойство человека, характеризующее степень воздействия различных раздражителей, время сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие.

Эти особенности темперамента оказывают влияние на харак­терологические черты, на развитие и проявление способностей человека.

Характер

В самом общем виде характер может быть определен как система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях челове­ка к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т. д.

Возможна и другая классификация черт характера, например:

1. Свойства, определяющие поступки человека в выборе целей деятельности и общения (расчетливость, рациональность и т. д., или альтернативные им черты);

2. Свойства, относящиеся к действиям, направленным на дости­жение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, по­следовательность и др., а также противоположные им качества);

3. Свойства, имеющие чисто инструментальное значение, не­посредственно связанные с темпераментом (интроверсия-экстра-версия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, пластичность-ригидность и т. д.)[11].

В мировой психологической науке нет единой типологии характеров, но подавляющее большинство психологов исходили из следующих основных общих идей:

а) довольно рано сформировавшись, характер человека прояв­ляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчи­вое психическое образование;

б) входящие в характер сочетания черт не являются случай­ными. Они в совокупности представляют системы, четко различи­мые по типам, что и позволяет строить типологию характеров;

в) в соответствии с типологией характеров большинство людей может быть разделено на определенные группы.

Наиболее известны следующие типологии характера:

1. Конституционные теории, связывающие особенности ха­рактера с внешним видом человека, с его конституцией, габитусом (Ростан, Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон и др.).

Первые признаки возникновения и стабилиза­ции характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст­ от 2-3 до 9-10 лет является сензитивным периодом для становления характера. В этот период человеку присуща возрастная сензитивность, оптимальное сочетание условий для развития черт характера. Под влиянием взрослых формируются такие черты (положительные и отрицательные), как доброта, отзывчивость, общительность, либо эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Начало их формирования во многом связано с первыми месяцами жизни и сти­лем общения матери (лица, ее заменяющего) с ребенком.

Трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовест­ность, настойчивость и другие так называемые «деловые» качества, как и их антиподы, формируются позднее в детских играх, в доступ­ных видах домашнего труда. При этом необходима стимуляция взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людь­ми, в общении, оформляются в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми школьными друзьями и с учителями.

Воля

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием опти­мальной мобилизованности личности, потребного режима активнос­ти, концентрацией этой активности в необходимом направлении.

Главную психологическую функцию воли составляет усиле­ние мотивации и совершенствование на этой основе регуляции дей­ствий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролиру­емых сознанием.

Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе поз­же, чем первичные, волевые качества: решительность (умение при­нимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые ре­шения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувствен­ную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе. Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характеро­логические.

К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными: ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нрав­ственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установлен­ному порядку), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведе­нии), обязательность (умение добровольно возложить на себя обя­занности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая по­ступки по собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязаннос­тей) и т.д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт во­левых действий.

Волевые действия можно подразделить на простые и слож­ные. В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) перехо­дит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, со­ставление плана его осуществления и т. д.

Развитие воли у человека связано:

а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;

б) с приобретением человеком контроля над своим поведе­нием;

в) с выработкой волевых качеств личности;

г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

Эмоции

Через эмоции как систему сигналов человек узнает о потребностной значимости происходящего. Эмоции могут быть положи­тельными, связанные с переживанием чего-то приятного, и отрицательны­ми, когда переживается неприятное. Положительные эмоции, это, например удовлетворение своим трудом, чувство долга, соревнования. С другой стороны, могут быть и отрицательные эмоции. Это, прежде всего, касается тех случаев, когда люди хотя и работают, но эта работа им не по душе. Они выполняют ее из чувства долга, может быть и добросовестно.

Также бывают стеническими, повышающими активность личности, и астеническими, снижающими ее активность.

Многие авторы выделяют и практические чувства, связанные с трудом, учением, спортом. Интеллектуальные, эстетические, практические чувства возникают вместе с нравственными и обога­щаются за счет последних.

В психологии труда необходимо учитывать момент эмоций. Это настроение сегодняшнего дня, которое влияет на производительность, т.е. настроение с которым приходит человек и выполняет работу.

Целый ряд профессий предъявляет особые требование к другим разнообразным особенностям личности: аккуратности, организованности, педантичности в ряде случаев, общительности или замкнутости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *