Карьерная консультация что это
Карьерное консультирование внутри компании: в чем польза для бизнеса?
Как устроено внутреннее карьерное консультирование
Корпоративный карьерный консультант стремится встроить личные цели сотрудника в цели бизнеса. Тут работает знакомый всем тезис о том, что, когда личные цели сотрудника и цели компании совпадают, выигрывают все. Иными словами, если, решая задачи бизнеса, человек решает и свои задачи, то он работает максимально усердно и вовлеченно и при этом реализует себя. При такой концепции его не надо заставлять работать, контролировать и изобретать способы мотивации — он уже мотивирован собственным вдохновением.
Например, маркетолог начал изучать программирование — сначала пишет макросы для Excel, потом учится простому коду, увлекается и в свободное время из любопытства делает приложение для телефона. Через какое-то время у него начинаются метания: стоит ли менять профессию, увольняться, как устроиться в программировании без опыта? Предположим, работодатель этого маркетолога знает о его интересе к переквалификации и предлагает ему участие во внутреннем проекте по автоматизации с перспективой перейти потом в ИТ-направление. С большой вероятностью сотрудник примет предложение с энтузиазмом. У работодателя своя выгода: по сравнению с внешним кандидатом у этого сотрудника уже есть знание особенностей компании, внутренних процессов, он свой в коллективе.
В небольших компаниях аналогичные перемещения и продвижения происходят часто, потому что все на виду у руководителя и он хорошо знает потенциал каждого сотрудника, замечает, если кто-то заскучал или выгорел, стал задумываться о другом функционале. Когда же речь идет о среднем и крупном бизнесе, требуется отдельная функция, которая могла бы соотносить цели сотрудников с целями бизнеса.
Карьерное консультирование и кадровый резерв
Конечно, идея мотивации через развитие и кросс-переходы не нова. Традиционно во многих компаниях есть направление по работе с талантами и кадровый резерв. Тем не менее у карьерного консультирования несколько иная философия. В классическом варианте создания кадрового резерва менеджеры по развитию персонала идут от запросов бизнеса, а не от желания сотрудников. Например, нужно подготовить замену руководящему составу. Отобранные таланты могут долго просидеть в резерве. Такую модель кадрового резерва называют 2.0. Многие эксперты отмечают ее неэффективность и говорят о том, что ей на смену приходит кадровый резерв 3.0, который работает с приоритетными группами сотрудников и опирается на принципы карьерного консультирования.
В основе карьерного консультирования — внимание к интересам человека. Пока компаний, которые по-настоящему внедряют этот инструмент, ― единицы. Прежде всего, это возможно только в определенной корпоративной культуре — открытой, свободной, инновационной, в которой людям комфортно делиться идеями, где не страшно экспериментировать. Помимо этого, в компании должны допускаться различные карьерные траектории — не только вертикальная, но и горизонтальные, проектные. Это свойственно компаниям с элементами внутреннего предпринимательства, кросс-функциональности, стартапа.
Как организовать карьерное консультирование: пример Otto Group Russia
«В Otto Group Russia реализовали проект «Диалоги о карьере», чтобы помочь руководителям разговаривать с сотрудниками о карьере, — рассказывает Виктория Горынина, HR-бизнес-партнер компании Otto Group Russia. — Сначала в компании провели обучение для управленцев — серию тренингов и семинаров, а также выпустили специальную брошюру — методическое пособие «Построение эффективного диалога о карьере». При необходимости HR-бизнес-партнер консультирует руководителя, как провести разговор».
Параллельно в компании продвигали идею среди сотрудников — информировали их о возможности открыто обсуждать с руководством карьерные цели и возможности.
По словам Виктории Горыниной, целевая аудитория проекта — специалисты, инженерно-технические работники и менеджмент. Из массовых позиций — специалисты контактного центра: это персонал высокой квалификации и умственного труда, ротация персонала и количество продвижений здесь высокие.
Сейчас «диалоги о карьере» проходят дважды в год и приурочены к процедуре ежегодной и полугодовой (промежуточной) оценки эффективности деятельности сотрудников. Это часть процедуры оценки, подведение итогов работы и постановки целей на новый период. Их инициирует непосредственный или вышестоящий руководитель.
Дополнительно сотрудник может по своей инициативе попросить руководителя напрямую или через HR-специалиста о внеплановой встрече по карьерному вопросу. Обычно такая просьба связана с промежуточной оценкой сотрудником себя самого.
Инициатива задумывалась для того, чтобы расширить представление людей о карьерных возможностях и траекториях: например, популяризовать идею возможности не только вертикального, но и горизонтального роста. Благодаря проекту выросло количество внутренних кандидатов на вакансию. В результате повысилось качество рекрутмента, часть позиций закрывается своими же сотрудниками всего за несколькими дней. Появились даже прецеденты неожиданных переходов — между несвязанными функциями, например: руководитель группы контактного центра перешел на должность менеджера по управлению складскими запасами, административный координатор стал менеджером по логистике, специалист по складской аналитике — разработчиком.
Если у вас тоже есть интересный HR-проект, это повод подать заявку на участие в Премии «HR-бренд 2019».
Чем могут помочь карьерные консультанты, а каких чудес от них ждать не стоит
Представьте, что вам предстоит решить непростую карьерную задачу. Например, найти новую работу при наличии каких-то сложностей (когда вы ищете работу в новом городе или впервые после очень долгого рабочего стажа в одной и той же компании или просто в период, когда рынок труда лихорадит), разрешить конфликт с коллегой или спланировать переход на руководящую должность. Кто сможет дать вам ценный совет, оказать поддержку и поделиться ценной информацией? Мы привыкли обсуждать такие ситуации с близкими или друзьями. Но, кроме эмоциональной поддержки, они редко могут дать объективную обратную связь. В таких ситуациях лучше работать с экспертами в области карьеры — карьерными консультантами. Это советники по трудоустройству, развитию карьеры — они могут проконсультировать, дать нужную информацию, подсказать подходящее направление развития, отрепетировать возможные сценарии собеседований.
Чем может помочь карьерный консультант
История первая: про карьерный рост. У Алексея была мечта — до 30 лет обязательно стать руководителем. Он прочитал множество книг про управление, регулярно анализировал совещания и стиль управления своего начальника, но на счастливые перемены рассчитывать не приходилось. Алексея ценили как хорошего менеджера по продажам, а команда отличалась стабильностью — вакантных мест не появлялось. Алексей обратился к карьерному консультанту. Тот помог составить несколько вариантов резюме, потренировал его в прохождении собеседований на управленческие позиции и дал рекомендации по поиску работы. На поиски нового места ушло полтора месяца. Алексей получил хорошее предложение с точки зрения задач, дохода и своих возможностей — ему поручили небольшую команду в пять человек. Сейчас, спустя три года, Алексей управляет уже филиалом с более ста сотрудников в подчинении.
История вторая: про поиск работы. Нина обратилась к карьерному консультанту с проблемой: увольнение случилось 8 месяцев назад, а найти новую работу всё не получалось. Еще студенткой 4-го курса института Нина устроилась в известную российскую компанию и 12 лет работала только там: прошла путь от продавца-консультанта до главного менеджера по развитию сети. Карьерный консультант помог проанализировать опыт Нины, выделить наиболее интересные задачи и составить список наиболее подходящих работодателей. Нина стала относиться к поиску работы осознанно и получила сразу несколько предложений. Выбирала из них тоже взвешенно. Новым местом довольна.
История третья: про переход на новый уровень. У Алёны всё шло прекрасно: карьера финансового директора, хороший доход, приглашение преподавать. Но не оставляло тревожное чувство: «Неужели это всё, на что я способна?». С этим вопросом она и оказалась на первой встрече с карьерным консультантом. Стали обсуждать потенциальную карьерную цель, и оказалось, что Алёна давно думала про задачи операционного директора. Ей интересно было смотреть на бизнес в комплексе, а не через призму отчета о прибылях и убытках. Вскоре поступило предложение о работе — требовался операционный директор как раз с большим опытом в финансах. Алёна взяла тайм-аут, подумала и. отказалась. Ей было страшно сделать этот шаг. Потом у нее было еще два места работы — как и прежде, в должности финансового директора. Доход рос, а вот ощущение потраченного времени не проходило. Тогда она наконец решилась. И пришла к своему консультанту с хорошими новостями и новым запросом — она выходит на позицию операционного директора, как ей адаптироваться в этой роли?
«Карьерный консультант работает с большим спектром запросов, — объясняет Светлана Смольникова, сооснователь «Школы карьерного менеджмента». — На разных этапах карьеры они отличаются. Первый запрос — профориентационного характера. Это выбор профессии и вуза для поступления. Далее возникает запрос на поиск первой работы, выбор стажировок, практик, которые вели бы клиента к достижению карьерной цели.
Почти каждый опытный специалист проходит через такие карьерные ситуации: период роста, адаптация на новом месте или к новым условиям работы, поиск новых смыслов в работе, вариантов развития, выгорание, поиск новой работы, смена отрасли. Все эти точки можно пройти с карьерным консультантом, который значительно усилит карьерные решения».
Чего от профессионального карьерного консультанта ждать не стоит
Гарантий трудоустройства. Во-первых, карьерный консультант и рекрутер — не одно и то же. Есть специалисты, которые совмещают деятельность по карьерному консультированию и подбору персонала для клиентов, поэтому заодно могут посоветовать вас на конкретную вакансию, для которой подходит ваш опыт (если такая вакансия в данный момент есть у них в работе). Но так бывает не всегда. Комментирует Светлана Смольникова: «До сих пор на рынке существует мнение, что карьерный консультант может найти работу за клиента. Это некорректное суждение, которое возникло в период кризиса в 2008 году, когда мошенники брали деньги за трудоустройство и исчезали, а их реклама была всюду. Нужно понимать, что карьерному консультанту вы не передаете ответственность за свою карьеру, поэтому многое зависит от вас».
«Волшебного» универсального резюме. Если вы слышите, что есть некая формула идеального резюме, которое якобы сработает для любых вакансий, стоит насторожиться. Дело в том, что для каждой позиции требуется индивидуальная доработка резюме и сопроводительного письма, и «идеальной структуры» просто не существует. Например, для крупной компании нужно более подробное резюме с обязательным описанием результатов работы. Для стартапа важнее ваше сопроводительное письмо с описанием идей, чем именно вы сможете быть полезны и почему хотите присоединиться к команде.
Устройства по знакомству. Рассказывает Кристина, карьерный консультант: «Мне в социальных сетях написала незнакомая девушка. Начала с того, что хочет поработать с карьерным консультантом, а завершила просьбой: «Я вижу, что у вас в друзьях топ-менеджеры компаний А и В. Порекомендуйте меня им, я вам заплачу». Я очень удивилась, а ее удивила моя реакция — она считала, что в этом и заключается работа карьерного консультанта. Скажу так: карьерный консультант может рекомендовать своих клиентов, когда он поработал с ними какое-то время, понимает их сильные стороны и долгосрочные цели. Но, рекомендуя, карьерный консультант всегда поясняет, что это его клиент. Незнакомого человека с улицы я не буду рекомендовать, даже за деньги. Это вопрос репутации».
В любом случае карьерное консультирование — не волшебная таблетка. Консультант помогает разобраться в себе, своих желаниях, взглянуть на ситуацию со стороны, сформулировать цели и наметить пути их достижения. Но нужно будет серьезно поработать над всем этим и самому.
Как выбрать карьерного консультанта
Предложений услуг карьерного консультирования сейчас много. Как разобраться — перед вами серьезный профессионал или кто-то, кто решил заработать на чужих карьерных проблемах?
Светлана Смольникова рекомендует обратить внимание на следующие моменты:
Выбирайте осознанно, чтобы вас не ввели в заблуждение пышные обещания и яркая «этикетка».
Что, если вы пока не готовы обращаться за платной услугой, а подсказка профессионала нужна? Можно задать вопрос в сообществе поддержки «Карьерный консультант» на hh.ru. Это бесплатно.
Этот проект будет полезен, если вы:
Чтобы получить поддержку эксперта, просто задайте вопрос. Подробнее об этом — в этой статье.