Каршеринг что это такое простыми словами сколько
Что такое каршеринг
Каршеринг (англ. carsharing) — услуга аренды автотранспорта на краткий срок. При этом возможна поминутная, почасовая и посуточная тарификация. Чтобы арендовать транспортное средство, достаточно установить приложения каршеринговой компании к себе на телефон. После регистрации у клиента появляется возможность брать машину в аренду в любое время суток.
По сути, эта услуга является аналогичной той, когда в аренду берется велосипед. Только здесь отличие состоит в том, что вы сможете припарковать машину практически в любой точке города. А за каждый километр либо минуту пути будет начисляться фиксированная сумма денежных средств. Несмотря на то, что наиболее популярным является краткосрочный каршеринг, есть и другие его виды.
Краткосрочный каршеринг
Особенность краткосрочного каршеринга (free-floating) заключается в том, что вы сможете арендовать транспортное средство на небольшой промежуток времени (часы, минуты и сутки). При этом это действие можно осуществить только в рамках определенной выделенной зоны. При использовании такой услуги стоит обратить внимание на то, что здесь нет единого центра аренды.
Все средства передвижения распределены по всему городу. Оставлять авто можно только в тех местах, которые предназначены для парковки. Оплата может начисляться как почасово, так и поминутно. Взять авто в аренду можно через мобильное приложение, предварительно зарегистрировавшись.
Совместное владение
При совместном владении (fractional) наблюдается технология коллективного использования машины. Между собой должна собраться группа людей, размещенных близко территориально или же близка по интересам. Далее люди приобретают автомобиль или целый парк машин, после чего начинают им пользоваться.
Каршеринг «клиент-клиент»
Технология каршеринга «клиент-клиент» (peer-to-peer) работает практически также как и краткосрочная аренда. Особенностью является то, что все транспортные средства принадлежат прокатным службам либо же частным лицам. С помощью специальных сайтов агрегаторов арендодатель и арендатор осуществляют поиски друг друга.
Особенности краткосрочного каршеринга в РФ
Каршеринг на территории России всегда является краткосрочным. Есть больше чем полтора десятка каршеринговых компаний только в Москве. Но также каршеринг есть и в других городах: Санкт-Петербурге, Сочи, Волгограде, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Калининграде и других.
При использовании услуги каршеринга, все действия максимально просты и автоматизированы. Чтобы осуществить аренду посуточно, почасово или поминутно, достаточно иметь смартфон с интернетом. Но для начала нужно определиться с компанией, скачать мобильное приложение и зарегистрироваться. Через приложение арендатор авто может:
Чтобы определиться с выбором каршеринговой компании, обязательно нужно знакомиться с условиями договора. Такой договор есть официальном сайте каждой компании. Пользователь его подписывает при регистрации, ставя галочку. Многие делают это на автомате, не осознавая всей важности документа.
Начало использования услуги каршеринга
Чтобы разобраться с тем, как работает каршеринг, нужно рассмотреть все составляющие данной услуги. По сути, знакомство с каршерингом состоит из нескольких этапов.
Стоимость услуги каршеринга
Тарифы на прокат авто состоят из двух компонентов, к которым относят время ожидания и время аренды в движении. Стоимость проката может рассчитываться по стоимости минуты, часа, несколько часов или суток.
В среднем цена минуты проката в компаниях 5-8 рублей. Узнайте, какой самый дешевый каршеринг в Москве, а какой является дорогим.
Премиум автомобили можно взять аренду примерно за 8-20 рублей/мин. Порше 911 от Яндекс.Драйв стоит рекордные 60 рублей/мин.
Операторы каршеринговых услуг на территории России
Если вы решили воспользоваться услугами каршеринга в России, стоит обратите внимание на такой список операторов каршеринга. Среди них следует выделить следующих:
Поиски свободного автомобиля для каршеринга
Чтобы найти и забронировать свободный автомобиль, нужно для начала скачать приложение компании и зарегистрироваться. Далее, открыв приложение, вы увидите карту из свободными машинами. Нажав на любой из них, можно узнать марку, количество топлива в баке и другие нюансы.
Для того чтобы добраться до машины, оператор предоставит в порядке 5–25 минут. Если за это время вы не успеете добраться, будут списываться средства за ожидание. Опытные пользователи каршеринга хитрят, если знают что не доберутся к авто вовремя. Можно отменить аренду и заново забронировать авто, это будет стоить вам ровно ничего.
Как только вы доберетесь к месту назначения, стоит осуществить осмотр машины и только потом ее можно использовать в собственных целях. Если же этого не сделать, вы рискуете оплатить штраф за возможные повреждения от предыдущего арендатора.
Авто российского каршеринга
Российский автопарк для каршеринга выделяет широкое разнообразие автомобилей. Среди них все-таки большинство бюджетных транспортных средств. К примеру, оператор Делимобиль для аренды предлагают воспользоваться таким авто, как Hyundai Solaris. В YouDrive можно найти 4-ех и 2-ух местные «Смарты», а также электромобили. Помимо этого в каршеринге можно встретить такие авто как:
Зона покрытия и зона парковки
Рассматривая зону покрытия, важно обратить внимание на то, что абсолютно у всех операторов она разная. Одни операторы могут работать только по Москве, другие же — по Москве и области. Зона покрытия отображает в приложении границы, за которые нельзя выезжать. Если допустить нарушение, скорее всего оператор накажет штрафом.
Зона парковки чаще всего меньше зоны аренды, и она тоже отображается в приложении. Если оставить машину вне зоны завершения аренды, также прилетит штраф. Какая это сумма, можно узнать непосредственно в договоре аренды оператора. Также каждый оператор требует не оставлять машины вне зоны действия сотовой связи, на закрытых и парковках, частной территории и др.
Если припарковать автомобиль не по правилам ПДР, вероятнее всего его заберет эвакуатор. В связи с этим может возникнуть много проблем. Узнайте, что делать при эвакуации каршеринга.
Штрафы в каршеринге
Используя услуги каршеринга, можно получить штраф за нарушение ПДР от ГИБДД, а также и от самой каршеринг компании. Наиболее серьезные штрафы выставляют компании за передачу руля третьему лицу, повреждение GPS-трекера, езду в нетрезвом состоянии, за побег с места ДТП и др.
Все варианты возможных штрафов указаны в договоре, поэтому не забудьте ознакомиться с договором, дабы какой-либо штраф не стал для вас чем-то неожиданным.
Что касается штрафов от ГИБДД, то их, чаще всего, оплачивает каршеринговая компания, сняв денежные средства с вашей банковской карты.
Бензин, мойка и страховка
У всех автомобилей, подлежащих каршерингу, имеется страховка ОСАГО. У некоторых операторов автомобили застрахованы по КАСКО. Если есть КАСКО, то скорее всего штрафа при ДТП платить не придется, если нет вашей вины. Но если же вина есть, как минимум придется возвратить хотя бы частичный ущерб.
Стоит понимать, что страховка — это очень важный момент при аренде. В обязательном порядке нужно найти штрафы, которые предусмотрены при совершении ДТП и царапин на авто. Ведь никто не застрахован от неприятных ситуаций.
Что же касается мойки и бензина, то он уже включен в стоимость аренды. Здесь принцип работы может быть построен по нескольким способам. В некоторых компаниях сотрудники самостоятельно отправляются на мойку и заправляют авто. Но есть и те службы, в которых клиент должен приехать на заправку и воспользоваться услугами с помощью специальной топливной карты, которая обязательно должна лежать в бардачке авто. Некоторые компании поощряют клиентов, и за помытую машину дают бонус.
Окончание аренды авто
На этапе завершения аренды стоит придерживаться следующих правил:
Преимущества каршеринга
Недостатки каршеринга
Недостатков может быть и больше, все зависит от ситуации. Но несмотря на это услуга пользуется спросом 24 часа в сутки и 7 дней в неделю.
Заключение
При необходимости взять в аренду авто, смело пользуйтесь услугами каршеринга. Ведь это просто, мобильно и недорого. Для этого достаточно установить приложение, найти желаемое авто и следовать всем условиям, прописанным в договоре конкретной компании. Чтобы не получить штраф в дальнейшем, необходимо исполнять все требования компании, прописаны в документе. Обязательно читайте договор перед тем, как выбрать компанию, дабы не попасть в неприятную ситуацию.
Проще аренды и дешевле такси? Что такое каршеринг, и как он развивается в России
Каршеринг – модное слово, которое, в отличие от других шедевров новояза вроде «хипстеров», «бодипозитивщиков» и «ламберсексуалов», не уйдет в прошлое через пару лет, а напротив, должно стать еще популярнее вместе с явлением, которое оно принесло в нашу жизнь. Явлением не новым, но логичным, простым и потому перспективным. Разберемся, что такое каршеринг, чем он так хорош, и какие недостатки у него есть.
Как и почему каршеринг стал таким популярным?
С ама идея каршеринга как явления лежала на поверхности фактически с начала массового производства автомобилей. Неудивительно, что некоторые исследования относят зачатки каршеринга еще в конец 40-х годов – но если не обобщать излишне, его настоящее развитие началось примерно лет двадцать назад, а хорошие темпы набрало в последние десять. Что это вообще такое? Если вы действительно не знакомы с понятием «каршеринг», то поясним: это краткосрочная аренда автомобиля с возможностью поминутной тарификации и быстрой оплаты без посещения офисов и подписания договоров перед каждой поездкой. Фактически именно это в сочетании с умеренной ценой и формирует ключевые преимущества каршеринга: машину можно взять быстро, оплатить – удобно, а оставить – почти где угодно.
Фундаментальная основа такой краткосрочной аренды тоже проста: она прежде всего выгодна тем, кто не нуждается в автомобиле постоянно, а совершает краткосрочные ежедневные поездки или вовсе ездит на машине лишь в случае необходимости, а на постоянной основе использует мотоцикл, велосипед или общественный транспорт. Покупка автомобиля в таком сценарии логично видится излишней: ведь даже дешевая подержанная машина неизбежно приносит с собой необходимость обслуживания, ремонта, мойки, заправки, страхования, покупки и замены шин и прочие прямые и не очень затраты. Новая машина – это еще менее выгодный сценарий: мало того, что она изначально дороже, так еще и за каско придется доплатить немало, и при продаже потерять прилично. Ну а каршеринг подразумевает, что все затраты, включая обслуживание, ремонт, мойку, страхование и даже заправку, берет на себя компания-собственник, предоставляющая машины для аренды.
Еще один важный нюанс знаком прежде всего тем, кто живет в крупных городах, и особенно в Москве: это парковка. Парковка здесь давно перестала быть базовой возможностью, превратившись в платную привилегию – а каршеринг позволяет освободить кошелек своего потребителя и от этого бремени. Возможным это стало благодаря поддержке московских властей: в 2015 году был запущен проект «Московский каршеринг», одним из результатов которого стали льготные тарифы на парковку для «общих» машин. Затраты снизились в буквальном смысле на порядок: разрешение на парковку для прокатной машины обходится компаниям в 24 тысячи рублей в год, в то время как годовой парковочный абонемент для граждан стоит от 150 до 300 тысяч рублей. И одних только этих сумм для многих будет достаточно, чтобы полностью покрывать потребность в автомобиле, используя каршеринг, где за парковку платить самому не нужно.
Как это работает?
Ключевыми потребителями услуг каршеринга, как несложно догадаться, являются жители крупных городов с развитой, но перегруженной дорожной инфраструктурой. Правительство Москвы, к примеру, говорит о том, что один каршеринговый автомобиль способен заменить до десяти личных и планирует, что развитие сервиса поможет ощутимо разгрузить дороги, а заодно и снизить ущерб городской экологии. В начале осени московские чиновники рассказали, что парк прокатных машин превысил 11,5 тысяч единиц, а число поездок клиентов за 8 месяцев года составило более 12 миллионов, в то время как за весь 2017 год услугами каршеринга воспользовались около 6,5 миллионов раз. С одной стороны, учитывая, что автомобилей в столице сейчас почти 5 миллионов, объем каршеринговых поездок можно счесть незначительным в общем объеме – но нужно учитывать то, что, во-первых, далеко не весь автопарк используется для ежедневных поездок, а во-вторых, популярность краткосрочной аренды выросла вдвое с прошлого года.
Очевидно, что доли игроков на рынке каршеринга прежде всего зависят от объема автопарка, и этот рынок делят несколько крупных компаний. В числе лидеров – Яндекс Драйв, Делимобиль и BelkaCar: первый располагает более чем 4 тысячами автомобилей, а остальные два имеют свыше трех тысяч каждый. Кроме того, значительными участниками этого рынка стоит считать «прокатчиков» Anytime и YouDrive.
Автопарк всех этих компаний неоднороден: арендовать можно машины разных классов. Самые распространенные варианты – это проверенные и недорогие модели В-класса: Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Rapid и Volkswagen Polo. Если доплатить, можно получить кроссовер: к примеру, в обойме Яндекса и Делимобиля работают Renault Kaptur. Однако этим предложения не ограничиваются: можно покататься и на автомобилях премиум-брендов. К примеру, в BelkaCar работают Mercedes-Benz CLA и GLA, а в Яндексе – Audi A3 и Q3, BMW 520i, Mercedes-Benz E-класса и даже такая экзотика как Porsche Macan и 911 Carrera 4s! Их, впрочем, стоит рассматривать скорее как имиджевый элемент – всю основную работу делают те самые Volkswagen Polo и Hyundai Solaris.
От автомобиля же прежде всего зависят и тарифы на поездки. Конкретные расценки обычно доступны в мобильном приложении: для того, чтобы пользоваться услугами каршеринга, необходимо загрузить его на смартфон, пройти процедуру регистрации с подтверждением личности, а также привязать к нему платежную карту для оплаты услуг. Есть, конечно, разница в цене и между самими компаниями. К примеру, Яндекс заявляет стоимость аренды машин «от 5 рублей за минуту», но она динамическая и может меняться в течение дня в зависимости от спроса, дорожной обстановки и других данных, которые собирают сервисы Яндекса. В Делимобиле есть прогрессивная, но единая шкала расценок, с которой можно ознакомиться заранее: и для Volkswagen Polo, и для Renault Kaptur цены стартуют с 3 рублей за минуту в ранние утренние часы и достигают 8 рублей в самое «горячее» вечернее время. На сайте у BelkaCar указана более простая система: 8 рублей за минуту и никаких «колебаний курса». Но это, конечно, для базовых моделей – Mercedes, выделенные в каршеринг бизнес-класса, стоят уже 14 рублей за минуту.
Выбирая, каким из сервисов воспользоваться, стоит не только выбирать модель и цену, но и обращать внимание на условия аренды: они различаются от компании к компании, и в определенных случаях можно выбрать гораздо более выгодное предложение. Отличаться может многое: максимальный суточный пробег, условия заправки и мойки, продолжительность бесплатного ожидания для того, чтобы добраться до машины, условия парковки, требования к клиенту и так далее.
К примеру, в BelkaCar суточный пробег ограничен 100 километрами, а каждый километр сверх этой нормы будет стоить еще 7 рублей. Кроме того, эта компания предлагает возможность оставить машину в одном из московских аэропортов – для этого там есть специальные бесплатные места.
У Делимобиля есть суточный тариф с неплохим ценником в 3-3,5 тысячи рублей, но пробег в нем ограничен 70 километрами – в масштабах Москвы это кажется довольно скромной дистанцией, а доплата за каждый «лишний» километр составит 8 рублей. Зато тариф «Сказка» за 3,5 тысячи может показаться привлекательным неопытным водителям: доплата относительно стандартного тарифа составляет 500 рублей, но в случае ДТП по вине клиента с него не будут взыскивать убытки и штрафы за повреждение машины. Кроме того, Делимобиль лояльнее к молодым водителям: минимальный возраст для получения машины составляет 19 лет, а стаж вождения – от 1 года, в то время как в других компаниях планку обычно устанавливают не ниже 21 года (к примеру, в BelkaCar это 21 год возраста и 2 года стажа).
А одним из интересных преимуществ Яндекс Драйва является возможность оплачивать штрафы за нарушение ПДД со скидкой в 50%: обычно каршеринговые сервисы просто переадресовывают штраф клиенту, и иногда процедура может затянуться более чем на 20 «льготных» дней, а Яндекс оплачивает штрафы самостоятельно в льготный период и затем списывает сумму штрафа с карты клиента-нарушителя, который экономит и время, и деньги. Кстати, такая же возможность прописана и в договоре аренды у Делимобиля.
Все слишком гладко, в чем подвох?
Разумеется, у любого, даже самого удачного сервиса, наверняка есть подводные камни и недостатки – есть они и у каршеринга. Во-первых, все мы понимаем, что бизнес создается ради прибыли, а не благотворительности, а потому «бесплатная заправка, мойка и парковка», а также обслуживание автомобилей заложены в стоимость аренды. Клиент пусть и опосредованно, но платит за все это – преимуществом является лишь то, что платить приходится не «все сразу», а строго пропорционально тому, сколько он ездит.
Во-вторых, беря автомобиль в прокат, стоит смотреть не только на выгоды, но и на ограничения и запреты, а также штрафные санкции, предусмотренные за их нарушение. Штрафы зачастую настолько высоки, что кажутся необоснованно высокими – но такова плата за простоту и удобство использования. В условиях, когда получить доступ к автомобилю за пару десятков рублей может любой желающий, приходится действовать жестко, а потому не удивляйтесь огромным штрафам за нарушения условий договора.
К примеру, Делимобиль предполагает штраф в 50 тысяч рублей за то, что за руль сядет не тот, кто арендовал машину — а если передать управление человеку без прав, то наказание составит уже 200 тысяч! За отключение GPS-трекера договором аренды предусмотрен штраф в 150 тысяч, и даже «безобидный» дрифт на прокатном автомобиле обойдется легкомысленному клиенту в 100 тысяч рублей! На этом фоне 100 тысяч за парковку на газоне уже кажутся ожидаемыми, а 5 тысяч за повреждение или удаление фирменных наклеек с кузова – сущей мелочью. В BelkaCar в случае, если за руль сядет не тот, кто забронировал машину, штраф еще выше – не 50, а 100 тысяч рублей. Кроме того, в автомобиле строго запрещено курение (оно обойдется минимум в 5 тысяч рублей), а также перевозка крупных животных и крупногабаритных и пачкающих грузов.
Еще один крайне важный нюанс связан с приемом и сдачей автомобиля: если перед поездкой клиент не заметит дефект, неисправность или повреждение, уже имевшееся в автомобиле, то ответственность за них в полном объеме ляжет на него. Поэтому автомобиль стоит принимать максимально чистым, а также тщательно осматривать перед поездкой и отправить оператору фотографии принимаемой машины и всех найденных дефектов, если таковые есть. К сожалению, избежать логики «кто последний, тот и виноват» здесь практически невозможно, поэтому более внимательный клиент, получающий автомобиль после менее внимательного, может легко сделать его виновным в нанесении ущерба автомобилю – и разобраться, кто именно и когда этот ущерб нанес на самом деле, уже не удастся.
За границей лучше?
Привычка полагать, что за рубежом и сервис, и цены, и отношение компаний к своим клиентам не в пример лучше, чем в России, буквально заставляет нас взглянуть, что же предлагают операторы каршеринга в других странах. И тут выясняется, что российский каршеринг кое в чем оказывается даже более клиентоориентированным, широкопрофильным и лояльным, чем зарубежный. К примеру, один из крупнейших в мире игроков на этом рынке – компания Zipcar, предлагающая аренду автомобилей в США и Канаде. И уже беглый анализ предложения здесь показывает два важных отличия.
Во-первых, здесь не продвигается поминутная тарификация: приведенные расценки – почасовые и начинаются с 10 долларов в час за хэтчбек Ford Focus, Honda Civic или Volkswagen Golf. Из кроссоверов на сайте представлены только Honda CR-V и Jeep Renegade, но зато их стоимость лишь на доллар выше, чем для хэтчбеков. Впрочем, несмотря на отсутствие поминутных тарифов, доступность этих предложений в США даже выше, чем в России, ведь в пересчете на рубли ценник оказывается вполне сравнимым – 11-12 рублей за минуту. В крупных городах вроде Нью-Йорка цены чуть выше – 12 долларов за хэтчбеки и 14 за кроссоверы.
Еще одно преимущество Zipcar – наличие в ассортименте предлагаемых автомобилей Ford Transit. Правда, доступен он не во всех штатах, а лишь в некоторых – в частности, в Нью-Йорке. Сценарий его аренды очевиден: покупка мелкой мебели, крупной бытовой техники и прочих габаритных вещей, везти которые на собственном автомобиле жалко. А вот по ассортименту предлагаемых моделей Zipcar заметно отстает от российских компаний: единственное «премиум-предложение» – это С-класс от Mercedes, да и тот доступен в единичных штатах. Отчасти утешением может служить гораздо большая «свобода движения» американских и канадских пользователей: допустимый суточный пробег составляет целых 180 миль, то есть, почти 300 километров – неслыханная щедрость по меркам наших операторов.
В качестве европейского примера возьмем сервис Car2go и Германию. Здесь на сайте в числе прокатных машин выставлены только Мерседесы – не считая «младшего» smart. Здесь, в отличие от Zipcar, поминутная тарификация есть, и за крошечный smart просят 19 центов в минуту – то есть, примерно 14 рублей. А вот за «полноразмерный» автомобиль придется отдать заметно больше – 0,28 евро (21 рубль) за Mercedes A-class и 0,31 евро (23 рубля) за B-class, CLA и GLA.
Что будет дальше?
В развитии каршеринга и в России, и за рубежом стоит отметить два ключевых направления. Первое — это создание автопроизводителями собственных программ краткосрочной аренды. К ним можно отнести, к примеру, программу Care by Volvo, которая реализует идею «автомобилей по подписке», и другие сервисы вроде Chery Drive и так далее. В отличие от шведов, китайцы уже запустили и в России свой сервис каршеринга, где работают хэтчбеки Tiggo 2.
Однако ключевым для нашего рынка пока остается второе направление: это соглашения крупных дилеров с операторами каршеринга. Именно такие «оптовые» продажи масштабнее всего пополняют актуальный автопарк — и здесь тоже есть свои лидеры. Среди моделей, как мы уже знаем, лидируют “корейцы” и седан Volkswagen Polo: “немец”, в частности, занимает почти 20% этого рынка суммарным объемом более 15 000 машин. Но о том, почему Volkswagen Polo получил здесь такую популярность, мы еще поговорим — а пока перейдем к распределению рынка среди крупных дилеров.
В отличие от “потребительской” стороны каршеринга, одним из крупных игроков в поставках автомобилей для всех каршеринговых парков является компания АА Мейджор Авто. Это крупный холдинг, являющийся официальным дилером 41 бренда и имеющий 83 салона в одном только московском регионе. С 2016 года компания поставила в автопарки операторов каршеринга более 12,5 тысяч автомобилей — то есть, доля компании в общем объеме всех каршеринговых машин составляет около 85%.
Таким образом, дальнейшее развитие каршеринга как в России, так и в мире будет идти двумя параллельными курсами: силами производителей и независимых операторов. На стороне первых – доступность собственных машин, упрощение процессов их обслуживания и ремонта, а также возможность оперативно отвечать на запросы рынка по объему машин на линии. Ну а вторые, как и сейчас, будут сильны за счет гибкой системы предложений, более разнообразного автопарка и накопленного опыта по продаже и обслуживанию автомобилей разных брендов. Потребитель же в любом случае остается в плюсе, имея возможность выбирать вариант, удобный лично для него.