Карточки пекс что это такое

Карточки PECS как работает система для приобретения навыков нарушений детей РАС

Коррекция коммуникативных нарушений детей с РАС играет важную роль для приобретения им нужных жизненных навыков. Оптимальным и проверенным вариантом для этого являются карточки PECS, разработанные в 80-х годах. С их помощью, а также правильно подобранных стимулов родители обучают ребенка взаимодействовать. Причем не стереотипно, а спонтанно.

Как работает коммуникативная система PECS

Здесь мы кратко рассмотрим суть данной методики, для того чтобы перейти к последующему описанию изготовления и использования карточек.

Назначение PECS

Не стоит преуменьшать назначение метода и сводить его лишь к развитию навыков речевого контакта. Так как выявляемые у детей с аутистическим спектром нарушения выражаются, в том числе, в невозможности осознания ценности и смысла общения и в отсутствии полноценной речи, то приобретение всевозможных навыков для них максимально затруднено. Здесь идет речь не только о навыках взаимодействия в общепризнанных рамках, но и отклонениях в понимании социально-бытовых норм.

Объясняется это тем, что все необходимые нормы человек усваивает с младенчества, начиная подражать элементарным проявлениям коммуникации, исходящей от родителя. Если изначально дети подражают мимическим выражениям лица с постепенным усвоением их смысла, то по мере взросления они повторяют более сложные действия по самообслуживанию, ведению бытового хозяйства и поведению в обществе. При нарушениях аутистического спектра наблюдаются полное или частичное отсутствие данного периода развития и соответственно невозможность вести полноценный и самостоятельный образ жизни во взрослом состоянии. То есть коррекции подвергается коммуникативная и речевая составляющая, всесторонне влияющая на жизнь человека.

Здесь также стоит развеять опасения родителей по поводу того, что PECS усугубляет стереотипность поведения и сводит все действия к поддержке картинками. При правильном применении системы наоборот развивается способность ребенка действовать спонтанно.

Специфика коррекции детей с РАС и актуальность PECS

Помимо указанных причин для введения коррекционных программ стоит учесть и специфику обучаемости детей с РАС. Дело в том, что их умственные возможности, не являясь изначально заниженными, развиваются в рамках усиленного внимания к деталям и сенсорного восприятия, а также узконаправленных интересов. Зачастую схематичность и визуализация конкретных объектов и действий является крайне важной для их обучения. Поэтому система коррекции при помощи визуальных картинок является наиболее приемлемой.

Как указывалось, ранее, отсутствие подражания и соответственно обучения социально-бытовым нормам объясняется непониманием наполненности коммуникации из-за изначального подражательного сбоя. Происходит это, в том числе, из-за отсутствия мотивации для таких детей. Мотивации в виде родительской радости, а затем и общественного одобрения при соблюдении общепринятых норм. Поэтому для введения обучения при помощи PECS необходим поиск стимулов или действенных поощрений для конкретного ребенка. В данном случае поощрения изначально будут иметь элементарный характер в виде любимой еды, игрушек и т.д., приобретая более сложный уровень в процессе взросления и обучения. Для этого следует периодически проводить оценку подкрепляющих стимулов.

Не стоит думать о том, что мы занимаемся некой дрессурой. Все используемые нами поощрения действенны и применимы родителями в обыденной жизни при полном здоровье ребенка. Мы просто делаем больший акцент для эффективной работы с ребенком.

Что представляют собой карточки PECS

Как мы уже поняли PECS это система коммуникации и развития речи. В данном случае используется набор картинок, необходимый для каждого ребенка в соответствии с имеющимися нарушениями.

Картинки можно приобрести в готовом виде. Они могут несколько отличаться в зависимости от производителя. В покупном варианте они представлены в достаточно обширном объеме. Если вам хочется сделать карточки PECS самостоятельно, то можно скачать готовые наборы картинок, представленные на различных интернет-ресурсах.

Кроме того, сделать свой уникальный набор можно, подобрав любые понравившиеся Вам картинки из имеющихся дома материалов (старые печатные издания, упаковки от детских вещей и т.д.). Однако, лучше использовать интернет возможности для поиска нужных картинок, сохраняя изображения на носителе. Дело в том, что карточки становятся постоянным инструментом общения и действий. Они используются в течение каждого дня, поэтому могут приходить в негодность. В связи с этим лучше иметь возможность распечатать данную картинку вновь или иметь заготовленные изображения на хранении. Подмена изображения карточки (особенно на первых этапах) не рекомендована.

Итак, карточки PECS представляют собой картинки, изображающие как предметы (вплоть до самых обыденных бытовых предметов: посуда, еда, игрушка др.), так и действия: чистка зубов, поездка в бассейн, время для обучения. Кроме того, карточки могут служить для напоминания о запрете каких-либо действий. Например, запрет на то, чтобы подбирать что-то на улице. Однако, запрещающие картинки находятся в значительном меньшинстве. Актуальными являются также карточки для высказывания желаний. Ребенок начинает пользоваться ими не сразу и, как правило, если уже умеет читать, так как зачастую они сопровождаются надписью «Я хочу» и др.

Используемые в процессе обучения материалы:

Система коммуникативного обучения подразумевает не только наличие самих картинок, но и сопутствующих материалов и инструментов.

Изготовление карточек

Из-за постоянного использования карточек лучше распечатывать их на плотной бумаге либо приклеивать распечатанные (или подготовленные иначе) изображения на картонку. Многие принтеры могут распечатывать изображения на достаточно плотной бумаге. Оптимальный размер для изделий — 5 на 5 сантиметров.

Кроме того, в качестве карточек могут быть использованы различные логотипы и символы. Эффективными карточками могут выступать и реальные фотографии с участием ребенка, отображающие какие-либо действия (необходимость идти обедать, прием ванны и т.д.). Они максимально приближены к реальности, и ребенок воспринимает их легче.

Для лучшей сохранности карточек и соответственно долговременного использования рекомендуется их заламинировать. Сделать это можно на платной основе в соответствующих организациях (например, в фотосалонах). Услуга достаточно распространена. Альтернативой этому является приобретение собственного ламинатора, так как обучение при помощи карточек может длиться годами.

Если Ваш ребенок занимается при помощи PECS и вне дома на групповых занятиях со специалистом, а карточки при этом недостаточно уникализированы, то можно их подписать.

Хранение и использование

Использовать карточки PECS лучше вместе со специально изготовленной для этого папкой. Карточки могут быть разделены в ней на категории для более быстрого поиска. К тому же структурированность, как мы помним, является плюсом при работе с такими детьми. При этом лучше использовать актуальный на этапе обучения набор картинок с возможностью добавления новых страниц. Для этого нужно приобретать папку с подходящим креплением.

Размещение в папке осуществляется при помощи липучки, прикрепляемой к странице и к карточке. Это позволит быстро и просто вынимать карточки PECS из папки и использовать их для занятия на столе или для того, чтобы принести родителям при спонтанной коммуникации. Данную липучку можно приклеить к странице полосками по всей длине или ширине. Такой способ будет более удобен ребенку для самостоятельного крепления карточек. Приобрести липучку можно в отделах галантереи, швейных магазинах и т.д. Далее в папке будет необходимо выделить отдельную страницу или две для формирования ребенком предложений при помощи картинок. Данные страницы могут использоваться для занятий, а также содержать постоянные на действующем этапе шаблоны предложений для ежедневных действий.

Кроме формирования папки, актуальным является использование доски для обучения. Она может быть также сделана самостоятельно с установкой на ней липучек. В данном случае необходимо внимательно следить за тем, чтобы липучки были везде размещены нужными сторонами.

Источник

Карточки PECS – система альтернативной коммуникации для аутистов

Что такое PECS

Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с расстройством аутистического спектра возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию и т.д. Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?

Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми.

PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.

Эти материалы помогут достичь успеха в развитии невербальных детей (аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т.д.), а зачастую, становятся необходимым средством общения в их взрослой жизни.

Работа с карточками PECS

Работу с карточками нужно вводить с дефектологом или другим коррекционным педагогом, который наблюдая за ребенком, определит его навыки и умения.

На первом этапе, как правило, педагоги советуют вводить первыми две карточки PECS – «нет» и «да», т.к. дети с РАС часто не умеют копировать и повторять движений, таких как кивок и отрицательные махи головой.

Карточки пекс что это такое. Смотреть фото Карточки пекс что это такое. Смотреть картинку Карточки пекс что это такое. Картинка про Карточки пекс что это такое. Фото Карточки пекс что это такое

Освоение этих двух карточек значительно облегчит жизнь родителям и ребенку.

Важно! Если ребенок может произнести слово «нет» и «да» или показать жестом, карточки использовать не нужно.

Второй этап ввода карточек PECS — мотивационные предметы и действия ребенка.

Карточки пекс что это такое. Смотреть фото Карточки пекс что это такое. Смотреть картинку Карточки пекс что это такое. Картинка про Карточки пекс что это такое. Фото Карточки пекс что это такое

Например: картинка с конфеткой. Нужно показать ребенку эту картинку и спросить: «Хочешь?», если да, то организовать обмен и озвучить название карточки. Во время передачи конфеты, карточку следует забрать и обязательно похвалить. Далее ребенка следует ознакомить с другими обозначениями мотивационных предметов.

Обозначенные картинкой действия вводятся так же, как и предметы.

Карточки пекс что это такое. Смотреть фото Карточки пекс что это такое. Смотреть картинку Карточки пекс что это такое. Картинка про Карточки пекс что это такое. Фото Карточки пекс что это такое

Например: малыш любит кататься на качели. Нужно показать подходящую картинку, сказать «кататься», покатать ребенка и еще раз показать картинку.

Важно! Как только ребенок пытается назвать желаемый предмет словом, карточку следует убрать из альбома.

Третьим этапом обучения PECS будет набор карточек, которые точно обозначают события — расписание.

Расписание включает в себя несколько карточек определенной тематики, расположенные друг за другом в определенном порядке.

Карточки пекс что это такое. Смотреть фото Карточки пекс что это такое. Смотреть картинку Карточки пекс что это такое. Картинка про Карточки пекс что это такое. Фото Карточки пекс что это такое

Это может быть расписание дня, похода в магазин, уборки, сборов в магазин, приема пищи и т.д.

Этот этап вводится при условии, что ребенок видит и понимает картинки на карточках и соотносит картинки с их значением.

Пример: «расписание дня». Для ввода этих карточек нужно подготовить планшет (картонная или пластиковая основа), на котором будут выстроены в ряд картинки или фото с изображением тех повседневных занятий, которыми нужно заняться ребенку в течение дня.

Карточки следует распределить таким образом, чтобы занятия по программе были расположены сразу перед любимыми занятиями ребенка, такими как просмотр мультиков, прогулкой и т.д. Таким образом, ребенок будет понимать, что перед прогулкой ему нужно учиться.

Расписание можно использовать для развития ребенка в учебных целях. Взяв альбом или планшет нужно спросить: «Что у нас сейчас? А что будет потом? ». В конце дня, когда все события из расписания дня закончились, нужно собрать карточки и пообщаться с ребёнком: «Что было в начале дня?», «Что было после занятий?», «Что ты делал после просмотра мультфильма?» и т.д.

Карточки пекс что это такое. Смотреть фото Карточки пекс что это такое. Смотреть картинку Карточки пекс что это такое. Картинка про Карточки пекс что это такое. Фото Карточки пекс что это такое

Расписание нужно не только для обучения, а и для того, чтобы убрать у ребенка чувство тревоги. Часто встречается, что у детей с РАС возникает тревога, если нарушается привычный для них режим дня и ребенок не понимает, что будет происходить дальше.

Например, случай из жизни семьи: когда семья собиралась в машине куда-то ехать, то девочка с аутизмом начинала капризничать и плакать. Она думала, что ее сейчас повезут к врачу, т.к. однажды такое было, а дети с РАС склонны запоминать негативные случаи. На самом же деле семья собиралась поехать в магазин или в парк. То есть, если бы девочка знала, что сев в автомобиль она поедет на прогулку, а не к врачу — она конечно бы не плакала.

С какого числа карточек PECS стоит начать?

У ребёнка, конечно же, не сразу появится целый альбом карточек PECS. Начинать стоит с одной мотивационной или двух карточек «да/нет». Если ребёнок все понимает и быстро поддается обучению, добавляется еще одна карточка – и постепенно их объём доводится до нужного размера.

Можно сделать карточки PECS по темам: «поездка к бабушке, «просмотр мультиков», «чистка зубов», «расписания дня», «карточки с нуждами» и т.д.

Все карточки для занятий должны быть в доступе, чтобы ребенок смог в любой момент ими пользоваться.

Как сделать карточки PECS своими руками

Карточки PECS очень просто сделать своими руками. Лучше всего использовать фотографии, т.к. изображении более реалистичное и его лучше воспринять ребенку.

Карточки пекс что это такое. Смотреть фото Карточки пекс что это такое. Смотреть картинку Карточки пекс что это такое. Картинка про Карточки пекс что это такое. Фото Карточки пекс что это такое

Также можно распечатать на цветном принтере картинки, найденные в интернете. Картинки легко сделать нужного размера сохраняя в предварительно созданной таблице в Microsoft Word.

После распечатки карточки лучше заламинировать или заклеить скотчем. На обратной стороне приклеить липучки на клейкой основе, которые продаются в магазине для шитья.

Заговорит когда-нибудь ребенок, если привыкнет так общаться?

Мечта каждого родителя – это чтобы всё-таки ребёнок смог словами выразить все свои потребности и общаться развернутыми и полными предложениями. Многие боятся, что если дети начнут пользоваться такими карточками, то они не заговорят. Это частое и очень большое заблуждение!

Отзывы родителей использовавших PECS говорят о том, что с помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его к возникновению речи.

Источник

Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов

Карточки пекс что это такое. Смотреть фото Карточки пекс что это такое. Смотреть картинку Карточки пекс что это такое. Картинка про Карточки пекс что это такое. Фото Карточки пекс что это такоеУ некоторых детей наблюдаются отклонения в речевом развитии. Если малыш с трудом произносит слова или совсем не разговаривает, то необходимо с ним заниматься и обучать общению с людьми. В этом поможет использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек Pecs. С их помощью ребенок может стать замечательным коммуникатором, даже если он молчит.

Главное предназначение карточек Пекс – предоставить малышу возможность попросить или выразить то, чего он желает, когда он не может этого сказать словами, часто используются при работе с аутистами.

Особенности методологии

Карточки Пекс придуманы в конце 1980-х годов доктором Эндрю Бонди и его помощником. Они работали над программой по исправлению аутизма. Задачей проекта стало побуждение ребенка спонтанно начать общаться и взаимодействовать.

В основе методологии заложен принцип того, что мотив для коммуникации должен предшествовать наступлению речи. Начало программы – определить потенциальные стимулы для ребенка, то есть то, что он любит и желает.

Чтобы освоить Пекс, потребуются базисные умения:

Малыша нужно научить повторять цикл из трех действий, когда они не произносятся. Обычно эта система предназначена для деток младше пяти лет. Обучение проводится в форме упражнений. Можно использовать как в домашних условиях, так и в специальных учреждениях.

Карточки пекс что это такое. Смотреть фото Карточки пекс что это такое. Смотреть картинку Карточки пекс что это такое. Картинка про Карточки пекс что это такое. Фото Карточки пекс что это такое

Методика работы с Пекс

Для первых упражнений лучше всего использовать изображения чего-то любимого и родного. Это может быть дорогая игрушка, еда, хобби, мультики, сказочный персонаж. Эта картинка должна вызвать у ребенка желание заполучить то, чего нет в постоянном доступе.

Разновидности Pecs

Можно самостоятельно изготовить карточки, тогда родители разместят на них подобранные фотографии или картинки, чтобы малышу было удобнее распознавать изображения. Картинки нужно периодически обновлять, делать или покупать новые.

Разновидностей существует много. Для начала лучше приобретать систематизированные карточки по той или иной тематике. Это могут быть:

Карточки пекс что это такое. Смотреть фото Карточки пекс что это такое. Смотреть картинку Карточки пекс что это такое. Картинка про Карточки пекс что это такое. Фото Карточки пекс что это такое

Также можно заказать индивидуальные карточки, на которых разместят любое фото по просьбе заказчика. Часто просят изобразить любимого домашнего питомца, снимки отца, бабушки, тети.

Самодельные карточки: как сделать, где скачать и купить

Следует ознакомиться с практическими рекомендациями по созданию карточек в домашних условиях. Какие предметы понадобятся:

Последовательность создания карточек для альтернативной коммуникации:

На официальном сайте можно бесплатно скачать карточки Pecs следующих категорий:

Карточки пекс что это такое. Смотреть фото Карточки пекс что это такое. Смотреть картинку Карточки пекс что это такое. Картинка про Карточки пекс что это такое. Фото Карточки пекс что это такое

Там же можно скачать визуальное расписание для аутистов:

Карточки пекс что это такое. Смотреть фото Карточки пекс что это такое. Смотреть картинку Карточки пекс что это такое. Картинка про Карточки пекс что это такое. Фото Карточки пекс что это такое

Где купить

Карточки Пекс можно купить в уже завершенном виде. В зависимости от производителя они могут различаться, но смысл одинаков. Приобрести можно не только картинки, но и папки для их хранения, пособия для родителей.

Помимо картинок можно приобрести визуальное расписание для аутистов в карточках. Оно поможет снизить тревогу, развивает самостоятельность ребенка. Также нередко родители покупают поощрительные листы, которые выдают малышу за его старания и успехи.

Вопросы и ответы

Каких размеров делать карточки в домашних условиях?

Лучше взять размер 4*4 или 5*5, не стоит вырезать картинки больших размеров.

С каких изображений стоит начать обучение?

Распечатывать лучше всего то, что ребенок любит, что для него значимо и интересно. Или начинайте с простых картинок – фруктов, игрушек.

Какую бумагу использовать при создании картинок?

Лучше брать плотнее и толще, чтобы малышу было легче держать. К тому же, обязательно следует ламинировать, чтобы картинки не портились долгое время.

Как часто нужно проводить занятия?

Один урок длится в течение получаса. Не существует четкого плана, сколько раз в неделю заниматься. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от его навыков обучаемости.

Что такое социальные истории для аутистов в картинках?

Это часть визуальной программы, которая способствует взаимодействию аутиста с окружающим миром и людьми.

Это короткие истории, показанные на картинках. Они описывают разные ситуации, реакции людей, желательные действия, которые должен совершить ребенок.

Пример социальной истории «подогреваю еду»:Карточки пекс что это такое. Смотреть фото Карточки пекс что это такое. Смотреть картинку Карточки пекс что это такое. Картинка про Карточки пекс что это такое. Фото Карточки пекс что это такое

Мнение родителей

Первые карточки для аутистов я заказала через «Планик». Изображения на них первоклассные, размытости нет, все четкое, и нет мелких деталей. Это важно для особенных деток. Я купила карты на тему «Домашние животные». Очень довольна качеством – они плотные, не рвутся. Ну а результат потрясающий, успехи сына нас радуют. Будем брать еще, отличная методика. У кого нет возможности, карточки можно скачать бесплатно через интернет.

Елена, 27 лет, г. Калуга

Здравствуйте! Хочу поделиться с вами нашей небольшой радостью. Покупаем карточки уже не первый год. Дочь успешно запоминает слова, постепенно учится составлять предложения, фразы. Даже придумывает маленькие рассказы. А еще качество очень хорошее, все картинки заламинированы, они не расклеиваются, даже не гнутся. Мое уважение и поклон создателям такой методики.

Алина, 36 лет, г. Москва

Каких результатов можно достичь

Использование Пекс позволяет достичь следующих результатов:

Значительных минусов не замечено, эффективность системы подтверждена Национальным центром профессионального развития.

Аутисты не ленятся говорить, они хотят общаться с родными, знакомыми, но не умеют этого делать. Поэтому альтернативная программа, помогающая развить речь, доступна для многих родителей и их детей.

Источник

Десять причин использовать систему PECS при аутизме

Карточки пекс что это такое. Смотреть фото Карточки пекс что это такое. Смотреть картинку Карточки пекс что это такое. Картинка про Карточки пекс что это такое. Фото Карточки пекс что это такое

В этой статье я расскажу о системе коммуникации для невербальных или функционально невербальных (могут говорить, но не используют речь для удовлетворения своих потребностей) детей. Это система коммуникации обменом изображениями или PECS (Picture Exchange Communication System). Эта система обучает детей использовать картинки для просьб, комментариев и описаний, а в конечном итоге и для разговора. PECS способствует развитию устной речи и является ее моделью, просто вместо слов в ней используются изображения.

1. Это система обучения

Вопреки распространенному заблуждению, PECS — это не название для картинок с символами. Да, иногда мы называем сами картинки, которые мы используем в этой системе, PECS, а также называем папку с этими картинками «папка PECS», но этот термин НЕ является синонимом картинок, визуального расписания или символов для коммуникации. У меня свой «пунктик» на том, что люди неправильно используют этот термин, потому что на самом деле PECS — это СИСТЕМА по обучению навыкам коммуникации. Эта система состоит из нескольких этапов (из шести, если говорить точнее). Эти этапы основаны на науке о вербальном поведении — области прикладного анализа поведения, которая посвящена всем видам речевого поведения, включая текст, устную речь и все формы коммуникации. Система включает в себя отдельные стадии по обучению различным навыкам, в том числе тому, как выразить просьбу с помощью картинки, как отличать одно изображение от другого, как идти к другому человеку или в другое помещение ради коммуникации, а позднее, как комментировать и использовать другие функции коммуникации. На всех этих стадиях система моделирует устную речь и поощряет ее развитие.

2. Она делает акт коммуникации наглядным

Коммуникация не сводится к тому, чтобы просто что-то назвать или попросить. Коммуникативные нарушения у людей с аутизмом мешают им понять сам процесс коммуникации. Человек должен знать, что именно надо сообщить, а также как привлечь внимание другого человека, передать сообщение и настаивать на передаче сообщения, пока он не добьется успеха или не потерпит явную неудачу. Что хорошо в системе PECS, так это то, что для передачи сообщения ребенок должен найти нужное изображение, привлечь внимание партнера по коммуникации и произвести обмен изображения на предмет. Если партнер не возьмет изображение, то коммуникация не состоялась. Это делает акт коммуникации наглядным. Люди с РАС часто пытаются передать сообщение с помощью устной речи, но при этом не привлекают внимания собеседника, и их сообщение игнорируется. Или они пытаются один раз и сдаются, если им никто не отвечает. Передача изображения из рук в руки означает, что нельзя сказать что-то из другого угла комнаты и ожидать, что тебе ответят. Коммуникация становится наглядной и более понятной.

3. Она обучает начинать коммуникацию самостоятельно

Для людей с аутизмом характерны трудности с инициацией действий. Это значит, что многие из них будут сидеть и ждать, пока кто-нибудь не спросит: «Чего ты хочешь?», или не протянет им систему вспомогательной коммуникации, чтобы они что-то сообщили. Не знаю как вы, но если я сижу за столом и хочу еще картошки, то я не жду, пока кто-то заметит, что я чего-то хочу, и спросит меня об этом. Вместо этого я привлекаю внимание того, кто сидит ближе всего к картошке, и прошу его передать ее. Точно также, я не жду, пока мне дадут изображения, чтобы я могла о чем-то попросить. Даже если я не говорю на том же языке, что и окружающие, я постараюсь привлечь их внимание и укажу на картинку, нарисую или использую другую стратегию. Это и есть самостоятельное начало коммуникации, и мы должны обучить ему детей. Они должны быть в состоянии озвучить свои потребности, желания и мнения так же, как и все мы. Для этого они должны сами начинать коммуникацию. Во многих случаях мы должны УЧИТЬ их этому.

В системе PECS мы не используем фразы или инструкции вроде «Чего ты хочешь?» Вместо этого мы специально создаем ситуации, когда ребенок захочет что-то попросить, а затем второй человек, не говоря ни слова, начинает подсказывать ему физически, стоя позади. Постепенно эти подсказки уменьшаются, и ребенок учится самостоятельно начинать обмен изображениями с партнером по коммуникации, чтобы получить какое-то поощрение. В результате, ребенок начинает самостоятельно сообщать, чего он хочет, и затем его учат преодолевать расстояние до изображений и до партнера по коммуникации, чтобы передать ему сообщение.

4. Она может уменьшить нежелательное поведение

Есть исследования, которые показали, что если применение PECS начинает выполнять ту же функцию, что и проблемное поведение, то это нежелательное поведение начинает уменьшаться. Разумеется, если я бью других людей, чтобы мне дали попить или любимую игрушку, и на это указывает функциональный анализ поведения, то вы можете научить меня самостоятельно просить то, что мне нужно, и такая коммуникация заменит нежелательное поведение. Это очень простой пример, и очень часто все гораздо сложнее, но многочисленные исследования указывают на то, что чем лучше у человека (с аутизмом или без него) навыки коммуникации, тем меньше у него будет проблемного поведения.

5. Она может способствовать развитию устной речи

Многие родители (и педагоги) боятся, что любой вид вспомогательной коммуникации помешает развитию устной речи ребенка. Нет ни одного исследования, которое бы говорило о том, что это так. На самом деле, исследования показывают, что PECS (и некоторые другие виды альтернативной коммуникации) с течением времени могут привести к увеличению устной речи. Некоторые дети естественным образом перестают использовать PECS, когда у них развивается устная речь, потому речь более проста и эффективна. В систему PECS включены протоколы подкрепления и стратегии для поощрения и развития именно устной речи. Появление навыков коммуникации повышает вероятность, что ребенок будет использовать устную речь, и если ребенок не владеет устной речью в достаточной степени, система предоставит ему функциональный способ коммуникации.

6. Ее очень легко понять

Картинку понять очень просто. Жестовый язык и устную речь некоторых людей бывает сложно разобрать, и это приводит к постоянным ситуациям, когда человека не понимают. Картинки поймет кто угодно (потому что мы используем подписи к каждой картинке) и где угодно. Это делает коммуникацию успешной и эффективной в разных местах и ситуациях, что, в свою очередь, поощряет дальнейшее развитие коммуникации.

7. Ее применение постоянно расширяется

Когда ребенок научился совершать обмен одной картинки на предмет, то его учат преодолевать расстояние до папки с картинками и до партнера по коммуникации. В рамках системы коммуникация ребенка расширяется, когда его учат использовать не одну карточку, а доску с предложением, в результате чего он может описывать предметы, которые он просит, а затем и комментировать происходящее.

8. Она опирается на сильные стороны ребенка

Люди с аутизмом обычно (но не всегда) обладают слабыми навыками двигательной имитации, мелкой моторики и репрезентативной памяти. Однако зачастую у них лучше развиты способности к зрительному восприятию и различению зрительных образов. Поскольку PECS — это стратегия, основанная на зрительном выборе, она опирается на сильные стороны ребенка (навыки зрительного восприятия), чтобы развить слабые стороны (коммуникативные навыки). Это отличается, например, от языка жестов, который требует, чтобы ребенок имитировал движения, в том числе точно воспроизводил движения мелкой моторики, и обладал ментальной репрезентацией движений для каждого слова.

Хотя это и не главная причина использовать PECS, эта система не стоит дорого, карточки с изображениями и папку можно изготовить самостоятельно, а в наше время стало еще легче находить подходящие изображения в Интернете или просто делать фотографии на свой мобильный телефон. Вам просто понадобятся канцелярская папка с разделителями, распечатанные изображения, ламинатор и клейкая лента Велкро. Я не говорю, что каждому ученику нужно начинать с низкотехнологичной системы альтернативной коммуникации, но обычно неплохо начать с хорошо изученной системы, которая не требует больших затрат. Другими словами, финансовые затраты НЕ могут быть причиной отказа от обучения коммуникации.

10. Ее эффективность подтверждена исследованиями

Для меня это очень важный пункт. PECS — это один из методов с подтвержденной эффективностью, которые вошли в отчет Национального центра профессионального развития по рекомендуемым методам помощи при аутизме.

Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. М.: Теревинф, 2011. — 416 с. ISBN 978-54214-0026-0

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *