Кедровый тракт что это
Каким будет обновленный Транссиб?
План строительства в России «Кедрового тракта» может реализоваться в случае одобрения президентом РФ. О том, что автор инициативы — Сергей Шойгу вместе с Владимиром Путиным находится в эти дни на отдыхе в Сибири, рассказал Дмитрий Песков. Вряд ли глава Минобороны упустит возможность заручиться поддержкой главы государства.
По словам Шойгу, для международных транспортных потоков нужен безопасный и эффективный маршрут между Европой и Китаем, а Сибирь издавна была частью Великого шелкового пути. «Кедровый тракт» позволит России интегрироваться в глобальные производственные цепочки между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР).
Основой «Кедрового тракта» станет модернизированный Транссиб, который надо будет дополнительно электрифицировать, либо перевести некоторые участки на сжиженный природный газ. А главное, увеличить пропускную способность, для чего построить вторые и даже третьи главные пути, новые мосты и тоннели.
Помимо этого на всей протяженности железнодорожных путей надо создать производственно-логистические центры, кластеры с непосредственным выходом на «Кедровый тракт». Так возникнет безбарьерная среда для перемещения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, что стимулирует глубокую переработку с выходом на внутренний и внешний рынки.
Идея «Кедрового тракта» коррелирует с ресурсными возможностями Сибири, подчеркивает Шойгу. А также с его предложением построить на востоке страны 3−5 новых городов-миллионников. И если идея городов вызвала критику из-за неясного пока социально-экономического эффекта, то расширение возможностей железной дороги выглядит более реалистичным.
— Существуют несколько возможных схем связей стран АТР и Европы, — говорит профессор кафедры «Проектирование и строительство железных дорог» МГУПС Анатолий Васильев.
— Первый — южный, через Суэцкий канал. Но тут вызывает сомнение ритмичность мировых поставок. Недавний инцидент, когда в Египте застрял контейнеровоз «Ever Given», демонстрирует огромные риски для глобальной торговли. Все встало вплоть до Индии и Сингапура.
Кроме того, важна скорость поставок. Морской путь вокруг азиатского континента занимает не менее 40−45 суток. В то время как по Транссибу срок транзита может быть 10−15 суток.
«СП»: — Владельцы судов-контейнеровозов, наверное, вздрагивают при упоминании русского «Кедрового тракта»?
— Конечно, транспортные схемы ломаются не сразу. Есть морское лобби. Люди построили суда, зарабатывают на этом и видеть конкурента в Транссибе не очень хотят. Но есть «физика» этого процесса. Скорость доставки в три раза выше — весомый аргумент.
Второй способ доставки грузов из АТР: через Северный морской путь, который сейчас усиленно лоббируется. Возможное потепление говорит в его пользу, но эксплуатация потребует создания инфраструктуры в тяжелых климатических условиях, строительство кораблей. Это все непросто.
Третий — Шелковый путь. Но он проходит из Китая через нестабильные регионы. Афганистан только что показал себя. Да и у Японии не вызывает восторга зависимость транспортировки ее товаров через территорию Китая, который в любой момент может изменить приоритеты перевозок.
Так что потребность в модернизации Транссиба, БАМа, безусловно, есть. Потенциал по контейнерным перевозкам между АТР и Европой не использован. Но там есть и немало проблем.
«СП»: — Например?
— Столько угля, как сейчас на восточном полигоне, наша страна никогда еще не перевозила. И в этом свете по-другому смотрится сахалинский проект. При строительстве сухопутного перехода на остров, тот же уголь Эльгинского месторождения можно не вываливать в дальневосточных портах, а довозить до трех незамерзающих портов Сахалина. А потом паромом поставлять в Японию.
Транссиб по Забайкальской и Дальневосточной дороге имеет огромное количество кривых малого радиуса. Рельсы там служат всего по шесть месяцев. Колеса срезают металл рельсов как строгальный станок. Из-за этого скорость на этих участках нельзя поднять выше 60−80 километров в час. Поэтому вторая или третья колея рядом уже не помогут.
Или вспомните, как недавно размыло мост на Забайкальской железной дороге. Там и мост-то небольшой, но из-за него на несколько суток встал весь Транссиб. Для страны это фатально. Поэтому нужен дублер Транссиба.
«СП»: — Где он может пройти?
— Есть очень интересная схема. В Тюменской области протянули ветку до Сургута, до Нижневартовска, а на востоке — до Усть-Кута Иркутской области. Эти точки можно соединить. Там две тысячи километров. И мы получим абсолютный дублер Транссиба.
Причем, там нужна иная технология. Электрификация не нужна, можно использовать газотурбинную тягу. И не надо сортировочных станций. Сформировал состав на Дальнем Востоке, и он пойдет без сортировок, а значит, без остановок, прямо до Европы. По 1,5 тысячи километров в сутки, как пассажирские поезда.
О том, может ли Китай гарантировать России грузопоток рассказал завсектором экономики и политики Китая ИМЭМО РАН Сергей Луконин.
— В настоящий момент грузопоток из Китая в Европу через Россию только растет. Особенно ярко это проявилось в пандемию. Когда Европа была закрыта на карантин, а в Китае все уже открылось, то порты, Транссиб, перевалочные пункты были перегружены товарами из Китая и не справлялись с потоком. Например, задержка в порту Владивостока приводила к увеличению срока поставки из Китая морем, а потом по Транссибу до Москвы до 40−50 дней. А это дольше, чем через Суэц. И пока тенденция такова, что этот товаропоток как минимум сохранится.
Перспективы грузопотока во многом зависят от принципиальных изменений мировой экономики и производственных систем. Будет ли мир переходить на производство индивидуальных товаров, для производства которых не требуется больших фабрик? Может, все будет делаться на 3D-принтерах рядом с потребителем. Пока такого рода технологии заменить массовое производство не могут. Китай останется фабрикой мира, несмотря на то, что сам он таковой быть не хочет. Об этом сказано во всех стратегических документах. Они хотят сами разрабатывать, сами производить, и сами потреблять.
«СП»: — Еще есть политические риски. Как бы Вашингтон, объявивший войну Пекину, не приказал своим союзникам в Европе отказаться от китайских товаров…
— Европа все равно будет что-то потреблять. Даже несмотря на попытку США изолировать Китай. Поэтому и Транссиб надо расширять, и пограничные переходы, где китайская колея меняется на российскую (у них 1435 мм, в РФ — 1520 мм — авт.). Они уже не справляются с грузопотоком. Особенно в некоторые моменты, когда происходит что-то неординарное вроде танкового биатлона (когда поезд с китайскими танками возвращается в Китай) или Нового года, российского или китайского, или других праздников.
«СП»: — Чуть ли не самая важная проблема — средства на реконструкцию инфраструктуры. Если Китаю нужен Транссиб, значит, он мог бы инвестировать в его развитие?
— Если это будет реализовано в рамках инициативы «Один пояс — один путь», то, как правило, Китай дает на эти цели связанные кредиты в юанях. Они предполагают использование китайской рабочей силы — синих и белых воротничков, китайского оборудования и китайских строительных материалов. Какая от этого польза Пекину — понятно. Но России нужно, чтобы схема реконструкции инфраструктуры приносила пользу нашей экономике. Это значит, что надо находить свои средства (ФНБ?), а основными подрядчиками должны стать российские компании, российская рабочая сила.
Проект Шойгу поможет олигархам покорить Сибирь
Кедракт
Сергей Шойгу заявил амбициозную идею – построить в Сибири новые города и транспортный коридор «Кедровый тракт». Она тут же обросла альтернативными вариантами. Например, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков предложил построить город-спутник в окрестностях Владивостока. Всё говорит о том, что стратегическое решение направить в Сибирь и Дальний Восток поток денег уже принято на высоком уровне. Вопрос в том, будет ли от этих денег польза кому-то, кроме подрядчиков.
На первый взгляд предложения Сергея Шойгу выглядят как предвыборный ход. Ведь именно он возглавил список «Единой России» на выборах в Госдуму, а партии в последнее время явно не хватало свежих тезисов. Причём жизнь учит, что лучше не обещать избирателю чего-то конкретного, например удвоения ВВП или кратного повышения пенсий. Потом ведь эти цифры и предъявить могут. Так что лучше обойтись просто красивой идеей. Например, идеей освоения Сибири. В пользу того, что план строительства новых сибирских городов родился в качестве предвыборного тезиса, говорит его абсолютная непроработанность. Публике не представлено никаких проектов и изысканий. Есть только слова кандидата в депутаты Госдумы Сергея Шойгу. И это при том, что он сам признался: Русское географическое общество с его участием разрабатывает идеи развития Сибири более 10 лет. Неужели за такое время не успели подготовить презентацию? Или всё же вспомнили о теме аккурат накануне выборов?
Интрига в том, что полностью откатить назад свои обещания у Сергея Шойгу и «Единой России» теперь не получится. Сказали: «Будем строить в Сибири новые города!» – придётся строить. И дело не только в том, что в случае отказа будет неудобно перед избирателями. Гораздо важнее, что заявления Сергея Шойгу неминуемо разбудят аппетиты олигархических кланов. Причём в этот раз речь идёт не просто о делёжке финансовых потоков, спускаемых из Москвы. Делить будут Сибирь, кладовую Родины, с её несметными богатствами. А также транспортные коридоры между Китаем и Европой.
Объявился первый хозяин тайги
Первой ласточкой в транспортном переделе стал проект Альберта Авдоляна по строительству третьей ветки БАМа. Напомним, подконтрольная
ему компания «А-Проперти» в 2018 году завладела Эльгинским месторождением коксующихся углей в Якутии. А вместе с ним – частной железной дорогой протяжённостью 321 километр. Это подъездные пути, построенные предыдущим собственником за свой счёт для вывоза угля к БАМу. Так вот Авдолян предложил продолжить эту ветку ещё километров на 200 – до самого Охотского моря. Получится альтернативная БАМу дорога, находящаяся в частных руках. Потенциально возить по ней смогут не только уголь, но и другие грузы для международной торговли. Ведь из порта на берегу Охотского моря (который предстоит построить) открывается путь ко всем странам Азиатско-Тихо-океанского региона. Но пока этот проект преподносится исключительно как «угольный».
Поначалу пошли новости, что строить железнодорожную ветку Авдолян предлагает за свой счёт. Теперь появились утечки, что деньги Авдоляну может предоставить Фонд национального благосостояния (ФНБ). По крайней мере такой вопрос прорабатывался на совещании у вице-премьера Белоусова. И формально здесь всё в пределах установленных ранее правил. Деньги из ФНБ разрешено тратить на инфраструктурные проекты, коим и является железная дорога. А уж на каких условиях они будут предоставлены – в кредит или как субсидия, – может решить правительство. Однако здесь всё же наметился конфликт. Дело в том, что главным подрядчиком реконструкции БАМа выступают Железнодорожные войска, находящиеся в подчинении у Сергея Шойгу. И если часть денег ФНБ, выделенных под реконструкцию БАМа, уйдёт Авдоляну, то военным железнодорожникам останется меньше. Напомним, речь идёт о триллионах рублей.
Очевидно, что тема эта была на контроле у Сергея Шойгу. А последние заявления министра обороны о необходимости создания «Кедрового тракта» говорят о том, что он действительно обдумывал вопросы транспортных коридоров на востоке страны.
Идея «Кедрового тракта» позволяет Сергею Шойгу перехватить инициативу по распределению средств на строительство дорог в восточном направлении. Сейчас спор о деньгах на реконструкцию БАМа и Транссиба идёт в кабинете вице-премьера Андрея Белоусова. С одной стороны, есть люди Авдоляна, который, судя по всему, пользуется поддержкой главы «Ростеха» Сергея Чемезова («Ростех» имеет долю в «А-Проперти»). С другой – министры экономического блока. В качестве эксперта-арбитра оказался глава глава железнодорожной монополии.
Заявляя о своём «Кедровом тракте», Сергей Шойгу ломает всю игру. Теперь он, как автор идеи, претендует на то, чтобы решать, какие дороги нужны в Сибири и на Дальнем Востоке. И, вероятно, проект Авдоляна – Чемезова при таком раскладе окажется не в приоритете. Ведь «Кедровый тракт», по словам министра обороны, должен не только связать Китай с Европой, но ещё и обеспечить транспортную доступность новых городов. А Эльгинское месторождение оказывается не по пути.
Мнения
Ростислав Антонов, член Совета депутатов Новосибирска
– Нам бы сейчас не новые, нам бы старые города сохранить. Общая беда которых – катастрофическое недофинансирование всей инфраструктуры. Можно ли это сделать? Вполне.
Юрий Трутнев, полномочный представитель президента в ДФО
– Что же касается в целом ситуации с градостроительством, важно привести в порядок уже существующие города. Есть такой показатель – индекс качества городской среды. Он на Дальнем Востоке не на высшем уровне, а существенно ниже среднероссийского. Надо привести в порядок Владивосток, Хабаровск, Анадырь, Магадан, Благовещенск и другие столицы регионов. Мне кажется, что востребована прежде всего реновация существующих городов.
Дерипаска против Авдоляна
Справедливости ради нужно сказать, что словосочетание «Кедровый тракт» первым произнёс Олег Дерипаска. Ещё в конце прошлого года он написал статью, в которой предлагал свои идеи, как поднять экономику России. Его пассаж прямо бил по проекту Авдоляна, на тот момент ещё публично не заявленному. «И уж, конечно, модернизацию железных дорог нужно производить не ради перевозки угля, как сейчас, тем более что от этой продукции через несколько лет во всём мире начнут отказываться, – писал Дерипаска. – Уголь хорош только в том регионе, где его добывают, да и то лишь там, где есть углехимия. Всё остальное – рудимент, от которого придётся отказаться». Дальше Дерипаска прямо указывает, что «Кедровый тракт» нужен для обеспечения транзита между Европой и Азией. Он предлагал также создать на маршруте пять-шесть логистических центров, в которых будет сосредоточена переработка промышленных товаров на экспорт.
Что такое «переработка промышленных товаров на экспорт» – понять трудно. Можно предположить, что фраза эта нужна была автору для соблюдения политеса. Мол, мы и свои товары каким-то образом будем экспортировать. Ну нельзя же прямо было сказать: «А давайте потратим наш ФНБ на то, чтобы обеспечить Китаю удобный доступ к европейским рынкам!» Непатриотично как-то выходит.
Причём даже самим китайцам идея Дерепаски могла не понравиться. И в том числе потому, что исходила именно от одного из российских олигархов. Не секрет, что бонзы Коммунистической партии Китая относятся к российским нуворишам с недоверием. И понятное дело, что опираться в стратегических вопросах на договорённости с частниками они не будут. Нужно считать китайцев очень наивными, чтобы вообразить такую картину, будто наши олигархи выбьют госдотации для строительства дорог к своим предприятиям, а потом втюхают их восточному соседу в качестве логистического коридора для поставки азиатских товаров в Европу. Нет, китайцам нужны полицейские и политические гарантии безопасности их маршрутов. Шёлковый путь для них – это не просто способ доставки посылок с «АлиЭкспресс». Это инструмент не только экономической, но и политической экспансии, рычаг влияния.
Что за бугром?
Попытки создавать новые города предпринимаются в самых разных странах. Но часто они заканчиваются неудачами. Илон Маск в марте объявил, что построит в Техасе свой город под названием Звёздная База (Starbase). Судя по всему, он будет расположен рядом с космодромом компании SpaceX. Правда, уже есть данные, что строить с нуля посреди пустыни ничего не будут. Скорее всего Маск договорится о переименовании существующего поселения, которое сейчас называется Бока-Чика. Местный судья уже сообщил журналистам, что представитель компании Маска сделал запрос о возможности переименования Бока-Чика в Starbase. Bloomberg сообщает, что местные власти рассчитывают решить за счёт Маска кое-какие проблемы, например создать централизованное водоснабжение (сейчас вода в городок завозится цистернами).
Билл Гейтс вложился в свой проект более серьёзно. В 2017 году он купил в Аризоне за 80 млн долларов 10 тыс. гектаров земли, на которых собирался построить город Бельмонт, напичканный «умными» технологиями (в частности, обещан беспилотный транспорт). Населённый пункт должен вместить 80 тыс. человек, которые преимущественно будут жить в домах на одну семью. Правда, новостей об активном строительстве пока нет. Более того, местная пресса пишет, что в связи с глобальным потеплением и усугубляющейся засухой жить в этой местности вряд ли будет комфортно, ведь Гейтс купил землю в пустыне, рядом с автотрассой, которая идёт из одного штата в другой.
В Китае насчитывается около 15 уже построенных, но пустых городов. Причин для этого оказалось несколько. Сишуань китайцы обходят стороной, потому что город стоит посреди пустыни. А Темза-Таун не пользуется популярностью из-за планировочных решений. Архитекторы застроили его на европейский манер малоэтажными зданиями, а китайцы уже привыкли к многоэтажкам и считают высокие дома более респектабельными. Кангбаши построен как город-миллионник с развитой инфраструктурой. Однако живут там всего около 30 тыс. человек. Для остальных просто не нашлось работы, которая может приносить достойный доход. Единственный «плюс» китайских городов-призраков – они притягивают туристов со всего мира. Так что власти не спешат тратить деньги на их снос.
В начале этого года наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман представил проект нового города, стоимость которого должна составить 500 млрд долларов. Населённый пункт под названием The Line (Линия) должен протянуться на 170 километров от побережья Красного моря до высокогорных долин в регионе Табук. Фишка проекта – скоростной подземный транспорт, а также отсутствие «бетонных джунглей». Поперёк город легко можно будет пересечь пешком и окунуться в мир природы, в данном случае – насладиться флорой и фауной Аравийской пустыни. Специалисты отмечают, что изначально по линейному принципу проектировались Набережные Челны, Волгоград, один из районов Мадрида и несколько придорожных городков в Америке, но со временем от него отказались из-за некомфортной городской среды. Люди ощущали, что живут на обочине большой дороги из-за транзитного транспорта, при этом постоянно возникали пробки.
Кстати
Название «Кедровый тракт» Олег Дерипаска, судя по всему, придумал в спешке, а его спичрайтеры не решились поправить креативного шефа. Дело в том, что в Сибири не растут кедры. Там есть стланиковая, европейская, и сибирская сосны (называемые в народе кедровыми соснами), семечки из их шишек назвали кедровыми орешками, так как было модно в христианских странах иметь свой «кедр», который занимает важное место в Библии. Но как международный бренд название «Кедровый тракт» не выдерживает никакой критики.
Ой! Позвольте, а вы тоже заметили: нам так и не рассказали, что именно подразумевается под давно вышедшим из употребления словом «тракт»? Это автомобильные дороги, или железнодорожные ветки, или сеть логистических центров? Вот так грандиозный проект назвали словом, которое уже ничего не значит, и украсили ссылкой на растение, которое в этом регионе не растёт. В итоге он превратился в наспех испечённую предвыборную агитку для внутреннего пользования. А выйдем с такой идеей на международный уровень – нас просто поднимут на смех вместе с нашим сибирским кедром.
Возможно, рассуждая в подобном ключе, советники Шойгу проработали тему несколько иначе, нежели спичрайтеры Дерипаски. Вместо «логистических центров» теперь фигурируют «новые города с населением до 1 млн человек». Это сразу же придаёт прожекту общегосударственный масштаб. Но когда эти города могут быть построены и когда смогут создать тот объём товаров, который загрузит гипотетический сибирский «Кедровый тракт»? Получается, что придуманный как трюк политтехнологов проект в итоге может оказаться очень дорогой утопией. На первый взгляд идея сибирского «Кедрового тракта» выглядит как попытка вписаться в сформулированную Пекином ещё лет 10 назад концепцию «Один пояс – один путь». Правда, нужно иметь в виду, что название у неё по-восточному обманчивое. Сухопутных транспортных коридоров из Китая в Европу предполагается создать несколько, как минимум три. И все они выходят короче и быстрее, чем через БАМ и Транссиб. В этом можно убедиться, взглянув на карту (см. справку). Так что ситуация с «Кедровым трактом» пока очень похожа на историю с газопроводом «Сила Сибири». Напомним, что реально заработать на нём смогли только подрядчики, а вот когда свои затраты отобьёт «Газпром», неизвестно. Китайцы же вообще не гарантируют, что будут и дальше закупать газ из этой трубы.
Вдвойне обидно, что создаётся эта ситуация не как часть хорошо проработанной политической многоходовки, а в результате банальной предвыборной медиаактивности, подчас бездумной. Жаль, что такой мощный силовик, как Сергей Шойгу, который 30 лет создавал себе имидж рыцаря без страха и упрека, теперь становится рядовой фигурой в руках политтехнологов. И они, похоже, готовы разменять её на то, чтобы ещё раз вдохнуть чуточку электорального духа в зомбиподобное тулово «ЕдРа».
Детали
Итак, чтобы обосновать идею строительства «Кедрового тракта», теперь озвучен план создания новых городов. Что о нём известно? Вот что успел проговорить Сергей Шойгу:
Пока что, судя по описанию, это больше похоже не на города-миллионники, а на рабочие посёлки советского образца, которые строились при заводах. Разница только в том, что часть из них могут быть изначально частными, то есть иметь своего владельца в лице кого-то из олигархов. Ну, примерно, как было в XIX веке, тогда ведь российские промышленники тоже осваивали Сибирь, строя в регионе городки за свой счёт. Сергей Шойгу, кстати, признаётся, что любит изучать материалы тех времён.
Правда, есть одна нестыковка. В XIX и начале XX века для заселения Сибири использовали казаков и крестьян. Тогда это были многочисленные сословия. Сейчас же большинство россиян живут в городах, к тому же миграционные потоки направлены из малых городов в мегаполисы, где можно получить все блага цивилизации. Так кто же поедет жить в новые сибирские города, по сути, на стройплощадку посреди тайги? Тем более что в последние десятилетия люди, наоборот, уезжают из Сибири и Дальнего Востока. Центром притяжения является столичный регион и юг России. Сергей Шойгу говорит о соотечественниках из стран бывшего зарубежья. Но здесь нужно помнить, что регионы Сибири и Дальнего Востока участвовали в госпрограмме по возвращению соотечественников в Россию с 2007 года, но особой популярностью среди «возвращенцев» не пользовались. Так кого же теперь можно привлечь в Сибирь? Граждан ДНР и ЛНР? Скрывающихся от запрещённого в России «Талибана»* афганцев (среди них многие говорят на русском)? Любой вариант пока выглядит фантастическим. И если на первом этапе понадобятся в основном строители, коих можно привлечь вахтовым методом, то потом-то нужны будут специалисты – химики, физики, электротехники. Каким калачом их будут заманивать в сибирскую тайгу? Сам собой встаёт вопрос: не проще ли вложить деньги в обустройство существующих крупных сибирских городов? В них есть и научная школа, и промышленный потенциал. А бегут люди оттуда зачастую вследствие экологических проблем. Те же упомянутые Сергеем Шойгу Красноярск, Братск и Канск стоят под чадящими трубами. Не пора ли олигархам, которые извлекают прибыли из тамошних заводов, вложиться в очистку производства? Может, стоит начать не с неведомого «тракта», а построить больше спортплощадок и парков? Поднять уровень и престиж существующих учебных заведений? А то получится, что и старые города придут в упадок, и новые не появятся. Останутся в тайге только призраки былого величия.
Старт «Северного потока – 2» затянули на три года
Новый канцлер Германии начал портить отношения с Россией
Как самые странные русские броненосцы спасли Одессу от Турции
Антиваксеры раскачивают политическую стабильность Прибалтики
Взрыв в Серпуховском монастыре списали на cамоубийство
«Верденская мясорубка» породила более ужасные формы войны
Тимур Шерзад, журналист
Признают ли американцы русские «красные линии»
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
России пора избавиться от балласта в отношениях с Западом
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба «Валдай»
Роль СССР в убийстве Кеннеди
Ухудшение отношений России и Германии
Когда развалится Евросоюз
Самой красивой американкой признали девушку из Аляски
В Новосибирске прошла выкатка ударного беспилотника «Охотник»
Выбрана новая «Мисс Вселенная»
Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области
В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии
В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»
Главная тема
«будет хуже»
мутации вируса
новое оружие
Видео
повышение ставки
договор о безопасности
«план Байдена»
череда событий
экспорт газа
вымирание населения
рекламная война
Россия и НАТО
на ваш взгляд
Эксперт объяснил идею Шойгу построить «Кедровый тракт»
|
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Текст: Наталья Макарова
«Кедровый тракт» станет одной из веток «Шелкового пути», которая пройдет исключительно по территории России и не будет подвержена нестабильности из стран Средней Азии на фоне событий в Афганистане, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Марат Баширов. Ранее глава Минобороны Сергей Шойгу призвал построить «Кедровый тракт» между Европой и Китаем.
«Основная идея Шойгу касается создания в России, а именно в Сибири, нескольких крупных городов численностью до миллиона человек. Это крупные образования, но они будут строиться не на голом месте, а на основе названных министром районов», – указал политолог Марат Баширов.
«Дело в том, – подчеркивает собеседник, – что министр видит смысл в необходимости глубокой переработки сырья. Можно произвести и продать тонну алюминия, и это принесет определенное количество денег, но из этой же тонны можно сделать самолет, а он стоит в тысячи раз дороже. Эта идея экономически понятна и выгодна».
Кроме того, создание «Кедрового тракта», о котором говорил Шойгу, необходимо для развития транспортной доступности по всей территории Сибири. «Также подобный проект резонирует с идеей развития Арктики. В этих заявлениях Шойгу видно, что они с Путиным – одна команда, они говорят об одном и том же», – считает собеседник.
Также, по мнению Баширова, «Кедровый тракт» станет одной из веток китайского нового «Шелкового пути», которая пройдет исключительно по территории России. Это позитивно скажется на безопасности транзитного маршрута, который не будет подвержен нестабильности из стран Центральной Азии на фоне событий в Афганистане.
Напомним, министр обороны Сергей Шойгу предложил построить в Сибири несколько крупных городов. В своем интервью РБК он рассказал о том, что «речь идет не просто о строительстве в тайге новых населенных пунктов, а именно о развитии сибирских макрорегионов и всей страны». По его словам, научно-промышленные и экономические центры должны будут стать «новыми полюсами притяжения как для населения всей России, так и наших многочисленных соотечественников в странах СНГ и дальнем зарубежье».
В частности, между Братском и Красноярском может быть создан промышленный центр «Медь и электротехника». Как заявил министр, в этом районе могут не только добывать, но и осуществлять «глубокую переработку меди и различных редкоземельных металлов для последующего производства отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью».
В том же районе можно создать «Алюминиевую долину», полностью ориентированную на производство продукции высоких переделов по переработке алюминия, в Южной Сибири – организовать добычу с более высоким переделом коксующегося угля, у Канска – наладить углехимическое производство востребованных пластиков из неликвидного сырья. Кроме того, кластер «Лес и строительные материалы» может быть создан у Лесосибирска.
Глава Минобороны, комментируя вопросы финансирования, заявил, что обсуждается не единичная трата средств, а запуск программы развития и роста. Необходимо организовать стабильный налоговый режим, инфраструктуру. Кроме того, Шойгу считает, что возможен перенос штаб-квартир работающих в Сибири крупнейших российских компаний.
Также Шойгу рассказал, какими мерами можно привлечь людей в новые города в Сибири и запустить эффект агломераций. По словам министра, можно создать систему подъемных, льготных кредитов для приезжающих, организовать «сибирскую» ипотеку, увеличить размер материнского капитала, а также предпринять другие меры для эффекта агломераций – при этом эффекте за концентрацией на территории новых людей туда же приходит и бизнес для оказания им услуг, что приводит к новому притоку людей и дальнейшему расширению бизнеса. Такая система наблюдается в Москве и других крупнейших городах России.
Кроме того, министр обороны заявил о необходимости построить безопасный маршрут между Европой и Китаем – «Кедровый тракт». Отмечая его необходимость, министр указал на недавнюю блокировку Суэцкого канала, деятельность пиратов и ситуацию в Афганистане. Для самой России «Кедровый тракт» важен и как «возможность интеграции в глобальные производственные цепочки между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом».
Шойгу отметил, что в Сибири «транспорт и логистика» являются «крайне важным вопросом», причем «как для людей, так и для товарных потоков. В частности, для жителей «огромное значение имеет развитие локальной, региональной и малой авиации». Он указал на необходимость «довести пассажирское авиасообщение до такого уровня, чтобы для жителя Кодинска или Богучан, например, было обычным делом слетать по делам в Красноярск и обратно» за день.
Министр также призвал развивать железнодорожный транспортный коридор, модернизировать Транссибирскую магистраль, «перевести полностью на электротягу или на сжиженный природный газ, как альтернативу электрификации БАМа, построить необходимые вторые и третьи главные пути, мосты, тоннели». Он указал, что «Сибирь издавна была частью Великого шелкового пути».
|
Фото: Nicolas Economou/NurPhoto/Reuters
Текст: Елизавета Булкина
В ответ на предложения России по гарантиям безопасности Евросоюз предложил обсуждать европейскую безопасность в уже существующих форматах, включая Совет Россия – НАТО и ОБСЕ, сообщил официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Питер Стано.
«Хельсинкский Заключительный акт и Парижская хартия предложили нам ключевые принципы, вокруг которых строится европейская безопасность. Для этого мы разработали ряд механизмов укрепления доверия. И, помимо Совета Россия – НАТО, ОБСЕ предлагает механизмы, которые остаются основополагающими в любом взаимодействии с Россией», – передает его слова РИА «Новости».
Стано указал, что позиция ЕС заключается в следующем: «каждое суверенное государство имеет право свободно выбирать свою внешнюю политику, политику безопасности и союзы». «Россия должна это понимать и уважать», – подчеркнул представитель Евросоюза.
МИД в пятницу опубликовал проекты договоров России с США и НАТО о гарантиях безопасности. В соглашении прописывается прекращение дальнейшего расширения НАТО и присоединения к альянсу Украины. Более того, блок должен отказаться от военной деятельности и в других странах экс-СССР. Газета ВЗГЛЯД разбиралась, в чем заключается суть инициативы Москвы.
|
Фото: Serg Glovny/ZUMA/ТАСС
Текст: Валентина Григоренко
Число граждан, выехавших с Украины и не вернувшихся, с 2011 по 2020 год составило 2,6 млн. В текущем году страну покинули более 600 тыс. украинцев, сообщает сервис мониторинга «Опендатабот», предоставляющий доступ к государственным данным из основных публичных реестров для граждан и бизнеса.
«За десять месяцев 2021 года страну покинули и все еще не въехали свыше 600 тыс. украинцев. Это самый большой показатель за последние 11 лет», – передает ТАСС сообщение.
По данным ресурса, в первой половине 2010-х годов Украину ежегодно покидали около полумиллиона человек, но после 2014 года это число заметно снизилось. «Единственный год с положительным сальдо – коронавирусный 2020-й, когда вернувшихся домой украинцев было на 80 тыс. больше, чем выехавших. В целом с 2011 по 2020 год в страну не вернулись 2,6 млн граждан Украины», – отмечает ресурс.
Согласно прогнозу «Опендатабота», если в декабре 2021 года не случится массового возвращения украинцев домой, то совокупное отрицательное сальдо за 11 лет составит более 3,3 млн человек.
Напомним, что с 2014 года около 1,7 млн граждан Украины обратились к России за получением статуса беженца, убежища или гражданства.
Ранее стало известно, что число жителей самопровозглашенной ДНР, которые уже получили гражданство России, превышает 350 тыс. человек.
18 декабря 2021, 03:05
Текст: Алексей Дегтярев
Российская сторона официально выходит из Договора по открытому небу (ДОН) в субботу, решение было принято после выхода из соглашения США.
Действие российских обязательств по договору заканчивается 18 декабря, отказ от Договора обусловлен выходом из него Соединенных Штатов и отказом их европейских союзников от гарантий передачи собранной в России информации в США, передает РИА «Новости».
В МИДе раннее отмечали, что Россия будет до 18 декабря в полной мере пользоваться правами и выполнять обязательства государства-участника договора. При этом в ведомстве исключили пересмотр принятого решения о выходе из договора.
Договор по открытому небу стал одной из мер по укреплению доверия в Европе после холодной войны, позволяя 34 странам-участницам открыто собирать информацию о вооруженных силах и мероприятиях друг друга. 15 января Россия приняла решение о начале внутригосударственных процедур по выходу из Договора по открытому небу после аналогичного решения США. При этом в Кремле согласились вернуться к обсуждению сохранения ДОН, если американская сторона проявит такой интерес.
|
Появление американских ударных систем средней и меньшей дальности на азиатском направлении изменит позицию Москвы в контексте моратория на размещение таких ракет, заявил заместитель главы МИД России Сергей Рябков на брифинге в пятницу.
«Появление соответствующих американских средств с восточного направления, под какими бы лозунгами это ни осуществлялось, по каким причинам это бы ни происходило, приведет к изменению нашей позиции в контексте упомянутого действующего моратория неизбежно, потому что такие системы будут представлять и для нас угрозу», – цитирует замминистра ТАСС.
Указано, что действующий мораторий на «размещение ударных средств средней и меньшей дальности» останется в силе, пока не появятся аналогичные системы американского производства.
Ранее сообщалось, что Россия попросила США серьезно отнестись к российским предложениям по безопасности, так как международная обстановка накалена.
Предложения России по безопасности должны рассматриваться в комплексе, выбрать лишь какой-то один пункт нельзя, необходим всеобъемлющий подход, заявил замглавы МИД Сергей Рябков.
|
Фото: MFA Russia/Global Look Press
Текст: Елизавета Булкина
Европу ожидают большие трудности в связи с подорожанием электроэнергии, которое вызвано безответственными и глупыми заявлениями европейских политиков, заявил президент Сербии Александар Вучич в интервью телеканалу TV-Pink.
«Европу в этом году ожидает ад в вопросе цены на электричество. Наступил ад в Европейском союзе и на мировом рынке благодаря безответственным политикам из Европы, поэтому цены на газ и на электричество такие. Из-за глупых заявлений отдельных политиков в Европе цена сегодня 1,7 тыс. долларов за 1 тыс. куб. м газа. Представьте, если бы я не договорился с [президентом России Владимиром] Путиным о цене, сколько миллионов бы мы платили. Мы сэкономили 8,6 млн евро для Сербии ежедневно», – передает его слова ТАСС.
Вучич особо подчеркнул, что энергетический кризис начался «из-за глупых политических историй в Европе из-за «Северного потока – 2», которого еще шесть месяцев не будет».
«Ситуация тяжелая, а будет еще в 100 раз хуже», – указал сербский президент. Он заявил, что Сербию спасло то, что она построила по своей территории «Балканский поток» и получила скидку на газ от России.
Ранее стоимость газа на европейских спотовых площадках вновь существенно подросла. Газета ВЗГЛЯД разбиралась, почему газ так резко вырос и к чему готовиться европейцам этой зимой?
|
Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
Текст: Вера Басилая
Ведущая телешоу «Жить здорово!» Елена Малышева поделилась видео с показа Модного дома Вячеслава Зайцева и заявила, что не знает, сможет ли модельер дожить до своего следующего показа.
«Я не знаю, хватит ли сил и времени у дизайнера сделать еще один показ. Он болеет и борется», – заявила телеведущая в Instagram, пожелав Зайцеву крепкого здоровья и сил.
По словам Малышевой, показ прошел прекрасно. Она отметила, что в нарядах моделей была видна рука мастера. Телеведущая подчеркнула, что все линии на платьях были точны, а их крой – идеальным.
Ранее сын модельера Егор опроверг информацию о его госпитализации.
Напомним, что кутюрье несколько лет страдает от болезни Паркинсона. Заболевание сильно влияет на физическое и ментальное состояние дизайнера. После прохождения очередных курсов реабилитации у Зайцева восстановилась речь.
Врачи смогли частично восстановить здоровье Зайцева, но передвигаться самостоятельно он все еще не может. По его словам, самое главное, что он вернул себе дар речи и стал нормально выговаривать слова. Он отметил, что болезнь тяжелая, и она прогрессирует.
Зайцев – российский модельер, академик Российской академии художеств, народный художник России (2006), основатель Московского дома моды Вячеслава Зайцева (1982), лауреат Государственной премии РФ (1996). Модельеру 83 года.
|
Фото: Владимир Трефилов/РИА Новости
Текст: Елена Лексина
«Видимо, это последняя попытка в письменной форме обозначить некие возможные параметры сожительства России и НАТО в Европе», – сказал газете ВЗГЛЯД американист Дмитрий Дробницкий, комментируя предложения Москвы о гарантиях безопасности для США и НАТО.
«На мой взгляд, Москва сформулировала самый минимум из того, что она могла бы требовать от Вашингтона. Это означает, что дальше торговаться нет смысла. США и НАТО ожидаемо вежливо откажутся от российского проекта, – предрекает политолог-американист Дмитрий Дробницкий. – Ведь требования России идут вразрез с планами альянса. Скорее всего, там ответят: страна, которая не входит в НАТО, не может указывать, кого принимать в альянс, а кого не принимать».
Тем не менее, дипломатическая победа Москвы состоит в том, что предложения уже приняты к рассмотрению в США, то есть стали фактом международной жизни, отмечает американист.
«Раньше на Западе говорили, что у России в принципе не может быть никакой сферы влияния или каких-то озабоченностей в сфере безопасности вне государственных границ. А сейчас наша страна – участница разговора о границах НАТО. Но послушают или не послушают там наши предложения – это уже другой разговор», – пояснил Дробницкий.
«Сюда же относятся наши предложения об отказе от размещения ракет средней и меньшей дальности в Европе, – отметил собеседник. – Этот вопрос США еще могут обсудить, но переговоры длиться будут очень долго. Разумеется, говорить лучше, чем не говорить вовсе. Но подозреваю, что и здесь никаких договоренностей достигнуто не будет».
Как ожидает эксперт, нынешняя напряженность в отношениях России и НАТО продержится еще какое-то время, но затем сама собой схлынет. «Все понимают, что давление на Россию не приводит к желанному эффекту. У меня есть ощущение, что напряжение закончится под предлогом какого-то события, связанного с Украиной», – полагает Дробницкий.
«Рано или поздно США откажутся от проекта «Украина»: без Крыма он совсем не интересен. Перед Украиной стояло три главных задачи: стать форпостом НАТО, обеспечить контроль за газовыми потоками в Европе и создать образцово-показательное славянское государство. Ничего из этого не получилось. В таком случае какой смысл за нее держаться?» – риторически заключил собеседник.
В пятницу МИД России обнародовал проекты договоров с США и НАТО о гарантиях безопасности. В проекте «Соглашения о мерах обеспечения безопасности России и государств – членов Североатлантического альянса» предлагается исключить дальнейшее расширение альянса, в частности за счет Украины и других государств.
Кроме того, Россия предлагает США не использовать территорию других стран для подготовки или осуществления нападения друг на друга. Россия предлагает США взять на себя обязательство не создавать военные базы на территории стран, ранее входивших в СССР, и не использовать их военную инфраструктуру.
Также Россия предлагает НАТО отказаться от ведения любой военной деятельности на Украине, в Восточной Европе, Закавказье, Центральной Азии, говорится в проекте соглашения.
Москва также предложила Вашингтону закрепить принцип невозможности развязывания ядерной войны, сообщает РИА «Новости». Кроме того, Россия предлагает НАТО закрепить договоренность о мирном решении всех споров.
17 декабря 2021, 18:40
Текст: Валентина Григоренко
Планов по введению ежегодной новогодней выплаты для пенсионеров пока нет, заявил глава Минтруда России Антон Котяков.
«На сегодняшний день таких обсуждений нет, у меня такой информации не было», – сказал Котяков, передает РИА «Новости».
Замглавы Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Александр Шершуков пояснил, что в федерации вопрос не обсуждали, но выплаты для пенсионеров к Новому году, если их потянет бюджет, вещь хорошая. Он также обратил внимание, что выплаты – это вещь эпизодическая, а основа благосостояния пенсионеров – нормальная пенсия.
Ранее комитет Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов подготовил законопроект, согласно которому предновогодние выплаты для пенсионеров рекомендуется осуществлять на постоянной основе.
В ноябре Министерство труда и соцзащиты утвердило новые правила выплаты пенсий для некоторых категорий граждан, которые вступят в силу в России 1 января 2022 года. В конце ноября в Пенсионном фонде России сообщили об автоматической индексации выплат трем категориям пенсионеров с 1 декабря 2021 года.
|
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Текст: Валентина Григоренко
В России не стоит шутить про войну, религию и героические, но болезненные страницы в истории, в таких темах нет места для юмора, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
«Нельзя шутить над тем, что является святым для российского народа, нельзя шутить над войной, про религию, нельзя шутить про какие-то очень-очень болезненные… героические, но болезненные страницы нашей истории», – цитирует его РИА «Новости» со ссылкой на RTVI.
Песков подчеркнул, что в России очень трепетно относятся к таким вещам, и «это совсем другое измерение – там нет места юмору». «А над всем другим можно и нужно шутить, но элегантно и красиво», – добавил он.
17 декабря 2021, 16:07
Текст: Вера Басилая
Житель Петербурга пытается оспорить приговор за неуплату алиментов, доказав при помощи генетической экспертизы, что не является отцом ребенка.
Петербуржца приговорили к шести месяцам исправительных работ за неуплату алиментов. Мужчина провел генетическую экспертизу, которая показала, что он не является отцом ребенка, он подозревает, что жена изменила ему на отдыхе в Египте.
По его словам, с супругой они познакомились на сайте знакомств в 2011 году, довольно скоро стали жить вместе.
«Мы очень хотели детей, но всё почему-то не получалось. 9 ноября 2012 года мы должны были вместе полететь отдыхать в Египет, но накануне меня положили в больницу, и я сказал Ольге, чтобы она летела с подружкой», – приводит слова осужденного RT.
Через месяц после отдыха супруга заявила, что ждет ребенка. Они поженились, а мальчик «родился смуглее», чем он ожидал.
В итоге после череды ссор в ноябре 2015 года мужчина ушел из семьи, но от сына, говорит он, не отказался – присылал деньги и навещал.
«Я снимал комнату, работал неофициально, потому что имею проблемы со здоровьем и тогда оформлял инвалидность. Решили, что после развода заключим мировое соглашение о выплате алиментов и условились, что каждый месяц буду переводить по 10 тыс. рублей. Своей карты у меня не было, и я переводил через знакомых и друзей», – заявил он.
По словам мужчины, он исправно платил алименты, но в марте 2018 года у него сгорел автомобиль и начались сложности с работой. Алименты регулярно выплачивать не мог. В итоге накопился долг – и бывшая жена обратилась в суд.
12 октября 2020 года мировой судья судебного участка №192 города Санкт-Петербурга признал его виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ («Неуплата средств на содержание детей»).
Погасить долг по алиментам он не смог, после чего жена потребовала привлечь его к уголовной ответственности, после чего мужчина решился на генетическую экспертизу.
«Мне мама и сестра посоветовали сделать генетический тест. В итоге втайне от супруги мы пошли в частный центр и сделали экспертизу. Две недели томительного ожидания – и результат: отцовство – 0%», – отметил обманутый муж.
Результат экспертизы прикладывать к материалам дела судья не стал и посоветовал поговорить с бывшей супругой и примириться до вынесения вердикта. Но договориться не получилось, и суд приговорил его к исправительным работам на срок шесть месяцев с удержанием в доход государства ежемесячно 5% из заработной платы.
Сейчас он подал аппеляцию, но, по словам его адвоката Алисы Смирновой, скорее всего, оспорить судимость мужчины не удастся, так как на момент приговора факт отцовства еще не был оспорен в суде.
«Он же признавал свою вину, и дело рассматривали в особом порядке, то есть без проведения судебного следствия. В таком случае приговор не может быть обжалован в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, оспаривать приговор можно только в части наказания. Кроме того, он вовремя не обратился в суд с иском для оспаривания отцовства. Тогда рассмотрение уголовного дела могло бы быть прекращено, и обвинительный приговор не состоялся бы».
По словам Алисы Смирновой, иск об оспаривании отцовства уже подан – суд начнет его рассматривать 22 декабря. При этом бывшая жена также подала иск на лишение его родительских прав.
«Абсурдная ситуация. Мы будем просить о приостановлении рассмотрения дела, так как если суд признает, что он не является отцом ребенка, то иск о лишении прав уже не будет иметь смысла», – отметила Смирнова.
Несмотря на результаты тестов, Даниил не отказывается общаться с ребенком, так как он очень привязан к нему. Однако после получения иска об оспаривании отцовства мать запретила мальчику общаться с ним.
Между тем, Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла во втором, основном чтении законопроекты о привлечении к административной и уголовной ответственности неплательщиков алиментов, даже если они частично перевели средства на содержание детей и нетрудоспособных родителей. Неплательщику, согласно действующей редакции КоАП, могут грозить исправительные работы на срок до 150 часов, арест на срок от 10 до 15 суток или штраф в размере 20 тыс. рублей, передает ТАСС.
Кроме этого, Госдума приняла во втором чтении законопроект о внесении изменений в статью 157 Уголовного кодекса РФ, которая сейчас предусматривает в том числе исправительные, принудительные работы или лишение свободы на срок до одного года за неоднократную неуплату алиментов.
Неплательщик будет освобожден от ответственности при полном погашении задолженности в порядке, установленном правительством, гласит законопроект.
Ранее задолжавшего по алиментам более 600 тыс. рублей рязанца объявили в розыск.
|
«Мы пока не знаем, каким будет постковидный синдром у переболевших штаммом «омикроном». Именно постковидное состояние сокращает жизнь», – сказала газете ВЗГЛЯД вирусолог Анча Баранова. Ранее экс-министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что коронавирус ускоряет старение организма.
«Уже есть данные о том, что в развитых странах средняя продолжительность жизни сократилась на 1,5-2 года. И это при том, что далеко не все люди переболели коронавирусом – многие вакцинировались, кто-то не заражался вовсе. По прогнозам, по итогам пандемии средняя продолжительность жизни в развитых странах – в США и Европе – сократится примерно на 10 лет», – говорит профессор Школы системной биологии университета Джорджа Мейсона, главный научный сотрудник лаборатории функциональной геномики медико-генетического научного центра РАН Анча Баранова.
В России ожидаются такие же процессы, полагает она. «Насколько «омикрон» подрывает здоровье человека по сравнению с «дельтой» или предыдущими вариантами – это большой вопрос, ответа на который сейчас нет», – подчеркнула вирусолог.
Нельзя говорить, что все, кто переболел ковидом в тяжелой форме, проживут на 10 лет меньше. Среди погибших от ковида есть даже дети, что сильно влияет на данные статистики. «С точки зрения статистики, дети теряют наибольшую проектируемую продолжительность жизни. А человек, умерший от ковида в 92 года, вносит в такую статистику маленький вклад. То есть в среднем по популяции человека продолжительность жизни упадет на десять лет. Но что будет с каждым человеком отдельно, никто не знает. Организм может быть индивидуально устойчивым», – пояснила собеседник.
Как пояснила Баранова, расписать общую, универсальную предположительную схему влияния постковидного синдрома на скорость старения невозможно.
«У разных людей симптомы проявляются по-разному. Но понятно, что нужно увеличивать доступ кислорода к тканям, улучшать метаболизм и проводить комплексную реабилитацию. При современном ритме жизни это не самый доступный вариант. Далеко не у всех есть возможность пожить год в санатории, проходить при этом терапевтические процедуры и не работать», – напомнила Баранова.
«Вот в царской России уездный врач назначал барышне лечение в течение трех месяцев – и она уезжала на целый сезон в Кисловодск «на воды». Тогда можно говорить о серьезном восстановлении в течение продолжительного времени, а не за 10 дней. В идеале жителю крупного города, который тяжело перенес ковид, нужно уезжать в деревню к тетке, «в глушь» и вести там полностью здоровый образ жизни без стрессов», – говорит Баранова.
Реабилитация после перенесенного коронавируса похожа на постинсультное состояние, добавляет врач. «В обоих случаях восстановление должно проходить по одинаковому сценарию. У каждого организма свой ресурс. У молодых больше возможностей «откатить назад» повреждения от ковида. Уверена, что многих молодых людей, перенесших коронавирус, ждет прекрасное будущее. Но чем старше пациент, тем вероятность перенесения ковида «без хвоста» снижается, тем более с учетом накопленных заболеваний. На самом деле все заболевания – это признаки ускоренного старения», – пояснила Баранова.
Ковид в первую очередь «ударяет» по больным органам. «Степень изнашиваемости внутренних органов разная. Если у кого-то слабое место печень, то ковидное истощение ударит по печени, а если почки слабые, подорвет их. К сожалению, у многих из нас слабым местом стали мозг и нервная система. Многие эффекты постковида – это эффекты периферической нервной системы. Мы наблюдаем это в постоянном повышении температуры, тахикардии. И все это влияет на снижение продолжительности жизни», – посетовала специалист.
Главный специалист-гериатр (гериатрия – медпомощь пожилым и старым людям) Минздрава России Ольга Ткачева добавляет, что после перенесенной коронавируса «развивается так называемый постковидный синдром, в основе которого лежит длительный воспалительный процесс. Такой синдром – один из механизмов старения человека. Именно на основе этого появились предложения о том, что ковид вносит свою «лепту» в процесс старения».
«Чем тяжелее протекало заболевание, тем более выражено воспаление, которое продолжает тлеть в организме даже после выздоровления. Именно это «тление» приводит к преждевременному старению», – добавила эксперт.
Однако даже в случае легко перенесенного заболевания постковидный синдром может ускорять старение. Для противодействия Минздравом уже разработаны клинические рекомендации по реабилитации. «Это целый комплекс физических и диетических мероприятий и контроля за факторами риска развития хронических заболеваний. Самый главный фактор продления жизни – это отказ от вредных привычек. Нужно обязательно пользоваться возможностью пройти бесплатно диспансеризацию. Необходимо высыпаться, гулять, вести активный образ жизни, употреблять здоровую пищу», – подытожила Ткачева.
О том, что коронавирус ускоряет старение организма, заявила на этой неделе и бывший министр здравоохранения, глава Федерального медико-биологического агентства Вероника Скворцова. Только на «первых этапах» эти изменения обратимы и «могут быть скорректированы» за счет новых подходов «к формированию восстановительного лечения» переболевших COVID-19, считает она.