Келесеме что это ногайский

Ногайцы (ногай) — воинственный народ Северного Кавказа

Ногайцы — тюркский народ Северного Кавказа. В мире проживает около 110 000 человек. Предками ногайцев являются кочевые средневековые монголоязычные и тюркские племена.

Первое государственное образование народа — Ногайская Орда сформировалось после распада последней из великих держав кочевников Золотой Орды. Ногайская Орда принимала важное участие в политических, торгово-посреднических делах с соседними государствами, собирала дань с казанских татар, некоторых сибирских племен, башкир. В начале 16 века могла выставлять около 300 000 воинов. Хорошая военная организация позволила Ногайской Орде с успехом защищать и отстаивать свои границы, оказывать помощь соседним ханствам, дружинникам, русскому государству. Экономическую, военную помощь ей оказывала Москва.

Где живут

Народ проживает на территории Северного Кавказа в Дагестане, Ногайском, Бабаюртовском, Кизлярском, Тарумовском районах, Махачкале, Кизляре, Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии, Астраханской области, Чеченской Республике, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах. Небольшое количество ногайцев живет в Болгарии, Румынии, Казахстане, Узбекистане, на Украине.

Келесеме что это ногайский. Смотреть фото Келесеме что это ногайский. Смотреть картинку Келесеме что это ногайский. Картинка про Келесеме что это ногайский. Фото Келесеме что это ногайский

Название

Этноним «ногайцы» связан с военно-политическим золотоордынским деятелем Ногаем, жившим в 13 веке. Он провел консолидацию своих сторонников из разных этнических групп протоногайцев, которые получили свое название по имени прародителя. Ногай обращал основное внимание на роды узо-печенежского, кипчако-половецкого, алано-асского круга, так как основная часть монголов перешла на сторону Токтая. Самое ранее появление этнонима «ногайцы» в золотооардынской эпохе приходится на 1436 год. Другие названия народа: ногаи, крымские степные татары, ногайские татары. Самоназвания: ногай, ногайлар.

Ногайский язык принадлежит к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. В результате широко географического расселения народа образовалось 3 диалекта:

Литературный ногайский создан на основе ногайского говора и караногайского диалекта. На нем издаются газеты, транслируются передачи на радио. Графическая основа ногайской письменности несколько раз изменялась. До 1298 года она была основана на арабском письме, с 1928 по 1938 — на основе латиницы, с 1938 и по настоящее время — на кириллице.

Религия

Основная часть ногайцев — мусульмане, исповедует ислам суннитского ханафитского толка. Ислам постепенно начал проникать на территории проживания ногайских предков в 10-11 веках. В 1312 году после официального введения ханом Узбеком ислама, в Золотой Орде началась массовая исламизация. До наших дней в народе сохранились в некоторой степени древние языческие верования о духах-хозяевах стихий. Вместе с исламом пришел образ духа джинна. Среди ногайцев Большой Ногайской Орды широко было распространено учение братства йасавийа (также ясавия). В других группах преобладало учение накшбандия.

Во времена Ногайской Орды народ очень трепетно относился к могилам видных людей, в основном это были правители. Захоронения представляли собой целые архитектурные сооружения, которые возводились над местом погребения.

У ногайцев было два вида мечетей:

Очень большой урон религиозной жизни народа нанесла советская власть. Все мечети были разрушены, основная часть мулл, кадиев, ахунов, имамов, эфенди, муэдзинов репрессирована. Те, кто остался жить на родине, были вынуждены прекратить свою деятельность. В начале 90-х 20 века в Ногайской степи осталось лишь 2-3 муллы. Малое количество ногайцев из старшего поколения совершало намаз, но так как мечетей не было, все проводилось индивидуально. Не существовало даже религиозного домашнего обучения. Народ старался соблюдать правила своей религии, не употребляли свинину, проводили обрезание. Последние несколько лет религиозная жизнь начала постепенно возобновляться. Ведется строительство мечетей, появились имамы, муэдзины, проводятся религиозные обряды. Ногайцы отмечают праздник мавлид — день рождение Пророка, главные мусульманские праздники — Курбан-байрам, Ураза-байрам. При мечетях открываются мектебы, медресе. Некоторые ногайцы исповедуют ислам шафиитского толка и ваххабизм.

Келесеме что это ногайский. Смотреть фото Келесеме что это ногайский. Смотреть картинку Келесеме что это ногайский. Картинка про Келесеме что это ногайский. Фото Келесеме что это ногайский

В кухне народа раньше преобладали мясные и молочные блюда. Сегодня рацион ногайцев значительно обогатился за счет заимствования у соседних народов. Готовят из конины, ягнятины, делают различные колбасы. Из муки пекут лепешки, варят вид галушек инъкал, пельмени, жарят лукумы, пекут хворост, катламу. Из круп готовят вкусные, сытные каши, добавляют в них мясо. Используется кукурузная, пшеничная крупа, фасоль. С кашами принято подавать ногайский сыр ауырша. Супы в кухне занимают особое место, готовятся они с куриной лапшой, мясом, изделиями из теста. Популярны кисломолочные, сырные супы. Из сладостей самая популярная — соьк, готовят ее из пшена и сметаны. Другие лакомства ногайцев:

Главный национальный напиток — кумыс, помимо него пьют айран, хмельной напиток буза, медовый шербет, приготовленный по-особому ногайский чай. Сначала листья чая кипятят в воде, процеживают, добавляют сливки, домашнюю сметану, соль, черный перец. Напиток подают в пиалах с медом, маслом, сыром. Считается что у народа есть минимум пять видов чая.

На свадьбу готовят специальные блюда: вареная баранья грудинка, баурсакъ. Рожениц кормят куриным бульоном, шейкой птицы. На поминки обязательно готовят супы, блюда из мяса. Для гостей делают необычное блюдо «тузланган-кой баш» — вареную баранью голову, предварительно отмоченную в тузлуке.

Внешность

Одежда

Традиционная одежда ногайцев является этнокультурным историческим наследием народа, отличается неповторимой самобытностью, красотой. В основе костюма элементы одежды древних кочевников. Мужчины проводили большое количество времени верхом на лошади, что отразилось на одеже. Сапоги были с высокими голенищами, штаны широкого кроя, для удобной езды. Шепкены, капталы шили с запахом, открытой грудью.

Мужчины носили нательную рубаху (ишки коьйлек) до колен. Ее заправляли в шаровары, носили на выпуск. Сверху надевали куртку-безрукавку, обычно ее носили во время работы по хозяйству. В качестве верхней летней одежды надевали каптал. Некоторые народы называют его бешмет. Все мужчины, независимо от возраста, носили длинные капталы. Еще одной деталью верхней одежды был шепкен. В непогоду и жару носили бурку.

Важным атрибутом мужского костюма был поясной ремень «белбау» — узкий, с ременными подвесками, металлической пряжкой, пластинками с гравировками из золота и черни. Кушак — это не менее важная деталь костюма, представлял собой сложенную или скатанную полосу из шелка, длиной в 2 метра.

Причерноморские ногайцы носили три вида головного убора:

Женщины носили штаны, суженные у щиколоток, туникообразную рубаху, нательную рубаху, шелковый короткий кафтан, плотно облегающий фигуру, часто без рукавов, чтобы проще было работать. Носили распашное длинное платье, каптал, украшенный на груди 10 узорчатыми призматическими серебряными узорами. С верхней одеждой надевали передник, используемый при домашней работе. Женщины никогда не ходят с непокрытой головой. Традиционные головные уборы:

Жизнь

Издавна основным занятием народа было кочевое и отгонное животноводство, разводили лошадей, верблюдов, овец, крупный рогатый скот. Земледелие занимало незначительное место в жизни, выращивали овес, просо, пшеницу, занимались бахчеводством, садоводством, пчеловодством. Разводили домашнюю птицу: гусей, кур, уток. Охота и рыболовство являются древними занятиями ногайцев. На охоту ходили с ловчими обученными птицами: ястребами, соколами, беркутами, а также собаками.

Из ремесел развита обработка кожи, овчины, дерева, производили войлок, сукно, изготавливали бурки, головные уборы, сапоги, ковры-арбабаши. Из пуха гусей делали подушки, одеяла, перины, гусиное перо использовали для письма. Самые важные торговые пути Кавказа проходили именно через ногайские степи, среди которых Великий шелковый путь. Благодаря этому народ занимался торговлей и сбывал свои товары.

Жилище

В Черкесии ногайцы давно живут в домах. Дворы окружают плетневым, каменным забором, обмазанным глиной. Дом (уьй) строят из сырцовых кирпичей. Стены снаружи и внутри белят известью, мелом. Крышу в основном делают из черепицы. В жилище есть комната для гостей, помещение для приготовления пищи, где вся семья проводит основную часть времени. Все дома стоят к улице боком, у многих окна выходят только во двор. Вместо старинных очагов многие установили плиты. Раньше спали на глинобитных лежанках, покрытых кошмами. Встречаются они и сейчас у караногайцев. Сегодня убранство в домах современное. В аулах есть электричество, радио.

Кочевые ногайцы жили в кибитках. В центре жилища был очаг, вокруг него стелили кошмы для сидения. В глубине кибитки располагалось спальное место (тер). Справа от входа складывали вещи, домашнюю утварь, слева устанавливали изгородь, куда помещали молодняк. Сбрую и одежду развешивали на стены. У богатых ногайцев была кровать, на которой укладывали гостей. Кибиточное селение называлось «куп» и состояло из нескольких групп кибиток. В одном селении было 40-60 таких жилищ. Расставляли их по окружности, внутри круга между ними размещали скот. Раз в месяц народ менял свое место жительство, перевозя с собой жилища со всем имуществом.

Еще один тип жилища кочевых ногайцев, юрта, была двух типов: разборная (терме) и неразборная (отав). Остов жилища делали из деревянных складных решеток, скрепляли наверху купольными жердями из дерева, в центре они сходились в ободок. Сверху на него крепилось навершие решетчатого типа, которое служило окном и дымоходом. Дверь состояла из створок, открывавшихся наружу. Зимой ее утепляли кусками войлока. Каркас юрты снаружи обтягивали войлоком, внутри в зимний период утепляли циновкой, зажиточные использовали ковры. При плохой погоде дымоход закрывали куском войлока (серпик). На пол стелили войлок, ковры. Очаг располагался в центре жилища, на нем готовили пищу, обогревали юрту в холода. На очаге стоял треножник из железа — важный атрибут жизни кочевников. Богатые ногайцы покрывали юрту белым войлоком в несколько слоев, украшали красными лентами, тесьмой.

Стояли юрты ногайцев рядами, каждый ряд — выходцы из одной семьи. В самом центре стояла юрта старшего из родственников, он был главой всего квартала. Внутри жилища место женщины с восточной стороны, там же располагалась провизия, посуда, вещи. На северной стороне было почетное место, обложенное подушками. Здесь спал и сидел глава семьи. У ногайцев существовало многоженство, старшей всегда прислуживали остальные жены. Справа от мужа сидят мужчины, слева — все жены по старшинству.

Культура

Ногайские музыкальные инструменты:

Фольклор народа состоит из различных жанров:

Традиции

Раньше у народа существовала кровная месть, которая исчезла до революции. Родовая помощь заменилась на соседскую в 19 веке. До сих пор распространен обычай гостеприимства, ногайцы очень радушно встречают гостей, угощают самыми лучшими блюдами, спать укладывают на лучшем месте. Считается что, если в доме нет комнаты для гостей, это плохой дом. Первое, чем угощают гостя, это ногайский чай.

Важное место занимает рождение ребенка. Первые 40 дней после рождения младенца очень значимы, в этот период происходит этап его «очеловечивания». До 40-го дня ребенку дают имя, укладывают впервые в колыбель, сбривают волосы, снимают старую одежду, одевают в специальную рубашку (ийт коьйлек). Младенец, которому больше 40 дней называется «кыркынан шыккан бала».

Обряды, проводимые во время родов, открывают цикл жизни человека. К ним относятся:

Тело младенца считается сырым, чтобы оно поскорее затвердело, 40 дней ребенка купают в подсоленной воде. Обряд сбривания волос должен проводить дедушка ребенка со стороны матери «нагаш атасы». Он не приходит сам, ему привозят новорожденного домой. Родители дарят мужчине рубашку, он преподносит ребенку в виде дара бычка или барана. Первые волосы называются карын шаш, что переводится как «утробные волосы». Ногайцы верят, если их не сбрить, ребенок будет постоянно болеть, у него будет дурной глаз, его проклятия будут сбываться. Сбритые волосы мальчика заворачивают в платочек или кусок ткани, привязывают к хвосту лошади. Это сделает ребенка сильным, быстрым, выносливым как лошадь. Волосы девочки хранят дома в сундуке, чтобы она была хранительницей домашнего очага, трудолюбивой, хозяйственной. В народе про мальчиков, которые не оправдывают ожидания, говорят: «Его утробные волосы дома оставили наверно».

Первая рубашка ребенка называется «собачья», шьется из подола нательной рубахи свекра матери новорожденного или почтенного старца, чтобы младенец принял их мудрость, был долгожителем. Во время проведения обряда снятия старой рубашки пекут три хлеба, с отверстиями посередине. Один дают собаке, остальные детям. Первую рубашку снимают и продевают через отверстие в хлебе, который привязывается собаке на шею. Дети гоняют ее, чтобы она унесла все плохое в младенце. Детей после обряда угощают сладостями, чаем. У ногайцев считается неприличным ругать, ласкать, кормить детей на людях, особенно при старших родственниках.

Ежегодно перед Пасхой, в пятницу, дети идут на высокий холм Майтобе, на праздник Тепреш. В это день красят яйца, скатывают их с горки. Яйца у народа ассоциируются с новой жизнью, источником мироздания, широко применяются по сей день как символ плодородия.

Свадьба — важное событие у народа. Жену для парня выбирал семейный совет во главе с отцом. Мнение у жениха никто не спрашивал, все вопросы решали старшие братья, мужчины по отцовской линии. Избранницу выбирали очень тщательно, оценивали материальный статус, внешность, воспитание, хозяйственность.

Когда невеста выбрана, проводится сватовство. В дом приезжают мужчины во главе с почтенным старцем, знающим все традиции, обряды. Даже если жених семье и девушке на нравился, принимали его всегда с почестями. Сразу ответ давать не принято, сваты должны прийти еще один-два раза. В это время семья невесты узнает о женихе, оценивает его. Если родители согласны, они дают ответ, назначают день свадьбы, размер калыма. Примечательно, что дату свадьбы назначают с помощью астрологов. Калым у ногайцев большой, помимо него жених должен еще заплатить сверху деньгами. По причине отсутствия больших средств, иногда невесту воруют, чтобы ее родня снизила размер калыма.

Невеста вместе с матерью готовят приданое, шьют одежду для членов своей будущей семьи. Времени и сил на это уходит немало. После помолвки проводят малую свадьбу, во время которой жених передает калым, невеста дарит подарки родне мужа. Гостей угощают, невеста прощается со своим девичьим нарядом — красным платком. Ей уже приготовлен свадебный наряд, белый платок, который она носит после замужества. Перед свадьбой невеста приходила в дом будущих родственников, что означало приглашение на торжество.

Свадьба проводится осенью или весной. На торжестве не только пьют и едят, устраивают скачки, различные состязания, танцы. Молодожены танцуют свой первый танец — лезгинку. Гости во время танца дарят молодым подарки, деньги. Это считается первым капиталом их новой семьи, заработанным совместно.

Источник

Эволюция этнического состава Дагестана, часть 5: ногайцы

Я всегда считаю нужным, говоря о ногайцах, упоминать, что как они сами по себе, так и их основное место проживания (в первую очередь это Ногайский район, во вторую — территория Ногайской степи в целом) — не имеют никакого отношения к Дагестану, кроме административных рамок. За более чем пол века в умах тех, кто хотя бы знает о существовании ногайцев, уже устоялось, что это как минимум кавказский народ. Об этом важно говорить, потому как это одна из немногих причин обоснования того, почему у ногайцев не появилось собственной автономии в рамках Ставропольского края, в который входила территория Ногайской степи до присоединения её части Дагестану. Этот вопрос до сих пор периодически всплывает из-за различных этнических и социальных факторов.

Келесеме что это ногайский. Смотреть фото Келесеме что это ногайский. Смотреть картинку Келесеме что это ногайский. Картинка про Келесеме что это ногайский. Фото Келесеме что это ногайский

По состоянию на 1926 год практически вся этническая территория ногайцев входила в ДАССР. Например, территория Ачикулакского района, включавшего в себя территорию современного Нефтекумского района с небольшими изменениями. На тот момент границы плавали очень динамично, на территории Ногайского района низкий процент, поскольку из-за его нахождения в связке с русским Кизляром и окрестностями, а также территорией, практически идеально повторяющей территорию современного Шелковского района Чечни, также населённой русскими, на общей фоне ногайцев выходит куда меньше. Были ногайцы в небольших количествах и за Тереком в непосредственном контакте с находившимися там преимущественно кумыками.

Келесеме что это ногайский. Смотреть фото Келесеме что это ногайский. Смотреть картинку Келесеме что это ногайский. Картинка про Келесеме что это ногайский. Фото Келесеме что это ногайский

Собственно, прямо перед переписью 1939 «в целях успешного хозяйственного развития Ачикулакский, Караногайский, Каясулинский, Кизлярский и Шелковской район переданы в состав Орджоникидзевского края», на почти 20 лет ногайцы практически полностью оказались в поле одного субъекта — современного Ставрополья. Из тех, кто оказался оторван — несколько сёл в Бабаюртовском районе и бывший русский посёлок Сулак, которому впоследствии выпадет доля стать самым южным поселением ногайцев, пусть и в рамках большой Махачкалы. Здесь ногайцы поселились во время коллективизации. В целом особых изменений для ногайцев более не происходило, при выделении Ногайского района райцентром стал Терекли-Мектеб, который был на тот момент русско-ногайским селом, с постепенным ростом доли ногайцев.

Келесеме что это ногайский. Смотреть фото Келесеме что это ногайский. Смотреть картинку Келесеме что это ногайский. Картинка про Келесеме что это ногайский. Фото Келесеме что это ногайский

Далее происходит уже известный массовый сход горцев с гор, который хоть и частично, но задел Ногайский район. Особенно выросла доля даргинцев, однако с уверенным ростом ногайцев и уменьшением доли русских, доля самих ногайцев не изменилась совсем. Однако на севере района была найдена нефть, из-за чего появился Южно-Сухокумск, который быстро вырос и перерос райцентр. Но он находился в подчинении Кизляра, потому считался отдельно. Но интересно, что ногайцев туда совершенно не привлекали, как видно — нет и процента.

Келесеме что это ногайский. Смотреть фото Келесеме что это ногайский. Смотреть картинку Келесеме что это ногайский. Картинка про Келесеме что это ногайский. Фото Келесеме что это ногайский

Далее всё тоже самое. Доля ногайцев выросла за счёт почти полного оттока русских из района, даргинцы остались номером два с той же долей (до 10%), других дагестанцев тут так больше и не стало, все ехали в Южно-Сухокумск и Кизлярщину. При этом интересно, что доля ногайцев в Бабаюртовском районе осталась той же, учитывая всё, что там происходило (об этом больше в статье по кумыкам здесь). Не избежали ногайцы и общего тренда занимать Кизлярский и Тарумовский районы, которые исторически относились к их кочевым землям. Южно-Сухокумск так и остался без ногайцев, что достаточно странно (как собственно и сегодня). Да, он отдалён от остальных ногайских поселений, да, к нему даже из ногайского райцентра не попасть, дорога проложена через Кизляр. Но чтоб их там там совсем не появилось. загадка.

Келесеме что это ногайский. Смотреть фото Келесеме что это ногайский. Смотреть картинку Келесеме что это ногайский. Картинка про Келесеме что это ногайский. Фото Келесеме что это ногайский

Так или иначе, после распада СССР, наличие нелегальных сельских поселений хоть и не коснулось Ногайский район напрямую также, как кумыкские районы, наличие отгонных животноводческих хозяйств здесь также имеет место. Именно этот фактор многие называют основной причиной появления пустынь. Ногайская степь становится пустыней и сегодня. Вкупе с низким социально-экономическим положением района, численность населения падает и в самом районе, и в райцентре.

Келесеме что это ногайский. Смотреть фото Келесеме что это ногайский. Смотреть картинку Келесеме что это ногайский. Картинка про Келесеме что это ногайский. Фото Келесеме что это ногайский

Если бы Советы в своё время из территории Ногайской степи сделали некое подобие автономной области, как это было с Адыгеей или Карачаево-Черкессией, положение ногайцев могло бы сложиться куда лучше. Сегодня же ситуация такова, что в Ногайском районе живёт пятая часть всех ногайцев, на исторической территории их немногим больше половины, а каждый десятый — в автономных округах Урала (видно здесь). Прогнозы на какое-то оздоровление этно-демографической ситуации в этом регионе я не вижу.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал, чтобы ничего не пропустить.

Источник

Ногайцы, правильно – ногаи (ногайляр)

Ногайцы, правильно – ногаи (ногайляр)

В настоящее время ногаи географически подразделяются на четыре группы: кубанские в Карачаево-Черкесии, кумские в Ставрополье, караногайцы в Дагестане и карагаши в Астраханской области. Кыпчаки (кыпшаклар) представлены, главным образом, в составе караногайцев (Ногайский район Дагестана) и кубанских ногайцев (Ногайский район Карачаево-Черкесии). Этнические подразделения: костамгалы-кыпшак, отекайлы-кыпшак, буйрабас-кыпшак, казан-кулак-кыпшак, туркмен-кыпшак, кыпыз-кыпшак, кыпшак-кыпшак, орманши-кыпшак, тикмуйиз-кышак, кытай-кыпшак, шабайлы-кыпшак, маматакайлы-кыпшак, тизгиншекли-кыпшак, аювшы-кыпшак и ягылбайлы-кыпшак. В составе кубанских ногайцев этнические (в прошлом – родовые) подразделения трансформировались в патронимии: кыпшаки (купшаки), например, стали Купшаковыми, а отделившиеся от кыпшаков «кобелеклер» стали носить фамилию Кубековы. Имеют три разных тамги, одна из которых («кос алип», т. е. II) идентична начертанию тамги казахских кыпчаков. Другая тамга («I») напоминают тамгу казахов-канглы.

По физическому облику кыпчак-ногаи не отличаются от ногайцев других групп, относящихся к варианту южносибирской расы, лишь кубанские ногайцы отличаются примесью европеоидных черт.

Говорят кыпчак-ногаи на кубанском и караногайском диалектах ногайского языка.

Численность кыпчаков в составе ногайцев не известна.

Этногенез. Ногайский этнос сложился на основе тюркских (при преобладании кыпчаков, язык которых лёг в основу ногайского языка) и монгольских (при политическом доминировании мангытов) племён в границах Ногайской Орды (Мангытский юрт) в XV–XVI веках. Распад Ногайской Орды, а также уход части орды Казыя на Кубань, вторжение калмыков в коренные земли Ногайской Орды (от Волги до Эмбы и Иргиза) рассеяли некогда единый этнос на несколько частей, причём часть их ушла к казахам, другая – в Крым, остальные в XVIII веке расселились на Северном Кавказе.

В XIX – начале XX века значительная часть ногайцев эмигрировала в пределы Османской империи, причём в Турции переселенцы были ассимилированы турками, а в Румынии сохранили этническую самобытность, но утратили этноним – там они называются татарами.

По традиционному хозяйству и религии (мусульмане-сунниты) кыпшак-ногаи не отличаются от ногайцев других этнических групп.

Литература: Керейтов Р.Х. Этническая история ногайцев. Ставрополь, 1999.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Как надо правильно грабить банки

Как надо правильно грабить банки И многие жертвы Холокоста, и присвоившие их собственность нацисты имели счета в швейцарских банках. Множество депозитов и счетов до востребования оказались «спящими» — их владельцы либо умерли, либо потеряли к ним доступ, а наследники не

Как надо правильно грабить банки

Как надо правильно грабить банки И многие жертвы холокоста, и присвоившие их собственность имели счета в швейцарских банках. Множество депозитов и счетов до востребования оказались «спящими» — их владельцы либо умерли, либо потеряли к ним доступ, а наследники не имели

Как правильно: «опробуеца» или «апробуэтца»?

Как правильно: «опробуеца» или «апробуэтца»? Читатель вправе спросить: каким все же государственным деятелем была императрица Анна Иоанновна? Ответ прост: да никаким! Совершенный ноль! Для того чтобы на пространном докладе или челобитной нацарапать: «Быть по сему»,

Правильно ли лечили Сталина?

Правильно ли лечили Сталина? Приступая к своему исследованию, я посмотрел основные нормы лечения, которые были приняты в то время. Чем же лечили Сталина? Если, естественно, не принимать во внимание клизмы и растирания (например, зачем обтирать Сталина ароматическим

Правильно понимать ритуалы

Правильно понимать ритуалы Древние придерживались той точки зрения, что наилучший способ поклонения богам — торжественные ритуалы, такие как жертвоприношения или празднества. Чрезвычайно важно было совершить ритуалы правильно, иначе они «не сработают», а люди и

Главный принцип руководителя: правильно и неправильно

Главный принцип руководителя: правильно и неправильно Истинный руководитель должен верно понимать эти два положения. Если он знает, как добиться первого и избегнуть второго, то выберет безошибочный путь руководителя. Правильно и неправильно — это лишь хорошо и плохо. И

О том, что жениться желательно правильно

О том, что жениться желательно правильно Средневековые англичане подходили к вопросам брака не менее основательно и трепетно, чем это делаем мы, но, как люди верующие, более занятые и более практичные, излишними церемониями они себя не обременяли. Дело в том, что никаких

6 Правильно ли лечили Сталина?

6 Правильно ли лечили Сталина? Приступая к своему исследованию, я посмотрел основные нормы лечения, которые были приняты в то время. Чем же лечили Сталина? Если, естественно, не принимать во внимание клизмы и растирания (например, зачем обтирать Сталина ароматическим

Глава 12 Я МОЛИЛСЯ, ЧТОБЫ УГАДАТЬ ПРАВИЛЬНО

Правильно ли мы понимаем исторические процессы?

Правильно ли мы понимаем исторические процессы? Век ощущать нас грохотом привык. Мой голос не гремит- звучит негромко, Уж где ему настигнуть слух потомка- ему дойти хотя бы до живых. В конце двадцатого столетия в нашей стране вновь возник интерес к истории предков,

«Поэтому правильно, что они должны бороться против нас»

«Поэтому правильно, что они должны бороться против нас» Если СДПГ и КПГ должны были в полной мере принять на себя вину за триумф Гитлера, то это должен сделать иСионистский союз Германии. Исходя из распространенного благоразумия, можно было бы предположить, что сионисты с

Сталин поступил правильно?

Сталин поступил правильно? Глубоко анализирует эту мысль в своей книге о трагедии 37-го года писатель Вадим Кожинов. Он называет весьма спорным распространенное убеждение, что уничтожение Сталиным верхушки Красной армии привело к ее ослаблению и к последующей катастрофе

Т. М. Феофилактова НОГАЙЦЫ И ЗАПАДНЫЕ АДЫГИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В

Т. М. Феофилактова НОГАЙЦЫ И ЗАПАДНЫЕ АДЫГИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В На Правобережной Кубани жили ногайцы, на Левобережной — западные адыги. Их называли черкесами, или горцами. Первые вели кочевой образ жизни. Об этом писал французский консул в Крыму М. Пейсонель: «Ногайцы

«Мы не правильно анализировали ситуацию…»

«Мы не правильно анализировали ситуацию…» Десять лет спустя Георгий Мирский — главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Академии наук СССР, профессор, доктор исторических наук, один из ведущих специалистов-востоковедов страны,

3. Правильно ли мы понимаем исторические процессы?

3. Правильно ли мы понимаем исторические процессы? Век ощущать нас грохотом привык. Мой голос не гремит- звучит негромко, Уж где ему настигнуть слух потомка- ему дойти хотя бы до живых. В конце двадцатого столетия в нашей стране вновь возник интерес к истории предков,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *