Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является

Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является

В последние 20 лет получил известность новый подход к организации мира и нашему существованию в нем. Интегральный. Он показывает, как части жизни — работа, отношения, творчество, вечеринки, дети — связаны друг с другом.

Но что если мы применим его к духовности? Автор интегральной теории Кен Уилбер так и сделал. Он написал книгу о том, как взять главное от разных культур и собрать жемчужины знания воедино. Как великие религии могут выступать проводниками человеческого развития. Как духовность может совмещать пути традиционного Востока и передового Запада.

Уилбер дает ответы на самые острые вопросы духовности. О ее месте в повседневной жизни, стадиях духовного развития, роли медитации и созерцательных практик… Чтение не будет легким — как и всегда с книгами Уилбера. Но результат вас ошеломит.

Где находится дух?

Многое ли современный человек знает о духовности? Давайте проведем мысленный эксперимент. Представьте себе следующих мужчин (или женщин).

Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является. Смотреть фото Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является. Смотреть картинку Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является. Картинка про Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является. Фото Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является
Интегральная духовность

1. В костюме от «Армани». 2. За рулем красного «Феррари». 3. Нападающего футбольной команды. 4. Профессионального юмориста. 5. Математика. 6. В майке без рукавов, качающегося в спортзале. 7. Олимпийского чемпиона по плаванию. 8. Университетского профессора. 9. Фотомодель. 10. Любовника.

А теперь скажите, кто из них, по вашему мнению, самый духовный? Произойдет кое-что забавное. Почему-то мы воспринимаем большинство этих людей не очень духовными. Но на самом деле физическое совершенство, красота, ум, рассказывание анекдотов и другие категории духовны по своей природе.

Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является. Смотреть фото Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является. Смотреть картинку Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является. Картинка про Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является. Фото Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является
Это новый мир, новая духовность, новое время, новый мужчина и новая женщина. — Источник

Добро пожаловать в мир

В прошлые времена, если вы, скажем, рождались китайцем, вам суждено было просуществовать всю жизнь в одной культуре, нередко живя в одной провинции, иногда в одном доме — любя и умирая на нескольких пядях земли. Но сегодня мы имеем не просто свободу передвижения — мы можем погрузиться в любую культуру.

Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является. Смотреть фото Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является. Смотреть картинку Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является. Картинка про Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является. Фото Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является
Звучит сложно? С одной стороны, да. Но результаты могут удивить простотой и изяществом. — Источник

Вот на что нацелен интегральный подход. Он вбирает в себя весь мировой опыт и в итоге дает нам 5 ключей к эволюции человека: квадранты, уровни, линии, состояния и типы.

Множество линий

Вы замечали, насколько неравномерно мы развиты? У кого-то все хорошо с логикой, но плохо с эмоциональной чувствительностью. Другие сообразительны, но отстали в моральном плане. А человек с выдающимися эмоциональными способностями порой не может сложить два и два.

У каждого из нас множество способностей, или линий развития. Самые важные из них — когнитивная, эмоциональная, моральная, сексуальная, эмоциональная. Каждая может развиваться. Вы не должны быть мастером во всех, но знать их — значит иметь доступ к своему потенциалу.

Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является. Смотреть фото Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является. Смотреть картинку Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является. Картинка про Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является. Фото Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является

Психограмма человека, у которого развиты когнитивные способности и неплохо — межличностные, но почти не развиты моральные и эмоциональные

Определите, где находятся ваши величайшие возможности, с помощью психограммы. Нарисуйте 5 главных линий развития (как в примере) и обозначитьте стадии, на которых находитесь.

Бой с тенью

Наряду со своими сильными сторонами важно видеть темные. Мы часто отвергаем части своего «я»: влечения, чувства, качества.

Например, вы начинаете злиться на руководителя, но эти чувства угрожают вашему самоощущению («я добрый человек, а добрые не злятся»). Тогда вы можете вытеснить эту злость. Но простое отрицание не избавит от нее, — она проявится как отчужденная. И неожиданно весь мир наводнится людьми, которые, как вам кажется, очень злы.

Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является. Смотреть фото Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является. Смотреть картинку Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является. Картинка про Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является. Фото Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является
То, что вас больше всего раздражает в других, на самом деле — ваши теневые качества. — Источник

Все это рождает страх, тревогу, тоску, непонимание самого себя, а иногда депрессию. Выход — подмечать то, что вас больше раздражает в других. И возвращать себе отчужденные качества.

От стадии к стадии

Наше сознание развивается, последовательно проходя через несколько стадий. Их можно назвать архаической, магической, мифической, рациональной, плюралистической и интегральной. Или собрать в линию ценностей: от борьбы за выживание — к единству. Или обозначить цветами — от красного к фиолетовому.

У каждой из них есть свой вариант науки, искусства, духовности и морали и других линий. Существуют красная наука и красная духовность, янтарная наука и янтарная духовность, оранжевая наука и оранжевая духовность. Проблемы возникают, когда мы путаем стадии и уровни: например, мифический уровень духовного интеллекта с самим духовным интеллектом. Тогда развитие тормозится.

Что еще в книге

Важнейшая роль религии в современном мире — функция конвейерной ленты развития человечества. С ее помощью мы не проходим все стадии с нуля. Например, не начинаем обучаться в медицинском с прикладывания пиявок к телу больных, а сразу получаем последние знания.

Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является. Смотреть фото Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является. Смотреть картинку Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является. Картинка про Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является. Фото Кен уилбер полагает что конечной целью преодоления дихотомий человеческой психики является
В новой книге Кена Уилбера вы услышите отголоски других его книг, например, «Краткой истории всего». И сможете еще больше погрузиться в интегральный подход. — Источник

В книге вы найдете:

Состояния, стадии, линии, квадранты, типы — постепенно кусочки пазла сложатся в общую картину. Вы почувствуете себя в цельном, бесшовном, обжигающем Сейчас. Там, где все кончается. И начинается снова.

Источник

Кеннет Уилбер

Каждый, кто отделился от истока, жаждет вернуться к состоянию единства.
Д. Руми

Если свести вместе два разума, всегда появляется третий, высший разум, который незримо способствует их сотрудничеству.
У. С. Бэрроуз, Б. Джизн

(* Основные книги: «Никаких границ. Восточные и западные пути личностного роста»; «Проект Атман. Трансперсональный взгляд на человеческое развитие»; «Око Духа. Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира»; «Спектр сознания», «Глаза в глаза», «Дружелюбный Бог», «Один вкус. Дневники Кена Уилбера»; «Интегральная психология. Сознание, Дух, Психология, Терапия»; «Краткая история всего»; «Благодать и мужество»; «Интегральная духовность» и др.).

Хотя способность систематизировать разные идеи и точки зрения все еще остается редким даром, человечеству никуда не уйти от этого: вся человеческая культура ведет к такому интегрирующему синтезу. Кен Уилбер является наиболее ярким представителем интегральной психологии, которая стремится объединять достижения различных психологических теорий, в том числе психологии развития, эволюционной психологии, глубинной психологии и когнитивных наук, а также трансперсональной психологии и мистических учений Востока и Запада. Задача Уилбера — найти каждой из них свое место в общей картине человеческого сознания. Можно сказать, что многочисленные работы К. Уилбера — своеобразный путеводитель по путям и тайнам духовной жизни.
К числу интегральных мыслителей, кроме Кена Уилбера, относят Шри Ауробиндо, Жана Гебсера, Клэр Грейвз, Эрвина Ласло, Джорджа Леонарда, Майкла Мёрфи, Уильяма Ирвина, Харидаса Чаудхури, Георга Фейерштейна.
Термин «интегральная психология» введен Индрой Сеном, учеником Шри Ауробиндо, основавшим школу интегральной йоги. Хотя это понятие известно с 40-х годов, книга «Интегральная психология: психологическая система Шри Ауробиндо», была опубликована Международным центром образования Шри Ауробиндо только в 1986 году.
Дальнейшему развитию интегральной психологии во многом способствовал Харидас Чаудхури, предложивший триаду принципов уникальности, взаимосвязанности и трансценденции, соответствующих личностной, межличностной и надличностной сферам человеческого опыта.
Согласно Кену Уилберу, интегральный подход отвергает редукционизм (то есть упрощение какого-то феномена до одного из своих аспектов). При этом в интегральной психологии рассматриваются не только западные психологические модели, затрагивающие доличностные и личностные стороны психологии, но и совокупная восточная мудрость с ее подчеркиванием надличностных уровней развития.
Кеннет Уилбер является наиболее влиятельным представителем интегральной психологии и философии и самым переводимым академическим автором в США. Написанные им шестнадцать книг о духовности, психологии и науке переведены в двадцати странах. Он считается создателем интегрального подхода, основателем Интегрального университета в Денвере и ведущим теоретиком трансперсональной психологии в мире. Интегральный университет — это исследовательский центр по изучению научных и социальных вопросов в рамках интегрального и нередукционистского подходов к миру.
В США издано восьмитомное собрание сочинений Уилбера, которого считают первым американским философом, чье собрание сочинений опубликовано при жизни автора. В Интернете насчитывается более 300 000 ссылок на его работы. Кена Уилбера иногда называют «Эйнштейном в области человеческого сознания» и «самым всесторонним философским мыслителем нашего времени». «Его знание литературы поистине энциклопедично, аналитический ум работает проницательно и систематично, ясность его логики удивительна» *. (* Автор цитирует характеристику К. Уилбера, данную ему С. Грофом)
Многочисленные поклонники Кена Уилбера ставят его в один ряд с Аристотелем, Хайдеггером, Ницше или Уайтхедом, а его книги называют «наиболее значительными из когда-либо опубликованных книг». Автор «Мировых религий» Хьюстон Смит недавно заявил: «Никто — даже К. Г. Юнг — не сделал так много, как К. Уилбер, для того чтобы западная философия открылась к проверенным веками прозрениям традиций мировой мудрости. Медленно, но верно, книга за книгой, Кен Уилбер закладывает основы подлинной психологии Востока-Запада».
Естественно, у Уилбера есть много противников, но даже они не отрицают синтезирующей мощи практически всех областей человеческого знания, достигнутой этим мыслителем.

Он предложил связное и логически последовательное представление, которое непротиворечивым образом связывает воедино фундаментальные положения из таких областей, как физика и биология, эко-наука, теория хаоса и системные науки, медицина, нейрофизиология и биохимия; искусство, поэзия и общая эстетика; психология развития и весь спектр психотерапевтических направлений, от Фрейда до Юнга и Пиаже; теоретики Великой Цепи, от Платона и Плотина на Западе до Шанкары и Нагарджуны на Востоке; модернисты, от Декарта до Локка и Канта; идеалисты от Шеллинга до Гегеля; постмодернисты от Фуко и Дерриды до Тэйлора и Хабермаса; основная герменевтическая традиция от Дильтея до Хайдеггера и Гадамара; теоретики социальных систем от Комте и Маркса до Парсонса и Лухманна; созерцательные и мистические школы великих медитативных традиций на Востоке и Западе, в главных мировых религиях.
Работая в рамках нового сознания, Уилбер примиряет между собой различные конфликтующие подходы, пытаясь сделать их согласующимися друг с другом и приводя к «ориентирующим обобщениям». Синтез Уилбера и есть феноменология всего человеческого знания на уровне «ориентирующих обобщений» или сети смыкающихся заключений. По его собственному мнению, система, которую он предлагает, вмещает самое большое количество ориентирующих обобщений из разных областей человеческого познания, являясь одной из первых правдоподобных мировых философий, синтезирующих Восток и Запада, Север и Юг. Свидетельствует К. Уилбер:

Я не верю, что хоть один человеческий ум способен на стопроцентную ошибку. Поэтому, вместо того, чтобы спрашивать, какой подход верен, а какой — нет, мы допускаем, что каждый подход прав, но лишь частично, а потом пытаемся выяснить, как подогнать друг к другу эти частичные истины, как объединить их — а не как выбрать одну из них и отбросить остальные.

Метод Уилбера — поиск не противоречий между разными подходами, но отыскание того, как они согласуются друг с другом. «Именно так создается настоящая мировая философия». Уилбер как раз и показывает эту «согласованность». «В противном случае, — говорит он, — мы имеем нагромождения, а не целостности, и, в действительности, не проявляем уважения к чему бы то ни было».
Будучи одним из основоположников интегральной психологии и интегральной политики, Уилбер ставит также цель, используя обширнейшие материалы психологии, мистицизма, религиоведения, постмодернизма, эмпирической науки и теории систем, разработать интегральную теорию сознания. По его мнению, в совокупности его концепции формируют целостную картину Космоса, то есть всех проявлений бытия, включая различные области сознания. Вот как он сам формулирует цель своего творчества:

Кто-то назвал бы эти интегральные устремления «яркими проблесками подлинного Нисхождения вездесущей Мировой Души». Другие просто скажут, что для этого пришло время. Но вот что мне кажется несомненным: менее всеобъемлющие подходы начинают терять свою привлекательность; обаяние флатландии, зов фрагментации, регрессивное притяжение редукционизма становятся гораздо менее интересными.
Если мы можем верить многовековой коллективной мудрости человечества, мы, пожалуй, можем сказать:
Этот Эрос — тот самый Дух-в-действии, который первоначально выплеснул себя вовне, создав огромное морфогенетическое поле чудесных возможностей (известное как Великая Цепь Бытия). Он начинал, став материей, продолжал, становясь жизнью, и далее начал пробуждаться как ум. Продолжая свою эволюционную игру, тот же Дух-в-действии дифференцировал себя на модусы Блага, Истины и Красоты. А ныне именно этот же самый Дух-в-действии, начинающий осознавать себя на коллективном уровне, положил начало эпохе интегрального охвата — от глобальной деревни до глобальных коммуникаций, интегральных теорий и сетевого общества — медленно связывая воедино осколки мира, который забыл, как быть небезразличным.
Точно так же именно этот Дух-в-действии написал данную книгу, и именно он ее сейчас читает. От подсознания к самосознанию и сверхсознанию продолжается великая Игра и течет великая Река, неся все свои чудесные потоки в океан Одного Вкуса, который, в действительности, никогда не был утерян и потому никогда не может быть найден, как тот звук дождя на крыше храма, что только один и существует.

Получив образование в области естественых наук (медицина, химия и биология), Кен Уилбер как писатель сформирован восточной философией, прежде всего Дао дэ-цзин, философиями Нагарджуны, йогачара, положения которых составляют основу его подхода, а также дзогчена, махамудры и абхидхармы. Среди мыслителей, оказавших влияние на К. Уилбера, называют Блаженного Августина, Мейстера Экхарта, Пьера Тейяра де Шардена, Ральфа Эмерсона, Альфреда Уайтхеда, Алана Уотса, Юргена Хабермаса, Шри Ауробиндо, Роберто Ассаджоли, Жана Гебсера, Абрахама Маслоу, Джеймса Марка Болдуина, Эриха Янча, Станислава Грофа, Руперта Шелдрэйка, Эрика Эриксона, Говарда Гарднера, Эдварда Хэскелла, Франсиско Варелу, Артура Янга.
Кен Уилбер выяснил, что разные формы психотерапии обращаются к разным уровням спектра человеческого сознания и попытался, во-первых, устранить границы между ними и, во-вторых, продвинуться за их пределы. Тем самым им предпринята грандиозная по своим масштабам попытка преобразования сознания человека в направлении «предельного состояния сознания» в рамках холистического подхода.
В своей первой книге «Спектр сознания» (1973) Уилбер попытался синтезировать восточную и западную школы психологии. Хотя поначалу более двух дюжин издательств отказались ее публиковать, выход этой книги в 1977-м принес автору признание в академических кругах и репутацию оригинального мыслителя. В книге прослеживаются многие черты его последующих работ, в том числе «интегральный подход», согласно которому различные школы философии, психологии, антропологии, психотерапии и т. д. трактуются не как конкурентные или взаимоисключающие, но как справедливые лишь в определенных частях полного «спектра сознания» и потому дополняющие друг друга. В этой книге развита методология «всесекторной, всеуровневой» модели сознания, получившая название AQAL.
Сокращенная версия книги «Спектр сознания» опубликована под заголовком «Никаких границ» (1979). Аннотация последней хорошо передает ее содержание:

В 1977 году опубликована статья Кена Уилбера «Интегральная теория сознания», в которой автор перечисляет двенадцать областей психологии, которые способны внести вклад в создание интегральной модели сознания. Это, по оценке самого Уилбера, — «романтический» период его творчества, который он называет «Уилбер-I».
В 1978 г. Уилбер стал одним из основателей и главным редактором журнала «Ревижн» (1978–1982), сыгравшего важную роль в развитии трансперсональной психологии.
В последующих книгах К. Уилбера «Проект Атман» (1980) и «Восхождение из Эдема» (1981) прослежена эволюция психологии развития и истории культуры от доличностных уровней через личностные к надличностным. В них уже видна его принадлежность к трансперсональной психологии и холотропной (интегральной) философии: «Это всестороннее видение охватывает эволюцию сознания от материального мира и отдельного человека до неразрывной пары Атман-Брахман, а в обратном движении — от абсолюта до проявленных миров» *. (Здесь автор цитирует книгу С. Грофа «За пределами мозга»).
К. Уилбер выделяет девять уровней развития человека, в которых первые три относятся к доличностному уровню, следующие три — к личностному и последние три — к надличностному, трансперсональному уровню. Важная идея Уилбера: на всех уровнях эволюции мотивирующей силой является целенаправленное стремление человека к космическому единству.
Эволюцию сознания К. Уилбер рассматривает как иерархически развертывающуюся последовательность стадий, в которой сознание прогрессирует от низших уровней к высшим. Каждый новый уровень интегрирует в себя предыдущий, демонстрируя при этом новые (эмерджентные) свойства, связанные только с этим уровнем. Каждый уровень содержит определенный вид структуры личности и вероятную уязвимость для разных патологий, относящихся к данному уровню.
За разнообразием разных стадий эволюции сознания Уилбер просматривает схожие принципы и механизмы и вводит понятия трансляции (в противовес трансформации), на различных уровнях бессознательного (базисный, архаический, погруженный, внедренный, эмерджентный), а также радикально пересматривает многие идеи психоанализа.
Содержание книги «Проект Атман» сам автор описывает следующим образом: развитие — это эволюция, эволюция — это трансценденция, а конечная цель трансценденции — Атман, то есть предельное Сознание Единства в едином Боге *. (* Атман, так же как и Брахман — одно из ключевых понятий традиции индуизма. Атман — это запредельный Абсолют (Брахман) в человеке. При этом важно отметить, что Атман представляет собой не «часть» Брахмана, но неким парадоксальным образом тождественен целому Брахману). Все возможные влечения сводятся к этому одному Влечению, все же-лания являются разновидностями этого Желания, все усилия и порывы подчинены этой Тяге — и все это движение в совокупности представляет собой то, что мы называем «проект Атман», — влечение Бога к Богу, Будды к Будде, Брахмана к Брахману, которое первоначально реализуется через посредство человеческой психики и с самыми разными результатами — от экстатических до катастрофических. В прологе к этой книге Кен Уилбер пишет:

По словам философа Яна Смэтса, куда бы мы ни взглянули в природе, мы не увидим ничего, кроме целостностей. И притом не простых целостностей, а иерархических: каждое целое является частью какого-то более крупного целого, которое само входит частью в еще большее целое. Поля внутри полей, внутри новых полей, протянувшихся через космос и связывающих каждую и вся¬кую вещь с любой другой.
Вселенная, продолжает Ян Смэтс, — это не бездумно статичная и инертная целостность — космос отнюдь не ленив, он является активно действующим и даже созидательным. Он стремится производить целое все более высокого уровня, все более всеобъемлющее и высоко организованное. Этот всеобщий космический процесс в его развертывании во времени есть не что иное, как эволюция. А тяготение ко все более высоким уровням единства «Я» Смэтс назвал холизмом.
Если продолжить эту линию размышлений, мы могли бы сказать, что поскольку человеческий разум или психика является аспектом космоса, то в ней самой вполне можно найти то же иерар-хическое расположение целых внутри других целых, от простейших и самых рудиментарных до наиболее сложных и всеобъемлющих.

Книга кончается словами:

Обязанность души в этой жизни — вспоминать. Буддистские термины смрити и сатти-патхана, индуистский смара, суфийский зикр, платоновское припоминание-собирание, христианский амамнесис, — все эти термины означают «припоминание». «Именно сбой во вспоминании, — говорит Кумарасвами, — увлекает с вы¬сот вниз душу, которая шествовала вместе с Богом и имела какое-то видение истин, но не была способна их удержать». В этом, конечно, и точный смысл послания, которое содержится в «Бардо Тодол». Не удивительно, что Нейман пришел к выводу, что «главная задача человека в мире — вспомнить своим сознательным умом, каким было знание до пришествия сознания». Сходным образом, «Цаддик обнаруживает потерянное с рождения, и возвращает человеку».

Итак, душа, окончательно вспомнившая и видящая всё это, хотя бы смутно, может лишь остановиться в удивлении: как можно было всё это забыть? Как можно было отречься от того Состояния, которое есть единственная Реальность? Как могла моя душа настолько погрузиться в это, что ее окружает одно лишь несчастье? Но видеть это сейчас, вспоминать только Бога во всем, что проходит и отмечать благодать этой единственной Самости, вне которой нет ничего — как можно было пропустить этот знак? Как можно было пропустить этот знак…
И в этом окончательном вспоминании, от воздействия единственного Бога в абсолютной Тайне и радикальной Непознаваемости раз и навсегда прекращается проект Атман. Нет больше проекта Атман, ибо есть только единственный Атман, радикальный, сияющий, всепроникающий, совершенно экстатичный в своем освобождении, совершенно обычный в своем действии, совершенно очевидный по своей природе. Но Атман — это Невидимое. Атман — это Непознаваемое. Атман — это Непроизносимое. Предсущий всему, что возникает, Он не является чем-то иным, чем все возникающее, и потому его, в конце концов можно увидеть. Вот что говорит Доген Дзендзи:
Это медленно плывущее облако ничтожно! Какие же мы все лунатики! В пробуждении одна великая истина: Черный дождь стучит по крыше храма.
На протяжении всех эонов мы стремились к этому. На протяжении эонов мы хотели этого. Но на протяжении эонов было толь¬ко это: черный дождь стучит по крыше храма…
А поскольку всегда есть только Атман, то никакого проекта Атман в сущности никогда и не было.
О цели книги «Восхождение из Эдема» Уилбер пишет: «Я постарался показать, что коль скоро человеку удалось развиться из амебы, он, в конечном счете, находится на пути к Богу, однако пока что пребывает во власти немыслимого промежуточного состояния, известного как проект Атман. И теперь эволюционное движение продолжается от единства к единству, пока в конечном счете не останется только одно Единство, а проект Атман не растворится в проявлении самого Атмана».
Эти книги, посвященные глубинной сущности религий, философий и духовных практик, привлекают всеобъемлющим синтезом восточного и западного знания о человеке, а также ясностью, систематичностью и всеохватывающим подходом, не знающих границ. В них прослежены интегральные модели индивидуального развития; культурной и социальной эволюции; эпистемологии и философии науки; социологии, а также разнообразные проблемы психопатологии и психотерапии. В книге «Восхождение из Эдема» Уилбер использует модель индивидуального развития в качестве концептуальной схемы для культурного картирования эволюции человеческого познания и сознания. Этот период своего творчества автор обозначает как «Уилбер-II».
В 1984–1986 гг. Уилбер публикует серию статей «системно-эволюционного» периода, названного им «Уилбер-III».
В 1995 Уилбер выпустил 800-страничную монографию «Пол, экология, духовность: дух эволюции», которая, по его замыслу, должна была стать первым томом трилогии «Космос» и первой работой «интегрального» периода «Уилбер-IV». В этой книге он анализирует эволюцию человека — его мозга, сознания, общества и культуры — от ранних гоминид до настоящего времени и соотносит ее с такими феноменами как эволюция взаимоотношений полов, отношение человека к земле, технологии, философии, религии и многое другое. Предпринимая такое сравнение, Уилбер критикует не только Западную культуру, но и контркультурное движение в целом, трансперсональную психологию, а также и романтически и упрощенно понимаемую «Вечную Философию». Более популярная версия этих идей изложена в «Краткой истории всего» (1996), в которой автор пытался связать воедино бизнес, политику, науку, духовность и жизнь в целом, показав, что они интегрированы в теории спиральной динамики.
Человеческое развитие, согласно Уилберу, совершается в соответствии с определенными стадиями, часть из которых выходит за границы традиционных представлений западной психологии. Только успешно проходя через каждую стадию эволюции, считает Уилбер, возможно сначала развить здоровое чувство индивидуальности, а затем испытать опыт более высоких состояний, которые превышают личность человека и включают ее в себя.

В действительности, Уилбер обвенчал Фрейда и Будду, которых до этого разделяли на первый взгляд непреодолимые противоречия. И это была только первая из его многочисленных оригинальных идей. Название этой книги обманчиво кажется слишком размытым. «Краткая история всего» дает читателю именно то, что обещает. Она раскрывает длительный период истории, от Большого взрыва до постмодернистского настоящего. По ходу повествования она стремится понять часто кажущиеся противоречивыми различные пути развития человеческих существ: эмоциональный, сознательный, нравственный, духовный. И при всей ее широте, книга необыкновенно кратка и компактна.

В «Оке Духа» (1997) представлено панорамное изложение интегрального подхода и интегральной критики. В стремлении к интегральному подходу автор предпринимает попытку согласованного объединения практически всех областей знания от физики и биологии, теории систем и теории хаоса, искусства, поэзии и эстетики, до всех значительных школ и направлений антропологии, психологии и психотерапии, великих духовно-религиозных традиций Востока и Запада.
«Свадьба смысла и души: интеграция науки и религии» (1998) — развернутое размышление Кена Уилбера о непротиворечивом соединении научного и религиозного опыта. В «Интегральной психологии» (1999) представлен интегральный подход в психологии. В предисловии к этой книге автор пишет:

Эта книга представляет собой лишь самый краткий обзор того, как может выглядеть одна из разновидностей интегральной психологии. Я попытался включить в нее и обобщить наиболее глубокие открытия и озарения из различных досовременных, современных, и постсовременных источников, предполагая, что все они могут научить нас чему-то чрезвычайно важному. И я старался делать это не в виде простой эклектики, а систематическим образом, привнося «метод в безумие».
Но главная цель этой книги — помочь начать дискуссию, а не завершить ее; быть началом, а не концом. Причина, по которой я решил опубликовать эту книгу в сокращенной форме, состоит в том, чтобы дать общую картину, не перегружая ее слишком многими из моих собственных частностей, и таким образом побудить других присоединиться к этому приключению — соглашаясь или не соглашаясь со мной; исправляя ошибки, которые я мог сделать, заполняя многие пробелы, проясняя любые несоответствия, или как-то иначе, в меру собственных возможностей, продвигая вперед все это предприятие.
…Лично я считаю, что интегральная психология (и интегральные исследования в целом) будут приобретать все большее значение в последующие десятилетия, по мере того как научный мир постепенно отказывается от своего упорно мрачного взгляда на Космос.

Еще одна важная мысль:

У каждой эпохи есть свои непреходящие истины. У каждой эпохи есть свои патологические искажения… Пытаясь отбрасывать искажения, свойственные каждой из эпох, мы стремимся по достоинству оценивать их истины, ибо все они — истины человеческого потенциала. Игнорирование прошлых истин — как в филогенетическом, так и в онтологическом аспекте — это типичный признак патологии. Поэтому интегральный подход — здравый подход — старается признавать и уважать непреходящие истины, включая их в продолжающийся поток эволюции сознания, поскольку они представляют собой истины нашей собственно Самости, даже здесь и сейчас.

Задачу интегральной психологии Уилбер видит в прослеживании развертывания множества линий развития (когнитивное, моральное, эстетическое, аффективное, потребности, самотождественность, перспективы и т. д.), проходящих через главные звенья или уровни жизни — тело, ум, душа, дух.
Такой подход позволяет определять потоки эволюции индивидуального сознания по мере их движения ко все более глубоким, все более высоким волнам, от тела к уму, от души и духу, от доличностного к личностному и надличностному, от подсознания к самосознанию и сверхсознанию.
В конце 2006 года Уилбер публикует работу «Интегральная духовность», в которой развита концепция интегрального подхода к духовности и духовному развитию, а в августе 2007 года — книгу «Интегральное видение», являющуюся иллюстрированным введением в интегральную модель, изложенным доступным языком. Наиболее важной, по мнению самого Уилбера, является его работа «Трансформация сознания», — посвященная интегральной психотерапии и развитию сознания.
В «Трансформации сознания» показано, что рост и развитие сознания проходят через ряд состояний или уровней («базовых структур сознания»), от менее развитого и дифференцированного к более развитому и интегрированному. Наша Самость (self) проходит в своем развитии эти стадии, причем этот процесс может идти относительно хорошо или относительно плохо, ведя к норме или патологиям (неврозам). Тип невроза будет зависеть от этапа или уровня, на котором возникла проблема.
Другими словами, на каждой стадии или уровне развития Самости приходится сталкиваться с различными задачами и от того, какие меры она предпринимает, будет зависеть: решает ли она их адекватно или неадекватно. На каждом этапе развития Самость начинает идентифицироваться с этим этапом и должна решать задачи, свойственные этой стадии: будь-то умение контролировать сфинктер или умение разговаривать. Но для продолжения развития человек должен оставить один этап или перестать идентифицировать себя с ним, чтобы вступить на новый более высший этап. Другими словами, должен дифференцироваться от низшего состояния, идентифицироваться с более высшим и, наконец, интегрировать высшее с низшим.
По Уилберу, существует девять основных крупных структур сознания, представляющих более расширенную версию того, что Вечная Философия называет Великой Цепью Бытия: материя, тело, разум, душа и дух. В порядке возрастания они простираются между физико-сенсорными структурами (свойства материи) (первая структура) и Божественностью (Бездной без формы, «супраментальным» Ауробиндо и «телом блаженства») веданты (девятая структура). Надо всем этим стоит Последняя Реальность или Абсолютный Дух (суперразум Ауробиндо, «чистое сознание буддизма, турийя — высшее состояние — веданты)
Уровни сознания Уилбера — развернутая градация материи, тела, разума, души и духа, разработанная в форме, позволяющей установить связи с западными психологическими исследованиями. Первый уровень — это материя, второй — тело, третий, четвёртый и пятый — уровни разума, шестой — совокупность разума и тела, седьмой и восьмой уровни — уровни души; и девятый — дух.
Медитация, как и психотерапия преследуют цель трансформация сознания и лечение души. Мистическое единение Кен Уилбер рассматривает как слияние всех уровней существования, физического, биологического, ментального и духовного состояний.
В статье «Интегральная теория сознания» предложена «четырехсекторная» модель сознания и его развития (четыре сферы — это интенциональный, поведенческий, культурный и социальный). Каждая из этих сфер включает последовательность по меньшей мере дюжины основных стадий или уровней. Совмещение четырех секторов, имеющих примерно по дюжине уровней, порождает интегральную теорию сознания — исчерпывающую по своей природе и охвату. Подход Уилбера к сознанию состоит в создании новой модели, которая описывает сильные места разных подходов к сознанию и пытается включить и интегрировать воедино наиболее существенные их особенности. Уилбер использует свою модель интеграции результатов наиболее влиятельных школ исследования сознания (когнитивная наука, интроспекционизм, нейропсихология, индивидуальная психотерапия, социальная психология, клиническая психиатрия, психология развития и др.), а также для того, чтобы выявить некоторые наиболее важные направления для последующих исследований. Автор приходит к выводу, что «всесекторный, всеуровневый» подход является той минимальной степенью усложненности, которая необходима для обеспечения чего-либо близкого к подлинно интегральной теории сознания.
Развивая концепция Великой Цепи Бытия и идеи Тейяра де Шардена, Олдоса Хаксли и Шри Ауробиндо, Кен Уилбер попытался создать «новую Вечную Философию», синтезирующую традиционный мистицизм, в частности буддизм махаяны, с теорией творческой эволюции. В согласии с работами Жана Гебсера, эта теория гласит, что извечная Великая Цепь Бытия постепенно раскрывается творческим разумом. Развивающееся единство пустоты и формы ведет к тому, что форма претерпевает изменения и в мире форм существа, обладающие сознанием, участвуют в этом изменении до момента, пока не осознают свою истинную сущность в пустоте.
Используя понятие, введенное Артуром Кёстлером в книге «Призрак в машине», Кен Уилбер широко использует фундаментальную структурную единицу Космоса — холон. Любая сущность или концепция имеет двойную природу — как целое само по себе и как элемент чего-то большего, — то есть представляет собой холон. Каждая система может рассматриваться в качестве холона — от субатомных частиц до Вселенной в целом. Иерархия вложенных друг в друга холонов называется холархией. В качестве примера естественной холархии, то есть состоящей из холонов иерархии, Уилбер обычно приводит цепочку: атомы — молекулы — клетки — организм и т. д. Например, человеческий организм состоит из систем органов и вместе с тем представляет собой единое целое, являющееся, в свою очередь, частью социума.
В книге «Пол, экология, духовность» Уилбер предлагает два десятка принципов, характеризующих холоны. Они формируют базис для уилберовской модели манифестирующей реальности. По мнению Уилбера, тотальность манифестирующей реальности может быть рассмотрена как волна в океане неманифестирующей Пустоты, не являющейся холоном.
Уилбер предложил ряд интегральных моделей, охватывающих, по словам автора, «все квадранты и все уровни» или «предполагаемую архитектуру Космоса». Целостный подход понимается как глубинная корреляция всех общепринятых иерархий, линий и уровней развития, состояний сознания и типов. Центральная идея книг Уилбера состоит в том, что высшая цель эволюции человека, а также всей жизни и даже всего мира — это реализация Духа, понимаемая как недвойственное переживание.
В теории истины Уилбер, наследуя буддизм махаяны, различает абсолютную истину пустоты и относительные истины формы. Все категории его собственной теории относятся к относительной истине. Ни одна из них не является абсолютно истинной. Только лишь бесформенное сознавание, «простое ощущение бытия», является абсолютным фундаментом существования. Вслед за Шри Ауробиндо Кен Уилбер называет это бесформенное осознание «Духом». Последнее понятие его философии отвечает индуистскому Брахману, буддийской шуньяте, а также «Единому» Плотина и «Абсолюту» Шеллинга.
В книге «Свадьба рассудка и души: интеграция науки и религии» Кен Уилбер характеризует нынешнее состояние «нормальной» («твердой») науки как «узость»: естественные науки получают данные только из низших уровней сознания — сенсомоторики и логики. Наука будущего, или «широкая, интегральная наука», по его мнению, не должна чураться символики, герменевтики, высших уровней сознания и духовных практик. Узкая наука выше узкой религии, но широкая наука выше узкой науки. Широкая наука должна включать мистические переживания, опыт расширения сознания, экзотерические религиозные традиции, медитативную практику, интерсубъективность.
Типичным примером «узкой» науки является дарвинизм, описывающий лишь биологический аспект эволюции. Дарвинизм не только не смог адекватно объяснить зарождение жизни, феномен сознания и самосознания человека, но оказал во многом негативное интеллектуальное влияние на теорию эволюции и привел к физикализму. Ауробиндо, считает Кен Уилбер, дал более полное описание физических, интеллектуальных и духовных аспектов эволюции.
Отрицая креационизм за отделение Творца и творения, Кен Уилбер придерживается идеи боготворения, во многом аналогичной той, что можно найти в дзен-буддизме или Адвайта Веданте.
В книге «Интегральная духовность» объединены концепции интегрального методологического плюрализма, интегральной постметафизики, интегральной математики и так называемой решетки Уилбера — Комбса, демонстрирующей как каждая структура сознания интерпретирует переживания разных состояний сознания, включая мистические.
Попытки Кена Уилбера реконструировать мировые духовно-религиозные традиции с тем, чтобы они удовлетворяли модернистской и постмодернистской критике данных традиций он сам именует интегральной постметафизикой, которая призвана объединить воедино различные, в том числе и его собственные, системы взглядов.
Предложенная Кеном Уилбером объяснительная система ориентирована на интегральный обзор врожденных перспектив, ее социальная практика заключается в интегральном методологическом плюрализме, ее философия есть интегральная постметафизика, ее сигнальная сеть — это интегральная операционная система.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *