Кенасса что это такое
Кенаса
Общественные деятели ·
Деятели культуры · Филантропы · Богословы · Фамилии
Периодика · Учебные заведения · Национальные съезды
Кенасса — молитвенный дом караимов, называемый до 1911 года караимской синагогой, сами караимы называют «кенаса» («кенеса», «кенасса») или «бет гаккенесет (ивр. בית הכנסת ) или бейт-кнессет», что означает «дом собрания». По планировке и обстановке кенасы близки и к еврейским синагогам, и к мусульманским мечетям.
Все караимские кенассы имеют ориентацию с севера на юг.
Азар — преддверие или коридор (в северной части здания), где собираются старики перед молитвой.
Внутреннее пространство храма зрительно разделено на три части:
1) мошав-зекеним (ивр. מושב זקנים ) (то есть сидения для старцев) — часть самой кенассы, где под низким потолком находятся деревянные скамейки, на которых во время молитвы сидят старики и прихожане, находящиеся в трауре; над этим местом возвшается второй ярус для женщин, которые смотрят на совершаемое богослужение сквозь решётчатые окна в виде довольно редких сеток, оставаясь невидимыми для мужчин;
2) шулхан (ивр. שולחן ) — центральная, самая большая часть храма, предназначенная для мужчин более молодого возраста и мальчиков, где они стоя молятся;
3) гехал (ивр. היכל ) (алтарь) — возвышенное место (в южной части здания), где газзан (ивр. חזן ) (священнослужитель) совершает богослужение перед так называемым «арон гаккодеш» (ивр. ארון הקודש ) (священный ковчег, хранилище свитков Торы).
Ранее весь пол центральной части кенасса был устлан коврами, потому что значительная часть богослужения, по установленным древними караимскими учеными правилам, совершается на коленях. Ныне, однако, центральная часть обставляется скамьями.
Караимские кенасы в Евпатории. Что это такое, фото, история, время работы
Евпатория – древний город на западном побережье Крымского полуострова. За многовековую историю на его территории появились памятники многих культур и народов. Из их массы выделяется храмовый комплекс Караимские кенасы, принадлежащий малочисленному загадочном народу караимам.
Исторические события в этой местности
Караимы появились на крымской земле в VIII в. Точных сведений об их происхождении учёным найти не удалось. Существует предположение, они являются тюркским племенем, принявшим иудаизм. Название народа в переводе с древнееврейского означает «читающие люди». Караимы исповедуют иудаизм, но признают священным только текст древнейшей части Святого Писания — Торы.
К середине XVIII столетия малочисленная караимская община, сильно страдающая от притеснения со стороны османского населения полуострова, жила в крепости Чуфут-Кале, которая располагалась на высокой скале недалеко от Бахчисарая. Также небольшое количество «читающих» людей жили в Старом городе Евпатории.
После присоединения Крыма к Российской империи караизм был признан самостоятельной религией. Большая часть крымских караимов переселились в город. Караимские кенасы в Евпатории появились в начале XIX в. Их строительство было обусловлено необходимостью расширения существующего действующего храма, в котором не могли разместиться все члены увеличившейся общины.
Строительство основных зданий храмового комплекса завершилось в 20-е гг. XIX в. Полностью ансамбль сложился к началу XX столетия. В центре караимской культуры в разное время побывали российские государи Александр и Николай Романовы, польский поэт Адам Мицкевич, влиятельные чиновники и представители различных религиозных конфессии Крыма.
XX в. стал временем испытаний для караимской святыни. В 1927 г. на глазах прихожан большевики разрушили главный алтарь в соборном храме. Кенасы были закрыты, а в их зданиях разместили музей атеизма. В предвоенные годы в кенасах расположилось медицинское училище и спортивный зал. Немцы, оккупировавшие полуостров, разрешили возобновить службы в кенасах и открыть благотворительную столовую.
С возвращением советской власти богослужения вновь прекратились, а в комплексе разместили детский сад.
В 1963 г. комплекс Караимские кенасы был признан архитектурным памятником. Через 4 года в него переводятся экспозиции археологического и краеведческого музеев, которые провели масштабную внутреннюю перепланировку помещений. В ходе этой реконструкции были утрачены многие уникальные элементы внутреннего убранства.
В 1990 храмы и другие помещения комплекса передали караимской общине. В 1994 г. благодаря пожертвованиям жителей украинского Галича был восстановлен алтарь в соборной кенасе. Официально храмовый комплекс «Караимские кенасы» был открыт в 2005 г. В настоящее время здесь располагается религиозно- культурный центр крымских караимов.
Архитектура, внешний вид
Караимские кенасы спроектировали и построили известные в Евпатории архитекторы братья Сима и Самуил Бобовичи.
В архитектурный ансамбль ходят несколько строений:
Помимо основных зданий в храмовый комплекс входят следующие постройки:
Украшением храмового комплекса являются внутренние дворики, каждый из которых отличается внешним видом и тематикой.
Всего на территории кенас располагаются 6 открытых внутренних пространств:
Все здания храмового комплекса выполнены в смешанной манере, в которой просматриваются черты следующих архитектурных направлений:
Архитектурная композиция призвана настроить прихожан на предстоящую молитву, насыщая души людей умиротворением и покоем.
Внутреннее убранство
Караимские кенасы в Евпатории имеют богатое внутреннее убранство. Стены храмов расписаны под серый мрамор с тёмными прожилками. На этом фоне выделяются фигурные лепные элементы. Основной темой этих украшений является растительный мир. Особое внимание на себя обращает убранства портика Соборного кенаса.
Его потолок украшен цветной лепниной, выполненной, как и все храмовые украшения, в растительном стиле. Декоративные элементы украшены в коричневый, зелёный и жёлтый цвет. Полы помещения покрыты мраморными плитами чёрного и белого цвета. Освещается пространство портика сквозь большие арочные окна, застекленными разноцветными стёклами. Обе кенаса имеют одинаковое внутреннее строение.
В зале можно выделить следующие зоны:
Внутренние стены кенаса выкрашены в белый цвет. На их фоне выделяются декоративные резные элементы, покрытые позолотой. Гехал в Малой кенасе выполнен из дубовых панелей, украшенных резьбой. Над центральными вратами располагается большая позолоченная корона.
Святыни
Караимские кенасы в Евпатории хранят множество святынь и культурных ценностей караимов.
Среди основных достопримечательностей выделяются следующие объекты:
Интересные факты и легенды
Перечень:
Режим работы и расписание богослужений
Караимские кенасы в Евпатории — культурно-религиозный центр, в котором располагаются действующие храмы.
В связи с этим при планировании посещения этой крымской достопримечательности следует ориентироваться на следующее расписание:
Богослужения в Малой кенаса проходят каждую субботу в 10.00. Расписание служб в праздничные дни следует уточнять в информационной службе храмового комплекса. Посетить комплекс можно только в составе экскурсии, которая формируется в начале каждого часа. Стоимость входного билета на территорию комплекса составляет 200 руб.
Адрес
Караимские кенассы находятся в г. Евпатория в районе Старого города по адресу Камаранская ул., владение 68.
Как добраться на машине, общественном транспорте
До храмового комплекса караимов можно добраться как на личном автомобиле, так и на общественном транспорте. Туристам, передвигающимся на машине, следует ориентироваться на следующие координаты: N 45 11.917 E 33 22.450.
Ближайшими остановками общественного транспорта являются:
Пешая прогулка от Туристко-информационного центра Евпатории занимает 10 минут, проходя по старому живописному району города.
В окрестностях имеются такие кафе и рестораны:
Название | Адрес | Кухня | Средний чек, руб. |
Камаран | Камаранская ул., 68 | караимская | 300-600 |
Йоскин кот | Красноармейская ул., 27 | еврейская | 500-700 |
Модерн | ул. Революции, 34 | европейская итальянская | 800-1500 |
Караимские кенасы — культурный и религиозный центр представителей древнего народа, живущих не только в Евпатории, но и на территории Украины и России. Храмовый комплекс является одной из знаковых достопримечательностей курортного города, привлекающей многочисленных туристов.
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео о Караимских кенасах в Евпатории
Евпатория. Маршрут «Малый Иерусалим». Караимские кенасы:
Караимские кенасы
Караимские кенасы в Евпатории
Караимские кенасы один из самых крупных и действующих центров караимской культуры в Крыму. По мимо религиозной деятельности в кенасах открыт прекрасный этнический музей и несколько залов в которых проводят экскурсии.
Географические координаты Караимских кенас в Евпатории на карте Крыма, GPS N 45 11.917 E 33 22.450
Караимские кенасы религиозное учреждение, одного из небольших народов Крымского полуострова — Караимов. Сегодня в Крыму численность караимов насчитывает около 2200 человек. Религия караимов имеет большое сходство с иудаизмом, именно поэтому в годы оккупации фашистами Крыма, караимов истребляли наравне с Евреями, что привело к практическому исчезновению целого народа. Но пережив тяжелые времена народ Караимов, смог не утратить свою веру и культуру.
Сегодня Караимские кенасы открыты для всех гостей города Евпатория, часть помещений открыты как музей который повествует об истории Караимов, их вере и мужеству закаленную в борьбе за право на существования, которое длилась на протяжении практически 5 веков.
Караимские кенасы находятся по адресу: г. Евпатория, ул. Караимская, 68. Телефон для справок +7 (365-69) 33-03-5.
Добраться к Караимским кенассам, проще всего от Гезлевских ворот, по указателям или прогуливаясь по улочкам старого города, добравшись до пересечения улиц Ефета и Караимской. Режим работы Караимских кенас в летнее время с 8:00 до 20:00, зимой с 10:00 до 17:00. В летнее время проводятся экскурсии 2-3 раза в день, зимой только по предварительной договоренности. Стоимость экскурсии от 500 рублей, но вполне возможно посетить кенасы и без экскурсовода, тогда цена билета составить всего 100 руб.
Зданию Караимский кенас уже более 200 лет, по этому в комплексе можно заметить разные стили и целые эпохи. Начало осмотра кенас начинается с Виноградного дворика, в котором на каменных плитах рассказана вся история Караимов.
Из Виноградного дворика сразу попадаете в Мраморный, приуроченный визиту в Караимские кенасы императора Александра 1 в 1825 году.
К мраморному дворику примыкает Липидарий в котором хранятся надгробные плиты с разрушенного старинного кладбища караимов. Далее идет дворик для ожидания молитвы и непосредственно большая и малая кенасы.
Всего по времени экскурсия занимает около 1- 1,5 час, но по ощущениям пролетает буквально за 15 минут. Экскурсия насыщена историей и драматизмом, взлетами и падениями, но в финале оставляет очень хорошее впечатлении.
После экскурсии посетители обычно остаются на некоторое время в этническом ресторане, с традиционными караимскими блюдами и сладостями.
История Караимских кенас
Решение о создании подобного религиозного места было принято вскоре после присоединения Крымского полуострова к Российской империи. Место для строительства было выбрано достаточно быстро, ведь здесь уже была постройка ⅩⅥ века, которая исполняла роль караимского храма. Авторами проекта Караимских кенас стали братья Бабовичи. Первой была возведена, так называемая, Большая кенаса. Строительство длилось около двух лет – с 1805 по 1807 годы. Здание Большой кенасы предназначалось для проведения служб в праздничные дни. Через восемь лет построили Малую кенасу. Она стала достойной заменой старого храма. Здесь проводили службы в будние дни и по выходным. Обеим постройкам характерна простота их интерьеров. Здесь нет ни фресок, ни художественной росписи. Их необычность состоит в том, что все окна расположены в два ряда. Причём, аркообразные окна в Большой кенасе имеют острую форму, а в Малой – более округлую.
Кроме зданий для проведения богослужений, Караимские кенасы украшают несколько двориков. Один из них называется Виноградный. В него сразу попадаешь, если войти в кенасы через главные ворота. Он представляет собой коридор, вдоль которого тянутся глухие аркады, соединяющиеся вверху между собой виноградной лозой. По всей длине коридора расположены мраморные плиты, с выбитыми на них фрагментами из священного Писания. Ещё один дворик называется Мраморным. Его визитной карточкой служит обелиск из белого мрамора, который был установлен после приезда в Караимские кенасы Александра I. А в 2007 году его дополнили позолоченной фигурой двуглавого орла. Отдельно был оборудован дворик для ожидания молитвы. Для удобства в нём были установлены скамейки.
В советские времена Караимские кенасы были закрыты. В 1942 году немецкие оккупанты возобновили проведение служб в Малой кенасе, но через пятнадцать лет она была вновь закрыта. А в здании Большой кенасы всё это время был караимский музей.
Все остальные помещения использовались то под спортивные школы, то под детские сады, то под административные учреждения. Был даже период, когда здесь располагался антирелигиозный музей.
Второе рождение Караимских кенас пришлось на сентябрь 2005 года. Тогда закончились реставрационные работы, и снова стали проводится богослужения.
Если Вы решили посетить достопримечательности Евпатории, то обязательно запланируйте посещения старого города. Начните обзор с Гезлевских ворот и далее по старым улочкам, мимо восточных лавочек и вглубь города. Прогуливаясь по старым улочкам Вы 100% поймете почему этот район очень часто в путеводителях помечают как малый Иерусалим.
Караимские кенасы
Комплекс включает в себя большую и малую кенасы, внутренние дворики с аркадами и здание начальной школы — мидраш. На заре советской власти обе кенасы чудом остались живы. С 1926 года в них действовал антирелигиозный музей, незадолго до войны были открыты курсы медсестер, в послевоенное время в них разместили детский сад, а еще позже — археологический отдел краеведческого музея. Сейчас комплекс полностью восстановлен и в нем совершаются богослужения.
Попав в старую часть Евпатории, будто оказываешься в музее, где представлен весь наш многонациональный Крым. Здесь проходит один из интереснейших туристических маршрутов – «Малый Иерусалим». На соседних улицах, вымощенных брусчаткой, можно увидеть сразу несколько исторических зданий: крепостные ворота древней Евпатории, средневековые турецкие бани, старинную синагогу, дом молитвы христиан веры евангелистской, здесь же находятся храмы крымских караимов – кенасы, куда мы и предлагаем вам заглянуть.
Евпаторийские кенасы – целый храмовый комплекс. Верующие приходят сюда каждую субботу и в особенные дни, чтобы вознести молитвы Всевышнему. Евпаторийские кенасы – не только храм, но и интереснейший экскурсионный объект. На территории комплекса два молитвенных дома: Большая (соборная) кенаса – для богослужений в дни праздников, приема высоких гостей, постов и свадеб и Малая кенаса – для обычных служб. Большая кенаса была построена в 1806 году, а Малую реконструировали из более древнего храма. Службы здесь проводят по утрам на русском, караимском и древнееврейском языках. В богослужении участвует каждый прихожанин – вслух произносит молитвы, а некоторые верующие могут вести службу. В караимизме нет посредников между Богом и человеком, каждый возносит молитвы Всевышнему лично от себя.
Фото: Александр Кустовский
В храм входят без обуви. Мужчины и женщины располагаются отдельно, для этого даже существуют отдельные входы, поскольку в храме следует думать только о Боге и ничто не должно отвлекать верующих. Прихожанки молятся на специальном балконе, место для мужчин – на первом этаже. Во время богослужения посторонних в храм не пускают, чтобы не нарушать таинства откровения. Сидят караимы на скамьях или располагаются на ковре, в зависимости от того, какую молитву читают, молятся шепотом. После утренних богослужений прихожанам предлагают благотворительный завтрак, потому как до утренней молитвы не принято употреблять пищу.
Фото: Александр Кустовский
Великолепие храмовому комплексу придают шесть уютных внутренних двориков. Три из них устроены по подобию галерей, которые являются продолжением друг друга. Названия двориков говорят сами за себя.
Первый – Виноградный, увитый щедрыми лозами, он располагает гостей оставить мирские заботы и задуматься о вечном. Здесь находится мраморный фонтанчик, чтобы верующие могли омыть руки и лицо перед молитвой. Одно из караимских правил гласит: «Не прикасайся к молитвеннику грязными руками», поскольку в нем написано имя Бога, которое священно. По обеим сторонам возвышаются 22 большие мраморные плиты на библейском (древнееврейском) языке. Они являются своеобразной летописью караимской общины, повествуя о важнейших событиях в ее истории. Такие плиты располагаются по всему комплексу кенас, всего их 57, есть надписи на русском и караимском языках. Самая древняя плита датирована 1790 годом.
Мраморный дворик начинается арочной перголой и выложен тонкими плитами этого белого камня. Здесь возвышается беломраморный монумент со сверкающим позолотой большим двуглавым орлом. Это память о том, что в 1825 году кенасы посетил император Александр I.
Двор ожидания молитвы огражден от мирской суеты белой аркатурой. Изюминка этого места – старинные мраморные солнечные часы, установленные у северной стены. В старину прихожане определяли по ним время. В Великую Отечественную войну фашисты их вывезли в Германию. Сейчас солнечные часы восстановлены и служат скорее музейным экспонатом, но их стрелка-тень, двигаясь по черной плоскости циферблата с выгравированными римскими цифрами, как и в старину, четко показывает время солнечного дня.
Посреди Ритуального дворика находится место для жертвоприношения. Раз в году караимы собираются в кенасе, чтобы читать траурные молитвы, скорбя о разрушении Первого иерусалимского храма. Затем во дворике совершается курбан – заклание барана, мясо которого раздают малоимущим.
Фото: Александр Кустовский
Следующий дворик подводит нас к входу в Большую кенасу. Здесь нет пафоса и монументальности – аккуратное светлое здание скорее умиротворяет, чем поражает величием. Внимание привлекает яркий портик с витражами, примыкающий к кенасе с северной и восточной сторон. Это застекленный навес, опирающийся на тринадцать мраморных колонн. Два арочных входа украшены великолепной резьбой по камню, это традиционные для караимской архитектуры симметричные изображения кипарисов, фруктов, цветов, шестиконечных звезд. Кстати, звезды как графический знак единобожия в XII веке ввел именно караимский ученый Иегуда Гадаси. Шесть сторон двух треугольников символизируют шесть слов одной из заповедей заповеди Закона Божьего: «Слушай, Израиль, Господь – Бог наш, Господь един». Шестиконечную звезду изображают изображать в караимских кенасах, иудейских синагогах, мусульманских мечетях и церквах некоторых христианских учений.
Устроена Большая кенаса по подобию Первого иерусалимского храма. Помещение традиционно делится на три части: алтарь, духовная трапезная (или основной зал) и место для старцев. Женский балкон двухъярусный, верхний этаж предназначен для детей. Главное украшение храма – массивный резной дубовый алтарь. Его восстановили по дореволюционным открыткам.
Малая кенаса по планировке копирует древнейший в Крыму караимский храм XIV века в пещерном городе Чуфут-Кале. Как и Большая, Малая кенаса делится на три части. На протяжении трех столетий она не раз меняла свой облик. К 20-м годам прошлого века нетронутыми остались лишь деревянная аркада, дубовый резной потолок и две хрустальные люстры, одна из которых изготовлена в ХVII столетии. Нынешний алтарь Малой кенасы был создан в 1914 году в некогда австрийском городе Станиславе (сегодня это украинский Ивано-Франковск). Сначала алтарь находился в караимском храме города Галич, а в 60-е годы, когда кенасу закрыли, святыню прятали в пристройке одного из домов галичских караимов. В Евпаторию алтарь Малой кенасы привезли в 1994 году.
Фото: Владимир Бочковский
Войны и события советского периода не могли пройти для кенас бесследно. В Крымскую войну в 1855 году в святыне караимов хранился арсенал турецкой армии, и их бомбардировали российские войска. В память о тех годах на одной из стен Большой кенасы установили мраморную доску с вмонтированным пушечным ядром.
Оставила свои отголоски и советская власть. В 1927 году кенасы закрыли. Богослужения возобновились в период оккупации Евпатории немецкими войсками. Но в 1959 году прямо во время службы в храм ворвались атеисты. Ломами и топорами они разрушили алтарь. Не минула кенасы и парадоксальная участь других крымских храмов – здесь тоже размещался музей атеизма. Вернули кенасы караимской общине лишь в 1990 году. И храм, и территория представляли собой удручающее зрелище: без крыши и пола, без тепла и света, от прекрасных декоративных украшений не осталось и следа. Восстанавливать кенасы пришлось буквально из руин.
Фото: Владимир Бочковский
Праздник урожая (Суккот) – самый красочный у крымских караимов. Отмечают его осенью. После богослужения в соборной кенасе, караимы отправляются в ритуальную беседку. Создана она по подобию юрты и вся увита виноградом. Ко Дню урожая ее украшают коврами, гирляндами цветов, мишурой, с потолка свисают привязанные на нитях фрукты и овощи, стол ломится от ярких, сочных даров осени. Священнослужители в традиционном облачении освящают урожай, после чего детвора с радостными возгласами срывает плоды, выбирая, что повкуснее. Взрослые берут угощения со стола.
Караимы особенно чтят три праздника, которые в Библии называются «паломническими». В эти дни мужчины обязаны прийти в кенасы, поклониться святыне и совершить приношение. Каждый из праздников посвящен определенному земледельческому событию. Первый в году – Пасха (Песах) – посвящен сбору ячменя, второй праздник – Пятидесятница (Шавуот) – пшеничной жатве и третий – Праздник урожая.
На территории кенас находится здание действующей религиозной школы (мидраш). Работает она осенью и зимой. Два раза в неделю вечерами молодые люди приходят сюда изучать вероучение, традиции и обычаи караимов, учатся читать на караимском и древнееврейском языках.
Фото: Александр Кустовский
Обязательно загляните в этнографический музей крымских караимов. Здесь собрана уникальная коллекция одежды, посуды, мебели, вышивки XVII века, документов и фотографий. Можно увидеть караимские молитвенники, изданные в Венеции в 1528 году, первопечатную книгу Крыма 1734 года и пергаментный свиток Пятикнижия Моисеева. Костюмы жениха и невесты дополняет очень интересный экспонат – брачный договор (шетар) 1767 года. Заключать такое соглашение между молодоженами было одной из брачных традиций караимов. В договоре три части: в первой указаны имена и фамилии молодых, обязанности супругов по отношению друг к другу, дата, город и имя действующего главы государства. Во второй – опись приданого невесты, даров невесте и различные денежные нюансы. В третьей части – подписи жениха и невесты, двенадцати свидетелей, священника и печать общины. Документ хранился у жены, подальше от посторонних глаз. Пользовались им при расторжении брака, когда мужчина в соответствии с описью должен был вернуть жене и детям все имущество или его денежный эквивалент. Этот договор был своего рода средневековой страховкой или алиментами.
Автор: Галина Минина, Крымский познавательный журнал «Полуостров сокровищ», №5.
- Кенарь gd100 сработал что делать
- Кенассы в евпатории что это караимские кенасы