Кенотаф что это такое в россии
Могила без мертвеца
В России вдоль трасс стоят тысячи памятников погибшим в ДТП. Опасные участки дороги как будто дополнительно помечены пятнышками искусственных цветов и крестами. Вы видите их каждый раз по дороге на дачу. Это кенотафы: пустые могилы. Когда их начали сооружать? Зачем это делают? Как правильно установить кенотаф и можно ли? Мы отправили Нину Абросимову вдоль трассы, чтобы она узнала историю хотя бы одного памятника.
Второй час я иду по дороге А-104, которая ведёт к моему городу. На резких поворотах регулярно разбиваются люди, поэтому я знаю, что тут много кенотафов. Я никогда не рассматривала их, хотя отчим всегда непроизвольно снижал скорость. Но сейчас я не пропущу ни одного, потому что иду пешком. Мне сигналят и предлагают подвезти, а я просто иду от одного кенотафа до другого, фотографирую их и списываю имена и фамилии погибших. После нахожу в соцсетях телефоны их родственников, звоню и договариваюсь о встрече в том же районе.
Кенотаф — это стационарный памятник на том месте, где нет захоронения. Условно все кенотафы можно поделить на несколько групп:
— искусственные цветы, венок или несколько венков на столбе или дереве;
— железный или деревянный крест на обочине;
— памятник, установленный на обочине;
— полноценный мемориал;
— части автомобиля типа руля и колёс.
Я видела их все — жёлтые выцветшие цветы, классический венок с лентами, памятник со скамейкой и оградкой, покрышки и даже надпись, выложенную крупными белыми камнями на холме: «СЕРЁГА, МЫ ТЕБЯ ПОМНИМ».
Антрополог Анна Соколова, которая вывела эту классификацию, говорит, что родственники чаще всего стремятся воспроизвести могилу: «В каждой стране кенотафы отражают практики с кладбища: по ним сразу видно, православная ли это страна или католическая. В Греции это специфичные домики. В России — бурлеск искусственных цветов и кресты. Россия — нищенская страна, поэтому искусственные цветы популярнее всего». К ним же, по традиции, прикладывают конфеты, сигареты и алкоголь.
Сейчас появилось больше доступных материалов, но у людей уже нет желания сооружать что-то оригинальное. А в самом начале памятники были очень причудливыми, например снеговики из шин, которые вспоминает Соколова. Их массовая установка началась на рубеже 80–90-х. Это связано с всплеском автомобилизации: больше машин — больше аварий.
Кенотаф — попытка законсервировать боль, оставить её где-то далеко, на том самом месте, где произошла трагедия. «А зачем, когда человек умирает неожиданной и неправильной смертью, родные его комнату сохраняют в нетронутом виде многие годы? Они сами не могут объяснить», — говорит Соколова. У такого рода памятников очень жёсткая социальная прагматика. И памятник ставится только жертве. «Если человек шёл пьяный, бросился под колёса грузовика и умер — памятник не появится, — добавляет Соколова. — Кенотаф появляется только тогда, когда погиб невиновный».
Со Светланой Ковалёвой мы встречаемся через полтора часа после того, как я нашла в елях на обочине большой ухоженный мемориал с оградой и крестом. Мы сидим на остановке, её муж и дочь гуляют неподалёку, а она рассказывает, как больше двадцати лет назад её жениха вместе с другими тремя кремлёвскими курсантами сжёг другой водитель. Две машины столкнулись лоб в лоб, четверо парней оказались без сознания, и нетрезвый мужчина почему-то решил облить их бензином, сжечь и скрыться с места. Столб дыма заметили, водителя поймали, но здоровые крепкие парни превратились в гору пепла.
Через несколько недель после аварии родители насыпали искусственный холм и поставили памятник, друзья и Светлана — украсили. Похоронили курсантов порознь: кого-то в Москве, кого-то в Дубне, поэтому родственники чаще предпочитают добраться сюда. «Там рядом кладбище, где они похоронены относительно. Мне не нравится туда ходить. Всё-таки они практически дотла сгорели, а пепел остался на дороге. Куда мне ещё ходить?» — спрашивает Светлана. Кенотаф она видит каждый день по два раза: по дороге на работу и по дороге с работы. Говорит, что «сейчас уже затихает, смотришь по-другому».
Обычно люди, живущие в том районе, знают, какая история стоит за кенотафом. Анна Соколова считает, что они часто могут рассказать о памятниках, которые находятся за несколько сотен километров. Местное сообщество в России не так сильно, но оно работает. Соколова рассказывает, что все люди, живущие на расстоянии 10–15 километров от обнаруженного ею небольшого венка на столбе в деревне, знали о том, что там сбили маленького ребёнка пятнадцать лет назад. «Хотя казалось бы: висит два цветка», — добавляет она. Светлана говорит, что к их памятнику регулярно ездят люди: «Если свадьбы где-то рядом проходят, то у памятника останавливаются, возлагают цветы. Кто-то ездит к монументам погибшим в войну, кто-то к нам. Это дань уважения. Кто местные — все знают».
В Америке и Австралии памятники часто устанавливают люди, связанные с движением типа «Матери против пьяных водителей». Это сигнал: мол, мы помним, что пьяные водители — это плохо, и мы бы не хотели, чтобы это произошло ещё раз. Они, опять же, акцентируют внимание на несправедливости произошедшего. Соколова рассказывает, что в некоторых штатах, например в Техасе и Канзасе, это поддерживает власть. Они выпускают типовые кресты, которые устанавливают родственники по согласованию с владельцами, на чьей территории произошёл инцидент. Считается, что такие памятники заставляют водителей снижать скорость. В Канаде, чтобы проверить это, даже установили фейковый кенотаф и подтвердили, что мемориалы способствуют повышению дисциплины водителей. Росавтодор же считает, что «большое количество незаконно установленных вдоль дорог объектов, безусловно, может отвлекать внимание водителей от управления транспортными средствами и привести к аварии».
Кенотафы вообще много кому не нравятся. Об этом регулярно сообщают депутаты разного уровня. В 2015 году, например, один из них назвал кенотафы «могилами-обманками» и вместе с группой внёс законопроект о запрете установки каких-либо памятников. Чиновникам не нравится в том числе то, что искусственные цветы, например, быстро теряют красивый вид и их впоследствии никто не убирает. Запрет установки кенотафов также обсуждали в законодательных собраниях Татарстана, Тверской, Тульской, Свердловской, Ленинградской, Еврейской автономной и Челябинской областей, а также Кабардино-Балкарии.
Иногда местные службы сами устраивают рейды по зачистке обочин, но всё-таки обычно это связано с проведением дорожно-ремонтных работ. Как замечает Соколова, «дорожные рабочие щепетильны к таким вещам, поэтому они переносят, а не уничтожают памятники. Они воспринимают кенотафы как места со сложной историей».
В России считается, что кенотафы стоят на ничьей земле. Светлана, которая работает в ГИБДД, говорит, что ей ужасно не понравится, если кенотаф внезапно уберут, но их кенотаф устроен по всем правилам и стоит не на проезжей части. «Если кто культурно делает — их не трогают. Зимой дороги чистят, но сносят только те памятники, которые не вынесены за обочину».
Росавтодор, отвечающий почти за все федеральные дороги, сообщил «Батеньке», что ведомство не обсуждает легитимацию установки памятников жертвам ДТП родственниками пострадавших. На данный момент размещение тех или иных объектов возможно только с разрешения Федерального дорожного агентства, а кенотафы — вне закона. Поэтому Росавтодор оставляет за собой право убирать данные конструкции. В письме также сказано, что подведомственные Росавтодору региональные учреждения, в чьём оперативном управлении находятся участки федеральных трасс, убирают подобные памятники в рамках работ по содержанию вверенных дорог, и предупреждать родственников при этом «не представляется возможным».
Но попытаться зарегистрировать кенотаф всё равно можно. В том случае, если вы решили поставить памятник, помните, что его действительно лучше установить на расстоянии более одного метра от дороги. Оформить же его можно так, чтобы он не требовал ухода: например, ограничиться декоративными элементами типа ограды и не использовать для украшения искусственные цветы, которые потеряют свой вид уже через несколько месяцев.
Придорожные кенотафы в России
Вдоль любой проселочной дороги наши соотечественники могут видеть венки и памятные таблички – иногда на колышках, иногда на ветвях деревьев – в городской черте они тоже есть, но их относительно немного. Это придорожные кенотафы, памятники жертвам ДТП. Кенотаф как таковой – это надгробие без могилы, то есть мемориал человеку, который похоронен где-то в другом месте. В последние годы региональные и федеральные власти выдвигают множество запретительных инициатив в отношении придорожных кенотафов – это хороший повод разобраться в том, чем они являются, зачем существуют и кому мешают.
Что такое придорожный кенотаф
Несколько огрубляя, можно сказать, что придорожный кенотаф – это памятник без захоронения, сооруженный на обочине дороги друзьями или родственниками жертвы ДТП. На всякий случай отметим: некоторые люди все еще полагают, что под придорожными мемориалами есть могилы, а в этих могилах лежат мертвецы, но это не так: подобное захоронение по закону осуществить невозможно, а незаконное захоронение было бы быстро пресечено.
Придорожный кенотаф может быть всего-навсего венком, приставленным к стволу дерева, но может быть и целым обелиском, надгробием с фотографией умершего и датой катастрофы, а может оказаться и напоминающей языческое капище причудливого вида самоделкой из автомобильных шин, бамперов и других автозапчастей, приправленных иконами, венками и CD-дисками с песнями группы «Воровайки». Отечественные антропологи, исследующие феномен придорожных памятников, пишут об этих, а также многих даже более удивительных вещах.
На всякий случай отметим, что венки и кресты на обочине можно встретить во многих странах Европы – как минимум, Восточной: они в изобилии встречаются на дорогах Украины, Белоруссии, Румынии, Греции, Польши, Литвы и т.д. Однако отнюдь не везде они имеют тенденцию приобретать такой гротескный вид, как у нас.
Сегодня, в 2019 году, уже нелегко сказать, когда именно на территории стран СССР возникла традиция сооружать вдоль дорог памятники жертвам ДТП, однако, например, в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень», вышедшего на экраны в 1964, есть сцена, где герои останавливаются у одного из таких мемориалов и выражают почтение. Раз эта сцена была понятна современникам, то мы можем резонно предположить, что в массовом сознании жителей СССР 1960-х уже было закреплено представление о таком явлении. Однако несмотря на то, что традиции уже больше полувека, массовый характер она приобрела уже в перестроечные и последующие годы. Согласно исследованиям российских антропологов, из имеющихся на настоящий момент придорожных мемориалов большая часть возведена в 2000-е годы.
Почему кенотафы ставят вдоль дорог
Антрополог Анна Соколова и этнограф Евгений Софронов связывают это с тем, что в 1990-е и 2000-е во всех странах бывшего СССР наблюдался подъем духовных поисков, которые зачастую приводили людей не только в мировые религии, но и в секты, а также к изобретению альтернативных «народных» духовных практик, связанных с теми или иными религиями, но официально никакого отношения к ним не имевших. Так, в зависимости от региона, в РФ можно встретить придорожные кенотафы и с крестами, и с полумесяцами, хотя ни к христианству, ни к исламу эту традиция никакого отношения не имеет. Более того, как утверждают сами священнослужители, представление о том, что душа мертвого живет (или время от времени возвращается) на месте смерти, восходит к голливудским фильмам о призраках, а не к каким бы то ни было реальным религиозным догматам доминирующих ныне религий.
Единственная причина, по которой кенотафы устанавливают вдоль дороги, но не устанавливают на заводах, тротуарах или детских площадках – это то, что обочина пригородной трассы многими воспринимается как «ничейная» земля. Тот факт, что венки и памятные таблички могут провисеть на ветвях дерева десяток лет, как будто подтверждает это предположение. Более того: некоторые региональные поставщики ритуальных услуг и сопутствующих товаров нередко прямо предлагают сооружение придорожного мемориала как некоторую отдельную опцию, что позволяет сделать вывод: явление достигло в РФ такого масштаба, что изготовление именно придорожных памятников уже оформилось в целое самостоятельное направление коммерции. И потом: разве факт того, что в последние годы местные и центральные органы власти пытаются запретить придорожные мемориалы, сам по себе не доказывает, что всё это время они не были запрещены, а, следовательно, были разрешены?
В действительности все несколько сложнее. Говоря коротко, возведение придорожных кенотафов попросту никогда не было урегулировано законодательством РФ – и пока что таким и остается. Это значит, что на сам факт их возведения нет юридического запрета, однако и для их сохранения никакой правовой базы не существует. Иными словами, за установку венка или креста на обочине вас никто не накажет, но если местные жители их снесут или украдут, то и они никакой ответственности не понесут. То же самое касается случаев, когда коммунальщики уничтожают кенотафы, мешающие расширению дорог, прокладке коммуникаций или установке дорожных знаков: они имеют на это полное право, так как юридически этих памятников вообще не существует.
Кому и чем мешают кенотафы
Как нетрудно догадаться, существует множество доводов против установки траурных мемориалов на обочинах дорог. Во-первых, они отвлекают внимание водителей, так как многие из них – яркие и бросаются в глаза. Вопреки распространенному убеждению, венки и кресты на опасных участках трасс вовсе не способствуют тому, что проезжающие мимо водители якобы сбрасывали скорость и начинали вести автомобиль осторожнее. Соцопросы показывают, что большинство людей, увидев придорожный кенотаф, никаких действий не предпринимает, а некоторые отмечают, что их кенотафы просто раздражают. Это подводит нас к следующему аргументу: кенотафы создают дискомфортную атмосферу на дороге – далеко не каждому хочется через каждые две минуты видеть надгробия и другие напоминания о смерти, а дорожное движение в РФ, как известного, и без того вещь весьма стрессовая. В третьих и в-главных, устанавливая придорожные кенотафы, мало кто интересуется мнением жителей окрестных деревень и дачных поселков: а хотят ли они жить на кладбище?
Большинство людей предпочитает разглядывать надгробия в строго определенное время в специальном месте, а не видеть их из окна постоянно и в принудительном порядке. Что хуже, в РФ существует традиция устраивать ежегодные паломничества к придорожным кенотафам друзей и родных, что для местных жителей превращается в ежегодные поминальные вечеринки в непосредственной близости. Что еще хуже, у водителей существует традиция сигналить, проезжая мимо кенотафа, как бы выражая скорбь по усопшему. Если сложить все это вместе, то становится ясно, что жизнь в деревне вблизи опасного поворота федеральной трассы – и без того вряд ли радужная – благодаря придорожным кенотафам становится еще более стрессовой.
Возможно, вам будет интересно:
Кенотаф
Фальшивое надгробие или кенотаф устанавливается на кладбищенском участке или месте гибели усопшего. Его основной признак – отсутствие реального захоронения под ним. Возводят такое сооружение для возможности фактического поминовения умершего. Форма памятника при этом может быть любой – мемориальная плита, стела, крест или просто прикреплённый на столбе венок.
История кенотафа
Древнейшими кенотафами считаются псевдо-захоронения близ Варны (Болгария). Здесь при проведении археологических раскопок были обнаружены надгробия, под которыми были упокоены посмертные маски, а не людские останки.
В Древнем Египте обряд погребения совершался далеко от жилых кварталов – в пустыне. Достоверно не известно, отдавали ли животным на съедение трупы, сжигали или хоронили. После проведения обряда родственники устанавливали во дворе кенотаф. Теперь близкие могли почтить память дорогого им человека и совершить надлежащие обряды не удаляясь далеко за барханы.
Установку кенотафа в Древней Греции и Римской империи связывают с мистической составляющей. Считалось, что после своей смерти душа мёртвого продолжает жить на земле. Поскольку тело претерпевает процессы разложения, памятник на могиле становится её последним пристанищем. В отсутствие «своего» места духи умерших на поле битвы или в пути скитаются по свету и могут принести немало бед живым.
Уникальные беседки чатри – индийские кенотафы дошли до наших времён. Их устанавливали на месте посмертного сожжения правителей или видных политических деятелей. Сооружение могло быть круглой формы, квадратной, многогранной. Зодчие тех времён строили воистину воздушные беседки для пребывания в них душ умерших.
Современная практика такова, что захоронение проводят традиционно на кладбище, а кенотаф устанавливают на месте гибели человека.
Основные причины установления кенотафа
Что становится причиной сооружения кенотафа? Опишем наиболее распространённые причины.
Пропавшие без вести
Экстремальные виды спорта, служба в МЧС, МВД или ВС предполагают участие в рискованных операциях. Порой тела участвовавших в восхождении или боевых действиях найти не представляется возможным. По этой причине у родных теплится надежда на то, что человек всё ещё жив. Проходят года и уже становится понятной судьба близкого.
Известный кенотаф: Мемориальная плита близ Кармадонского ущелья. Согласно предварительным данным после схода ледника Колка погибло более 100 человек, среди которых была съёмочная группа Сергея Бодрова-младшего. Сами тела за два года поисков так и не были обнаружены, после чего спасательные операции были прекращены.
Развеянный прах
Известные люди нередко изъявляют при жизни свою волю быть кремированными, а прах чтобы был развеян в определённом месте. Фактически останки уносятся ветром или водой. Почитатели таланта умерших приносят свои цветы к воздвигнутым памятникам.
Известные кенотафы: Памятники Бернарду Шоу в Дублине (Ирландия) и Ниагара-он-да-Лейк (Канада), мемориальная доска в Мёльне (Германия), монумент в Кливленде (США, Огайо). После смерти прах великого писателя и его жены, умершей за 20 лет до этого, был развеян.
Захоронение в другой стране
Всемирная популярность приводит к тому, что многие страны желали бы иметь собственное захоронение известного человека. Или же у родственников попросту не хватает финансовых средств для транспортировки тела умершего в другой стране.
Известные кенотафы: Памятники первому космонавту Земли Юрию Гагарину установлены в Хьюстоне (США) близ бывшей штаб-квартиры НАСА, Ташкенте (Узбекистан), Неаполе (Италия) на территории Обсерватории Каподисменте, Никосии (Кипр) и десятке других городов. Останки Гагарина после авиационной катастрофы были кремированы, урна установлена в нишу Кремлёвской стены на Красной площади.
Перезахоронение
Современная мода на родовые захоронения приводит к перезахоронениям с одного кладбища на другое. В этом случае памятник на прошлом месте упокоения можно с полной уверенностью называть кенотафом.
Известные кенотафы: Прошлые могилы русского генерала Антона Ивановича Деникина на кладбище Детройта (США) и православном кладбище города Кесвилл (штат Нью-Джерси, США). Поскольку сам Деникин завещал похоронить останки в «свободной Росии», его дочь, Мария Антоновна, ходатайствовала перед В. В. Путиным о проведении погребения. Сейчас останки упокоены в Донском монастыре (Москва, Россия).
Перенесение надгробия
С приходом Советской власти во многих городах православные кладбища сравнивались с землёй, на месте бывших захоронений разбивали парки или строились жилые дома. Самые приметные надгробия свозились на один из центральных погостов. Иногда переносили и упокоенный прах.
Известные кенотафы: Памятники на Тихвинском кладбище Санкт-Петербурга, перенесённые с других кладбищ. На сегодняшний день сложно установить, какие из надгробий венчают реальные могилы, а какие из них являются кенотафами.
Где ставят кенотафы в наше время
Кенотафы чаще всего устанавливают в местах, где предполагается проводить поминовение умершему. Потому их нередко можно встретить:
Подобные опознавательные знаки имеют и практическое значение. Водитель, увидев прикреплённый на столбе ритуальный венок, невольно притормаживает на опасном участке дороги.
Кенотаф в российском законодательстве
Нормативными актами РФ определяется только установка мемориалов на местах массовых трагедий. На это выделяются деньги из местного или федерального бюджета, оговаривается участок, заказываются эскизы. При желании установить кенотаф в частном порядке близкие преставившегося обычно обращаются к представителям местных властей. Например, администрация кладбища как правило не позволяет высекать на памятнике личные данные неупокоенного на участке гражданина.
Порой обилие псевдо-захоронений становится предметом для обсуждения. Не всем понятно, зачем столько памятников или мемориалов посвящается одной личности. Заметим, что кенотафы предназначены в первую очередь для живых, чтобы те имели возможность помянуть дорогого им человека в удобном месте в любое время.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом:
Как появились пустые могилы кенотафы, И кому люди поклоняются на них
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
История кенотафов
Кенотафы сооружают в память о человеке или даже о нескольких людях. Такой памятник – курган, обелиск, гробница, склеп или что-либо похожее – считается надгробным. Однако останков того, кому посвящено сооружение, под кенотафом нет: либо они перемещены, либо их в этом месте никогда и не было.
Считается, что первые кенотафы появились еще в Древнем Египте, найти их нетрудно – это пирамиды-усыпальницы фараонов. Да, местом упокоения правителя такое массивное сооружение из камня, как правило, не являлось, больше того – порой для одного фараона возводилось несколько пирамид, тогда все, кроме одной, становились кенотафами.
Для человека античности правильные и полные ритуалы погребения были особенно важны. Но иногда получалось так, что тело умершего не удавалось найти – и тем не менее требовалось провести после его кончины все необходимые в таких случаях обряды. Тогда и появлялся кенотаф.
В переводе с древнегреческого «кенотаф» и означает дословно «пустая могила». Традиция проводить умершего в последний путь по всем правилам существовала и значительно раньше, и отсутствие тела в этом смысле не должно было мешать проведению существовавшей на тот момент церемонии. В 1972 году на территории Болгарии в городе Варна был случайно обнаружен древний могильник, датированный пятым тысячелетием до нашей эры. Помимо собственно захоронений, полных украшений из золота и керамики, в этом некрополе были обнаружены и пустые могилы, организованные так же, как и настоящие. Строго говоря, совсем пустыми они не были: внутри обнаружили глиняные головы-маски, так же украшенные золотом. Почему же ненастоящим покойникам были оказаны такие почести? Возможно, потому, что их тела по каким-то причинам были утеряны.
Разные культуры – разные кенотафы
В Северной Индии примерно пять столетий тому назад появилась традиция сооружать особенные памятники – чатри. В переводе с санскрита это слово означает «зонтик». Чатри представляют собой купола, опирающиеся на столбы – своеобразные «беседки» разных форм. Часто такие сооружения можно увидеть при дворцах и мавзолеях.
Поскольку согласно традициям индуизма тело после смерти предают не земле, а огню, чатри возводили на месте кремации богатых и влиятельных индусов. Эти «каменные зонтики» могут размещаться на земле или даже на крыше и служат напоминанием об умершем, а заодно – архитектурным памятником или его элементом.
Неудивительно, что среди кенотафов так много шедевров – ведь искренняя любовь к ушедшим соотечественникам всегда вдохновляла их современников на создание достойных памятников. Базилика Санта-Кроче во Флоренции стала местом упокоения многих – более трехсот – знаменитых итальянцев. Среди тех, кто захоронен в базилике – Галилео Галилей, Микеланджело Буанаротти, Никколо Маккиавелли. А вот «могила» флорентийца Данте Алигьери, представляет собой именно кенотаф.
Настоящим местом погребения автора «Божественной комедии» стала усыпальница в Равенне, и несмотря на то, что флорентийцы уже давно настаивают на передаче им праха великого соотечественника, отдать останки Данте для перезахоронения Равенна отказывается. Только масло для лампады в мавзолее, по традиции, ежегодно привозят из Флоренции.
А другой флорентийский собор, Санта-Мария-дель-Фьоре, стал местом размещения живописного, а точнее, стенописного кенотафа. Фреску с изображением английского кондотьера Джона Хоквуда заказали жители города после того, как останки знаменитого военачальника были переправлены в Англию для перезахоронения. Выполнил работу живописец Раннего Возрождения Паоло Уччелло.
Не только города выражают желание стать местом упокоения талантливых, известных людей, порой и сами знаменитости выражают желание быть похороненными в любимом городе. Но эту волю удается осуществить не всегда. Так случилось, например, с Мариной Цветаевой, которая мечтала найти покой на кладбище Тарусы, а умерла и была похоронена в Елабуге. В итоге в память о поэте Цветаевой появилось два кенотафа. Один – на том кладбище, где она нашла свое последнее пристанище (точное местонахождение могилы Цветаевой неизвестно), а второй кенотаф – большой камень с надписью – был установлен в ее любимом городе на берегу Оки.
История гибели супругов Исидора и Иды Штраусов, которые совершали путешествие на «Титанике» и отказались покинуть тонущее судно, тоже была отмечена кенотафом. Точнее, на том месте, где расположен памятник, Исидор все же нашел покой, а вот останки Иды так и не были обнаружены, поэтому для нее был установлен кенотаф. На кладбище в Бронксе состоялось символическое захоронение емкости с водой с места крушения «Титаника».
Что общего между венками на дорогах и факелом Статуи Свободы
Очень часто кенотафы возводят в память о погибших во время войн; в каждой стране есть свои объекты почитания, куда приходят люди поклониться близким, отдавшим свои жизни ради будущего страны. Первые лица государств совершают официальные церемонии. Например, в английском Уайтхолле после окончания Первой мировой войны был возведен памятник погибшим солдатам. Этот кенотаф посвящен тем воинам, чьи тела не были обнаружены или не были похоронены на родине.
Какими бы огромными ни были потери в войнах, какими бы многочисленными ни были памятники павшим в боях, существуют тип кенотафов, который распространен не меньше, чем надгробия погибшим солдатам. Это памятники тем, кто стал жертвой несчастных случаев, в первую очередь – дорожно-транспортных происшествий. Венки на дорогах, да и более основательные сооружения – это тоже кенотафы.
Именем одной из самых знаменитых жертв дорожных аварий – принцессы Дианы Уэльской – названа площадь, на которой находится ее кенотаф. Правда, история этого памятника началась задолго до гибели принцессы. Эта копия фрагмента американской Статуи Свободы – «горящего» факела – была установлена в 1989 году в знак дружбы между двумя державами на площади около моста Альма.
Неподалеку от этого места, в туннеле под Сеной, произошла авария, в которой погибла принцесса. Так сложилось, что факел стал местом паломничества тех, кто хотел бы поклониться памяти Дианы во французской столице. А потому и площадь получила впоследствии такое название.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: