Кетер что это значит
The SCP Foundation
Russian Branch
Рассказы по объектам
Теги | Поиск
© SCP Foundation Russia
Возрастное ограничение: 18+
Авторство: объекты, ru-объекты, рассказы Библиотеки
Класс «Кетер» присваивается тем объектам, которые проявляют явную и активную враждебность по отношению к человеческой жизни, цивилизации и/или пространству‑времени и способны вызвать значительные разрушения в случае нарушения условий содержания. Такие объекты должны быть каталогизированы, содержаться в соответствии с особыми условиями сдерживания и, если это возможно, уничтожаться.
Сама по себе враждебность по отношению к человеческой жизни не является причиной для присвоения объекту класса «Кетер». Класс «Кетер» показывает, что объект не только способен и пытается причинить вред жизни человека и цивилизации, но и то, что для предотвращения воздействия объекта необходимы обширные и сложные протоколы содержания, которым необходимо в точности следовать. Исследования в области нейтрализации объектов класса «Кетер» всегда имеют наивысший приоритет для Фонда.
Случаи, когда объекты класса «Кетер» поступают на содержание вместо нейтрализации сотрудниками Фонда, редки. Их можно разделить на три основные категории. Во‑первых, ряд объектов физически не может быть уничтожен в силу очевидной неуязвимости или аналогичных причин. Во‑вторых, существует определённый класс «Кетеров», имеющих большое тактическое значение для Фонда. В‑третьих, существует ряд объектов, нейтрализация которых угрожает нанести больший вред человечеству, чем сохранение в текущем виде.
«Кетер» (כתר) на иврите означает «корона»; это высший уровень сефирот в Каббале.
Примеры объектов:
Правило коробки: Если положить объект в коробку, убрать её подальше, и будут катастрофические разрушения со множеством жертв, то это, должно быть, «Кетер».
Классы объектов
Фонд присваивает классификацию объектам, которые он содержит. Выделяются четыре основных класса объектов. В некоторых случаях объект может получить промежуточный класс.
Содержание
Класс объектов SCP «Безопасный»
Классификация «Безопасный» присваивается объектам или субъектам, которые хранятся надёжно и эффективно. «Безопасный» может требовать определённых мер сдерживания, но это не значит, что ожидаются опасные ситуации. В противном случае (или по мере поступления дополнительной информации об объекте) классификация может быть пересмотрена.
Некоторые «Безопасные» — люди, гуманоиды или иные разумные существа. Чтобы предотвратить возможные травмы и/или смерти персонала Фонда SCP, взаимодействие с ними должно быть вежливым и профессиональным. Также должны приниматься во внимание процедуры их содержания.
С некоторыми «Безопасными» объектами разрешено контактировать любому сотруднику Фонда, причём в некоторых случаях независимо от уровня допуска, на другие же накладываются различные ограничения. «Безопасные» — единственные объекты, с которыми имеют право контактировать сотрудники с уровнем допуска O5, но только при соблюдении всех мер предосторожности.
Следует отметить, что классификация «Безопасный» не означает, что процедуры содержания не нужны. Многие такие объекты могут быть весьма опасными в определённых условиях. Важная черта «Безопасных» объектов это то, что их можно не опасаться при соответствующих процедурах содержания. Например, классификацию «Безопасный» можно было бы присвоить пистолету, ядерному оружию или полонию.
Правило Коробки: Если положить объект класса «Безопасный» в коробку и убрать её подальше, то ничего не произойдёт.
Класс объектов SCP «Евклид»
Классификация «Евклид» присваивается SCP-объектам, свойства которых не до конца поняты или же поведение которых невозможно предсказать. «Евклиды» не представляют такой же опасности для человечества, как объекты класса «Кетер», однако их содержание может быть связано с довольно большими трудностями.
Объекты класса «Евклид» могут быть использованы во благо Фонда SCP или человечества, однако в связи с их необычной природой подобное применение может иметь непредвиденные последствия. «Евклид» может быть реклассифицирован как «Безопасный», если удаётся понять механизм его работы или разработать меры содержания, полностью исключающие возможность проявления объектом его свойств. С другой стороны, существует вероятность и повышения класса объекта до «Кетера».
Объект класса «Евклид» можно сравнить с диким животным, которое может как напасть, так и пройти мимо.
Правило Коробки: Если положить объект класса «Евклид» в коробку и убрать её подальше, то поведение объекта предсказать невозможно.
Класс объектов SCP «Кетер»
Класс «Кетер» присваивается тем объектам, которые проявляют явную и активную враждебность по отношению к человеческой жизни, цивилизации и/или пространству‑времени и способны вызвать значительные разрушения в случае нарушения условий содержания. Такие объекты должны быть каталогизированы, содержаться в соответствии с особыми условиями сдерживания и, если это возможно, уничтожаться.
Сама по себе враждебность по отношению к человеческой жизни не является причиной для присвоения объекту класса «Кетер». Класс «Кетер» показывает, что объект не только способен и пытается причинить вред жизни человека и цивилизации, но и то, что для предотвращения воздействия объекта необходимы обширные и сложные протоколы содержания, которым необходимо в точности следовать. Исследования в области нейтрализации объектов класса «Кетер» всегда имеют наивысший приоритет для Фонда.
Случаи, когда объекты класса «Кетер» поступают на содержание вместо нейтрализации сотрудниками Фонда, редки. Их можно разделить на три основные категории. Во‑первых, ряд объектов физически не может быть уничтожен в силу очевидной неуязвимости или аналогичных причин. Во‑вторых, существует определённый класс «Кетеров», имеющих большое тактическое значение для Фонда. В‑третьих, существует ряд объектов, нейтрализация которых угрожает нанести больший вред человечеству, чем сохранение в текущем виде.
«Кетер» (כתר) на иврите означает «корона»; это высший уровень сефирот в Каббале.
Правило Коробки: Если положить объект класса «Кетер» в коробку и убрать её подальше, то впоследствии непременно начнутся разрушения и массовая гибель людей.
Класс объектов SCP «Таумиэль»
Правило Коробки: Если объект и есть коробка, то это, не иначе, «Таумиэль».
В данный момент в игре отсутствует какой-либо объект данного класса.
Кетер
Кетер (др.-евр. כתר, KThR, букв. «Венец«, «Корона«) — первая, наивысшая сефира Древа Жизни, соответствующая числу 1.Слово כתר происходит от глагольного корня, означающего «окружать». Венец, обрамляющий голову, символизирует царскую роль данной сефиры, которая управляет всеми Божественными эманациями и из которой, как считается, все они и вышли. То, что Венец расположен «над головой», обычно трактуется как то, что эта сефира лежит вне пределов понимания разума, так как она наиболее близка к Божественному миру. Именно с этой сефиры начинается Божественное мироздание, а потому она является не только Венцом Древа Жизни, но и Божественным семенем творения, корнем всего сущего. Именно в ней зарождаются Божественные энергии, которые затем проявляются в остальных сефирот. Древо Жизни растет не с корня, а с вершины. Понять такое простым человеческим разумом невозможно. Это лишь можно выразить образным, символическим языком.
И подобно тому, как между семенем и небольшим ростком дерева разница гораздо больше чем между небольшим ростком и взрослым деревом, Кетер принципиально отличается от всех остальных сефирот. Это не раскрытие Божественного света, но скорее потенциал, который должен быть раскрыт.
Содержание
Комментарий к «Сефер Йецира»
В 1642 году писатель и гебраист, крещеный еврей Иоганн Стефан Риттангель издал текст «Сефер Йецира» и опубликовал комментарий к нему, который был основан на более древних каббалистических источниках. Описание сефирот (называемых в нем путями) в этом комментарии имеет глубокий эзотерический смысл и часто приводится в книгах, рассказывающих о Древе Жизни. О сефире Кетер в нем говорится так:
Первый путь именуется Восхитительным или Сокровенным Разумом (Наивысшим Венцом), ибо он есть Свет, дарующий возможность постичь то Первоначало, которое не имеет начала, и он же — Первозданная Слава, ибо проникнуть в его суть не дано никому из сотворенных.
Число
Кетер — это первая сефира Древа Жизни. Макгрегор Мазерс так писал об эзотерическом значении единицы:
В этом числе скрыты остальные девять. Оно неделимо и не поддается самоумножению: разделите единицу на саму себя — она останется единицей; умножьте единицу на саму себя — она по прежнему останется единицей и нисколько не изменится. Таким образом, число 1 — подобающий символ великого неизменного Отца всего сущего [1].
Число 1 символизировало тождество, равенство, бытие и сохранение.
Магические образы
Магическим образом Кетер является «престарелый бородатый царь, обращенный в профиль».
Титулы Кетер
Сефира Кетер имеет множество титулов, которые используются в каббалистической литературе. Как правило, эти титулы подчеркивают то или иное важнейшее свойство данной сефиры. К титулам, подчеркивающим изначальность и вечность Кетер, можно отнести такие как: Ветхий Днями (Деньми), Бытие Бытий, Древнее Древних, Пресвятой Древний, Древний. К титулам, подчеркивающим всеохватность и непостижимость Кетер, можно отнести такие, как: Непостижимая Высота, Сокровенное Сокровенных (или Тайное Тайных), Всевышний, Сокровенное Чудо (Mirum occultum), Наивысший Венец. Сюда же следует отнести и титул «Хошех» (Тьма), который указывает на непознаваемость Бога. Так как Кетер является семенем Древа Жизни, во многие ее титулы входит слово «точка», например: Малая Точка, Однородная Точка, Первозданная Точка, Точка в Круге. Иными титулами Кетер являются также Аминь, Белая Голова, Голова, Голова, которой нет, Длинный Лик, Длинный Нос, Щедрый Податель, Lux interna (лат. «Внутренний свет»), Lux occulta (лат. «Сокровенный Свет»), Lux simplicissima (лат. «Простейший Свет»).
Божественные имена
Божественное имя Кетер — אהיה, которое произносится как «Эхейе» и обычно переводится как «Я», «Я пребуду», «Я стану» или «Я есмь». Как сказано в Книге Исход, именно им называет себя Бог, когда обращается к Моисею из неопалимой купины:
И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я ЕСМЬ ТО, ЧТО Я ЕСМЬ [2]. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Я ЕСМЬ послал меня к вам [3] (Исх. 3:13—14).
Полный вариант этого имени אהיה אשר אהיה (AHIH AShR AHIH) — «Я есмь то, что Я есмь», также можно перевести как «Бытие Бытий» или «Сущее Сущих».
Архангел
Каббалисты считают, что первым из всех существ был сотворен Метатрон (מטטרון). Он появился, когда Бог произнес Свое первое слово. Метатрон является архангелом Кетер. Но он властвует не только над этой сефирой, но и над всем Древом Жизни. Так как «Кетер пребывает в Малкут, Малкут же — в Кетер, но иным образом», то Метатрон считается архангелом не только первой (Кетер), но и последней (Малкут) сефиры [4]. Метатрона часто называют «Князем Божественного Лика», подразумевая, что он — единственный из ангелов, кто может смотреть в лицо Богу. Помимо определения Метатрона как первого творения Бога, существует и другая версия его происхождения, изложенная в апокрифических «Книге Еноха» и «Книге Небесных Дворцов». Согласно этим текстам, Метатрон — это праведник Енох, вознесенный Богом на небо. Библия говорит о нем: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» [5].
Ангел
Ангелами сефиры Кетер являются «Хайот ха-Кадош» (חיות הקדש), что означает «Святые животные». Это единственные существа, способные жить в чистой святости, — в непосредственной близости к Престолу Вечного. Подразумевается, что это керубимы (или сфинксы) из видения пророка Иезекииля и Откровения апостола Иоанна, те самые Телец, Лев, Орел и Человек, которые поддерживают «Меркаву» — Колесницу Божественного Престола.
Мировая чакра
Сефира Кетер имеет земную чакру, которая называется «Рашит ха-Гилгалим» (ראשית הגלגלים), что означает «начало вращения» или «начало вихревых движений», «первые вихри».
Духовный опыт
Духовный опыт первой сефиры Кетер — это наивысший опыт, который только может получить человек, — опыт «Единения с Богом». Это цель и завершение всей нашей магической и мистической работы.
Добродетель\порок
Добродетель Кетер — «Завершение Великого Делания» — вполне логично соответствует ее духовному опыту («Единению с Богом»). Именно завершение Великого Делания (Magnum opus) [6] приводит человека к соединению и отождествлению с Богом.
Магическое орудие
Как уже было сказано, слово «Кетер» означает «Венец». Как писал Алистер Кроули, «Венец Мага — это символ Завершения его Работы» [7].
Символы
Символами Кетер считаются Венец (как ее название и магическое орудие), точка или точка внутри круга (как источник света, изливающегося на все Древо Жизни) и свастика (как олицетворение порождающих первичных вихрей).
Степень посвящения
В системе Герметического ордена Золотой Зари, действовавшего в конце XIX века в Великобритании, и в системе ордена A.’.A.’. [8], созданного Алистером Кроули в начале XX века, магическая степень того, кто достигал уровня Кетер, называлась «Совершеннейший» (Ipsissimus), 10°=1°. Эти два числа обозначают положение данной степени на Древе Жизни. После первого числа ставится надстрочный круг, после второго — надстрочный квадрат. В буквальном переводе с латыни слово «Ipsissimus» означает «наисамейший», то есть реализовавший свою собственную суть в полной мере.
Боги различных традиций
По своим функциям сефиру Кетер можно сопоставить с Отцом Богов, бесконечно далеким от людей, сотворившим как этот мир, так и своих младших божественных помощников.
В философии индуизма с Кетер можно соотнести Парабрахмана, являющегося верховным духом, превосходящим все сущее. Из богов древнеегипетской религии с Кетер можно сопоставить Птаха — Верховного Бога. В древнегреческом пантеоне Кетер — это Зевс как основатель династии олимпийских богов и верховный бог. Как предупреждает Кроули, «этот Зевс — Высшее Единство, которое не следует путать с Зевсом-сыном Кроноса» [9].
Цвета в четырех мирах
Цвета Кетер во всех четырех проявленных каббалистических мирах представляют собой изменения белого сияния, которое испускает эта Божественная эманация. Как указывает Джон Боннер,
В мире Ацилут этой сефире соответствует Сияние само по себе — не цвет, а духовная сила света, абсолютная, чистая и ничем не омраченная. Цвета Кетер в мирах Брия и Йецира одинаковы: «чистое белое сияние». Эпитеты «чистое» и «белое» подразумевают, что в мирах творения и формирования изначальное бескачественное сияние уже обретает немного более «осязаемые» свойства. Но на оптическом уровне свет, идущий от Кетер, начинает восприниматься только в мире Асия — мире материальных форм: здесь этой сефире соответствует белый цвет, испещренный золотом. Здесь белый цвет «являет взору физическое совершенство Кетер», а вкрапления золота намекают на опосредующее влияние Тиферет [10].
Орден Восточных Тамплиеров
Ordo Templi Orientis
Ложа Убежище Пана
Pan’s Asylum Lodge
Орден Восточных Тамплиеров
Ordo Templi Orientis
Кетер, первая сфера
Название: KThR, Кетер («Венец»)
Божественное имя: AHIH, Эхейе («Я есмь»)
Архангел: MIThTHRVN, Метатрон («Князь ликов»)
Ангельский чин: ChIVT HQDSh, Хайот ха-Кадош («Святые животные»)
Астрологическое соответствие: RAShITh HGLGLIM, Рашит ха-Гилгалим («Начала вращений» или «Перводвигатель»)
Соответствие в Таро: четыре Туза.
Стихия: Воздух.
Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Первый путь именуется Восхитительным или Сокровенным Разумом, ибо он есть Свет, дарующий возможность постичь то Первоначало, которое не имеет начала, и он же — Первозданная Слава, ибо проникнуть в его суть не дано никому из сотворенных».
Магический образ: проступающие сквозь ослепительно-яркий свет неясные очертания человеческого лица, обращенного в профиль и глядящего вправо от зрителя. Невозможно различить никаких подробностей; непонятно даже, мужское это лицо или женское.
Дополнительные символы: точка, венец.
Дополнительные названия: Макропрозоп («Великий лик»); Аминь; Первозданная Точка; Голова, которой нет
Цвета: в мире Ацилут — чистое сияние, в мире Брия — сверкающе-белый, в мире Йецира — сверкающе-белый, в мире Асия — белый, испещренный золотым.
Соответствие в микрокосме: Йехида, духовная сущность «я».
Соответствие в физическом теле: область над теменем.
Степень посвящения: 10=1, Совершеннейший.
Негативная сила: нет (см. Даат).
В каббалистическом путешествии мага вверх по Древу Жизни десять сефирот служат главными вехами на пути, отмечающими ступени восхождения и перемены в танце энергий. У каждого из этих «верстовых столбов» — свой особый характер. Каждый из них ставит перед магом свои особые задачи и дает возможность обрести особые дары. И каждого из них можно достичь различными путями и на разных уровнях.
С одной точки зрения, первая сефира — это попросту последняя и наивысшая из всех этих стадий работы. Но в другом, более глубоком смысле Кетер нельзя поставить в один ряд ни с одной из остальных сефирот. Сферы, лежащие ниже Кетер, — это промежуточные этапы пути, а Кетер — конец путешествия. Схожим образом, если рассматривать Древо не как Путь Искупления, а как Путь Творения, Кетер тоже играет уникальную роль, на которую не может претендовать ни одна из прочих сефирот: именно в Кетер зарождается весь комплекс энергий, которые затем проявляются и преображаются в остальных сферах. Все силы и все взаимосвязи на Древе исходят из Кетер, зависят от Кетер и возвращаются в Кетер.
В то же время, рассматривать Кетер всего лишь как совокупность всех остальных сфер и путей было бы ошибкой. Вообще рассматривать Кетер как что бы то ни было — ошибка. Всякая мысль и всякое восприятие произрастают из различий: понятие цвета, например, не имело бы смысла, если бы все сущее во вселенной было всегда и неизменно окрашено в один и тот же оттенок зеленого. А в первой сефире нет никаких различий, и потому мысль и восприятие на этом уровне невозможны.
Таким образом, уровень сознания Кетер можно охарактеризовать как достижимый, но не постижимый на опыте. А достичь его — это, собственно, и значит перейти от опыта каких бы то ни было переживаний к чистому опыту как таковому. Любое взаимодействие с Кетер подобно попыткам решить математическую задачу, главная переменная которой равняется бесконечности. Решить такую задачу возможно, но ответ на нее останется бессмысленным с точки зрения обыденного человеческого восприятия.
Из-за этого может показаться, что Кетер совершенно оторвана от обычного мира, в котором маги, как и все люди, проводят большую часть своей жизни. Но это тоже иллюзия; и для того, чтобы раскрыть потенциал первой сефиры, необходимо понять, каким образом уровень опыта и сознания, соответствующий Кетер, соотносится с повседневной жизнью.
Кетер и Малкут — это вершина и корень Древа Жизни, и, следовательно, части единого континуума. И то, и другое — определенные состояния сознания, определенные способы взаимодействия человека со вселенной. И то, и другое — сферы символические. В наши дни, как и в древности, многие склонны полагать, будто труднодостижимые состояния сознания, как те, что соотносятся с Кетер, более «истинны» в духовном отношении, нежели обыденное состояние Малкут. Но это верно лишь в узком и частном смысле. Опыт высших состояний сознания открывает более широкие возможности для подхода к любому данному переживанию, и те явления, которые, с точки зрения Малкут, бессмысленны или малозначимы, на этих высших уровнях могут приобретать важнейшее значение. Но все же ни одна из этих точек не «истинна». Все они остаются лишь символическими выражениями некой абсолютно непостижимой реальности — различными ее отражениями в зеркале сознания.
В этом, пожалуй, и заключается главный урок первой сефиры. Если есть один конец спектра, должен быть и второй; говорить о единстве — значит, подразумевать, что существует и многообразие. И в данном отношении Кетер и Малкут рождаются друг из друга и зависят друг от друга.
При этом один из широко известных каббалистических афоризмов намекает на то, что эта взаимозависимость устроена не так просто, как кажется на первый взгляд. «Кетер пребывает в Малкут, — гласит этот афоризм, — а Малкут — в Кетер, но иным образом». Каждая из двух этих сфер заключает в себе вторую, но каждая — по-своему. В единстве Кетер бесчисленные отдельные объекты Малкут пребывают как потенциальные возможности в пределах нерасчлененного единства, а в разнообразии Малкут высшее единство Кетер пребывает как «объект», заключающий в себе все прочие объекты. Если прибегнуть к языку западной теологии с типичным для нее материалистическим подходом, то это единство можно назвать «Богом», и тогда Бог окажется отделенным от Творения. С точки зрения Малкут это будет правильно и уместно. Если же воспользоваться категориями восточных мистических традиций, склонных игнорировать точку зрения Малкут, то упомянутую отделенность придется объявить иллюзией; и это будет правильно и уместно с точки зрения высших сфер, которым в восточных учениях отводится центральное место.
Но для мага-каббалиста обе эти точки зрения (так же, как и любые другие) в равной мере и верны, и неверны, и уместны, и неуместны. Каждой из них находится свое применение; у каждой есть свои сильные и слабые стороны. Нет ничего «истинного» в абсолютном смысле этого слова. И если мистики многих традиций отвергают всё ради преображающего опыта «просветления», то маг рассматривает этот опыт всего лишь как одно из многих возможных состояний сознания, в одних ситуациях ценный, а в других — не особенно. Кроме того, маг — в отличие от некоторых мистиков — отдает себе отчет, что бывают такие обстоятельства, в которых наилучшую линию поведения подсказывает самая приземленная форма сознания, самая близкая к Малкут.
В каббалистической традиции с Кетер связывается больше символов и образов, чем с любым другим элементом Древа Жизни. Это может показаться странным, учитывая что природа Кетер, как уже было сказано, совершенно недоступна человеческому восприятию. Но избыток символических соответствий — это как раз признак слабости, а не силы символической системы. Когда маленький ребенок играет в снежки, он старается запустить как можно больше снежков во все стороны, в надежде, что в кого-нибудь случайно да попадет. И точно так же пытались «хоть во что-то случайно попасть» целые поколения каббалистов, не знавших, как подступиться к первой сефире.
Первое из этих символических соответствий — название сефиры: Кетер, что значит «Венец». Отчасти это можно понимать как указание на теменной энергетический центр, соответствующий Кетер в человеческом теле, отчасти — как игру слов, намекающую на связь между Кетер и Тиферет: венец или корона — это, среди прочего, то, что находится на голове царя. Но в магической традиции этому названию отводится еще одна важная функция, связанная с глубинной символикой посвящения.
В религиозной живописи и мифологии многих культур святые люди и сверхъестественные существа нередко изображаются с сиянием вокруг головы, иногда принимающего форму огненного ореола, а иногда — лучей, исходящих из лба и напоминающих рога. Две эти формы можно соотнести с двумя версиями мифа об «умирающем боге» и, таким образом, с двумя различными подходами к посвящению — подходами, которые во многих современных традициях благополучно совмещаются друг с другом в рамках единой посвятительной систем. Частные особенности этих систем нас здесь не интересуют, но описываемый результат — частью физическое, частью нефизическое сияние вокруг головы — некогда послужил причиной, по которой одной из регалий священного Царя стала корона. Вначале она была призвана скрывать этот сияющий ореол, позднее превратилась в его замену, но и после того, как институт царской власти утратил свой древний священный смысл, корона сохранила прежнюю форму: круглый обруч и исходящие из него лучи зубцов. Таким образом, она остается вполне уместным символом духовной власти и напоминанием (особенно важным для тех, кто работает с Кетер) о разнице между видимым и реальным.
Божественное имя Кетер помогает проникнуть в суть этой сефиры гораздо глубже. Это имя, AHIH, «Эхейе», представляет собой (подобно Тетраграмматону) одну из форм древнееврейского глагола со значением «быть». Однако Тетраграмматон — это древняя форма, точное значение которой забылось, тогда как с именем AHIH никаких подобных неясностей не возникает. Оно означает попросту «Я есмь».
«Я есмь». Вы только вдумайтесь в смысл этого утверждения! В библейской мифологии именно это свое имя Бог открыл Моисею на горе Синай; таким образом, это не просто условное человеческое обозначение Наивысшего, а описание, которое Наивысшее дает Себе Самому. И, кроме того, это единственное точное утверждение, которое можно сделать относительно Кетер. Сказать, об этой сефире, что «она есть», нельзя: до тех пор, пока «я» и «он/она/оно» остаются отделенными друг от друга, говорить о достижении уровня сознания Кетер не приходится. В единстве нет ничего, кроме единства.
В этом высочайшем из Имен заключен и другой важный смысл. На протяжении всей этой книги мы постоянно возвращались к вопросу о разнице между символом и реальностью, между тем, что доступно восприятию, и тем, что существует в действительности. С той точки зрения, которой мы до сих пор придерживались, наше собственное сознание находится по одну сторону стены, разделяющей символ и реальность, а все, что мы пытаемся воспринять при помощи этого сознания, — по другую сторону. Этот привычный образ мыслей полезен и удобен, но из-за него мы упускаем из виду одно важное обстоятельство.
Все, что мы можем познать, — это лишь символы; но, в то же время, каждый символ есть отражение чего-то реального. И это относится не только к объектам восприятия, но и к самому человеческому сознанию как таковому. Мы не можем познавать самих себя непосредственно — как не можем познавать непосредственно и любой другой объект. Но при этом во всем, что мы узнаём о своем собственном сознании, отражается некая часть непостижимой реальности, пребывающей за пределами вселенной нашего опыта. И, таким образом, имя AHIH — это единственное истинное утверждение, которое каждый из нас может сделать о самом себе.
В буквах этого имени тоже заключены свои уроки: AHIH — это рождение творящей диады YH (IH) из тех энергий (H), которые исходят из Непроявленного (А). Таким образом, имена AHIH, YH и YHVH ALHIM, имена Высшей Триады, суть трехэтапное развитие той творящей двоицы, которую символизирует Тетраграмматон. Ниже Бездны они отражаются в трех других именах — AL, ALHIM GBVR и YHVH ALVH VDAaTh, трехэтапном развитии того многообразия бытия, которое символизирует имя ALHIM.
Архангел Кетер — Метатрон, Князь Ликов, с которым мы уже встречались в предыдущих разделах. Древняя и отчасти еретическая традиция в иудаизме приписывает этому архангелу титул «Младший YHVH» и роль «второго после Бога». Оба эти толкования, так же как и само имя «Метатрон», восходят к образу бога-спасителя Митры, которому поклонялись персы, освободившие евреев из вавилонского плена. Согласно другим преданиям, Метатрон приводит прочих ангелов «пред лице Господа», чем и объясняется его обычный титул, «Князь Ликов». Как мы помним, Метатрон, наряду с Сандальфоном, соответствует также сефире Малкут, и в этом — еще одно указание на связь между наивысшей и наинизшей сферами. Как соответствие Кетер в мире Брия Метатрон может олицетворять чистое воспринимающее сознание, не подвластное никаким ограничениями, свободное и от силы, и от формы.
Ангельский чин Кетер — Хайот ха-Кадош, или «Святые Животные». Это четверо составных существ. У каждого из них — шесть крыльев (намек на связь с Тиферет) и четыре головы: человеческая, орлиная, львиная и бычья (соответствующие Керубим как ангелам Йесод, а также четырем стихиям Малкут). Как соответствие Кетер в мире Йецира эти ангельские сущности олицетворяют союз чистого бытия с чистым сознанием, заключающий в себе семя Тетраграмматона и, следовательно, всего космического танца силы и формы, представленного в образе Древа.
Проявление Кетер в мире Асия, то есть астрологическое соответствие первой сефиры, называется «Рашит ха-Гилгалим» — «начала вращений». В средневековой геоцентрической астрологии самая дальняя от Земли небесная сфера называлась primum mobile, или «перводвигатель», и считалась причиной движения всей системы небес. Этот символ подчеркивает роль Кетер как начала всего сущего, источника всех энергий Древа.
Самый важный из оставшихся символов первой сефиры — ее описание в приложении к «Сефер Йецира». И, как обычно, оно заводит нас в густые дебри каббалистического учения. Стоит отметить, что здесь, в описании сферы, лучшим определением которой служит единство, используются два различных названия и рассматриваются целых четырех различных проявления. Парадокс? Разумеется; но основные составляющие этого парадокса мы уже рассмотрели выше.
Кетер описывается здесь как свет, дарующий возможность постичь Первоначало; и как Слава, проникнуть в суть которой не дано никому из сотворенных. В качестве света, наиболее универсального из всех символов духовного пробуждения, Кетер управляет всем Путем Искупления в целом; в качестве Первоначала она проявляется как источник Пути Творения; ее Слава — это ее влияние на все остальное Древо; и, наконец, ее суть — непостижимая самодостаточность. Как сила, формирующая все остальные уровни опыта, она именуется Восхитительным Разумом, а как наивысший и непостижимый уровень — Сокровенным Разумом. Так что в целом все это изобилие символов не пропадает втуне: основные аспекты первой сефиры здесь охарактеризованы настолько полно, насколько это вообще возможно.
Указанные в таблице дополнительные символы и названия Кетер — это лишь малая часть гораздо более обширных подборок, которые приводятся во многих руководствах по каббале. Многие из подобных символов и названий связаны с библейской мифологией, игравшей столь важную роль в работе ранних каббалистов, но в современной практике магической каббалы применение находится далеко не всем из этих соответствий. Здесь мы ограничились теми, которым такое применение найти можно. В символике Древа Жизни Кетер — это вершина, начало и конец; это Сфера Сфер; и это символ непостижимой реальности — впрочем, символ условный и неточный. Это всему голова — но не вполне. Над Кетер расположены еще три Завесы Непроявленного: Айн Соф Аур (Беспредельный Свет), Айн Соф (Беспредельное) и Айн (Ничто). Эти неясные образы не подлежат толкованию: они и должны оставаться неясными. А за ними, в свою очередь, скрывается та реальностью, познать которую не удастся никому и никогда, но именно она и есть истинная вершина, истинное начало и конец.
Перевод © Анна Блейз, 2013